Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Григория Паламы

  Дорогие братия и сестры. Сегодня второе воскресенье Великого Поста. Оно посвящено воспоминанию о жизни и особом церковном служении удивительного святого XIV века святителя Григория Паламы. Он родился в Византии в городе Константинополь. Отец его, сенатор Константин, был очень видным, богатым, знатным человеком, другом императора Андроника II Палеолога. Очень часто на заседаниях Государственного Совета отец Григория Паламы творил Иисусову молитву, он был очень усердным делателем этой молитвы. Однажды даже произошел такой случай. Император спросил что-то у Константина Паламы, а тот не расслышал, что император обращается к нему, он молился, углубившись в своё сердце. И когда император увидел, что тот не реагирует на его слова, он сказал своим приближённым: «Оставьте его! Он беседует с более высоким собеседником». И этот удивительный человек, который обладал всеми благами мира, о которых мы с вами порой мечтаем и стремимся к ним безудержно, он относился к ним по-христиански, не прилепляясь к ним. Об этом говорит тот факт его жизни, что после его смерти две дочери и двое сыновей, в числе которых были Григорий и супруга, все ушли в монастыри. Григорий, которому было в тот момент двадцать лет от роду, ушёл на Афон в Ватопедский монастырь и отдался в послушание к опытному старцу Никодиму. Затем он подвизался в других монастырях в различных видах монашеского подвига, в отшельническом уединении. Через этот подвиг, в котором выражалась необыкновенная любовь его к Богу, он стяжал великие дарования, как дары от Господа: чудотворения, прозорливости, непрестанной молитвы. Он имел такое умиление сердца, что из очей его постоянно текли покаянные слёзы, и лицо его сияло неземным светом.

  Будущий святитель Григорий Палама в этом монашеском делании мечтал окончить свою жизнь на Святой горе Афон, но Господь его призвал к другому служению, ещё более важному. В то время, в XIV веке, в Византии разгорелись богословские споры о природе Фаворского света. Некий Варлаам, учёный монах, который пришёл в Константинополь с Запада и преподавал богословие в одном из университетов, учил о том, что свет, которым сиял и который исходил от Христа, преобразившегося перед учениками и апостолами на горе Фавор, имеет тварную природу. Будучи творением Божиим, он подобен солнечному свету или какому-то иному, но ничего в этом выдающегося и Божественного не было. И когда до монахов Афона дошло это учение, эта ересь, то они были очень обеспокоены этим, потому что это очень важный богословский момент. Монах Варлаам был человеком учёным, просвещённым, профессором. Сейчас мы поймём, почему. И Григорий Палама стал выразителем этого монашеского общего учения, совершенно противоположного этой ереси. Он говорил о том, что Фаворский свет — это нетварный свет, это нетварная Божественная энергия или сама Божественная благодать. И этой благодати Божией можно и нужно быть причастным, так, как были причастны к ней апостолы на Фаворской горе. И если к этому нетварному Божественному свету можно приблизиться, и благодать Божия является Самим Богом, значит соединение с Ним возможно и необходимо для человека, значит нет такой колоссальной бездны и разрыва между тварью и Творцом, значит трансцендентный Бог философов становится близким и понятным для человека. И поэтому человек призван к обожению, теозису, к стяжанию благодати Святого Духа. Другими словами говорил об этом преподобный Серафим Саровский. Если свет этот является тварью, то человеку от этого нет никакой духовной пользы, и поэтому духовная жизнь становится совсем другого характера, глубины нет в этой духовной жизни, отрицающей возможность соединения с Богом.

  Западный мир признал точку зрения монаха Варлаама. Начина я с XIV века, там начинается эпоха ренессанса, возрождения язычества в искусстве. Это обмирщение, в конце концов, западного христианства в наше время приводит к тому, что сокращается количество людей, посещающих храмы, в разы. На западе храмы, здания монастырей могут продаваться под иные учреждения: под кафе, рестораны, концертные залы и так далее, они становятся никому не нужными. Этот процесс обмирщения, ухода от Бога зародился тогда ещё, в далёком XIV веке и приводит к таким страшным, богоборческим явлениям, когда Сам Бог становится ненужным для человека, и общение с Ним нереально и невозможно.

  Святитель Григорий Палама явился выразителем Православного учения о спасении, а важными средствами этого спасения и преображения человека являются пост и молитва. Именно поэтому Церковь определила память Григория Паламы в этот воскресный день, ещё в начале Великого поста, намеренно определив день его памяти, чтобы показать нам, что только через благодатные средства Церкви — через пост и молитву человек может достигнуть этого соединения с Богом и стать богом по благодати.

  Преподобный Серафим Саровский, наш русский любимый святой, тоже явился выразителем этого учения, он продолжил акцентировать внимание на самом главном в духовной жизни христианина. Мы помним из его жития необыкновенную беседу с Николаем Александровичем Мотовиловым, когда этот помещик, исцелённый преподобным Серафимом Саровским, отрицал возможность приобщения к Фаворскому свету, считал это нереальным, сказочным явлением. И вот в зимнее время, на лесной поляне по молитвам преподобного Серафима Саровского этот господин, Мотовилов, увидел, в каком сиянии, в каком свете находился этот благодатный старец, и сам стал причастным к этому необыкновенному Фаворскому свету по молитвам великого нашего святого. Стяжание благодати Святого Духа — цель христианской жизни. Пост – средство. Он не сам по себе приводит человека к стяжанию благодати Святого Духа, это не самоцель, а именно средство, которое приводит плоть человеческую к послушанию Духу.

  Многие грехи и страсти в нашем естестве поражают душу, паразитируя на теле. Это страсти и чревоугодия, и вкусноядения, и тайноядения, и гортанобесия, и пресыщения, и недовольства пищей и питием, и страсть к алкоголю, и страсть к другим каким-то напиткам или изысканной еде. Отсюда и блудные страсти, и похотливость, и гордость, и тщеславие, и другие страшные страсти и грехи, которые паразитируют на плоти человеческой, пресыщенной обильным ястием и питием. А через пост плоть человеческая приходит к послушанию Духу и, подкрепляемая молитвой, она преображается, она становится другой. И поскольку постом и молитвой человек очищает свою природу, он видит свои грехи и кается в них, очищает душу от грехов. Тогда душа человеческая способна стать вместилищем благодати Божией. А когда приобщается она этой благодати, она становится причастной Богу. Преподобный Макарий Великий говорит: как в нашем мире, если кто-нибудь обнажен, то это является для него бесчестием, и все люди, даже и друзья, и родные отвращаются от него, так и в Небесном Царстве, если кто не облечён в одежды Святого Духа, то Бог отвращается от него, и бывает он покрыт великим стыдом и бесчестием…

  Человек, лишённый благодати Божией, становится игрушкой в руках дьявола и вместилищем злой нечистой силы. И дьявол управляет, манипулирует таким человеком, ввергает его в пучину страстей и, поддавшись этому бесовскому, демоническому влиянию, ввиду отсутствия благодати в жизни, человек погибает для вечности. В молитве «Царю Небесный» мы молимся об этом Богу «…прииди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны..» Призвание благодати Божией звучит во многих христианских молитвах, напоминая нам о самом главном, о самом ценном в жизни христианина.

  Григорию Паламе не просто удалось утвердить это учение и убедить весь христианский мир. Он был гоним, он был заключаем в тюрьму, он самое страшное лишение претерпел — был отлучён от Церкви непониманием иерархов, которые не понимали этой глубины богословского христианского учения. Лишь горний мир утешал этого великого святого. Ему являлась Сама Пречистая Богородица, ему явился преподобный Антоний Великий, основатель монашеского подвига и монашеского особого служения, которое стремится к стяжанию Святого Духа, ради этого монахи уходят в монастырь, оставляя этот грешный и суетный мир, в котором этого очень сложно и, может быть, почти невозможно достичь. Наконец, Григорию Паламе явился однажды Иоанн Богослов, который был выразителем уникального учения в своём Евангелии о Боге, Слове воплотившемся и пришедшим в мир. Он сказал, что по изволению Богоматери будет с ним уже неотступно. За день до кончины Григорию Паламе явился Иоанн Златоуст и сказал, что на следующий день состоится его отход в вечность. Это был день памяти святителя Иоанна Златоуста.

  Григорий Палама собрал своих учеников и последователей, чтобы проститься с ними. Будучи уже преклонных лет, ученики не могли разобрать, что же говорит Григорий, что шепчет он непрестанно устами своими. Но потом они поняли, что он повторял одно и то же слово: «в горняя», «в горняя», устремляясь на Небо, к Богу и пламенно желая своего отшествия и соединения с Господом, Которому он отдал всю свою жизнь.

  Святитель Григорий Палама нам оставил во многих своих творениях великие слова, которые лежат в основании духовного делания. Послушаем, например, такие: «Будем веровать, как научили нас апостолы, которые просвещены от Самого Христа, поскольку они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к неувядаемой славе и красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и удаляясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь вечный и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием невещественного и присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спасителя нашего, во славу Его, и превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых единое сияние, Едино Божество, и слава, и Царство, и сила и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

  Молитвами святителя Григория Паламы Господь и нас хранит и подвигает к активному деланию христианскому, к совершению своего спасения, которое заключается в приобщении нашем к благодати Духа Святого, чего всех нас Господь да сподобит Своей милостью и нашим прилежанием. Аминь.

17 марта 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

  Дорогие братия и сестры. Сегодня второе воскресенье Великого Поста. Оно посвящено воспоминанию о жизни и особом церковном служении удивительного святого XIV века святителя Григория Паламы. Он родился в Византии в городе Константинополь. Отец его, сенатор Константин, был очень видным, богатым, знатным человеком, другом императора Андроника II Палеолога. Очень часто на заседаниях Государственного Совета отец Григория Паламы творил Иисусову молитву, он был очень усердным делателем этой молитвы. Однажды даже произошел такой случай. Император спросил что-то у Константина Паламы, а тот не расслышал, что император обращается к нему, он молился, углубившись в своё сердце. И когда император увидел, что тот не реагирует на его слова, он сказал своим приближённым: «Оставьте его! Он беседует с более высоким собеседником». И этот удивительный человек, который обладал всеми благами мира, о которых мы с вами порой мечтаем и стремимся к ним безудержно, он относился к ним по-христиански, не прилепляясь к ним. Об этом говорит тот факт его жизни, что после его смерти две дочери и двое сыновей, в числе которых были Григорий и супруга, все ушли в монастыри. Григорий, которому было в тот момент двадцать лет от роду, ушёл на Афон в Ватопедский монастырь и отдался в послушание к опытному старцу Никодиму. Затем он подвизался в других монастырях в различных видах монашеского подвига, в отшельническом уединении. Через этот подвиг, в котором выражалась необыкновенная любовь его к Богу, он стяжал великие дарования, как дары от Господа: чудотворения, прозорливости, непрестанной молитвы. Он имел такое умиление сердца, что из очей его постоянно текли покаянные слёзы, и лицо его сияло неземным светом.

  Будущий святитель Григорий Палама в этом монашеском делании мечтал окончить свою жизнь на Святой горе Афон, но Господь его призвал к другому служению, ещё более важному. В то время, в XIV веке, в Византии разгорелись богословские споры о природе Фаворского света. Некий Варлаам, учёный монах, который пришёл в Константинополь с Запада и преподавал богословие в одном из университетов, учил о том, что свет, которым сиял и который исходил от Христа, преобразившегося перед учениками и апостолами на горе Фавор, имеет тварную природу. Будучи творением Божиим, он подобен солнечному свету или какому-то иному, но ничего в этом выдающегося и Божественного не было. И когда до монахов Афона дошло это учение, эта ересь, то они были очень обеспокоены этим, потому что это очень важный богословский момент. Монах Варлаам был человеком учёным, просвещённым, профессором. Сейчас мы поймём, почему. И Григорий Палама стал выразителем этого монашеского общего учения, совершенно противоположного этой ереси. Он говорил о том, что Фаворский свет — это нетварный свет, это нетварная Божественная энергия или сама Божественная благодать. И этой благодати Божией можно и нужно быть причастным, так, как были причастны к ней апостолы на Фаворской горе. И если к этому нетварному Божественному свету можно приблизиться, и благодать Божия является Самим Богом, значит соединение с Ним возможно и необходимо для человека, значит нет такой колоссальной бездны и разрыва между тварью и Творцом, значит трансцендентный Бог философов становится близким и понятным для человека. И поэтому человек призван к обожению, теозису, к стяжанию благодати Святого Духа. Другими словами говорил об этом преподобный Серафим Саровский. Если свет этот является тварью, то человеку от этого нет никакой духовной пользы, и поэтому духовная жизнь становится совсем другого характера, глубины нет в этой духовной жизни, отрицающей возможность соединения с Богом.

  Западный мир признал точку зрения монаха Варлаама. Начина я с XIV века, там начинается эпоха ренессанса, возрождения язычества в искусстве. Это обмирщение, в конце концов, западного христианства в наше время приводит к тому, что сокращается количество людей, посещающих храмы, в разы. На западе храмы, здания монастырей могут продаваться под иные учреждения: под кафе, рестораны, концертные залы и так далее, они становятся никому не нужными. Этот процесс обмирщения, ухода от Бога зародился тогда ещё, в далёком XIV веке и приводит к таким страшным, богоборческим явлениям, когда Сам Бог становится ненужным для человека, и общение с Ним нереально и невозможно.

  Святитель Григорий Палама явился выразителем Православного учения о спасении, а важными средствами этого спасения и преображения человека являются пост и молитва. Именно поэтому Церковь определила память Григория Паламы в этот воскресный день, ещё в начале Великого поста, намеренно определив день его памяти, чтобы показать нам, что только через благодатные средства Церкви — через пост и молитву человек может достигнуть этого соединения с Богом и стать богом по благодати.

  Преподобный Серафим Саровский, наш русский любимый святой, тоже явился выразителем этого учения, он продолжил акцентировать внимание на самом главном в духовной жизни христианина. Мы помним из его жития необыкновенную беседу с Николаем Александровичем Мотовиловым, когда этот помещик, исцелённый преподобным Серафимом Саровским, отрицал возможность приобщения к Фаворскому свету, считал это нереальным, сказочным явлением. И вот в зимнее время, на лесной поляне по молитвам преподобного Серафима Саровского этот господин, Мотовилов, увидел, в каком сиянии, в каком свете находился этот благодатный старец, и сам стал причастным к этому необыкновенному Фаворскому свету по молитвам великого нашего святого. Стяжание благодати Святого Духа — цель христианской жизни. Пост – средство. Он не сам по себе приводит человека к стяжанию благодати Святого Духа, это не самоцель, а именно средство, которое приводит плоть человеческую к послушанию Духу.

  Многие грехи и страсти в нашем естестве поражают душу, паразитируя на теле. Это страсти и чревоугодия, и вкусноядения, и тайноядения, и гортанобесия, и пресыщения, и недовольства пищей и питием, и страсть к алкоголю, и страсть к другим каким-то напиткам или изысканной еде. Отсюда и блудные страсти, и похотливость, и гордость, и тщеславие, и другие страшные страсти и грехи, которые паразитируют на плоти человеческой, пресыщенной обильным ястием и питием. А через пост плоть человеческая приходит к послушанию Духу и, подкрепляемая молитвой, она преображается, она становится другой. И поскольку постом и молитвой человек очищает свою природу, он видит свои грехи и кается в них, очищает душу от грехов. Тогда душа человеческая способна стать вместилищем благодати Божией. А когда приобщается она этой благодати, она становится причастной Богу. Преподобный Макарий Великий говорит: как в нашем мире, если кто-нибудь обнажен, то это является для него бесчестием, и все люди, даже и друзья, и родные отвращаются от него, так и в Небесном Царстве, если кто не облечён в одежды Святого Духа, то Бог отвращается от него, и бывает он покрыт великим стыдом и бесчестием…

  Человек, лишённый благодати Божией, становится игрушкой в руках дьявола и вместилищем злой нечистой силы. И дьявол управляет, манипулирует таким человеком, ввергает его в пучину страстей и, поддавшись этому бесовскому, демоническому влиянию, ввиду отсутствия благодати в жизни, человек погибает для вечности. В молитве «Царю Небесный» мы молимся об этом Богу «…прииди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны..» Призвание благодати Божией звучит во многих христианских молитвах, напоминая нам о самом главном, о самом ценном в жизни христианина.

  Григорию Паламе не просто удалось утвердить это учение и убедить весь христианский мир. Он был гоним, он был заключаем в тюрьму, он самое страшное лишение претерпел — был отлучён от Церкви непониманием иерархов, которые не понимали этой глубины богословского христианского учения. Лишь горний мир утешал этого великого святого. Ему являлась Сама Пречистая Богородица, ему явился преподобный Антоний Великий, основатель монашеского подвига и монашеского особого служения, которое стремится к стяжанию Святого Духа, ради этого монахи уходят в монастырь, оставляя этот грешный и суетный мир, в котором этого очень сложно и, может быть, почти невозможно достичь. Наконец, Григорию Паламе явился однажды Иоанн Богослов, который был выразителем уникального учения в своём Евангелии о Боге, Слове воплотившемся и пришедшим в мир. Он сказал, что по изволению Богоматери будет с ним уже неотступно. За день до кончины Григорию Паламе явился Иоанн Златоуст и сказал, что на следующий день состоится его отход в вечность. Это был день памяти святителя Иоанна Златоуста.

  Григорий Палама собрал своих учеников и последователей, чтобы проститься с ними. Будучи уже преклонных лет, ученики не могли разобрать, что же говорит Григорий, что шепчет он непрестанно устами своими. Но потом они поняли, что он повторял одно и то же слово: «в горняя», «в горняя», устремляясь на Небо, к Богу и пламенно желая своего отшествия и соединения с Господом, Которому он отдал всю свою жизнь.

  Святитель Григорий Палама нам оставил во многих своих творениях великие слова, которые лежат в основании духовного делания. Послушаем, например, такие: «Будем веровать, как научили нас апостолы, которые просвещены от Самого Христа, поскольку они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к неувядаемой славе и красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и удаляясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь вечный и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием невещественного и присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спасителя нашего, во славу Его, и превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых единое сияние, Едино Божество, и слава, и Царство, и сила и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

  Молитвами святителя Григория Паламы Господь и нас хранит и подвигает к активному деланию христианскому, к совершению своего спасения, которое заключается в приобщении нашем к благодати Духа Святого, чего всех нас Господь да сподобит Своей милостью и нашим прилежанием. Аминь.

Предыдущая проповедь

13 марта 2016

Пред Великим Постом
Следующая проповедь

3 апреля 2016

Неделя Крестопоклонная

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00