Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление скорченной женщины

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

Во время земной жизни Спасителя у иудеев был только один храм, расположенный в столице Иудеи — Иерусалиме. Это было величественное по своей красоте сооружение, потрясавшее современников своим великолепием и богатым украшением, носившего на себе отблеск величия храма Соломона, первого храма Иерусалимского. Но в семидесятом году при подавлении восстания иудеев Иерусалим был осаждён и взят штурмом войсками римского императора Веспасиана и его сына Тита, и не осталось камня на камне от этого величественного храма.

 Почему же у евреев был всего один храм? Это было устроено намеренным образом. Не потому, что евреи не могли в других городах построить храмы, это было прямое благословение Божие, которое для этого строптивого народа наглядно показывало некие высокие истины, в первую очередь, догмат о единобожии, что Бог один и только один храм. Как Бог один на небе, так и на земле один Его дом в священном граде Иерусалиме. 

Посещение этого храма, конечно, для иудеев было не всегда возможным. Во времена Христа иудеи в римской империи уже внедрились во все области и регионы, были рассеяны по лицу тогдашней Вселенной, поэтому посещение иерусалимского храма даже чисто из географических соображений было для многих маловероятным  моментом в силу длительности пути, занятости, земной суеты и многих других факторов. Вот почему евреи во множестве строили синагоги как некую альтернативу храму, которые, однако, не ставили задачу заменить храм. Это были особые места, где иудеи общались друг с другом. Неизменным моментом и главной составляющей этого человеческого общения было, конечно же, чтение Священного Писания Ветхого Завета, его объяснение и толкование. Объяснением Торы занимались специально поставленные на это дело служители синагоги, и право толковать имел любой более-менее просвещённый человек, знающий закон.

И поэтому нет ничего удивительного, что Христос пришёл в день субботний в синагогу и стал учить народ. Это было в порядке вещей. Если человек просил слово, значит, он мог сказать, значит, ему было что сказать и чем поделиться из своего опыта осмысления и понимания Священного Писания.

Дорогие братия и сестры!Для нас, современных христиан и современных язычников, которые ещё или ищут путь к Богу, или вообще не думают о Нём, иногда оправдывая себя, свою отчуждённость к храму и всякой церковной жизни, говорят, что Бог в душе. Но поразительным образом Христос, воплощённый Бог, идёт в синагогу, идёт туда, где вспоминают и говорят о Боге. Не для нас ли, маловерных, это пример? Ведь Он не нуждался никоим образом в чтении Священного Писания. Христос — это воплощённый Бог, Который Сам является Источником и Автором Священного Писания, которое говорит о Нём.

Ради нас, грешных и немощных, строптивых, упирающихся, не хотящих идти в храм Божий, Он приходит и показывает нам этот пример Своей жизни, в день субботний. Для нас, христиан, это день воскресный. После воскресения Христа с древнейших времён апостольской Церкви апостолы собирались уже в день воскресный, недельный день и всегда совершали Евхаристию, всегда совершали таинство преломления хлеба, причащались Святых Христовых Тайн и всегда вспоминали своего драгоценного и любимого Учителя, ушедшего от них на небо в момент Вознесения.

Дорогие братия и сестры, посещение храма в воскресный день является нашим долгом, нашей обязанностью, является нашей привилегией как христиан, потому что для христианина всё-таки это не должно быть какой-то тяжёлой, рабской повинностью, которую мы исполняем как одолжение Богу, отдавая Ему что-либо. Мы должны посещать храм с совсем другим настроением. Помните, как говорил пророк Давид в 41-ом псалме? «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» и «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому». И он всё ради этого вметал в прах. Для него ничто земное не имело значения, лишь бы жить в дому Господнем, зреть красоту дома Господня, посещать храм святый Его. Вот так мыслили цари, которым было что оставлять в жизни. Не нам, грешным, чета.

Дорогие братия и сестры, посещение храма — это радость и счастье для христианина, которое, порой, не объяснить другому человеку, потому что это сердцем чувствуется. Это ощущение благодати и близости Бога в храме Божием, в том месте, которое Ему отведено на земле, которое принадлежит Ему и которое является частичкой неба на земле. Здесь небо особо чувствуется близким и родным для сердца каждого христианина. Посещение храма в воскресный день — это исполнение заповеди Божией о субботнем дне, о седьмом дне, которая звучит следующим образом: «помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему».

Седьмой день — это для нас, христиан, ещё раз повторяю, воскресный день в память воскресшего из мёртвых Христа, и он всецело должен быть отдан Богу. И начинается этот день с молитвы, начинается он с посещения храма Божьего. Никаких извинительных моментов не может быть для того, чтобы человек уклонился от исполнения этой заповеди. Если нет человека в храме Божьем, значит, Христос уже играет не первейшее значение в его жизни; значит, его жизненные ценности уже пересмотрены, и уже что-то или кто-то другой стоит на этом месте. Как правило, дорогие братия и сестры, мы сами так устраиваем, сами так распределяем дела в нашей жизни, что их в избытке собирается в воскресенье, и мы этот день забираем у Бога, придумывая бесконечные и бесконечные дела, из которых человек вырваться, казалось бы, не может: то работу, то учёбу, то ещё какие-то срочные дела. Но Церковь заявляет со всей ответственностью, что те земные, мирские дела, которые творит человек в воскресный день, они, как время, украденное у Бога, никогда не принесут человеку пользы: ни его душе, ни его телу. Все пойдёт прахом, человек ничего не достигнет. Иногда, кажется, что хорошо исполнил какое-то важное, срочное дело в воскресный день, а пройдёт неделя, две, месяц, год и мы увидим, что всё впустую: оказалось, что всё то, что мы делали в воскресный день когда-то, было абсолютно никому не нужным. Всё пошло прахом, истрачены жизненные силы, угроблено здоровье и, как часто случается, человек оказывается у разбитого корыта, которое восстановить невозможно, потому что всё потрачено только на себя и на своё земное преуспеяние здесь, в этой жизни.

Обратите внимание, дорогие братия и сестры, что в сегодняшнем евангельском повествовании Господь совершил чудо исцеления больной, скорченной женщины, которая не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет, в субботний день, объясняя нам опять же, как мы должны проводить эти святые дни. Господь говорит, что в воскресный день на себя человек работать не может, запрещая физический труд. Но в то же время Господь убедительным образом показывает Своим примером, что ради блага другого человека, ради доброго дела любой, даже самый тяжелый физический труд, в чём бы он ни состоял, если он своевременен, если его нельзя выполнить в другой день, если человек требует и ждёт от нас помощи именно в воскресный день, как доброе дело, Господь благословляет такой труд и показывает нам пример, когда совершает это исцеление в субботу.

Книжники и враждебные ко Христу иудеи воспринимают чудо как некое дело, как поступок, и поэтому они сразу осуждают Христа, но боясь обратиться к Нему, очень хитро говорят так, чтобы Он слышал, конечно. Есть такой пример человеческого лицемерия, когда в глаза боятся сказать, а начинают распускать сплетни, в надежде, что они дойдут до нужного человека, обрастая, соответственно, мифическими подробностями.

То же самое было и в древней иудейской земле. Иудеи говорили к народу: есть шесть дней в неделю, в это время и приходите в синагогу, исцеляйтесь от своих болезней, а не в день субботний. Господь обличает этого начальника синагоги, называет его лицемером.

Лицемер —  это такое нелестное слово, которое не потеряло своего значения до нашего ХХI века, и характеризует человека, который живёт по двойным стандартам: одни правила для себя, другие — для близких. Одним образом человек ведёт себя в присутственных местах, например, в храме у него благообразное, почти иконописное выражение лица, похож на христианина. Но стоит ему отойти на два шага от храма, как он превращается в типичного язычника или зверя какого-то, вырвавшегося на свободу. Попробуй, запусти его в общественный транспорт, в метро или ещё куда-нибудь — чуть что не по нему, чуть кто-то перешёл дорогу, в чём-то ущемил его свободу, неосторожно толкнул, задел, не пропустил, вне очереди куда-то прошёл – всё, от христианства ничего не осталось – только раздражение, злоба, гнев.

И очень часто, дорогие братия и сестры, точно так же мы с вами лицемерно ведём себя не только на улицах языческих городов, но и в своей семье. Взаимоотношения между мужем и женой, между родителями и детьми — сколько вокруг примеров того, когда от христианства ничего не остаётся. Порой даже до рукоприкладства доходит, до взаимных оскорблений, до взаимных упрёков или горделивого молчания, когда приходит тот или иной член семьи, а другой демонстративно уходит в другую комнату. Много, дорогие братия и сестры, у каждого из нас своих мыслей, своих примеров на этот счёт. Сколько всего было сделано не так, как нужно было, лицемерно. Забывали заповеди, а раздражение, гнев, ярость и все другие грехи оставались. Дорогие братия и сестры, Господь в этом повествовании обличает в лицемерии не только начальника синагоги, но и всех нас.

А начальник синагоги обличает Христа не потому, что он так любил субботу, не потому, что он так исполнял Закон Божий, нет. Его поступок был продиктован завистью, что Христос исцелил человека, а он не может; к нему народ не идёт, его народ не слушает, не уважает, не любит и так далее.

Завистью многое и в нашей жизни продиктовано. Не той завистью, когда мы видим, что люди живут так, как нам недоступно, как мы не можем. Да ладно, Бог с ними, человек покается в этой зависти. А сколько в нас этой мелкой зависти, которая каждый день нашим сердцем овладевает и руководит нашими поступками: а у того работника, рядом с нами, лучше получается, а к нему лучше народ идёт и так далее. И таких грехов великое множество. Зависть такая мелкая, корыстная, расчетливая, пронизанная и профессиональными качествами, ведь она тоже заполняет наше сердце, заставляет нас действовать, ущемить, обидеть другого человека. В таких мелких, греховных авантюрах проходит наша с вами жизнь.

 Этот евангельский отрывок нам говорит ещё об одной великой истине. Христос зашёл в синагогу и учил. Чему Он учил? Он толковал Священное Писание. Другое ничего не читалось в синагогах, только Священное Писание. Дорогие братия и сестры, Христос читает Священное Писание Ветхого Завета. А мы-то с вами читаем ли каждый день данное Им Евангелие? Кто из присутствующих здесь и молящихся в храме прочитал Евангелие от начала до конца вместе с апостольскими посланиями? Апокалипсис прочитали? Думаю, наберётся не более десяти человек, а остальные читали так, от случая к случаю. Есть свободное время, газеты окончились, тогда, может быть, возьмём Евангелие. Нет у нас любви к Евангелию, нет трепетного, благоговейного отношения к нему. А как Церковь показывает правильное отношение к святому Евангелию? Перед чтением Евангелия на богослужении священник или дьякон торжественно, благоговейно выносит Книгу книг из алтаря. Для чего идут младшие церковнослужители со свечами? Для иллюминации, что ли? Ничего подобного, свечи символизируют свет Христов, который от Евангелия исходит, свет Христов, который просвещает весь мир. Священник после чтения Евангелия целует Священную книгу, целует эти страницы, эти буквы Священного Писания с благоговением и страхом, как слова Самого Бога.

А как мы с вами относимся к Евангелию, как читаем, как берём в руки?

Иоанн Златоуст говорит, что дом христианина делается неприступным для злых духов, если в нём есть Евангелие, если даже оно просто лежит на полке. А если Евангелие становится живой книгой, если устанавливается связь между человеком, читающим Евангелие, и Богом, то оно становится колоссальной духовной силой, которая опаляет и отгоняет прочь демонские полки.

Дорогие братия и сестры, еще есть очень интересные моменты, о  которых опять-таки говорит сегодняшнее Евангелие. Эта женщина, которую исцелил Христос, была больна в течение восемнадцати лет, больна очень тяжело — она была прикована к земле, так сильно была деформирована её осанка. Такое и сейчас бывает в результате нервных или мышечных болезней, чаще всего, конечно, нервных. Человек не может ни с кровати подняться, ни встать, ни шаг сделать – это сопровождается мучительными болями. Восемнадцать лет человек страдал и был прикован к земле, не мог даже поднять свои очи на небо. О чём это говорит? Святые отцы видят в этом образ грешника, прикованного, словно животная тварь, к земле. Об этом говорили Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий, папа Римский и многие другие. В этом образе согбенной, скорченной женщины они видели образ грешника, которого ничего небесное и духовное не интересует, который живёт только земным, только подножным кормом и больше ничем. Чей это образ? Да наш с вами.

Этот согбенный образ имела наша страна в течение семидесяти лет, когда всё небесное было уничтожено, забыто, опорочено, осквернено. И что интересно, многие ценности, которыми жила Церковь, в послереволюционной атеистической России были наполнены совершенно другим, отрицательным содержанием, они стали браться на вооружение в идеологической пропаганде, стали использоваться как эффективное средство, к которому привык народ. Об этих средствах, как говорит Евангелие, на кафедре-то церковной «срамно есть и глаголать». Об этом мы поговорим с вами в другом месте, но я думаю, что человек сам может догадаться и проанализировать, как в послереволюционной России перевёрнутые церковные ценности внедрялись в жизнь советского человека. Не зря святые отцы называют дьявола обезьяной Бога, он всё делает наоборот, с совершенно иным наполнением и смыслом.

Дорогие братия и сестры, слава Богу, что мы живём в другие времена. Но если внешнее давление и прижимание человека к земле остановилось, то ведь человек сам-то не встаёт.   Сейчас никто не давит насильно, а человек по-прежнему остаётся согбенным и живёт только земными ценностями и интересами. И хитрость дьявола состоит в том, что этих земных приманок в наше время оказалось намного больше, чем было в прежнее семидесятилетие. Они стали более доступными, более эффектными, более раскрученными современной рекламой. И человек клюёт на них и по-прежнему не идёт ни в храм Божий, ни о Боге не думает, а живёт в каком-то иллюзорном мире, надеясь, что смерть никогда не коснется его, и он будет жить вечно в этих земных мифических, иллюзорных удовольствиях. Но это глубокое заблуждение, потому что такая жизнь никогда благо человеку не принесёт, потому что грех никогда не приносит успокоения и удовлетворения человеку — минутная услада и всё. А дальше тоска, дальше уныние, дальше отчаяние, дальше нежелание жить, потому что всё испробовано и ничего не принесло пользы человеку, потому что никто, кроме Бога, не может удовлетворить душу человека. Почему? Да потому, что так устроена душа человеческая. Такой её создал Бог, как некий премудрый инженер, который изобретает одно устройство, которая действует по тем законам, которые вложены в него. Точно так же и человек. Он создан Богом не как какое-то автономное существо, независимое ни от чего, созданное для отдельной автономной жизни. Нет, человек всегда находится в зависимости от Бога. Если человек сознаёт это, для такого человека это благо и для него есть надежда на спасение. Если человек обрубает эту связь с Богом, то с ним происходит следующее, говоря словами блаженного Августина, «мятётся сердце такого человека, пока оно не успокоится в Тебе, Боже». Так говорил блаженный Августин, знаменитый богослов и философ IV века, который превосходно знал всю человеческую мудрость, содержащуюся в философии его времени. Он все испробовал и оставил нам эти удивительные слова.

Так не будем же, дорогие братия и сестры, упорствовать. Пойдём сами вслед за Христом, потому что, если сами не пойдём, Господь за руку будет приводить и скорбями, и болезнями, и другими бедами и переживаниями, и тяжёлым жизненным крестом. Господь будет нас вести туда, в храм Божий, потому что Он безмерно любит нас и всё будет делать для того, чтобы мы пришли в храм Божий, а через храм достигли Царствия Небесного и вечной блаженной жизни. Аминь.

9 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

Во время земной жизни Спасителя у иудеев был только один храм, расположенный в столице Иудеи — Иерусалиме. Это было величественное по своей красоте сооружение, потрясавшее современников своим великолепием и богатым украшением, носившего на себе отблеск величия храма Соломона, первого храма Иерусалимского. Но в семидесятом году при подавлении восстания иудеев Иерусалим был осаждён и взят штурмом войсками римского императора Веспасиана и его сына Тита, и не осталось камня на камне от этого величественного храма.

 Почему же у евреев был всего один храм? Это было устроено намеренным образом. Не потому, что евреи не могли в других городах построить храмы, это было прямое благословение Божие, которое для этого строптивого народа наглядно показывало некие высокие истины, в первую очередь, догмат о единобожии, что Бог один и только один храм. Как Бог один на небе, так и на земле один Его дом в священном граде Иерусалиме. 

Посещение этого храма, конечно, для иудеев было не всегда возможным. Во времена Христа иудеи в римской империи уже внедрились во все области и регионы, были рассеяны по лицу тогдашней Вселенной, поэтому посещение иерусалимского храма даже чисто из географических соображений было для многих маловероятным  моментом в силу длительности пути, занятости, земной суеты и многих других факторов. Вот почему евреи во множестве строили синагоги как некую альтернативу храму, которые, однако, не ставили задачу заменить храм. Это были особые места, где иудеи общались друг с другом. Неизменным моментом и главной составляющей этого человеческого общения было, конечно же, чтение Священного Писания Ветхого Завета, его объяснение и толкование. Объяснением Торы занимались специально поставленные на это дело служители синагоги, и право толковать имел любой более-менее просвещённый человек, знающий закон.

И поэтому нет ничего удивительного, что Христос пришёл в день субботний в синагогу и стал учить народ. Это было в порядке вещей. Если человек просил слово, значит, он мог сказать, значит, ему было что сказать и чем поделиться из своего опыта осмысления и понимания Священного Писания.

Дорогие братия и сестры!Для нас, современных христиан и современных язычников, которые ещё или ищут путь к Богу, или вообще не думают о Нём, иногда оправдывая себя, свою отчуждённость к храму и всякой церковной жизни, говорят, что Бог в душе. Но поразительным образом Христос, воплощённый Бог, идёт в синагогу, идёт туда, где вспоминают и говорят о Боге. Не для нас ли, маловерных, это пример? Ведь Он не нуждался никоим образом в чтении Священного Писания. Христос — это воплощённый Бог, Который Сам является Источником и Автором Священного Писания, которое говорит о Нём.

Ради нас, грешных и немощных, строптивых, упирающихся, не хотящих идти в храм Божий, Он приходит и показывает нам этот пример Своей жизни, в день субботний. Для нас, христиан, это день воскресный. После воскресения Христа с древнейших времён апостольской Церкви апостолы собирались уже в день воскресный, недельный день и всегда совершали Евхаристию, всегда совершали таинство преломления хлеба, причащались Святых Христовых Тайн и всегда вспоминали своего драгоценного и любимого Учителя, ушедшего от них на небо в момент Вознесения.

Дорогие братия и сестры, посещение храма в воскресный день является нашим долгом, нашей обязанностью, является нашей привилегией как христиан, потому что для христианина всё-таки это не должно быть какой-то тяжёлой, рабской повинностью, которую мы исполняем как одолжение Богу, отдавая Ему что-либо. Мы должны посещать храм с совсем другим настроением. Помните, как говорил пророк Давид в 41-ом псалме? «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» и «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому». И он всё ради этого вметал в прах. Для него ничто земное не имело значения, лишь бы жить в дому Господнем, зреть красоту дома Господня, посещать храм святый Его. Вот так мыслили цари, которым было что оставлять в жизни. Не нам, грешным, чета.

Дорогие братия и сестры, посещение храма — это радость и счастье для христианина, которое, порой, не объяснить другому человеку, потому что это сердцем чувствуется. Это ощущение благодати и близости Бога в храме Божием, в том месте, которое Ему отведено на земле, которое принадлежит Ему и которое является частичкой неба на земле. Здесь небо особо чувствуется близким и родным для сердца каждого христианина. Посещение храма в воскресный день — это исполнение заповеди Божией о субботнем дне, о седьмом дне, которая звучит следующим образом: «помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему».

Седьмой день — это для нас, христиан, ещё раз повторяю, воскресный день в память воскресшего из мёртвых Христа, и он всецело должен быть отдан Богу. И начинается этот день с молитвы, начинается он с посещения храма Божьего. Никаких извинительных моментов не может быть для того, чтобы человек уклонился от исполнения этой заповеди. Если нет человека в храме Божьем, значит, Христос уже играет не первейшее значение в его жизни; значит, его жизненные ценности уже пересмотрены, и уже что-то или кто-то другой стоит на этом месте. Как правило, дорогие братия и сестры, мы сами так устраиваем, сами так распределяем дела в нашей жизни, что их в избытке собирается в воскресенье, и мы этот день забираем у Бога, придумывая бесконечные и бесконечные дела, из которых человек вырваться, казалось бы, не может: то работу, то учёбу, то ещё какие-то срочные дела. Но Церковь заявляет со всей ответственностью, что те земные, мирские дела, которые творит человек в воскресный день, они, как время, украденное у Бога, никогда не принесут человеку пользы: ни его душе, ни его телу. Все пойдёт прахом, человек ничего не достигнет. Иногда, кажется, что хорошо исполнил какое-то важное, срочное дело в воскресный день, а пройдёт неделя, две, месяц, год и мы увидим, что всё впустую: оказалось, что всё то, что мы делали в воскресный день когда-то, было абсолютно никому не нужным. Всё пошло прахом, истрачены жизненные силы, угроблено здоровье и, как часто случается, человек оказывается у разбитого корыта, которое восстановить невозможно, потому что всё потрачено только на себя и на своё земное преуспеяние здесь, в этой жизни.

Обратите внимание, дорогие братия и сестры, что в сегодняшнем евангельском повествовании Господь совершил чудо исцеления больной, скорченной женщины, которая не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет, в субботний день, объясняя нам опять же, как мы должны проводить эти святые дни. Господь говорит, что в воскресный день на себя человек работать не может, запрещая физический труд. Но в то же время Господь убедительным образом показывает Своим примером, что ради блага другого человека, ради доброго дела любой, даже самый тяжелый физический труд, в чём бы он ни состоял, если он своевременен, если его нельзя выполнить в другой день, если человек требует и ждёт от нас помощи именно в воскресный день, как доброе дело, Господь благословляет такой труд и показывает нам пример, когда совершает это исцеление в субботу.

Книжники и враждебные ко Христу иудеи воспринимают чудо как некое дело, как поступок, и поэтому они сразу осуждают Христа, но боясь обратиться к Нему, очень хитро говорят так, чтобы Он слышал, конечно. Есть такой пример человеческого лицемерия, когда в глаза боятся сказать, а начинают распускать сплетни, в надежде, что они дойдут до нужного человека, обрастая, соответственно, мифическими подробностями.

То же самое было и в древней иудейской земле. Иудеи говорили к народу: есть шесть дней в неделю, в это время и приходите в синагогу, исцеляйтесь от своих болезней, а не в день субботний. Господь обличает этого начальника синагоги, называет его лицемером.

Лицемер —  это такое нелестное слово, которое не потеряло своего значения до нашего ХХI века, и характеризует человека, который живёт по двойным стандартам: одни правила для себя, другие — для близких. Одним образом человек ведёт себя в присутственных местах, например, в храме у него благообразное, почти иконописное выражение лица, похож на христианина. Но стоит ему отойти на два шага от храма, как он превращается в типичного язычника или зверя какого-то, вырвавшегося на свободу. Попробуй, запусти его в общественный транспорт, в метро или ещё куда-нибудь — чуть что не по нему, чуть кто-то перешёл дорогу, в чём-то ущемил его свободу, неосторожно толкнул, задел, не пропустил, вне очереди куда-то прошёл – всё, от христианства ничего не осталось – только раздражение, злоба, гнев.

И очень часто, дорогие братия и сестры, точно так же мы с вами лицемерно ведём себя не только на улицах языческих городов, но и в своей семье. Взаимоотношения между мужем и женой, между родителями и детьми — сколько вокруг примеров того, когда от христианства ничего не остаётся. Порой даже до рукоприкладства доходит, до взаимных оскорблений, до взаимных упрёков или горделивого молчания, когда приходит тот или иной член семьи, а другой демонстративно уходит в другую комнату. Много, дорогие братия и сестры, у каждого из нас своих мыслей, своих примеров на этот счёт. Сколько всего было сделано не так, как нужно было, лицемерно. Забывали заповеди, а раздражение, гнев, ярость и все другие грехи оставались. Дорогие братия и сестры, Господь в этом повествовании обличает в лицемерии не только начальника синагоги, но и всех нас.

А начальник синагоги обличает Христа не потому, что он так любил субботу, не потому, что он так исполнял Закон Божий, нет. Его поступок был продиктован завистью, что Христос исцелил человека, а он не может; к нему народ не идёт, его народ не слушает, не уважает, не любит и так далее.

Завистью многое и в нашей жизни продиктовано. Не той завистью, когда мы видим, что люди живут так, как нам недоступно, как мы не можем. Да ладно, Бог с ними, человек покается в этой зависти. А сколько в нас этой мелкой зависти, которая каждый день нашим сердцем овладевает и руководит нашими поступками: а у того работника, рядом с нами, лучше получается, а к нему лучше народ идёт и так далее. И таких грехов великое множество. Зависть такая мелкая, корыстная, расчетливая, пронизанная и профессиональными качествами, ведь она тоже заполняет наше сердце, заставляет нас действовать, ущемить, обидеть другого человека. В таких мелких, греховных авантюрах проходит наша с вами жизнь.

 Этот евангельский отрывок нам говорит ещё об одной великой истине. Христос зашёл в синагогу и учил. Чему Он учил? Он толковал Священное Писание. Другое ничего не читалось в синагогах, только Священное Писание. Дорогие братия и сестры, Христос читает Священное Писание Ветхого Завета. А мы-то с вами читаем ли каждый день данное Им Евангелие? Кто из присутствующих здесь и молящихся в храме прочитал Евангелие от начала до конца вместе с апостольскими посланиями? Апокалипсис прочитали? Думаю, наберётся не более десяти человек, а остальные читали так, от случая к случаю. Есть свободное время, газеты окончились, тогда, может быть, возьмём Евангелие. Нет у нас любви к Евангелию, нет трепетного, благоговейного отношения к нему. А как Церковь показывает правильное отношение к святому Евангелию? Перед чтением Евангелия на богослужении священник или дьякон торжественно, благоговейно выносит Книгу книг из алтаря. Для чего идут младшие церковнослужители со свечами? Для иллюминации, что ли? Ничего подобного, свечи символизируют свет Христов, который от Евангелия исходит, свет Христов, который просвещает весь мир. Священник после чтения Евангелия целует Священную книгу, целует эти страницы, эти буквы Священного Писания с благоговением и страхом, как слова Самого Бога.

А как мы с вами относимся к Евангелию, как читаем, как берём в руки?

Иоанн Златоуст говорит, что дом христианина делается неприступным для злых духов, если в нём есть Евангелие, если даже оно просто лежит на полке. А если Евангелие становится живой книгой, если устанавливается связь между человеком, читающим Евангелие, и Богом, то оно становится колоссальной духовной силой, которая опаляет и отгоняет прочь демонские полки.

Дорогие братия и сестры, еще есть очень интересные моменты, о  которых опять-таки говорит сегодняшнее Евангелие. Эта женщина, которую исцелил Христос, была больна в течение восемнадцати лет, больна очень тяжело — она была прикована к земле, так сильно была деформирована её осанка. Такое и сейчас бывает в результате нервных или мышечных болезней, чаще всего, конечно, нервных. Человек не может ни с кровати подняться, ни встать, ни шаг сделать – это сопровождается мучительными болями. Восемнадцать лет человек страдал и был прикован к земле, не мог даже поднять свои очи на небо. О чём это говорит? Святые отцы видят в этом образ грешника, прикованного, словно животная тварь, к земле. Об этом говорили Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий, папа Римский и многие другие. В этом образе согбенной, скорченной женщины они видели образ грешника, которого ничего небесное и духовное не интересует, который живёт только земным, только подножным кормом и больше ничем. Чей это образ? Да наш с вами.

Этот согбенный образ имела наша страна в течение семидесяти лет, когда всё небесное было уничтожено, забыто, опорочено, осквернено. И что интересно, многие ценности, которыми жила Церковь, в послереволюционной атеистической России были наполнены совершенно другим, отрицательным содержанием, они стали браться на вооружение в идеологической пропаганде, стали использоваться как эффективное средство, к которому привык народ. Об этих средствах, как говорит Евангелие, на кафедре-то церковной «срамно есть и глаголать». Об этом мы поговорим с вами в другом месте, но я думаю, что человек сам может догадаться и проанализировать, как в послереволюционной России перевёрнутые церковные ценности внедрялись в жизнь советского человека. Не зря святые отцы называют дьявола обезьяной Бога, он всё делает наоборот, с совершенно иным наполнением и смыслом.

Дорогие братия и сестры, слава Богу, что мы живём в другие времена. Но если внешнее давление и прижимание человека к земле остановилось, то ведь человек сам-то не встаёт.   Сейчас никто не давит насильно, а человек по-прежнему остаётся согбенным и живёт только земными ценностями и интересами. И хитрость дьявола состоит в том, что этих земных приманок в наше время оказалось намного больше, чем было в прежнее семидесятилетие. Они стали более доступными, более эффектными, более раскрученными современной рекламой. И человек клюёт на них и по-прежнему не идёт ни в храм Божий, ни о Боге не думает, а живёт в каком-то иллюзорном мире, надеясь, что смерть никогда не коснется его, и он будет жить вечно в этих земных мифических, иллюзорных удовольствиях. Но это глубокое заблуждение, потому что такая жизнь никогда благо человеку не принесёт, потому что грех никогда не приносит успокоения и удовлетворения человеку — минутная услада и всё. А дальше тоска, дальше уныние, дальше отчаяние, дальше нежелание жить, потому что всё испробовано и ничего не принесло пользы человеку, потому что никто, кроме Бога, не может удовлетворить душу человека. Почему? Да потому, что так устроена душа человеческая. Такой её создал Бог, как некий премудрый инженер, который изобретает одно устройство, которая действует по тем законам, которые вложены в него. Точно так же и человек. Он создан Богом не как какое-то автономное существо, независимое ни от чего, созданное для отдельной автономной жизни. Нет, человек всегда находится в зависимости от Бога. Если человек сознаёт это, для такого человека это благо и для него есть надежда на спасение. Если человек обрубает эту связь с Богом, то с ним происходит следующее, говоря словами блаженного Августина, «мятётся сердце такого человека, пока оно не успокоится в Тебе, Боже». Так говорил блаженный Августин, знаменитый богослов и философ IV века, который превосходно знал всю человеческую мудрость, содержащуюся в философии его времени. Он все испробовал и оставил нам эти удивительные слова.

Так не будем же, дорогие братия и сестры, упорствовать. Пойдём сами вслед за Христом, потому что, если сами не пойдём, Господь за руку будет приводить и скорбями, и болезнями, и другими бедами и переживаниями, и тяжёлым жизненным крестом. Господь будет нас вести туда, в храм Божий, потому что Он безмерно любит нас и всё будет делать для того, чтобы мы пришли в храм Божий, а через храм достигли Царствия Небесного и вечной блаженной жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

25 ноября 2007

О милосердии
Следующая проповедь

23 декабря 2007

Исцеление десяти прокаженных

Все проповеди за 2007 год

декабрь 2007

ноябрь 2007

март 2007

февраль 2007

январь 2007

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00