Сегодня во время Божественной Литургии мы слышали евангельский отрывок, который повествовал нам о двух чудесах: о воскрешении из мёртвых дочери Иаира и об исцелении кровоточивой женщины. Евангельский отрывок начинается с печальной истории, которая вошла в жизнь Иаира, начальника синагоги. Он подошёл ко Христу и просил Его об исцелении дочери, которой было двенадцать лет, и она находилась в тяжелейшем состоянии: была при смерти.
Иаир слышал о Христе, слышал о Его необыкновенных чудесах. И он имел веру во Христа, имел уважительное, благоговейное отношение к Нему, которое отличалось от отношения книжников и фарисеев, которые ненавидели Христа, завидовали Его влиянию на народ, почитанию Его народом. Иаир позволял себе иметь собственное мнение. Конечно, и семейные скорби, и многотрудный жизненный крест, который выразился в тяжелейшей болезни единственной дочери, располагал его к тому. Потому что, одно дело, когда у человека всё благополучно, и он живёт и мыслит беззаботно, независимо ни от кого. А когда в жизни человека есть скорби, испытания, есть лишения, то волей-неволей человек становится другим: смиренным, кротким, молчаливым и обращается к Богу.
Мы не знаем, видел ли Иаир во Христе Самого Бога, верил ли, что Он Сын Божий. Наверное, вряд ли. Но, тем не менее, это удивление и благоговение перед теми великими чудесами, перед необыкновенным нравственно высоким и чистым Учением Иисуса, о котором он слышал, направило этого скорбящего отца к ногам Христовым. И действительно, когда он нашёл Христа, он падает перед Ним на колени, на землю, и в этом состоянии своего крайнего смирения умоляет Его прийти в его дом и исцелить дочь, которая тяжело болеет. Христос откликается на эту просьбу и сразу как-будто направляется вместе с Иаиром к его дому.
Интересно отметить, что об этом чуде воскрешения дочери Иаира говорят все три евангелиста, кроме Иоанна — Матфей, Марк и Лука, передавая те или иные очень важные аспекты в совершении этого чуда. Рассказывают три евангелиста об одном и том же, потому что воскрешение из мёртвых это величайшее чудо, которое приводило в изумление его свидетелей и очевидцев.
В Ветхом Завете были подобные чудеса, когда великий пророк Илия и его ученик Елисей тоже воскрешали мёртвых. Пророк Илия воскресил сына сарептской вдовицы, в доме которой он жил во время голода в израильской земле. А во время погребения одного мёртвого рядом с могилой пророка Елисея, когда тело этого мертвеца коснулось костей пророка, он воскрес из мертвых. Вот, пожалуй, два свидетельства из Ветхого Завета, которые были совершены силой Божией и благодатью Божией, которая действовала в жизни и по смерти этих великих пророков.
Со многими прихожанами мы были во время недавней паломнической поездки в Иордании в том месте, где произошло взятие пророка Илии на огненную колесницу и его необыкновенное величественное восшествие на небо, свидетелем которого был пророк Елисей. И, конечно, современники Христа, видя это чудо воскрешения мёртвых, славили Бога. Они удивлялись этому необыкновенному чуду. И, конечно, что-то менялось в их жизни, в их нравственном состоянии, в их отношении ко Христу и так далее. Но как же это происходило? Давайте вернемся к евангельскому повествованию.
По пути к дому Иаира случилась непредвиденная остановка. Христос замедлил шествие со Своими учениками, потому что одна больная женщина подошла ко Христу, как она хотела, тихо и незаметно, не говоря Христу, не говоря никому о её болезни. Они имела такую крепкую веру в своём сердце, что ей достаточно прикоснуться хотя бы к краю одежды Спасителя, и она непременно получит исцеление. И вот она тихо и незаметно пробралась сквозь толпу, окружавшую Христа и прикоснулась к Его ризам. И мгновенно она почувствовала, что исцелилась от своей тяжелейшей болезни, которую она несла в течение двенадцати лет. Эта болезнь забирала последние силы. Всё своё имение она раздала врачам, ища от них помощи, но ни от кого не получила её и продолжала пребывать в этом тяжком недуге.
И вот Господь останавливает общение с народом и спрашивает: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8:45). Ученики в недоумении: как это, кто прикоснулся, когда вся толпа окружает Христа и теснит Его. Господь отвечает на это удивление учеников: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8:46).
Этот отрывок из Евангелия говорит о том, что несмотря на то, что все прикасались ко Христу волей или неволей: или из любопытства, или толкаемые народной толпой, но это было как-то безрезультатно и не приводило ни к чему, ни к какому изменению. И лишь единственное прикосновение этой больной женщины, которая имела крепкую веру во Христа, как Сына Божия, веру в то, что прикосновение исцелит её — и чудо совершилось.
И тогда женщина, видя, что не смогла утаить свой поступок, подходит ко Христу и перед всеми рассказывает о своей тяжелейшей болезни и о том, что она мгновенно получила исцеление. Господь не осуждает её и говорит ей: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:48).
Христос не осудил её. Однако в традициях Ветхого Завета женщина в таком состоянии не могла находиться в обществе людей. Она была нечистой, и прикосновение к ней делало автоматически нечистым любого человека. По закону Моисея, это было строжайше запрещено. Но она прикоснулась ко Христу, она была среди народа, потому что и страдание, и горе, и боль вынудили её к этому. И Иаир, начальник синагоги, который был поставлен на эту должность для того, чтобы следить за исполнением закона и всех обрядовых предписаний среди богоизбранного народа, видел это нарушение закона со стороны женщины. Но Евангелие не говорит нам, что он как-то отреагировал, осудил, отругал и готов был её как-то наказать, потому что скорби, которые были в его жизни, сделали его совершенно другим.
В это время пришли слуги из дома Иаира и сказали: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8:49). Нам трудно представить, что произошло в этот момент в душе Иаира, когда он услышал известие о её смерти. Буря скорбей, возмущения, негодования, может быть, осуждения других людей за то, что отвлекают Христа ненужными словами, наверное, волновала его сердце. Господь останавливает эти смущения Иаира и говорит: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50) и продолжает шествие в дом Иаира.
Когда приблизились, дом был наполнен уже плачем, сетованиями и рыданиями. Иудеи в знатных семьях в этих случаях нанимали плакальщиц, которые рыдали, искусственно вызывали слёзы и вопли, вспоминая всю жизнь почившего. И когда Господь подошёл к дому, выгнал их всех в сторону и сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8:52), то все смеялись над Ним, потому что, очевидно для всех, смерть этой девочки уже наступила.
Тогда Господь вместе со Своими избранными учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) и с родителями этой девицы входит в горницу, где уже на смертном одре лежало тело умершей девочки, берет её за руку и говорит по-арамейски: «Талифа куми» — «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41), берёт её за руку и поднимает со смертного одра. Она оживает, и душа её возвращается в тело. Господь возвращает её родителям, повелевая дать ей есть, что является признаком возвратившейся жизни и вернувшегося здравия к этой девице. И все пришли в страх и трепет и славили Бога, посетившего народ свой.
Дорогие братия и сестры. Мы с вами сегодня вспоминаем два великих чуда, которые Господь совершил. Их объединяет крепкая вера в возможность исцеления: эту веру имел Иаир, имела и кровоточивая женщина. Свои мольбы о помощи, об исцелении они выражают ко Христу в состоянии глубочайшего смирения, о чём мы уже говорили на примере Иаира. Да и на примере женщины, которая тихо и незаметно подходит ко Христу и касается края одежды Его, тоже опускаясь на колени и незаметно целуя эту одежду Спасителя, соприкасаясь с ней. В этом смирении мы видим такой ключ, необходимое условие к тому, чтобы и наши молитвы слышал Господь.
Вознося к Нему те или иные просьбы, моления об исцелении, о помощи и так далее, мы должны понимать, что не достойны возносить перед Богом эти молитвы, не достойны обращаться к Нему от великого множества грехов своих. И поэтому, когда мы к Богу возносим свои молитвы, мы должны в памяти содержать те грехи, великие, страшные, которые мы творили: и грехи детоубийства, и грехи блуда, измены, и забвение Бога и жизни без Него. И когда мы возносим к Богу молитвы, мы должны понимать, что мы не достойны этого в силу личных грехов, когда мы забывали Тебя, жили без Тебя, попирая Твои заповеди, и вот, просим Тебя, несмотря на это, помоги нам. Нужно, чтобы в нас было чувство глубочайшего недостоинства, смирения. И это является необходимейшим условием для того, чтобы Господь исполнил нашу молитву.
Господь всегда слышит наши слова. Он видит и слышит наши мысли, обращённые к Нему, читает их и исполняет всё, что полезно и потребно для нашей с вами жизни земной и для жизни вечной.
У Бога можно просить все. Но Бог исполняет только то, что полезно для нас. Бог, как любящий Отец, не может нам даровать неполезное, вредное, что повредит нашей духовной жизни, что повредит спасению. Бог не потакает страстям и слабостям человеческим. Поэтому Его любовь бывает непреклонна, категорична, она бывает непонятна для нас, потому что Бог любит нас и желает нам подлинного блага.
Когда мы обращаемся к Богу, мы должны понимать, что Бог слышит и знает всё. Он знает даже ту ситуацию, которая нас подвигла к обращению к Нему. Но молитва необходима для того, чтобы войти в общение с Богом, войти в контакт с Ним. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что молитва твоя, несмотря на всеведение Божие о твоей ситуации, подобна жесту протянутой руки, в которую Богу есть куда вложить Своё благодеяние.
Сектанты говорят: «зачем Богу вообще молиться, ведь Он всё знает». В Евангелии об этом так и говорится: «ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). И тогда делается неправильный вывод, что молиться не надо. Нет, молитва — это выражение любви к Богу, как общение между людьми есть свидетельство того, что нет вражды, а любовь присутствует. И чем больше любовь, тем больше человек подвигается к взаимному общению друг с другом. И вы прекрасно знаете это, по крайней мере, по прекрасным молодым годам своей жизни, когда в состоянии влюбленности человек охвачен желанием никогда не прекращать общение с любимым человеком или с возлюбленной. Так же и в отношении с Богом.
Господь, воскрешая из мёртвых дочь Иаира, говорит ему: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50). И когда уже пришёл в дом, Он говорит: «она не умерла, но спит» (Лк. 8:52). В этих словах каждый из нас черпает сегодня великое утешение в своих скорбях: разлуке с близкими, родными, умершими, ушедшими в иной мир. Господь говорит, что смерти нет, что есть только сон, который касается одной половины человека, его смертного, бренного тела. А душа через смерть уходит к Богу, к своему Источнику жизни, Жизнеподателю. Для Бога нет никакой разницы, жив человек или умер. Бог видит человеческую душу. Он эту душу сотворил и даровал нам жизнь. И эта душа бессмертна, она никогда не умрёт.
И поэтому, дорогие братия и сестры, для верующих в Бога нет смерти, а есть лишь переход из жизни временной в жизнь вечную. Самое страшное — это смерть духовная, смерть, которая состоит в отсутствии общения с Богом, в отрицании Его. Эта смерть духовная — самая страшная. И здесь, на земле, она может касаться человека, если он не преодолел это состояние, если с Богом не сроднилась его душа, то и в вечности она будет вне Бога и погибнет в вечных адских мучениях. И вот на это лишь мы должны обращать своё внимание, не боясь ни скорбей, ни бед, ни болезней, ни самой смерти; лишь бы жизнь наша была с Богом и через смерть соединила с Ним. Аминь.
18 ноября 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Сегодня во время Божественной Литургии мы слышали евангельский отрывок, который повествовал нам о двух чудесах: о воскрешении из мёртвых дочери Иаира и об исцелении кровоточивой женщины. Евангельский отрывок начинается с печальной истории, которая вошла в жизнь Иаира, начальника синагоги. Он подошёл ко Христу и просил Его об исцелении дочери, которой было двенадцать лет, и она находилась в тяжелейшем состоянии: была при смерти.
Иаир слышал о Христе, слышал о Его необыкновенных чудесах. И он имел веру во Христа, имел уважительное, благоговейное отношение к Нему, которое отличалось от отношения книжников и фарисеев, которые ненавидели Христа, завидовали Его влиянию на народ, почитанию Его народом. Иаир позволял себе иметь собственное мнение. Конечно, и семейные скорби, и многотрудный жизненный крест, который выразился в тяжелейшей болезни единственной дочери, располагал его к тому. Потому что, одно дело, когда у человека всё благополучно, и он живёт и мыслит беззаботно, независимо ни от кого. А когда в жизни человека есть скорби, испытания, есть лишения, то волей-неволей человек становится другим: смиренным, кротким, молчаливым и обращается к Богу.
Мы не знаем, видел ли Иаир во Христе Самого Бога, верил ли, что Он Сын Божий. Наверное, вряд ли. Но, тем не менее, это удивление и благоговение перед теми великими чудесами, перед необыкновенным нравственно высоким и чистым Учением Иисуса, о котором он слышал, направило этого скорбящего отца к ногам Христовым. И действительно, когда он нашёл Христа, он падает перед Ним на колени, на землю, и в этом состоянии своего крайнего смирения умоляет Его прийти в его дом и исцелить дочь, которая тяжело болеет. Христос откликается на эту просьбу и сразу как-будто направляется вместе с Иаиром к его дому.
Интересно отметить, что об этом чуде воскрешения дочери Иаира говорят все три евангелиста, кроме Иоанна — Матфей, Марк и Лука, передавая те или иные очень важные аспекты в совершении этого чуда. Рассказывают три евангелиста об одном и том же, потому что воскрешение из мёртвых это величайшее чудо, которое приводило в изумление его свидетелей и очевидцев.
В Ветхом Завете были подобные чудеса, когда великий пророк Илия и его ученик Елисей тоже воскрешали мёртвых. Пророк Илия воскресил сына сарептской вдовицы, в доме которой он жил во время голода в израильской земле. А во время погребения одного мёртвого рядом с могилой пророка Елисея, когда тело этого мертвеца коснулось костей пророка, он воскрес из мертвых. Вот, пожалуй, два свидетельства из Ветхого Завета, которые были совершены силой Божией и благодатью Божией, которая действовала в жизни и по смерти этих великих пророков.
Со многими прихожанами мы были во время недавней паломнической поездки в Иордании в том месте, где произошло взятие пророка Илии на огненную колесницу и его необыкновенное величественное восшествие на небо, свидетелем которого был пророк Елисей. И, конечно, современники Христа, видя это чудо воскрешения мёртвых, славили Бога. Они удивлялись этому необыкновенному чуду. И, конечно, что-то менялось в их жизни, в их нравственном состоянии, в их отношении ко Христу и так далее. Но как же это происходило? Давайте вернемся к евангельскому повествованию.
По пути к дому Иаира случилась непредвиденная остановка. Христос замедлил шествие со Своими учениками, потому что одна больная женщина подошла ко Христу, как она хотела, тихо и незаметно, не говоря Христу, не говоря никому о её болезни. Они имела такую крепкую веру в своём сердце, что ей достаточно прикоснуться хотя бы к краю одежды Спасителя, и она непременно получит исцеление. И вот она тихо и незаметно пробралась сквозь толпу, окружавшую Христа и прикоснулась к Его ризам. И мгновенно она почувствовала, что исцелилась от своей тяжелейшей болезни, которую она несла в течение двенадцати лет. Эта болезнь забирала последние силы. Всё своё имение она раздала врачам, ища от них помощи, но ни от кого не получила её и продолжала пребывать в этом тяжком недуге.
И вот Господь останавливает общение с народом и спрашивает: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8:45). Ученики в недоумении: как это, кто прикоснулся, когда вся толпа окружает Христа и теснит Его. Господь отвечает на это удивление учеников: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8:46).
Этот отрывок из Евангелия говорит о том, что несмотря на то, что все прикасались ко Христу волей или неволей: или из любопытства, или толкаемые народной толпой, но это было как-то безрезультатно и не приводило ни к чему, ни к какому изменению. И лишь единственное прикосновение этой больной женщины, которая имела крепкую веру во Христа, как Сына Божия, веру в то, что прикосновение исцелит её — и чудо совершилось.
И тогда женщина, видя, что не смогла утаить свой поступок, подходит ко Христу и перед всеми рассказывает о своей тяжелейшей болезни и о том, что она мгновенно получила исцеление. Господь не осуждает её и говорит ей: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:48).
Христос не осудил её. Однако в традициях Ветхого Завета женщина в таком состоянии не могла находиться в обществе людей. Она была нечистой, и прикосновение к ней делало автоматически нечистым любого человека. По закону Моисея, это было строжайше запрещено. Но она прикоснулась ко Христу, она была среди народа, потому что и страдание, и горе, и боль вынудили её к этому. И Иаир, начальник синагоги, который был поставлен на эту должность для того, чтобы следить за исполнением закона и всех обрядовых предписаний среди богоизбранного народа, видел это нарушение закона со стороны женщины. Но Евангелие не говорит нам, что он как-то отреагировал, осудил, отругал и готов был её как-то наказать, потому что скорби, которые были в его жизни, сделали его совершенно другим.
В это время пришли слуги из дома Иаира и сказали: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8:49). Нам трудно представить, что произошло в этот момент в душе Иаира, когда он услышал известие о её смерти. Буря скорбей, возмущения, негодования, может быть, осуждения других людей за то, что отвлекают Христа ненужными словами, наверное, волновала его сердце. Господь останавливает эти смущения Иаира и говорит: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50) и продолжает шествие в дом Иаира.
Когда приблизились, дом был наполнен уже плачем, сетованиями и рыданиями. Иудеи в знатных семьях в этих случаях нанимали плакальщиц, которые рыдали, искусственно вызывали слёзы и вопли, вспоминая всю жизнь почившего. И когда Господь подошёл к дому, выгнал их всех в сторону и сказал: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8:52), то все смеялись над Ним, потому что, очевидно для всех, смерть этой девочки уже наступила.
Тогда Господь вместе со Своими избранными учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) и с родителями этой девицы входит в горницу, где уже на смертном одре лежало тело умершей девочки, берет её за руку и говорит по-арамейски: «Талифа куми» — «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41), берёт её за руку и поднимает со смертного одра. Она оживает, и душа её возвращается в тело. Господь возвращает её родителям, повелевая дать ей есть, что является признаком возвратившейся жизни и вернувшегося здравия к этой девице. И все пришли в страх и трепет и славили Бога, посетившего народ свой.
Дорогие братия и сестры. Мы с вами сегодня вспоминаем два великих чуда, которые Господь совершил. Их объединяет крепкая вера в возможность исцеления: эту веру имел Иаир, имела и кровоточивая женщина. Свои мольбы о помощи, об исцелении они выражают ко Христу в состоянии глубочайшего смирения, о чём мы уже говорили на примере Иаира. Да и на примере женщины, которая тихо и незаметно подходит ко Христу и касается края одежды Его, тоже опускаясь на колени и незаметно целуя эту одежду Спасителя, соприкасаясь с ней. В этом смирении мы видим такой ключ, необходимое условие к тому, чтобы и наши молитвы слышал Господь.
Вознося к Нему те или иные просьбы, моления об исцелении, о помощи и так далее, мы должны понимать, что не достойны возносить перед Богом эти молитвы, не достойны обращаться к Нему от великого множества грехов своих. И поэтому, когда мы к Богу возносим свои молитвы, мы должны в памяти содержать те грехи, великие, страшные, которые мы творили: и грехи детоубийства, и грехи блуда, измены, и забвение Бога и жизни без Него. И когда мы возносим к Богу молитвы, мы должны понимать, что мы не достойны этого в силу личных грехов, когда мы забывали Тебя, жили без Тебя, попирая Твои заповеди, и вот, просим Тебя, несмотря на это, помоги нам. Нужно, чтобы в нас было чувство глубочайшего недостоинства, смирения. И это является необходимейшим условием для того, чтобы Господь исполнил нашу молитву.
Господь всегда слышит наши слова. Он видит и слышит наши мысли, обращённые к Нему, читает их и исполняет всё, что полезно и потребно для нашей с вами жизни земной и для жизни вечной.
У Бога можно просить все. Но Бог исполняет только то, что полезно для нас. Бог, как любящий Отец, не может нам даровать неполезное, вредное, что повредит нашей духовной жизни, что повредит спасению. Бог не потакает страстям и слабостям человеческим. Поэтому Его любовь бывает непреклонна, категорична, она бывает непонятна для нас, потому что Бог любит нас и желает нам подлинного блага.
Когда мы обращаемся к Богу, мы должны понимать, что Бог слышит и знает всё. Он знает даже ту ситуацию, которая нас подвигла к обращению к Нему. Но молитва необходима для того, чтобы войти в общение с Богом, войти в контакт с Ним. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что молитва твоя, несмотря на всеведение Божие о твоей ситуации, подобна жесту протянутой руки, в которую Богу есть куда вложить Своё благодеяние.
Сектанты говорят: «зачем Богу вообще молиться, ведь Он всё знает». В Евангелии об этом так и говорится: «ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). И тогда делается неправильный вывод, что молиться не надо. Нет, молитва — это выражение любви к Богу, как общение между людьми есть свидетельство того, что нет вражды, а любовь присутствует. И чем больше любовь, тем больше человек подвигается к взаимному общению друг с другом. И вы прекрасно знаете это, по крайней мере, по прекрасным молодым годам своей жизни, когда в состоянии влюбленности человек охвачен желанием никогда не прекращать общение с любимым человеком или с возлюбленной. Так же и в отношении с Богом.
Господь, воскрешая из мёртвых дочь Иаира, говорит ему: «не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50). И когда уже пришёл в дом, Он говорит: «она не умерла, но спит» (Лк. 8:52). В этих словах каждый из нас черпает сегодня великое утешение в своих скорбях: разлуке с близкими, родными, умершими, ушедшими в иной мир. Господь говорит, что смерти нет, что есть только сон, который касается одной половины человека, его смертного, бренного тела. А душа через смерть уходит к Богу, к своему Источнику жизни, Жизнеподателю. Для Бога нет никакой разницы, жив человек или умер. Бог видит человеческую душу. Он эту душу сотворил и даровал нам жизнь. И эта душа бессмертна, она никогда не умрёт.
И поэтому, дорогие братия и сестры, для верующих в Бога нет смерти, а есть лишь переход из жизни временной в жизнь вечную. Самое страшное — это смерть духовная, смерть, которая состоит в отсутствии общения с Богом, в отрицании Его. Эта смерть духовная — самая страшная. И здесь, на земле, она может касаться человека, если он не преодолел это состояние, если с Богом не сроднилась его душа, то и в вечности она будет вне Бога и погибнет в вечных адских мучениях. И вот на это лишь мы должны обращать своё внимание, не боясь ни скорбей, ни бед, ни болезней, ни самой смерти; лишь бы жизнь наша была с Богом и через смерть соединила с Ним. Аминь.
Предыдущая проповедь
4 ноября 2018
Следующая проповедь
25 ноября 2018
Все проповеди за 2018 год