Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление десяти прокаженных

В настоящее время среди современных людей согласно официальным данным статистики православных людей становится всё больше и больше, даже может возникнуть легкомысленная иллюзия, что Русь становится православной, какой она была до трагических событий 1917 года. Но в действительности это — иллюзия, потому что, несмотря на то, что тот или иной человек причисляет себя к православным христианам, всего несколько процентов, от 2-х до 3-х, из тех людей, которые называют себя верующими, являются действительно таковыми по своей жизни, по своим взглядам и убеждениям, являются людьми воцерковлёнными, укорёнными в вере. Как говорил апостол Павел: ни Ангелы, ни Начала, ни власти, ни скорби, ни болезни, ни настоящее, ни грядущее — никто и ничто не смогут никогда отвратить от Бога и от Церкви таких христиан. Ведь большинство людей, которые считают себя православными, в Церковь не ходят и придумывают множество оправданий, множество каких-то мнимых апологий, которыми они утешают и усыпляют свою совесть. Классический вариант ответа на вопрос, почему человек не посещает регулярно богослужения в храме — это «Бог у меня в душе, Бог всегда со мной, где бы я ни  был, а Церковь — это нечто узкое, формальное, корыстное».

Сегодняшнее Евангелие говорит всего лишь об одной стороне церковной жизни, к которой человек приобщается именно в Церкви, и для исполнения этой обязанности, этой заповеди Божией человек должен посещать святой храм Божий. Это обязанность благодарения Бога. Божественная литургия, в общем-то, и начинается с этих слов, с псалма Давидова: «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его». Не забывай всё то добро и те благодеяния, которыми Бог в изобилии осыпает, одаривает каждого из нас. Божественная литургия начинается с этого напоминания, чтобы мы с вами не забывали благодарить Бога. Апостол Павел в двух своих посланиях, продолжая мысль ветхозаветного пророка Давида, говорит: «Христианин должен всегда и во всём благодарить Бога, ибо это есть воля Божия о Христе Иисусе в вас».

«Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» Эти слова вы очень часто тоже слышите во время богослужения. Они входят в один из прокимнов, которые соединяются с апостольскими чтениями. Всего лишь несколько самых известных, самых доступных слов мы с вами вспомнили, и они все говорят о том, что мы с вами должны всегда и везде благодарить Бога.

Евангелие сегодняшнего дня, которое читается в преддверии Рождества Христова, служит   уже подготовительным моментом к этому великому празднику, за который мы тоже должны благодарить Бога — это Евангелие о десяти прокажённых. Помимо сегодняшнего воскресного дня, это Евангелие читается всегда при совершении благодарственного молебна, когда христиане благодарят Бога за какие-то частные милости Божии, которые свершились во время их собственной жизни.

Поговорим подробнее о сегодняшнем Евангелии. Десять мужей были больны неисцельной болезнью, несли очень тяжёлый жизненный крест. Проказа — суровая болезнь, она и сейчас иногда встречается. Мы с вами мало об этом думаем, мало знаем, потому что люди, больные проказой, живут достаточно обособленно, но, тем не менее, соответствующие учреждения — лепрозории — есть до сих пор, например, в Московской области и в иных местах, где люди, как живые мертвецы, отживают свои дни. Появляются другие заболевания, которые точно так же, как проказа, являются неисцельными, практически медленными вестниками смерти – это и СПИД, и раковые заболевания, и множество других.

Итак, дорогие братия и сестры, десять этих несчастных людей, естественно, были изгоями общества, потому что Ветхозаветный закон как-то ограждал жизнь других, здоровых людей и повелевал больным людям жить вдали городских поселений. И когда они в поисках пропитания, надеясь на милость людей, подходили к какому-то селению, ожидая, что им бросят хотя бы на расстоянии кусок хлеба, то они обязаны были кричать предупреждающее слово о своей болезни, о своей нечистоте. Эти десять больных каким-то образом услышали о Христе как о выдающимся Пророке, милостивом, человеколюбивом Враче, который исцелил множество болезней. Они не думали о Христе, как о Боге, их представления были достаточно примитивными, впрочем, такими же, как представления о Христе у большей части нашего безбожного современного общества. Но когда  болезнь прижала к стенке, когда все средства испробованы и ничего не помогает, тогда и о Боге можно вспомнить, пройдя всех экстрасенсов, бабок, целителей. Наверное, и прокажённые точно так же поступали. Испробовав всё, услышали о Христе и, увидев однажды Его, возжаждали обратиться к Нему за помощью, но не могли подойти близко ко Христу и к окружающему Его народу. Они издали стояли и кричали: «Иисусе, Наставниче! Помилуй нас». И, конечно, в этом вопле о милости была заключена просьба об исцелении.

Господь исцеляет их очень интересным образом, оставляя им возможность проявить свою веру в это исцеление. Он говорит: «Пойдите, покажитесь священникам» в Иерусалимский храм. Зачем? Потому что ветхозаветное духовенство несло, помимо богослужебных функций, также и врачебные обязанности. Они фиксировали начало заболевания человека, определяли, опасна или не опасна его болезнь для человеческого общества, а также проводили диагностику состояния человека, когда он исцелялся. Если больной человек выздоравливал, они давали ему разрешение вернуться в обычную, нормальную жизнь.

Конечно, эти больные прекрасно понимали, о чём идёт речь, ведь Христос посылал их в   Иерусалимский храм такими, какими они были, то есть больными. Конечно, элемент такого сомнения был в их душе, у них боролись эти чувства: зачем идти в храм? зачем идти к священникам, когда уже тело отпадает, омертвели ткани и от костей отстают? Как можно прийти к священникам в таком состоянии? Их никто не пустит в храм. Это безумие, это осквернение святыни и храма, признак умопомрачения, наконец.

Но всё-таки призрачная надежда пересилила, эти люди идут к храму. И по мере приближения к храму, наверное, их вера крепнет. И вот, благодаря этой вере в чудодейственную силу слов Христа они по пути получают совершенное исцеление. Их тела обновились, исцелились от многолетних язв этой проказы, зловещего предвестника смерти.

Что же дальше происходит? Девять из них, иудеев, идут в храм, а десятый был самарянин. Он оставляет свой путь, разворачивается, идёт искать Христа и находит Его там, где состоялся их диалог. Исцелённый падает перед Иисусом на колени и благодарит Его за это чудо исцеления. Вот как рассказывает об этом евангелист Лука, который был свидетелем этого чуда: Господь похвалил этот поступок самарянина, но произнёс следующие слова упрёка: «не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»

Это Евангелие читается в преддверии Рождества Христова, тем самым напоминая нам, что пришествие Христа в мир является признаком, свидетельством Его необыкновенной любви к роду человеческому. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Пришествие в мир Христа сейчас для нас, людей христианской эпохи — это праздник веселый, торжественный, радостный. А ведь воплощение Христа было сопряжено с унижением, смирением, обнищанием Бога, Который снизошёл до человека, стал человеком, восприняв его плоть. Не ту плоть, с которой сотворил его Бог, а грязную, испачканную в грехе человеческую природу, смердящую грехом, страстями, чтобы исцелить человека и вернуть его в прежнее блаженство. Христос родился в совершенной нищете, в забвении, в Вифлеемских яслях, в хлеву, среди животных.

Но опять же, мы, когда будем встречать Рождество Христово по милости Божьей,  будем воспринимать эти черты, эти евангельские штрихи, эту обстановку, которая рисует эту картину Рождества, Вифлеемские ясли, как нечто обычное, не понимаем, что это. Мы-то с вами рождаемся и входим в этот мир в человеческих условиях, а кто-то даже на европейском уровне въезжает в этот мир — в современных клиниках, с комфортом. А  Христос рождается в скотском загоне. Не нужен Он был миру, когда рождался. Весь мир был занят своими земными делами и проблемами. Все гостиницы в Вифлееме были заняты, как они будут заняты в новогодние, рождественские дни и у нас, и за границей. И зачем Христос, зачем Его Рождество? Там и слова «Христос» уже практически нет.

Дорогие братия и сестры! В преддверии Рождества Христова мы должны вновь и вновь осознавать неизреченное милосердие и любовь Божию, которая проявилась в Его рождении на земле, что Он стал богомладенцем ради нас и нашего ради спасения, и, конечно, должны за всё благодарить Его. Благодарить Его за то, что Он нам даровал это счастье снова быть детьми Божиими; за то, что Он исцелил нашу человеческую природу; за то, что у нас появилась возможность очищать, исцелять, преображать нашу человеческую природу, приобщать её к Телу Христову, делать её частицей Тела Христа, частицей Его Тела: обожженного, преображённого, того Тела, которое победило человеческий грех, которое вознесено на небеса и восседает одесную Бога Отца.

И  к этому обожению, соединению с Богом и достижению Его в небесных обителях призван человек. Двери райские открываются с рождением Христа, с воплощением Его на земле. Поэтому апостол Павел и говорит, чтобы мы за всё благодарили Бога, потому что в этом есть воля Божия. Также апостол Павел предупреждал и о последних временах и даёт нам с вами очень интересный критерий, признак близости конца света.

Когда мы думаем о конце света, на ум приходят высказывания определенных либеральных левых каких-то, околоцерковных кругов, которые никогда не жили христианской жизнью, а только будоражили народ и на этом фоне зарабатывали себе известность и тешили свою гордыню — об ужасе пришествия антихриста, который уже есть и который уже ставит печати на всём и на вся, и места уже нет, где клеймо ставить — последние времена. И вот такие проповедники, как «Русь православная», писатель духовный Филимонов и другие являются виновниками таких страшнейших бедствий, которые происходят сейчас, в частности, в Пензенской области. Никто не может найти выход из этой ситуации: ни государство, ни Церковь, потому что люди зомбированы, они уже жить не хотят и уже готовы в сущем сане и виде войти в Царство Небесное. Ужасные времена.

А вот апостол Павел говорит о других признаках. Он говорит, что последние христиане в последние дни будут неблагодарными к Богу. Смотрите, какой тихий такой, незаметный признак — люди будут неблагодарными к Богу; люди будут неблагодарными друг к другу, будут жить как звери, как будто все вокруг должны тебе во всём и всегда. Как будто Бог нам обязан, должен творить непрестанные благодеяния. И когда исчезнет из жизни людей благодарность, тогда и настанет конец света.

А евангелисты говорят ещё об одном очень важным признаке, который тесно связан с этим: «тогда во многих охладеет любовь». Не будет любви друг к другу, не будет любви к Богу. Зачем в храм-то ходить, когда Бог в душе? Вот вам исчезновение понятия любви в жизни современного человека. Бог — это не теория, это не иллюзия. Любовь — это практика жизни, это действие, это поступок. Если нет человека в храме, если не выражена его христианская жизнь, если одни слова, один разум — это пустая религиозная философия, которая религиозной является до поры до времени. И вот таким любителям «Бога в душе» апостол Иаков говорит очень простые слова, что и бесы веруют и трепещут. И люди, и бесы веруют. Только бесы ещё лучше веруют, потому что они знают, что Бог есть, они видят Его своими затемнёнными глазами, очами, видят Его и трепещут.

А человек иногда и этого чувства не имеет — абсолютное безразличие к Богу испытывает. И так же, как демоны, остаётся в своём ожесточении, в отторжении от Бога, наверное, по Канту, вещью в себе. Он погрязает в своём собственном эгоизме, живёт только для себя, всё остальное подчинено жизни для самого себя, пронизано прагматизмом, утилитаризмом, гедонизмом. Вся жизнь таких людей направлена на получение наслаждений, удовольствий.

Интересно, дорогие братия и сестры, что среди современных родителей, особенно обеспеченных людей, с достатком, которых сейчас очень неправильно называют успешными людьми в жизни, много таких, которые считают, что когда их детки определяются в жизни, выходят замуж или женятся, говорят им: «Да подождите  вы детей-то заводить, для себя пожить надо, для своего удовольствия». Не так ли думаем и мы с вами, христианские родители, или думали раньше. А что значит для себя пожить? Не надо спешить с рождением детей, на свою голову брать проблемы воспитания, бессонные ночи. Зачем, если есть контрацепция, аборты, жизнь для себя, курорты, наслаждения.

Дорогие братия и сестры! Всё это очень «красиво» звучит, говорит об «успешной» жизни. Но такая жизнь-то страшная, пустая, в которой нет смысла, нет счастья, нет глубины, нет Бога. И рано или поздно эта пустота жизни даст о себе знать. И куда она приведёт человека — ещё большой вопрос. Если некому за такого человека молиться, то он обречён. Его ждут либо самоубийство, либо апатия, либо страсть какая-либо, например, алкоголизм, либо наркотики. Но без Бога человек никогда не достигнет счастья и никогда не проживёт так, чтобы не было потом мучительно больно умирать и предстать перед Богом.

Сейчас, дорогие братия и сестры, очень часто, практически на 99%, люди приходят в Церковь через скорби, болезни и страдания, и очень редко, лишь единицы обретают Бога через разум, убеждения. А вот через скорби и страдания — это классический путь, который особенно стал показательным в наши дни. Почему? Да потому, что человек — как камень, он больше ничего не понимает и не чувствует. Да и с первого-то раза человек ничего не понимает. А когда посетит человека скорбь, касающаяся его личной жизни, близких, мужа, детей, которые попадают в тяжёлые жизненные ситуации, скорби, болезни, страсти, пьянство, наркоманию, блуд повальный, тогда и ищет он спасения в Церкви. Кстати говоря, если случается блуд, то родители подчас абсолютно равнодушно смотрят на это. Вот если наркомания – да, это опасно, умереть может. А если блуд – ничего особенного, пусть развлечётся, развеется, пока годы молодые.

Это очень странное, совершенно парадоксальное смещение понятий. Ведь если от какой-то тяжёлой страсти, которая ставит под угрозу жизнь и здоровье, человек может получить спасение, то если в блуде умрёт, в блуде укоренится, блуд станет его второй природой, станет его образом жизни, вот тогда-то человек попадает в более страшное состояние, потому что апостол Павел ставит уже окончательный диагноз таким людям и говорит, чтобы блудники не надеялись, они не наследуют Царства Небесного.

И вот в той или иной тяжёлой жизненной ситуации человек приходит ко Христу: подход корыстный, прагматический. Когда прижало к стенке, только тогда вспомнил о Христе, причём вспомнил, когда всё испробовано, и человек не понимает, что та трагедия, которая привела его к церковному порогу, носит духовные корни. Это не потому, что человек попал в ту или иную среду, попал под дурное влияние, некачественные препараты подсунули — это всё наши земные рассуждения. На самом деле это страсть. За ней стоит дьявол, и победить дьявола невозможно никакими походами к психологам, которые успокаивают человеческую гордыньку, утешат его, успокоят, попросят прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу, своих детей послушать.   Это классический вариант успокоения человеческой гордыни. А дьявол в это время находится  рядом с таким человеком, это он провоцировал эту страсть, это он награду получает в своём царстве за то, что ещё одного поймал, заманил в свои сети. И люди, конечно, пытаются всеми возможными силами победить эту страсть, но без Бога всё впустую: загримируют, как покойника во гробе, не понимая, что страсть носит духовный характер. Только через приход человека к вере, только через воцерковление всей семьи: и мужа, и жены будет исцелён ребенок. Если мать приходит в храм, а отец не приходит, нечего не получится. Это свидетельствует о том, что такому отцу не нужны дети, что он согласен, что ребёнок его погибнет, например, от наркотиков. Это безразличие, безумие, это потеря родительской любви. А такие примеры встречаются сплошь и рядом.

К сожалению, энергии человека на эти дела богоугождения хватает на очень недолгое время: на неделю, на две, на месяц. Если за это время ребёнок не получает исцеления, наступает период апатии, период равнодушия, период отхода от Бога. А дьявол только радуется. Иногда замаскируется, чтобы вы не сильно-то бежали в храм. Но победить его, как в Евангелии сказано, можно только силой Божией. Слова на все времена: «Сей род изгоняется только постом и молитвой», только приближением человека к Богу, только причащением. Если сам человек не идёт, родителям нужно причащаться, потому что через них это освящение дойдёт до сына или дочери. Вот так в духовной жизни: всё просто и сурово одновременно.

К чему мы это с вами говорим? Да к тому, что Христос нам нужен только на период исцеления. Решили проблемы, горе ушло – всё, Христос не нужен. Но это же языческий подход. Две тысячи лет христианству, а мы как были язычниками, так ими и остались. Как те древние славяне перед Перуном  и Даждьбогом. Название-то какое: Даждьбог. Дай нам чего-нибудь. Дашь — забудем тебя на месяц, не дашь — жертву принесём, заколем кого-нибудь. Жертвы животных не помогут — человеческие жертвы принесём. Помните первых мучеников, варягов Фёдора и его сына Иоанна? Когда на них выпал жребий, отец не дал принести сына в жертву. Тогда язычники разломали дом, сожгли, насильно умертвили и сделали первыми христианскими мучениками на земле Фёдора и его сына.

Дорогие братия и сестры, это языческая мораль, прагматизм такой, подход к Богу как  наёмника. Такой подход остался, он присущ жизни не только безбожной части общества, а и нашей с вами. Живём теплохладно. Скорбь придёт, дети перестанут слушаться, домой не придут, муж запьет — тогда вспомним, что правило молитвенное потеряно, Иисусову молитву забыли, месяца два не причащались и многое-многое другое.

Мы с вами начали сегодняшнее размышление о том, что в храм надо приходить, прежде всего, для того, чтобы благодарить Бога. И центральной частью литургии является евхаристия, которая в переводе с греческого языка означает «благодарение». «Благодарим Господа» — возглашает священник в начале этой самой главной части литургии, и затем священником тайно читается особая молитва, в которой он благодарит Бога за весь народ, за все Его великие благодеяния, ведомые и неведомые, и ранее бывшие на нас, и которые в будущие времена Он изольёт на нас по Своему милосердию. И за те благодеяния, которые помним и которые давно забыли, благодарим Господа.

Дорогие братия и сестры, мало мы с вами исполняем эту заповедь потому, что мы не видим этих благодеяний Божиих, мы привыкаем к ним. Мы не видим радостей жизни, не видим этих маленьких чудес, которые постоянно Бог изливает на каждого из нас: с рассветом солнечным, когда мы встаём от одра, который напоминает одр смертный; когда начинается новый день и Господь нам снова даёт и здравие, и силы телесные, и разум наш просвещает, и мудростью не оставляет; и за то, что земля продолжает плодоносить, и солнце светить, и дождик бывает, и снег по временам, и многие другие милости Божии. Красоту Божиего мира не видим, не слышим, идём мимо неё, как глухие и слепые; здоровье не ценим; жизнь не бережём ни свою, ни чужую. А когда лишается человек чего-то, например, здоровье уходит, самая незначительная болезнь приковывает нас к больничному одру, состояние болезненное, не можем выйти на свет Божий, тогда мы понимаем, какое счастье ходить по земле своими ногами и созерцать этот Божий мир.

Одного монаха однажды даже поразило такое отношение к жизни. Он был уже опытным подвижником, отшельником и искал совершенства. Он пришёл в Константинополь, и Господь сподобил его увидеть такое чудо, которое поразило его. Один нищий, который собирал подаяния на паперти, при наступлении ночи весь, в общем-то, раздетый, который имел всего одну плохонькую накидку, ложится прямо на голую землю, на половину этой тряпки, другой накрывает себя. Всё тело его трясётся от холода, а уста произносят молитву: «Господи, благодарю Тебя, что я свободен, что иду, куда хочу, а ведь многие-то в тюрьме, и ноги в оковах, и не могут ни руками, ни ногами пошевелить и быть там, где хотят. А я-то, Господи, живу как царь: где хочу, там и ночую; куда хочу, туда и иду». А может случиться так, что он в эту ночь и умрёт от холода на паперти церковной…

Или другой подвижник увидел такого же нищего и говорит ему: «Я желаю тебе счастья». А тот удивленными глазами на него смотрит и отвечает: «А я никогда не был несчастливым». У человека ничего не было в жизни: ни одежды, ни питания, ни крова, а он говорит, что никогда не был несчастливым, потому что за всё благодарил Бога.

Дорогие братия и сестры! Причина отсутствия нашей благодарности к Богу в нашей невнимательности, в нашем бесчувствии, в нашей духовной серости, что мы не видим таких очевидных благодеяний Божиих. А сколько у каждого в жизни было одним нам известных таких маленьких чудес, маленьких и великих, когда мы успели вовремя на работу, когда успели к автобусу или самолету, когда Господь вернул нам здоровье, когда сохранил нашу жизнь на автотрассе, в общественном транспорте, где-то в другом месте, когда все другие или погибали, или болели, а нас Господь хранил непонятно за что. Сколько этих чудес, маленьких свидетельств бытия Божия в жизни верующего человека.

Когда человек внимательно относится к своей духовной жизни, видит эти чудеса, тогда его вера укрепляется, тогда никаких доказательств бытия Бога такой человек никогда не потребует, потому что он знает, что Бог есть. Никакая атеистическая пропаганда не сможет человека отвлечь, переубедить его, потому что он знает каждую минуту, что он попросит у Бога, и Бог даст ему то, что он просит.

Дорогие братия и сестры! Бога благодарить надо не потому, что Богу так нравится; не потому, что у Него могут какие-то тщеславные чувства возникать. Так о Боге и помыслить невозможно. Богу не нужна наша благодарность. Как бы мы много о ней не говорили, Богу не нужна она абсолютно, потому что Бог живёт в вечном свете, и Он существо Всеблаженное. Бог всем доволен, всегда и во всём, и к Его блаженству никто не может прибавить ни капли. Также и отнять от этого блаженства Божия никто и ничего не может. Благодарить Бога необходимо для человека, потому что, когда человек благодарит Бога, он становится способным принимать новые благодеяния. Вот в этом заключается весь парадокс. Чем больше человек благодарит, тем больше получает милости Божией.

Хорошо благодарить Бога за жизнь безбедную и счастливую. Это признак даже не религиозного, а просто культурного человека.  Гораздо сложнее благодарить Бога за скорби, за страдания, за лишения, за тяжёлый жизненный крест. Об этом говорят святые отцы, к этому они нас призывают, чтобы мы благодарили Бога не за то, что Он нам сегодня подарил машину, завтра квартиру, послезавтра ещё что-то новое. Это всё понятно и естественно. А вот за скорби благодарить, за страдания, за то, что сегодня сняли с должности, за то, что завтра заболели, за то, что что-то происходит скорбное, что составляет наш жизненный крест; за то, что муж опять запил, за то, что дети вновь грубят и хамят, и дома не ночуют, и деньги берут родительские без спроса — за всё, что бы ни случилось, за все нужно благодарить Бога. И тогда Господь даст силы нести этот жизненный крест, тогда Он изменит и все обстоятельства, и скорби уйдут, потому что, когда человек благодарит, Бог приближается к человеку. Человек становится сродным к Богу, а дьявол убегает, потому что поругана его работа.

Как вы помните из Ветхого Завета, Иова искушал дьявол. Он говорил Богу: «Потому он и благодарит Тебя, что Ты всё даёшь ему. Вот отними у него всё, тогда посмотрим, будет ли он так же славословить Тебя». И Бог разрешил испытать веру Иова, сказав дьяволу: «Всё тебе разрешаю, только его самого жизни не касайся, не лишай его жизни». Эту книгу уместно было бы сегодня в домашнем общении прочитать каждому из нас, как Иов лишался всех благ земных: то сыновья погибли в один день, крыша обрушилась; то дочерей увели в плен, то скот погиб, то имущество всё развеяно, всё погибло; то сам  покрылся проказой и вынужден был удалиться из человеческого общества. Тогда его друзья стали утешать: «Ты, наверное, грешник, о твоих грехах просто не знает никто. Скрываешь ты, поэтому Бог тебя и наказывает. Зачем терпеть такие страдания? Похули Бога и умри». А он отвечает: «Как же это возможно, если я всё благое воспринял от руки Божией, так не восприму зла. Бог дал, Бог взял. Буди имя Его благословенно». И когда вера Иова была испытана, Бог ему вернул всё: и здоровье восстановилось, и сыновья новые родились, и дочери, которых не было краше на земле, и всё богатство вернулось. Точно так же и в нашей жизни будет, без сомнения. И дети будут послушными, и страсти свои победят, и к вере обратятся, если мы не оставим храма Божиего, если будем всегда благодарить Бога и в слезах, и в радости, и в скорбях — всегда за всё Его благодарить. И тогда Господь будет милостив к нам. И дай Бог, чтобы, пронеся этот жизненный крест с терпением, благодарностью Богу, мы смогли сказать такие прекрасные, краткие слова вслед за Иоанном Златоустом: «Слава Богу за всё». Аминь.

23 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В настоящее время среди современных людей согласно официальным данным статистики православных людей становится всё больше и больше, даже может возникнуть легкомысленная иллюзия, что Русь становится православной, какой она была до трагических событий 1917 года. Но в действительности это — иллюзия, потому что, несмотря на то, что тот или иной человек причисляет себя к православным христианам, всего несколько процентов, от 2-х до 3-х, из тех людей, которые называют себя верующими, являются действительно таковыми по своей жизни, по своим взглядам и убеждениям, являются людьми воцерковлёнными, укорёнными в вере. Как говорил апостол Павел: ни Ангелы, ни Начала, ни власти, ни скорби, ни болезни, ни настоящее, ни грядущее — никто и ничто не смогут никогда отвратить от Бога и от Церкви таких христиан. Ведь большинство людей, которые считают себя православными, в Церковь не ходят и придумывают множество оправданий, множество каких-то мнимых апологий, которыми они утешают и усыпляют свою совесть. Классический вариант ответа на вопрос, почему человек не посещает регулярно богослужения в храме — это «Бог у меня в душе, Бог всегда со мной, где бы я ни  был, а Церковь — это нечто узкое, формальное, корыстное».

Сегодняшнее Евангелие говорит всего лишь об одной стороне церковной жизни, к которой человек приобщается именно в Церкви, и для исполнения этой обязанности, этой заповеди Божией человек должен посещать святой храм Божий. Это обязанность благодарения Бога. Божественная литургия, в общем-то, и начинается с этих слов, с псалма Давидова: «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его». Не забывай всё то добро и те благодеяния, которыми Бог в изобилии осыпает, одаривает каждого из нас. Божественная литургия начинается с этого напоминания, чтобы мы с вами не забывали благодарить Бога. Апостол Павел в двух своих посланиях, продолжая мысль ветхозаветного пророка Давида, говорит: «Христианин должен всегда и во всём благодарить Бога, ибо это есть воля Божия о Христе Иисусе в вас».

«Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» Эти слова вы очень часто тоже слышите во время богослужения. Они входят в один из прокимнов, которые соединяются с апостольскими чтениями. Всего лишь несколько самых известных, самых доступных слов мы с вами вспомнили, и они все говорят о том, что мы с вами должны всегда и везде благодарить Бога.

Евангелие сегодняшнего дня, которое читается в преддверии Рождества Христова, служит   уже подготовительным моментом к этому великому празднику, за который мы тоже должны благодарить Бога — это Евангелие о десяти прокажённых. Помимо сегодняшнего воскресного дня, это Евангелие читается всегда при совершении благодарственного молебна, когда христиане благодарят Бога за какие-то частные милости Божии, которые свершились во время их собственной жизни.

Поговорим подробнее о сегодняшнем Евангелии. Десять мужей были больны неисцельной болезнью, несли очень тяжёлый жизненный крест. Проказа — суровая болезнь, она и сейчас иногда встречается. Мы с вами мало об этом думаем, мало знаем, потому что люди, больные проказой, живут достаточно обособленно, но, тем не менее, соответствующие учреждения — лепрозории — есть до сих пор, например, в Московской области и в иных местах, где люди, как живые мертвецы, отживают свои дни. Появляются другие заболевания, которые точно так же, как проказа, являются неисцельными, практически медленными вестниками смерти – это и СПИД, и раковые заболевания, и множество других.

Итак, дорогие братия и сестры, десять этих несчастных людей, естественно, были изгоями общества, потому что Ветхозаветный закон как-то ограждал жизнь других, здоровых людей и повелевал больным людям жить вдали городских поселений. И когда они в поисках пропитания, надеясь на милость людей, подходили к какому-то селению, ожидая, что им бросят хотя бы на расстоянии кусок хлеба, то они обязаны были кричать предупреждающее слово о своей болезни, о своей нечистоте. Эти десять больных каким-то образом услышали о Христе как о выдающимся Пророке, милостивом, человеколюбивом Враче, который исцелил множество болезней. Они не думали о Христе, как о Боге, их представления были достаточно примитивными, впрочем, такими же, как представления о Христе у большей части нашего безбожного современного общества. Но когда  болезнь прижала к стенке, когда все средства испробованы и ничего не помогает, тогда и о Боге можно вспомнить, пройдя всех экстрасенсов, бабок, целителей. Наверное, и прокажённые точно так же поступали. Испробовав всё, услышали о Христе и, увидев однажды Его, возжаждали обратиться к Нему за помощью, но не могли подойти близко ко Христу и к окружающему Его народу. Они издали стояли и кричали: «Иисусе, Наставниче! Помилуй нас». И, конечно, в этом вопле о милости была заключена просьба об исцелении.

Господь исцеляет их очень интересным образом, оставляя им возможность проявить свою веру в это исцеление. Он говорит: «Пойдите, покажитесь священникам» в Иерусалимский храм. Зачем? Потому что ветхозаветное духовенство несло, помимо богослужебных функций, также и врачебные обязанности. Они фиксировали начало заболевания человека, определяли, опасна или не опасна его болезнь для человеческого общества, а также проводили диагностику состояния человека, когда он исцелялся. Если больной человек выздоравливал, они давали ему разрешение вернуться в обычную, нормальную жизнь.

Конечно, эти больные прекрасно понимали, о чём идёт речь, ведь Христос посылал их в   Иерусалимский храм такими, какими они были, то есть больными. Конечно, элемент такого сомнения был в их душе, у них боролись эти чувства: зачем идти в храм? зачем идти к священникам, когда уже тело отпадает, омертвели ткани и от костей отстают? Как можно прийти к священникам в таком состоянии? Их никто не пустит в храм. Это безумие, это осквернение святыни и храма, признак умопомрачения, наконец.

Но всё-таки призрачная надежда пересилила, эти люди идут к храму. И по мере приближения к храму, наверное, их вера крепнет. И вот, благодаря этой вере в чудодейственную силу слов Христа они по пути получают совершенное исцеление. Их тела обновились, исцелились от многолетних язв этой проказы, зловещего предвестника смерти.

Что же дальше происходит? Девять из них, иудеев, идут в храм, а десятый был самарянин. Он оставляет свой путь, разворачивается, идёт искать Христа и находит Его там, где состоялся их диалог. Исцелённый падает перед Иисусом на колени и благодарит Его за это чудо исцеления. Вот как рассказывает об этом евангелист Лука, который был свидетелем этого чуда: Господь похвалил этот поступок самарянина, но произнёс следующие слова упрёка: «не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»

Это Евангелие читается в преддверии Рождества Христова, тем самым напоминая нам, что пришествие Христа в мир является признаком, свидетельством Его необыкновенной любви к роду человеческому. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Пришествие в мир Христа сейчас для нас, людей христианской эпохи — это праздник веселый, торжественный, радостный. А ведь воплощение Христа было сопряжено с унижением, смирением, обнищанием Бога, Который снизошёл до человека, стал человеком, восприняв его плоть. Не ту плоть, с которой сотворил его Бог, а грязную, испачканную в грехе человеческую природу, смердящую грехом, страстями, чтобы исцелить человека и вернуть его в прежнее блаженство. Христос родился в совершенной нищете, в забвении, в Вифлеемских яслях, в хлеву, среди животных.

Но опять же, мы, когда будем встречать Рождество Христово по милости Божьей,  будем воспринимать эти черты, эти евангельские штрихи, эту обстановку, которая рисует эту картину Рождества, Вифлеемские ясли, как нечто обычное, не понимаем, что это. Мы-то с вами рождаемся и входим в этот мир в человеческих условиях, а кто-то даже на европейском уровне въезжает в этот мир — в современных клиниках, с комфортом. А  Христос рождается в скотском загоне. Не нужен Он был миру, когда рождался. Весь мир был занят своими земными делами и проблемами. Все гостиницы в Вифлееме были заняты, как они будут заняты в новогодние, рождественские дни и у нас, и за границей. И зачем Христос, зачем Его Рождество? Там и слова «Христос» уже практически нет.

Дорогие братия и сестры! В преддверии Рождества Христова мы должны вновь и вновь осознавать неизреченное милосердие и любовь Божию, которая проявилась в Его рождении на земле, что Он стал богомладенцем ради нас и нашего ради спасения, и, конечно, должны за всё благодарить Его. Благодарить Его за то, что Он нам даровал это счастье снова быть детьми Божиими; за то, что Он исцелил нашу человеческую природу; за то, что у нас появилась возможность очищать, исцелять, преображать нашу человеческую природу, приобщать её к Телу Христову, делать её частицей Тела Христа, частицей Его Тела: обожженного, преображённого, того Тела, которое победило человеческий грех, которое вознесено на небеса и восседает одесную Бога Отца.

И  к этому обожению, соединению с Богом и достижению Его в небесных обителях призван человек. Двери райские открываются с рождением Христа, с воплощением Его на земле. Поэтому апостол Павел и говорит, чтобы мы за всё благодарили Бога, потому что в этом есть воля Божия. Также апостол Павел предупреждал и о последних временах и даёт нам с вами очень интересный критерий, признак близости конца света.

Когда мы думаем о конце света, на ум приходят высказывания определенных либеральных левых каких-то, околоцерковных кругов, которые никогда не жили христианской жизнью, а только будоражили народ и на этом фоне зарабатывали себе известность и тешили свою гордыню — об ужасе пришествия антихриста, который уже есть и который уже ставит печати на всём и на вся, и места уже нет, где клеймо ставить — последние времена. И вот такие проповедники, как «Русь православная», писатель духовный Филимонов и другие являются виновниками таких страшнейших бедствий, которые происходят сейчас, в частности, в Пензенской области. Никто не может найти выход из этой ситуации: ни государство, ни Церковь, потому что люди зомбированы, они уже жить не хотят и уже готовы в сущем сане и виде войти в Царство Небесное. Ужасные времена.

А вот апостол Павел говорит о других признаках. Он говорит, что последние христиане в последние дни будут неблагодарными к Богу. Смотрите, какой тихий такой, незаметный признак — люди будут неблагодарными к Богу; люди будут неблагодарными друг к другу, будут жить как звери, как будто все вокруг должны тебе во всём и всегда. Как будто Бог нам обязан, должен творить непрестанные благодеяния. И когда исчезнет из жизни людей благодарность, тогда и настанет конец света.

А евангелисты говорят ещё об одном очень важным признаке, который тесно связан с этим: «тогда во многих охладеет любовь». Не будет любви друг к другу, не будет любви к Богу. Зачем в храм-то ходить, когда Бог в душе? Вот вам исчезновение понятия любви в жизни современного человека. Бог — это не теория, это не иллюзия. Любовь — это практика жизни, это действие, это поступок. Если нет человека в храме, если не выражена его христианская жизнь, если одни слова, один разум — это пустая религиозная философия, которая религиозной является до поры до времени. И вот таким любителям «Бога в душе» апостол Иаков говорит очень простые слова, что и бесы веруют и трепещут. И люди, и бесы веруют. Только бесы ещё лучше веруют, потому что они знают, что Бог есть, они видят Его своими затемнёнными глазами, очами, видят Его и трепещут.

А человек иногда и этого чувства не имеет — абсолютное безразличие к Богу испытывает. И так же, как демоны, остаётся в своём ожесточении, в отторжении от Бога, наверное, по Канту, вещью в себе. Он погрязает в своём собственном эгоизме, живёт только для себя, всё остальное подчинено жизни для самого себя, пронизано прагматизмом, утилитаризмом, гедонизмом. Вся жизнь таких людей направлена на получение наслаждений, удовольствий.

Интересно, дорогие братия и сестры, что среди современных родителей, особенно обеспеченных людей, с достатком, которых сейчас очень неправильно называют успешными людьми в жизни, много таких, которые считают, что когда их детки определяются в жизни, выходят замуж или женятся, говорят им: «Да подождите  вы детей-то заводить, для себя пожить надо, для своего удовольствия». Не так ли думаем и мы с вами, христианские родители, или думали раньше. А что значит для себя пожить? Не надо спешить с рождением детей, на свою голову брать проблемы воспитания, бессонные ночи. Зачем, если есть контрацепция, аборты, жизнь для себя, курорты, наслаждения.

Дорогие братия и сестры! Всё это очень «красиво» звучит, говорит об «успешной» жизни. Но такая жизнь-то страшная, пустая, в которой нет смысла, нет счастья, нет глубины, нет Бога. И рано или поздно эта пустота жизни даст о себе знать. И куда она приведёт человека — ещё большой вопрос. Если некому за такого человека молиться, то он обречён. Его ждут либо самоубийство, либо апатия, либо страсть какая-либо, например, алкоголизм, либо наркотики. Но без Бога человек никогда не достигнет счастья и никогда не проживёт так, чтобы не было потом мучительно больно умирать и предстать перед Богом.

Сейчас, дорогие братия и сестры, очень часто, практически на 99%, люди приходят в Церковь через скорби, болезни и страдания, и очень редко, лишь единицы обретают Бога через разум, убеждения. А вот через скорби и страдания — это классический путь, который особенно стал показательным в наши дни. Почему? Да потому, что человек — как камень, он больше ничего не понимает и не чувствует. Да и с первого-то раза человек ничего не понимает. А когда посетит человека скорбь, касающаяся его личной жизни, близких, мужа, детей, которые попадают в тяжёлые жизненные ситуации, скорби, болезни, страсти, пьянство, наркоманию, блуд повальный, тогда и ищет он спасения в Церкви. Кстати говоря, если случается блуд, то родители подчас абсолютно равнодушно смотрят на это. Вот если наркомания – да, это опасно, умереть может. А если блуд – ничего особенного, пусть развлечётся, развеется, пока годы молодые.

Это очень странное, совершенно парадоксальное смещение понятий. Ведь если от какой-то тяжёлой страсти, которая ставит под угрозу жизнь и здоровье, человек может получить спасение, то если в блуде умрёт, в блуде укоренится, блуд станет его второй природой, станет его образом жизни, вот тогда-то человек попадает в более страшное состояние, потому что апостол Павел ставит уже окончательный диагноз таким людям и говорит, чтобы блудники не надеялись, они не наследуют Царства Небесного.

И вот в той или иной тяжёлой жизненной ситуации человек приходит ко Христу: подход корыстный, прагматический. Когда прижало к стенке, только тогда вспомнил о Христе, причём вспомнил, когда всё испробовано, и человек не понимает, что та трагедия, которая привела его к церковному порогу, носит духовные корни. Это не потому, что человек попал в ту или иную среду, попал под дурное влияние, некачественные препараты подсунули — это всё наши земные рассуждения. На самом деле это страсть. За ней стоит дьявол, и победить дьявола невозможно никакими походами к психологам, которые успокаивают человеческую гордыньку, утешат его, успокоят, попросят прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу, своих детей послушать.   Это классический вариант успокоения человеческой гордыни. А дьявол в это время находится  рядом с таким человеком, это он провоцировал эту страсть, это он награду получает в своём царстве за то, что ещё одного поймал, заманил в свои сети. И люди, конечно, пытаются всеми возможными силами победить эту страсть, но без Бога всё впустую: загримируют, как покойника во гробе, не понимая, что страсть носит духовный характер. Только через приход человека к вере, только через воцерковление всей семьи: и мужа, и жены будет исцелён ребенок. Если мать приходит в храм, а отец не приходит, нечего не получится. Это свидетельствует о том, что такому отцу не нужны дети, что он согласен, что ребёнок его погибнет, например, от наркотиков. Это безразличие, безумие, это потеря родительской любви. А такие примеры встречаются сплошь и рядом.

К сожалению, энергии человека на эти дела богоугождения хватает на очень недолгое время: на неделю, на две, на месяц. Если за это время ребёнок не получает исцеления, наступает период апатии, период равнодушия, период отхода от Бога. А дьявол только радуется. Иногда замаскируется, чтобы вы не сильно-то бежали в храм. Но победить его, как в Евангелии сказано, можно только силой Божией. Слова на все времена: «Сей род изгоняется только постом и молитвой», только приближением человека к Богу, только причащением. Если сам человек не идёт, родителям нужно причащаться, потому что через них это освящение дойдёт до сына или дочери. Вот так в духовной жизни: всё просто и сурово одновременно.

К чему мы это с вами говорим? Да к тому, что Христос нам нужен только на период исцеления. Решили проблемы, горе ушло – всё, Христос не нужен. Но это же языческий подход. Две тысячи лет христианству, а мы как были язычниками, так ими и остались. Как те древние славяне перед Перуном  и Даждьбогом. Название-то какое: Даждьбог. Дай нам чего-нибудь. Дашь — забудем тебя на месяц, не дашь — жертву принесём, заколем кого-нибудь. Жертвы животных не помогут — человеческие жертвы принесём. Помните первых мучеников, варягов Фёдора и его сына Иоанна? Когда на них выпал жребий, отец не дал принести сына в жертву. Тогда язычники разломали дом, сожгли, насильно умертвили и сделали первыми христианскими мучениками на земле Фёдора и его сына.

Дорогие братия и сестры, это языческая мораль, прагматизм такой, подход к Богу как  наёмника. Такой подход остался, он присущ жизни не только безбожной части общества, а и нашей с вами. Живём теплохладно. Скорбь придёт, дети перестанут слушаться, домой не придут, муж запьет — тогда вспомним, что правило молитвенное потеряно, Иисусову молитву забыли, месяца два не причащались и многое-многое другое.

Мы с вами начали сегодняшнее размышление о том, что в храм надо приходить, прежде всего, для того, чтобы благодарить Бога. И центральной частью литургии является евхаристия, которая в переводе с греческого языка означает «благодарение». «Благодарим Господа» — возглашает священник в начале этой самой главной части литургии, и затем священником тайно читается особая молитва, в которой он благодарит Бога за весь народ, за все Его великие благодеяния, ведомые и неведомые, и ранее бывшие на нас, и которые в будущие времена Он изольёт на нас по Своему милосердию. И за те благодеяния, которые помним и которые давно забыли, благодарим Господа.

Дорогие братия и сестры, мало мы с вами исполняем эту заповедь потому, что мы не видим этих благодеяний Божиих, мы привыкаем к ним. Мы не видим радостей жизни, не видим этих маленьких чудес, которые постоянно Бог изливает на каждого из нас: с рассветом солнечным, когда мы встаём от одра, который напоминает одр смертный; когда начинается новый день и Господь нам снова даёт и здравие, и силы телесные, и разум наш просвещает, и мудростью не оставляет; и за то, что земля продолжает плодоносить, и солнце светить, и дождик бывает, и снег по временам, и многие другие милости Божии. Красоту Божиего мира не видим, не слышим, идём мимо неё, как глухие и слепые; здоровье не ценим; жизнь не бережём ни свою, ни чужую. А когда лишается человек чего-то, например, здоровье уходит, самая незначительная болезнь приковывает нас к больничному одру, состояние болезненное, не можем выйти на свет Божий, тогда мы понимаем, какое счастье ходить по земле своими ногами и созерцать этот Божий мир.

Одного монаха однажды даже поразило такое отношение к жизни. Он был уже опытным подвижником, отшельником и искал совершенства. Он пришёл в Константинополь, и Господь сподобил его увидеть такое чудо, которое поразило его. Один нищий, который собирал подаяния на паперти, при наступлении ночи весь, в общем-то, раздетый, который имел всего одну плохонькую накидку, ложится прямо на голую землю, на половину этой тряпки, другой накрывает себя. Всё тело его трясётся от холода, а уста произносят молитву: «Господи, благодарю Тебя, что я свободен, что иду, куда хочу, а ведь многие-то в тюрьме, и ноги в оковах, и не могут ни руками, ни ногами пошевелить и быть там, где хотят. А я-то, Господи, живу как царь: где хочу, там и ночую; куда хочу, туда и иду». А может случиться так, что он в эту ночь и умрёт от холода на паперти церковной…

Или другой подвижник увидел такого же нищего и говорит ему: «Я желаю тебе счастья». А тот удивленными глазами на него смотрит и отвечает: «А я никогда не был несчастливым». У человека ничего не было в жизни: ни одежды, ни питания, ни крова, а он говорит, что никогда не был несчастливым, потому что за всё благодарил Бога.

Дорогие братия и сестры! Причина отсутствия нашей благодарности к Богу в нашей невнимательности, в нашем бесчувствии, в нашей духовной серости, что мы не видим таких очевидных благодеяний Божиих. А сколько у каждого в жизни было одним нам известных таких маленьких чудес, маленьких и великих, когда мы успели вовремя на работу, когда успели к автобусу или самолету, когда Господь вернул нам здоровье, когда сохранил нашу жизнь на автотрассе, в общественном транспорте, где-то в другом месте, когда все другие или погибали, или болели, а нас Господь хранил непонятно за что. Сколько этих чудес, маленьких свидетельств бытия Божия в жизни верующего человека.

Когда человек внимательно относится к своей духовной жизни, видит эти чудеса, тогда его вера укрепляется, тогда никаких доказательств бытия Бога такой человек никогда не потребует, потому что он знает, что Бог есть. Никакая атеистическая пропаганда не сможет человека отвлечь, переубедить его, потому что он знает каждую минуту, что он попросит у Бога, и Бог даст ему то, что он просит.

Дорогие братия и сестры! Бога благодарить надо не потому, что Богу так нравится; не потому, что у Него могут какие-то тщеславные чувства возникать. Так о Боге и помыслить невозможно. Богу не нужна наша благодарность. Как бы мы много о ней не говорили, Богу не нужна она абсолютно, потому что Бог живёт в вечном свете, и Он существо Всеблаженное. Бог всем доволен, всегда и во всём, и к Его блаженству никто не может прибавить ни капли. Также и отнять от этого блаженства Божия никто и ничего не может. Благодарить Бога необходимо для человека, потому что, когда человек благодарит Бога, он становится способным принимать новые благодеяния. Вот в этом заключается весь парадокс. Чем больше человек благодарит, тем больше получает милости Божией.

Хорошо благодарить Бога за жизнь безбедную и счастливую. Это признак даже не религиозного, а просто культурного человека.  Гораздо сложнее благодарить Бога за скорби, за страдания, за лишения, за тяжёлый жизненный крест. Об этом говорят святые отцы, к этому они нас призывают, чтобы мы благодарили Бога не за то, что Он нам сегодня подарил машину, завтра квартиру, послезавтра ещё что-то новое. Это всё понятно и естественно. А вот за скорби благодарить, за страдания, за то, что сегодня сняли с должности, за то, что завтра заболели, за то, что что-то происходит скорбное, что составляет наш жизненный крест; за то, что муж опять запил, за то, что дети вновь грубят и хамят, и дома не ночуют, и деньги берут родительские без спроса — за всё, что бы ни случилось, за все нужно благодарить Бога. И тогда Господь даст силы нести этот жизненный крест, тогда Он изменит и все обстоятельства, и скорби уйдут, потому что, когда человек благодарит, Бог приближается к человеку. Человек становится сродным к Богу, а дьявол убегает, потому что поругана его работа.

Как вы помните из Ветхого Завета, Иова искушал дьявол. Он говорил Богу: «Потому он и благодарит Тебя, что Ты всё даёшь ему. Вот отними у него всё, тогда посмотрим, будет ли он так же славословить Тебя». И Бог разрешил испытать веру Иова, сказав дьяволу: «Всё тебе разрешаю, только его самого жизни не касайся, не лишай его жизни». Эту книгу уместно было бы сегодня в домашнем общении прочитать каждому из нас, как Иов лишался всех благ земных: то сыновья погибли в один день, крыша обрушилась; то дочерей увели в плен, то скот погиб, то имущество всё развеяно, всё погибло; то сам  покрылся проказой и вынужден был удалиться из человеческого общества. Тогда его друзья стали утешать: «Ты, наверное, грешник, о твоих грехах просто не знает никто. Скрываешь ты, поэтому Бог тебя и наказывает. Зачем терпеть такие страдания? Похули Бога и умри». А он отвечает: «Как же это возможно, если я всё благое воспринял от руки Божией, так не восприму зла. Бог дал, Бог взял. Буди имя Его благословенно». И когда вера Иова была испытана, Бог ему вернул всё: и здоровье восстановилось, и сыновья новые родились, и дочери, которых не было краше на земле, и всё богатство вернулось. Точно так же и в нашей жизни будет, без сомнения. И дети будут послушными, и страсти свои победят, и к вере обратятся, если мы не оставим храма Божиего, если будем всегда благодарить Бога и в слезах, и в радости, и в скорбях — всегда за всё Его благодарить. И тогда Господь будет милостив к нам. И дай Бог, чтобы, пронеся этот жизненный крест с терпением, благодарностью Богу, мы смогли сказать такие прекрасные, краткие слова вслед за Иоанном Златоустом: «Слава Богу за всё». Аминь.

Предыдущая проповедь

9 декабря 2007

Исцеление скорченной женщины
Следующая проповедь

30 декабря 2007

Притча о брачном пире

Все проповеди за 2007 год

декабрь 2007

ноябрь 2007

март 2007

февраль 2007

январь 2007

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00