Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление гадаринского бесноватого

 Дорогие братия и сестры.

 В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки, которое рассказывает нам об исцелении гадаринского бесноватого. Об этом чуде рассказывают несколько евангелистов, и несколько раз в году читается это евангельское описание чуда. Евангелист Матфей говорит о двух бесноватых, а Лука сегодня говорит нам только об одном, но описание одно и то же. Критики Священного Писания видели в этом один из примеров недостоверности Священного Писания, когда евангелисты не могут договориться, разобраться, сколько же бесноватых было на самом деле — два или один. Это же разночтение, это же разное описание получается.

Дорогие братия и сестры. Мы видим, как важно на этом примере понимать Священное Писание не «от ветра главы своея», а так, как учат святые отцы. Дело в том, что те мысли, те вопросы, которые стоят перед современным человеком, не новы сами по себе, они давно когда-то были обсуждаемы в роде человеческом лучшими умами, облагодатствованными Святым Духом — святыми отцами. На эти вопросы давно есть все ответы, и уж тем более на все стихи Священного Писания.

Как же святые отцы помогают нам понять это разночтение, выйти из этой ситуации? Сколько бесноватых было: два или один? Ответ очень простой: их было два, но один из них был кроткий, как овца по сравнению с другим человеком, страдания которого были неимоверно тяжелы. И поэтому этот свирепый бесноватый, о котором сегодня говорит нам евангелист Лука, как об одном, привлекал внимание всех, кто сопровождал Христа. Страдания его действительно были велики.

Когда Господь переплыл Галилейское озеро на лодке и ступил на другой берег этого озера, Его встретил этот гадаринский бесноватый. Он жил в гробах и в одежду не одевался. Его сковывали железными цепями и путами, а он рвал их, как нитки, и своим свирепым видом и страшным голосом приводил в ужас всех окружающих жителей.

Некоторые детали страданий этого бесноватого человека обращают на себя внимание. Например, почему бесноватый человек в одежды не одевался? Это же не по доброй воле, не по его собственному усмотрению, не потому, что в Палестине жарко, и лишняя одежда не нужна, совершенно не поэтому. Это действие злых духов, которые обитали в великом множестве в этом человеке, они его раздевали. И, соответственно, нам становится совершенно понятным, почему современная молодёжь у нас раздевается, почему присутствуют «дикие пляжи» в Болгарии, например. Раньше приходилось видеть их в Сочи, до проведения там олимпиады, в советское время сплошь и рядом это было, и в других городах и странах. Кто архитектор и устроитель этих пляжей, становится понятным, прочитав этот Евангельский отрывок. Совершенно понятно, кто великий модельер таких прекрасных нарядов, как мини-юбочки и мини-купальнички, кто их шьёт и что движет людьми в желании обнажить своё тело. И читая это Евангелие о гадаринском бесноватом, всё становится совершенно ясным и понятным: дьявол движет современными людьми, которые провоцируют это, организуя бизнес на тех или иных явлениях, на людях, которые подпадают под действие так называемой моды. Это страшное явление! И поэтому, дорогие братия и сестры, будем очень внимательны к явлениям современной жизни. Будем стараться не обращать на моду никакого внимания, как бы красочно она ни преподносилась с обложек глянцевых журналов, из общего стадного чувства, которое движет людьми и подминает, как какой-то асфальтовый каток, всяких инакомыслящих и сопротивляющихся, особенно среди молодёжи. Будем стараться детей и внуков своих уберечь, рассказать, почему это недопустимо делать, и почему одежда должна быть скромной и целомудренной.

В описании страданий этого бесноватого человека мы видим характерное, типичное воздействие на него злых духов. В чём оно проявляется обычно? Он разрывает цепи, а для чего его заковывали в цепи? Для того, чтобы он себе, прежде всего, увечий и страданий не причинял той неимоверной, страшной бесовской силой, которая в нём обитала, чтобы не сделал себя инвалидом. Потому что бесовская сила носит страшный, разрушающий характер. Эта бесовская сила заставляла его жить в гробах. В Палестине можно было на травке переночевать с лёгкостью: и комфортно, и на природе — там не надо укрываться, а он жил в гробах. Что это такое? Это пещеры, в которых погребали иудеи своих усопших, и там, в лучшем случае, были высохшие кости, а в худшем — зловоние, черви, смрад и всякая мерзость. А по Ветхозаветному учению прикосновение к костям мёртвого человека несло осквернение для человека, и он не мог быть уже в обычном обществе, потому что осквернился, прикоснулся к нечистому. У иудеев существовали целые ритуалы омовения, очищения. А бесы, во множестве обитавшие в этом бедном, страдающем человеке, намеренно загоняли его в эту нечистоту и скверну.

Когда бесы получили позволение у Господа войти в стадо свиней, они показывают следующее характерное действие их страшной силы, разрушающей и уничтожающей всё живое: стадо взбесилось и бросилось с крутизны в море. Бесы не утонули, они только спровоцировали гибель этого огромного стада свиней, и это было сделано в отместку исцеления, которое совершил Господь. Почему? Потому что бесы явно просчитали, что за материальный ущерб, который состоял в гибели свиного стада, люди будут обвинять Господа и сделают всё, чтобы Христос ушёл и больше не был с ними, так и получилось. Иудеи свиней-то держали на продажу, нарушая Ветхозаветный закон, вели запрещённый, греховный бизнес, которым они не должны были заниматься.  

В этих характерных вещах: в неимоверной, страшной силе, с которой бесноватый разрывал железные цепи, что жил в гробах, что бесы потопили стадо свиное — это подлинное, настоящее обличие дьявольской силы. Дорогие, но бесы не всегда так вероломно действуют, они иногда пытаются приручить человека, чтобы была снята бдительность, чтобы человек пребывал в комфорте, в эйфории, что всё хорошо и так далее.

Дорогие, священнику очень часто приходится сталкиваться с этими явлениями бесовской силы, например, при освящении квартир и домов. Очень часто люди, сами не понимая, бегут в церковь, потому что дома творится что-то неимоверное! Например, я только вчера освящал один дом в соседней Романовке. Что же там бесы являют? Они прячут вещи. Купил хозяин машину, а ПТСочку куда-то бесы спрятали. Они даже с ним разговаривают, как с другом. У них недавно отец умер, думают, что это отец является, шутит. «Ну, что ты, папочка, перестань шутить, верни ПТСочку, нам же надо машину регистрировать». Через две минуты идёт в машину, а ПТС на месте, даже её краешек торчит.

А когда освящаешь квартиру, какой только гадости там нет: и домовые, сплетённые и вывязанные из шерсти, и статуэточки из дерева. И человек не понимает, зачем батюшка сказал всё это выкинуть. Казалось бы, только освятили дом, всё. Они говорят: «Может, подарить кому-нибудь?» Отвечаю: «Нет, сжечь в бане немедленно!» Делают ремонт в бане, а там свой домовой. Ему уже нанятые рабочие подсказывают: «Смотри, Михалыч, вот этого гада-то сжечь надо бы». «Нет, — говорит, — он пять лет охранял баню мою». До какого абсурда доходит человек?

Это только заискивание бесов, это только первые симптомчики, чтобы приручить человека, а потом начнутся всякие разные страшные вещи, доводящие человека до сумасшествия, до самоубийства и других страшных вещей. Потому что задача у беса одна: не поиграть с тобой в прятки, как будто ему делать нечего, заняться нечем: ПТСочку спрятать, найдёшь ты её или не найдёшь и так далее. Нет! Задача у бесов другая: чтобы уничтожить и поработить и душу человека, и тело его уничтожить, и лишить жизни, и ввести в адские глубины и пропасть адскую. Поэтому, дорогие, надо внимательным очень быть к тем вещам, которые присутствуют у нас дома.

Очень часто люди, отдыхая в мусульманских странах, привозят оттуда всяческие амулеты: глаза сине-голубого цвета, примитивные вещи: лягушку или жабу, окружённую деньгами, иногда ещё вставят туда свёрнутый доллар — это на богатство, на счастье; недогнившие подковы, найденные на земельном участке, или с номерным знаком дома или квартиры, статуэтки домовых или чертей, маски, привезённые из Индии, буддийские символы и так далее — эти вещи притягивают бесовскую силу. Бесы по праву входят в то жильё, где есть такие предметы, потому что есть, как в области микробиологии, такое понятие, как питательная среда для микробов, в которой они выращиваются. Поэтому нам очень внимательными нужно быть и не раздваиваться. Невозможно служить одновременно Богу и мамоне. Если эти символы, амулеты или фигурки каких-то идолов присутствуют, то бесы там будут, несомненно. Но дружить с ними нереально. Задача бесов, ещё раз повторяю, это уничтожить, довести до гибели душу и тело человека. Это знают даже люди, которые профессионально пытаются приручить эту бесовскую силу: экстрасенсы, маги, колдуны, бабки, целители. Они все прекрасно знают, что бесы будут служить тебе на посылках, как золотая рыбка, до поры до времени, а потом ты либо разобьёшься на машине, либо сгорит дом твой вместе с тобой и так далее. Страшной смертью бесы доведут этого человека до крайней погибели. Поэтому, дорогие, это не шутки.

Этот евангельский отрывок показывает, насколько страшна бесовская сила, насколько она разрушительна, насколько опасно с ней заигрывать. А заигрывание с ней происходит в простом призывании этой силы, которая иногда на уровне слов-паразитов у людей происходит с упоминанием нечистой силы в тех или иных взаимоотношениях. Иногда, между прочим, деткам и внукам умилённые бабушки читают сказочки с описанием бесовских сюжетов, как бесы служили людям, как сказочные герои могли их обмануть, как это красиво, смешно читается. А потом детки и внуки не спят, у них истерики, у них кошмары, ночью кричат — или мультиков насмотрятся по телевизору с домовыми, чертями и с Кощеем Бессмертным, в лучшем случае с бабой Ягой. Нашли себе сюжет!

Это всё имеет величайшее значение и является ничем иным, как призыванием бесовской силы и желанием войти с этой силой в контакт. Это заигрывание или призывание бесовской силы открывает доступ дьяволу в душу человеческую, человек отдаётся добровольно в руки дьяволу. Отдаться легко, а выйти и прогнать бесовскую силу крайне тяжело, а иногда и невозможно, потому что делается это только с помощью благодати Божией. Молитвой и постом изгоняется этот род бесовский из жизни человека. А к этим молитвенным трудам и постному образу жизни мало кто стремится. Иногда приходится слышать наивные рассказы, когда человек, не спавший две-три ночи, прибегает в церковь, говорит: «Бесы одолели, батюшка, гонялся за ними по даче всю ночь. Они в один угол — я за ними, они в другой, хотел их уничтожить, победить, выгнать». Как наивно, это же духовные существа.

В этом бесноватом человеке содержался один легион нечистых духов, это более десяти тысяч штук этих тварей, потому что легион — это определённая часть войска римского, это соизмеримо в нашем понимании с дивизией. Они же места в пространстве не занимают, их великое множество, тысячи могут быть в одном человеке, в одном месте пребывать. По неизреченной милости Божией, мы с вами не видим бесов при нормальном психическом устроении нашего сознания. Это неизреченная милость Божия. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что, если бы человек видел великое множество бесов, которые окружают его в воздухе, всегда сопровождают человека, то он сошёл бы с ума. Это промыслительное, милосердное действие промысла Божия, которое выражено в том, что Господь прикрыл способности нашего зрения, несмотря на то, что окулисты говорят, что единица у тебя, и можешь без очков видеть, и абсолютно здоров. Ничего подобного — в раю у Адама зрение было гораздо лучше, он видел всё: он видел духовный мир, он видел Самого Бога. И когда Господь изгнал первых людей из рая, то, как сказано в Библии, Он облёк их в кожаные ризы. Эти кожаные ризы в толковании святых отцов понимаются как уменьшение способностей всех органов чувств, в частности, зрения по восприятию этого мира, и духовный мир для человека стал абсолютно закрыт, в таком падшем, «нормальном» нашем состоянии.

Дорогие братия и сестры. О чём ещё очень характерном и важном говорится в этом Евангелии? Жители страны Гадаринской ужаснулись, когда увидели исцелённого человека, который был одет и сидел у ног Христовых, как кроткий агнец и здраво разговаривал. Они понимали, что исцелил его Христос, Который сошёл на их землю. Тогда жители, все поголовно, памятуя гибель свиней и думая о том, что если Христос останется, то может ещё причинить им какой-нибудь материальный ущерб, все, просили Христа, чтобы Он покинул их землю, ушёл от них и оставил их в покое. Страшное состояние — нежелание видеть Бога! Они прогнали Его из своих пределов точно так же, как при советской власти прогнали Бога из нашей страны. Мощью страшной государственной идеологической машины промывали десятки лет мозги людям. Изгнали Бога! Не было ни икон, ни крестов, ни храмов, ни колокольного звона, ни мощей – всё было осквернено, всё испохаблено, изрублено, сожжено, осквернено, чтобы Бога искоренить точно так же, как гадаринские жители: из ненависти, из боязни, из-за несоответствия жизни своей свинской со Христом.

Дорогие братия и сестры. Это касается жителей Гадары и других городов Десятиградия. А мы-то с вами как живём? А мы разве не прогоняем Христа из своей жизни? Конечно, прогоняем: прогоняем и грехами, и страстями, и матной руганью, и ненавистью, и гневом, и раздражением, и блудными грехами, и осуждением, и несоблюдением постов, и нехождением в храм. Элементарно, Бога изгоняем, Он нам не нужен. Когда человек в храм не приходит и одно воскресенье, и второе — вроде бы, нет ненависти, а есть безразличие: «Господи, выйди из пределов земли нашей»! Эта мораль, такой прагматизм человека, который в религиозном отношении к Богу выражается по подобию древних язычников: чтобы Бог оставил в покое человека, Его надо приручить, Его надо задобрить жертвами, какими-то подарками и так далее. И Бог оставляет человека, как ни странно, в покое, и это Божественное оставление человека, как ни странно, иногда выражается в полном его благоденствии. И наоборот, иной человек, который идёт к Богу, который пытается жить церковной жизнью, исповедуется, причащается, недоумевает: «Батюшка, вот я опять причащаюсь на этой неделе и знаю, что на всей неделе будут скорбь, проблемы, неприятности. На работе, когда не причащаюсь, не хожу в церковь, всё нормально, жизнь как-то устраивается, никаких проблем. Но как только пришёл в церковь..» А почему это происходит? А потому, что бесы мстят человеку, они пытаются сбить его с пути. «Смотри-ка, ты пришёл и у тебя всё плохо, так надо же не ходить и будет всё хорошо, и будешь наш».

В прошлое воскресенье, когда нашему вниманию предлагалась притча о богаче и Лазаре, были такие слова, которые Бог говорит богатому человеку: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16;25). И поэтому, дорогие братия и сестры, безбедное существование на этой земле — это отнюдь не критерий того, что человек живёт по совести, по заповедям Божиим. Абсолютно ненормален такой феномен. Например, святые отцы, в частности, Иоанн Златоуст, так и говорят, что если видишь грешника, преуспевающего в путях своих, то это верный признак того, что Господь его оставил. Ну, наслаждайся, пока ты живёшь десять-двадцать лет, немножко понаслаждайся, чтобы там ты ничего не надеялся получить от Бога, потому что Он всё тебе дал, тебе понятное, материальное, земное, что тобой обладало, к чему ты стремился, а ничего духовного, ничего святого, ничего райского тебе не будет!

Дорогие братия и сестры. Окончить размышление над этим евангельским текстом можно, рассмотрев такой аспект. Когда Господь исцелил этого бесноватого человека, изгнав из него легион бесов, они умоляли Его, чтобы Он не отправил их в бездну. Бесы не хотят идти в бездну. О чём это говорит? Это говорит о том, что в аду даже бесам страшно находиться, и они умоляли Христа, что бы Он не посылал их в бездну, а хотя бы в свиней или куда-то ещё. Если бесам там страшно, то как же страшно там будет грешникам и нам с вами, если не найдём мы помилования за свои грехи и беззакония в очах Божиих. Поэтому, пусть это Евангелие побудит нас к жизни с Господом! Сами себя, друг друга и всю жизнь нашу предадим Господу! Он защитит и покроет нас от мира страшных демонов, и только Его боятся бесы, Его Божественной благодати. И пусть она сохраняет нас по милости Божией от всякого зла. Аминь!

13 ноября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры.

 В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки, которое рассказывает нам об исцелении гадаринского бесноватого. Об этом чуде рассказывают несколько евангелистов, и несколько раз в году читается это евангельское описание чуда. Евангелист Матфей говорит о двух бесноватых, а Лука сегодня говорит нам только об одном, но описание одно и то же. Критики Священного Писания видели в этом один из примеров недостоверности Священного Писания, когда евангелисты не могут договориться, разобраться, сколько же бесноватых было на самом деле — два или один. Это же разночтение, это же разное описание получается.

Дорогие братия и сестры. Мы видим, как важно на этом примере понимать Священное Писание не «от ветра главы своея», а так, как учат святые отцы. Дело в том, что те мысли, те вопросы, которые стоят перед современным человеком, не новы сами по себе, они давно когда-то были обсуждаемы в роде человеческом лучшими умами, облагодатствованными Святым Духом — святыми отцами. На эти вопросы давно есть все ответы, и уж тем более на все стихи Священного Писания.

Как же святые отцы помогают нам понять это разночтение, выйти из этой ситуации? Сколько бесноватых было: два или один? Ответ очень простой: их было два, но один из них был кроткий, как овца по сравнению с другим человеком, страдания которого были неимоверно тяжелы. И поэтому этот свирепый бесноватый, о котором сегодня говорит нам евангелист Лука, как об одном, привлекал внимание всех, кто сопровождал Христа. Страдания его действительно были велики.

Когда Господь переплыл Галилейское озеро на лодке и ступил на другой берег этого озера, Его встретил этот гадаринский бесноватый. Он жил в гробах и в одежду не одевался. Его сковывали железными цепями и путами, а он рвал их, как нитки, и своим свирепым видом и страшным голосом приводил в ужас всех окружающих жителей.

Некоторые детали страданий этого бесноватого человека обращают на себя внимание. Например, почему бесноватый человек в одежды не одевался? Это же не по доброй воле, не по его собственному усмотрению, не потому, что в Палестине жарко, и лишняя одежда не нужна, совершенно не поэтому. Это действие злых духов, которые обитали в великом множестве в этом человеке, они его раздевали. И, соответственно, нам становится совершенно понятным, почему современная молодёжь у нас раздевается, почему присутствуют «дикие пляжи» в Болгарии, например. Раньше приходилось видеть их в Сочи, до проведения там олимпиады, в советское время сплошь и рядом это было, и в других городах и странах. Кто архитектор и устроитель этих пляжей, становится понятным, прочитав этот Евангельский отрывок. Совершенно понятно, кто великий модельер таких прекрасных нарядов, как мини-юбочки и мини-купальнички, кто их шьёт и что движет людьми в желании обнажить своё тело. И читая это Евангелие о гадаринском бесноватом, всё становится совершенно ясным и понятным: дьявол движет современными людьми, которые провоцируют это, организуя бизнес на тех или иных явлениях, на людях, которые подпадают под действие так называемой моды. Это страшное явление! И поэтому, дорогие братия и сестры, будем очень внимательны к явлениям современной жизни. Будем стараться не обращать на моду никакого внимания, как бы красочно она ни преподносилась с обложек глянцевых журналов, из общего стадного чувства, которое движет людьми и подминает, как какой-то асфальтовый каток, всяких инакомыслящих и сопротивляющихся, особенно среди молодёжи. Будем стараться детей и внуков своих уберечь, рассказать, почему это недопустимо делать, и почему одежда должна быть скромной и целомудренной.

В описании страданий этого бесноватого человека мы видим характерное, типичное воздействие на него злых духов. В чём оно проявляется обычно? Он разрывает цепи, а для чего его заковывали в цепи? Для того, чтобы он себе, прежде всего, увечий и страданий не причинял той неимоверной, страшной бесовской силой, которая в нём обитала, чтобы не сделал себя инвалидом. Потому что бесовская сила носит страшный, разрушающий характер. Эта бесовская сила заставляла его жить в гробах. В Палестине можно было на травке переночевать с лёгкостью: и комфортно, и на природе — там не надо укрываться, а он жил в гробах. Что это такое? Это пещеры, в которых погребали иудеи своих усопших, и там, в лучшем случае, были высохшие кости, а в худшем — зловоние, черви, смрад и всякая мерзость. А по Ветхозаветному учению прикосновение к костям мёртвого человека несло осквернение для человека, и он не мог быть уже в обычном обществе, потому что осквернился, прикоснулся к нечистому. У иудеев существовали целые ритуалы омовения, очищения. А бесы, во множестве обитавшие в этом бедном, страдающем человеке, намеренно загоняли его в эту нечистоту и скверну.

Когда бесы получили позволение у Господа войти в стадо свиней, они показывают следующее характерное действие их страшной силы, разрушающей и уничтожающей всё живое: стадо взбесилось и бросилось с крутизны в море. Бесы не утонули, они только спровоцировали гибель этого огромного стада свиней, и это было сделано в отместку исцеления, которое совершил Господь. Почему? Потому что бесы явно просчитали, что за материальный ущерб, который состоял в гибели свиного стада, люди будут обвинять Господа и сделают всё, чтобы Христос ушёл и больше не был с ними, так и получилось. Иудеи свиней-то держали на продажу, нарушая Ветхозаветный закон, вели запрещённый, греховный бизнес, которым они не должны были заниматься.  

В этих характерных вещах: в неимоверной, страшной силе, с которой бесноватый разрывал железные цепи, что жил в гробах, что бесы потопили стадо свиное — это подлинное, настоящее обличие дьявольской силы. Дорогие, но бесы не всегда так вероломно действуют, они иногда пытаются приручить человека, чтобы была снята бдительность, чтобы человек пребывал в комфорте, в эйфории, что всё хорошо и так далее.

Дорогие, священнику очень часто приходится сталкиваться с этими явлениями бесовской силы, например, при освящении квартир и домов. Очень часто люди, сами не понимая, бегут в церковь, потому что дома творится что-то неимоверное! Например, я только вчера освящал один дом в соседней Романовке. Что же там бесы являют? Они прячут вещи. Купил хозяин машину, а ПТСочку куда-то бесы спрятали. Они даже с ним разговаривают, как с другом. У них недавно отец умер, думают, что это отец является, шутит. «Ну, что ты, папочка, перестань шутить, верни ПТСочку, нам же надо машину регистрировать». Через две минуты идёт в машину, а ПТС на месте, даже её краешек торчит.

А когда освящаешь квартиру, какой только гадости там нет: и домовые, сплетённые и вывязанные из шерсти, и статуэточки из дерева. И человек не понимает, зачем батюшка сказал всё это выкинуть. Казалось бы, только освятили дом, всё. Они говорят: «Может, подарить кому-нибудь?» Отвечаю: «Нет, сжечь в бане немедленно!» Делают ремонт в бане, а там свой домовой. Ему уже нанятые рабочие подсказывают: «Смотри, Михалыч, вот этого гада-то сжечь надо бы». «Нет, — говорит, — он пять лет охранял баню мою». До какого абсурда доходит человек?

Это только заискивание бесов, это только первые симптомчики, чтобы приручить человека, а потом начнутся всякие разные страшные вещи, доводящие человека до сумасшествия, до самоубийства и других страшных вещей. Потому что задача у беса одна: не поиграть с тобой в прятки, как будто ему делать нечего, заняться нечем: ПТСочку спрятать, найдёшь ты её или не найдёшь и так далее. Нет! Задача у бесов другая: чтобы уничтожить и поработить и душу человека, и тело его уничтожить, и лишить жизни, и ввести в адские глубины и пропасть адскую. Поэтому, дорогие, надо внимательным очень быть к тем вещам, которые присутствуют у нас дома.

Очень часто люди, отдыхая в мусульманских странах, привозят оттуда всяческие амулеты: глаза сине-голубого цвета, примитивные вещи: лягушку или жабу, окружённую деньгами, иногда ещё вставят туда свёрнутый доллар — это на богатство, на счастье; недогнившие подковы, найденные на земельном участке, или с номерным знаком дома или квартиры, статуэтки домовых или чертей, маски, привезённые из Индии, буддийские символы и так далее — эти вещи притягивают бесовскую силу. Бесы по праву входят в то жильё, где есть такие предметы, потому что есть, как в области микробиологии, такое понятие, как питательная среда для микробов, в которой они выращиваются. Поэтому нам очень внимательными нужно быть и не раздваиваться. Невозможно служить одновременно Богу и мамоне. Если эти символы, амулеты или фигурки каких-то идолов присутствуют, то бесы там будут, несомненно. Но дружить с ними нереально. Задача бесов, ещё раз повторяю, это уничтожить, довести до гибели душу и тело человека. Это знают даже люди, которые профессионально пытаются приручить эту бесовскую силу: экстрасенсы, маги, колдуны, бабки, целители. Они все прекрасно знают, что бесы будут служить тебе на посылках, как золотая рыбка, до поры до времени, а потом ты либо разобьёшься на машине, либо сгорит дом твой вместе с тобой и так далее. Страшной смертью бесы доведут этого человека до крайней погибели. Поэтому, дорогие, это не шутки.

Этот евангельский отрывок показывает, насколько страшна бесовская сила, насколько она разрушительна, насколько опасно с ней заигрывать. А заигрывание с ней происходит в простом призывании этой силы, которая иногда на уровне слов-паразитов у людей происходит с упоминанием нечистой силы в тех или иных взаимоотношениях. Иногда, между прочим, деткам и внукам умилённые бабушки читают сказочки с описанием бесовских сюжетов, как бесы служили людям, как сказочные герои могли их обмануть, как это красиво, смешно читается. А потом детки и внуки не спят, у них истерики, у них кошмары, ночью кричат — или мультиков насмотрятся по телевизору с домовыми, чертями и с Кощеем Бессмертным, в лучшем случае с бабой Ягой. Нашли себе сюжет!

Это всё имеет величайшее значение и является ничем иным, как призыванием бесовской силы и желанием войти с этой силой в контакт. Это заигрывание или призывание бесовской силы открывает доступ дьяволу в душу человеческую, человек отдаётся добровольно в руки дьяволу. Отдаться легко, а выйти и прогнать бесовскую силу крайне тяжело, а иногда и невозможно, потому что делается это только с помощью благодати Божией. Молитвой и постом изгоняется этот род бесовский из жизни человека. А к этим молитвенным трудам и постному образу жизни мало кто стремится. Иногда приходится слышать наивные рассказы, когда человек, не спавший две-три ночи, прибегает в церковь, говорит: «Бесы одолели, батюшка, гонялся за ними по даче всю ночь. Они в один угол — я за ними, они в другой, хотел их уничтожить, победить, выгнать». Как наивно, это же духовные существа.

В этом бесноватом человеке содержался один легион нечистых духов, это более десяти тысяч штук этих тварей, потому что легион — это определённая часть войска римского, это соизмеримо в нашем понимании с дивизией. Они же места в пространстве не занимают, их великое множество, тысячи могут быть в одном человеке, в одном месте пребывать. По неизреченной милости Божией, мы с вами не видим бесов при нормальном психическом устроении нашего сознания. Это неизреченная милость Божия. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что, если бы человек видел великое множество бесов, которые окружают его в воздухе, всегда сопровождают человека, то он сошёл бы с ума. Это промыслительное, милосердное действие промысла Божия, которое выражено в том, что Господь прикрыл способности нашего зрения, несмотря на то, что окулисты говорят, что единица у тебя, и можешь без очков видеть, и абсолютно здоров. Ничего подобного — в раю у Адама зрение было гораздо лучше, он видел всё: он видел духовный мир, он видел Самого Бога. И когда Господь изгнал первых людей из рая, то, как сказано в Библии, Он облёк их в кожаные ризы. Эти кожаные ризы в толковании святых отцов понимаются как уменьшение способностей всех органов чувств, в частности, зрения по восприятию этого мира, и духовный мир для человека стал абсолютно закрыт, в таком падшем, «нормальном» нашем состоянии.

Дорогие братия и сестры. О чём ещё очень характерном и важном говорится в этом Евангелии? Жители страны Гадаринской ужаснулись, когда увидели исцелённого человека, который был одет и сидел у ног Христовых, как кроткий агнец и здраво разговаривал. Они понимали, что исцелил его Христос, Который сошёл на их землю. Тогда жители, все поголовно, памятуя гибель свиней и думая о том, что если Христос останется, то может ещё причинить им какой-нибудь материальный ущерб, все, просили Христа, чтобы Он покинул их землю, ушёл от них и оставил их в покое. Страшное состояние — нежелание видеть Бога! Они прогнали Его из своих пределов точно так же, как при советской власти прогнали Бога из нашей страны. Мощью страшной государственной идеологической машины промывали десятки лет мозги людям. Изгнали Бога! Не было ни икон, ни крестов, ни храмов, ни колокольного звона, ни мощей – всё было осквернено, всё испохаблено, изрублено, сожжено, осквернено, чтобы Бога искоренить точно так же, как гадаринские жители: из ненависти, из боязни, из-за несоответствия жизни своей свинской со Христом.

Дорогие братия и сестры. Это касается жителей Гадары и других городов Десятиградия. А мы-то с вами как живём? А мы разве не прогоняем Христа из своей жизни? Конечно, прогоняем: прогоняем и грехами, и страстями, и матной руганью, и ненавистью, и гневом, и раздражением, и блудными грехами, и осуждением, и несоблюдением постов, и нехождением в храм. Элементарно, Бога изгоняем, Он нам не нужен. Когда человек в храм не приходит и одно воскресенье, и второе — вроде бы, нет ненависти, а есть безразличие: «Господи, выйди из пределов земли нашей»! Эта мораль, такой прагматизм человека, который в религиозном отношении к Богу выражается по подобию древних язычников: чтобы Бог оставил в покое человека, Его надо приручить, Его надо задобрить жертвами, какими-то подарками и так далее. И Бог оставляет человека, как ни странно, в покое, и это Божественное оставление человека, как ни странно, иногда выражается в полном его благоденствии. И наоборот, иной человек, который идёт к Богу, который пытается жить церковной жизнью, исповедуется, причащается, недоумевает: «Батюшка, вот я опять причащаюсь на этой неделе и знаю, что на всей неделе будут скорбь, проблемы, неприятности. На работе, когда не причащаюсь, не хожу в церковь, всё нормально, жизнь как-то устраивается, никаких проблем. Но как только пришёл в церковь..» А почему это происходит? А потому, что бесы мстят человеку, они пытаются сбить его с пути. «Смотри-ка, ты пришёл и у тебя всё плохо, так надо же не ходить и будет всё хорошо, и будешь наш».

В прошлое воскресенье, когда нашему вниманию предлагалась притча о богаче и Лазаре, были такие слова, которые Бог говорит богатому человеку: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16;25). И поэтому, дорогие братия и сестры, безбедное существование на этой земле — это отнюдь не критерий того, что человек живёт по совести, по заповедям Божиим. Абсолютно ненормален такой феномен. Например, святые отцы, в частности, Иоанн Златоуст, так и говорят, что если видишь грешника, преуспевающего в путях своих, то это верный признак того, что Господь его оставил. Ну, наслаждайся, пока ты живёшь десять-двадцать лет, немножко понаслаждайся, чтобы там ты ничего не надеялся получить от Бога, потому что Он всё тебе дал, тебе понятное, материальное, земное, что тобой обладало, к чему ты стремился, а ничего духовного, ничего святого, ничего райского тебе не будет!

Дорогие братия и сестры. Окончить размышление над этим евангельским текстом можно, рассмотрев такой аспект. Когда Господь исцелил этого бесноватого человека, изгнав из него легион бесов, они умоляли Его, чтобы Он не отправил их в бездну. Бесы не хотят идти в бездну. О чём это говорит? Это говорит о том, что в аду даже бесам страшно находиться, и они умоляли Христа, что бы Он не посылал их в бездну, а хотя бы в свиней или куда-то ещё. Если бесам там страшно, то как же страшно там будет грешникам и нам с вами, если не найдём мы помилования за свои грехи и беззакония в очах Божиих. Поэтому, пусть это Евангелие побудит нас к жизни с Господом! Сами себя, друг друга и всю жизнь нашу предадим Господу! Он защитит и покроет нас от мира страшных демонов, и только Его боятся бесы, Его Божественной благодати. И пусть она сохраняет нас по милости Божией от всякого зла. Аминь!

Предыдущая проповедь

11 ноября 2016

Исцеление скорченной женщины
Следующая проповедь

20 ноября 2016

Исцеление кровоточивой

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00