Дорогие братия и сестры. Этот Евангельский отрывок, который мы с вами только что услышали, Церковь предлагает для нашего назидания, напоминая нам евангельские истины перед наступающим уже Успенским постом. В этом Евангелии есть напоминание нам о посте, который с понедельника входит в нашу жизнь, и поэтому Церковь и положила Его для нашего назидания, наставления перед предстоящим постом, чтобы у всех у нас было необходимое к тому усердие.
«Сей же род….», то есть род нечистый, бесовской силы, не исходит ничем, его невозможно изгнать никаким иным образом, кроме как молитвою и постом. Рассуждая над этими словами, святитель Феофан Затворник делает такой вывод: «Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто ограждён молитвою и постом» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»).
Святитель Феофан Затворник далее задаёт такой вопрос: а можно ли сделать вывод, что если человек не молится и не постится, то значит, им бесы обладают и имеют абсолютную власть над ним? И сам же отвечает: «Да, можно сделать это заключение». Потому что человек без молитвы, без поста безоружен перед дьявольской силой и превращается в марионетку в руках дьявола, который делает из него абсолютно всё, что захочет, когда господствует в человеке, удобно склоняет к любому греху, любой страсти. Либо дьявол иногда не трогает такого человека внешним образом, ничего не меняет в его жизни, потому что он полностью находится во власти дьявола, и уже нет смысла как-то менять его жизнь, проявлять бесовское одержание с этим человеком, потому что и так победа дьявола абсолютна над этим человеком.
Дорогие братия и сестры. Церковь напоминает нам эти простые, известные для нас слова, перед наступающим Успенским постом для того, чтобы мы не проигнорировали, чтобы мы понимали важность поста в жизни человека.
Говоря о посте, имеется в виду не только изменение пищевого рациона, хоть и это не просто даётся человеку. Очень мало тех людей, которые приходят в восторг и восхищение, что на столе появляются овощи. Обычно немногие женщины приходят в умиление и радость, когда они все эти овощи соберут и потушат вместе — получается легко усваиваемая, но не всегда вкусная пища. А для остальных- то людей пост приносит утеснение чреву, является мерой хоть малой, но подвига. Потому что все люди практически погружены в чревоугодие. Все мы с вами любим вкусно поесть, любим мясо, любим скоромную пищу. И поэтому, когда это меняется в нашей жизни, иногда лёгкая грусть появляется на лицах православных христиан. С понедельника это точно будет выражено.
Господь обличал фарисеев: «А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6; 17-18), то есть, в хорошем настрое-нии пребывай, чтобы пост приносил тебе реальную радость.
Но, несмотря на то, что тяжело нам поститься даже в еде, Церковь напоминает, что это не основной пост, не в этом он должен заключаться и сосредотачиваться. А пост должен помочь нам с вами измениться, стать лучше, ближе к Богу, нравственней, чище, стать более совершенными людьми. Пост в плане такого телесного воздержания помогает нам в этом, потому что плоть, когда постится, становится в этом смысле более сговорчивой, она меньше бунтует, она меньше посягает на разум человека. Человек более легко себя чувствует, не пресыщаясь скоромной пищей, которая отягощает желудок и жизнь человека.
С постом должна соединяться и молитва. Мало её в нашей с вами жизни, и постом она должна быть усилена. У нас молитва сводится к формальным вещам. Это в лучшем случае утреннее и вечернее правило, посещение храма в воскресный день – всё, на этом молитва наша оканчивается, и нет её больше в нашей жизни. Чисто формальные, дисциплинарные моменты, базовые некие вещи, без которых вообще нет христианства и веры в Бога. А Церковь напоминает, что молитва и пост — это основные наши духовные средства, духовные занятия. Молитва жизненно необходима нам, как воздух. Она является дыханием для нашей души, которая дышит, живёт нормальной полноценной жизнью, если молитва присутствует в нашей с вами жизни. Она должна охватывать весь день, с утра до вечера в постоянном Богомыслии. Чтение акафистов и канонов с утра до вечера — это мало кому возможно. Но наша жизнь должна проходить в мысленном воспоминании Бога и в постоянной молитве, в памятовании о Нём.
Поэтому, дай Бог, чтобы наступающий Успенский пост был для всех нас временем благоприятным, спасительным; чтобы, используя это спасительное средство, мы стали духовно более совершенными чистыми людьми, гораздо более подобны Богу и близкими к Нему по жизни и по духу.
Сегодняшнее евангельское повествование сопряжено с описанием удивительного чуда, которое совершил Господь, когда Он сходил с горы Фавор после славного Своего Преображе-ния. Казалось бы, когда ещё сияние Божества не покинуло Его Пречистой Плоти, когда избранные апостолы: Пётр, Иоанн и Иаков не хотели покидать эту славную гору, где было прекрасно и где они хотели остаться навсегда, соорудив несколько кущей там, потому что там было необыкновенно и прекрасно с Богом быть. И когда в таком возвышенном Богомыслии находились избранные апостолы, когда Господь раскрыл перед ними славу Своего Божества, они сходят с горы и снова сталкиваются с людским горем, грехами, страданиями, страстями человеческими. И Господь с избранными учениками застают такую сцену: о чём-то спорят люди между собой и с апостолами. Увидев Христа, некий отец больного сына подходит к Нему, кланяется Ему в колени и говорит: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуние беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17; 15-16) — такие страшные признаки эпилепсии, которые связаны ещё были с лунатизмом этого больного отрока. Господь сжалился над ним и спросил у отца: «как давно это сделалось с ним?» (Мк. 9; 21), и услышал ответ: «с детства» (Мк. 9; 21), то есть, практически с рождения. И Господь, конечно же, умилосердился над этим ребёнком и над отцом его и исцелил это больное чадо.
Дорогие братия и сестры. Нет абсолютно никакой связи между припадками эпилепсии и новолуниями. Ещё Иоанн Златоуст в четвертом веке, толкуя это место Священного Писания, говорит, что это бесы маскируются и подстраиваются под природные явления, под новолу-ния, чтобы скрыть свою первопричину, чтобы сбить человека, замаскироваться, что это луна виновата, а бесовского воздействия здесь нет никакого. Дорогие братия и сестры, Церковь здесь призывает к разуму, чтобы жизнь христианина ни от чего и ни от кого не зависела, кроме Бога. Поэтому апостол Павел говорит: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3; 17). Жизнь христианина не должна зависеть ни от гороскопов, ни от приливов-отливов, полнолуния, новолуния, ни от прочей чепухи и каких-то природных явлений. У нас есть такие «профессиональные» садоводы- любители, которые по лунному календарю высевают семена огурцов, помидоров и считают, что это особенно благоприятно, и только в этот день будет прекрасный урожай. На Бога надо надеяться, тогда урожай будет ещё лучше. А природные явления имеют второстепенное значение, и они все подвластны Богу.
Дорогие братия и сестры. Печальным и грустным является это описание болезни мальчика, когда дух страшный ввергает его то в огонь, то в воду. Это характеристика в иносказательном плане страстной греховной жизни нашей современной молодежи, которая проходит и огонь, и воду, и медные трубы, под которыми скрывается всё обилие современных страшных грехов: пьянство, наркомания, блуд и прочие грехи и страсти, в которые молодежь, к сожалению, не имея настоящего ориентира в жизни, не живя по заповедям Божиим, словно в омут бросается в эти греховные удовольствия и порой выхода из этих страстей и пороков практически нереально найти. Потому что так далеко человек может дойти по пути греха.
Для нас, взрослых родителей, это предостережение о том, чтобы это не случилось с нашими детьми.
В первой части нашего размышления мы уяснили, что тому, кто постится и молится, бесы не страшны. Для него их искушение, воздействие, которое приводит человека ко греху, бездейственно и абсолютно бессильно. И человек, и наши дети, воспитанные на этих подлин-но церковных началах в посте и молитве, защищены, они имеют правильный ориентир в жизни, который базируется на заповедях Божиих. Поэтому дай Бог нам, родителям, усердия неутомимого в воспитании наших детей, чтобы их возрастание не происходило рядом с нами по такой схеме: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, лишь бы нам не мешало. Смотри телевизор, мультики с утра до вечера и так далее, лишь бы не мешало родителям, когда один газету читает, другой телевизор смотрит — вот и всё родительское воспитание состоит, порой, в этом.
Когда этот отец больного сына пришёл ко Христу, он сначала просил помощи у апостолов, и они удивительным образом не могли ему помочь. Странное дело, казалось бы: апостолы Христом были уже посылаемы на проповедь — и двенадцать, и семьдесят апостолов получили власть от Христа целить все страсти и болезни, недуги, воскрешать мёртвых и изгонять злых духов. И у них это прекрасно получалось с помощью Божественной силы и благословения Божия, которое присутствовало в их жизни. Это, пожалуй, единственный пример в Евангелии, когда апостолы ничего не могли сделать.
В этой части святые отцы — толкователи Священного Писания, говорят, что по неверию отца апостолы не могли сотворить этого чуда. Это неверие отца проявляется в повествовании других евангелистов: и Марк, и Лука тоже говорят об этом событии. И причём Марк, верный спутник апостола Петра, говорит это глазами апостола Петра, который только спустился с горы Фавор. У этих евангелистов есть такие подробности. Когда отец приходит ко Христу, кланяясь просто в знак благоговения, там не было ещё веры, он произносит такие слова: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9; 22). Разве так просят о чуде, о милости? Это слова сомнения, слова, в которых скептицизм присутствует, уж попробуй, когда всё другое уже испробовано. Так и мы с вами приходим ко Христу, пройдя, порой, все методы лечения традиционного и нетрадиционного: бабки, целители и прочее. Может быть, и Церковь поможет, а может быть и Христос. Такое вот оскорбительное для Бога обращение человека.
Но Господь не оставил отца, Он сказал: « если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9; 23). И тогда отец, понимая, что от него, от его веры, от его жизни зависит жизнь его сына, сказал удивительные слова: «верую Господи! помоги моему неверию» (Мк.9; 24). После этих слов Господь изгоняет злого духа и живым и здоровым отдал сына своему скорбящему отцу.
Дорогие братия и сестры. Каждое слово Евангелия бесценно, великая мудрость заключена в каждом слове Священного Писания.
Мы подходим ещё к одной глубокой и удивительной теме — значение страданий в жизни человека в плане вечности, в духовном смысле. Очень много людей, которые через страдания и болезни свои или близких пришли ко Христу. Господь использует этот момент, эту возмож-ность обращения человека, наверное, тогда, когда все средства использованы и испробованы и не принесли никакого результата. Господь попускает тогда страдать самым близким, люби-мым нашим родным для того, чтобы нас изменить. Потому что, по естественному чувству сострадания, сопереживания, порой, полезней скорби близкого человека: мужа, жены, сына, дочери, отца или матери — эти страдания гораздо больнее, чем свои собственные переживают-ся иногда человеком. И когда это случается в нашей с вами жизни — это Господь нас посещает, и естественным ответом человека на это прикосновение Божие является только один выход — покаяние, изменение жизни и оставление греха. И поэтому этим Евангелием Господь напоминает нам, что Он любит нас бесконечно, что Он хочет, чтобы каждый человек был спасён для вечности и жил с Богом всегда на Небесах. И когда человек не желает, не слышит, не хочет, откладывает, то Бог применяет эти такие тяжёлые средства воздействия, но доходчивые порой, убедительные. И когда нас посещают скорби, не надо сразу нанимать адвокатов, не надо сразу подключать связи и сразу искать знакомых врачей, профессоров. Надо сначала задуматься, а почему в нашей жизни происходит то или иное? И бежать к покаянию, бежать на исповедь, менять свою жизнь, каяться в своих грехах. Мы же поступаем совершенно наоборот. Случилось горе: кого взяли под следствие, временный изолятор и так далее, сразу адвокаты, сразу милиция, кому дать денег, подключаем связи. А где грехи твои, миленький? Когда ты их скажешь перед Богом и изменишь свою жизнь? И поэтому Господь, зная такое греховное окостенение наше, говорит скорбные слова: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17;17). Эти слова были сказаны апостолам, которые были погружены в маловерие. То ли дьявольская сила такая страшная присутствовала в этом отроке, что она повергла их в сомнение, что они не могли исцелить его, то ли не было трёх столпов — Петра, Иакова, Иоанна с ними, а Иуда, который уже задумал предать Господа, наоборот, был. Но апостолы оказались бессильными. И эти слова и к ним обращены, и ко всем людям, которые окружали тогда апостолов и были свидетелями этого чуда. Эти же слова обращены и к нам: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Господь ведь обещал, возносясь на небо: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 20). Как же тяжело в этом смысле даётся Богу это пребывание Его в нашей жизни. Какого терпения, милосердия, любви к нам, грешным, это стоит для Него. Апостол Павел говорит, что когда мы согрешаем, то второй раз распинаем Сына Божия на Кресте и проливаем Его Пречистую Кровь.
Поэтому эти слова, обращённые к нашей совести, пусть побудят каждого из нас бояться греха, бояться через грех оскорбить любящего нас Господа. Дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы эти евангельские размышления упали на восприимчивую, добрую почву сердец наших и помогли стать лучше и ближе к Богу. Аминь.
13 августа 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Этот Евангельский отрывок, который мы с вами только что услышали, Церковь предлагает для нашего назидания, напоминая нам евангельские истины перед наступающим уже Успенским постом. В этом Евангелии есть напоминание нам о посте, который с понедельника входит в нашу жизнь, и поэтому Церковь и положила Его для нашего назидания, наставления перед предстоящим постом, чтобы у всех у нас было необходимое к тому усердие.
«Сей же род….», то есть род нечистый, бесовской силы, не исходит ничем, его невозможно изгнать никаким иным образом, кроме как молитвою и постом. Рассуждая над этими словами, святитель Феофан Затворник делает такой вывод: «Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто ограждён молитвою и постом» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»).
Святитель Феофан Затворник далее задаёт такой вопрос: а можно ли сделать вывод, что если человек не молится и не постится, то значит, им бесы обладают и имеют абсолютную власть над ним? И сам же отвечает: «Да, можно сделать это заключение». Потому что человек без молитвы, без поста безоружен перед дьявольской силой и превращается в марионетку в руках дьявола, который делает из него абсолютно всё, что захочет, когда господствует в человеке, удобно склоняет к любому греху, любой страсти. Либо дьявол иногда не трогает такого человека внешним образом, ничего не меняет в его жизни, потому что он полностью находится во власти дьявола, и уже нет смысла как-то менять его жизнь, проявлять бесовское одержание с этим человеком, потому что и так победа дьявола абсолютна над этим человеком.
Дорогие братия и сестры. Церковь напоминает нам эти простые, известные для нас слова, перед наступающим Успенским постом для того, чтобы мы не проигнорировали, чтобы мы понимали важность поста в жизни человека.
Говоря о посте, имеется в виду не только изменение пищевого рациона, хоть и это не просто даётся человеку. Очень мало тех людей, которые приходят в восторг и восхищение, что на столе появляются овощи. Обычно немногие женщины приходят в умиление и радость, когда они все эти овощи соберут и потушат вместе — получается легко усваиваемая, но не всегда вкусная пища. А для остальных- то людей пост приносит утеснение чреву, является мерой хоть малой, но подвига. Потому что все люди практически погружены в чревоугодие. Все мы с вами любим вкусно поесть, любим мясо, любим скоромную пищу. И поэтому, когда это меняется в нашей жизни, иногда лёгкая грусть появляется на лицах православных христиан. С понедельника это точно будет выражено.
Господь обличал фарисеев: «А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6; 17-18), то есть, в хорошем настрое-нии пребывай, чтобы пост приносил тебе реальную радость.
Но, несмотря на то, что тяжело нам поститься даже в еде, Церковь напоминает, что это не основной пост, не в этом он должен заключаться и сосредотачиваться. А пост должен помочь нам с вами измениться, стать лучше, ближе к Богу, нравственней, чище, стать более совершенными людьми. Пост в плане такого телесного воздержания помогает нам в этом, потому что плоть, когда постится, становится в этом смысле более сговорчивой, она меньше бунтует, она меньше посягает на разум человека. Человек более легко себя чувствует, не пресыщаясь скоромной пищей, которая отягощает желудок и жизнь человека.
С постом должна соединяться и молитва. Мало её в нашей с вами жизни, и постом она должна быть усилена. У нас молитва сводится к формальным вещам. Это в лучшем случае утреннее и вечернее правило, посещение храма в воскресный день – всё, на этом молитва наша оканчивается, и нет её больше в нашей жизни. Чисто формальные, дисциплинарные моменты, базовые некие вещи, без которых вообще нет христианства и веры в Бога. А Церковь напоминает, что молитва и пост — это основные наши духовные средства, духовные занятия. Молитва жизненно необходима нам, как воздух. Она является дыханием для нашей души, которая дышит, живёт нормальной полноценной жизнью, если молитва присутствует в нашей с вами жизни. Она должна охватывать весь день, с утра до вечера в постоянном Богомыслии. Чтение акафистов и канонов с утра до вечера — это мало кому возможно. Но наша жизнь должна проходить в мысленном воспоминании Бога и в постоянной молитве, в памятовании о Нём.
Поэтому, дай Бог, чтобы наступающий Успенский пост был для всех нас временем благоприятным, спасительным; чтобы, используя это спасительное средство, мы стали духовно более совершенными чистыми людьми, гораздо более подобны Богу и близкими к Нему по жизни и по духу.
Сегодняшнее евангельское повествование сопряжено с описанием удивительного чуда, которое совершил Господь, когда Он сходил с горы Фавор после славного Своего Преображе-ния. Казалось бы, когда ещё сияние Божества не покинуло Его Пречистой Плоти, когда избранные апостолы: Пётр, Иоанн и Иаков не хотели покидать эту славную гору, где было прекрасно и где они хотели остаться навсегда, соорудив несколько кущей там, потому что там было необыкновенно и прекрасно с Богом быть. И когда в таком возвышенном Богомыслии находились избранные апостолы, когда Господь раскрыл перед ними славу Своего Божества, они сходят с горы и снова сталкиваются с людским горем, грехами, страданиями, страстями человеческими. И Господь с избранными учениками застают такую сцену: о чём-то спорят люди между собой и с апостолами. Увидев Христа, некий отец больного сына подходит к Нему, кланяется Ему в колени и говорит: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуние беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17; 15-16) — такие страшные признаки эпилепсии, которые связаны ещё были с лунатизмом этого больного отрока. Господь сжалился над ним и спросил у отца: «как давно это сделалось с ним?» (Мк. 9; 21), и услышал ответ: «с детства» (Мк. 9; 21), то есть, практически с рождения. И Господь, конечно же, умилосердился над этим ребёнком и над отцом его и исцелил это больное чадо.
Дорогие братия и сестры. Нет абсолютно никакой связи между припадками эпилепсии и новолуниями. Ещё Иоанн Златоуст в четвертом веке, толкуя это место Священного Писания, говорит, что это бесы маскируются и подстраиваются под природные явления, под новолу-ния, чтобы скрыть свою первопричину, чтобы сбить человека, замаскироваться, что это луна виновата, а бесовского воздействия здесь нет никакого. Дорогие братия и сестры, Церковь здесь призывает к разуму, чтобы жизнь христианина ни от чего и ни от кого не зависела, кроме Бога. Поэтому апостол Павел говорит: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3; 17). Жизнь христианина не должна зависеть ни от гороскопов, ни от приливов-отливов, полнолуния, новолуния, ни от прочей чепухи и каких-то природных явлений. У нас есть такие «профессиональные» садоводы- любители, которые по лунному календарю высевают семена огурцов, помидоров и считают, что это особенно благоприятно, и только в этот день будет прекрасный урожай. На Бога надо надеяться, тогда урожай будет ещё лучше. А природные явления имеют второстепенное значение, и они все подвластны Богу.
Дорогие братия и сестры. Печальным и грустным является это описание болезни мальчика, когда дух страшный ввергает его то в огонь, то в воду. Это характеристика в иносказательном плане страстной греховной жизни нашей современной молодежи, которая проходит и огонь, и воду, и медные трубы, под которыми скрывается всё обилие современных страшных грехов: пьянство, наркомания, блуд и прочие грехи и страсти, в которые молодежь, к сожалению, не имея настоящего ориентира в жизни, не живя по заповедям Божиим, словно в омут бросается в эти греховные удовольствия и порой выхода из этих страстей и пороков практически нереально найти. Потому что так далеко человек может дойти по пути греха.
Для нас, взрослых родителей, это предостережение о том, чтобы это не случилось с нашими детьми.
В первой части нашего размышления мы уяснили, что тому, кто постится и молится, бесы не страшны. Для него их искушение, воздействие, которое приводит человека ко греху, бездейственно и абсолютно бессильно. И человек, и наши дети, воспитанные на этих подлин-но церковных началах в посте и молитве, защищены, они имеют правильный ориентир в жизни, который базируется на заповедях Божиих. Поэтому дай Бог нам, родителям, усердия неутомимого в воспитании наших детей, чтобы их возрастание не происходило рядом с нами по такой схеме: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, лишь бы нам не мешало. Смотри телевизор, мультики с утра до вечера и так далее, лишь бы не мешало родителям, когда один газету читает, другой телевизор смотрит — вот и всё родительское воспитание состоит, порой, в этом.
Когда этот отец больного сына пришёл ко Христу, он сначала просил помощи у апостолов, и они удивительным образом не могли ему помочь. Странное дело, казалось бы: апостолы Христом были уже посылаемы на проповедь — и двенадцать, и семьдесят апостолов получили власть от Христа целить все страсти и болезни, недуги, воскрешать мёртвых и изгонять злых духов. И у них это прекрасно получалось с помощью Божественной силы и благословения Божия, которое присутствовало в их жизни. Это, пожалуй, единственный пример в Евангелии, когда апостолы ничего не могли сделать.
В этой части святые отцы — толкователи Священного Писания, говорят, что по неверию отца апостолы не могли сотворить этого чуда. Это неверие отца проявляется в повествовании других евангелистов: и Марк, и Лука тоже говорят об этом событии. И причём Марк, верный спутник апостола Петра, говорит это глазами апостола Петра, который только спустился с горы Фавор. У этих евангелистов есть такие подробности. Когда отец приходит ко Христу, кланяясь просто в знак благоговения, там не было ещё веры, он произносит такие слова: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9; 22). Разве так просят о чуде, о милости? Это слова сомнения, слова, в которых скептицизм присутствует, уж попробуй, когда всё другое уже испробовано. Так и мы с вами приходим ко Христу, пройдя, порой, все методы лечения традиционного и нетрадиционного: бабки, целители и прочее. Может быть, и Церковь поможет, а может быть и Христос. Такое вот оскорбительное для Бога обращение человека.
Но Господь не оставил отца, Он сказал: « если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9; 23). И тогда отец, понимая, что от него, от его веры, от его жизни зависит жизнь его сына, сказал удивительные слова: «верую Господи! помоги моему неверию» (Мк.9; 24). После этих слов Господь изгоняет злого духа и живым и здоровым отдал сына своему скорбящему отцу.
Дорогие братия и сестры. Каждое слово Евангелия бесценно, великая мудрость заключена в каждом слове Священного Писания.
Мы подходим ещё к одной глубокой и удивительной теме — значение страданий в жизни человека в плане вечности, в духовном смысле. Очень много людей, которые через страдания и болезни свои или близких пришли ко Христу. Господь использует этот момент, эту возмож-ность обращения человека, наверное, тогда, когда все средства использованы и испробованы и не принесли никакого результата. Господь попускает тогда страдать самым близким, люби-мым нашим родным для того, чтобы нас изменить. Потому что, по естественному чувству сострадания, сопереживания, порой, полезней скорби близкого человека: мужа, жены, сына, дочери, отца или матери — эти страдания гораздо больнее, чем свои собственные переживают-ся иногда человеком. И когда это случается в нашей с вами жизни — это Господь нас посещает, и естественным ответом человека на это прикосновение Божие является только один выход — покаяние, изменение жизни и оставление греха. И поэтому этим Евангелием Господь напоминает нам, что Он любит нас бесконечно, что Он хочет, чтобы каждый человек был спасён для вечности и жил с Богом всегда на Небесах. И когда человек не желает, не слышит, не хочет, откладывает, то Бог применяет эти такие тяжёлые средства воздействия, но доходчивые порой, убедительные. И когда нас посещают скорби, не надо сразу нанимать адвокатов, не надо сразу подключать связи и сразу искать знакомых врачей, профессоров. Надо сначала задуматься, а почему в нашей жизни происходит то или иное? И бежать к покаянию, бежать на исповедь, менять свою жизнь, каяться в своих грехах. Мы же поступаем совершенно наоборот. Случилось горе: кого взяли под следствие, временный изолятор и так далее, сразу адвокаты, сразу милиция, кому дать денег, подключаем связи. А где грехи твои, миленький? Когда ты их скажешь перед Богом и изменишь свою жизнь? И поэтому Господь, зная такое греховное окостенение наше, говорит скорбные слова: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17;17). Эти слова были сказаны апостолам, которые были погружены в маловерие. То ли дьявольская сила такая страшная присутствовала в этом отроке, что она повергла их в сомнение, что они не могли исцелить его, то ли не было трёх столпов — Петра, Иакова, Иоанна с ними, а Иуда, который уже задумал предать Господа, наоборот, был. Но апостолы оказались бессильными. И эти слова и к ним обращены, и ко всем людям, которые окружали тогда апостолов и были свидетелями этого чуда. Эти же слова обращены и к нам: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Господь ведь обещал, возносясь на небо: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 20). Как же тяжело в этом смысле даётся Богу это пребывание Его в нашей жизни. Какого терпения, милосердия, любви к нам, грешным, это стоит для Него. Апостол Павел говорит, что когда мы согрешаем, то второй раз распинаем Сына Божия на Кресте и проливаем Его Пречистую Кровь.
Поэтому эти слова, обращённые к нашей совести, пусть побудят каждого из нас бояться греха, бояться через грех оскорбить любящего нас Господа. Дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы эти евангельские размышления упали на восприимчивую, добрую почву сердец наших и помогли стать лучше и ближе к Богу. Аминь.
Предыдущая проповедь
2 июля 2017
Следующая проповедь
27 августа 2017
Все проповеди за 2017 год