Дорогие братия и сестры! На сегодняшний воскресный день приходится память великих святых: Максима Исповедника и преподобного Максима Грека. О последнем святом хотелось бы сказать особо. Он окончил свою жизнь в Москве, в изгнании, был неправедно осуждён и в великом терпении проводил свою жизнь. Он неоднократно просился у московского государя Иоанна Грозного, чтобы тот отпустил его на родину, но тогда это было невозможно. Царь был непреклонен. А митрополит Филипп ему ответил такими словами: «Целую узы твои, как единого от святых, но помочь ничем не могу». Максим Грек очень многое сделал в сфере образования народа, духовенства, нашей Церкви. Он осуществил новые переводы Толковой Псалтири, Толкового Апостола, отдельных книг Священного Писания и толкований на них. В 1556 году он окончил свою жизнь в Троице-Сергиевой лавре, в день памяти своего небесного покровителя – преподобного Максима Исповедника, будучи погребённым у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие, дорогие братия и сестры, говорит об удивительной встрече Христа с одним слепцом в городе Иерихоне. Это очень краткое Евангелие. На русском языке оно звучит примерно следующим образом. Однажды Господь проходил через Иерихон, и когда Он выходил из города, один слепой человек, услышав движение народа, необыкновенное воодушевление его, спросил, что это значит. Ему ответили, что это идёт Иисус Назарянин. И тогда он, что было силы у него, закричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Его заставляли замолчать, но он ещё сильнее кричал: «Сыне Давидов, помилуй меня». И тогда Господь, остановившись, велел привести его к Себе и спросил: «Чего ты хочешь от Меня»? Он ответил: «Господи, чтобы мне прозреть». И тогда Господь сказал ему: «прозри! вера твоя спасла тебя». И он тотчас прозрел и пошёл вслед за Господом, став одним из Его учеников. Вот такое краткое содержание сегодняшнего Евангелия.
Дорогие братия и сестры! На первый, поверхностный взгляд, это описание одного из многих чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни. Но Евангелие — это не только рассказ о Христе, как исторической личности, но и духовная пища для души человеческой. Евангелие содержит нравственно ценные и полезные советы для каждого человека.
Что же мы с вами можем увидеть нравственно-назидательного в этом кратком евангельском отрывке? Вот этот слепой человек вышел из Иерихона, и у ворот этого города состоялась его встреча со Христом. Что означает этот момент? Иерихон находится в долине Иорданской. Там субтропический климат и очень живописный вид, в отличие от всей Иудеи. Иерихон — это особый город. В древности, до пришествия Христа, он был известен тем, что, завоевывая обетованную землю, евреи чудесным образом захватили этот город. Город казался неприступным, так как был обнесён мощной каменной стеной. Иисус Навин, предводитель еврейского народа, преемник Моисея, получил повеление от Господа, чтобы в течение шести дней иудеи обходили этот город, неся ковчег Завета при полном молчании. А в седьмой день во время обхода все священники должны были принести с собой те музыкальные инструменты, которые использовались при служении в Скинии, и затрубить сразу, одновременно, как бы воссылая хвалу Богу и обращаясь к Нему в молитве. При этом священнодействии стены Иерихона сами пали, иудеи вошли в город, и он был весь истреблён. При этом не только физически был истреблён, но на него было наложено проклятие, чтобы никто не смел в будущем восстановить этот город. Потому что и в те времена, и во времена земной жизни Христа, о которых мы с вами рассуждаем, этот город пользовался дурной славой – необыкновенным, чудовищным развратом: то ли климат прекрасный к тому располагал, то ли во времена Христа уже действовало то проклятие, которое было изречено после взятия этого города.
Но что означал этот поступок слепого человека, когда он вышел из города? Он не был согласен с нравами этого города, он не захотел жить с его жителями. Может быть, там, внутри города, более реальна была бы жизнь для слепого человека, там реальнее было испросить подаяние, чем продлить свою жизнь. Но этот слепец, которого один из евангелистов называет по имени Вартимей, не захотел там быть, не захотел быть связанным с грехом и вышел из Иерихона. И это исхождение, удаление от греха и привело его к встрече с Господом.
Когда он услышал необыкновенное воодушевление народа, шум, какое-то движение, он спросил, что же это означает. И услышал в ответ, что это Иисус идёт в город. Слепец вспомнил, наверное, что слышал от народа необыкновенные рассказы о тех многих чудесах, которые совершал Христос: о Его, может быть, чудесном хождении по водам, об укрощении бури морской, о чудесном насыщении пятью хлебами пять тысяч людей, об исцелениях, о воскресении из мёртвых дочери Иаира и сына Наинской вдовы. Он, наверняка, слышал, что фарисеи и книжники не могли противостоять Его мудрости, и многие другие необыкновенные истории слышал он о Христе. И поэтому, как только узнал, что именно этот Христос проходит рядом с ним, он что было силы стал кричать: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй меня». Но это не нравилось народу. Почему не нравилось? Может быть, потому, что слепец обращал на себя внимание, отвлекал Христа от общения с основной массой народа.
Это можно представить, как при приезде какого-нибудь высокого лица, когда всё идет по запланированному графику, вдруг появляются какие-то неожиданные отклонения от предложен-ного сценария. Но с другой стороны, что более не нравилось народу и, наверное, учителям религиозным: не нравилось его особое восклицание в адрес Христа. В чём же состояло исповедничество этого слепого человека? Он кричал: «Иисусе, сыне Давидов». Сын Давидов — это обращение возможно только к Мессии, и поэтому в устах слепого человека это было подвигом исповедования Христа как Мессии, как Сына Божия, исповедования тогда, когда весь народ молчал, не знал, не мог поверить, признать в сыне Марии Христа-Мессию. И когда затыкали его, он ещё сильнее стал кричать: «Сыне Давидов, помилуй меня».
Дорогие братия и сестры! Остановимся на этих кратких словах и поразмышляем вот о чём. Этот слепой человек, удостоившийся встречи с Господом, вышел из Иерихона, он не захотел быть таким, как все. Это же наглядный пример для христиан всех времен. Христиане должны быть другими. Например, слово «инок» означает, по своей сути, «иной», другой человек. И это значение слова не только к инокам относится, но и к каждому христианину. Христиане должны отличаться в своей жизни и поступках от обычаев этого мира. Только мёртвая рыба плывёт по течению; только человек, живущий без нравственных принципов, захватывается толпой и живёт по её правилам, чаще всего, по животным инстинктам.
В чём же мы с вами можем и должны отличаться от этого мира? В очень многих моментах, дорогие братия и сестры. В качестве иллюстрации можем разобрать любой день жизни каждого из нас, например, поведение христианина в тех или иных моментах, во время праздников, в частности, в проведении Нового года. Как следует вести себя христианину, когда все люди с бокалом шампанского впиваются в телевизор, надеясь там увидеть забытый с советских времен «Голубой огонёк» или ещё что-нибудь более-менее приличное? Нужно с молитвой поблагодарить Бога, что ещё благополучно один год прожил; сходить на молебен и, с благодарностью Богу прочитав вечерние молитвы, с миром отойти ко сну. Когда раздаётся грохот петард, когда все последние трудовые сбережения на воздух, так сказать, отправляются, а христианину лучше хоть малую милостыню, да в храм отнести, да на добрые дела направить.
Должно отличаться поведение христианина и во время других светских праздников, таких совершенно сомнительных, как 8 марта, потому что по своему историческому контексту он связан с революционными событиями и с Кларой Цеткин.
Когда христианин находится, например, на работе там есть свои пристрастия. Кофе с сигаретой — это такой типичный женский образ офисных работников. Часто таким образом христиане подстраиваются под стихии этого мира. Вот посмотришь на кого-то в храме — на человека похож, а на работе — словно слой штукатурки на лицо своё нанес. Такая боевая окраска, грим. Казалось бы, чуть-чуть подкрась губы, скрывая возрастное малокровие или анемию, и достаточно. А дальше, иди на работу с благодарностью Богу, Который сотворил тебя такой по Своему образу и подобию.
Хочется сказать и о некоторых других моментах, о которых, может быть, не совсем уместно даже говорить с кафедры церковной, например, об одежде. Смотришь — тоже в храме человек как человек, внешне на христианина или христианку похож. А как трудовые будни, такая на ней одежда, словно, как говорили на Руси раньше, от долгов убегает, даже колени не прикрыты. Зачем? Ты же замужняя женщина, зачем так одеваешься? Ты одному только мужу должна угождать и с ним доживать свой век и больше ни на кого никогда не должна обращать внимания и не вызывать никаких эмоций на этот счёт. Нет, смотришь, только служба окончилась, человек выходит в мир и уже совсем по-другому выглядит, маскируясь под обычаи и традиции этого мира.
Дорогие братия и сестры! Этот перечень можно продолжать бесконечно. Возможно, мы продолжим этот разговор в церковном доме, проанализируем, со стороны на себя посмотрим.
Этот слепой человек по имени Вартимей обличает нашу с вами двуличную, лицемерную жизнь, такое раздвоение христианина, когда он один в храме перед Богом, а совсем другой в миру. И часто не поймёшь и никогда не поверишь, что тот или иной человек, которого встречаешь где-то на улице, может ходить ещё и в храм Божий.
Мы с вами счастливы оттого, что живём в новозаветное время, что это дерзновенное исповедование слепым человеком Христа как Мессии для нас является уже само собой разумеющейся, догматической истиной. Нам уже не надо сомневаться, не надо искать. Мы живём во время новозаветной благодати и счастливы оттого, что Христос уже совершил дело спасения рода человеческого.
Слепой, исцелённый Христом, напоминает, наконец, нам с вами о нашей духовной слепоте. Что же это за духовная слепота такая? Это, во-первых, такое состояние грешника, когда он не видит, как минимум, своих грехов, а во-вторых, это окамененное нечувствие, когда человек чувствует себя вполне состоявшимся, достойным, примерным христианином. Это очень гибельное состояние, потому что оно никуда человека не ведёт, ни о каком спасении речи быть не может, никуда не надо двигаться — уже всё достигнуто. И если бы нас спросил Господь, как этого слепого: «Чего ты хочешь»? Что бы мы ответили Господу? Один бы сказал, новую машину хочу, старая уже не устраивает, другой бы ещё что-нибудь сказал. Наши вопросы и просьбы ко Христу, точно так же, как и в наших молитвах, между прочим, носят преимущественно материальный характер. Мы обращаемся ко Христу, как к некоему генератору неиссякаемой гуманитарной помощи. Что это неиссякаемый Источник, это, безусловно, так. Но наша ошибка состоит в том, что мы просим только улучшения земных условий нашего существования здесь. А если бы кто в молитве или в прямом диалоге со Христом попросил бы у Него сил для достижения спасения своей души, для победы над грехами и страстями, чтобы жизнь наша стала подобна жизни Христовой, тогда, может быть, и мы бы услышали этот ободряющий, дерзновенный, радостный ответ Господа, обращённый к нам: «Прозри, вера твоя спасла тебя». Вот это молитвенное обращение ко Христу, это пример пламенной молитвы к Нему. Такую пламенную молитву ничто заглушить не сможет, никакие самые интересные, самые шокирующие новости, никакие захватывающие семейные или любовные телесериалы или детективы, связанные с убийствами, с расследованиями, с поимкой преступников, которые часто захватывают, в основном, мужское воображение. Ничто тогда человека не может отвлечь от молитвы, и он засыпает, отходя ко сну, не под звуки какого-то кинофильма, будучи очарован игрой артистов, а с молитвой на устах, закрыв Священное Писание у своего одра.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы жизнь наша и по сути, и по делам была христианской. Аминь.
3 февраля 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! На сегодняшний воскресный день приходится память великих святых: Максима Исповедника и преподобного Максима Грека. О последнем святом хотелось бы сказать особо. Он окончил свою жизнь в Москве, в изгнании, был неправедно осуждён и в великом терпении проводил свою жизнь. Он неоднократно просился у московского государя Иоанна Грозного, чтобы тот отпустил его на родину, но тогда это было невозможно. Царь был непреклонен. А митрополит Филипп ему ответил такими словами: «Целую узы твои, как единого от святых, но помочь ничем не могу». Максим Грек очень многое сделал в сфере образования народа, духовенства, нашей Церкви. Он осуществил новые переводы Толковой Псалтири, Толкового Апостола, отдельных книг Священного Писания и толкований на них. В 1556 году он окончил свою жизнь в Троице-Сергиевой лавре, в день памяти своего небесного покровителя – преподобного Максима Исповедника, будучи погребённым у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие, дорогие братия и сестры, говорит об удивительной встрече Христа с одним слепцом в городе Иерихоне. Это очень краткое Евангелие. На русском языке оно звучит примерно следующим образом. Однажды Господь проходил через Иерихон, и когда Он выходил из города, один слепой человек, услышав движение народа, необыкновенное воодушевление его, спросил, что это значит. Ему ответили, что это идёт Иисус Назарянин. И тогда он, что было силы у него, закричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Его заставляли замолчать, но он ещё сильнее кричал: «Сыне Давидов, помилуй меня». И тогда Господь, остановившись, велел привести его к Себе и спросил: «Чего ты хочешь от Меня»? Он ответил: «Господи, чтобы мне прозреть». И тогда Господь сказал ему: «прозри! вера твоя спасла тебя». И он тотчас прозрел и пошёл вслед за Господом, став одним из Его учеников. Вот такое краткое содержание сегодняшнего Евангелия.
Дорогие братия и сестры! На первый, поверхностный взгляд, это описание одного из многих чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни. Но Евангелие — это не только рассказ о Христе, как исторической личности, но и духовная пища для души человеческой. Евангелие содержит нравственно ценные и полезные советы для каждого человека.
Что же мы с вами можем увидеть нравственно-назидательного в этом кратком евангельском отрывке? Вот этот слепой человек вышел из Иерихона, и у ворот этого города состоялась его встреча со Христом. Что означает этот момент? Иерихон находится в долине Иорданской. Там субтропический климат и очень живописный вид, в отличие от всей Иудеи. Иерихон — это особый город. В древности, до пришествия Христа, он был известен тем, что, завоевывая обетованную землю, евреи чудесным образом захватили этот город. Город казался неприступным, так как был обнесён мощной каменной стеной. Иисус Навин, предводитель еврейского народа, преемник Моисея, получил повеление от Господа, чтобы в течение шести дней иудеи обходили этот город, неся ковчег Завета при полном молчании. А в седьмой день во время обхода все священники должны были принести с собой те музыкальные инструменты, которые использовались при служении в Скинии, и затрубить сразу, одновременно, как бы воссылая хвалу Богу и обращаясь к Нему в молитве. При этом священнодействии стены Иерихона сами пали, иудеи вошли в город, и он был весь истреблён. При этом не только физически был истреблён, но на него было наложено проклятие, чтобы никто не смел в будущем восстановить этот город. Потому что и в те времена, и во времена земной жизни Христа, о которых мы с вами рассуждаем, этот город пользовался дурной славой – необыкновенным, чудовищным развратом: то ли климат прекрасный к тому располагал, то ли во времена Христа уже действовало то проклятие, которое было изречено после взятия этого города.
Но что означал этот поступок слепого человека, когда он вышел из города? Он не был согласен с нравами этого города, он не захотел жить с его жителями. Может быть, там, внутри города, более реальна была бы жизнь для слепого человека, там реальнее было испросить подаяние, чем продлить свою жизнь. Но этот слепец, которого один из евангелистов называет по имени Вартимей, не захотел там быть, не захотел быть связанным с грехом и вышел из Иерихона. И это исхождение, удаление от греха и привело его к встрече с Господом.
Когда он услышал необыкновенное воодушевление народа, шум, какое-то движение, он спросил, что же это означает. И услышал в ответ, что это Иисус идёт в город. Слепец вспомнил, наверное, что слышал от народа необыкновенные рассказы о тех многих чудесах, которые совершал Христос: о Его, может быть, чудесном хождении по водам, об укрощении бури морской, о чудесном насыщении пятью хлебами пять тысяч людей, об исцелениях, о воскресении из мёртвых дочери Иаира и сына Наинской вдовы. Он, наверняка, слышал, что фарисеи и книжники не могли противостоять Его мудрости, и многие другие необыкновенные истории слышал он о Христе. И поэтому, как только узнал, что именно этот Христос проходит рядом с ним, он что было силы стал кричать: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй меня». Но это не нравилось народу. Почему не нравилось? Может быть, потому, что слепец обращал на себя внимание, отвлекал Христа от общения с основной массой народа.
Это можно представить, как при приезде какого-нибудь высокого лица, когда всё идет по запланированному графику, вдруг появляются какие-то неожиданные отклонения от предложен-ного сценария. Но с другой стороны, что более не нравилось народу и, наверное, учителям религиозным: не нравилось его особое восклицание в адрес Христа. В чём же состояло исповедничество этого слепого человека? Он кричал: «Иисусе, сыне Давидов». Сын Давидов — это обращение возможно только к Мессии, и поэтому в устах слепого человека это было подвигом исповедования Христа как Мессии, как Сына Божия, исповедования тогда, когда весь народ молчал, не знал, не мог поверить, признать в сыне Марии Христа-Мессию. И когда затыкали его, он ещё сильнее стал кричать: «Сыне Давидов, помилуй меня».
Дорогие братия и сестры! Остановимся на этих кратких словах и поразмышляем вот о чём. Этот слепой человек, удостоившийся встречи с Господом, вышел из Иерихона, он не захотел быть таким, как все. Это же наглядный пример для христиан всех времен. Христиане должны быть другими. Например, слово «инок» означает, по своей сути, «иной», другой человек. И это значение слова не только к инокам относится, но и к каждому христианину. Христиане должны отличаться в своей жизни и поступках от обычаев этого мира. Только мёртвая рыба плывёт по течению; только человек, живущий без нравственных принципов, захватывается толпой и живёт по её правилам, чаще всего, по животным инстинктам.
В чём же мы с вами можем и должны отличаться от этого мира? В очень многих моментах, дорогие братия и сестры. В качестве иллюстрации можем разобрать любой день жизни каждого из нас, например, поведение христианина в тех или иных моментах, во время праздников, в частности, в проведении Нового года. Как следует вести себя христианину, когда все люди с бокалом шампанского впиваются в телевизор, надеясь там увидеть забытый с советских времен «Голубой огонёк» или ещё что-нибудь более-менее приличное? Нужно с молитвой поблагодарить Бога, что ещё благополучно один год прожил; сходить на молебен и, с благодарностью Богу прочитав вечерние молитвы, с миром отойти ко сну. Когда раздаётся грохот петард, когда все последние трудовые сбережения на воздух, так сказать, отправляются, а христианину лучше хоть малую милостыню, да в храм отнести, да на добрые дела направить.
Должно отличаться поведение христианина и во время других светских праздников, таких совершенно сомнительных, как 8 марта, потому что по своему историческому контексту он связан с революционными событиями и с Кларой Цеткин.
Когда христианин находится, например, на работе там есть свои пристрастия. Кофе с сигаретой — это такой типичный женский образ офисных работников. Часто таким образом христиане подстраиваются под стихии этого мира. Вот посмотришь на кого-то в храме — на человека похож, а на работе — словно слой штукатурки на лицо своё нанес. Такая боевая окраска, грим. Казалось бы, чуть-чуть подкрась губы, скрывая возрастное малокровие или анемию, и достаточно. А дальше, иди на работу с благодарностью Богу, Который сотворил тебя такой по Своему образу и подобию.
Хочется сказать и о некоторых других моментах, о которых, может быть, не совсем уместно даже говорить с кафедры церковной, например, об одежде. Смотришь — тоже в храме человек как человек, внешне на христианина или христианку похож. А как трудовые будни, такая на ней одежда, словно, как говорили на Руси раньше, от долгов убегает, даже колени не прикрыты. Зачем? Ты же замужняя женщина, зачем так одеваешься? Ты одному только мужу должна угождать и с ним доживать свой век и больше ни на кого никогда не должна обращать внимания и не вызывать никаких эмоций на этот счёт. Нет, смотришь, только служба окончилась, человек выходит в мир и уже совсем по-другому выглядит, маскируясь под обычаи и традиции этого мира.
Дорогие братия и сестры! Этот перечень можно продолжать бесконечно. Возможно, мы продолжим этот разговор в церковном доме, проанализируем, со стороны на себя посмотрим.
Этот слепой человек по имени Вартимей обличает нашу с вами двуличную, лицемерную жизнь, такое раздвоение христианина, когда он один в храме перед Богом, а совсем другой в миру. И часто не поймёшь и никогда не поверишь, что тот или иной человек, которого встречаешь где-то на улице, может ходить ещё и в храм Божий.
Мы с вами счастливы оттого, что живём в новозаветное время, что это дерзновенное исповедование слепым человеком Христа как Мессии для нас является уже само собой разумеющейся, догматической истиной. Нам уже не надо сомневаться, не надо искать. Мы живём во время новозаветной благодати и счастливы оттого, что Христос уже совершил дело спасения рода человеческого.
Слепой, исцелённый Христом, напоминает, наконец, нам с вами о нашей духовной слепоте. Что же это за духовная слепота такая? Это, во-первых, такое состояние грешника, когда он не видит, как минимум, своих грехов, а во-вторых, это окамененное нечувствие, когда человек чувствует себя вполне состоявшимся, достойным, примерным христианином. Это очень гибельное состояние, потому что оно никуда человека не ведёт, ни о каком спасении речи быть не может, никуда не надо двигаться — уже всё достигнуто. И если бы нас спросил Господь, как этого слепого: «Чего ты хочешь»? Что бы мы ответили Господу? Один бы сказал, новую машину хочу, старая уже не устраивает, другой бы ещё что-нибудь сказал. Наши вопросы и просьбы ко Христу, точно так же, как и в наших молитвах, между прочим, носят преимущественно материальный характер. Мы обращаемся ко Христу, как к некоему генератору неиссякаемой гуманитарной помощи. Что это неиссякаемый Источник, это, безусловно, так. Но наша ошибка состоит в том, что мы просим только улучшения земных условий нашего существования здесь. А если бы кто в молитве или в прямом диалоге со Христом попросил бы у Него сил для достижения спасения своей души, для победы над грехами и страстями, чтобы жизнь наша стала подобна жизни Христовой, тогда, может быть, и мы бы услышали этот ободряющий, дерзновенный, радостный ответ Господа, обращённый к нам: «Прозри, вера твоя спасла тебя». Вот это молитвенное обращение ко Христу, это пример пламенной молитвы к Нему. Такую пламенную молитву ничто заглушить не сможет, никакие самые интересные, самые шокирующие новости, никакие захватывающие семейные или любовные телесериалы или детективы, связанные с убийствами, с расследованиями, с поимкой преступников, которые часто захватывают, в основном, мужское воображение. Ничто тогда человека не может отвлечь от молитвы, и он засыпает, отходя ко сну, не под звуки какого-то кинофильма, будучи очарован игрой артистов, а с молитвой на устах, закрыв Священное Писание у своего одра.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы жизнь наша и по сути, и по делам была христианской. Аминь.
Предыдущая проповедь
6 января 2013
Следующая проповедь
10 февраля 2013
Все проповеди за 2013 год