Дорогие братия и сестры.
Во время Божественной Литургии Вы услышали маленький евангельский отрывок от евангелиста Луки о чуде, которое совершил Господь, придя в синагогу в день субботний. Там Он исцелил согбенную женщину, которая была скована параличом и не могла распрямиться. Она ходила согнувшись, обратившись к земле.
Что мы с вами видим, дорогие братия и сестры, из этих кратких слов? Господь многократно в субботние дни заходил в синагогу и там участвовал в молитвенном собрании, чтении Священного Писания, что было в традиции у еврейского народа. В синагогах не совершались богослужения, какие-то священные обряды, характерные для Ветхозаветной религии. Это были особые, Богу посвящённые здания, наверное, по архитектуре мало чем отличающиеся от обычных жилых зданий, но в которые собирались люди для того, чтобы, в первую очередь, назидаться и питать душу словами Священного Писания.
Мы с Вами должны прекрасно понимать, что Священное Писание было драгоценностью для евреев тех времён. Драгоценностью во всех смыслах этого слова: в духовном смысле, как сакральный текст, который не все могли читать, потому что древние списки Торы или всей Библии были переписываемы, никаких печатных станков и приспособлений в те времена не было. В целях сохранения сакральности текста, Священное Писание записывали без гласных букв, одними согласными. И прочитать этот текст могли далеко не все, а только те, кто изучал текст Священного Писания. И потому в синагогах читали Священное Писание самые уважаемые люди – начальник синагоги, какие-то почтенные иудеи, книжники, знавшие этот священный сакральный текст. Он хранился в свёрнутом папирусе, в каком-то футляре, торжественно выносился в это молитвенное собрание наподобие того, как выносится торжественно Евангелие при нашем православном богослужении. И после чтения определённого отрывка его толковали те люди, которые были к этому специально обучены. Причём в синагоге слово назидания мог сказать любой человек. Любой человек — это значит любой мужчина, для женщин это было невозможно, потому что Восток, как говорят, дело тонкое. И в традиции иудейской религии, мусульман, вообще на Востоке женщина имеет своё особое призвание, послушание. Не будем об этом пространно распространяться, не сейчас, не о том речь.
Священное Писание было драгоценностью и в материальном плане, потому что переписывание свитков Священного Писания было очень трудоёмким делом. И у нас на Руси практически вплоть до XVII-го века, до изобретения первых типографий для книгопечатания тоже все книги: и богослужебные, и все другие переписывались вручную.
Всякий человек, помимо упомянутых специальных служителей, которые были в синагоге, мог сказать слово назидания. А учить народ и сказать какое-то слово, которое Господь открыл человеку, положил на сердце, мог человек, начиная с тридцатилетнего возраста. Поэтому, уважая эту традицию еврейского народа, Господь и начал Своё служение, проповедь, обращенную к людям о спасении, о жизни вечной, говоря им слова Евангелия, придя на Иордан ровно в тридцать лет. До тридцатилетнего возраста, к сожалению, дорогие братия и сестры, продолжается детство. Человек ещё не сформирован, ещё буйная юность руководит им, живёт инстинктами и так далее, как лодка без руля и вёсел — куда забросит, куда товарищи поведут, куда молодёжь направит. Чтобы человек до тридцати лет имел своё мнение — это редчайшее исключение, которое можно занести в Красную книгу.
К сожалению, это актуально до сих пор, особенно, если ребёночек один-единственный у родителей. Они всё за него делают: кормят до этого возраста — пожалуйста, покушай за маму, за папу, шапку одень, не забудь, пойдёшь на улицу, там холодно, вернись, возьми рукавицы и так далее. Эта материнская, родительская опека сопровождает избалованных деток очень и очень долго, мешая, конечно, их взрослению, их ответственному подходу к жизни.
Что для нас важно, дорогие братия и сестры? Господь неоднократно приходил по субботним дням в синагогу. Суббота — это седьмой день, который по заповеди, данной Богом через Моисея, должен был неукоснительно соблюдаться, как день покоя и день, посвящённый Богу. «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему».
Для нас с Вами, живущих в Новом Завете, конечно, субботний покой абсолютно менее значителен или вообще не важен. А речь идёт о воскресном дне в честь воскресшего из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Эта традиция почитания воскресного дня установи-лась ещё в век апостолов. В Посланиях и Деяниях апостольских мы неоднократно находим свидетельства, что апостолы в день недельный, в первый день (в таких выражениях говорилось о воскресенье), собирались для преломления хлеба, для совершения Таинства Евхаристии, для общей молитвы и воспоминаний Господа и Учителя.
Дорогие братия и сестры. Господь, Который не имел никакой нужды приходить в субботу в синагогу и исполнять день, посвящённый Богу, будучи Сам воплотившимся Богом, делает это намеренно, давая нам с вами наглядный пример, как мы должны с вами относиться к воскресному дню. Точно так же Господь не имел никакой нужды в Иордане креститься, абсолютно никакой. Но Он пришёл туда опять, давая нам наглядный пример, чтобы мы не размышляли: надо или не надо креститься, когда: или перед смертью, или на пенсии, или попозже, или перед школой — сразу, чтобы мы, не размышляя, брали пример с Господа и крестили своих деток и внуков при начавшейся их земной жизни, потому что такая традиция установилась в Православной Церкви и стала всеобщей.
Точно так же, давая наглядный пример для почитания седьмого дня, Господь приходит в синагогу. Мы с вами, к сожалению, дорогие братия и сестры, не имеем такой ревности и такого глубокого усердия постоянства почитания воскресного дня – у нас другие приоритеты, другие ценности. Эти ценности самые элементарные, безобидные, из области прекрасного детства: хочется выспаться — ну так ты замучился, устал, бедный, за всю рабочую неделю; столько вагонов разгружал с углём, с песком, ещё с чем-то; так замучился, как заезженная лошадь. В воскресенье надо выспаться – хотя бы до двенадцати часов. И есть некоторые любители, которые все рекорды побивают: я знаю таких прихожан, которые могут просыпаться в два, в три часа и это ещё далеко не предел. Человек отдыхает, происходит релаксация, восстанавливаются все силы. Хоть бы пролежни не заработал от такой жизни.
И это лишь самые безобидные, самые детские, наивные привычки, когда очень хочется спать. Другие приоритеты, которые встают перед человеком — какие-то удовольствия, забавы, в зависимости от погоды, от материального достатка: то лыжи, то грибы, то ягоды, то купания в озерах и речках. Для женщин характерная альтернатива храму — это, выражаясь иностранным словечком, «шопинг». Это страшное, любимое занятие для всех женщин. Есть деньги в кармане, на карточке или нет, надо всё равно выбирать, смотреть, примерять перед зеркалом, новые наряды к Новому году надо купить сейчас, что-нибудь новенькое выбрать, посмотреть для поднятия настроения.
Вот так приехали, дорогие, вот такие скорби у людей. Все эти или иные причины касаются тела человеческого, вокруг ублажения тела, удовольствия либо в чревоугодии, либо в посещении гостей, либо в отдыхе, либо в каких-то забавах, развлечениях, посещении каких-то мест более или менее злачных, интересных или менее интересных, культурных и так далее. И человек думает, что это всё важно, что надо успевать и детей водить по всем музеям, потому что так все делают, это модно, нужно.
Любые причины отводят человека от посещения храма Божиего в воскресный день. Это совершенно неправильное распределение приоритетов. Рано или поздно человек теряет и благословение Божие в жизни своей, потому что он сам хочет всё решать, и Бог ему в общем-то и не нужен здесь, в этих земных делах. Он заботится обо всём и думает, что Царство Божие приложится ему. А Господь говорит, наоборот: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а это всё приложится вам» (Мф. 6;33). Мы хотим сами всё решить, всё размерить, всего достичь, везде побывать и так далее. А храм? А куда он денется? Он дождётся, мы придём когда-нибудь в другой раз.
Господь обличает нашу лень, наше нерадение. Кроме посещения храма, мы с вами должны весь день посвящать делам благочестия, чтению Священного Писания, духовных книг и ещё обращать внимание на возможность совершения добрых дел. Для добрых дел преград нет, в чём бы эти добрые дела ни выражались: в физическом труде ради ближнего, тяжёлом труде и так далее. Если не для себя, а для ближнего, то и в воскресный день можно и нужно совершать эти добрые дела.
У нас, у людей, которые приучили себя в воскресенье бывать в церкви, вторая половина дня проходит каким образом, если быть откровенным? Человек приходит со службы, покушать надо, а потом что после обеда? Полежать. Всё-таки рано проснулся, в девять утра. Это расслабление затягивается до пяти-шести часов вечера. Солнце заходит, темнота на улице и уже всё, день окончился. И что у нас в итоге получается? Храм и сон, и больше ничего. И это ещё не самый худший вариант.
Итак, дорогие братия и сестры, в синагогу пришла больная женщина. Она пребывала в страшном согбенном состоянии в течение восемнадцати лет. Сковал её сатана. Эта болезнь была вызвана злыми духами, которые обитали в этой женщине. Это не была ни нервная болезнь с защемлением какого-то нервного окончания, ни болезнь позвоночника со смещением дисков и тому подобное — злые духи так издевались над этой женщиной. И она несла этот страшный недуг восемнадцать лет.
Из описания чуда исцеления, совершённого Христом над этой женщиной, мы не видим, чтобы она как-то роптала, изнывала под тяжестью этой страшной болезни. И Господь, мы можем предположить, именно из-за её необыкновенного терпения пришёл в синагогу, чтобы исцелить эту женщину. Увидев её, стоящую где-то в стороне, сзади, в углу, Он сказал, обратившись: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13;12) и возложил на неё руку. Она сразу выпрямилась и стала благодарить и славословить Бога.
Это благодарение Бога, Христа она безбоязненно совершала в синагоге. Начальники синагог обычно не любили Христа из чувства зависти к Его служению и влиянию на народ, к глубочайшему уважению и любви народной. И поэтому, конечно, это славословие женщины было как нож в сердце всем блюстителям Ветхозаветного закона, которые находились в этой синагоге. И поэтому начальник синагоги сказал, обращаясь не ко Христу, боясь Его авторитета, влияния, а к народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13;14), как будто в синагоге каждый день совершалось множество исцелений. И Господь, обличая этого фарисея, начальника синагоги, сказал в ответ: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13;15-16). Таким образом, Господь говорит, что человек выше твари бессловесной, которую жалеют, нарушая субботний покой, ведут на водопой, совершая труд, отвязывая от яслей, чтобы скотина была напоена.
Но лицемерие этого начальника синагоги состояло не в том, что он так тщательно наблюдал за сохранением заповедей о седьмом дне, о покое, а потому, что в сердце его была зависть ко Христу. Его мало кто слушал, или неубедительно было его слово, а за Христом шёл народ. После совершения чуда в синагоге, конечно же, все славили и благодарили Бога. И почитание Христа, и благоговение перед Ним, как Учителем и Господом, укреплялось, расширялось вопреки многим таким иудеям, фарисеям, книжникам и так далее.
Дорогие братия и сестры. Возвратимся к этой женщине, которая несла восемнадцать лет свой страшный недуг. Для нас она даёт пример необыкновенного терпения, которого мы с вами не имеем. Нас чуть-чуть только тронь, чуть-чуть какие-то скорби, какие-то болезни, какие-то неприятности – всё, уже человек ропщет, что жизнь тяжёлая, страна плохая, президент никуда не годный, местные власти вообще плохие, жизнь страшная, кризис экономический, кругом враги и так далее. А самый несчастный поплачет, что никто не жалеет, горько и обидно. Вот так мы с вами ведём себя.
Но если все скорби наши и болезни, которые составляют крест жизненный человека, мы сравним со скорбями этой женщины, которая восемнадцать лет не могла выпрямиться и, наверное, мучения ей доставляли малейшие движения её рук и всего организма, но она, несмотря на это, приходила в синагогу. Легче-то ей было точно остаться дома, можно было и в одном, и в другом положении полежать, посидеть, наверное. Но, благоговея перед словом Божиим, благоговея перед Самим Богом, без ропота на тяжёлую жизнь свою, она приходила в синагогу. А мы с вами чуть скользко, чуть ветер посильнее, холодно, дождь или чего-нибудь ещё подобное, уже ищем всякие благовидные причины, чтобы не пойти в храм Божий, бережём себя, перестраховываемся. А этот пример женщины обличает нас.
И дай Бог, чтобы усердие наше к храму Божиему не покидало нас, чтобы мы понимали, что посещение храма, поклонение Богу и угождение Ему через это посещение должно быть на первом месте. Бог всегда на первом месте, и если это будет так, то и всё остальное будет на своих местах: никакого ущерба, никакой дискриминации ни родственным связям, ни родитель-ской любви, ни любви родителей к детям, мужа к жене, жены к мужу, никакого ущемления. Если Бог на первом месте, то в жизни человека другие взаимоотношения будут преображаться от этого главного принципа. Потому что все другие отношения будут построены на заповедях Божиих, а заповеди Божии никого не ущемляют, исполнены любви к человеку, обращают человека к Богу и являются правилами, достоверными ориентирами, правилами нормальной жизни, теми правилами, которые сохраняют, продлевают жизнь нашу земную и даруют ей небесное благословение. Аминь.
10 декабря 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Во время Божественной Литургии Вы услышали маленький евангельский отрывок от евангелиста Луки о чуде, которое совершил Господь, придя в синагогу в день субботний. Там Он исцелил согбенную женщину, которая была скована параличом и не могла распрямиться. Она ходила согнувшись, обратившись к земле.
Что мы с вами видим, дорогие братия и сестры, из этих кратких слов? Господь многократно в субботние дни заходил в синагогу и там участвовал в молитвенном собрании, чтении Священного Писания, что было в традиции у еврейского народа. В синагогах не совершались богослужения, какие-то священные обряды, характерные для Ветхозаветной религии. Это были особые, Богу посвящённые здания, наверное, по архитектуре мало чем отличающиеся от обычных жилых зданий, но в которые собирались люди для того, чтобы, в первую очередь, назидаться и питать душу словами Священного Писания.
Мы с Вами должны прекрасно понимать, что Священное Писание было драгоценностью для евреев тех времён. Драгоценностью во всех смыслах этого слова: в духовном смысле, как сакральный текст, который не все могли читать, потому что древние списки Торы или всей Библии были переписываемы, никаких печатных станков и приспособлений в те времена не было. В целях сохранения сакральности текста, Священное Писание записывали без гласных букв, одними согласными. И прочитать этот текст могли далеко не все, а только те, кто изучал текст Священного Писания. И потому в синагогах читали Священное Писание самые уважаемые люди – начальник синагоги, какие-то почтенные иудеи, книжники, знавшие этот священный сакральный текст. Он хранился в свёрнутом папирусе, в каком-то футляре, торжественно выносился в это молитвенное собрание наподобие того, как выносится торжественно Евангелие при нашем православном богослужении. И после чтения определённого отрывка его толковали те люди, которые были к этому специально обучены. Причём в синагоге слово назидания мог сказать любой человек. Любой человек — это значит любой мужчина, для женщин это было невозможно, потому что Восток, как говорят, дело тонкое. И в традиции иудейской религии, мусульман, вообще на Востоке женщина имеет своё особое призвание, послушание. Не будем об этом пространно распространяться, не сейчас, не о том речь.
Священное Писание было драгоценностью и в материальном плане, потому что переписывание свитков Священного Писания было очень трудоёмким делом. И у нас на Руси практически вплоть до XVII-го века, до изобретения первых типографий для книгопечатания тоже все книги: и богослужебные, и все другие переписывались вручную.
Всякий человек, помимо упомянутых специальных служителей, которые были в синагоге, мог сказать слово назидания. А учить народ и сказать какое-то слово, которое Господь открыл человеку, положил на сердце, мог человек, начиная с тридцатилетнего возраста. Поэтому, уважая эту традицию еврейского народа, Господь и начал Своё служение, проповедь, обращенную к людям о спасении, о жизни вечной, говоря им слова Евангелия, придя на Иордан ровно в тридцать лет. До тридцатилетнего возраста, к сожалению, дорогие братия и сестры, продолжается детство. Человек ещё не сформирован, ещё буйная юность руководит им, живёт инстинктами и так далее, как лодка без руля и вёсел — куда забросит, куда товарищи поведут, куда молодёжь направит. Чтобы человек до тридцати лет имел своё мнение — это редчайшее исключение, которое можно занести в Красную книгу.
К сожалению, это актуально до сих пор, особенно, если ребёночек один-единственный у родителей. Они всё за него делают: кормят до этого возраста — пожалуйста, покушай за маму, за папу, шапку одень, не забудь, пойдёшь на улицу, там холодно, вернись, возьми рукавицы и так далее. Эта материнская, родительская опека сопровождает избалованных деток очень и очень долго, мешая, конечно, их взрослению, их ответственному подходу к жизни.
Что для нас важно, дорогие братия и сестры? Господь неоднократно приходил по субботним дням в синагогу. Суббота — это седьмой день, который по заповеди, данной Богом через Моисея, должен был неукоснительно соблюдаться, как день покоя и день, посвящённый Богу. «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему».
Для нас с Вами, живущих в Новом Завете, конечно, субботний покой абсолютно менее значителен или вообще не важен. А речь идёт о воскресном дне в честь воскресшего из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Эта традиция почитания воскресного дня установи-лась ещё в век апостолов. В Посланиях и Деяниях апостольских мы неоднократно находим свидетельства, что апостолы в день недельный, в первый день (в таких выражениях говорилось о воскресенье), собирались для преломления хлеба, для совершения Таинства Евхаристии, для общей молитвы и воспоминаний Господа и Учителя.
Дорогие братия и сестры. Господь, Который не имел никакой нужды приходить в субботу в синагогу и исполнять день, посвящённый Богу, будучи Сам воплотившимся Богом, делает это намеренно, давая нам с вами наглядный пример, как мы должны с вами относиться к воскресному дню. Точно так же Господь не имел никакой нужды в Иордане креститься, абсолютно никакой. Но Он пришёл туда опять, давая нам наглядный пример, чтобы мы не размышляли: надо или не надо креститься, когда: или перед смертью, или на пенсии, или попозже, или перед школой — сразу, чтобы мы, не размышляя, брали пример с Господа и крестили своих деток и внуков при начавшейся их земной жизни, потому что такая традиция установилась в Православной Церкви и стала всеобщей.
Точно так же, давая наглядный пример для почитания седьмого дня, Господь приходит в синагогу. Мы с вами, к сожалению, дорогие братия и сестры, не имеем такой ревности и такого глубокого усердия постоянства почитания воскресного дня – у нас другие приоритеты, другие ценности. Эти ценности самые элементарные, безобидные, из области прекрасного детства: хочется выспаться — ну так ты замучился, устал, бедный, за всю рабочую неделю; столько вагонов разгружал с углём, с песком, ещё с чем-то; так замучился, как заезженная лошадь. В воскресенье надо выспаться – хотя бы до двенадцати часов. И есть некоторые любители, которые все рекорды побивают: я знаю таких прихожан, которые могут просыпаться в два, в три часа и это ещё далеко не предел. Человек отдыхает, происходит релаксация, восстанавливаются все силы. Хоть бы пролежни не заработал от такой жизни.
И это лишь самые безобидные, самые детские, наивные привычки, когда очень хочется спать. Другие приоритеты, которые встают перед человеком — какие-то удовольствия, забавы, в зависимости от погоды, от материального достатка: то лыжи, то грибы, то ягоды, то купания в озерах и речках. Для женщин характерная альтернатива храму — это, выражаясь иностранным словечком, «шопинг». Это страшное, любимое занятие для всех женщин. Есть деньги в кармане, на карточке или нет, надо всё равно выбирать, смотреть, примерять перед зеркалом, новые наряды к Новому году надо купить сейчас, что-нибудь новенькое выбрать, посмотреть для поднятия настроения.
Вот так приехали, дорогие, вот такие скорби у людей. Все эти или иные причины касаются тела человеческого, вокруг ублажения тела, удовольствия либо в чревоугодии, либо в посещении гостей, либо в отдыхе, либо в каких-то забавах, развлечениях, посещении каких-то мест более или менее злачных, интересных или менее интересных, культурных и так далее. И человек думает, что это всё важно, что надо успевать и детей водить по всем музеям, потому что так все делают, это модно, нужно.
Любые причины отводят человека от посещения храма Божиего в воскресный день. Это совершенно неправильное распределение приоритетов. Рано или поздно человек теряет и благословение Божие в жизни своей, потому что он сам хочет всё решать, и Бог ему в общем-то и не нужен здесь, в этих земных делах. Он заботится обо всём и думает, что Царство Божие приложится ему. А Господь говорит, наоборот: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а это всё приложится вам» (Мф. 6;33). Мы хотим сами всё решить, всё размерить, всего достичь, везде побывать и так далее. А храм? А куда он денется? Он дождётся, мы придём когда-нибудь в другой раз.
Господь обличает нашу лень, наше нерадение. Кроме посещения храма, мы с вами должны весь день посвящать делам благочестия, чтению Священного Писания, духовных книг и ещё обращать внимание на возможность совершения добрых дел. Для добрых дел преград нет, в чём бы эти добрые дела ни выражались: в физическом труде ради ближнего, тяжёлом труде и так далее. Если не для себя, а для ближнего, то и в воскресный день можно и нужно совершать эти добрые дела.
У нас, у людей, которые приучили себя в воскресенье бывать в церкви, вторая половина дня проходит каким образом, если быть откровенным? Человек приходит со службы, покушать надо, а потом что после обеда? Полежать. Всё-таки рано проснулся, в девять утра. Это расслабление затягивается до пяти-шести часов вечера. Солнце заходит, темнота на улице и уже всё, день окончился. И что у нас в итоге получается? Храм и сон, и больше ничего. И это ещё не самый худший вариант.
Итак, дорогие братия и сестры, в синагогу пришла больная женщина. Она пребывала в страшном согбенном состоянии в течение восемнадцати лет. Сковал её сатана. Эта болезнь была вызвана злыми духами, которые обитали в этой женщине. Это не была ни нервная болезнь с защемлением какого-то нервного окончания, ни болезнь позвоночника со смещением дисков и тому подобное — злые духи так издевались над этой женщиной. И она несла этот страшный недуг восемнадцать лет.
Из описания чуда исцеления, совершённого Христом над этой женщиной, мы не видим, чтобы она как-то роптала, изнывала под тяжестью этой страшной болезни. И Господь, мы можем предположить, именно из-за её необыкновенного терпения пришёл в синагогу, чтобы исцелить эту женщину. Увидев её, стоящую где-то в стороне, сзади, в углу, Он сказал, обратившись: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13;12) и возложил на неё руку. Она сразу выпрямилась и стала благодарить и славословить Бога.
Это благодарение Бога, Христа она безбоязненно совершала в синагоге. Начальники синагог обычно не любили Христа из чувства зависти к Его служению и влиянию на народ, к глубочайшему уважению и любви народной. И поэтому, конечно, это славословие женщины было как нож в сердце всем блюстителям Ветхозаветного закона, которые находились в этой синагоге. И поэтому начальник синагоги сказал, обращаясь не ко Христу, боясь Его авторитета, влияния, а к народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13;14), как будто в синагоге каждый день совершалось множество исцелений. И Господь, обличая этого фарисея, начальника синагоги, сказал в ответ: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13;15-16). Таким образом, Господь говорит, что человек выше твари бессловесной, которую жалеют, нарушая субботний покой, ведут на водопой, совершая труд, отвязывая от яслей, чтобы скотина была напоена.
Но лицемерие этого начальника синагоги состояло не в том, что он так тщательно наблюдал за сохранением заповедей о седьмом дне, о покое, а потому, что в сердце его была зависть ко Христу. Его мало кто слушал, или неубедительно было его слово, а за Христом шёл народ. После совершения чуда в синагоге, конечно же, все славили и благодарили Бога. И почитание Христа, и благоговение перед Ним, как Учителем и Господом, укреплялось, расширялось вопреки многим таким иудеям, фарисеям, книжникам и так далее.
Дорогие братия и сестры. Возвратимся к этой женщине, которая несла восемнадцать лет свой страшный недуг. Для нас она даёт пример необыкновенного терпения, которого мы с вами не имеем. Нас чуть-чуть только тронь, чуть-чуть какие-то скорби, какие-то болезни, какие-то неприятности – всё, уже человек ропщет, что жизнь тяжёлая, страна плохая, президент никуда не годный, местные власти вообще плохие, жизнь страшная, кризис экономический, кругом враги и так далее. А самый несчастный поплачет, что никто не жалеет, горько и обидно. Вот так мы с вами ведём себя.
Но если все скорби наши и болезни, которые составляют крест жизненный человека, мы сравним со скорбями этой женщины, которая восемнадцать лет не могла выпрямиться и, наверное, мучения ей доставляли малейшие движения её рук и всего организма, но она, несмотря на это, приходила в синагогу. Легче-то ей было точно остаться дома, можно было и в одном, и в другом положении полежать, посидеть, наверное. Но, благоговея перед словом Божиим, благоговея перед Самим Богом, без ропота на тяжёлую жизнь свою, она приходила в синагогу. А мы с вами чуть скользко, чуть ветер посильнее, холодно, дождь или чего-нибудь ещё подобное, уже ищем всякие благовидные причины, чтобы не пойти в храм Божий, бережём себя, перестраховываемся. А этот пример женщины обличает нас.
И дай Бог, чтобы усердие наше к храму Божиему не покидало нас, чтобы мы понимали, что посещение храма, поклонение Богу и угождение Ему через это посещение должно быть на первом месте. Бог всегда на первом месте, и если это будет так, то и всё остальное будет на своих местах: никакого ущерба, никакой дискриминации ни родственным связям, ни родитель-ской любви, ни любви родителей к детям, мужа к жене, жены к мужу, никакого ущемления. Если Бог на первом месте, то в жизни человека другие взаимоотношения будут преображаться от этого главного принципа. Потому что все другие отношения будут построены на заповедях Божиих, а заповеди Божии никого не ущемляют, исполнены любви к человеку, обращают человека к Богу и являются правилами, достоверными ориентирами, правилами нормальной жизни, теми правилами, которые сохраняют, продлевают жизнь нашу земную и даруют ей небесное благословение. Аминь.
Предыдущая проповедь
3 декабря 2017
Следующая проповедь
31 декабря 2017
Все проповеди за 2017 год