Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Евангелие о Закхее

Дорогие братия и сестры!Отрывок изЕвангелия, которое мы сегодня слышали во время Божественной литургии, повествует об удивительной встрече Закхея и Христа, которая произошла в городе Иерихоне. Многие из стоящих здесь прихожан нашего храма во время паломнической поездки на Святую Землю были в том месте, где Закхей встретился с Господом. Дерево, на которое влезал Закхей, хоть и безжизненное, но до сих пор сохраняется, и, смотря на него, можно более образно и детально представить себе, как происходила эта необыкновенная встреча.

Закхей был богатым человеком, начальником мытарей в этом городе, которые собирали подати с порабощенного римлянами народа израильского. Как все госчиновники во все времена — нет ничего нового под солнцем, как во времена Христа, так и сейчас — они собирали намного больше, чем положено, и сами не бедствовали, были богатыми людьми. Обратите внимание, как истинно и верно Евангелие на все времена, в какое бы время, в каком бы веке мы ни жили, оно справедливо свидетельствует о тех грехах и страстях, которые овладевали умами и сердцами людей.

Итак, мытарь был богатым человеком, служил чиновником римской власти, в общем-то, предавая свой народ и обирая его, потому что ни для кого не секрет, что мытари собирали намного больше, чем было положено. Поэтому Иоанн Креститель, когда приходили к нему в пустыню мытари, как представители класса чиновников, говорил им: никогда не собирайте больше, чем вам положено, чем написано в реестре; никогда не берите большего, и спасётесь.

Это очень сложная заповедь и добродетель, почти неисполнимая, практически нереально её исполнить, потому что уж очень она тяжела. А этот мытарь, именем Закхей, был особенный. Его душа ещё не очерствела. Он занимался  фактически грабежом своего народа, но совесть ещё не истлела в этом человеке. Поэтому, когда он услышал, что в их город приходит Христос, молва о Котором распространилась везде по Палестине, он возымел в своём сердце пламенное желание непременно увидеть этого величайшего Учителя, Пророка, Проповедника, хотя бы взглянуть на Него издалека. Это желание увидеть Христа исходило от неспокойной совести, от совести, которую поразил грех, но которая была ещё жива и искала иной жизни, искала освобождения от этого греха и встречи с Господом.

Редко так бывает в жизни людей. Обычно, когда человек дорвётся до земных благ, его совесть спит. А если не сразу засыпает, то её божественного голоса никогда не слушают. Но Закхей был ещё не мёртвым душой человеком, он искал иной жизни. У него был один физический недостаток — он был очень маленького роста, и за народом ему нереально было бы увидеть Господа. И тогда, чтобы увидеть Христа, он предпринимает следующее. Он просчитал, где пойдёт Христос, куда ведёт эта дорога, по которой Он идёт, забежал вперед и, чтобы толпа народная не заслонила Христа от его очей, взбирается на ближайшее дерево и ждёт, когда Господь подойдёт к этому месту, чтобы хотя бы издали посмотреть на Него, посмотреть на Человека, Который живёт иными ценностями, проповедует для народа другие идеалы жизни.

 Господь знал, как Бог и сердцеведец, о той перемене в сердце Закхея, которая зрела в его душе. Поэтому, когда Он поравнялся с этим деревом, со смоковницей, на которой сидел Закхей, остановился и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя дома». Об этом Закхей и не мечтал, он хотел только посмотреть на Господа и довольно было бы с него. Но так драгоценна, наверное, была в очах Господа  эта перемена в душе и в сердце Закхея, так это редко бывает в сердцах чиновников и прошлых, и нынешних, что Господь не только остановился возле него, но и пожелал войти в дом его, чтобы засвидетельствовать особую милость к этому человеку.

Закхей совершил настоящий подвиг. Он всем известный человек в городе, которого иные боялись, другие презирали, но все знали и все считались с его положением и должностью. А здесь, презирая народную молву, не обращая внимание ни на кого, он взбирается, как ребёнок, на дерево в своей, очевидно, солидной, почтенной одежде, которую носили иудеи и мытари. Как он смотрелся в глазах народа, представитель власти народной, взобравшись на дерево, как ребенок, или, лучше сказать, как обезьяна? Конечно, он видел и чувствовал эти усмешки народа, которые увидели грозу их мирной жизни на дереве, который залез, чтобы увидеть Христа.

Этот беспримерный поступок Закхея очень важен, поэтому не был оставлен без внимания Господом. И для нас с вами, для каждого из нас это наставление и жизненный урок. Как часто мы с вами, дорогие братия и сестры, подстраиваемся под мнение толпы. Начинается это, может быть, если не с детского садика, так со школы точно. Лет с двенадцати-тринадцати детей уже не интересуют их сверстники, одноклассники, а интересует, что делается там, за углом, где курят десятиклассники. И с кем-то из старших всегда хочется общаться, дружить. Стараются быть, как говорят сейчас, на тусовках, где ребята постарше, повзрослее, в компании расхлябанной, разболтанной, нагловатой, с ними хочется заодно быть, чтобы скорее повзрослеть. Но проходит эта школьная эйфория, дурь, потом начинается жизнь более-менее взрослая: студенческие годы, армия. В армии это совершенно показательно: как  курить или делать что-нибудь беззаконное, так все, чтобы не отличиться, чтобы быть заодно, тогда в  душе возникает какое-то мнимое спокойствие. В студенческой среде то же самое: то что-нибудь новенькое открывается, то марихуану привезёт какой-нибудь студент из южных стран, то какая-нибудь молодежная тусовка, то дискотека суперинтересная, обязательно ночная, или игровые автоматы, или клуб — и все обязательно туда стремятся. Потому что если не пойдёшь, то будешь чувствовать себя несовременным, «белой вороной», будешь чувствовать на себе усмешки сверстников.

Проходит студенческая жизнь, наступает взрослая. И что вы думаете? Это мнение толпы и здесь главенствует. Чуть коснись чего, какое-то событие в жизни страны или города, и здесь толпа, которая искусно всегда управляется и кем-то куда-то всегда ведется. Достаточно вспомнить начало XX века, предреволюционное время в нашей России, или другое время, постперестроечное, всё равно есть толпа с общим мнением, которое кем-то формируется и финансируется и к которой многие люди пытаются всегда пристать, присоединиться, чтобы не чувствовать себя каким-то ущербным человеком.

Это мнение толпы всегда очень греховное, и задача христианина — никогда не сливаться с греховной толпой, а всегда противостоять ей, всегда быть со Христом. Не с безумной толпой, которая сегодня кидается в одно увлечение, за одно голосует или протестует, а завтра за другое, а иметь своё мнение, которое выверено и которое единообразно с мнением Церкви и с мнением  и учением Христа. Чтобы человек был не как трость, ветром колеблемая — куда подует ветер, туда и наклоняется, а чтобы иметь свою укоренённость во Христе, глубину непоколебимую. Например, идёт куда-то молодежь на какие-то совершенно глупейшие и греховные встречи, надо иметь своё мнение, надо помнить советы, просьбы и наставления матери и отца своих и во взрослой жизни. Не так, как мнения, которые формируют многочисленные средства массовой информации типа «Московского комсомольца» и прочие похабные современные газеты, а знать и отстаивать своё мнение, свою позицию, выверенную по Евангелию. Вот такая позиция спасительна и достойна христианина.

И пример этому мы видим в поведении Закхея. Нам до него далеко в плане общегородской известности, мы с вами не мэры, ни главы администраций, и подвиг, который если мы совершим, в своей жизни будем иметь своё мнение, а не растворимся в толпе, как сахар в стакане, не будет таким, как совершил Закхей. Это будет меньший подвиг и меньшее дело. Надо постараться хотя бы немного, в каких-то малейших поступках жизненных соблюдать всегда верность Христу. Этому нас учит Закхей.

Далее, дорогие братия и сестры, Закхей сподобился принять Христа в свой дом. Очень примечательно совпадение желаний Закхея и Господа. С одной стороны, Закхей искал Христа и приложил труд, чтобы увидеть Его. Но ведь первым-то заметил и обратился к нему Господь. Закхей не звал, не дерзал позвать Господа, не дерзал с Ним заговорить. Господь Сам остановил-ся у дерева и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя дома».  Господь всегда видит обращающееся к Нему сердце в молитве — в горе, в нужде.

И пусть никто никогда не дерзнёт обвинять Господа, что Он не слышит, что Он не знает, что Он ничего не делает, что какие-то несправедливости и беззакония творятся в мире, и Бог не вмешивается в них. На примере этого Евангелия мы видим, что Господь всегда спешит туда, где о Нём думают, где помнят Его, где молятся и обращаются к Нему. Поэтому пусть никакая скорбь, никакая сложная житейская ситуация никогда не омрачает вас, а укрепляет в вере, что Господь именно в таких ситуациях больше всего слышит и ближе всего находится к каждому из вас. Когда ищут Господа, Он всегда пребывает рядом с человеком. И как Закхей сподобился принять Его в свой дом, так и каждый христианин должен считать за счастье и всегда стремиться принять Господа в свой дом. Как может Господь находится в вашем доме? Через святые иконы, через чтение Евангелия, через молитву. Это общение с Ним через другие святые предметы и установления церковные. Господь не только входит в дом человека, Он входит в самого человека, когда человек готовится ко причащению Святых Христовых Тайн, стремится к тому, чтобы соединиться с Господом.

Дорогие братия и сестры, есть твёрдая, несомненная вера Церкви в то, что если кто причащается часто Святых Христовых Тайн, достойно к ним готовясь, он не подвластен нападениям бесовским. Церковь свидетельствует о том, что тот человек, который в день смерти причащается Святых Христовых Тайн, мытарства проходит беспрепятственно, потому что бесы трепещут этой величайшей святыни, Самого Христа, который находится в душе и теле человека. При причащении Святых Христовых Тайн величайшая святыня освящает всю душу и тело человека и переходит из жизни временной в жизнь вечную. Она остаётся неотъемлемой собственностью бессмертной человеческой души, как бессмертен Сам Бог, которого мы причащаемся Святых Христовых Тайн.

Дай Бог, чтобы мы ценили эту возможность и стремились к ней усердно и по достоинству приступали. Грустно бывает видеть, дорогие братия и сестры, когда христиане не первый день в церкви, но когда они до сих пор не выучили, не знают и не понимают, как надо готовиться к причащению. Я хотел напомнить это, потому что сегодня было очень много на исповеди людей, которые на вопрос: молились ли, готовились ли, отвечали: да, читал «Отче наш» и всё. Это десятки людей идут, ничего не делая, никак не готовясь к причащению. Напоминаю вам ради тех людей, кто ещё не знает, кто привык ничего не делать и всё иметь: три дня поста без мясной и молочной пищи; приступают к этому таинству натощак. Накануне вычитывается молитвенное правило: три канона – Спасителю, Божией Матери, Ангелу-хранителю и Последование ко святому причащению. Самой тяжелейшей повинностью для христиан оказывается взять в руки молитвослов. Никто из половины причащающихся не знает, что это такое, какое правило, какое последование читается. Стыдно, дорогие братия и сестры. Идя в другие какие-то места, например, в больницу, и то вы знаете, как готовиться, что можно есть, что пить, иначе анализы не те будут. В больницу идёте, и то со страхом готовитесь. А в храм Божий привыкли приходить и ничего не делать. Пришёл, значит, великая ценность пред Богом: явился раб Божий Иван. Мы приходим, со страхом и трепетом приступаем к Тайнам Христовым, чтобы Господь не опалил Своею благодатью, когда мы недостойны Его, когда мы не раскаялись в своих грехах. Будем помнить об этом и стараться должным образом готовиться ко принятию Святых Христовых Тайн. Аминь.

17 января 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры!Отрывок изЕвангелия, которое мы сегодня слышали во время Божественной литургии, повествует об удивительной встрече Закхея и Христа, которая произошла в городе Иерихоне. Многие из стоящих здесь прихожан нашего храма во время паломнической поездки на Святую Землю были в том месте, где Закхей встретился с Господом. Дерево, на которое влезал Закхей, хоть и безжизненное, но до сих пор сохраняется, и, смотря на него, можно более образно и детально представить себе, как происходила эта необыкновенная встреча.

Закхей был богатым человеком, начальником мытарей в этом городе, которые собирали подати с порабощенного римлянами народа израильского. Как все госчиновники во все времена — нет ничего нового под солнцем, как во времена Христа, так и сейчас — они собирали намного больше, чем положено, и сами не бедствовали, были богатыми людьми. Обратите внимание, как истинно и верно Евангелие на все времена, в какое бы время, в каком бы веке мы ни жили, оно справедливо свидетельствует о тех грехах и страстях, которые овладевали умами и сердцами людей.

Итак, мытарь был богатым человеком, служил чиновником римской власти, в общем-то, предавая свой народ и обирая его, потому что ни для кого не секрет, что мытари собирали намного больше, чем было положено. Поэтому Иоанн Креститель, когда приходили к нему в пустыню мытари, как представители класса чиновников, говорил им: никогда не собирайте больше, чем вам положено, чем написано в реестре; никогда не берите большего, и спасётесь.

Это очень сложная заповедь и добродетель, почти неисполнимая, практически нереально её исполнить, потому что уж очень она тяжела. А этот мытарь, именем Закхей, был особенный. Его душа ещё не очерствела. Он занимался  фактически грабежом своего народа, но совесть ещё не истлела в этом человеке. Поэтому, когда он услышал, что в их город приходит Христос, молва о Котором распространилась везде по Палестине, он возымел в своём сердце пламенное желание непременно увидеть этого величайшего Учителя, Пророка, Проповедника, хотя бы взглянуть на Него издалека. Это желание увидеть Христа исходило от неспокойной совести, от совести, которую поразил грех, но которая была ещё жива и искала иной жизни, искала освобождения от этого греха и встречи с Господом.

Редко так бывает в жизни людей. Обычно, когда человек дорвётся до земных благ, его совесть спит. А если не сразу засыпает, то её божественного голоса никогда не слушают. Но Закхей был ещё не мёртвым душой человеком, он искал иной жизни. У него был один физический недостаток — он был очень маленького роста, и за народом ему нереально было бы увидеть Господа. И тогда, чтобы увидеть Христа, он предпринимает следующее. Он просчитал, где пойдёт Христос, куда ведёт эта дорога, по которой Он идёт, забежал вперед и, чтобы толпа народная не заслонила Христа от его очей, взбирается на ближайшее дерево и ждёт, когда Господь подойдёт к этому месту, чтобы хотя бы издали посмотреть на Него, посмотреть на Человека, Который живёт иными ценностями, проповедует для народа другие идеалы жизни.

 Господь знал, как Бог и сердцеведец, о той перемене в сердце Закхея, которая зрела в его душе. Поэтому, когда Он поравнялся с этим деревом, со смоковницей, на которой сидел Закхей, остановился и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя дома». Об этом Закхей и не мечтал, он хотел только посмотреть на Господа и довольно было бы с него. Но так драгоценна, наверное, была в очах Господа  эта перемена в душе и в сердце Закхея, так это редко бывает в сердцах чиновников и прошлых, и нынешних, что Господь не только остановился возле него, но и пожелал войти в дом его, чтобы засвидетельствовать особую милость к этому человеку.

Закхей совершил настоящий подвиг. Он всем известный человек в городе, которого иные боялись, другие презирали, но все знали и все считались с его положением и должностью. А здесь, презирая народную молву, не обращая внимание ни на кого, он взбирается, как ребёнок, на дерево в своей, очевидно, солидной, почтенной одежде, которую носили иудеи и мытари. Как он смотрелся в глазах народа, представитель власти народной, взобравшись на дерево, как ребенок, или, лучше сказать, как обезьяна? Конечно, он видел и чувствовал эти усмешки народа, которые увидели грозу их мирной жизни на дереве, который залез, чтобы увидеть Христа.

Этот беспримерный поступок Закхея очень важен, поэтому не был оставлен без внимания Господом. И для нас с вами, для каждого из нас это наставление и жизненный урок. Как часто мы с вами, дорогие братия и сестры, подстраиваемся под мнение толпы. Начинается это, может быть, если не с детского садика, так со школы точно. Лет с двенадцати-тринадцати детей уже не интересуют их сверстники, одноклассники, а интересует, что делается там, за углом, где курят десятиклассники. И с кем-то из старших всегда хочется общаться, дружить. Стараются быть, как говорят сейчас, на тусовках, где ребята постарше, повзрослее, в компании расхлябанной, разболтанной, нагловатой, с ними хочется заодно быть, чтобы скорее повзрослеть. Но проходит эта школьная эйфория, дурь, потом начинается жизнь более-менее взрослая: студенческие годы, армия. В армии это совершенно показательно: как  курить или делать что-нибудь беззаконное, так все, чтобы не отличиться, чтобы быть заодно, тогда в  душе возникает какое-то мнимое спокойствие. В студенческой среде то же самое: то что-нибудь новенькое открывается, то марихуану привезёт какой-нибудь студент из южных стран, то какая-нибудь молодежная тусовка, то дискотека суперинтересная, обязательно ночная, или игровые автоматы, или клуб — и все обязательно туда стремятся. Потому что если не пойдёшь, то будешь чувствовать себя несовременным, «белой вороной», будешь чувствовать на себе усмешки сверстников.

Проходит студенческая жизнь, наступает взрослая. И что вы думаете? Это мнение толпы и здесь главенствует. Чуть коснись чего, какое-то событие в жизни страны или города, и здесь толпа, которая искусно всегда управляется и кем-то куда-то всегда ведется. Достаточно вспомнить начало XX века, предреволюционное время в нашей России, или другое время, постперестроечное, всё равно есть толпа с общим мнением, которое кем-то формируется и финансируется и к которой многие люди пытаются всегда пристать, присоединиться, чтобы не чувствовать себя каким-то ущербным человеком.

Это мнение толпы всегда очень греховное, и задача христианина — никогда не сливаться с греховной толпой, а всегда противостоять ей, всегда быть со Христом. Не с безумной толпой, которая сегодня кидается в одно увлечение, за одно голосует или протестует, а завтра за другое, а иметь своё мнение, которое выверено и которое единообразно с мнением Церкви и с мнением  и учением Христа. Чтобы человек был не как трость, ветром колеблемая — куда подует ветер, туда и наклоняется, а чтобы иметь свою укоренённость во Христе, глубину непоколебимую. Например, идёт куда-то молодежь на какие-то совершенно глупейшие и греховные встречи, надо иметь своё мнение, надо помнить советы, просьбы и наставления матери и отца своих и во взрослой жизни. Не так, как мнения, которые формируют многочисленные средства массовой информации типа «Московского комсомольца» и прочие похабные современные газеты, а знать и отстаивать своё мнение, свою позицию, выверенную по Евангелию. Вот такая позиция спасительна и достойна христианина.

И пример этому мы видим в поведении Закхея. Нам до него далеко в плане общегородской известности, мы с вами не мэры, ни главы администраций, и подвиг, который если мы совершим, в своей жизни будем иметь своё мнение, а не растворимся в толпе, как сахар в стакане, не будет таким, как совершил Закхей. Это будет меньший подвиг и меньшее дело. Надо постараться хотя бы немного, в каких-то малейших поступках жизненных соблюдать всегда верность Христу. Этому нас учит Закхей.

Далее, дорогие братия и сестры, Закхей сподобился принять Христа в свой дом. Очень примечательно совпадение желаний Закхея и Господа. С одной стороны, Закхей искал Христа и приложил труд, чтобы увидеть Его. Но ведь первым-то заметил и обратился к нему Господь. Закхей не звал, не дерзал позвать Господа, не дерзал с Ним заговорить. Господь Сам остановил-ся у дерева и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя дома».  Господь всегда видит обращающееся к Нему сердце в молитве — в горе, в нужде.

И пусть никто никогда не дерзнёт обвинять Господа, что Он не слышит, что Он не знает, что Он ничего не делает, что какие-то несправедливости и беззакония творятся в мире, и Бог не вмешивается в них. На примере этого Евангелия мы видим, что Господь всегда спешит туда, где о Нём думают, где помнят Его, где молятся и обращаются к Нему. Поэтому пусть никакая скорбь, никакая сложная житейская ситуация никогда не омрачает вас, а укрепляет в вере, что Господь именно в таких ситуациях больше всего слышит и ближе всего находится к каждому из вас. Когда ищут Господа, Он всегда пребывает рядом с человеком. И как Закхей сподобился принять Его в свой дом, так и каждый христианин должен считать за счастье и всегда стремиться принять Господа в свой дом. Как может Господь находится в вашем доме? Через святые иконы, через чтение Евангелия, через молитву. Это общение с Ним через другие святые предметы и установления церковные. Господь не только входит в дом человека, Он входит в самого человека, когда человек готовится ко причащению Святых Христовых Тайн, стремится к тому, чтобы соединиться с Господом.

Дорогие братия и сестры, есть твёрдая, несомненная вера Церкви в то, что если кто причащается часто Святых Христовых Тайн, достойно к ним готовясь, он не подвластен нападениям бесовским. Церковь свидетельствует о том, что тот человек, который в день смерти причащается Святых Христовых Тайн, мытарства проходит беспрепятственно, потому что бесы трепещут этой величайшей святыни, Самого Христа, который находится в душе и теле человека. При причащении Святых Христовых Тайн величайшая святыня освящает всю душу и тело человека и переходит из жизни временной в жизнь вечную. Она остаётся неотъемлемой собственностью бессмертной человеческой души, как бессмертен Сам Бог, которого мы причащаемся Святых Христовых Тайн.

Дай Бог, чтобы мы ценили эту возможность и стремились к ней усердно и по достоинству приступали. Грустно бывает видеть, дорогие братия и сестры, когда христиане не первый день в церкви, но когда они до сих пор не выучили, не знают и не понимают, как надо готовиться к причащению. Я хотел напомнить это, потому что сегодня было очень много на исповеди людей, которые на вопрос: молились ли, готовились ли, отвечали: да, читал «Отче наш» и всё. Это десятки людей идут, ничего не делая, никак не готовясь к причащению. Напоминаю вам ради тех людей, кто ещё не знает, кто привык ничего не делать и всё иметь: три дня поста без мясной и молочной пищи; приступают к этому таинству натощак. Накануне вычитывается молитвенное правило: три канона – Спасителю, Божией Матери, Ангелу-хранителю и Последование ко святому причащению. Самой тяжелейшей повинностью для христиан оказывается взять в руки молитвослов. Никто из половины причащающихся не знает, что это такое, какое правило, какое последование читается. Стыдно, дорогие братия и сестры. Идя в другие какие-то места, например, в больницу, и то вы знаете, как готовиться, что можно есть, что пить, иначе анализы не те будут. В больницу идёте, и то со страхом готовитесь. А в храм Божий привыкли приходить и ничего не делать. Пришёл, значит, великая ценность пред Богом: явился раб Божий Иван. Мы приходим, со страхом и трепетом приступаем к Тайнам Христовым, чтобы Господь не опалил Своею благодатью, когда мы недостойны Его, когда мы не раскаялись в своих грехах. Будем помнить об этом и стараться должным образом готовиться ко принятию Святых Христовых Тайн. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 января 2010

Рождество Христово
Следующая проповедь

31 января 2010

Размышления о причащении Святых Христовых Таин

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00