Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление слепого у Иерихонских ворот

Дорогие братия и сестры. В этом евангельском отрывке от Луки, который мы с вами сейчас прослушали, рассказывается о чуде исцеления Христом слепого при входе в город Иерихон. Об этом же чуде говорят евангелисты Матфей и Марк, и это наводит нас на мысль, что этот евангельский сюжет был очень важен для христиан. Все три евангелиста-синоптика передают какие-то различные оттенки в описании этого удивительного чуда исцеления слепого человека в Иерихоне. 

Предваряется этот рассказ отрывком из Евангелия от Луки. Господь говорил Своим ученикам: «вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18: 31-33). И затем после этого стиха начинается рассказ об исцелении слепорожденного человека.

 Мы видим, что эти слова Господа о том, что Он примет страдания и смерть, вызвали какой-то отклик  в сердцах апостолов. Вероятно, они не поняли, о чём идёт речь. Господь, идя в Иерихон, Сердцеведец знал о внутреннем настроении человека, о его необыкновенной вере.

Господь совершил это чудо перед Своими страданиями и крестной смертью по дороге в Иерусалим через Иерихон. Шёл уже третий год Его общественного служения, вскоре Он примет смерть ради нашего спасения. И какая же здесь взаимосвязь? Слепой услышал, что множество народа куда идёт, и, чувствуя воодушевление этой толпы, он спрашивал, что происходит. Ему сказали, что Иисус из Назарета идёт и проходит мимо Иерихона. И тогда, услышав об Иисусе, слепой возопил громким голосом: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38).  

Примечательно, что он произносит слова, которые потом лягут в основу Иисусовой молитвы, составляющей основное молитвенное дело христиан – «Иисус, Сын  Давидов! помилуй меня». В своём обращении этими словами слепой исповедовал веру во Христа как в Бога, потому что Сыном Давидовым называли иудеи только Мессию, и больше ни к кому это название было не приложимо. Тех, кто происходил из рода Давидова,  они называли потомками царя Давида, Сыном Давида у них назывался только Мессия. И вот поэтому на всю толпу народную слепец восклицает эти удивительные слова: вот этот Иисус из Назарета — Мессия, Бог, Который пришёл в мир.

А почему перед страданиями Христа важно это упоминание? Можно ответить словами кондака праздника Преображения Господня: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Этот человек безмолвно принимает страдания, безропотно несёт свой крест. И он смиренно в этом униженном человеческом состоянии является к Богу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Люди хотели заставить его замолчать. Не мешай, замолчи, дай нам услышать, что Христос будет говорить. Но он ещё громче стал кричать, желая не упустить свой единственный шанс на исцеление и спасение.

Эта толпа, которая хотела заставить замолчать этого человека, олицетворяет собой сопротивление Христу и Церкви и присутствует в жизни каждого из нас. Церковь Христова всегда гонима. Первые три века она испытывала физические гонения, когда кровь мучеников текла рекой. Затем возникали ереси, расколы, которые могли пошатнуть основу. В ХХ веке страшные гонения были в нашей стране, которые могли практически уничтожить Русскую Церковь. Из множества епископов к началу войны осталось только четверо на своих кафедрах. Всё было разрушено, церкви осквернены, колокола сбрасывались с колоколен, храмы превращались в какие-то советские учреждения, сумасшедшие больницы, клубы.

 Дьявол лютует, ненавидит Церковь и пытается всё сделать, чтобы поколебать славу Церкви и возможность расширять её влияние в сердцах и умах людей. Ярость дьявола проявляется во всём. В жизни каждого храма Божьего, где что-то совершается, что-то делается, дьявол всегда восстаёт, находит тех людей, которые бунтуют, негодуют, пылают ненавистью. Мы с вами это проходили и в истории нашего храма, и при строительстве в Романовке, и в Щеглово, и когда будут строить собор во Всеволожске — эти же люди в своих информационных блогах будут писать против Христа и Церкви. Это нормально, мы к этому привыкли, нас это уже не удивляет.

Интересно то, что когда я размышлял над этим Евангелием и смотрел проповеди других священников на эту тему, я обратил внимание, что ролики о Патриархе, которые несут негативную информацию, набирают огромное количество просмотров. 2,5 млн. людей смотрят эти похабные видео, льющие грязь на нашего Патриарха и нашу Церковь. А проповеди одного священника — 10 просмотров. Эта положительная информация о Церкви, о Христе, о жизни, о спасении не вызывает практически никакого интереса. А что-то такое мерзкое, преисполненное ненависти и клеветы, находит отклик у миллионов наших современников.    

Дьявол лютует не только на Церковь. Его ярость и злоба обращена на духовную жизнь каждого из нас. Мы все сталкиваемся с такими проявлениями, такими мыслями: «Ну зачем тебе идти сегодня в церковь? За окном снегопад, ты и так работал всю неделю, так переутомился, надо поспать или на лыжах покататься. А Христос и Церковь никуда они от тебя не денутся.  Вот выйдешь на пенсию и будешь заниматься тогда своей духовной жизнью». Вот таким образом дьявол и пытается помочь заткнуть голос совести и голос Христа, который звучит в сердце  каждого из нас, как хотела толпа народная  заткнуть этого несчастного человека.

Толпа народная – это сильный фактор, который подавляет религиозное чувство в каждом из нас. «А как я буду выглядеть перед своими сотрудниками по работе? А все как живут? А в церковь мало кто ходит. Ну ты совсем в религию ударился, совсем уже стал фанатиком». И вот человек сравнивает свою духовную жизнь с общечеловеческой моралью, это секулярное общественное сознание страшным образом влияет на каждого из нас и порою разрушает веру в сердце человека.      

Слепой человек совершил ещё один удивительный поступок. Когда Господь подошёл и спросил: «чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18:41), он ответил: «Господи! Чтобы мне прозреть» (Лк. 18:41). Если бы он видел перед собой Учителя, с которым шёл народ, то мог бы просить всего, что угодно – денег, материальных благ, спокойствия, здоровья, успеха, а он просит прозреть и увидеть мир. И Господь сразу совершает это чудо.

В других случаях Он требует доказательства веры. Например, слепорождённого в Силуановской купели отправляет умыться, исцелённых прокажённых отправляет в Иерусалимский храм, где они получают исцеление. А этого сразу исцеляет: «прозри! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42). И зрение вернулось к нему, и он стал видеть, и, как далее сказано в Евангелии, он пошёл вслед за Христом. Он не вернулся к своим близким и родным, которые, скорее всего, забыли его, потому что он сидел один у стен Иерихона, близких и родных не было с ним, и не пошёл он в мир, а пошёл вслед за Христом. Это чудо кардинально изменило его жизнь.

Это очень интересный момент, который говорит о том, что Господь может в любое мгновение совершить чудо в жизни каждого из нас, чего бы мы ни просили у Бога — и каких-  то даров земных, и духовных, и исцеления от болезней. Но Господь совершит чудо только тогда, когда будут изменения в жизни человека. Мы с вами вспоминали одного несчастного больного, которого я несколько раз навещал и причащал Святых Христовых Тайн. И когда я спрашивал у этого парализованного, бывшего спортсмена:

— Если Господь тебя исцелит, готов ли ты после этого ходить каждое воскресенье в храм и молиться, читать Евангелие, детей водить в храм причащаться? 

— Нет! Не готов! Я понимаю, что это мне не нужно.

Это самое страшное в состоянии человека. Господь посылает нам те или иные испытания и болезни, чтобы мы изменились в лучшую сторону, обратились к нему, задумались о многом. Но что будет в жизни этого человека, который не хочет быть со Христом, не хочет стать верующим, если он получит исцеление? Он вернётся в бизнес, будет копить деньги, ездить по миру, как делают его знакомые и партнёры. И все! Больше, кроме земного стяжания, нет смысла в жизни. А Господь ждёт изменения человека, изменения каждого из нас.

Это Евангелие заканчивается словами, что слепой не только пошёл за Христом, но он славословил и благодарил Бога. И все люди, которые были свидетелями этого чуда, тоже воздавали славу Богу.

Послание к Тимофею, которое вы слышали сегодня, тоже оканчивалось славословием Бога: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1Тим. 1;17).

 Дай Бог, чтобы и мы с вами благодарили Бога всегда, потому что благодарное сердце — это основа для  испрашивания от Бога любых Его даров. Если человек недоволен положением настоящей жизни своей, он ничего не получит от Бога. Только благодарное сердце способно к Богу обратиться и быть достойным Его великих  благодеяний.

Апостольское чтение говорит нам ещё одну важную вещь: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15). Когда сегодня мы будем подходить к причастию, мы услышим эти же слова, которыми свт. Иоанн Златоуст молился перед причащением. Господь призывает всех к Чаше, и каждый повторяет эту молитву про себя, считая себя самым худшим, самым последним грешником.

Упоминание о том, что только грешники нуждаются во Христе — очень важно. Только те, кто видят свои грехи, способны верить в Бога, любить Его и благодарить. А  почему это важно? Какая здесь взаимосвязь и приложение к современной жизни? Как многие сокрушаются о том, что дети и внуки не идут ко Христу, безразличны к Церкви, вера их вообще не интересует. Как можно им помочь, подтолкнуть, чем убедить? О каких чудесах, которыми полна современная жизнь церковная, нужно говорить?

Никакие чудеса, никакие рассказы не помогут. Нужно осознание греховности в своей жизни, когда твоя жизнь будет тебе казаться мерзкой в собственных очах. Когда человек поймёт, что так жить нельзя со грехом, надо выходить из этого скотского, страстного состояния, тогда только будет способен уверовать во Христа, тогда его сердце будет искать Бога и благодарить Его. Дай Бог, чтобы эти истины были приложимы  и к нашей с вами жизни, чтобы мы считали себя последними грешниками, никого не осуждали, а видели свои грехи и Бога благодарили всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь!

3 февраля 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В этом евангельском отрывке от Луки, который мы с вами сейчас прослушали, рассказывается о чуде исцеления Христом слепого при входе в город Иерихон. Об этом же чуде говорят евангелисты Матфей и Марк, и это наводит нас на мысль, что этот евангельский сюжет был очень важен для христиан. Все три евангелиста-синоптика передают какие-то различные оттенки в описании этого удивительного чуда исцеления слепого человека в Иерихоне. 

Предваряется этот рассказ отрывком из Евангелия от Луки. Господь говорил Своим ученикам: «вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18: 31-33). И затем после этого стиха начинается рассказ об исцелении слепорожденного человека.

 Мы видим, что эти слова Господа о том, что Он примет страдания и смерть, вызвали какой-то отклик  в сердцах апостолов. Вероятно, они не поняли, о чём идёт речь. Господь, идя в Иерихон, Сердцеведец знал о внутреннем настроении человека, о его необыкновенной вере.

Господь совершил это чудо перед Своими страданиями и крестной смертью по дороге в Иерусалим через Иерихон. Шёл уже третий год Его общественного служения, вскоре Он примет смерть ради нашего спасения. И какая же здесь взаимосвязь? Слепой услышал, что множество народа куда идёт, и, чувствуя воодушевление этой толпы, он спрашивал, что происходит. Ему сказали, что Иисус из Назарета идёт и проходит мимо Иерихона. И тогда, услышав об Иисусе, слепой возопил громким голосом: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38).  

Примечательно, что он произносит слова, которые потом лягут в основу Иисусовой молитвы, составляющей основное молитвенное дело христиан – «Иисус, Сын  Давидов! помилуй меня». В своём обращении этими словами слепой исповедовал веру во Христа как в Бога, потому что Сыном Давидовым называли иудеи только Мессию, и больше ни к кому это название было не приложимо. Тех, кто происходил из рода Давидова,  они называли потомками царя Давида, Сыном Давида у них назывался только Мессия. И вот поэтому на всю толпу народную слепец восклицает эти удивительные слова: вот этот Иисус из Назарета — Мессия, Бог, Который пришёл в мир.

А почему перед страданиями Христа важно это упоминание? Можно ответить словами кондака праздника Преображения Господня: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Этот человек безмолвно принимает страдания, безропотно несёт свой крест. И он смиренно в этом униженном человеческом состоянии является к Богу: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Люди хотели заставить его замолчать. Не мешай, замолчи, дай нам услышать, что Христос будет говорить. Но он ещё громче стал кричать, желая не упустить свой единственный шанс на исцеление и спасение.

Эта толпа, которая хотела заставить замолчать этого человека, олицетворяет собой сопротивление Христу и Церкви и присутствует в жизни каждого из нас. Церковь Христова всегда гонима. Первые три века она испытывала физические гонения, когда кровь мучеников текла рекой. Затем возникали ереси, расколы, которые могли пошатнуть основу. В ХХ веке страшные гонения были в нашей стране, которые могли практически уничтожить Русскую Церковь. Из множества епископов к началу войны осталось только четверо на своих кафедрах. Всё было разрушено, церкви осквернены, колокола сбрасывались с колоколен, храмы превращались в какие-то советские учреждения, сумасшедшие больницы, клубы.

 Дьявол лютует, ненавидит Церковь и пытается всё сделать, чтобы поколебать славу Церкви и возможность расширять её влияние в сердцах и умах людей. Ярость дьявола проявляется во всём. В жизни каждого храма Божьего, где что-то совершается, что-то делается, дьявол всегда восстаёт, находит тех людей, которые бунтуют, негодуют, пылают ненавистью. Мы с вами это проходили и в истории нашего храма, и при строительстве в Романовке, и в Щеглово, и когда будут строить собор во Всеволожске — эти же люди в своих информационных блогах будут писать против Христа и Церкви. Это нормально, мы к этому привыкли, нас это уже не удивляет.

Интересно то, что когда я размышлял над этим Евангелием и смотрел проповеди других священников на эту тему, я обратил внимание, что ролики о Патриархе, которые несут негативную информацию, набирают огромное количество просмотров. 2,5 млн. людей смотрят эти похабные видео, льющие грязь на нашего Патриарха и нашу Церковь. А проповеди одного священника — 10 просмотров. Эта положительная информация о Церкви, о Христе, о жизни, о спасении не вызывает практически никакого интереса. А что-то такое мерзкое, преисполненное ненависти и клеветы, находит отклик у миллионов наших современников.    

Дьявол лютует не только на Церковь. Его ярость и злоба обращена на духовную жизнь каждого из нас. Мы все сталкиваемся с такими проявлениями, такими мыслями: «Ну зачем тебе идти сегодня в церковь? За окном снегопад, ты и так работал всю неделю, так переутомился, надо поспать или на лыжах покататься. А Христос и Церковь никуда они от тебя не денутся.  Вот выйдешь на пенсию и будешь заниматься тогда своей духовной жизнью». Вот таким образом дьявол и пытается помочь заткнуть голос совести и голос Христа, который звучит в сердце  каждого из нас, как хотела толпа народная  заткнуть этого несчастного человека.

Толпа народная – это сильный фактор, который подавляет религиозное чувство в каждом из нас. «А как я буду выглядеть перед своими сотрудниками по работе? А все как живут? А в церковь мало кто ходит. Ну ты совсем в религию ударился, совсем уже стал фанатиком». И вот человек сравнивает свою духовную жизнь с общечеловеческой моралью, это секулярное общественное сознание страшным образом влияет на каждого из нас и порою разрушает веру в сердце человека.      

Слепой человек совершил ещё один удивительный поступок. Когда Господь подошёл и спросил: «чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18:41), он ответил: «Господи! Чтобы мне прозреть» (Лк. 18:41). Если бы он видел перед собой Учителя, с которым шёл народ, то мог бы просить всего, что угодно – денег, материальных благ, спокойствия, здоровья, успеха, а он просит прозреть и увидеть мир. И Господь сразу совершает это чудо.

В других случаях Он требует доказательства веры. Например, слепорождённого в Силуановской купели отправляет умыться, исцелённых прокажённых отправляет в Иерусалимский храм, где они получают исцеление. А этого сразу исцеляет: «прозри! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42). И зрение вернулось к нему, и он стал видеть, и, как далее сказано в Евангелии, он пошёл вслед за Христом. Он не вернулся к своим близким и родным, которые, скорее всего, забыли его, потому что он сидел один у стен Иерихона, близких и родных не было с ним, и не пошёл он в мир, а пошёл вслед за Христом. Это чудо кардинально изменило его жизнь.

Это очень интересный момент, который говорит о том, что Господь может в любое мгновение совершить чудо в жизни каждого из нас, чего бы мы ни просили у Бога — и каких-  то даров земных, и духовных, и исцеления от болезней. Но Господь совершит чудо только тогда, когда будут изменения в жизни человека. Мы с вами вспоминали одного несчастного больного, которого я несколько раз навещал и причащал Святых Христовых Тайн. И когда я спрашивал у этого парализованного, бывшего спортсмена:

— Если Господь тебя исцелит, готов ли ты после этого ходить каждое воскресенье в храм и молиться, читать Евангелие, детей водить в храм причащаться? 

— Нет! Не готов! Я понимаю, что это мне не нужно.

Это самое страшное в состоянии человека. Господь посылает нам те или иные испытания и болезни, чтобы мы изменились в лучшую сторону, обратились к нему, задумались о многом. Но что будет в жизни этого человека, который не хочет быть со Христом, не хочет стать верующим, если он получит исцеление? Он вернётся в бизнес, будет копить деньги, ездить по миру, как делают его знакомые и партнёры. И все! Больше, кроме земного стяжания, нет смысла в жизни. А Господь ждёт изменения человека, изменения каждого из нас.

Это Евангелие заканчивается словами, что слепой не только пошёл за Христом, но он славословил и благодарил Бога. И все люди, которые были свидетелями этого чуда, тоже воздавали славу Богу.

Послание к Тимофею, которое вы слышали сегодня, тоже оканчивалось славословием Бога: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1Тим. 1;17).

 Дай Бог, чтобы и мы с вами благодарили Бога всегда, потому что благодарное сердце — это основа для  испрашивания от Бога любых Его даров. Если человек недоволен положением настоящей жизни своей, он ничего не получит от Бога. Только благодарное сердце способно к Богу обратиться и быть достойным Его великих  благодеяний.

Апостольское чтение говорит нам ещё одну важную вещь: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15). Когда сегодня мы будем подходить к причастию, мы услышим эти же слова, которыми свт. Иоанн Златоуст молился перед причащением. Господь призывает всех к Чаше, и каждый повторяет эту молитву про себя, считая себя самым худшим, самым последним грешником.

Упоминание о том, что только грешники нуждаются во Христе — очень важно. Только те, кто видят свои грехи, способны верить в Бога, любить Его и благодарить. А  почему это важно? Какая здесь взаимосвязь и приложение к современной жизни? Как многие сокрушаются о том, что дети и внуки не идут ко Христу, безразличны к Церкви, вера их вообще не интересует. Как можно им помочь, подтолкнуть, чем убедить? О каких чудесах, которыми полна современная жизнь церковная, нужно говорить?

Никакие чудеса, никакие рассказы не помогут. Нужно осознание греховности в своей жизни, когда твоя жизнь будет тебе казаться мерзкой в собственных очах. Когда человек поймёт, что так жить нельзя со грехом, надо выходить из этого скотского, страстного состояния, тогда только будет способен уверовать во Христа, тогда его сердце будет искать Бога и благодарить Его. Дай Бог, чтобы эти истины были приложимы  и к нашей с вами жизни, чтобы мы считали себя последними грешниками, никого не осуждали, а видели свои грехи и Бога благодарили всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь!

Предыдущая проповедь

27 января 2019

Слово о богатом юноше
Следующая проповедь

10 февраля 2019

Слово о подвиге Закхея, о его понуждении и желании увидеть Христа.

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00