Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией мы слушали Евангелие от Луки, которое повествовало и напоминало нам о двух чудесах, которые совершил Господь во время Своей земной жизни. Первое – воскрешение дочери Иаира, второе – исцеление кровоточивой женщины, которое произошло как-то само собой, незаметно по пути Христа в дом Иаира для воскрешения его единственной дочери.
Необыкновенно назидательно и глубоко это Евангелие. Но мы остановим своё внимание сегодня лишь на одном моменте — на чуде исцеления больной женщины, которое совершилось по вере её. Господь похвалил её необыкновенную веру: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8;48). Это исцеление от её тяжелейшей многолетней болезни совершилось безмолвно: она не обращалась с мольбой, как, например, Иаир или другие просители помощи Божественной и милости Его. Она хотела втайне, незаметно подойти ко Христу и прикоснуться хотя бы к краю Его одежды с твёрдой верой, что этого будет достаточно, и она непременно получит от этого совершенное исцеление. Вот такая сильная, дерзновенная, удивительная вера. Глубина этой веры заключается в том, что эта женщина считала достаточным лишь прикоснуться к краю одежды Спасителя, никому ничего не говоря, даже не к Руке Его, не к Телу Его, а только к краю ризы Его.
Иудеи носили длинные одежды, особенно фарисеи, чтители закона. Эта одежда носила ритуальный характер и свидетельствовала об особом отношении человека к религиозному Моисееву закону.
Вера этой женщины не была посрамлена. Господь сказал ученикам Своим: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8;45). Апостолы недоумевают: как это «кто прикоснулся», если Христос находится в окружении толпы народа. И Пётр отвечает Ему: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне»» (Лк. 8;45). Да вся толпа народная давит на Тебя, невозможно пройти. Но Господь отвечает: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8;46). И тогда женщина, понимая, что Господь, как Сердцеведец, знает о её поступке и исцелении, подходит, кланяясь Ему в ноги, и рассказывает при всех об этом чуде и исцелении от своей страшной болезни.
Это чудо исцеления произошло от особого прикосновения этой женщины ко Христу. Дорогие братия и сестры. Мы должны остановить своё внимание на этом прикосновении. Апостол Пётр говорил, что все теснили Христа, все к Нему прикасались, все были рядом с Ним, но только одна женщина получила исцеление, на других это никоим образом не подействовало. То же происходит, дорогие, и в Святой Земле, в Израиле, когда люди посещают святыни, связанные с земной жизнью Спасителя, бывают у Его гроба, у Вифлеемских яслей, посещают место погребения Богоматери, гору Фавор, Иордан и другие священные места. Но от этого вера человека порой не укрепляется, не умножается – человек испытывает одно праздное любопытство, удивление. И бесполезным, безрезультатным является, порой, прикосновение человека к святыням, за которыми стоит Сам Бог.
Точно так же происходило и во время земной жизни Спасителя в отношении к Нему многолюдной толпые, которая окружала Христа. Эти люди были современниками во время Его земной жизни.
Как же нам, дорогие братия и сестры, научиться у этой женщины особому прикосновению ко Спасителю, особому приближению к Нему для получения особой Его милости, благодати и Его всесильной помощи.
Первое, на что обращает наше внимание поведение женщины – это её особая вера. У нас нет такой веры. Когда мы прибегаем ко святыне, нам хочется такого максимального контакта, приближения, соприкосновения с ней. В чём это выражается? Например, паломники посещают святые обители и монастыри, где пребывают мощи. Гробница стоит перед ними. Говорят: «Батюшка, надо открыть мощи, чтобы приложиться не к стеклу, не к окошку, а к самим мощам. Прикладывание к гробнице не удовлетворяет человека, не даёт такого контакта, и благодать, якобы, не входит в человека». При прикосновении к чудотворной иконе иногда просят вытащить её из киота или оклада, чтобы народ приложился к самой иконной доске, и многие другие подобные моменты.
Дорогие братия и сестры. Мы видим, что это происходит от нашего маловерия. Будем брать пример с этой евангельской женщины, имевшей такую глубину веры, которая заключа-лась в том, что достаточно малейшего приближения, и чудо станет возможным и обязательно произойдёт.
Когда священник выходит со Святой Чашей во время Божественной литургии для причащения народа, он произносит слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». Второй очень важный момент, который мы здесь видим, — со страхом Божиим приступать к святыне и прикасаться к священным реликвиям, которые низводят в нашу жизнь благодать Божию или Самого Господа. Этот страх Божий, как противоположное чувство праздному любопытству, легкомысленному состоянию и отношению человека является очень и очень важным. С трепетом мы должны понимать, кто мы с вами такие – великие грешники, которые будут прикасаться к той или иной святыне или приближаться к Чаше Христовой и вкушать Его Пречистое Тело и Кровь. Это необходимо делать со страхом, чувствуя своё глубочайшее недостоинство.
Следующим важным моментом, чтобы соприкосновение человека со святыней имело благие последствия, является предание самого себя в руки воли Божией, чтобы у нас не было какого-то упёртого состояния, уже подготовленного сценария, по которому Бог должен действовать в нашей жизни непременно так, сегодня и таким образом, чтобы мы ощутили это благодатное действие Божие, которое нам так необходимо и которое мы реально бы почувствовали.
Молитва христианина всегда должна оставлять место для проявления воли Божией в нашей жизни. Молитва не должна быть категоричной, требовательной, обязывающей Бога непременно действовать здесь и сейчас. Если это чувство присутствует в нас, оно свидетельст-вует о гордыне человека. А Бог к такому состоянию никогда не приближается. Он почивает только в смиренном и кротком сердце человека. И только к человеку, который чувствует своё глубочайшее недостоинство, Господь приближается и дарует ему Свою всесильную помощь и милость.
Дорогие братия и сестры. Приближаясь к Богу или в молитве, или прикосновением к святыням, мощам или чудотворным иконам, или в причащении Святых Христовых Тайн как к самому главному средоточию духовной жизни, к самому важному в православном Богослужении, мы с вами должны эти чувства страха Божия, глубокой веры, благоговения и предания своей жизни в руки воли Божией всегда иметь в своём уме, чтобы молитва наша была исполнена и услышана Богом.
Очень часто человек обвиняет Бога в том, что Он не слышит наши молитвы. Дорогие, молитвы к Богу, направленные от нас, носят разный характер. Иногда это просто молитва о житейских нуждах, о даровании помощи Божией в конкретных делах, о Его благословении, которого мы ждём на наши материальные житейские дела. Но иногда эта молитва бывает о жизненно-важных ситуациях, когда жизнь и смерть так близки, и мы молимся Богу о продолжении жизни близких и родных, но Господь не исполняет наши молитвы. И тогда, как правило, вера человека колеблется. Человек впадает в уныние, отчаяние. Он не понимает, почему Бог не услышал или не исполнил то, о чём мы Его просили.
Дорогие братия и сестры. Бог не может не услышать. Он не бывает занят чем-то другим, какими-то другими делами и проблемами, попечением о других странах и людях и у Него не хватает времени на кого-то из нас. Для Бога это немыслимо. Он всех слышит, о всех все знает и о всех печётся, не оставляя ни одного человека без Своего Божественного попечения и всесильной помощи. Бог слышит не только произносимые слова, Он слышит и мысли. И по Своему Всеведению Бог знает, что мы произнесём и как мы будем жить дальше. Бог всё видит и всё знает. Поэтому, каждое слово, тем более, выражаемое в молитве и направленное к Богу, Он, несомненно, слышит и знает. Но не всегда Он исполняет наши молитвы, которые направлены, казалось бы, к Нему о таком жизненно важном: о продлении жизни близкого и родного человека, который особо нуждается в этой помощи сейчас. Но мы не получаем просимое. Так Богу угодно. Это несомненно справедливо по отношению к любой жизненной ситуации.
С одной стороны, мы можем предположить, что у Бога можно испросить всё, что угодно. Всё зависит от глубины веры и силы направленного чувства, соединяемого с молитвой к Богу. В этом смысле жизнь человеческая происходит в абсолютной свободе воли человека. Человек живёт, не исполняя какой-то Божественный сценарий, написанный от начала и до конца жизни для каждого человека, в котором он не может ни на что повлиять. Очень часто люди, особенно молодые, опускают руки и говорят: а зачем что-либо делать, зачем бороться с трудностями; всё равно произойдёт то, что Бог даст, всё, что Он положит в Своём Промысле. И человек впадает в пессимизм, складывает ручки, ничего не делает и ни к чему не стремится, перестаёт думать о занятости в своей собственной жизни, ведёт аморфное существование. Нет, человек обладает свободой воли, и жизнь свою может направить туда, куда он сам хочет. И Бог не насилует человека, не отбирает у него эту свободу воли.
Неделю назад в этом храме и в Лазаревском через день мы отпевали двоих молодых людей по семнадцать лет, которые пьяными сели за руль в Южном микрорайоне Всеволожска. Машина перевернулась и упала в какой-то водоём. Оба эти юноши захлебнулись в воде и погибли. На отпевании был целый храм народа, одноклассники, школьники из наших школ, из пятой, из первого лицея. Встаёт вопрос, а где Бог? Почему Он это допустил?
Дорогие, а Бог здесь абсолютно ни при чём. Это свобода воли этих неокрепших юношей направила их, во-первых, к употреблению спиртного, во-вторых, что сели в таком состоянии за руль автомобиля. Они ехали так, чтобы было виден их «крутой» нрав, раннее взросление. Эта свобода воли привела юношей к преждевременной смерти.
Дорогие братия и сестры. Эта свобода может, порой, испросить у Бога самое невозмож-ное. Такие примеры есть в истории жизни, в истории Церкви. Например, когда пророк Исайя известил древнего ветхозаветного царя Иудеи Езекию, находящегося на смертном одре в состоянии страшной болезни, что завтра умрёт, царь, услышав о своей приближающейся смерти, повернулся к стене своей комнаты и со слезами молился Богу о продлении жизни. И пророк Божий Исайя, который говорил царю о смерти, возвращается и говорит, что молитва Езекии услышана Богом, и ему даровано от Бога ещё пятнадцать лет земной жизни. Значит, для царя Езекии эти годы земной жизни были полезны, плодотворны, нужны и ценны в очах Божиих.
Самое главное, дорогие братия и сестры, в Божественном попечении и промышлении о нас состоит вечное спасение. Не наша долголетняя и безбедная жизнь, независимо от возраста, а спасение человека в вечности. И когда это спасение становится возможным, независимо от возраста человека, Господь призывает его и забирает к Себе, несмотря на обращённые к Богу искренние и пламенные молитвы о здравии и совершенном исцелении того или иного человека, нашего близкого. Поэтому, всякая молитва должна совершаться с остаточным условным принципом: «Да будет воля Твоя, Господи». И Господь, как любящий Отец наш Небесный, Который любит нас так, как мы не можем любить друг друга, наших близких и родных, желает нам подлинного блага и посылает нам то, что необходимо человеку для наследования Вечности и самому человеку, о котором мы молимся, и его близким и родным.
Бог никогда не отворачивается, никогда не забывает Своё творение. Об этом так сказано в Священном Писании: «Забудет ли женщина грудное дитя своё?… Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49;15).
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эти мысли мы с вами имели в своём сознании, когда мы молимся Богу и когда мы просим Его исполнить те или иные наши молитвы, обращённые к Нему: исправить нашу жизненную ситуацию, даровать исцеление от болезней и так далее. Будем не забывать эти правила для успешной, искренней христианской молитвы. Аминь.
19 ноября 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день за Божественной литургией мы слушали Евангелие от Луки, которое повествовало и напоминало нам о двух чудесах, которые совершил Господь во время Своей земной жизни. Первое – воскрешение дочери Иаира, второе – исцеление кровоточивой женщины, которое произошло как-то само собой, незаметно по пути Христа в дом Иаира для воскрешения его единственной дочери.
Необыкновенно назидательно и глубоко это Евангелие. Но мы остановим своё внимание сегодня лишь на одном моменте — на чуде исцеления больной женщины, которое совершилось по вере её. Господь похвалил её необыкновенную веру: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8;48). Это исцеление от её тяжелейшей многолетней болезни совершилось безмолвно: она не обращалась с мольбой, как, например, Иаир или другие просители помощи Божественной и милости Его. Она хотела втайне, незаметно подойти ко Христу и прикоснуться хотя бы к краю Его одежды с твёрдой верой, что этого будет достаточно, и она непременно получит от этого совершенное исцеление. Вот такая сильная, дерзновенная, удивительная вера. Глубина этой веры заключается в том, что эта женщина считала достаточным лишь прикоснуться к краю одежды Спасителя, никому ничего не говоря, даже не к Руке Его, не к Телу Его, а только к краю ризы Его.
Иудеи носили длинные одежды, особенно фарисеи, чтители закона. Эта одежда носила ритуальный характер и свидетельствовала об особом отношении человека к религиозному Моисееву закону.
Вера этой женщины не была посрамлена. Господь сказал ученикам Своим: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8;45). Апостолы недоумевают: как это «кто прикоснулся», если Христос находится в окружении толпы народа. И Пётр отвечает Ему: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне»» (Лк. 8;45). Да вся толпа народная давит на Тебя, невозможно пройти. Но Господь отвечает: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8;46). И тогда женщина, понимая, что Господь, как Сердцеведец, знает о её поступке и исцелении, подходит, кланяясь Ему в ноги, и рассказывает при всех об этом чуде и исцелении от своей страшной болезни.
Это чудо исцеления произошло от особого прикосновения этой женщины ко Христу. Дорогие братия и сестры. Мы должны остановить своё внимание на этом прикосновении. Апостол Пётр говорил, что все теснили Христа, все к Нему прикасались, все были рядом с Ним, но только одна женщина получила исцеление, на других это никоим образом не подействовало. То же происходит, дорогие, и в Святой Земле, в Израиле, когда люди посещают святыни, связанные с земной жизнью Спасителя, бывают у Его гроба, у Вифлеемских яслей, посещают место погребения Богоматери, гору Фавор, Иордан и другие священные места. Но от этого вера человека порой не укрепляется, не умножается – человек испытывает одно праздное любопытство, удивление. И бесполезным, безрезультатным является, порой, прикосновение человека к святыням, за которыми стоит Сам Бог.
Точно так же происходило и во время земной жизни Спасителя в отношении к Нему многолюдной толпые, которая окружала Христа. Эти люди были современниками во время Его земной жизни.
Как же нам, дорогие братия и сестры, научиться у этой женщины особому прикосновению ко Спасителю, особому приближению к Нему для получения особой Его милости, благодати и Его всесильной помощи.
Первое, на что обращает наше внимание поведение женщины – это её особая вера. У нас нет такой веры. Когда мы прибегаем ко святыне, нам хочется такого максимального контакта, приближения, соприкосновения с ней. В чём это выражается? Например, паломники посещают святые обители и монастыри, где пребывают мощи. Гробница стоит перед ними. Говорят: «Батюшка, надо открыть мощи, чтобы приложиться не к стеклу, не к окошку, а к самим мощам. Прикладывание к гробнице не удовлетворяет человека, не даёт такого контакта, и благодать, якобы, не входит в человека». При прикосновении к чудотворной иконе иногда просят вытащить её из киота или оклада, чтобы народ приложился к самой иконной доске, и многие другие подобные моменты.
Дорогие братия и сестры. Мы видим, что это происходит от нашего маловерия. Будем брать пример с этой евангельской женщины, имевшей такую глубину веры, которая заключа-лась в том, что достаточно малейшего приближения, и чудо станет возможным и обязательно произойдёт.
Когда священник выходит со Святой Чашей во время Божественной литургии для причащения народа, он произносит слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». Второй очень важный момент, который мы здесь видим, — со страхом Божиим приступать к святыне и прикасаться к священным реликвиям, которые низводят в нашу жизнь благодать Божию или Самого Господа. Этот страх Божий, как противоположное чувство праздному любопытству, легкомысленному состоянию и отношению человека является очень и очень важным. С трепетом мы должны понимать, кто мы с вами такие – великие грешники, которые будут прикасаться к той или иной святыне или приближаться к Чаше Христовой и вкушать Его Пречистое Тело и Кровь. Это необходимо делать со страхом, чувствуя своё глубочайшее недостоинство.
Следующим важным моментом, чтобы соприкосновение человека со святыней имело благие последствия, является предание самого себя в руки воли Божией, чтобы у нас не было какого-то упёртого состояния, уже подготовленного сценария, по которому Бог должен действовать в нашей жизни непременно так, сегодня и таким образом, чтобы мы ощутили это благодатное действие Божие, которое нам так необходимо и которое мы реально бы почувствовали.
Молитва христианина всегда должна оставлять место для проявления воли Божией в нашей жизни. Молитва не должна быть категоричной, требовательной, обязывающей Бога непременно действовать здесь и сейчас. Если это чувство присутствует в нас, оно свидетельст-вует о гордыне человека. А Бог к такому состоянию никогда не приближается. Он почивает только в смиренном и кротком сердце человека. И только к человеку, который чувствует своё глубочайшее недостоинство, Господь приближается и дарует ему Свою всесильную помощь и милость.
Дорогие братия и сестры. Приближаясь к Богу или в молитве, или прикосновением к святыням, мощам или чудотворным иконам, или в причащении Святых Христовых Тайн как к самому главному средоточию духовной жизни, к самому важному в православном Богослужении, мы с вами должны эти чувства страха Божия, глубокой веры, благоговения и предания своей жизни в руки воли Божией всегда иметь в своём уме, чтобы молитва наша была исполнена и услышана Богом.
Очень часто человек обвиняет Бога в том, что Он не слышит наши молитвы. Дорогие, молитвы к Богу, направленные от нас, носят разный характер. Иногда это просто молитва о житейских нуждах, о даровании помощи Божией в конкретных делах, о Его благословении, которого мы ждём на наши материальные житейские дела. Но иногда эта молитва бывает о жизненно-важных ситуациях, когда жизнь и смерть так близки, и мы молимся Богу о продолжении жизни близких и родных, но Господь не исполняет наши молитвы. И тогда, как правило, вера человека колеблется. Человек впадает в уныние, отчаяние. Он не понимает, почему Бог не услышал или не исполнил то, о чём мы Его просили.
Дорогие братия и сестры. Бог не может не услышать. Он не бывает занят чем-то другим, какими-то другими делами и проблемами, попечением о других странах и людях и у Него не хватает времени на кого-то из нас. Для Бога это немыслимо. Он всех слышит, о всех все знает и о всех печётся, не оставляя ни одного человека без Своего Божественного попечения и всесильной помощи. Бог слышит не только произносимые слова, Он слышит и мысли. И по Своему Всеведению Бог знает, что мы произнесём и как мы будем жить дальше. Бог всё видит и всё знает. Поэтому, каждое слово, тем более, выражаемое в молитве и направленное к Богу, Он, несомненно, слышит и знает. Но не всегда Он исполняет наши молитвы, которые направлены, казалось бы, к Нему о таком жизненно важном: о продлении жизни близкого и родного человека, который особо нуждается в этой помощи сейчас. Но мы не получаем просимое. Так Богу угодно. Это несомненно справедливо по отношению к любой жизненной ситуации.
С одной стороны, мы можем предположить, что у Бога можно испросить всё, что угодно. Всё зависит от глубины веры и силы направленного чувства, соединяемого с молитвой к Богу. В этом смысле жизнь человеческая происходит в абсолютной свободе воли человека. Человек живёт, не исполняя какой-то Божественный сценарий, написанный от начала и до конца жизни для каждого человека, в котором он не может ни на что повлиять. Очень часто люди, особенно молодые, опускают руки и говорят: а зачем что-либо делать, зачем бороться с трудностями; всё равно произойдёт то, что Бог даст, всё, что Он положит в Своём Промысле. И человек впадает в пессимизм, складывает ручки, ничего не делает и ни к чему не стремится, перестаёт думать о занятости в своей собственной жизни, ведёт аморфное существование. Нет, человек обладает свободой воли, и жизнь свою может направить туда, куда он сам хочет. И Бог не насилует человека, не отбирает у него эту свободу воли.
Неделю назад в этом храме и в Лазаревском через день мы отпевали двоих молодых людей по семнадцать лет, которые пьяными сели за руль в Южном микрорайоне Всеволожска. Машина перевернулась и упала в какой-то водоём. Оба эти юноши захлебнулись в воде и погибли. На отпевании был целый храм народа, одноклассники, школьники из наших школ, из пятой, из первого лицея. Встаёт вопрос, а где Бог? Почему Он это допустил?
Дорогие, а Бог здесь абсолютно ни при чём. Это свобода воли этих неокрепших юношей направила их, во-первых, к употреблению спиртного, во-вторых, что сели в таком состоянии за руль автомобиля. Они ехали так, чтобы было виден их «крутой» нрав, раннее взросление. Эта свобода воли привела юношей к преждевременной смерти.
Дорогие братия и сестры. Эта свобода может, порой, испросить у Бога самое невозмож-ное. Такие примеры есть в истории жизни, в истории Церкви. Например, когда пророк Исайя известил древнего ветхозаветного царя Иудеи Езекию, находящегося на смертном одре в состоянии страшной болезни, что завтра умрёт, царь, услышав о своей приближающейся смерти, повернулся к стене своей комнаты и со слезами молился Богу о продлении жизни. И пророк Божий Исайя, который говорил царю о смерти, возвращается и говорит, что молитва Езекии услышана Богом, и ему даровано от Бога ещё пятнадцать лет земной жизни. Значит, для царя Езекии эти годы земной жизни были полезны, плодотворны, нужны и ценны в очах Божиих.
Самое главное, дорогие братия и сестры, в Божественном попечении и промышлении о нас состоит вечное спасение. Не наша долголетняя и безбедная жизнь, независимо от возраста, а спасение человека в вечности. И когда это спасение становится возможным, независимо от возраста человека, Господь призывает его и забирает к Себе, несмотря на обращённые к Богу искренние и пламенные молитвы о здравии и совершенном исцелении того или иного человека, нашего близкого. Поэтому, всякая молитва должна совершаться с остаточным условным принципом: «Да будет воля Твоя, Господи». И Господь, как любящий Отец наш Небесный, Который любит нас так, как мы не можем любить друг друга, наших близких и родных, желает нам подлинного блага и посылает нам то, что необходимо человеку для наследования Вечности и самому человеку, о котором мы молимся, и его близким и родным.
Бог никогда не отворачивается, никогда не забывает Своё творение. Об этом так сказано в Священном Писании: «Забудет ли женщина грудное дитя своё?… Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49;15).
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эти мысли мы с вами имели в своём сознании, когда мы молимся Богу и когда мы просим Его исполнить те или иные наши молитвы, обращённые к Нему: исправить нашу жизненную ситуацию, даровать исцеление от болезней и так далее. Будем не забывать эти правила для успешной, искренней христианской молитвы. Аминь.
Предыдущая проповедь
12 ноября 2017
Следующая проповедь
26 ноября 2017
Все проповеди за 2017 год