Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Господь даёт нам возможность поразмышлять над Евангелием от Луки, которое читалось за Божественной литургией, о воскрешении дочери Иаира и об исцелении больной женщины. Эти два чуда тесно соединены между собой. Во-первых, они связаны хронологически, потому что Господь откликнулся на просьбу начальника синагоги Иаира об исцелении его больной дочери, и когда Он шёл к нему в дом, то совершилось чудо исцеление больной женщины.
Одно связано с другим и по сути, потому что и воскрешение мёртвых, и исцеление женщины обусловлены крепкой верой людей, которые обратились ко Христу с мольбой о помощи. Вера Иаира выразилась в том, что он подошёл ко Христу, и вопреки общим тенденциям и взглядам людей его круга, ненавидящих Христа из-за зависти и непонимания, всё это смог преодолеть, переступить через себя в каком-то смысле. Чтобы лучше его понять в тот момент, представьте себя в положении председателя Облисполкома, входящего в православный храм на литургию и со страхом и верою подходящего ко причастию – вот примерно такое ошеломляющее действие.
И вот Иаир подходит ко Христу. И что же происходит? Он опускается на колени перед Ним. Это образ совершенного смирения. Каждому человеку это сделать очень непросто. Когда человек на коленях, это говорит нам о его глубоком религиозном чувстве: такой человек в глубине души всегда сознаёт себя несовершенным, он помнит о своих бесчисленных грехах, ощущает их тяжесть. Человеку, преисполненному гордыней и манией величия, человеку неверующему встать на колени очень сложно.
Иаир просил, чтобы Иисус пришёл к нему дом и исцелил его дочь. Значит, он верил, что это чудо возможно. Вероятно, он слышал о совершённых чудесах Иисуса Христа, имел крепкую веру в то, что Богу всё возможно, и поэтому просит о помощи смиренно. Когда они направились к Иаиру, к ним подошли посланные из дома, и сказали: «дочь твоя умерла, не утруждай Учителя», так как уже всё напрасно. И далее Господь говорит: «Не бойся, только веруй, и спасена будет».
Евангелист Лука не передаёт нам ни одного слова сомнения Иаира. Он позвал Иисуса, как имущего власть над болезнями и недугами, но как узнал, что дочь умерла, поверил в Него, как в имущего власть над смертью. И далее, когда он услышал: «Не бойся, только веруй», он молчит, он не ропщет, он не возражает: «уже бесполезно, Учитель, прости, мы опоздали…» Он сохранил веру во Христа, вернее сказать, после известия о смерти дочери эта вера ещё более усилилась. Он верил в то, что Иисус мог исцелить, а теперь вера возвысилась до того, что Он может воскресить из мертвых.
Вера кровоточивой женщины тоже похожа по глубине на веру Иаира. Эта женщина верила, что достаточно прикоснуться только хоть к краю ризы Спасителя, к краю Его одежды, и уже этого будет достаточно, чтобы ей получить исцеление. Она страдала недугом двенадцать лет. Столько же было и умершей девочке. И вот эта женщина совершает такой дерзновенный поступок – она ломает традиции того времени, традиции ветхозаветного народа.
Таких как она называли «нечистыми». Она не могла быть в обществе, не могла выходить из своего дома, не могла ни с кем общаться, потому что несла осквернение нормальным людям. Это напоминает нам сегодняшнюю ситуацию с теми, кто находится на самоизоляции. Возможно, если бы эта женщина осталась дома и не вышла в общество ко Христу, то она бы не получила исцеление, а скорее всего, скоропостижно скончалась. Когда она шла к Нему, она не думала об упреках, не думала о том, что могла заразить кого-то, она дерзновенно и целенаправленно шла ко Христу и получила исцеление.
Возможно, что этот евангельский отрывок в рамках современных реалий даст нам новое его прочтение, чтобы мы с вами не боялись приходить в храм и причащаться Христа, чтобы мы прибегали ко Христу с несомненной верой, что здесь не источник вируса, как в общественном месте, а источник исцеления, источник здравия и источник жизни; здесь Христос пребывает и врачует всякого приходящего сюда. Помощь от Бога бывает только тогда, когда человек ищет общения, прикосновения ко Христу. Мы можем прикасаться к Нему в молитве. Наконец причащение Тела и Крови Христовых – это теснейшее соединение с Богом, и дай Бог, чтобы мы имели такую веру, что достаточно причаститься Святых Христовых Таин, и непременно я получу исцеление от всех недугов.
Дорогие, этот сюжет говорит нам о том, что у Христа можно испросить всё, что угодно. «Просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам; потому что всякий просящий приемлет, и ищущий обретает, и толкущему – отверзется» (Мф. 7:7). Христос и сегодня творит те же, и ещё более великие чудеса. Христос не меньше любит современных людей, чем любил во время земной жизни. В Евангелие есть такие слова: «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Ну что же нам мешает, дорогие братья и сестры, порой испросить у Бога то, что нам необходимо? Нам не хватает дерзновения. Вот дерзновенный поступок совершила эта больная женщина. Вопреки традициям и нормам, она их нарушает и прикасается ко Христу. И Господь похвалил и принял это её дерзновение.
Это дерзновение было присуще святым – праведному Иоанну Кронштадтскому, когда он молился в Андреевском соборе за всех болящих и страждущих, и молился дерзновенно и неотступно, как бы требовал у Бога непременного исполнения просимого. Если не получал – совершал многочисленные молебны, и совершал великие чудеса. Сегодня память святителя Нектария Эгинского. Его современники тоже отмечали его дерзновенную молитву. В конце жизни он возглавлял женскую обитель на острове Эгина в Греции, и этот монастырь ещё только созидался, нередко монахини терпели нужду в самом насущном. К нему приходили и жаловались: «Денег нет, еды нет». Тогда уходил в свою келью и молился Богородице, молился неотступно, разговаривал с Ней, как с живой: «Матушка, ну Ты уж побыстрей, ну нету еды у них, ну Ты побыстрее оставь все дела свои, попечение – вот здесь Твоя помощь нужна, Матерь Божия, не задерживайся, помоги нам». И Богоматерь отвечала на такую дерзновенную простую искреннюю молитву.
Что же нам мешает так молиться? Наше дерзновение будет не таковым, оно будет дерзостью – вроде корень-то один, а суть-то разная. Дерзость, переходящая в наглость. Неслучайно Господь, воскрешая из мёртвых дочь Иаира, взял с собой в дом помимо родителей только трёх апостолов Петра, Иоанна и Иакова. И выбор сделан был не из личных симпатий. Что можно сказать о жизни и о личности этих апостолов? Пётр – это символ крепкой веры во Христа. Вспомните его свидетельство об Иисусе: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Таким образом, Пётр – это олицетворение крепкой веры во Христа. Иоанн Богослов — это апостол Любви. Не он ли говорил, что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нём»? (1Ин.4:16). А Иаков – это символ праведности. Праведность его почитали даже иудеи, ведь он был непререкаемым авторитетом в Иерусалимской Церкви. И вот таким образом это дерзновение обусловлено тогда, когда в человеке, который обращается к Богу, есть вера Петра, есть любовь Иоанна, и есть праведность Иакова.
Поэтому, дорогие братья и сестры, Господь напоминает нам о том, чтобы мы были достойны дерзновенного обращения к Нему. Вот если этих добродетелей нет, то наши вопрошания не имеют веса в очах Божиих. Когда мы не исполняем заповеди Божии и живём так, как сами хотим, и мы начинаем молиться Богу: «Дай нам того и другого», Бог скажет: «Да кто ты такой?» Сначала ты о заповедях-то подумай, покайся в своих грехах, измени свою жизнь, и тогда молитва твоя будет услышана. Поэтому дай Бог нам, дорогие, дерзновенной веры, осознания греховности своей и стремления измениться и стать лучше и совершеннее, и жить с Господом нашим, которому честь и поклонение во веки веков. Аминь.
22 ноября 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Господь даёт нам возможность поразмышлять над Евангелием от Луки, которое читалось за Божественной литургией, о воскрешении дочери Иаира и об исцелении больной женщины. Эти два чуда тесно соединены между собой. Во-первых, они связаны хронологически, потому что Господь откликнулся на просьбу начальника синагоги Иаира об исцелении его больной дочери, и когда Он шёл к нему в дом, то совершилось чудо исцеление больной женщины.
Одно связано с другим и по сути, потому что и воскрешение мёртвых, и исцеление женщины обусловлены крепкой верой людей, которые обратились ко Христу с мольбой о помощи. Вера Иаира выразилась в том, что он подошёл ко Христу, и вопреки общим тенденциям и взглядам людей его круга, ненавидящих Христа из-за зависти и непонимания, всё это смог преодолеть, переступить через себя в каком-то смысле. Чтобы лучше его понять в тот момент, представьте себя в положении председателя Облисполкома, входящего в православный храм на литургию и со страхом и верою подходящего ко причастию – вот примерно такое ошеломляющее действие.
И вот Иаир подходит ко Христу. И что же происходит? Он опускается на колени перед Ним. Это образ совершенного смирения. Каждому человеку это сделать очень непросто. Когда человек на коленях, это говорит нам о его глубоком религиозном чувстве: такой человек в глубине души всегда сознаёт себя несовершенным, он помнит о своих бесчисленных грехах, ощущает их тяжесть. Человеку, преисполненному гордыней и манией величия, человеку неверующему встать на колени очень сложно.
Иаир просил, чтобы Иисус пришёл к нему дом и исцелил его дочь. Значит, он верил, что это чудо возможно. Вероятно, он слышал о совершённых чудесах Иисуса Христа, имел крепкую веру в то, что Богу всё возможно, и поэтому просит о помощи смиренно. Когда они направились к Иаиру, к ним подошли посланные из дома, и сказали: «дочь твоя умерла, не утруждай Учителя», так как уже всё напрасно. И далее Господь говорит: «Не бойся, только веруй, и спасена будет».
Евангелист Лука не передаёт нам ни одного слова сомнения Иаира. Он позвал Иисуса, как имущего власть над болезнями и недугами, но как узнал, что дочь умерла, поверил в Него, как в имущего власть над смертью. И далее, когда он услышал: «Не бойся, только веруй», он молчит, он не ропщет, он не возражает: «уже бесполезно, Учитель, прости, мы опоздали…» Он сохранил веру во Христа, вернее сказать, после известия о смерти дочери эта вера ещё более усилилась. Он верил в то, что Иисус мог исцелить, а теперь вера возвысилась до того, что Он может воскресить из мертвых.
Вера кровоточивой женщины тоже похожа по глубине на веру Иаира. Эта женщина верила, что достаточно прикоснуться только хоть к краю ризы Спасителя, к краю Его одежды, и уже этого будет достаточно, чтобы ей получить исцеление. Она страдала недугом двенадцать лет. Столько же было и умершей девочке. И вот эта женщина совершает такой дерзновенный поступок – она ломает традиции того времени, традиции ветхозаветного народа.
Таких как она называли «нечистыми». Она не могла быть в обществе, не могла выходить из своего дома, не могла ни с кем общаться, потому что несла осквернение нормальным людям. Это напоминает нам сегодняшнюю ситуацию с теми, кто находится на самоизоляции. Возможно, если бы эта женщина осталась дома и не вышла в общество ко Христу, то она бы не получила исцеление, а скорее всего, скоропостижно скончалась. Когда она шла к Нему, она не думала об упреках, не думала о том, что могла заразить кого-то, она дерзновенно и целенаправленно шла ко Христу и получила исцеление.
Возможно, что этот евангельский отрывок в рамках современных реалий даст нам новое его прочтение, чтобы мы с вами не боялись приходить в храм и причащаться Христа, чтобы мы прибегали ко Христу с несомненной верой, что здесь не источник вируса, как в общественном месте, а источник исцеления, источник здравия и источник жизни; здесь Христос пребывает и врачует всякого приходящего сюда. Помощь от Бога бывает только тогда, когда человек ищет общения, прикосновения ко Христу. Мы можем прикасаться к Нему в молитве. Наконец причащение Тела и Крови Христовых – это теснейшее соединение с Богом, и дай Бог, чтобы мы имели такую веру, что достаточно причаститься Святых Христовых Таин, и непременно я получу исцеление от всех недугов.
Дорогие, этот сюжет говорит нам о том, что у Христа можно испросить всё, что угодно. «Просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам; потому что всякий просящий приемлет, и ищущий обретает, и толкущему – отверзется» (Мф. 7:7). Христос и сегодня творит те же, и ещё более великие чудеса. Христос не меньше любит современных людей, чем любил во время земной жизни. В Евангелие есть такие слова: «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Ну что же нам мешает, дорогие братья и сестры, порой испросить у Бога то, что нам необходимо? Нам не хватает дерзновения. Вот дерзновенный поступок совершила эта больная женщина. Вопреки традициям и нормам, она их нарушает и прикасается ко Христу. И Господь похвалил и принял это её дерзновение.
Это дерзновение было присуще святым – праведному Иоанну Кронштадтскому, когда он молился в Андреевском соборе за всех болящих и страждущих, и молился дерзновенно и неотступно, как бы требовал у Бога непременного исполнения просимого. Если не получал – совершал многочисленные молебны, и совершал великие чудеса. Сегодня память святителя Нектария Эгинского. Его современники тоже отмечали его дерзновенную молитву. В конце жизни он возглавлял женскую обитель на острове Эгина в Греции, и этот монастырь ещё только созидался, нередко монахини терпели нужду в самом насущном. К нему приходили и жаловались: «Денег нет, еды нет». Тогда уходил в свою келью и молился Богородице, молился неотступно, разговаривал с Ней, как с живой: «Матушка, ну Ты уж побыстрей, ну нету еды у них, ну Ты побыстрее оставь все дела свои, попечение – вот здесь Твоя помощь нужна, Матерь Божия, не задерживайся, помоги нам». И Богоматерь отвечала на такую дерзновенную простую искреннюю молитву.
Что же нам мешает так молиться? Наше дерзновение будет не таковым, оно будет дерзостью – вроде корень-то один, а суть-то разная. Дерзость, переходящая в наглость. Неслучайно Господь, воскрешая из мёртвых дочь Иаира, взял с собой в дом помимо родителей только трёх апостолов Петра, Иоанна и Иакова. И выбор сделан был не из личных симпатий. Что можно сказать о жизни и о личности этих апостолов? Пётр – это символ крепкой веры во Христа. Вспомните его свидетельство об Иисусе: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Таким образом, Пётр – это олицетворение крепкой веры во Христа. Иоанн Богослов — это апостол Любви. Не он ли говорил, что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нём»? (1Ин.4:16). А Иаков – это символ праведности. Праведность его почитали даже иудеи, ведь он был непререкаемым авторитетом в Иерусалимской Церкви. И вот таким образом это дерзновение обусловлено тогда, когда в человеке, который обращается к Богу, есть вера Петра, есть любовь Иоанна, и есть праведность Иакова.
Поэтому, дорогие братья и сестры, Господь напоминает нам о том, чтобы мы были достойны дерзновенного обращения к Нему. Вот если этих добродетелей нет, то наши вопрошания не имеют веса в очах Божиих. Когда мы не исполняем заповеди Божии и живём так, как сами хотим, и мы начинаем молиться Богу: «Дай нам того и другого», Бог скажет: «Да кто ты такой?» Сначала ты о заповедях-то подумай, покайся в своих грехах, измени свою жизнь, и тогда молитва твоя будет услышана. Поэтому дай Бог нам, дорогие, дерзновенной веры, осознания греховности своей и стремления измениться и стать лучше и совершеннее, и жить с Господом нашим, которому честь и поклонение во веки веков. Аминь.
22.11.2020
Предыдущая проповедь
15 ноября 2020
Следующая проповедь
29 ноября 2020
Все проповеди за 2020 год