Дорогие братия и сестры. Сегодня отдание праздника Введения во храм Божией Матери. Этот богородичный праздник связан с особым значением храма в жизни Богоматери, храм подготовил деву Марию к богоматеринству.
В сегодняшнее воскресенье Церковь предлагает нашему вниманию Евангелие от Луки, которое немного перекликается с темой праздника Введения во храм, в частности, в следующем моменте. Однажды в субботний день Господь вошёл в одну из синагог и там поучал народ. В собрании верующих иудеев в синагоге Он заметил одну больную женщину, которая в течение восемнадцати лет имела дух немощи, то есть была разбита параличом. Как говорится в Евангелии, она была скорчена и не могла выпрямиться. Удивительным является в этом описании её болезни то, что она была вызвана злыми демонами; не инсультом, не ещё какими-то страшными болезнями, а бес был в этой женщине, и он сковал её члены таким образом, что она не могла выпрямиться в течение стольких лет.
Каким образом с этим событием перекликается праздник Введения во храм Богоматери? Как Божия Матерь в трёхлетнем возрасте без оглядки на родителей устремилась в храм Божий, в котором пребывание для Неё было высочайшим счастьем и радостью, так и эта женщина, больная в течение восемнадцати лет, в состоянии болезни с радостью и надеждой приходит в синагогу. И мы можем сделать предположение, что она и до болезни, и в течение восемнадцати лет болезни всегда приходила в синагогу. Синагога — это такое молитвенное здание, где иудеи назидались чтением Священного Писания. В синагогах не совершалось богослужений, только общение с людьми, чтение и толкование Священного Писания.
Синагоги в Ветхозаветном Израиле были очень распространены: в каждом городе, в каждом более или менее значимом селении всегда была синагога у евреев. Усердие женщины к молитве, к общению с Богом поразительно. Она не озлобилась в состоянии болезни, не потеряла веру в Бога, не выражала Ему обид и упрёков в состоянии страшной болезни, в которой она не имела ни послабления, ни состояния ремиссии. Болезнь не отступала никогда.
Дорогие братия и сестры. В этом заключается пример для нас с вами. Нас периодически тоже посещают болезни, скорби, страдания. И как же мы ведём себя, когда эти болезни входят в нашу жизнь? Если болезнь не проходит, начинается ропот, возникают недоуменные, дерзкие вопросы: за что? Чем я хуже других, почему со мной, почему не с другими? И начинаются поиски лёгких путей исцеления, когда деньги кончились на бесплатную государственную медицину, ищут другие пути, окольные, что-то нетрадиционное, например, уринотерапию или ещё что-нибудь такое услышат где-нибудь, потом начинают искать бабок, колдунов, экстрасенсов. Вроде бы и подспудно знают, что нельзя, но говорят, что хорошую бабушку нашёл — это не бабка-колдунья, она хорошая. И начинают поиски, начиная с Ириновки, Дуная, Всеволожска, во всяком поселении теперь они есть, только газету открой с новостями, и в тебя впиваются демонические глаза с отворотами, с приворотами, со всякими ритуалами на деньги, на богатство, на счастье, на хорошую машину, хорошую жену, хорошую работу – всё, что захотите, только плати побольше. И так поступают, в общем-то, люди, не чуждые Бога. Когда болезнь настигает, смотришь, прихожанин пропал.
— Чего не ходишь в храм?
— Обиделся на Бога, не помогает Бог, зачем ходить-то.
И человек начинает в таком озлоблении, бунте, протесте против Бога замыкаться. Иногда жалеет себя, ведь в храм тяжело ходить, лучше поспать часов до двенадцати, как и все люди делают обычно. Идёшь утром в храм мимо двадцатипятиэтажных домов — тьма в окнах такая, как будто электричества нет в городе. Все в девять часов утра спят повально. Так наработались, как будто на металлургических шахтах, не проснуться. И человек начинает жалеть себя, послаблять. И посты побоку идут сразу. Чуть насморк появился, всё — молоко надо, потому что там есть кальций. Ну кто тебе сказал, что в современном молоке, «Петмоловском» или «Пискарёвском», кальций есть? Да нет там никакого кальция, только цвет белый, и то благодаря таблице Менделеева. Никаких питательных веществ там нет. Человек придумал это для самоуспокоения: у меня суставы больные, у меня связки не держатся, у меня желудок больной. Желудок больной — оливковое масло употребляй по ложечке, чтоб смазывало тебе всё в желудке. Так, дорогие братия и сестры, мы с вами переносим болезни.
А ведь болезни — дело промыслительное в нашей жизни. Они не на пустом месте возникают, не случайно, как ОРВИ, ОРЗ и так далее, хотя и те не случайно, обычно, сам человек виноват: либо был не в том месте, либо оделся несоответствующим образом. Почему Господь посылает болезни? Он видит, что, например, тот или иной человек живёт вне Бога. Как же его спасти? В его юности он был в октябрятах, в пионерах, в комсомоле, в партии, короче, вся жизнь на баррикадах, без Бога. Жизнь, пронизанная эгоизмом, потребительством. В советское время всё тащил с завода, что плохо лежало. Работал, не поймёшь как. Как у нас на заводах работали в советское время? В домино бились с утра до вечера. Кто не был, можете вспомнить, на производственных практиках водили туда молодежь и школьников старших классов. Видели все своими глазами, как работали наши великие заводы.
Но речь-то о том, что Господь видит, что жизнь прожита зря у человека. Ничего доброго, ничего для Бога, для близких людей, иногда для своей семьи ничего человек не делал, только жил в своё удовольствие. И вот Господь посылает ему болезнь: может, вдруг, не будет роптать, дам ему болезнь какую-нибудь, хоть, может быть, перед смертью одумается, за это терпение его хоть не в самое пекло ада помещать, хотя бы на окраине, где температура поменьше. Может, он там не будет роптать на Бога, не будет упрекать Его: «Господи, Ты забыл про меня, ничего не сделал, чтобы я про Тебя вспомнил».
Дорогие братия и сестры, мы должны с вами иметь терпение, мужество в несении нашего жизненного креста. В жизни бывают всякие моменты: и радостные, но больше всё же скорбных. Правильный пример подаёт нам эта больная женщина, которая восемнадцать лет терпела свою болезнь. Почему Евангелие приводит этот пример? Это чудо для нас оставили евангелисты, потому что она удивительно стойко переносила свою болезнь, не роптала. Если бы она в этой синагоге стояла с таким выражением лица, какое бывает у наших прихожан: озлобленным, недовольным, — тогда никогда бы в жизни о ней никто не упомянул, и Господь бы не пришёл в эту синагогу.
Евангелие предлагает нам сделать вывод, что Господь специально пришёл в эту синагогу, выбрал её потому, что знал, что эта женщина обязательно придёт. Он знал её необыкновенное терпение, и для нашего назидания исцелил её, хотя она даже ничего не просила, ничего не говорила, безмолвно несла свою болезнь. И когда в нашей жизни бывают скорби и болезни, мы должны с вами понимать, что Господь знает, что мы с вами претерпеваем. Он не забыл, не оставил нас без Своего попечения, и поэтому произошло то или иное событие. Господь знает, что произойдёт с человеком с его рождения до смерти, каждую секунду по Божественному непостижимому Своему Всемогуществу и Всеведению, Он знает жизнь каждого из нас в каждое мгновение.
Дорогие братия и сестры. Взирая на это терпение женщины, мы видим, что Господь вознаграждает это терпение. Он Сам пришёл, исцелил эту женщину. Пусть нас с вами утешают наши скорби и болезни, а иногда они, как говорят в народе, выеденного яйца не стоят. Ой, свекровушку не потерпеть, бабушку не потерпеть, жена надоела, муж грубое слово сказал, жена пересолила плов, ещё какую-нибудь ахинею. И человек надувается, озлобляется.
Это Евангелие, дорогие братия и сестры, напоминает нам о нашей привилегии, о том, что мы имеем такое счастье: посещать храм Божий в каждый воскресный день. И когда мы не исполняем эту заповедь Божию о том, чтобы седьмой день был отдан Богу, мы грешим. Мы воруем у Бога время, которое Он для нас дал, но желает, чтобы мы посвятили это время Ему. Святые подвижники нашей Церкви стремились в храмы Божии. Они называли предельным человеческим счастьем те мгновения, когда человек находится в храме. Например, пророк и псалмопевец Давид в сто двадцать первом псалме говорил такие слова: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем», то есть, я возвеселился о тех, кто сказал мне: пойдём в храм. Или он же говорил другие слова: «Едино просих от Господа, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Святый Его» (Пс 26:4), то есть, прошу Господа, чтоб Он непременно сподобил меня жить в дому Божием и посещать храм Божий и видеть красоту Господню во все дни жизни моей.
Царь, видевший всё в своей жизни, купающийся во всех мыслимых и немыслимых материальных благах, мечтал о том, чтобы быть в доме Божием, а всё остальное суета. И что же он называл домом Божиим? Ведь в его времена не было храмов. Давида Господь не допустил до строительства храма. Построил храм Соломон, его сын. А во времена Давида была походная палаточка такая, как у войск ПВО: тентовая, брезентовая, в которой был заключён походный переносной храм иудеев. И в этот храм, лишённый роскоши, лишённый золота, лишённый других украшений Давид стремился, потому что там был Господь.
Посещение храма Божия — это не тяжёлая обязанность, повинность. «Снова утром вставать, опять не выспался, опять в 8 утра Правило читать. Надоело это всё». И сколько раз мы с вами, как плохие спортсмены, сходили с дистанции и предавались бесу лености и бесу сна, он побеждал нас окончательно. В храм Божий мы приходим для общения с Богом. Это место Его преимущественного присутствия на земле. В храме Божием мы чувствуем Его реальное присутствие, потому что Он по Своему неложному слову обещает, что где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них находится. В храм Божий мы приходим для того, чтобы соединиться с нашим Господом в таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, с Ним Самим соединиться, чтобы мы стали сотелесниками Христу. Больше, кроме храма, нигде в мире нет такого места, где бы это было возможно. И поэтому мы с вами, дорогие братия и сестры, должны стремиться в храм Божий неленостно.
Стыдно бывает слышать исповеди наших прихожан, когда видишь заспанные лица, когда понимаешь, что человек и месяц, и два, и три, и полгода не был в храме, не причащался. И причин к тому нет никаких. Бывает, что человек с койки больничной не вставал: одна болезнь, другая; в космос улетел, был с космонавтами на станции, не мог на земле причащаться – нет, никогда я не слышал таких весомых оправданий, всё какие-то отговорки, всё лень, всё самолюбие, всё потакание своей грехолюбивой плоти.
И наконец, дорогие братия и сестры, нелишне было бы напомнить о третьем моменте в этом Евангелии, о том, что седьмый день, воскресный, у христиан мы должны отдавать Богу. Посещение храма — это только часть дня, а затем как мы воскресный день с вами проводим? Осмысливая заповедь: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему» — что мы можем сказать? В храм с горем пополам пришли. А затем что у нас? Пришли домой: поспать, покушать хорошо, может быть, некоторые, даже многие, грешат тем, что стопочку, а то и парочку пропустить, чтобы лучше заснуть. И так часок, второй и третий. Если вдруг совесть начинает мучить, вспоминают, что в ХII веке в эпоху Алексея Михайловича тех, кто не спал днём, еретиками называли, а сейчас православные традиции возрождаются. Только наши предки-то с петухами вставали, а иногда ещё и раньше них.
Человек понимает, что воскресенье работать нельзя. Но, дорогие братия и сестры, это ограничение касается преимущественно тружеников сельского хозяйства. Мы-то с вами что делаем? Если ты седьмой день не работаешь, а в течение недели ты что делаешь? Сколько ты ежедневно поднимаешь килограмм? От силы мышка компьютерная, шариковая ручка — переработался весь за неделю, так что взмок, рубашки не успевал менять. Нельзя работать в воскресенье? Так большая часть из нас вообще не работает никогда в своей жизни. Ну ладно, если у человека есть свой дом, там хочешь — не хочешь, что-то делать надо: то снег выпадет, то газ отключат, то ещё что-нибудь случится, надо спасать положение, есть вещи, без которых не проживёшь даже в воскресный день.
Господь, обличая начальника синагоги, который упрекнул Христа, что Он в субботу исцелил женщину, сказал: «Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк, 13:15-16). Те, кто жил в сельской местности, держал скотину, прекрасно понимают, что хоть праздник двунадесятый, хоть великий — а скотину кормить, доить, сена дать надо; в народе, в колхозах говорили «обрядиться надо». Никуда не денешься, выть скотина будет. Есть какие-то вещи, без которых жизнь невозможна.
Но разве мы с вами так поступаем? В выходной день стараемся обеспечить, сделать задел на всю неделю: и постирать, и погладить, и полы помыть. Ну ладно, одну комнату яко бы не грех. Ну хорошо, сейчас стиральные машины появились. Включил её, машина стирает, не грех ведь. Но затем человек делает себе другие всякие послабления, у Бога ворует время и употребляет для себя. А куда у нас делись те прекрасные традиции, когда после богослужения семья вместе собиралась, с детьми встречались, которых не видели всю неделю, с внуками? Не знаешь, чем они живут, какие у них проблемы в школе, какие оценки, что они изучают, какие у них интересы, вопросы в подростковом, переходном возрасте. Надо, чтобы они от тебя услышали ответы, а не от приятелей на улице, уделить внимание семье, помолиться, почитать Священное Писание. Раньше всегда каждая семья в воскресный вечер читала Священное Писание все вместе. Отец читал, глава семьи. Где у нас такие семьи? Где? Где там отец читает, ладно это вообще нереально, ну хотя бы вообще в руки взял Священное Писание в воскресный день.
Дорогие братия и сестры. Будем помнить о другом: на себя работать нельзя, но для других можно. Если тебя просят близкие, родные, знакомые в чём-то помочь физически, даже поработать, ради доброго дела не возбраняется, а наоборот, поощряется. Потому что тогда ты Господу посвящаешь свой физический труд. То есть, соблюдение воскресного дня не означает нирвану буддийскую, не означает ничегонеделания, а значит активное делание, только посвящённое ради Господа.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эти нравственные моменты, азбучные истины мы с вами не забывали, потому что на них строится здание нашего христианского благочестия и нашей верности Богу. Аминь.
8 декабря 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня отдание праздника Введения во храм Божией Матери. Этот богородичный праздник связан с особым значением храма в жизни Богоматери, храм подготовил деву Марию к богоматеринству.
В сегодняшнее воскресенье Церковь предлагает нашему вниманию Евангелие от Луки, которое немного перекликается с темой праздника Введения во храм, в частности, в следующем моменте. Однажды в субботний день Господь вошёл в одну из синагог и там поучал народ. В собрании верующих иудеев в синагоге Он заметил одну больную женщину, которая в течение восемнадцати лет имела дух немощи, то есть была разбита параличом. Как говорится в Евангелии, она была скорчена и не могла выпрямиться. Удивительным является в этом описании её болезни то, что она была вызвана злыми демонами; не инсультом, не ещё какими-то страшными болезнями, а бес был в этой женщине, и он сковал её члены таким образом, что она не могла выпрямиться в течение стольких лет.
Каким образом с этим событием перекликается праздник Введения во храм Богоматери? Как Божия Матерь в трёхлетнем возрасте без оглядки на родителей устремилась в храм Божий, в котором пребывание для Неё было высочайшим счастьем и радостью, так и эта женщина, больная в течение восемнадцати лет, в состоянии болезни с радостью и надеждой приходит в синагогу. И мы можем сделать предположение, что она и до болезни, и в течение восемнадцати лет болезни всегда приходила в синагогу. Синагога — это такое молитвенное здание, где иудеи назидались чтением Священного Писания. В синагогах не совершалось богослужений, только общение с людьми, чтение и толкование Священного Писания.
Синагоги в Ветхозаветном Израиле были очень распространены: в каждом городе, в каждом более или менее значимом селении всегда была синагога у евреев. Усердие женщины к молитве, к общению с Богом поразительно. Она не озлобилась в состоянии болезни, не потеряла веру в Бога, не выражала Ему обид и упрёков в состоянии страшной болезни, в которой она не имела ни послабления, ни состояния ремиссии. Болезнь не отступала никогда.
Дорогие братия и сестры. В этом заключается пример для нас с вами. Нас периодически тоже посещают болезни, скорби, страдания. И как же мы ведём себя, когда эти болезни входят в нашу жизнь? Если болезнь не проходит, начинается ропот, возникают недоуменные, дерзкие вопросы: за что? Чем я хуже других, почему со мной, почему не с другими? И начинаются поиски лёгких путей исцеления, когда деньги кончились на бесплатную государственную медицину, ищут другие пути, окольные, что-то нетрадиционное, например, уринотерапию или ещё что-нибудь такое услышат где-нибудь, потом начинают искать бабок, колдунов, экстрасенсов. Вроде бы и подспудно знают, что нельзя, но говорят, что хорошую бабушку нашёл — это не бабка-колдунья, она хорошая. И начинают поиски, начиная с Ириновки, Дуная, Всеволожска, во всяком поселении теперь они есть, только газету открой с новостями, и в тебя впиваются демонические глаза с отворотами, с приворотами, со всякими ритуалами на деньги, на богатство, на счастье, на хорошую машину, хорошую жену, хорошую работу – всё, что захотите, только плати побольше. И так поступают, в общем-то, люди, не чуждые Бога. Когда болезнь настигает, смотришь, прихожанин пропал.
— Чего не ходишь в храм?
— Обиделся на Бога, не помогает Бог, зачем ходить-то.
И человек начинает в таком озлоблении, бунте, протесте против Бога замыкаться. Иногда жалеет себя, ведь в храм тяжело ходить, лучше поспать часов до двенадцати, как и все люди делают обычно. Идёшь утром в храм мимо двадцатипятиэтажных домов — тьма в окнах такая, как будто электричества нет в городе. Все в девять часов утра спят повально. Так наработались, как будто на металлургических шахтах, не проснуться. И человек начинает жалеть себя, послаблять. И посты побоку идут сразу. Чуть насморк появился, всё — молоко надо, потому что там есть кальций. Ну кто тебе сказал, что в современном молоке, «Петмоловском» или «Пискарёвском», кальций есть? Да нет там никакого кальция, только цвет белый, и то благодаря таблице Менделеева. Никаких питательных веществ там нет. Человек придумал это для самоуспокоения: у меня суставы больные, у меня связки не держатся, у меня желудок больной. Желудок больной — оливковое масло употребляй по ложечке, чтоб смазывало тебе всё в желудке. Так, дорогие братия и сестры, мы с вами переносим болезни.
А ведь болезни — дело промыслительное в нашей жизни. Они не на пустом месте возникают, не случайно, как ОРВИ, ОРЗ и так далее, хотя и те не случайно, обычно, сам человек виноват: либо был не в том месте, либо оделся несоответствующим образом. Почему Господь посылает болезни? Он видит, что, например, тот или иной человек живёт вне Бога. Как же его спасти? В его юности он был в октябрятах, в пионерах, в комсомоле, в партии, короче, вся жизнь на баррикадах, без Бога. Жизнь, пронизанная эгоизмом, потребительством. В советское время всё тащил с завода, что плохо лежало. Работал, не поймёшь как. Как у нас на заводах работали в советское время? В домино бились с утра до вечера. Кто не был, можете вспомнить, на производственных практиках водили туда молодежь и школьников старших классов. Видели все своими глазами, как работали наши великие заводы.
Но речь-то о том, что Господь видит, что жизнь прожита зря у человека. Ничего доброго, ничего для Бога, для близких людей, иногда для своей семьи ничего человек не делал, только жил в своё удовольствие. И вот Господь посылает ему болезнь: может, вдруг, не будет роптать, дам ему болезнь какую-нибудь, хоть, может быть, перед смертью одумается, за это терпение его хоть не в самое пекло ада помещать, хотя бы на окраине, где температура поменьше. Может, он там не будет роптать на Бога, не будет упрекать Его: «Господи, Ты забыл про меня, ничего не сделал, чтобы я про Тебя вспомнил».
Дорогие братия и сестры, мы должны с вами иметь терпение, мужество в несении нашего жизненного креста. В жизни бывают всякие моменты: и радостные, но больше всё же скорбных. Правильный пример подаёт нам эта больная женщина, которая восемнадцать лет терпела свою болезнь. Почему Евангелие приводит этот пример? Это чудо для нас оставили евангелисты, потому что она удивительно стойко переносила свою болезнь, не роптала. Если бы она в этой синагоге стояла с таким выражением лица, какое бывает у наших прихожан: озлобленным, недовольным, — тогда никогда бы в жизни о ней никто не упомянул, и Господь бы не пришёл в эту синагогу.
Евангелие предлагает нам сделать вывод, что Господь специально пришёл в эту синагогу, выбрал её потому, что знал, что эта женщина обязательно придёт. Он знал её необыкновенное терпение, и для нашего назидания исцелил её, хотя она даже ничего не просила, ничего не говорила, безмолвно несла свою болезнь. И когда в нашей жизни бывают скорби и болезни, мы должны с вами понимать, что Господь знает, что мы с вами претерпеваем. Он не забыл, не оставил нас без Своего попечения, и поэтому произошло то или иное событие. Господь знает, что произойдёт с человеком с его рождения до смерти, каждую секунду по Божественному непостижимому Своему Всемогуществу и Всеведению, Он знает жизнь каждого из нас в каждое мгновение.
Дорогие братия и сестры. Взирая на это терпение женщины, мы видим, что Господь вознаграждает это терпение. Он Сам пришёл, исцелил эту женщину. Пусть нас с вами утешают наши скорби и болезни, а иногда они, как говорят в народе, выеденного яйца не стоят. Ой, свекровушку не потерпеть, бабушку не потерпеть, жена надоела, муж грубое слово сказал, жена пересолила плов, ещё какую-нибудь ахинею. И человек надувается, озлобляется.
Это Евангелие, дорогие братия и сестры, напоминает нам о нашей привилегии, о том, что мы имеем такое счастье: посещать храм Божий в каждый воскресный день. И когда мы не исполняем эту заповедь Божию о том, чтобы седьмой день был отдан Богу, мы грешим. Мы воруем у Бога время, которое Он для нас дал, но желает, чтобы мы посвятили это время Ему. Святые подвижники нашей Церкви стремились в храмы Божии. Они называли предельным человеческим счастьем те мгновения, когда человек находится в храме. Например, пророк и псалмопевец Давид в сто двадцать первом псалме говорил такие слова: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем», то есть, я возвеселился о тех, кто сказал мне: пойдём в храм. Или он же говорил другие слова: «Едино просих от Господа, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм Святый Его» (Пс 26:4), то есть, прошу Господа, чтоб Он непременно сподобил меня жить в дому Божием и посещать храм Божий и видеть красоту Господню во все дни жизни моей.
Царь, видевший всё в своей жизни, купающийся во всех мыслимых и немыслимых материальных благах, мечтал о том, чтобы быть в доме Божием, а всё остальное суета. И что же он называл домом Божиим? Ведь в его времена не было храмов. Давида Господь не допустил до строительства храма. Построил храм Соломон, его сын. А во времена Давида была походная палаточка такая, как у войск ПВО: тентовая, брезентовая, в которой был заключён походный переносной храм иудеев. И в этот храм, лишённый роскоши, лишённый золота, лишённый других украшений Давид стремился, потому что там был Господь.
Посещение храма Божия — это не тяжёлая обязанность, повинность. «Снова утром вставать, опять не выспался, опять в 8 утра Правило читать. Надоело это всё». И сколько раз мы с вами, как плохие спортсмены, сходили с дистанции и предавались бесу лености и бесу сна, он побеждал нас окончательно. В храм Божий мы приходим для общения с Богом. Это место Его преимущественного присутствия на земле. В храме Божием мы чувствуем Его реальное присутствие, потому что Он по Своему неложному слову обещает, что где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них находится. В храм Божий мы приходим для того, чтобы соединиться с нашим Господом в таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, с Ним Самим соединиться, чтобы мы стали сотелесниками Христу. Больше, кроме храма, нигде в мире нет такого места, где бы это было возможно. И поэтому мы с вами, дорогие братия и сестры, должны стремиться в храм Божий неленостно.
Стыдно бывает слышать исповеди наших прихожан, когда видишь заспанные лица, когда понимаешь, что человек и месяц, и два, и три, и полгода не был в храме, не причащался. И причин к тому нет никаких. Бывает, что человек с койки больничной не вставал: одна болезнь, другая; в космос улетел, был с космонавтами на станции, не мог на земле причащаться – нет, никогда я не слышал таких весомых оправданий, всё какие-то отговорки, всё лень, всё самолюбие, всё потакание своей грехолюбивой плоти.
И наконец, дорогие братия и сестры, нелишне было бы напомнить о третьем моменте в этом Евангелии, о том, что седьмый день, воскресный, у христиан мы должны отдавать Богу. Посещение храма — это только часть дня, а затем как мы воскресный день с вами проводим? Осмысливая заповедь: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему» — что мы можем сказать? В храм с горем пополам пришли. А затем что у нас? Пришли домой: поспать, покушать хорошо, может быть, некоторые, даже многие, грешат тем, что стопочку, а то и парочку пропустить, чтобы лучше заснуть. И так часок, второй и третий. Если вдруг совесть начинает мучить, вспоминают, что в ХII веке в эпоху Алексея Михайловича тех, кто не спал днём, еретиками называли, а сейчас православные традиции возрождаются. Только наши предки-то с петухами вставали, а иногда ещё и раньше них.
Человек понимает, что воскресенье работать нельзя. Но, дорогие братия и сестры, это ограничение касается преимущественно тружеников сельского хозяйства. Мы-то с вами что делаем? Если ты седьмой день не работаешь, а в течение недели ты что делаешь? Сколько ты ежедневно поднимаешь килограмм? От силы мышка компьютерная, шариковая ручка — переработался весь за неделю, так что взмок, рубашки не успевал менять. Нельзя работать в воскресенье? Так большая часть из нас вообще не работает никогда в своей жизни. Ну ладно, если у человека есть свой дом, там хочешь — не хочешь, что-то делать надо: то снег выпадет, то газ отключат, то ещё что-нибудь случится, надо спасать положение, есть вещи, без которых не проживёшь даже в воскресный день.
Господь, обличая начальника синагоги, который упрекнул Христа, что Он в субботу исцелил женщину, сказал: «Лицемер, не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк, 13:15-16). Те, кто жил в сельской местности, держал скотину, прекрасно понимают, что хоть праздник двунадесятый, хоть великий — а скотину кормить, доить, сена дать надо; в народе, в колхозах говорили «обрядиться надо». Никуда не денешься, выть скотина будет. Есть какие-то вещи, без которых жизнь невозможна.
Но разве мы с вами так поступаем? В выходной день стараемся обеспечить, сделать задел на всю неделю: и постирать, и погладить, и полы помыть. Ну ладно, одну комнату яко бы не грех. Ну хорошо, сейчас стиральные машины появились. Включил её, машина стирает, не грех ведь. Но затем человек делает себе другие всякие послабления, у Бога ворует время и употребляет для себя. А куда у нас делись те прекрасные традиции, когда после богослужения семья вместе собиралась, с детьми встречались, которых не видели всю неделю, с внуками? Не знаешь, чем они живут, какие у них проблемы в школе, какие оценки, что они изучают, какие у них интересы, вопросы в подростковом, переходном возрасте. Надо, чтобы они от тебя услышали ответы, а не от приятелей на улице, уделить внимание семье, помолиться, почитать Священное Писание. Раньше всегда каждая семья в воскресный вечер читала Священное Писание все вместе. Отец читал, глава семьи. Где у нас такие семьи? Где? Где там отец читает, ладно это вообще нереально, ну хотя бы вообще в руки взял Священное Писание в воскресный день.
Дорогие братия и сестры. Будем помнить о другом: на себя работать нельзя, но для других можно. Если тебя просят близкие, родные, знакомые в чём-то помочь физически, даже поработать, ради доброго дела не возбраняется, а наоборот, поощряется. Потому что тогда ты Господу посвящаешь свой физический труд. То есть, соблюдение воскресного дня не означает нирвану буддийскую, не означает ничегонеделания, а значит активное делание, только посвящённое ради Господа.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эти нравственные моменты, азбучные истины мы с вами не забывали, потому что на них строится здание нашего христианского благочестия и нашей верности Богу. Аминь.
Предыдущая проповедь
24 ноября 2013
Следующая проповедь
22 декабря 2013
Все проповеди за 2013 год