Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день в преддверии Великого поста Церковь вспоминает скорбное историческое событие, которое произошло в начале бытия человеческого рода — грехопадение Адама и изгнание из рая прародителей. Господь из праха земного сотворил тело Адама и вдунул в лице его дыхание жизни, затем из ребра его создал жену Еву и поместил их обоих в прекрасном райском саду, в котором всё было сполна предусмотрено для жизни и радости человека.
Человек был сотворён Богом как венец творения всего видимого и невидимого мира. Человек, состоящий из материального тела и духовной природы, тем самым превосходил и самих Ангелов. Человек имел власть над всеми бессловесными тварями, созданными Богом, и давал им имена, тем самым проявляя свою власть и господство над миром животных.
В этом раю всё было предусмотрено и отдано для человека. Единственное, что Бог запретил – это вкушать от одного древа, которое росло посредине рая и называлось древом познания добра и зла. Он сказал Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2;16-17). И таким образом, всё было в употреблении, в пользовании человеком. Мы себе и представить не можем, какое неизреченное блаженство, радость и счастье окружали Адама. Не надо было ни трудиться, ни думать, что сегодня есть на обед или ужин и что завтра, и где жить, и в каких условиях, и что там с метеорологическими условиями будет, какой прогноз и так далее. Человек ни о чём не думал, о нём думал Бог.
Но это блаженство продлилось недолго. Дьявол, как представитель небесного духовного мира, ещё до творения первого человека Адама отпал от Бога вместе с одной третью всего ангельского мира, отказавшихся повиноваться Богу. Они образовали отдельное от Бога демоническое царство и пошли путём деградации и укоренения во зле. Они потеряли то место, которое им было предназначено Богом, и в духовном мире образовалась пустота. Дьявол со злыми духами потерял это место окончательно и бесповоротно, он его больше не наследует. И поэтому, к человеку — венцу творения — злые духи испытывают страшную, неутолимую зависть. Зависть эта до сих пор выражается в мире демоническом в виде ненависти, направленной к человеку, для того, чтобы лишить его общения с Богом, чтобы человек не пришёл к Богу и никогда не узнал Его, а если пришёл, то отпал и забыл в силу тех или иных искушений.
Дьявол возревновал о той славе, о том блаженстве, в котором пребывали первые люди, созданные Богом, и он захотел лишить их этого счастья и блаженства. В лице Адама и Евы он увидел претендентов на своё потерянное, утраченное место. С точки зрения современных человеческих греховных взаимоотношений, это вполне понятно и объяснимо. Какие чувства мы питаем к тем, кто сместил нас с должности? Например, был главой администрации или в должности руководителя предприятия, но пришёл другой человек, на твоем месте сидит. Конечно, в силу греховности природы, после грехопадения Адама укоренённые во зле, мы с вами испытываем чувства ревности, зависти, злобы, ненависти, коварства и прочие греховные проявления нашей природы. И поэтому дьявол делал всё возможное, чтобы погубить человека, чтобы он не стал в ангельском мире или на земле не остался в том состоянии, в котором Бог его создал для прославления и благодарения Бога и Творца.
И дьявол подступает к Еве, как к более немощному сосуду, живущему более чувствами, чем разумом. Когда Ева была у этого «древа познания добра и зла», дьявол вселяется в змея, обращается к ней и говорит устами этого пресмыкающегося, лукавые словеса изрекает, в которых Бога представляет обманщиком человека: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт.3;1). Это заведомая ложь, и, конечно, Ева говорит: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3; 2-3). И далее дьявол всевает недоверие к Богу: «Нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3; 4-5). При этих словах Ева в новом свете увидела эти плоды, они показались ей такими приятными на вид, необыкновенно вкусными и вожделенными, что она не удержалась, срывает этот плод, ест его и мужу своему, Адаму, даёт, и он вкушает. И оба они нарушают заповедь Божию, которая выражалась в воздержании, посте, послушании, в доверии Богу и во многих других вытекающих, связанных друг с другом добродетелях христианских. А затем, когда они вкусили от этого плода, они увидели, что оба наги, скрылись тогда в зарослях райских растений, сшили себе опоясания из листьев смоковных и прятались в тени, чтобы их никто не увидел. И Бог, ходящий всегда в прохладе рая и беседующий с Адамом лицом к лицу, вышел навстречу на поиски Адама и, не находя его, вопросил: «где ты?» (Быт.3; 9), или по-славянски: «Адаме, где еси?» И Адам, услышав Божественный голос, говорит: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3; 10). — «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3;11). А Адам, оправдываясь в этом грехе, говорит: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3;12). Таким образом, в этих словах, словесах лукавствия, Адам представляет Самого Бога виновным в этом грехе: «Зачем ты мне Еву дал? Ева, которую Ты дал мне, является источником и причиной греха».
Дорогие братия и сестры. За это грехопадение, которое вот так буквально отображается в книге Бытия, Адам и Ева были удалены из рая, от непосредственного близкого общения с Богом, изгнаны из рая. И на входе в рай стоял уже херувим с пламенным мечом, закрывающий вход в это прекрасное, священное и удивительное место. Адам потерял райские обители. Это удаление из рая затем, в течение всей его многолетней жизни, а он жил 930 лет, вызывало у него всегда слёзы раскаяния и покаяния из-за того, что он потерял. Это песнопение сегодня исполнялось перед причащением Святых Христовых Тайн – покаянный плач Адама. « Седе Адам прямо рая и свою наготу созерцая, плакаше и рыдаше, вопия — раю мой раю, прекрасный мой раю, к тому твоея сладости не наслаждуся», то есть, больше не увижу тебя.
Дорогие братия и сестры. Церковь вспоминает сегодня грехопадение Адама не только для того, чтобы мы не забывали Священное Писание и наше Божественное происхождение, но и напоминает, что райские обители, искупительным подвигом и страданиями Христа и Его крестной смертью, Его Воскресением и Вознесением на небо, снова нам доступны, и рай открыт для каждого верующего во Христа человека. И пламенный херувим с огненным мечом отступил от входа в рай. Кто же был первым человеком, который стал насельником рая? Благоразумный разбойник, который уверовал во Христа в Его Божественную сущность, в Его невинные страдания на кресте, сказав: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё» (Лк.23;42). И Господь ответил ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23;43)..
Таким образом, дорогие братия и сестры, Церковь напоминает нам, что эта страна, это место изгнания, в котором мы с вами находимся, живя на земле, — это временное пристанище. Мы, дети Адамовы, находимся здесь в ссылке, в изгнании. Наше отечество ни Всеволожск, ни Петербург, ни другое земное в любом его наименовании, а наше отечество там, откуда ниспал Адам, и мы должны туда вернуться. И поэтому Церковь напоминает, как бы ни хорошо было жить нам здесь сейчас, в эпоху экономического кризиса или в его завершении, благодаря усилиям и нашего президента, и мощи государства, и прекрасной погоде, и другим вещам, более или менее приятным, — это не наше, это временное пребывание. И мы должны жить здесь таким образом, чтобы не укорениться в земле, чтобы, когда Господь позовёт, не больно было отрываться от тех земных условий, которыми мы себя окружили.
Вы все знаете, дорогие братия и сестры, и мечтаете о предстоящем летнем отдыхе, сколько звёзд вас ожидает в отелях на берегу того или иного моря. Но какое отношение у нас бывает к этим шикарным апартаментам: пять звёзд, всё включено, правда, за твои же деньги, но не твоё; элитные апартаменты, прекрасная мебель, шикарные условия жизни, — это чужое, только временно твоё. Попользуешься этими благами недельку-две и уедешь обратно в свою родную деревню. Вот примерно такое же отношение должно быть ко всей земной жизни, ко всем тем благам, к которым стремимся и которыми окружаем себя, и порой только в них видим цель своего земного пребывания здесь. Поэтому, дай Бог помнить нам о том, что наше отечество на небе.
Великий пост — это как раз то спасительное время, которое Богом установлено, чтобы мы с вами более реально могли себя представить насельниками этого рая, открытого Христом Царства Небесного, Царства Божиего. Потому что рай хотя открыт, но войти туда может человек, который хочет общения и пребывания с Богом. В раю безраздельно царствует Бог, без всяких условий и оговорок. Он Хозяин и Распорядитель жизни. И райское блаженство, как и у Адама в раю, состояло не в том, что он был окружён пышными субтропиками, цитрусовыми, бананами и другими фруктами, а в том, что Бог ходил в прохладе рая и беседовал с Адамом лицом к лицу. И счастье вечности состоит не в том, как рисуют Иеговисты: ручные обезьяны, тигры и бананы при изобилии других плодов — нет, не в этом. Можно съездить куда угодно, к примеру, на Мальдивы, и найдёшь ты эти субтропики. А райская жизнь состоит в общении с Богом. И вот этого общения и надо желать, надо стремиться к нему, надо понять, что же это такое — общение с Богом в этой земной жизни, пребывая с Богом в непрестанном молитвенном общении. Время Великого поста — это время особой, долгой, напряжённой, продолжительной молитвы, и Церковь как раз нас учит тому, что если в раю кто окажется, там вечная молитва и постоянное общение с Богом, там не оканчиваются ни кафизмы, ни вечерня, ни утреня. Никуда домой уходить не надо, там непрестанно с Ангелами души, угодившие Богу, славословят Его, прославляют, благодарят Его. В этом и состоит блаженство, и ради этого был сотворён человек. Не потому, чтобы он присматривал за космосом, сотворённым Богом, управлял животными, как директор зоопарка — не в этом. А Бог посчитал, что к славословию и благодарению Его (что является благоденствием и счастьем для тварей) помимо Ангелов, обладающих одной природой — духовной, было призвано ещё одно творение — человек, обладающий более совершенной природой, объединяющей ангельский и материальный мир; ибо человек, состоит из души и тела, из материи и духа.
Дорогие братия и сестры. Для вхождения в райские обители полагается непременно одно условие, которое обязательно должно быть в нашей жизни: человек должен пребывать в любви, не иметь ни ненависти, ни злобы, ни зависти. Речь идёт не о той любви, которая исходит от «гражданских браков». Иногда человек так интересно оправдывает себя, приходит в состоянии «гражданского брака» — блудного сожительства, и когда понимает, что всё-таки это блуд, спрашивает: «Ну как же, это же любовь. А Бог о любви говорит. И у нас любовь». Я отвечаю: «Простите, но это не любовь, это блуд с большой дороги, только цивилизованный постоянный, и бывает не за деньги». А человек путает эти понятия.
Любовь — это жертвенное качество, когда ты живёшь для другого человека и когда это лишено самоудовлетворения, лишено греховного удовольствия. Любовь — это необыкновенное духовное Божественное качество, и оно является таким «пропуском» в рай. Поэтому, сегодня большинство из вас смогут быть на вечернем богослужении, когда совершается Чин прощения. И мы все друг у друга будем просить прощения, понимая, что с чувством обиды, озлобленности, непрощения немыслимо даже думать ни о каком рае. Взаимное прощение является прекрасней-шей древней традицией нашей Православной Церкви. Дай Бог, чтобы мы сегодня вечером с вами с чистым сердцем, без лукавства простили друг друга, и тем самым время Великого поста оказалось для нас спасительным временем приготовления души своей для общения с Богом в этой жизни и в вечности. Аминь.
26 февраля 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день в преддверии Великого поста Церковь вспоминает скорбное историческое событие, которое произошло в начале бытия человеческого рода — грехопадение Адама и изгнание из рая прародителей. Господь из праха земного сотворил тело Адама и вдунул в лице его дыхание жизни, затем из ребра его создал жену Еву и поместил их обоих в прекрасном райском саду, в котором всё было сполна предусмотрено для жизни и радости человека.
Человек был сотворён Богом как венец творения всего видимого и невидимого мира. Человек, состоящий из материального тела и духовной природы, тем самым превосходил и самих Ангелов. Человек имел власть над всеми бессловесными тварями, созданными Богом, и давал им имена, тем самым проявляя свою власть и господство над миром животных.
В этом раю всё было предусмотрено и отдано для человека. Единственное, что Бог запретил – это вкушать от одного древа, которое росло посредине рая и называлось древом познания добра и зла. Он сказал Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2;16-17). И таким образом, всё было в употреблении, в пользовании человеком. Мы себе и представить не можем, какое неизреченное блаженство, радость и счастье окружали Адама. Не надо было ни трудиться, ни думать, что сегодня есть на обед или ужин и что завтра, и где жить, и в каких условиях, и что там с метеорологическими условиями будет, какой прогноз и так далее. Человек ни о чём не думал, о нём думал Бог.
Но это блаженство продлилось недолго. Дьявол, как представитель небесного духовного мира, ещё до творения первого человека Адама отпал от Бога вместе с одной третью всего ангельского мира, отказавшихся повиноваться Богу. Они образовали отдельное от Бога демоническое царство и пошли путём деградации и укоренения во зле. Они потеряли то место, которое им было предназначено Богом, и в духовном мире образовалась пустота. Дьявол со злыми духами потерял это место окончательно и бесповоротно, он его больше не наследует. И поэтому, к человеку — венцу творения — злые духи испытывают страшную, неутолимую зависть. Зависть эта до сих пор выражается в мире демоническом в виде ненависти, направленной к человеку, для того, чтобы лишить его общения с Богом, чтобы человек не пришёл к Богу и никогда не узнал Его, а если пришёл, то отпал и забыл в силу тех или иных искушений.
Дьявол возревновал о той славе, о том блаженстве, в котором пребывали первые люди, созданные Богом, и он захотел лишить их этого счастья и блаженства. В лице Адама и Евы он увидел претендентов на своё потерянное, утраченное место. С точки зрения современных человеческих греховных взаимоотношений, это вполне понятно и объяснимо. Какие чувства мы питаем к тем, кто сместил нас с должности? Например, был главой администрации или в должности руководителя предприятия, но пришёл другой человек, на твоем месте сидит. Конечно, в силу греховности природы, после грехопадения Адама укоренённые во зле, мы с вами испытываем чувства ревности, зависти, злобы, ненависти, коварства и прочие греховные проявления нашей природы. И поэтому дьявол делал всё возможное, чтобы погубить человека, чтобы он не стал в ангельском мире или на земле не остался в том состоянии, в котором Бог его создал для прославления и благодарения Бога и Творца.
И дьявол подступает к Еве, как к более немощному сосуду, живущему более чувствами, чем разумом. Когда Ева была у этого «древа познания добра и зла», дьявол вселяется в змея, обращается к ней и говорит устами этого пресмыкающегося, лукавые словеса изрекает, в которых Бога представляет обманщиком человека: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт.3;1). Это заведомая ложь, и, конечно, Ева говорит: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3; 2-3). И далее дьявол всевает недоверие к Богу: «Нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3; 4-5). При этих словах Ева в новом свете увидела эти плоды, они показались ей такими приятными на вид, необыкновенно вкусными и вожделенными, что она не удержалась, срывает этот плод, ест его и мужу своему, Адаму, даёт, и он вкушает. И оба они нарушают заповедь Божию, которая выражалась в воздержании, посте, послушании, в доверии Богу и во многих других вытекающих, связанных друг с другом добродетелях христианских. А затем, когда они вкусили от этого плода, они увидели, что оба наги, скрылись тогда в зарослях райских растений, сшили себе опоясания из листьев смоковных и прятались в тени, чтобы их никто не увидел. И Бог, ходящий всегда в прохладе рая и беседующий с Адамом лицом к лицу, вышел навстречу на поиски Адама и, не находя его, вопросил: «где ты?» (Быт.3; 9), или по-славянски: «Адаме, где еси?» И Адам, услышав Божественный голос, говорит: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3; 10). — «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3;11). А Адам, оправдываясь в этом грехе, говорит: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3;12). Таким образом, в этих словах, словесах лукавствия, Адам представляет Самого Бога виновным в этом грехе: «Зачем ты мне Еву дал? Ева, которую Ты дал мне, является источником и причиной греха».
Дорогие братия и сестры. За это грехопадение, которое вот так буквально отображается в книге Бытия, Адам и Ева были удалены из рая, от непосредственного близкого общения с Богом, изгнаны из рая. И на входе в рай стоял уже херувим с пламенным мечом, закрывающий вход в это прекрасное, священное и удивительное место. Адам потерял райские обители. Это удаление из рая затем, в течение всей его многолетней жизни, а он жил 930 лет, вызывало у него всегда слёзы раскаяния и покаяния из-за того, что он потерял. Это песнопение сегодня исполнялось перед причащением Святых Христовых Тайн – покаянный плач Адама. « Седе Адам прямо рая и свою наготу созерцая, плакаше и рыдаше, вопия — раю мой раю, прекрасный мой раю, к тому твоея сладости не наслаждуся», то есть, больше не увижу тебя.
Дорогие братия и сестры. Церковь вспоминает сегодня грехопадение Адама не только для того, чтобы мы не забывали Священное Писание и наше Божественное происхождение, но и напоминает, что райские обители, искупительным подвигом и страданиями Христа и Его крестной смертью, Его Воскресением и Вознесением на небо, снова нам доступны, и рай открыт для каждого верующего во Христа человека. И пламенный херувим с огненным мечом отступил от входа в рай. Кто же был первым человеком, который стал насельником рая? Благоразумный разбойник, который уверовал во Христа в Его Божественную сущность, в Его невинные страдания на кресте, сказав: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё» (Лк.23;42). И Господь ответил ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23;43)..
Таким образом, дорогие братия и сестры, Церковь напоминает нам, что эта страна, это место изгнания, в котором мы с вами находимся, живя на земле, — это временное пристанище. Мы, дети Адамовы, находимся здесь в ссылке, в изгнании. Наше отечество ни Всеволожск, ни Петербург, ни другое земное в любом его наименовании, а наше отечество там, откуда ниспал Адам, и мы должны туда вернуться. И поэтому Церковь напоминает, как бы ни хорошо было жить нам здесь сейчас, в эпоху экономического кризиса или в его завершении, благодаря усилиям и нашего президента, и мощи государства, и прекрасной погоде, и другим вещам, более или менее приятным, — это не наше, это временное пребывание. И мы должны жить здесь таким образом, чтобы не укорениться в земле, чтобы, когда Господь позовёт, не больно было отрываться от тех земных условий, которыми мы себя окружили.
Вы все знаете, дорогие братия и сестры, и мечтаете о предстоящем летнем отдыхе, сколько звёзд вас ожидает в отелях на берегу того или иного моря. Но какое отношение у нас бывает к этим шикарным апартаментам: пять звёзд, всё включено, правда, за твои же деньги, но не твоё; элитные апартаменты, прекрасная мебель, шикарные условия жизни, — это чужое, только временно твоё. Попользуешься этими благами недельку-две и уедешь обратно в свою родную деревню. Вот примерно такое же отношение должно быть ко всей земной жизни, ко всем тем благам, к которым стремимся и которыми окружаем себя, и порой только в них видим цель своего земного пребывания здесь. Поэтому, дай Бог помнить нам о том, что наше отечество на небе.
Великий пост — это как раз то спасительное время, которое Богом установлено, чтобы мы с вами более реально могли себя представить насельниками этого рая, открытого Христом Царства Небесного, Царства Божиего. Потому что рай хотя открыт, но войти туда может человек, который хочет общения и пребывания с Богом. В раю безраздельно царствует Бог, без всяких условий и оговорок. Он Хозяин и Распорядитель жизни. И райское блаженство, как и у Адама в раю, состояло не в том, что он был окружён пышными субтропиками, цитрусовыми, бананами и другими фруктами, а в том, что Бог ходил в прохладе рая и беседовал с Адамом лицом к лицу. И счастье вечности состоит не в том, как рисуют Иеговисты: ручные обезьяны, тигры и бананы при изобилии других плодов — нет, не в этом. Можно съездить куда угодно, к примеру, на Мальдивы, и найдёшь ты эти субтропики. А райская жизнь состоит в общении с Богом. И вот этого общения и надо желать, надо стремиться к нему, надо понять, что же это такое — общение с Богом в этой земной жизни, пребывая с Богом в непрестанном молитвенном общении. Время Великого поста — это время особой, долгой, напряжённой, продолжительной молитвы, и Церковь как раз нас учит тому, что если в раю кто окажется, там вечная молитва и постоянное общение с Богом, там не оканчиваются ни кафизмы, ни вечерня, ни утреня. Никуда домой уходить не надо, там непрестанно с Ангелами души, угодившие Богу, славословят Его, прославляют, благодарят Его. В этом и состоит блаженство, и ради этого был сотворён человек. Не потому, чтобы он присматривал за космосом, сотворённым Богом, управлял животными, как директор зоопарка — не в этом. А Бог посчитал, что к славословию и благодарению Его (что является благоденствием и счастьем для тварей) помимо Ангелов, обладающих одной природой — духовной, было призвано ещё одно творение — человек, обладающий более совершенной природой, объединяющей ангельский и материальный мир; ибо человек, состоит из души и тела, из материи и духа.
Дорогие братия и сестры. Для вхождения в райские обители полагается непременно одно условие, которое обязательно должно быть в нашей жизни: человек должен пребывать в любви, не иметь ни ненависти, ни злобы, ни зависти. Речь идёт не о той любви, которая исходит от «гражданских браков». Иногда человек так интересно оправдывает себя, приходит в состоянии «гражданского брака» — блудного сожительства, и когда понимает, что всё-таки это блуд, спрашивает: «Ну как же, это же любовь. А Бог о любви говорит. И у нас любовь». Я отвечаю: «Простите, но это не любовь, это блуд с большой дороги, только цивилизованный постоянный, и бывает не за деньги». А человек путает эти понятия.
Любовь — это жертвенное качество, когда ты живёшь для другого человека и когда это лишено самоудовлетворения, лишено греховного удовольствия. Любовь — это необыкновенное духовное Божественное качество, и оно является таким «пропуском» в рай. Поэтому, сегодня большинство из вас смогут быть на вечернем богослужении, когда совершается Чин прощения. И мы все друг у друга будем просить прощения, понимая, что с чувством обиды, озлобленности, непрощения немыслимо даже думать ни о каком рае. Взаимное прощение является прекрасней-шей древней традицией нашей Православной Церкви. Дай Бог, чтобы мы сегодня вечером с вами с чистым сердцем, без лукавства простили друг друга, и тем самым время Великого поста оказалось для нас спасительным временем приготовления души своей для общения с Богом в этой жизни и в вечности. Аминь.
Предыдущая проповедь
19 февраля 2017
Следующая проповедь
27 февраля 2017
Все проповеди за 2017 год