Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление слуги сотника

Дорогие братия и сестры! В четвертую неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает нам о самой главной, основополагающей добродетели христианства — о смирении. И говорит она об этом евангельским повествованием, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией.

Однажды, когда Христос проповедовал в Капернауме, к Нему подошёл сотник. Сотник — это римский воин, офицер, который управлял сотней солдат. Дело в том, что во времена земной жизни Христа Иудея была уже территорией, оккупированной Римской империей. Иудеи потеряли политическую и гражданскую свободы, жизнь их целиком и полностью зависела от римских властей. Это римское владычество на века зафиксировано и в Символе нашей веры. Когда мы исповедуем крестную смерть нашего Господа, то в Символе веры упоминается личность прокуратора Понтия Пилата, который был назначен Римом управлять Иудеей и от которого зависела жизнь людей. Именно он давал разрешение на приведение того или иного смертного приговора в действие.

Итак, сотник подошёл ко Христу и, кланяясь перед Ним, говорит: «Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». И всё, далее он оканчивает свою речь, он даже об исцелении слуги не попросил, а просто поделился этим горем. А Господь ему отвечает: «Я приду и исцелю его». Другие евангелисты, Лука и Марк, добавляют очень интересные подробности, которые описывают жизнь этого римского сотника. Они говорят о том, что перед тем, как прозвучала его просьба, целая делегация иудейских первосвященников пришла ко Христу и очень просила Его, чтобы Он уважил просьбу этого сотника, потому что он был прекрасным человеком. Он очень по-доброму относился к иудеям и на свои собственные средства построил для них синагогу. Это удивительный поступок. Римский офицер, язычник, он в традициях своего народа исповедовал и культ императора, и реально поклонялся языческим богам, изображениям идолов, которые были ощутимо представлены, в том числе, в римских войсках. Например, символом  римских войск было изображение орла, которое было на знамёнах римских солдат, и они  вносили свои знамёна даже в священные места, в ограду храма, что считалось у иудеев осквернением, за что они неоднократно бунтовали против этого правила.

И вот этот римский солдат, язычник, исповедовавший другую веру, не знавший о Боге и не имевший о Нём ни малейшего представления, но, вероятно, ради спокойствия в своём народе, а с другой стороны, может быть, он и задумывался и присматривался к вере иудеев, отмечая высокую нравственность и мораль иудейской религии по сравнению с моралью язычников, он сам делает для них подарок, для их благосостояния, для усиления и укрепления нравственных начал в народе – на свои средства строит синагогу. Синагоги — это молитвенные дома иудеев, которые существуют до сих пор. В них не совершается богослужение, только проводятся молитвенные собрания для чтения Торы, размышления о Боге и для толкования Священного Писания. Поэтому Иудеи и ходатайствовали перед Христом, чтобы Господь не отказал в его просьбе.

Когда этот сотник услышал от Христа, что Господь обещает прийти  в его дом и исцелить слугу, он поразился готовности Христа немедленно оказать помощь, Его милосердию, Его готовности к состраданию, горю людскому, и сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо  и я подвластный человек,   но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». Когда Господь услышал этот ответ римского сотника, Он пришёл в изумление и сказал, обернувшись к Своим ученикам: «истинно говорю вам, и в Израиле (среди богоизбранного народа) Я не нашёл такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». А сотнику Господь говорит: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелился слуга его в тот час. Вот такое евангельское повествование.

Дорогие братия и сестры! Каждого из нас поражает забота этого римского офицера о слуге, который был, наверняка, купленным рабом этого господина. Но когда слуга заболевает, сотник идёт и ищет Христа, о Котором он слышал много удивительного, предпринимает труд, затрачивая своё время. Спрашивается, зачем? Ведь он сию минуту может купить и пригласить к себе другого человека, который будет работать на него с большим усердием, с большей физической силой и отдачей. Но посмотрите, какое человеколюбие, какое сострадание в этом сотнике. Описывая перед Христом страдания своего слуги, он говорит, что тот жестоко страдает. Эти слова особенно показывают сочувствие и сострадание римского воина и офицера к своему больному слуге.

Это удивительно, дорогие братия и сестры. Для каждого из нас это пример, во-первых, послушания власть предержащим: властям и страны, и города, и чего хотите. А во-вторых, власти, которая над нами поставлена в наших должностных отношениях на нашей работе и службе. Потому что апостол Павел говорит: «Нет власти не от Бога. Всякая власть от Бога установлена».

Здесь важно отметить, дорогие братия и сестры, что Церковь никогда не призывала к мятежам и революциям, под какой бы властью ни жили христиане. А ведь христиане, наши предшественники, жили и под властью римских императоров, и язычников, и гонителей – и ничего, жили и в советское время, отнюдь не лучшее, под властью тех же гонителей, но, тем не менее, Церковь всегда молилась о властях и воинстве. Церковь единственно предупреждает нас: когда постановления властей, когда их повеления входят в противоречие с законом Божиим, когда они подталкивают человека к явному совершению греха, когда они подталкивают человека к отречению от веры и от Христа, только тогда, какой бы ни была власть, с христианской личиной или с каким другим выражением, христианин должен восстать, должен не послушаться. Потому что есть слова в том же Священном Писании: «Полагается слушать больше Бога, чем человека». Только в этом случае можно протестовать против решений власти.

Дорогие братия и сестры! Нам отнюдь не интересно и не полезно рассуждать о моментах какого-то политического несогласия, неповиновения, а мы лучше порассуждаем о нашем послушании на рабочих местах. Например, как мы выполняем указания нашего начальства, которое даёт нам зарплату, которое подписывает табели учёта рабочего времени, как мы выполняем наши непосредственные должностные обязанности, каждый на своём месте. Это — иерархия власти, соподчинение одного человека другому, а ведь оно от Бога установлено, оно сохраняет гармонию, соблюдает порядок в этом мире. Сколько у нас, дорогие братия и сестры, в нашей жизни, в нашем поведении ропота, недовольства, осуждения людей, стоящих над нами, управляющих нами. Сколько всего греховного в наших взаимоотношениях, когда мы исполняем наши обязанности из-под палки, не по совести, а так, страха ради иудейского, чтоб не заметили, не выгнали, не уволили нас с той или иной работы. Где у нас христианское отношение к нашим  обязанностям, чтоб мы работали не за страх, а за совесть?

Дорогие братия и сестры! У каждого из нас есть, что вспомнить, и есть, в чём каяться перед Богом. Особо хочется сказать о тех, кто руководит людьми на производстве, в сфере обслуживания, в учреждениях, в других областях нашей общественной жизни. Сколько в нас, если мы управляем людьми, безразличия, сухости, равнодушия, когда мы думаем больше о себе самих, о своих интересах, об интересах своих близких, семьи, но не думаем о тех людях, которые подчиняются нам и которые часто работают на нас, если речь идёт о частном деле, бизнесе. Сколько у нас такого жёсткого, сухого, равнодушного отношения к людям. И дай Бог, чтобы этот поступок римского солдата-язычника, нам, христианам, служил живым примером, как мы должны исполнять своё послушание и как с любовью относиться к тем людям, которые находятся под нашим управлением и под нашей властью.

Далее, дорогие братия и сестры, ещё одна тема сегодняшнего Евангелия. Смысл этого евангельского чтения — в нашем смирении. Вспомним, какими словами оканчивается этот евангельский отрывок, когда говорит Христос: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Другими словами, в ад пойдут они. Господь в буквальном смысле говорил эти слова, адресованные его современникам — иудеям, богоизбранному народу, которые были детьми Авраама по происхождению и тем самым надеялись, что они будут спасены ради своего происхождения, ради того, что этот народ был избран Богом. Но Господь говорит: нет, не надейтесь, не будет так. Помните, как Иоанн Предтеча, когда встречал народ на берегах Иордана, говорил, чтобы они не надеялись, что они чада Авраама, потому что Бог может из камней близлежащих воздвигнуть детей Авраама. И в буквальном смысле, если имелся в виду еврейский народ, и в более широком — под детьми Авраама подразумеваемся и мы с вами, то есть все люди, которые призваны Богом в Церковь Христову. Все люди, которые имеют в своём сердце веру в Бога, которые призваны Богом к спасению и должны, поэтому, в первую очередь наследовать спасение и получить его. Но Господь предупреждает и нас с вами: «Не надейтесь, что вы христиане; не надейтесь на то, что вы принадлежите к Церкви; не надейтесь, что вы посещаете храм, если это только внешне, если вы только на это ссылаетесь, на свою юридическую, внешнюю принадлежность, то она никого не спасёт. Не надейтесь, это пустая надежда».

Дорогие братия и сестры! Православная Церковь призывает всех нас к стяжанию добродетели смирения. Церковь учит о том, что человек, какой бы он ни был, каких бы ступеней святости и жизни святой и безупречной не достигал, не может быть уверен в своём спасении, даже если он идёт путём исполнения евангельских заповедей. Но перед Богом, перед вечным и чистейшим Светом нет ни одного святого без тени греха. И как читается в одной молитве: «Нет человека без греха, (если даже и один день жизни его будет на земле). Только Ты один без греха, и  правда Твоя — правда во веки».

 Священное Писание учит нас об этой скромности в деле христианской жизни. Апостол Павел говорит, что если кто-то исполнит то, что должен был исполнить, то нет в этом никакой заслуги и добродетели самого человека. Господь предупреждает нас о вреде обольщения, предупреждает о вреде самомнения в деле спасения. Этим пронизано всё Евангелие. Мы можем вспомнить притчу о десяти девах, пять из которых были мудрые, а пять юродивые. Юродивые не взяли елея в сосуды свои, и когда пришёл Жених, им нечем было зажечь их светильники, и они попросили елея у мудрых дев: «Дайте нам елея, светильники наши угасают». А те ответили: «Идите и купите у продающих». А продают этот елей только в земной жизни, во время жизни человека на земле. А там, на небе, уже никакой елей не продаётся. Здесь речь идёт о тех добрых делах, которые человек приобрёл в своей жизни. Сколько приобрёл — столько и есть. А там уже человек будет отвечать за свои поступки, предстанет с тем багажом, который он накопил в своей жизни. И когда юродивые девы где-то нашли этого елея, то уже затворены были двери, и они не смогли войти в райские обители.

В другом месте Господь снова говорит, чтобы мы не надеялись на нашу внешнюю принадлежность к Церкви: «Истинно говорю вам, что блудники и мытари вперёд идут вас в Царство Небесное». Другие христиане, оказавшись за пределами Царских Обителей, будут в недоумении спрашивать Христа: «Господи, не Твоим ли именем мы чудеса совершали и бесов изгоняли?» А Господь скажет им: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Обратите внимание, чудеса творили христиане, а не какие-то экстрасенсы и шарлатаны, которые бесовской властью действуют. «А Я скажу, никогда не знал вас». Если в человеке не было смирения, если эти чудеса делал ради себя, ради своей гордыни, самоутверждения, грош цена этим чудесам, они не помогают человеку спастись.

Апостол Павел, день памяти которого был вчера, говорил: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий». Другими словами, если человек может горы переставлять силой своей веры, другие чудеса совершать, а любви не имеет, то он ничто. Вот, дорогие братия и сестры, как важно смирение. Иоанн Златоуст очень интересно тоже говорит об этом примерно следующее: «Если вы, христиане, никогда не пьёте вина и мясо не едите, то что же этим особенного делаете? Скоты бессловесные, вол или овца, тоже так живут, ведь они вина не пьют и мясо не едят. Поэтому, когда вы этого достигнете, то знайте, что ничего особенного ещё не совершили, с бессловесными тварями сравнялись в своей жизни».

А помните, дорогие братия и сестры, как однажды бес явился Антонию Великому, искушая его, но оказался бессилен бороться с этим подвижником, и сказал следующее: «Антоний, ты мало ешь, а я никогда не ем; ты мало спишь, а я никогда не сплю. Одним ты побеждаешь меня —  смирением». Тот же Антоний Великий однажды в видении увидел весь мир, окутанный сетями бесовскими, которые захватывали, как рыбу, людей и волокли их в адские глубины. И Антоний в изумлении вопрошает Господа: «а что может спасти человека от этих бесовских сетей?» и услышал в ответ: смирение. Потому что смиренного человека бесы даже не касаются.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы гордыня и тщеславие не похищали наши добрые дела, когда мы с вами пытаемся жить по-христиански, делаем что-то хорошее, потому что тогда наши добрые дела теряют всякое значение пред Богом. Нам необходимо жить так, чтобы не уподобляться протестантам всех мастей, начиная от лютеран и заканчивая баптистами и новыми сектантами, которые рождаются как грибы после дождя, которые уверены в своём спасении.   Посмотрите на их жизнь, на их лица, на литературу, которую они издают — такие улыбки, такая радость оттого, что они полагают, что Спаситель, пострадав за них и приняв крестную смерть, этим спас их. Как говорится, всё решено, человеку уже ничего не надо делать в жизни. Это ложная установка, которая приводит человека к лени и безразличию в своей жизни и к тому, что творит человек в своей жизни. Это ложная, чрезмерная надежда на Бога, которая является, по слову святых отцов, хулой на Духа Святого.

Братия и сестры! Помимо христианской добродетели смирения, которая должна проявляться в вопросах веры, очень полезно христианину вообще всегда иметь смирение и скромность   в своей жизни и в своих поступках. Не зря святыми отцами сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Перед тем, как сделать любой шаг в своей жизни, в элементарных вещах, даже прежде, чем набрать номер телефона и позвонить кому бы то ни было по своим делам, по рабочим моментам, всегда полезно сказать: «Господи, благослови». Бог знает, надо ли нам в этот момент разговаривать с тем или иным человеком, в каком он состоянии находится, где он и так далее. Каждый шаг жизни христианин должен совершать с чувством смирения. Даже те вопросы, которые он умеет исполнять до автоматизма, всё равно нужно сказать: «Господи, благослови»; «Господи, помоги, без Твоей воли ничего мы не можем сделать». Господь может отнять разум, отнять здоровье, так, что и умея, и зная, ничего не сможем сделать. И когда человек что-либо делает с самомнением, с уверенностью, что непременно сейчас он исполнит то или иное дело, Господь всегда смиряет его, и особенно смиряет тех, кто имеет представление о смирении, в особенности христиан смиряет, потому что Господь тем самым учит всегда нас, что вся жизнь наша зависит от Него.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами всегда жили с этим чувством смирения и никогда не упускали его из поля своего зрения, как самый руководящий, самый основополагающий принцип в нашей жизни. «Верую, Господи, и исповедую, что я грешник первый на земле», как говорится об этом в молитве перед причащением. Аминь.

13 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В четвертую неделю по Пятидесятнице Церковь напоминает нам о самой главной, основополагающей добродетели христианства — о смирении. И говорит она об этом евангельским повествованием, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией.

Однажды, когда Христос проповедовал в Капернауме, к Нему подошёл сотник. Сотник — это римский воин, офицер, который управлял сотней солдат. Дело в том, что во времена земной жизни Христа Иудея была уже территорией, оккупированной Римской империей. Иудеи потеряли политическую и гражданскую свободы, жизнь их целиком и полностью зависела от римских властей. Это римское владычество на века зафиксировано и в Символе нашей веры. Когда мы исповедуем крестную смерть нашего Господа, то в Символе веры упоминается личность прокуратора Понтия Пилата, который был назначен Римом управлять Иудеей и от которого зависела жизнь людей. Именно он давал разрешение на приведение того или иного смертного приговора в действие.

Итак, сотник подошёл ко Христу и, кланяясь перед Ним, говорит: «Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». И всё, далее он оканчивает свою речь, он даже об исцелении слуги не попросил, а просто поделился этим горем. А Господь ему отвечает: «Я приду и исцелю его». Другие евангелисты, Лука и Марк, добавляют очень интересные подробности, которые описывают жизнь этого римского сотника. Они говорят о том, что перед тем, как прозвучала его просьба, целая делегация иудейских первосвященников пришла ко Христу и очень просила Его, чтобы Он уважил просьбу этого сотника, потому что он был прекрасным человеком. Он очень по-доброму относился к иудеям и на свои собственные средства построил для них синагогу. Это удивительный поступок. Римский офицер, язычник, он в традициях своего народа исповедовал и культ императора, и реально поклонялся языческим богам, изображениям идолов, которые были ощутимо представлены, в том числе, в римских войсках. Например, символом  римских войск было изображение орла, которое было на знамёнах римских солдат, и они  вносили свои знамёна даже в священные места, в ограду храма, что считалось у иудеев осквернением, за что они неоднократно бунтовали против этого правила.

И вот этот римский солдат, язычник, исповедовавший другую веру, не знавший о Боге и не имевший о Нём ни малейшего представления, но, вероятно, ради спокойствия в своём народе, а с другой стороны, может быть, он и задумывался и присматривался к вере иудеев, отмечая высокую нравственность и мораль иудейской религии по сравнению с моралью язычников, он сам делает для них подарок, для их благосостояния, для усиления и укрепления нравственных начал в народе – на свои средства строит синагогу. Синагоги — это молитвенные дома иудеев, которые существуют до сих пор. В них не совершается богослужение, только проводятся молитвенные собрания для чтения Торы, размышления о Боге и для толкования Священного Писания. Поэтому Иудеи и ходатайствовали перед Христом, чтобы Господь не отказал в его просьбе.

Когда этот сотник услышал от Христа, что Господь обещает прийти  в его дом и исцелить слугу, он поразился готовности Христа немедленно оказать помощь, Его милосердию, Его готовности к состраданию, горю людскому, и сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо  и я подвластный человек,   но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». Когда Господь услышал этот ответ римского сотника, Он пришёл в изумление и сказал, обернувшись к Своим ученикам: «истинно говорю вам, и в Израиле (среди богоизбранного народа) Я не нашёл такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». А сотнику Господь говорит: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелился слуга его в тот час. Вот такое евангельское повествование.

Дорогие братия и сестры! Каждого из нас поражает забота этого римского офицера о слуге, который был, наверняка, купленным рабом этого господина. Но когда слуга заболевает, сотник идёт и ищет Христа, о Котором он слышал много удивительного, предпринимает труд, затрачивая своё время. Спрашивается, зачем? Ведь он сию минуту может купить и пригласить к себе другого человека, который будет работать на него с большим усердием, с большей физической силой и отдачей. Но посмотрите, какое человеколюбие, какое сострадание в этом сотнике. Описывая перед Христом страдания своего слуги, он говорит, что тот жестоко страдает. Эти слова особенно показывают сочувствие и сострадание римского воина и офицера к своему больному слуге.

Это удивительно, дорогие братия и сестры. Для каждого из нас это пример, во-первых, послушания власть предержащим: властям и страны, и города, и чего хотите. А во-вторых, власти, которая над нами поставлена в наших должностных отношениях на нашей работе и службе. Потому что апостол Павел говорит: «Нет власти не от Бога. Всякая власть от Бога установлена».

Здесь важно отметить, дорогие братия и сестры, что Церковь никогда не призывала к мятежам и революциям, под какой бы властью ни жили христиане. А ведь христиане, наши предшественники, жили и под властью римских императоров, и язычников, и гонителей – и ничего, жили и в советское время, отнюдь не лучшее, под властью тех же гонителей, но, тем не менее, Церковь всегда молилась о властях и воинстве. Церковь единственно предупреждает нас: когда постановления властей, когда их повеления входят в противоречие с законом Божиим, когда они подталкивают человека к явному совершению греха, когда они подталкивают человека к отречению от веры и от Христа, только тогда, какой бы ни была власть, с христианской личиной или с каким другим выражением, христианин должен восстать, должен не послушаться. Потому что есть слова в том же Священном Писании: «Полагается слушать больше Бога, чем человека». Только в этом случае можно протестовать против решений власти.

Дорогие братия и сестры! Нам отнюдь не интересно и не полезно рассуждать о моментах какого-то политического несогласия, неповиновения, а мы лучше порассуждаем о нашем послушании на рабочих местах. Например, как мы выполняем указания нашего начальства, которое даёт нам зарплату, которое подписывает табели учёта рабочего времени, как мы выполняем наши непосредственные должностные обязанности, каждый на своём месте. Это — иерархия власти, соподчинение одного человека другому, а ведь оно от Бога установлено, оно сохраняет гармонию, соблюдает порядок в этом мире. Сколько у нас, дорогие братия и сестры, в нашей жизни, в нашем поведении ропота, недовольства, осуждения людей, стоящих над нами, управляющих нами. Сколько всего греховного в наших взаимоотношениях, когда мы исполняем наши обязанности из-под палки, не по совести, а так, страха ради иудейского, чтоб не заметили, не выгнали, не уволили нас с той или иной работы. Где у нас христианское отношение к нашим  обязанностям, чтоб мы работали не за страх, а за совесть?

Дорогие братия и сестры! У каждого из нас есть, что вспомнить, и есть, в чём каяться перед Богом. Особо хочется сказать о тех, кто руководит людьми на производстве, в сфере обслуживания, в учреждениях, в других областях нашей общественной жизни. Сколько в нас, если мы управляем людьми, безразличия, сухости, равнодушия, когда мы думаем больше о себе самих, о своих интересах, об интересах своих близких, семьи, но не думаем о тех людях, которые подчиняются нам и которые часто работают на нас, если речь идёт о частном деле, бизнесе. Сколько у нас такого жёсткого, сухого, равнодушного отношения к людям. И дай Бог, чтобы этот поступок римского солдата-язычника, нам, христианам, служил живым примером, как мы должны исполнять своё послушание и как с любовью относиться к тем людям, которые находятся под нашим управлением и под нашей властью.

Далее, дорогие братия и сестры, ещё одна тема сегодняшнего Евангелия. Смысл этого евангельского чтения — в нашем смирении. Вспомним, какими словами оканчивается этот евангельский отрывок, когда говорит Христос: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Другими словами, в ад пойдут они. Господь в буквальном смысле говорил эти слова, адресованные его современникам — иудеям, богоизбранному народу, которые были детьми Авраама по происхождению и тем самым надеялись, что они будут спасены ради своего происхождения, ради того, что этот народ был избран Богом. Но Господь говорит: нет, не надейтесь, не будет так. Помните, как Иоанн Предтеча, когда встречал народ на берегах Иордана, говорил, чтобы они не надеялись, что они чада Авраама, потому что Бог может из камней близлежащих воздвигнуть детей Авраама. И в буквальном смысле, если имелся в виду еврейский народ, и в более широком — под детьми Авраама подразумеваемся и мы с вами, то есть все люди, которые призваны Богом в Церковь Христову. Все люди, которые имеют в своём сердце веру в Бога, которые призваны Богом к спасению и должны, поэтому, в первую очередь наследовать спасение и получить его. Но Господь предупреждает и нас с вами: «Не надейтесь, что вы христиане; не надейтесь на то, что вы принадлежите к Церкви; не надейтесь, что вы посещаете храм, если это только внешне, если вы только на это ссылаетесь, на свою юридическую, внешнюю принадлежность, то она никого не спасёт. Не надейтесь, это пустая надежда».

Дорогие братия и сестры! Православная Церковь призывает всех нас к стяжанию добродетели смирения. Церковь учит о том, что человек, какой бы он ни был, каких бы ступеней святости и жизни святой и безупречной не достигал, не может быть уверен в своём спасении, даже если он идёт путём исполнения евангельских заповедей. Но перед Богом, перед вечным и чистейшим Светом нет ни одного святого без тени греха. И как читается в одной молитве: «Нет человека без греха, (если даже и один день жизни его будет на земле). Только Ты один без греха, и  правда Твоя — правда во веки».

 Священное Писание учит нас об этой скромности в деле христианской жизни. Апостол Павел говорит, что если кто-то исполнит то, что должен был исполнить, то нет в этом никакой заслуги и добродетели самого человека. Господь предупреждает нас о вреде обольщения, предупреждает о вреде самомнения в деле спасения. Этим пронизано всё Евангелие. Мы можем вспомнить притчу о десяти девах, пять из которых были мудрые, а пять юродивые. Юродивые не взяли елея в сосуды свои, и когда пришёл Жених, им нечем было зажечь их светильники, и они попросили елея у мудрых дев: «Дайте нам елея, светильники наши угасают». А те ответили: «Идите и купите у продающих». А продают этот елей только в земной жизни, во время жизни человека на земле. А там, на небе, уже никакой елей не продаётся. Здесь речь идёт о тех добрых делах, которые человек приобрёл в своей жизни. Сколько приобрёл — столько и есть. А там уже человек будет отвечать за свои поступки, предстанет с тем багажом, который он накопил в своей жизни. И когда юродивые девы где-то нашли этого елея, то уже затворены были двери, и они не смогли войти в райские обители.

В другом месте Господь снова говорит, чтобы мы не надеялись на нашу внешнюю принадлежность к Церкви: «Истинно говорю вам, что блудники и мытари вперёд идут вас в Царство Небесное». Другие христиане, оказавшись за пределами Царских Обителей, будут в недоумении спрашивать Христа: «Господи, не Твоим ли именем мы чудеса совершали и бесов изгоняли?» А Господь скажет им: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Обратите внимание, чудеса творили христиане, а не какие-то экстрасенсы и шарлатаны, которые бесовской властью действуют. «А Я скажу, никогда не знал вас». Если в человеке не было смирения, если эти чудеса делал ради себя, ради своей гордыни, самоутверждения, грош цена этим чудесам, они не помогают человеку спастись.

Апостол Павел, день памяти которого был вчера, говорил: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий». Другими словами, если человек может горы переставлять силой своей веры, другие чудеса совершать, а любви не имеет, то он ничто. Вот, дорогие братия и сестры, как важно смирение. Иоанн Златоуст очень интересно тоже говорит об этом примерно следующее: «Если вы, христиане, никогда не пьёте вина и мясо не едите, то что же этим особенного делаете? Скоты бессловесные, вол или овца, тоже так живут, ведь они вина не пьют и мясо не едят. Поэтому, когда вы этого достигнете, то знайте, что ничего особенного ещё не совершили, с бессловесными тварями сравнялись в своей жизни».

А помните, дорогие братия и сестры, как однажды бес явился Антонию Великому, искушая его, но оказался бессилен бороться с этим подвижником, и сказал следующее: «Антоний, ты мало ешь, а я никогда не ем; ты мало спишь, а я никогда не сплю. Одним ты побеждаешь меня —  смирением». Тот же Антоний Великий однажды в видении увидел весь мир, окутанный сетями бесовскими, которые захватывали, как рыбу, людей и волокли их в адские глубины. И Антоний в изумлении вопрошает Господа: «а что может спасти человека от этих бесовских сетей?» и услышал в ответ: смирение. Потому что смиренного человека бесы даже не касаются.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы гордыня и тщеславие не похищали наши добрые дела, когда мы с вами пытаемся жить по-христиански, делаем что-то хорошее, потому что тогда наши добрые дела теряют всякое значение пред Богом. Нам необходимо жить так, чтобы не уподобляться протестантам всех мастей, начиная от лютеран и заканчивая баптистами и новыми сектантами, которые рождаются как грибы после дождя, которые уверены в своём спасении.   Посмотрите на их жизнь, на их лица, на литературу, которую они издают — такие улыбки, такая радость оттого, что они полагают, что Спаситель, пострадав за них и приняв крестную смерть, этим спас их. Как говорится, всё решено, человеку уже ничего не надо делать в жизни. Это ложная установка, которая приводит человека к лени и безразличию в своей жизни и к тому, что творит человек в своей жизни. Это ложная, чрезмерная надежда на Бога, которая является, по слову святых отцов, хулой на Духа Святого.

Братия и сестры! Помимо христианской добродетели смирения, которая должна проявляться в вопросах веры, очень полезно христианину вообще всегда иметь смирение и скромность   в своей жизни и в своих поступках. Не зря святыми отцами сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Перед тем, как сделать любой шаг в своей жизни, в элементарных вещах, даже прежде, чем набрать номер телефона и позвонить кому бы то ни было по своим делам, по рабочим моментам, всегда полезно сказать: «Господи, благослови». Бог знает, надо ли нам в этот момент разговаривать с тем или иным человеком, в каком он состоянии находится, где он и так далее. Каждый шаг жизни христианин должен совершать с чувством смирения. Даже те вопросы, которые он умеет исполнять до автоматизма, всё равно нужно сказать: «Господи, благослови»; «Господи, помоги, без Твоей воли ничего мы не можем сделать». Господь может отнять разум, отнять здоровье, так, что и умея, и зная, ничего не сможем сделать. И когда человек что-либо делает с самомнением, с уверенностью, что непременно сейчас он исполнит то или иное дело, Господь всегда смиряет его, и особенно смиряет тех, кто имеет представление о смирении, в особенности христиан смиряет, потому что Господь тем самым учит всегда нас, что вся жизнь наша зависит от Него.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами всегда жили с этим чувством смирения и никогда не упускали его из поля своего зрения, как самый руководящий, самый основополагающий принцип в нашей жизни. «Верую, Господи, и исповедую, что я грешник первый на земле», как говорится об этом в молитве перед причащением. Аминь.

Предыдущая проповедь

12 июля 2008

Памяти первоверховных апостолов Петра и Павла
Следующая проповедь

3 августа 2008

О чуде исцеления двух слепцов и немого человека

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00