Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление десяти прокажённых

Дорогие братия и сестры.

Сегодня Евангелие, которое вы слышали за Божественной литургией, говорит нам о важности и необходимости благодарения Богу, чтобы эта благодарность Ему всегда была в нашей жизни. Это наша благодарность к любящему нас Небесному Отцу, давшему жизнь и все блага, необходимые для этой жизни земной, иногда даже излишние, чрезмерные. Необходимость такой благодарности показывается нам на примере евангельского текста, когда Господь исцелил десять прокажённых мужей.

Проказа — неизлечимая болезнь. Так считалось, между прочим, и в Ветхом Завете. И сейчас есть такие формы проказы, от которых можно получить лишь небольшое облегчение от болезни, но исцеление человек не получает. Иногда такие несчастные люди вынуждены жить в специальных изолированных медицинских учреждениях, о которых мы с вами не знаем, но которые есть у нас в России, они называются лепрозории. Если кажется, что это что-то непонятное для двадцать первого века, посмотрите, а как успешно лечится, например, псориаз, мгновенно ли медицина помогает сейчас при таких заболеваниях? Или рожистое воспаление кожных покровов и суставов, множество других болезней, от которых не умрёшь, но порой и исцеление, и облегчение очень сложно найти и сейчас.

Прокажённые в Ветхом Завете обязаны были жить вне общества, потому что их болезнь считалась заразной. Когда прокажённый человек оказывался на достаточно близком расстоянии от здорового человека, где-то путешествующего или вышедшего за городское поселение, этот прокажённый должен был предупреждать об опасности, что он нечистый, чтобы здоровый человек остановился вовремя и не смел к нему приближаться, потому что это опасно для жизни.

Свидетельствовали о болезни или об исцелении в Ветхом Завете священники, которые выполняли помимо своих основных обязанностей такие врачебные лечебные функции, которые свидетельствовали на основании подробнейшего описания болезни, содержащиеся, в том числе, и в Священном Писании, в книге Левит. Они разбирались в медицине и знали, когда человек получил исцеление и может вернуться в общество, может быть такое. Или дают заключение, что это состояние болезни не является опасным для окружающих.

И вот, когда эти евангельские прокажённые увидели Христа, они закричали из глубины своих сердец: «Иисусе Наставниче! помилуй нас» (Лк. 17;13). И Господь отвечает им: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17;14). И то, что они пошли в Иерусалимский храм, чтобы священник освидетельствовал их состояние, было предметом их веры, потому что они не мгновенно получили исцеление, не молниеносно, но прекрасно понимали, что если Христос посылает их к священнику в Иерусалимский храм, значит, даёт надежду на то, что священники освидетельствуют их состояние, кожные покровы, и всё будет хорошо, и они получат исцеление. И действительно, имея эту пламенную веру во Христа, Сына Божия, они устремились по дороге в Иерусалимский храм и по пути к храму получили совершенное исцеление.

Евангелие от Луки, которое читалось сегодня, говорит, что из десяти только один вернулся ко Христу, нашёл Его и поблагодарил за исцеление, упал на колени, и хвалу Ему воздал. И этот один был иноплеменником, Самарянином, человеком, принадлежавшем другому народу, племени, к которым евреи относились с крайним презрением.

Но дело в том, что для еврейского народа, в общем-то, характерно пренебрежительное отношение ко всем другим народам, кроме своего собственного. Это вещь для них обычная, но Самарян они ненавидели и ненавидят до сих пор, и не общаются. Например, как старообрядцы с никонианами, с нами и так далее. Не дай Бог, в какое-то старообрядческое селение попадёте, попросите кружку, чтобы зачерпнуть из колодца, потом они выкинут её, как какую-то скверну заразную, и никогда из твоей посудины не будут ни есть, ни пить, потому что для них это несёт нравственное осквернение.

И вот этот благодарный человек оказался не иудеем, оказался человеком другого племени, и это удивительно. И Господь похвалил его веру и сказал: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17;19).

Основная тема этого краткого евангельского повествования, известного нам, которое читается во время благодарственных молебных пений — это наша обязанность, наша привилегия — благодарение Богу.

Дорогие братия и сестры. Благодарных людей мало вообще в этой жизни, это Евангелие показывает, что таких всего десять процентов. Из человеческого общества это десятая часть, и мы с вами должны себя заставлять, внимательно следить за взаимоотношениями с людьми, чтобы не забывать поблагодарить человека, оказавшего нам благодеяния, или словесно, или хотя бы позвонить, или отправить СМС-сообщение, или какое-то внимание, благодарность обязательно высказать, потому что благодарных людей любит Господь. Благодарность в человеческих взаимоотношениях является очень важным критерием, который привлекает и делает возможным продолжение благодеяний со стороны людей, направленное к каждому из нас. Нет такого человека, которому люди не помогали бы в жизни. Не надо прибедняться, не надо осуждать, а нужно внимательно посмотреть, проанализировать свою жизнь. Может быть, добрые дела делались не миллионными вливаниями в твой семейный бюджет, но кто-то доброе слово сказал, кто-то из чиновников или внимательно встретил, или задержался на две минуты после окончания рабочего времени, или в обеденное время тебя принял, или проявил сочувствие, руку помощи протянул, подсказал, как решить тот или иной вопрос и так далее. Масса вариантов, масса всяких случаев, когда мы получаем поддержку от близких, родных, от ближних людей, порой, людей абсолютно чужих нам, иногда по вере, других по национальности. Мы должны помнить это добро и поблагодарить их, как христиане, должны молиться за своих благодетелей. Если вы помните, то в полном перечне утренних молитв, который содержится в молитвословах и в канонниках, обязательно среди поминовения родителей своих обязательно благодетелей моих, есть такая молитвенная фраза, которая напоминает нам об этой важной необходимости, важном деле в нашей жизни.

А Бога благодарить мы с вами тем более должны! Дорогие братия и сестры, благодарственная молитва ведь не самая совершенная, благодарим мы за что-то Бога. Самый высокий вид молитвы – это славословие Бога и восхваление Его, которое не обусловлено никакими видимыми благодеяниями в ответ, а просто прославление своего Создателя, Творца и Бога. Это славословие Богу непрестанно воссылают Ангелы. К этому славословию призван и человек, потому что Бог сотворил нас с вами в лице Адама не для того, чтобы мы окончили детский садик, школу, ПТУ или институт и дорогу в жизни нашли, деток родили, вырастили, землю обрабатывали — не для этого, это всё вещи вторичного порядка. Когда Бог созерцал эти миллионы ангельских Сил, славословящих Его, и в этом славословии находящих своё блаженство, Он пожелал, чтобы ещё новое творение было призвано к этому славословию, творение более совершенное, чем Ангелы: это мы с вами. А посмотришь на каждого из нас, чего же ангельского-то, в зеркало страшно посмотреть. Порой и злоба, и раздражение, и печать прошлой греховной жизни отражаются в зеркале, но в идеале по природе человек более совершенен, чем Ангелы, в силу обладания двумя природами: физической материальной и духовной небесной, которой принадлежит наша бессмертная, Богом данная, душа, созданная по образу и подобию Божию. Человек два мира в себе вмещает, и поэтому Господь и призвал нас с вами к жизни для того, чтобы мы прославляли своего Создателя и в этом исполняли своё предназначение.

Но благодарность Богу продиктована Его бесконечными, необыкновенными, великими благодеяниями к нам, грешным. Когда в нашей жизни что-то получается, какие-то блага, мы достигаем этих благ, мы в них пребываем, то, наверно, это является такой действенной, весомой причиной нашей благодарности Богу. Но обычно в текущей жизни мы редко Бога благодарим. Мы не замечаем Его благодеяний, и поэтому каждый из нас должен как бы проговаривать внутри себя, напоминать себе, чем нас Бог облагодетельствовал. Иногда, когда человек лишается чего-либо, он эти благодеяния осознаёт. Например, вышел с больничной коечки из ЦРБ, где ты полежал недельки две, больше не дают сейчас лежать, нужно снова ложиться, потому что ты должен выздороветь за две недели. Когда человек обретает былую способность двигаться, когда спинка начинает гнуться, когда ручки действуют, глаза смотрят, когда человек получает исцеление от болезни, при благополучном исходе операции, когда восстанавливаются нормальные функции, дающие жизнь человеку, то мы тогда понимаем, что в этом обычном нашем состоянии много факторов, за которые мы непрестанно должны благодарить Бога: за то, что Господь здравие нам даёт; за то, что психическое здоровье и адекватное поведение у каждого из нас присутствует; что Господь разум не отнял; что различные дарования и таланты дал нам, которые помогли нам определиться и состояться в жизни. Это не потому, что мы такие талантливые, такие великие, такие необыкновенные, сами себя сделали — это развитие тех Божественных дарований, Собственником которых и Творцом является Бог. Что небо чистое, что воздух чистый и благоприятный для жизни, и зима, и лето присутствуют, и Господь обещал, что всемирного потопа не будет больше, потому что это обетование есть в Священном Писании и, дорогие братия и сестры, редко кто из нас знает чувство голода или знал его раньше — за всё это мы непрестанно должны благодарить Бога.

Но, дорогие, когда всё у тебя хорошо, вроде легко заставить себя благодарить Бога, напомнить лишь, призвать и так далее. А вот когда горе случается в жизни человека, например, страшная болезнь, рак или ещё другая какая-то, может быть, которая сегодня упоминалась в Евангелии, а современных болезней великое множество, страшных, заразных, неисцельных: СПИД, гепатит и другие, которые, как правило, являются наказанием за безудержную плотскую похоть. За что благодарить Бога, когда эти страшные болезни случаются? Как за что? Бог остановил тебя, больше захочешь, а не согрешишь, потому что смерть дышит в затылок тебе уже. Бог тебя остановил! Конечно, благодарить надо. За то, что, попустив такую болезнь, Господь даёт тебе надежду на раскаяние, на твоё покаяние, нравственное изменение жизни, что, может, хоть месяц-два до смерти не погрешишь и за этот период покаешься, и Господь дарует тебе помилование и отверзет райские двери. А если   неисцельные раковые болезни, за что благодарить Бога?

Дорогие, конечно очень сложно рассуждать на эту тему. Когда лично тебя касается то или иное состояние, то, бывает, стороннему человеку и не понять того, что переживает этот конкретный человек. Дорогие, но должны мы благодарить Бога за то, что, например, в этом году в этот момент тебя постигает болезнь, а не на пятьдесят лет раньше. Господь даровал тебе ещё безбедно прожить многие десятилетия до того, как симптомы той или иной болезни обнаружились. Господь дарует надежду на исцеление и посылает тебе удивительное изменение твоего собственного отношения к жизни, и к твоим делам, и ко всему, окружающему тебя. Господь радует тебя тем, что в состоянии болезни встречаются неравнодушные люди, которые раскрываются в этой болезни, и ты понимаешь, что подлинно значит тот или иной человек, потому что в беде познаётся друг, когда тебе требуется от него какая-то помощь и участие.

Дорогие, а есть ещё более страшные формы скорбей, например, когда умирает кто-либо. А ведь каждый из нас имеет свой опыт перенесения этих страданий от разлуки, от смерти. Кто-то потерял чадо, сына или дочь, или брата, или сестру, а большая часть кого-то из родителей: или отца, или мать, или уже обоих проводили в жизнь вечную. И как можно Бога благодарить за смерть близкого человека, родного? Как можно в этом увидеть вообще какой-либо смысл?

 Дорогие братия и сестры, сложно благодарить Бога за это, но мы должны понимать, что надо благодарить, только мы не можем, у нас сил нет на то, чтобы благодарить Бога в той или иной ситуации. И, понимая, что это надо делать, что благодарность Богу — это нормальное проявление духовной жизни человека, мы должны у Бога просить сил, чтобы Он дал нам возможность благодарить Его за всё. Очень полезно познакомиться с жизнью и страданиями других людей, которые несли не меньшие скорби, например, почитать жизнеописание святителя Иоанна Златоуста, которого гнали бесчисленное число раз. Когда гонят из ЖЭКа дворника — это одно дело, а когда гонят Патриарха, второе лицо в Византийской империи, а в Церкви — первое лицо и управителя всей Церкви Византийской, границы которой были необыкновенно велики – это совсем другое ощущение, и другие скорби, и другие страдания претерпевает человек, которого гонят с такого великого поста. Вместо почитания и благоговения, целования рук его считают преступником и готовы казнить немедленно, а боятся народа и возмущения народного, которое может быть ответной реакцией на те или иные неправильные действия. Как преступника, Иоанна Златоуста изгнали из Константинополя и как раба, как пленника его везли связанным в колодах. Когда он достиг пределов Армении и скончался там в местечке Каманы, он сказал: «Слава Богу за всё!» Его слова, которые стали итогом его многоскорбной жизни, являются одним из примеров того, в Ком мы должны черпать силы. А Господь Сам претерпел смерть на кресте, хотя Он её мог избежать, Он на неё мог не пойти, это было Его совершенно добрым произволением. Так Он и ответил ведь Петру, который захотел наброситься на одного из стражников в Гефсиманском саду, которые брали Христа и должны были повести на суд к первосвященникам и к самому Пилату, выхватил меч, хотел голову отрубить этому рабу именем Малх, но промахнулся промыслительно, а только ухо отрубил. И Господь ему сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26;52-53). Но Господь шёл добровольно на эти страдания не за Свои грехи, мы за свои страдаем, претерпевая состояния предельной скорби и смерть близких и родных, любимых, дорогих. Всё равно, это за наши грехи. А Господь вместо нас, ради нас страдал и поэтому Он и пошёл на смерть, чтобы в состоянии предельного горя и страдания человеческого не оставить нас одинокими, чтобы, взирая на Его страдания, мы черпали силы и находили возможность, преодолевая боли и скорби, Бога благодарить.

Дай Бог, чтобы и мы с вами могли жить и окончить жизнь нашу словами Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!»  Аминь.

18 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Сегодня Евангелие, которое вы слышали за Божественной литургией, говорит нам о важности и необходимости благодарения Богу, чтобы эта благодарность Ему всегда была в нашей жизни. Это наша благодарность к любящему нас Небесному Отцу, давшему жизнь и все блага, необходимые для этой жизни земной, иногда даже излишние, чрезмерные. Необходимость такой благодарности показывается нам на примере евангельского текста, когда Господь исцелил десять прокажённых мужей.

Проказа — неизлечимая болезнь. Так считалось, между прочим, и в Ветхом Завете. И сейчас есть такие формы проказы, от которых можно получить лишь небольшое облегчение от болезни, но исцеление человек не получает. Иногда такие несчастные люди вынуждены жить в специальных изолированных медицинских учреждениях, о которых мы с вами не знаем, но которые есть у нас в России, они называются лепрозории. Если кажется, что это что-то непонятное для двадцать первого века, посмотрите, а как успешно лечится, например, псориаз, мгновенно ли медицина помогает сейчас при таких заболеваниях? Или рожистое воспаление кожных покровов и суставов, множество других болезней, от которых не умрёшь, но порой и исцеление, и облегчение очень сложно найти и сейчас.

Прокажённые в Ветхом Завете обязаны были жить вне общества, потому что их болезнь считалась заразной. Когда прокажённый человек оказывался на достаточно близком расстоянии от здорового человека, где-то путешествующего или вышедшего за городское поселение, этот прокажённый должен был предупреждать об опасности, что он нечистый, чтобы здоровый человек остановился вовремя и не смел к нему приближаться, потому что это опасно для жизни.

Свидетельствовали о болезни или об исцелении в Ветхом Завете священники, которые выполняли помимо своих основных обязанностей такие врачебные лечебные функции, которые свидетельствовали на основании подробнейшего описания болезни, содержащиеся, в том числе, и в Священном Писании, в книге Левит. Они разбирались в медицине и знали, когда человек получил исцеление и может вернуться в общество, может быть такое. Или дают заключение, что это состояние болезни не является опасным для окружающих.

И вот, когда эти евангельские прокажённые увидели Христа, они закричали из глубины своих сердец: «Иисусе Наставниче! помилуй нас» (Лк. 17;13). И Господь отвечает им: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17;14). И то, что они пошли в Иерусалимский храм, чтобы священник освидетельствовал их состояние, было предметом их веры, потому что они не мгновенно получили исцеление, не молниеносно, но прекрасно понимали, что если Христос посылает их к священнику в Иерусалимский храм, значит, даёт надежду на то, что священники освидетельствуют их состояние, кожные покровы, и всё будет хорошо, и они получат исцеление. И действительно, имея эту пламенную веру во Христа, Сына Божия, они устремились по дороге в Иерусалимский храм и по пути к храму получили совершенное исцеление.

Евангелие от Луки, которое читалось сегодня, говорит, что из десяти только один вернулся ко Христу, нашёл Его и поблагодарил за исцеление, упал на колени, и хвалу Ему воздал. И этот один был иноплеменником, Самарянином, человеком, принадлежавшем другому народу, племени, к которым евреи относились с крайним презрением.

Но дело в том, что для еврейского народа, в общем-то, характерно пренебрежительное отношение ко всем другим народам, кроме своего собственного. Это вещь для них обычная, но Самарян они ненавидели и ненавидят до сих пор, и не общаются. Например, как старообрядцы с никонианами, с нами и так далее. Не дай Бог, в какое-то старообрядческое селение попадёте, попросите кружку, чтобы зачерпнуть из колодца, потом они выкинут её, как какую-то скверну заразную, и никогда из твоей посудины не будут ни есть, ни пить, потому что для них это несёт нравственное осквернение.

И вот этот благодарный человек оказался не иудеем, оказался человеком другого племени, и это удивительно. И Господь похвалил его веру и сказал: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17;19).

Основная тема этого краткого евангельского повествования, известного нам, которое читается во время благодарственных молебных пений — это наша обязанность, наша привилегия — благодарение Богу.

Дорогие братия и сестры. Благодарных людей мало вообще в этой жизни, это Евангелие показывает, что таких всего десять процентов. Из человеческого общества это десятая часть, и мы с вами должны себя заставлять, внимательно следить за взаимоотношениями с людьми, чтобы не забывать поблагодарить человека, оказавшего нам благодеяния, или словесно, или хотя бы позвонить, или отправить СМС-сообщение, или какое-то внимание, благодарность обязательно высказать, потому что благодарных людей любит Господь. Благодарность в человеческих взаимоотношениях является очень важным критерием, который привлекает и делает возможным продолжение благодеяний со стороны людей, направленное к каждому из нас. Нет такого человека, которому люди не помогали бы в жизни. Не надо прибедняться, не надо осуждать, а нужно внимательно посмотреть, проанализировать свою жизнь. Может быть, добрые дела делались не миллионными вливаниями в твой семейный бюджет, но кто-то доброе слово сказал, кто-то из чиновников или внимательно встретил, или задержался на две минуты после окончания рабочего времени, или в обеденное время тебя принял, или проявил сочувствие, руку помощи протянул, подсказал, как решить тот или иной вопрос и так далее. Масса вариантов, масса всяких случаев, когда мы получаем поддержку от близких, родных, от ближних людей, порой, людей абсолютно чужих нам, иногда по вере, других по национальности. Мы должны помнить это добро и поблагодарить их, как христиане, должны молиться за своих благодетелей. Если вы помните, то в полном перечне утренних молитв, который содержится в молитвословах и в канонниках, обязательно среди поминовения родителей своих обязательно благодетелей моих, есть такая молитвенная фраза, которая напоминает нам об этой важной необходимости, важном деле в нашей жизни.

А Бога благодарить мы с вами тем более должны! Дорогие братия и сестры, благодарственная молитва ведь не самая совершенная, благодарим мы за что-то Бога. Самый высокий вид молитвы – это славословие Бога и восхваление Его, которое не обусловлено никакими видимыми благодеяниями в ответ, а просто прославление своего Создателя, Творца и Бога. Это славословие Богу непрестанно воссылают Ангелы. К этому славословию призван и человек, потому что Бог сотворил нас с вами в лице Адама не для того, чтобы мы окончили детский садик, школу, ПТУ или институт и дорогу в жизни нашли, деток родили, вырастили, землю обрабатывали — не для этого, это всё вещи вторичного порядка. Когда Бог созерцал эти миллионы ангельских Сил, славословящих Его, и в этом славословии находящих своё блаженство, Он пожелал, чтобы ещё новое творение было призвано к этому славословию, творение более совершенное, чем Ангелы: это мы с вами. А посмотришь на каждого из нас, чего же ангельского-то, в зеркало страшно посмотреть. Порой и злоба, и раздражение, и печать прошлой греховной жизни отражаются в зеркале, но в идеале по природе человек более совершенен, чем Ангелы, в силу обладания двумя природами: физической материальной и духовной небесной, которой принадлежит наша бессмертная, Богом данная, душа, созданная по образу и подобию Божию. Человек два мира в себе вмещает, и поэтому Господь и призвал нас с вами к жизни для того, чтобы мы прославляли своего Создателя и в этом исполняли своё предназначение.

Но благодарность Богу продиктована Его бесконечными, необыкновенными, великими благодеяниями к нам, грешным. Когда в нашей жизни что-то получается, какие-то блага, мы достигаем этих благ, мы в них пребываем, то, наверно, это является такой действенной, весомой причиной нашей благодарности Богу. Но обычно в текущей жизни мы редко Бога благодарим. Мы не замечаем Его благодеяний, и поэтому каждый из нас должен как бы проговаривать внутри себя, напоминать себе, чем нас Бог облагодетельствовал. Иногда, когда человек лишается чего-либо, он эти благодеяния осознаёт. Например, вышел с больничной коечки из ЦРБ, где ты полежал недельки две, больше не дают сейчас лежать, нужно снова ложиться, потому что ты должен выздороветь за две недели. Когда человек обретает былую способность двигаться, когда спинка начинает гнуться, когда ручки действуют, глаза смотрят, когда человек получает исцеление от болезни, при благополучном исходе операции, когда восстанавливаются нормальные функции, дающие жизнь человеку, то мы тогда понимаем, что в этом обычном нашем состоянии много факторов, за которые мы непрестанно должны благодарить Бога: за то, что Господь здравие нам даёт; за то, что психическое здоровье и адекватное поведение у каждого из нас присутствует; что Господь разум не отнял; что различные дарования и таланты дал нам, которые помогли нам определиться и состояться в жизни. Это не потому, что мы такие талантливые, такие великие, такие необыкновенные, сами себя сделали — это развитие тех Божественных дарований, Собственником которых и Творцом является Бог. Что небо чистое, что воздух чистый и благоприятный для жизни, и зима, и лето присутствуют, и Господь обещал, что всемирного потопа не будет больше, потому что это обетование есть в Священном Писании и, дорогие братия и сестры, редко кто из нас знает чувство голода или знал его раньше — за всё это мы непрестанно должны благодарить Бога.

Но, дорогие, когда всё у тебя хорошо, вроде легко заставить себя благодарить Бога, напомнить лишь, призвать и так далее. А вот когда горе случается в жизни человека, например, страшная болезнь, рак или ещё другая какая-то, может быть, которая сегодня упоминалась в Евангелии, а современных болезней великое множество, страшных, заразных, неисцельных: СПИД, гепатит и другие, которые, как правило, являются наказанием за безудержную плотскую похоть. За что благодарить Бога, когда эти страшные болезни случаются? Как за что? Бог остановил тебя, больше захочешь, а не согрешишь, потому что смерть дышит в затылок тебе уже. Бог тебя остановил! Конечно, благодарить надо. За то, что, попустив такую болезнь, Господь даёт тебе надежду на раскаяние, на твоё покаяние, нравственное изменение жизни, что, может, хоть месяц-два до смерти не погрешишь и за этот период покаешься, и Господь дарует тебе помилование и отверзет райские двери. А если   неисцельные раковые болезни, за что благодарить Бога?

Дорогие, конечно очень сложно рассуждать на эту тему. Когда лично тебя касается то или иное состояние, то, бывает, стороннему человеку и не понять того, что переживает этот конкретный человек. Дорогие, но должны мы благодарить Бога за то, что, например, в этом году в этот момент тебя постигает болезнь, а не на пятьдесят лет раньше. Господь даровал тебе ещё безбедно прожить многие десятилетия до того, как симптомы той или иной болезни обнаружились. Господь дарует надежду на исцеление и посылает тебе удивительное изменение твоего собственного отношения к жизни, и к твоим делам, и ко всему, окружающему тебя. Господь радует тебя тем, что в состоянии болезни встречаются неравнодушные люди, которые раскрываются в этой болезни, и ты понимаешь, что подлинно значит тот или иной человек, потому что в беде познаётся друг, когда тебе требуется от него какая-то помощь и участие.

Дорогие, а есть ещё более страшные формы скорбей, например, когда умирает кто-либо. А ведь каждый из нас имеет свой опыт перенесения этих страданий от разлуки, от смерти. Кто-то потерял чадо, сына или дочь, или брата, или сестру, а большая часть кого-то из родителей: или отца, или мать, или уже обоих проводили в жизнь вечную. И как можно Бога благодарить за смерть близкого человека, родного? Как можно в этом увидеть вообще какой-либо смысл?

 Дорогие братия и сестры, сложно благодарить Бога за это, но мы должны понимать, что надо благодарить, только мы не можем, у нас сил нет на то, чтобы благодарить Бога в той или иной ситуации. И, понимая, что это надо делать, что благодарность Богу — это нормальное проявление духовной жизни человека, мы должны у Бога просить сил, чтобы Он дал нам возможность благодарить Его за всё. Очень полезно познакомиться с жизнью и страданиями других людей, которые несли не меньшие скорби, например, почитать жизнеописание святителя Иоанна Златоуста, которого гнали бесчисленное число раз. Когда гонят из ЖЭКа дворника — это одно дело, а когда гонят Патриарха, второе лицо в Византийской империи, а в Церкви — первое лицо и управителя всей Церкви Византийской, границы которой были необыкновенно велики – это совсем другое ощущение, и другие скорби, и другие страдания претерпевает человек, которого гонят с такого великого поста. Вместо почитания и благоговения, целования рук его считают преступником и готовы казнить немедленно, а боятся народа и возмущения народного, которое может быть ответной реакцией на те или иные неправильные действия. Как преступника, Иоанна Златоуста изгнали из Константинополя и как раба, как пленника его везли связанным в колодах. Когда он достиг пределов Армении и скончался там в местечке Каманы, он сказал: «Слава Богу за всё!» Его слова, которые стали итогом его многоскорбной жизни, являются одним из примеров того, в Ком мы должны черпать силы. А Господь Сам претерпел смерть на кресте, хотя Он её мог избежать, Он на неё мог не пойти, это было Его совершенно добрым произволением. Так Он и ответил ведь Петру, который захотел наброситься на одного из стражников в Гефсиманском саду, которые брали Христа и должны были повести на суд к первосвященникам и к самому Пилату, выхватил меч, хотел голову отрубить этому рабу именем Малх, но промахнулся промыслительно, а только ухо отрубил. И Господь ему сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26;52-53). Но Господь шёл добровольно на эти страдания не за Свои грехи, мы за свои страдаем, претерпевая состояния предельной скорби и смерть близких и родных, любимых, дорогих. Всё равно, это за наши грехи. А Господь вместо нас, ради нас страдал и поэтому Он и пошёл на смерть, чтобы в состоянии предельного горя и страдания человеческого не оставить нас одинокими, чтобы, взирая на Его страдания, мы черпали силы и находили возможность, преодолевая боли и скорби, Бога благодарить.

Дай Бог, чтобы и мы с вами могли жить и окончить жизнь нашу словами Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!»  Аминь.

Предыдущая проповедь

4 декабря 2016

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Следующая проповедь

25 декабря 2016

Неделя святых праотец

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00