Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление дочери Хананеянки

Дорогие братия и сестры. Только что мы слышали с вами краткий евангельский текст об исцелении больной дочери жены Хананеянки. Мать переживала и страдала, видя болезнь своей дочери. И когда Господь пришёл в пределы городов Тира и Сидона, в которых жили язычники и которых ненавидели евреи, она, слыша много о Христе, пришла к Нему. Она нашла Иисуса и просила его, умоляя словами, идущими от страдающего материнского сердца: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15;22).

Это обращение ко Христу очень примечательно. Она называет Его Господом и сыном царя Давида. Это обращение ко Христу — признание в Нём Мессии, Которого ожидали евреи и все, кто был знаком с Божественным Откровением. Она начинает свою просьбу с удивительных слов: «помилуй меня, Господи», а не сразу со слов: «дай мне то, что мне надо», в частности, «исцели дочь мою». Она понимает, что перед ней Мессия и Господь, и первые её слова — это молитва покаяния, которая потом соединяется с просьбой об исцелении дочери. В первых словах обращения ко Господу она понимает, что виновата в страданиях её дочери. И это осмысление греховной жизни, осмысление грехов и беззаконий, которые были в её жизни, потому что она была дочерью своего народа.

Язычники, населявшие эти города, отличались приверженностью к чудовищным культам. Они почитали таких богов как Ваал, Молох, Астарта. Почитание этих богов соединялось всегда с человеческими жертвоприношениями, в особенности грудных младенцев-первенцев, которых бросали в раскаленную пасть этих страшных чудовищ. Почитание идола Астарты (это женское божество) сочеталось всегда с разнузданным, чудовищным развратом, приобщиться к которому обязана была каждая женщина, живущая в этих городах. Это был культ так называемой священной проституции, смысл которой состоял в том, что через блуд, который совершается в этих храмах языческих божеств, человек соединяется с самим божеством.

И, конечно, живя среди такого народа, невозможно было в той или иной степени не соприкоснуться с теми нравами, которые диктовало общество. Это, несомненно, так. Мы можем вспомнить советские времена, когда веру в людях искореняли, когда верующими оставались единицы, и те, порой, прятались, маскировались и боялись говорить о своих убеждениях. Если в послехрущевские времена уже не расстреливали и в тюрьмы не сажали, но высмеивали, издевались над верующими, считали их полоумными людьми, которым не место в советском обществе. И оказаться вне этих нравов могли, действительно, единицы.

И вот в этой мольбе женщины об исцелении дочери мы видим основание и необходимость для наших родительских молитв за своих детей. Священное Писание говорит нам о том, что «благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3:9). И дай Бог, чтобы молитва за наших детей всегда была в нашей жизни и в сердцах родителей.

Молиться легко и прекрасно за детей послушных. Когда же происходит разрыв, когда есть непонимание и отчуждение в семейных отношениях, когда дети оскорбляют, предают родителей, конечно, молиться за них намного тяжелее. Но сердце родительское должно всегда побеждать эту вражду, которую, может быть, не всегда можно сразу преодолеть, образумить детей своих, но нужно, чтобы молитва всегда была в нашей жизни по отношению к своим детям. Эта молитва ниспосылает им Божественное благословение, эта молитва способна изменить их нравственную жизнь и вернуть на путь спасительный. Не зря народная мудрость гласит, что молитва матери со дна моря может поднять.

Дорогие братия и сестры. Эта женщина долго и упорно взывает, кричит, идёт следом за Христом, так, что надоела она даже апостолам. И апостолы уже передают её просьбу ко Христу: «отпусти её, потому что кричит за нами» (Мф. 15;23). Переводя на русский язык, можно сказать так: «Она надоела нам уже, отпусти её, исполни то, что она просит, потому что уже нет сил терпеть этот бесконечный вопль об одном и том же». 

Господь молчит, и тогда она подходит ко Христу, кланяется Ему и говорит: «Господи! помоги мне» (Мф. 15:25). Господь отвечает, испытывая её веру и смирение: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26). Под псами Христос имел в виду язычников. И вот она, эта женщина, представительница этого языческого рода, о страшных культах которого мы упомянули выше, стояла перед Спасителем.

Когда впервые читают этот текст люди, которые только начинают задумываться о Боге, у них здесь возникает такое искушение: ну как это так, Христос назвал женщину псом, собакой. Как это недемократично, негуманно.

Дорогие братия и сестры. Этот текст не означает, что мы можем примерить его к себе и так же обращаться с такими эпитетами к тем или иным людям. Да, в Священном Писании есть нелестные слова, и в Евангелии Господь употребляет их неоднократно; например, обращаясь к книжникам и фарисеям, называет их «порождениями ехидны», то есть змеёнышами. А когда один из апостолов удерживал Христа, чтобы Он не шёл в Иерусалим и не предавал Себя на страдания, Господь ответил ему: «отойди от меня, сатана». И этот эпитет был обращён именно к апостолу, который по диавольскому наущению выражал демонические мысли.

Эти слова обращены к чудовищным нравам тех народов. Когда евреи захватывали Землю Обетованную, они получали повеление от Бога «уничтожать язычников без всякого разбора, не щадя ни жён, ни детей», потому что их страшные, чудовищные культы и пороки могли иметь повсеместное распространение и представляли угрозу для нравственной чистоты всего рода человеческого, будучи причиной гнева Божия и ставя под прещение всё человечество. Как, например, это было во время Всемирного потопа, когда Господь за нечестие людей, за страшный, чудовищный разврат уничтожил весь род человеческий, за исключением семейства праведного Ноя.

Это Евангелие говорит нам о том состоянии, которое мы должны иметь, чтобы молитвы наши, обращённые к Богу, имели результат, имели успех. Нужна пламенная вера в Бога, вера сильная, которая не отступает, когда сразу просимое мы не получаем. Мы же с вами молимся как — лишь на словах иногда в течение нескольких минут выражаем свою просьбу и думаем, что этого достаточно, и Бог сразу должен всё исполнить.

Молитва должна быть продолжительной, молитва должна быть постоянной, соединённой с чтением тех или иных молитвословий, акафистов, канонов. Кто из нас, желая получить от Бога просимое, например, может вспомнить то благодатное молитвенное состояние, в котором он провёл всю ночь, пребывая в молитве до утра, на коленях стоя перед иконой, перед которой горит лампада. Где эти целонощные моления, исходящие из страдающего сердца, которое вопиет ко Господу и просит, чтобы Господь исполнил ту или иную нашу просьбу? Мы не хотим вложить труда в молитву, мы молитву воспринимаем, как только выказывание перед Богом того или иного нашего состояния. Иногда думаем, как нужно сформулировать, как нужно молиться о том предмете, который нас беспокоит, как будто от правильной словесной формулировки, от правильного сочетания подлежащего со сказуемым и яркими эпитетами зависит успех испрашивания перед Богом того или иного. Это магическое отношение к молитве. В магии важна формула, которую произносят экстрасенсы и которая якобы заставляет низкие духовные силы служить тем целям, которые просят у них люди.

Дорогие братия и сестры. Мы должны с вами, обращаясь к Богу, чувствовать своё глубокое недостоинство, чувство глубокого смирения, суть которого состоит в том, что мы с вами грешники, а грешников Бог не слушает, и поэтому молитва должна иметь смиренный характер, трепетный, исходящий из сокрушенного сердца, которое недостойно ни обращения к Богу, ни принятия от Него тех или иных даров. Мы с вами просим у Бога земных даров и вещей, мы просим здоровья, богатства, славы, чести, успеха, денег, власти, которые все ничтожны перед величием славы Бога. И эти вещи, как недостойные Бога, Он даёт и грешникам.

Мы с вами должны просить вещей духовных, великих, достойных Самого Бога. Мы должны просить Его стать наследниками Царства Небесного, а всё остальное, что является предметом наших молитв, Бог даст нам как приложение к этому самому главному — к возможности наследовать Его Царство.

Ну а как же, скажете вы, ведь бывают такие нужды, когда мы к Богу обращаемся и просим здравия, исцеления от смертельных болезней, продления жизни человеку, который тяжко страдает, который болен тяжёлыми онкологическими или другими заболеваниями. Неужели молитва эта неугодна Богу? Неужели Ему всё равно, и Он почему-то не слышит, как не отвечал долгое время этой жене Хананеянке.

Мы с вами должны понимать, что Бог не только всё слышит, Он мысли наши знает, которые никак мы не озвучивали, никак не произносили. Бог всё знает, что происходит в нашей с вами жизни. Но почему же Он не исполняет? Мы просим Его продлить жизнь, вернуть здравие, чтобы болезнь отступила, и человек сам идёт навстречу Богу, сам кается, сам причащается Святых Христовых Тайн, может быть, впервые в жизни читает Евангелие, обретает Бога, Которого он никогда не знал и с Которым никогда не жил в прежнее время. Но смерть приходит, и жизнь прекращается. Ну а где же Бог? А зачем молитвы?

Дорогие братия и сестры. Милость Божия и состоит в том, что человек другим уходит в вечность. Он нашёл Бога, он принёс покаяние за всю свою жизнь, он причастился Святых Христовых Тайн. В этом и состоит чудо перерождения сердца человеческого, когда из каменного оно становится иным, и человек уходит в вечность, потому что час его настал.

В Священном Писании есть слова, которые Господь о каждом из нас произнёс: «человекам надлежит однажды умереть, а затем Суд». Здесь важно, в каком состоянии смерть застаёт человека. Если он обрел Бога, если он при произнесении молитв, при чтении Священного Писания переходит в вечность, не получая исцеления — это тоже величайшее благодеяние и милость Божия, которая позволяет и ему, и близким, и родным надеяться, что он получит от Бога, самого важного и ценного — Царства Небесного, выше которого нет ничего. Ибо любовь Бога, Его забота и попечение о каждом из нас направлено именно к дарованию всем нам Царствия Небесного.

Бог хочет всем спастись, чтобы все пришли в познание истины и даёт каждому свой крест, каждому свою меру радости и скорбей, чтобы не забывал человек, что он здесь в гостях, что его подлинное Отечество там, на Небе, в Царстве Небесном, сподобиться которого Господь да удостоит каждого из нас.

Аминь.

25 сентября 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Только что мы слышали с вами краткий евангельский текст об исцелении больной дочери жены Хананеянки. Мать переживала и страдала, видя болезнь своей дочери. И когда Господь пришёл в пределы городов Тира и Сидона, в которых жили язычники и которых ненавидели евреи, она, слыша много о Христе, пришла к Нему. Она нашла Иисуса и просила его, умоляя словами, идущими от страдающего материнского сердца: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15;22).

Это обращение ко Христу очень примечательно. Она называет Его Господом и сыном царя Давида. Это обращение ко Христу — признание в Нём Мессии, Которого ожидали евреи и все, кто был знаком с Божественным Откровением. Она начинает свою просьбу с удивительных слов: «помилуй меня, Господи», а не сразу со слов: «дай мне то, что мне надо», в частности, «исцели дочь мою». Она понимает, что перед ней Мессия и Господь, и первые её слова — это молитва покаяния, которая потом соединяется с просьбой об исцелении дочери. В первых словах обращения ко Господу она понимает, что виновата в страданиях её дочери. И это осмысление греховной жизни, осмысление грехов и беззаконий, которые были в её жизни, потому что она была дочерью своего народа.

Язычники, населявшие эти города, отличались приверженностью к чудовищным культам. Они почитали таких богов как Ваал, Молох, Астарта. Почитание этих богов соединялось всегда с человеческими жертвоприношениями, в особенности грудных младенцев-первенцев, которых бросали в раскаленную пасть этих страшных чудовищ. Почитание идола Астарты (это женское божество) сочеталось всегда с разнузданным, чудовищным развратом, приобщиться к которому обязана была каждая женщина, живущая в этих городах. Это был культ так называемой священной проституции, смысл которой состоял в том, что через блуд, который совершается в этих храмах языческих божеств, человек соединяется с самим божеством.

И, конечно, живя среди такого народа, невозможно было в той или иной степени не соприкоснуться с теми нравами, которые диктовало общество. Это, несомненно, так. Мы можем вспомнить советские времена, когда веру в людях искореняли, когда верующими оставались единицы, и те, порой, прятались, маскировались и боялись говорить о своих убеждениях. Если в послехрущевские времена уже не расстреливали и в тюрьмы не сажали, но высмеивали, издевались над верующими, считали их полоумными людьми, которым не место в советском обществе. И оказаться вне этих нравов могли, действительно, единицы.

И вот в этой мольбе женщины об исцелении дочери мы видим основание и необходимость для наших родительских молитв за своих детей. Священное Писание говорит нам о том, что «благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3:9). И дай Бог, чтобы молитва за наших детей всегда была в нашей жизни и в сердцах родителей.

Молиться легко и прекрасно за детей послушных. Когда же происходит разрыв, когда есть непонимание и отчуждение в семейных отношениях, когда дети оскорбляют, предают родителей, конечно, молиться за них намного тяжелее. Но сердце родительское должно всегда побеждать эту вражду, которую, может быть, не всегда можно сразу преодолеть, образумить детей своих, но нужно, чтобы молитва всегда была в нашей жизни по отношению к своим детям. Эта молитва ниспосылает им Божественное благословение, эта молитва способна изменить их нравственную жизнь и вернуть на путь спасительный. Не зря народная мудрость гласит, что молитва матери со дна моря может поднять.

Дорогие братия и сестры. Эта женщина долго и упорно взывает, кричит, идёт следом за Христом, так, что надоела она даже апостолам. И апостолы уже передают её просьбу ко Христу: «отпусти её, потому что кричит за нами» (Мф. 15;23). Переводя на русский язык, можно сказать так: «Она надоела нам уже, отпусти её, исполни то, что она просит, потому что уже нет сил терпеть этот бесконечный вопль об одном и том же». 

Господь молчит, и тогда она подходит ко Христу, кланяется Ему и говорит: «Господи! помоги мне» (Мф. 15:25). Господь отвечает, испытывая её веру и смирение: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26). Под псами Христос имел в виду язычников. И вот она, эта женщина, представительница этого языческого рода, о страшных культах которого мы упомянули выше, стояла перед Спасителем.

Когда впервые читают этот текст люди, которые только начинают задумываться о Боге, у них здесь возникает такое искушение: ну как это так, Христос назвал женщину псом, собакой. Как это недемократично, негуманно.

Дорогие братия и сестры. Этот текст не означает, что мы можем примерить его к себе и так же обращаться с такими эпитетами к тем или иным людям. Да, в Священном Писании есть нелестные слова, и в Евангелии Господь употребляет их неоднократно; например, обращаясь к книжникам и фарисеям, называет их «порождениями ехидны», то есть змеёнышами. А когда один из апостолов удерживал Христа, чтобы Он не шёл в Иерусалим и не предавал Себя на страдания, Господь ответил ему: «отойди от меня, сатана». И этот эпитет был обращён именно к апостолу, который по диавольскому наущению выражал демонические мысли.

Эти слова обращены к чудовищным нравам тех народов. Когда евреи захватывали Землю Обетованную, они получали повеление от Бога «уничтожать язычников без всякого разбора, не щадя ни жён, ни детей», потому что их страшные, чудовищные культы и пороки могли иметь повсеместное распространение и представляли угрозу для нравственной чистоты всего рода человеческого, будучи причиной гнева Божия и ставя под прещение всё человечество. Как, например, это было во время Всемирного потопа, когда Господь за нечестие людей, за страшный, чудовищный разврат уничтожил весь род человеческий, за исключением семейства праведного Ноя.

Это Евангелие говорит нам о том состоянии, которое мы должны иметь, чтобы молитвы наши, обращённые к Богу, имели результат, имели успех. Нужна пламенная вера в Бога, вера сильная, которая не отступает, когда сразу просимое мы не получаем. Мы же с вами молимся как — лишь на словах иногда в течение нескольких минут выражаем свою просьбу и думаем, что этого достаточно, и Бог сразу должен всё исполнить.

Молитва должна быть продолжительной, молитва должна быть постоянной, соединённой с чтением тех или иных молитвословий, акафистов, канонов. Кто из нас, желая получить от Бога просимое, например, может вспомнить то благодатное молитвенное состояние, в котором он провёл всю ночь, пребывая в молитве до утра, на коленях стоя перед иконой, перед которой горит лампада. Где эти целонощные моления, исходящие из страдающего сердца, которое вопиет ко Господу и просит, чтобы Господь исполнил ту или иную нашу просьбу? Мы не хотим вложить труда в молитву, мы молитву воспринимаем, как только выказывание перед Богом того или иного нашего состояния. Иногда думаем, как нужно сформулировать, как нужно молиться о том предмете, который нас беспокоит, как будто от правильной словесной формулировки, от правильного сочетания подлежащего со сказуемым и яркими эпитетами зависит успех испрашивания перед Богом того или иного. Это магическое отношение к молитве. В магии важна формула, которую произносят экстрасенсы и которая якобы заставляет низкие духовные силы служить тем целям, которые просят у них люди.

Дорогие братия и сестры. Мы должны с вами, обращаясь к Богу, чувствовать своё глубокое недостоинство, чувство глубокого смирения, суть которого состоит в том, что мы с вами грешники, а грешников Бог не слушает, и поэтому молитва должна иметь смиренный характер, трепетный, исходящий из сокрушенного сердца, которое недостойно ни обращения к Богу, ни принятия от Него тех или иных даров. Мы с вами просим у Бога земных даров и вещей, мы просим здоровья, богатства, славы, чести, успеха, денег, власти, которые все ничтожны перед величием славы Бога. И эти вещи, как недостойные Бога, Он даёт и грешникам.

Мы с вами должны просить вещей духовных, великих, достойных Самого Бога. Мы должны просить Его стать наследниками Царства Небесного, а всё остальное, что является предметом наших молитв, Бог даст нам как приложение к этому самому главному — к возможности наследовать Его Царство.

Ну а как же, скажете вы, ведь бывают такие нужды, когда мы к Богу обращаемся и просим здравия, исцеления от смертельных болезней, продления жизни человеку, который тяжко страдает, который болен тяжёлыми онкологическими или другими заболеваниями. Неужели молитва эта неугодна Богу? Неужели Ему всё равно, и Он почему-то не слышит, как не отвечал долгое время этой жене Хананеянке.

Мы с вами должны понимать, что Бог не только всё слышит, Он мысли наши знает, которые никак мы не озвучивали, никак не произносили. Бог всё знает, что происходит в нашей с вами жизни. Но почему же Он не исполняет? Мы просим Его продлить жизнь, вернуть здравие, чтобы болезнь отступила, и человек сам идёт навстречу Богу, сам кается, сам причащается Святых Христовых Тайн, может быть, впервые в жизни читает Евангелие, обретает Бога, Которого он никогда не знал и с Которым никогда не жил в прежнее время. Но смерть приходит, и жизнь прекращается. Ну а где же Бог? А зачем молитвы?

Дорогие братия и сестры. Милость Божия и состоит в том, что человек другим уходит в вечность. Он нашёл Бога, он принёс покаяние за всю свою жизнь, он причастился Святых Христовых Тайн. В этом и состоит чудо перерождения сердца человеческого, когда из каменного оно становится иным, и человек уходит в вечность, потому что час его настал.

В Священном Писании есть слова, которые Господь о каждом из нас произнёс: «человекам надлежит однажды умереть, а затем Суд». Здесь важно, в каком состоянии смерть застаёт человека. Если он обрел Бога, если он при произнесении молитв, при чтении Священного Писания переходит в вечность, не получая исцеления — это тоже величайшее благодеяние и милость Божия, которая позволяет и ему, и близким, и родным надеяться, что он получит от Бога, самого важного и ценного — Царства Небесного, выше которого нет ничего. Ибо любовь Бога, Его забота и попечение о каждом из нас направлено именно к дарованию всем нам Царствия Небесного.

Бог хочет всем спастись, чтобы все пришли в познание истины и даёт каждому свой крест, каждому свою меру радости и скорбей, чтобы не забывал человек, что он здесь в гостях, что его подлинное Отечество там, на Небе, в Царстве Небесном, сподобиться которого Господь да удостоит каждого из нас.

Аминь.

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00