Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление скорченной женщины

Дорогие братия и сестры. Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие, которое рассказывало об одном из чудес, которое Господь совершил во время Своей земной жизни, спасая род человеческий от греха и смерти. Это чудо – исцеление больной женщины, которая была скована параличом и не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет. Кто из вас знает, что такое болезнь спины, когда невозможно ни встать, ни повернуться, ни согнуться – всё вызывает мучение и боль, и человек становится неподвижен, нетрудоспособен. Очень сложно находиться в таком состоянии. Милостью Божией, Его неизреченным милосердием с помощью современных медикаментозных препаратов, с помощью уколов, инъекций проходит эта боль, и человек как-то приспосабливается выживать в этих страшных болезнях, когда он не прикован окончательно к болезненному одру.

Страдания этой евангельской женщины были крайне тяжелы, непостижимы — восемнадцать лет без всякого перерыва, без всякого облегчения. Сложно представить, кто может выдержать эти страшные страдания. Но, как видно из Евангелия, эта женщина не роптала. Евангелисты не говорят о каком-то её страшном унынии, отчаянии. Она в состоянии этой крайней болезни спешила в синагогу, место встречи с Богом в ветхозаветном Израиле. В синагоге читалось и толковалось Священное Писание, произносились определённые молитвы, и этим насыщалась душа верующего человека, получала утешение и поддержку. Человек в этом черпал силы для продолжения своей земной жизни.

Дорогие братия и сестры, для нас это примечательно, мы должны брать пример от этого евангельского образа болящей женщины, которая в состоянии страшной болезни не замкнулась в себе, не погрузилась в бездну отчаяния, а наоборот, она спешила к Богу в этом страшном состоянии, когда и передвигаться-то было невозможно. Вы, наверное, видели, как старость часто сгибает человека лет в восемьдесят-девяносто, когда позвоночник скован, и человек чуть больше метра ростом, опираясь на палочку, еле-еле передвигается. В таком же состоянии была и эта женщина. Она спешила в храм по ветхозаветным понятиям. И мы с вами в состоянии любых скорбей, бед, болезней должны спешить сюда, к Богу.

Исцеление этой женщины, совершённое Христом, произошло в субботу. Господь возложил на неё руки и сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13;12). Она выпрямилась и стала совершенно здоровой.

Это чудо, потому что если меняется осанка, меняется натяжение мышц, и при исцелении, например, медикаментозными средствами невозможно человеку сразу выпрямиться. Потому что мышцы не те, атрофированы, требуются огромные усилия и перенапряжение мышц, чтобы они работали так, как положено. Это чудо, которое понятно ортопедам, другим специалистам, а для нас, слабо разбирающихся в медицине, менее понятно — мы не знаем, что происходит при этих  болезнях  с организмом человека. Но, тем не менее, женщина мгновенно исцелилась от своей болезни, выпрямилась, стала стоять ровно, к изумлению всех, видевших это чудо.

Господь совершил это чудо в субботу, потому что именно по субботам иудеи собирались в синагогах. В другие дни они туда не приходили, а суббота – день покоя, этот день посвящался Богу. В христианской традиции это воскресенье. И мы с вами, исполняя эту благочестивую традицию, установившуюся с апостольских времён, начало воскресного дня посвящаем Богу, посещая богослужения в храме.

Так должно быть всегда, но беда наша состоит в том, что для нас посещением храма ограничивается исполнение и почитание воскресного дня. Выйдя за стены храма, человек погружается в обычную суету, обычные земные дела, планы и проблемы, в которых нет ничего Божиего, никакого доброделания. Либо буддийская нирвана до вечера, либо, в зависимости от погоды, вносим разнообразие – это могут быть лыжи, снегоходы, зимняя рыбалка и так далее. А может быть, займёмся шопингом, это появилось такое модное словечко, вошедшее в нашу жизнь. Раньше, заполняя документы на визу, люди не понимали, что это такое и зачем человек едет за границу. Оказывается, незачем, пишет «шопинг», то есть, просто прогуляться. В этом заключается наше проведение воскресного дня. А ведь после литургии мы должны обязательно подумать о божественном, почитать Священное Писание, и в идеале почитать его вместе с членами своего семейства, чтобы детки и внуки назидались этим. А затем совершение каких-то добрых дел. То есть, воскресенье – это не время, когда делать нечего и когда надо выдумывать, как провести этот досуг: куда съездить, в какой парк, чем занять детей и себя. А это время принадлежит Богу. Мы должны полностью посвятить этот день богомыслию, ибо иными целями и земными делами для обеспечения нашей жизни Господь дал нам возможность заниматься всю неделю.

Поэтому, дай Бог, чтобы Господь подвиг каждого из нас, размышляющего об этом чуде, более ответственно исполнять воскресный день в делах богомыслия, в добрых делах во славу Божию и для нашего собственного духовного назидания.

Господь совершил исцеление в субботу, когда у иудеев запрещён всякий физический труд. В воскресенье, по христианской традиции, тоже нельзя работать. Но, исцеляя эту женщину в субботу, тем самым Господь показывает нам правильное отношение к субботнему покою. Работать нельзя для себя, на себя, для своего благосостояния. И то, могут быть такие моменты, которые обеспечивают жизнь человека или его домашних животных. Человек, который живёт в своём доме, не имеет спектра коммунальных услуг и удобств, он должен колоть дрова, топить печь, носить воду и так далее. А если ещё есть скотина, то этот спектр расширяется за счёт тех забот, которые обеспечивают жизнь животного.

Господь и говорит, обращаясь к начальнику синагоги, который решил через упрёк народу обличить Христа в нарушении заповеди о покое в день субботний: «лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Лк. 13;15). А если он упадёт в яму, то не предпринимает ли попыток вытащить его, а это огромный, колоссальный физический труд. Но за этим стоит сохранение жизни или человека, или животного. И всем ясно и понятно, что без этих элементарных вещей жизнь невозможна, хотя это и является физическим трудом.

Господь говорит, что в седьмой день, субботний, нельзя работать на себя, но для ближнего не запрещается  всякое доброделание. Любой труд возможен, физический, самый тяжёлый, ради доброго дела  по отношению к ближнему человеку, который нуждается в помощи, если у тебя нет другой возможности помочь, как только тогда, когда ты выходной, свободен. В воскресенье можно и нужно работать и выполнять абсолютно любой труд, как доброе дело, направленное к спасению и поддержанию жизни другого человека. Исходя из этого евангельского текста, мы с вами должны намеренно искать эту возможность и этих людей, которые нуждаются в нашей помощи, чтобы непременно совершить это доброе дело.

Евангелие нам говорит, что Господь намеренно пришёл в синагогу в день субботний в этот момент, потому что Он, как Бог, знал, что туда придёт эта больная женщина, которая нуждается в Его помощи и жаждет исцеления, потому что её страдания достигли предельной точки. И Господь Сам приходит туда, чтобы совершить это исцеление. И мы с вами должны приходить туда, где люди нуждаются в нашей помощи: либо физической, либо в утешении, как проявлении доброго дела, направленного ко благу ближнего человека.

Дорогие братия и сестры. Есть ещё одно очень важное размышление по поводу этого евангельского текста, которое мы должны впитать в себя сегодня. Образ согбенной женщины, взор которой в силу её болезни направлен к земле, — это символический образ нашей с вами жизни, которая устремлена только к земле, только к земным целям и мечтаниям: земные интересы, обеспечение всем материальным, всем необходимым; только материальное, физическое существование, только земная жизнь, в которую впиваются глаза человека, и больше его ничего не интересует. Этот образ согбенной женщины – это наш с вами образ, нашей с вами жизни. Мы беспокоимся и хлопочем в течение многих лет нашей жизни только о материальном, а духовные ценности, жизнь с Богом нас занимает постольку-поскольку. Нам легче от Бога откупиться, совершая какие-то религиозные обряды, традиции, приходя даже в храм. Мы обращаем внимание на эту внешнюю, благочестивую, порой, сторону жизни: ставим свечи, пишем записочки, всех помянуть, никого не забыть, поклоны совершить, иконы поцеловать. Мы думаем, что Богу это очень приятно, очень нужно Ему. Мы думаем, что делаем нечто великое, ценное, этим угождаем Богу.

Но, дорогие братия и сестры, в храм приходят не для этого. В храм приходят для того, чтобы, встретившись с Богом, ощутив Его особое присутствие здесь, соединившись с Ним в Его тайнах Крови и Плоти, стать похожими на Христа, стать такими, как Он, думать так, как думает Христос, говорить, слышать, осязать, действовать так, как говорит, действует и живёт Христос. Эта встреча со Христом происходит здесь, в храме Божием, а всё остальное, что внешне совершает человек, вторично, если этим он ограничивается. Это ничего, кроме тщеславия и самоуспокоения, не даёт человеку. Самоуспокоение начинается тогда, когда он стал ощущать себя праведным, как тот фарисей, начальник синагоги, способный ещё к обличению других, говоря: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13;14). Внешнее обрядоверие становится для человека важным. Человек не видит себя со стороны.

Очень часто можно встретить проявление тщеславия, гордыни человеческой абсолютно на пустом месте, например, когда человек думает, что он что-то из себя представляет: хорошо поёт, хорошо говорит, хорошо выглядит, хорошо образован и так далее. Но не с тем ты себя сравниваешь. Пример проявления человеческого тщеславия: поёт, скажем, хор престарелых людей, которых не выгоняют из собора просто потому, что их жалко настоятелю, потому что они поют уже лет двадцать. Эти дребезжащие голоса, которые фальшивят буквально в каждом такте музыкального произведения — такую какофонию невозможно слушать. И потом они спускаются с балкона и говорят: «ну, мы дали сегодня», например, Великое Славословие Архангельского – «мы дали». Чего дали? Кому дали? Человек пребывает в самоуспокоении и думает, что от него исходит нечто великолепное. Это можно сказать о любой профессиональной деятельности каждого человека: писателя, поэта, журналиста, врача и так далее. Как только человек перестаёт обращать внимание на своё самообразование, это путь деградации. Как только человек перестаёт читать, перестаёт быть в своей теме как рыба в воде, он сразу деградирует и не видит этого, потому что привыкает к тому духовному, интеллектуальному уровню, в котором он пребывает.

Дорогие братия и сестры. Отношение к религиозной жизни должно у нас быть правильное, чтобы не было самоуспокоения от того, что ты сходил в церковь, чтобы бежать от мысли, что ты не такой, как прочие люди, уже имеешь право их осуждать, относиться к ним с надмением, свысока, потому что их нет в церкви, они заняты другими делами и ничего не понимают, не знают и знать не хотят. И тогда человек провоцирует развитие своей собственной гордыни, и это — путь духовной смерти.

Поэтому мы с вами должны понимать, что в храме происходит встреча с Богом, и это самое главное в храме: встреча с Ним, общение, соединение и то, как мы должны жизнь свою соизмерять со Христом. В этом отношении и посты, и поклоны – это всё вторично. Может быть, каждый из вас на своём собственном примере замечал, что, вроде бы, человек всё делает и живёт правильно: и постится, и молится, а добрее не становится, злой, как собака. На лицо посмотришь – либо кто-то умер у человека, либо повеситься готов, либо ещё что-то случилось, но выражение лица страшное, как будто антихрист уже стоит на церковной паперти.

Однажды один неверующий человек, который не считал нужным даже заходить в храм, ждал, когда его друг выйдет из храма после богослужения. И когда тот сел в его машину, спросил:

— Что это у вас в храме произошло?

— Ничего не произошло, обычная воскресная служба, погода хорошая, в храме тепло.

-А почему же люди выходят из храма такие злые, с сумрачными, трагическими, грустными лицами? 

Дорогие, мы с вами должны обращать на это внимание, потому что такое восприятие религиозной жизни, такая фарисейская строгость является следствием страшной духовной болезни – неправильного устроения духовной, религиозной жизни человека. Поэтому, дорогие братия и сестры, мы, приходя в храм, как та больная женщина в синагогу, должны каждый раз задавать себе вопрос: «А что мешает мне быть со Христом, что мешает мне сегодня поступить так же, как Он, прощая обиды, молясь за всех врагов, как Он молился на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23;34), и так далее, без всяких ультиматумов, без всякого вызова, без всякого стремления кого-то проучить, поставить на место, обличить, высказать правду в глаза?» Это абсолютно несовместимо с духом евангельским.

Апостол Павел говорит нам: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2;5) – чувствовать так, как Он, жить так, как Христос. А чтобы не забывать об этом идеале и этом ориентире, читать Евангелие, потому что Господь отвечает и даёт благодать Свою только на поиск человека. Если человек этим не интересуется, Бог бессилен – это уже живой труп, который бессилен воскресить Сам Бог. Поэтому человек в случае неверия, если его совершенно не интересует духовная жизнь, должен задуматься об этом состоянии, потому что в медикаментозном плане это состояние некроза и смерти, когда человек не чувствует боли, анафилактический шок, когда ногу оторвало или ещё что-либо страшное. Нет жизни – смерть. Нормальное состояние человека – это жизнь с Богом. Бог так задумал, Бог такими сотворил нас. Стремление к Богу — это религиозный инстинкт, и если он атрофируется, то человек мёртв, несмотря на то, что глазки смотрят и ноги ходят. Как инстинкт в ребёнке проявляется в любви к матери, дающей ему жизнь, точно так же религиозный инстинкт обращает каждого человека к Богу, Источнику жизни на земле и Источнику жизни бессмертной души, пока она находится в твоём бренном теле.

Поэтому, дай Бог нам задуматься об этом и не забывать, что Господь ждёт нашего обращения, и Его милосердие, хоть оно безмерно и безгранично, но всё-таки, когда упирается в человеческое безразличие, и Сам Бог бессилен перед этой гордыней человеческой, которую разрушают и умягчают порой только скорби, страдания, болезни. Но это очень страшный и тяжёлый путь прихода человека к Богу. А лучше ему идти к Нему своими ножками, при правильной осанке позвоночника, не будучи прикованным к земле, в здравом уме, а не на смертном одре. Потому что так думает и этого хочет от нас Бог. Аминь.  

11 ноября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие, которое рассказывало об одном из чудес, которое Господь совершил во время Своей земной жизни, спасая род человеческий от греха и смерти. Это чудо – исцеление больной женщины, которая была скована параличом и не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет. Кто из вас знает, что такое болезнь спины, когда невозможно ни встать, ни повернуться, ни согнуться – всё вызывает мучение и боль, и человек становится неподвижен, нетрудоспособен. Очень сложно находиться в таком состоянии. Милостью Божией, Его неизреченным милосердием с помощью современных медикаментозных препаратов, с помощью уколов, инъекций проходит эта боль, и человек как-то приспосабливается выживать в этих страшных болезнях, когда он не прикован окончательно к болезненному одру.

Страдания этой евангельской женщины были крайне тяжелы, непостижимы — восемнадцать лет без всякого перерыва, без всякого облегчения. Сложно представить, кто может выдержать эти страшные страдания. Но, как видно из Евангелия, эта женщина не роптала. Евангелисты не говорят о каком-то её страшном унынии, отчаянии. Она в состоянии этой крайней болезни спешила в синагогу, место встречи с Богом в ветхозаветном Израиле. В синагоге читалось и толковалось Священное Писание, произносились определённые молитвы, и этим насыщалась душа верующего человека, получала утешение и поддержку. Человек в этом черпал силы для продолжения своей земной жизни.

Дорогие братия и сестры, для нас это примечательно, мы должны брать пример от этого евангельского образа болящей женщины, которая в состоянии страшной болезни не замкнулась в себе, не погрузилась в бездну отчаяния, а наоборот, она спешила к Богу в этом страшном состоянии, когда и передвигаться-то было невозможно. Вы, наверное, видели, как старость часто сгибает человека лет в восемьдесят-девяносто, когда позвоночник скован, и человек чуть больше метра ростом, опираясь на палочку, еле-еле передвигается. В таком же состоянии была и эта женщина. Она спешила в храм по ветхозаветным понятиям. И мы с вами в состоянии любых скорбей, бед, болезней должны спешить сюда, к Богу.

Исцеление этой женщины, совершённое Христом, произошло в субботу. Господь возложил на неё руки и сказал: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13;12). Она выпрямилась и стала совершенно здоровой.

Это чудо, потому что если меняется осанка, меняется натяжение мышц, и при исцелении, например, медикаментозными средствами невозможно человеку сразу выпрямиться. Потому что мышцы не те, атрофированы, требуются огромные усилия и перенапряжение мышц, чтобы они работали так, как положено. Это чудо, которое понятно ортопедам, другим специалистам, а для нас, слабо разбирающихся в медицине, менее понятно — мы не знаем, что происходит при этих  болезнях  с организмом человека. Но, тем не менее, женщина мгновенно исцелилась от своей болезни, выпрямилась, стала стоять ровно, к изумлению всех, видевших это чудо.

Господь совершил это чудо в субботу, потому что именно по субботам иудеи собирались в синагогах. В другие дни они туда не приходили, а суббота – день покоя, этот день посвящался Богу. В христианской традиции это воскресенье. И мы с вами, исполняя эту благочестивую традицию, установившуюся с апостольских времён, начало воскресного дня посвящаем Богу, посещая богослужения в храме.

Так должно быть всегда, но беда наша состоит в том, что для нас посещением храма ограничивается исполнение и почитание воскресного дня. Выйдя за стены храма, человек погружается в обычную суету, обычные земные дела, планы и проблемы, в которых нет ничего Божиего, никакого доброделания. Либо буддийская нирвана до вечера, либо, в зависимости от погоды, вносим разнообразие – это могут быть лыжи, снегоходы, зимняя рыбалка и так далее. А может быть, займёмся шопингом, это появилось такое модное словечко, вошедшее в нашу жизнь. Раньше, заполняя документы на визу, люди не понимали, что это такое и зачем человек едет за границу. Оказывается, незачем, пишет «шопинг», то есть, просто прогуляться. В этом заключается наше проведение воскресного дня. А ведь после литургии мы должны обязательно подумать о божественном, почитать Священное Писание, и в идеале почитать его вместе с членами своего семейства, чтобы детки и внуки назидались этим. А затем совершение каких-то добрых дел. То есть, воскресенье – это не время, когда делать нечего и когда надо выдумывать, как провести этот досуг: куда съездить, в какой парк, чем занять детей и себя. А это время принадлежит Богу. Мы должны полностью посвятить этот день богомыслию, ибо иными целями и земными делами для обеспечения нашей жизни Господь дал нам возможность заниматься всю неделю.

Поэтому, дай Бог, чтобы Господь подвиг каждого из нас, размышляющего об этом чуде, более ответственно исполнять воскресный день в делах богомыслия, в добрых делах во славу Божию и для нашего собственного духовного назидания.

Господь совершил исцеление в субботу, когда у иудеев запрещён всякий физический труд. В воскресенье, по христианской традиции, тоже нельзя работать. Но, исцеляя эту женщину в субботу, тем самым Господь показывает нам правильное отношение к субботнему покою. Работать нельзя для себя, на себя, для своего благосостояния. И то, могут быть такие моменты, которые обеспечивают жизнь человека или его домашних животных. Человек, который живёт в своём доме, не имеет спектра коммунальных услуг и удобств, он должен колоть дрова, топить печь, носить воду и так далее. А если ещё есть скотина, то этот спектр расширяется за счёт тех забот, которые обеспечивают жизнь животного.

Господь и говорит, обращаясь к начальнику синагоги, который решил через упрёк народу обличить Христа в нарушении заповеди о покое в день субботний: «лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Лк. 13;15). А если он упадёт в яму, то не предпринимает ли попыток вытащить его, а это огромный, колоссальный физический труд. Но за этим стоит сохранение жизни или человека, или животного. И всем ясно и понятно, что без этих элементарных вещей жизнь невозможна, хотя это и является физическим трудом.

Господь говорит, что в седьмой день, субботний, нельзя работать на себя, но для ближнего не запрещается  всякое доброделание. Любой труд возможен, физический, самый тяжёлый, ради доброго дела  по отношению к ближнему человеку, который нуждается в помощи, если у тебя нет другой возможности помочь, как только тогда, когда ты выходной, свободен. В воскресенье можно и нужно работать и выполнять абсолютно любой труд, как доброе дело, направленное к спасению и поддержанию жизни другого человека. Исходя из этого евангельского текста, мы с вами должны намеренно искать эту возможность и этих людей, которые нуждаются в нашей помощи, чтобы непременно совершить это доброе дело.

Евангелие нам говорит, что Господь намеренно пришёл в синагогу в день субботний в этот момент, потому что Он, как Бог, знал, что туда придёт эта больная женщина, которая нуждается в Его помощи и жаждет исцеления, потому что её страдания достигли предельной точки. И Господь Сам приходит туда, чтобы совершить это исцеление. И мы с вами должны приходить туда, где люди нуждаются в нашей помощи: либо физической, либо в утешении, как проявлении доброго дела, направленного ко благу ближнего человека.

Дорогие братия и сестры. Есть ещё одно очень важное размышление по поводу этого евангельского текста, которое мы должны впитать в себя сегодня. Образ согбенной женщины, взор которой в силу её болезни направлен к земле, — это символический образ нашей с вами жизни, которая устремлена только к земле, только к земным целям и мечтаниям: земные интересы, обеспечение всем материальным, всем необходимым; только материальное, физическое существование, только земная жизнь, в которую впиваются глаза человека, и больше его ничего не интересует. Этот образ согбенной женщины – это наш с вами образ, нашей с вами жизни. Мы беспокоимся и хлопочем в течение многих лет нашей жизни только о материальном, а духовные ценности, жизнь с Богом нас занимает постольку-поскольку. Нам легче от Бога откупиться, совершая какие-то религиозные обряды, традиции, приходя даже в храм. Мы обращаем внимание на эту внешнюю, благочестивую, порой, сторону жизни: ставим свечи, пишем записочки, всех помянуть, никого не забыть, поклоны совершить, иконы поцеловать. Мы думаем, что Богу это очень приятно, очень нужно Ему. Мы думаем, что делаем нечто великое, ценное, этим угождаем Богу.

Но, дорогие братия и сестры, в храм приходят не для этого. В храм приходят для того, чтобы, встретившись с Богом, ощутив Его особое присутствие здесь, соединившись с Ним в Его тайнах Крови и Плоти, стать похожими на Христа, стать такими, как Он, думать так, как думает Христос, говорить, слышать, осязать, действовать так, как говорит, действует и живёт Христос. Эта встреча со Христом происходит здесь, в храме Божием, а всё остальное, что внешне совершает человек, вторично, если этим он ограничивается. Это ничего, кроме тщеславия и самоуспокоения, не даёт человеку. Самоуспокоение начинается тогда, когда он стал ощущать себя праведным, как тот фарисей, начальник синагоги, способный ещё к обличению других, говоря: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13;14). Внешнее обрядоверие становится для человека важным. Человек не видит себя со стороны.

Очень часто можно встретить проявление тщеславия, гордыни человеческой абсолютно на пустом месте, например, когда человек думает, что он что-то из себя представляет: хорошо поёт, хорошо говорит, хорошо выглядит, хорошо образован и так далее. Но не с тем ты себя сравниваешь. Пример проявления человеческого тщеславия: поёт, скажем, хор престарелых людей, которых не выгоняют из собора просто потому, что их жалко настоятелю, потому что они поют уже лет двадцать. Эти дребезжащие голоса, которые фальшивят буквально в каждом такте музыкального произведения — такую какофонию невозможно слушать. И потом они спускаются с балкона и говорят: «ну, мы дали сегодня», например, Великое Славословие Архангельского – «мы дали». Чего дали? Кому дали? Человек пребывает в самоуспокоении и думает, что от него исходит нечто великолепное. Это можно сказать о любой профессиональной деятельности каждого человека: писателя, поэта, журналиста, врача и так далее. Как только человек перестаёт обращать внимание на своё самообразование, это путь деградации. Как только человек перестаёт читать, перестаёт быть в своей теме как рыба в воде, он сразу деградирует и не видит этого, потому что привыкает к тому духовному, интеллектуальному уровню, в котором он пребывает.

Дорогие братия и сестры. Отношение к религиозной жизни должно у нас быть правильное, чтобы не было самоуспокоения от того, что ты сходил в церковь, чтобы бежать от мысли, что ты не такой, как прочие люди, уже имеешь право их осуждать, относиться к ним с надмением, свысока, потому что их нет в церкви, они заняты другими делами и ничего не понимают, не знают и знать не хотят. И тогда человек провоцирует развитие своей собственной гордыни, и это — путь духовной смерти.

Поэтому мы с вами должны понимать, что в храме происходит встреча с Богом, и это самое главное в храме: встреча с Ним, общение, соединение и то, как мы должны жизнь свою соизмерять со Христом. В этом отношении и посты, и поклоны – это всё вторично. Может быть, каждый из вас на своём собственном примере замечал, что, вроде бы, человек всё делает и живёт правильно: и постится, и молится, а добрее не становится, злой, как собака. На лицо посмотришь – либо кто-то умер у человека, либо повеситься готов, либо ещё что-то случилось, но выражение лица страшное, как будто антихрист уже стоит на церковной паперти.

Однажды один неверующий человек, который не считал нужным даже заходить в храм, ждал, когда его друг выйдет из храма после богослужения. И когда тот сел в его машину, спросил:

— Что это у вас в храме произошло?

— Ничего не произошло, обычная воскресная служба, погода хорошая, в храме тепло.

-А почему же люди выходят из храма такие злые, с сумрачными, трагическими, грустными лицами? 

Дорогие, мы с вами должны обращать на это внимание, потому что такое восприятие религиозной жизни, такая фарисейская строгость является следствием страшной духовной болезни – неправильного устроения духовной, религиозной жизни человека. Поэтому, дорогие братия и сестры, мы, приходя в храм, как та больная женщина в синагогу, должны каждый раз задавать себе вопрос: «А что мешает мне быть со Христом, что мешает мне сегодня поступить так же, как Он, прощая обиды, молясь за всех врагов, как Он молился на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23;34), и так далее, без всяких ультиматумов, без всякого вызова, без всякого стремления кого-то проучить, поставить на место, обличить, высказать правду в глаза?» Это абсолютно несовместимо с духом евангельским.

Апостол Павел говорит нам: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2;5) – чувствовать так, как Он, жить так, как Христос. А чтобы не забывать об этом идеале и этом ориентире, читать Евангелие, потому что Господь отвечает и даёт благодать Свою только на поиск человека. Если человек этим не интересуется, Бог бессилен – это уже живой труп, который бессилен воскресить Сам Бог. Поэтому человек в случае неверия, если его совершенно не интересует духовная жизнь, должен задуматься об этом состоянии, потому что в медикаментозном плане это состояние некроза и смерти, когда человек не чувствует боли, анафилактический шок, когда ногу оторвало или ещё что-либо страшное. Нет жизни – смерть. Нормальное состояние человека – это жизнь с Богом. Бог так задумал, Бог такими сотворил нас. Стремление к Богу — это религиозный инстинкт, и если он атрофируется, то человек мёртв, несмотря на то, что глазки смотрят и ноги ходят. Как инстинкт в ребёнке проявляется в любви к матери, дающей ему жизнь, точно так же религиозный инстинкт обращает каждого человека к Богу, Источнику жизни на земле и Источнику жизни бессмертной души, пока она находится в твоём бренном теле.

Поэтому, дай Бог нам задуматься об этом и не забывать, что Господь ждёт нашего обращения, и Его милосердие, хоть оно безмерно и безгранично, но всё-таки, когда упирается в человеческое безразличие, и Сам Бог бессилен перед этой гордыней человеческой, которую разрушают и умягчают порой только скорби, страдания, болезни. Но это очень страшный и тяжёлый путь прихода человека к Богу. А лучше ему идти к Нему своими ножками, при правильной осанке позвоночника, не будучи прикованным к земле, в здравом уме, а не на смертном одре. Потому что так думает и этого хочет от нас Бог. Аминь.  

Предыдущая проповедь

6 ноября 2016

Притча о богаче и Лазаре
Следующая проповедь

13 ноября 2016

Исцеление гадаринского бесноватого

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00