Дорогие братия и сестры. В сегодняшнем Евангелии очень много созидательных моментов, необходимых для нашей христианской жизни. Прежде всего, это почитание воскресного дня. Чудо по исцелению сгорбленной женщины Господь совершил в субботу. Суббота свято соблюдалась у евреев как день, посвящённый Богу. В христианской Церкви — это воскресный день, который мы чтим в честь воскресшего Господа и который является примером почитания воскресного дня, как было ещё в апостольское время, о чём говорит книга Деяний, когда апостолы собирались для преломления хлеба в первый день недельный или день воскресный.
Почитание воскресного дня — это необходимый критерий христианского благочестия. Без почитания воскресного дня нет почитания Бога, нет любви к Нему. Конечно, почитание воскресного дня начинается с посещения храма Божия, а это требует определённого подвига, требует направленности воли, понуждения себя к этому. Наивно думать, что, лёжа в воскресный день в тёплой постели, вдруг появится непреодолимое желание пойти в храм, что сразу же человек начнёт исполнять это желание, только потому, что оно возникло. Мы всегда должны понуждать себя к этому и заставлять, независимо от того, есть у нас желание и настроение, и какое самочувствие. Человек погружается в лень, в потакание своим слабостям и страстям, и в этом единственное оправдание того, почему человек не посещает храм в воскресный день.
Совсем недавно, пару дней назад, я встречался в светской организации с коллективом сотрудников. И там разговорились о том, что в жизни одной женщины было такое необыкновенное чудо, когда почитание и молитвы к одной иконе Божией Матери, которую она привезла с острова Крит, привело к совершенному исцелению её мужа от рака. Рак был IV-ой степени, он шёл на операцию с совершенно непонятным исходом, но после предоперационного обследования рака не обнаружили совсем.
Я спрашиваю у этой женщины:
— Как вы благодарите Бога? Ходите ли в храм?
— Да, нет, — говорит, — в Библии написано, что нельзя часто ходить в храм Божий.
Где же человек слышал такую ахинею? Кто мог внушить такие сатанинские вещи, которыми человек искусственно прикрывается и оправдывает свою лень и безразличие к Богу.
Мы видим ещё в Ветхом Завете в псалмах Давида, какое пламенное, неудержимое желание имел он, чтобы всегда посещать храм Божий. «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити мне в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4). Пророк Давид в этом видел главнейшее дело в своей жизни, а всё остальное: управление царством, все почести, соединённые с его положением в обществе и могущества, о котором знал весь мир, было для него вторичным. А самое главное, о чём он мечтал, — чтобы Господь никогда не лишил его возможности быть в храме Божием и молиться здесь, видеть красоту Господню, отталкиваясь от красоты храма Божия, прославлять и славословить Бога.
Дорогие братия и сестры. Ещё раз напомним себе об этой радости, об этой прекрасной возможности посещать храм Божий, чтобы мы неукоснительно в воскресный день были на Божественной Литургии. Здесь присутствует Господь особенным образом. Храм Божий — это Его дом, так как здесь мы имеем уникальную возможность причащаться Святого Тела и Крови Его. Храм строится, прежде всего, для того, чтобы мы причащались Святых Христовых Тайн. Многие из нас помнят советские времена, как сложно, как рискованно было тогда ходить в храмы, которых было так мало. Иногда ближайший храм был за сотни километров, и не было возможности слышать слово Божие, не было возможности соединиться с Господом, как мы имеем с вами в наше время. Дай Бог, дорогие братия и сестры, нам всем такого неудержимого рвения и усердия в посещении храма Божия, о котором говорил святой царь и псалмопевец Давид.
Это Евангелие говорит об одном удивительном чуде, когда Господь пришёл в синагогу в субботу, и там была больная согбенная женщина. Дьявол так согнул её позвоночник, что она смотрела только в землю и не могла выпрямиться. И в таком состоянии она находилась восемнадцать лет.
Как часто, когда нас посещают те или иные болезни, у нас кончается терпение, мы ропщем на Бога, ищем мгновенного исцеления от тех недугов, которыми Господь нас посещает, смиряя нашу гордыню.
Но из Евангелия мы видим, что эта женщина несла свою страшную болезнь восемнадцать лет. Евангелие говорит нам и о других больных: кровоточивая женщина была больна двенадцать лет и на врачей растратила всё своё имущество. Когда Господь посещал в Иерусалиме купальню Вифезда, там был расслабленный, который тридцать восемь лет лежал у этой купальни, каждый год ожидая схождения Ангела, который возмущал воду. Это придавало воде целебные свойства, и больной надеялся, что его расслабленное тело получит исцеление. Таких больных мы видим в Евангельских текстах.
А нам хочется сразу, мгновенно получить исцеление и помощь Божию, а этой помощи, порой, мы совершенно недостойны, не заслуживаем её. А почему? А потому, что всю жизнь прожили вне Бога и вне Церкви. И Господь, посылая нам те или иные болезни, которые меняют ход нашей жизни, хочет одного: изменения нашей жизни. Этой болезнью Бог говорит: «Так, как ты жил до сего момента, жить нельзя, это путь в никуда. Ты перечеркнёшь ту вечность, которую Я приготовил для тебя. И чтобы ты её не потерял окончательно и бесповоротно, тебе посылается эта болезнь».
Во время болезни люди ведут себя по-разному. Очень редко бывает, когда человек понимает, что болезнь дана для исправления и обретает Бога. В крепкой вере в Него он становится крепким молитвенником за всю свою семью, за весь свой род, за детей и внуков. Но это бывает крайне редко. Чаще всего, человек озлобляется, ропщет на Бога, пребывает в гневе и раздражении. Ему мешают все близкие, родные. Он не может слышать о радостях здоровых людей, как они проводят свободное время, это приводит его в гнев, ярость, раздражение.
Буквально вчера я посещал парализованного человека, который был очень успешным бизнесменом. Этого молодого человека двухметрового роста мгновенно парализовало из-за пустякового несчастного случая. Посещая его второй раз через полгода, спрашиваю:
— Ну как, ты подумал о жизни? Как ты готов поменять её? Ты должен что-то пообещать Богу. В случае исцеления, ты, наверное, будешь посещать храм каждый воскресный день вместе с семьей? Наверное, будешь отдавать Церкви десятину от своего бизнеса? Может быть, построишь храм на свои средства в том или ином месте, где укажет Господь? Наверно будешь молиться с семьей и детьми утром и вечером?
— Нет, я к этому не готов. Я ничего не хочу и не готов менять в своей жизни, потому что Бог — это такое духовное, это что-то личное, которое ни к чему не обязывает, должно быть, незаметное, интимное, в душе пребывающее.
И вот уже восемь месяцев он парализован без всякого прогресса, без всякого изменения состояния его болезни к лучшему, а человек ничего не понял. Не понял, что Бог хочет изменения его жизни. И когда это изменение будет, тогда Бог, несомненно, дарует Свою милость, Своё великое утешение в том, в чём Он считает нужным и необходимым. Придя в дом человека, сразу видно, что Богу он не молится: иконы на видном месте нет, они пылятся в каком-то забытом месте. Невооруженным взглядом видно, что человек не обращается к Богу. Если нет потребности, то надо заставлять себя молиться и утром, и вечером, и читать Евангелие. И тогда, заставляя себя, это переходит в добрый навык и появляется потребность, без которой ты жить не можешь, которая дарует тебе радость и соединяет тебя с Господом.
Поэтому, дорогие братия и сестры, обратим на это внимание, когда и нас с вами посещают недуги. Ведь чем старше становимся, к нам начинают подкрадываться различные недуги, через которые Господь хочет нашего обращения и спасения нашей души.
Главная тема сегодняшнего Евангелия заключается в тех словах, которыми Господь обличает начальника синагоги, сделавшего замечание народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14), потому что субботу надо свято чтить, никакие дела нельзя совершать. Господь обличает этого представителя иудейского закона в лицемерии, сказав в ответ: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Лк. 13:15). Ведь то, что обеспечивает жизнь животного, не является нарушением субботы. И Господь говорит: «В этом же вы трудитесь, а почему ты обличаешь человека, который получил исцеление в субботний день, восемнадцать лет неся этот страшный недуг». Это Евангелие обличает лицемерие в нашей жизни, когда внешнее есть, обряды есть, а внутреннего содержания нет; когда нет Бога в твоей жизни, когда ты совершаешь одни обряды.
Очень часто приходится сталкиваться с проявлением чрезмерной обрядовости во всех проявлениях религиозной жизни, начиная с погребения усопшего. Типичное искажённое понимания сути обряда заключается, например, в следующем: закончилось отпевание, усопшего надо выносить, вокруг с двух сторон стоят внуки, сыновья и дочери. Стоят, боятся подойти к гробу и нести его, потому что есть такое суеверие, что кто несёт, тот следующим умрёт. Другое суеверие состоит в том, что близкого родственника нельзя погребать самим, должны быть чужие люди, наёмные из ритуального агентства, пусть они будут хоть иноверцы, а двухметровые мужики стоят и не прикоснутся к гробу отца, матери или бабушки.
У нас не за горами праздник Крещения Господня. И, общаясь со своими знакомыми и друзьями, каждый из вас будет слышать вопрос: «Ну, как ты, окунался? Где ты был, понравилось? Как ощущения? Не окунался? Странно. В церкви был? А у меня в привычку вошло, окунаюсь каждый год».
Ещё пример: Пасха Христова… Освящение яиц и куличей, но в храм ни ногой: богослужение непонятно и излишне, пусть молится фанатики. Христос не нужен. Это и есть лицемерие, когда внешнее, которое легко исполнить, присутствует, а сути нет, нет Бога в этих внешних обрядах, в которых погрязает человек.
Так мы говорим, дорогие братия и сестры, не только о нецерковных людях, это лицемерие присутствует и в нашей жизни, потому что это лёгкая модель устава религиозной жизни, когда мы хотим от Бога отгородиться, откупиться: либо свечами, либо записками, либо поклонами, либо постом в той или иной мере, а Господь ждёт изменения и через Рождественский пост, в котором мы находимся, в том числе. Мы думаем, что Церковь так заботится о нашем здоровье, чтобы организм отдохнул и очистился хорошей диетой от мясной пищи. А Бог через это облегчение плоти ждёт нашего с вами очищения, изменения, приближения к Нему — вот главная цель, которую от нас ожидает Бог.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы, свято соблюдая традиции и обряды нашей Церкви, которые составляют её украшение, традицию, мы знали суть каждого обряда, каждой мелочи, знали суть, к чему она должна привести: чтобы мы с вами знали свою веру. Вместе с вами в нашем храме очень многое делается: изучение Священного Писания, проходят занятия по объяснению Божественной Литургии, совершается миссионерская Литургия, проводятся курсы катехизации по изучению основ веры и многое другое для того, чтобы вы знали своё богослужение, как оно развивалось. Но иногда сталкиваешься с тем, что человеку это неинтересно, это не нужно, он сам всё знает. А откуда знаешь, кто сказал? И человек, услышав какую-то ахинею, считает, что в ней вся суть веры и придерживается слепых обрядов, не зная сути.
Пророк и псалмопевец Давид в Ветхом Завете, богослужебная жизнь в котором вся была пронизана обрядами, говорил: «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно» (Пс. 46: 7-8), то есть понимайте всё, что вы произносите: какие молитвы, что поёте за богослужением, что исполняете — исполняйте разумно, понимая значение и смысл.
Один из современных богословов говорил, что, входя в храм, надо снимать шапку, но не голову. Нужно, чтобы мы знали суть своей веры, и когда будем знать, беречь и ценить эти глубины богословского смысла и значение нашей веры, тогда эта вера будет спасительной для нас и соединит с Господом и в этой жизни, и в будущей. Аминь.
9 декабря 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. В сегодняшнем Евангелии очень много созидательных моментов, необходимых для нашей христианской жизни. Прежде всего, это почитание воскресного дня. Чудо по исцелению сгорбленной женщины Господь совершил в субботу. Суббота свято соблюдалась у евреев как день, посвящённый Богу. В христианской Церкви — это воскресный день, который мы чтим в честь воскресшего Господа и который является примером почитания воскресного дня, как было ещё в апостольское время, о чём говорит книга Деяний, когда апостолы собирались для преломления хлеба в первый день недельный или день воскресный.
Почитание воскресного дня — это необходимый критерий христианского благочестия. Без почитания воскресного дня нет почитания Бога, нет любви к Нему. Конечно, почитание воскресного дня начинается с посещения храма Божия, а это требует определённого подвига, требует направленности воли, понуждения себя к этому. Наивно думать, что, лёжа в воскресный день в тёплой постели, вдруг появится непреодолимое желание пойти в храм, что сразу же человек начнёт исполнять это желание, только потому, что оно возникло. Мы всегда должны понуждать себя к этому и заставлять, независимо от того, есть у нас желание и настроение, и какое самочувствие. Человек погружается в лень, в потакание своим слабостям и страстям, и в этом единственное оправдание того, почему человек не посещает храм в воскресный день.
Совсем недавно, пару дней назад, я встречался в светской организации с коллективом сотрудников. И там разговорились о том, что в жизни одной женщины было такое необыкновенное чудо, когда почитание и молитвы к одной иконе Божией Матери, которую она привезла с острова Крит, привело к совершенному исцелению её мужа от рака. Рак был IV-ой степени, он шёл на операцию с совершенно непонятным исходом, но после предоперационного обследования рака не обнаружили совсем.
Я спрашиваю у этой женщины:
— Как вы благодарите Бога? Ходите ли в храм?
— Да, нет, — говорит, — в Библии написано, что нельзя часто ходить в храм Божий.
Где же человек слышал такую ахинею? Кто мог внушить такие сатанинские вещи, которыми человек искусственно прикрывается и оправдывает свою лень и безразличие к Богу.
Мы видим ещё в Ветхом Завете в псалмах Давида, какое пламенное, неудержимое желание имел он, чтобы всегда посещать храм Божий. «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити мне в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4). Пророк Давид в этом видел главнейшее дело в своей жизни, а всё остальное: управление царством, все почести, соединённые с его положением в обществе и могущества, о котором знал весь мир, было для него вторичным. А самое главное, о чём он мечтал, — чтобы Господь никогда не лишил его возможности быть в храме Божием и молиться здесь, видеть красоту Господню, отталкиваясь от красоты храма Божия, прославлять и славословить Бога.
Дорогие братия и сестры. Ещё раз напомним себе об этой радости, об этой прекрасной возможности посещать храм Божий, чтобы мы неукоснительно в воскресный день были на Божественной Литургии. Здесь присутствует Господь особенным образом. Храм Божий — это Его дом, так как здесь мы имеем уникальную возможность причащаться Святого Тела и Крови Его. Храм строится, прежде всего, для того, чтобы мы причащались Святых Христовых Тайн. Многие из нас помнят советские времена, как сложно, как рискованно было тогда ходить в храмы, которых было так мало. Иногда ближайший храм был за сотни километров, и не было возможности слышать слово Божие, не было возможности соединиться с Господом, как мы имеем с вами в наше время. Дай Бог, дорогие братия и сестры, нам всем такого неудержимого рвения и усердия в посещении храма Божия, о котором говорил святой царь и псалмопевец Давид.
Это Евангелие говорит об одном удивительном чуде, когда Господь пришёл в синагогу в субботу, и там была больная согбенная женщина. Дьявол так согнул её позвоночник, что она смотрела только в землю и не могла выпрямиться. И в таком состоянии она находилась восемнадцать лет.
Как часто, когда нас посещают те или иные болезни, у нас кончается терпение, мы ропщем на Бога, ищем мгновенного исцеления от тех недугов, которыми Господь нас посещает, смиряя нашу гордыню.
Но из Евангелия мы видим, что эта женщина несла свою страшную болезнь восемнадцать лет. Евангелие говорит нам и о других больных: кровоточивая женщина была больна двенадцать лет и на врачей растратила всё своё имущество. Когда Господь посещал в Иерусалиме купальню Вифезда, там был расслабленный, который тридцать восемь лет лежал у этой купальни, каждый год ожидая схождения Ангела, который возмущал воду. Это придавало воде целебные свойства, и больной надеялся, что его расслабленное тело получит исцеление. Таких больных мы видим в Евангельских текстах.
А нам хочется сразу, мгновенно получить исцеление и помощь Божию, а этой помощи, порой, мы совершенно недостойны, не заслуживаем её. А почему? А потому, что всю жизнь прожили вне Бога и вне Церкви. И Господь, посылая нам те или иные болезни, которые меняют ход нашей жизни, хочет одного: изменения нашей жизни. Этой болезнью Бог говорит: «Так, как ты жил до сего момента, жить нельзя, это путь в никуда. Ты перечеркнёшь ту вечность, которую Я приготовил для тебя. И чтобы ты её не потерял окончательно и бесповоротно, тебе посылается эта болезнь».
Во время болезни люди ведут себя по-разному. Очень редко бывает, когда человек понимает, что болезнь дана для исправления и обретает Бога. В крепкой вере в Него он становится крепким молитвенником за всю свою семью, за весь свой род, за детей и внуков. Но это бывает крайне редко. Чаще всего, человек озлобляется, ропщет на Бога, пребывает в гневе и раздражении. Ему мешают все близкие, родные. Он не может слышать о радостях здоровых людей, как они проводят свободное время, это приводит его в гнев, ярость, раздражение.
Буквально вчера я посещал парализованного человека, который был очень успешным бизнесменом. Этого молодого человека двухметрового роста мгновенно парализовало из-за пустякового несчастного случая. Посещая его второй раз через полгода, спрашиваю:
— Ну как, ты подумал о жизни? Как ты готов поменять её? Ты должен что-то пообещать Богу. В случае исцеления, ты, наверное, будешь посещать храм каждый воскресный день вместе с семьей? Наверное, будешь отдавать Церкви десятину от своего бизнеса? Может быть, построишь храм на свои средства в том или ином месте, где укажет Господь? Наверно будешь молиться с семьей и детьми утром и вечером?
— Нет, я к этому не готов. Я ничего не хочу и не готов менять в своей жизни, потому что Бог — это такое духовное, это что-то личное, которое ни к чему не обязывает, должно быть, незаметное, интимное, в душе пребывающее.
И вот уже восемь месяцев он парализован без всякого прогресса, без всякого изменения состояния его болезни к лучшему, а человек ничего не понял. Не понял, что Бог хочет изменения его жизни. И когда это изменение будет, тогда Бог, несомненно, дарует Свою милость, Своё великое утешение в том, в чём Он считает нужным и необходимым. Придя в дом человека, сразу видно, что Богу он не молится: иконы на видном месте нет, они пылятся в каком-то забытом месте. Невооруженным взглядом видно, что человек не обращается к Богу. Если нет потребности, то надо заставлять себя молиться и утром, и вечером, и читать Евангелие. И тогда, заставляя себя, это переходит в добрый навык и появляется потребность, без которой ты жить не можешь, которая дарует тебе радость и соединяет тебя с Господом.
Поэтому, дорогие братия и сестры, обратим на это внимание, когда и нас с вами посещают недуги. Ведь чем старше становимся, к нам начинают подкрадываться различные недуги, через которые Господь хочет нашего обращения и спасения нашей души.
Главная тема сегодняшнего Евангелия заключается в тех словах, которыми Господь обличает начальника синагоги, сделавшего замечание народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14), потому что субботу надо свято чтить, никакие дела нельзя совершать. Господь обличает этого представителя иудейского закона в лицемерии, сказав в ответ: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить?» (Лк. 13:15). Ведь то, что обеспечивает жизнь животного, не является нарушением субботы. И Господь говорит: «В этом же вы трудитесь, а почему ты обличаешь человека, который получил исцеление в субботний день, восемнадцать лет неся этот страшный недуг». Это Евангелие обличает лицемерие в нашей жизни, когда внешнее есть, обряды есть, а внутреннего содержания нет; когда нет Бога в твоей жизни, когда ты совершаешь одни обряды.
Очень часто приходится сталкиваться с проявлением чрезмерной обрядовости во всех проявлениях религиозной жизни, начиная с погребения усопшего. Типичное искажённое понимания сути обряда заключается, например, в следующем: закончилось отпевание, усопшего надо выносить, вокруг с двух сторон стоят внуки, сыновья и дочери. Стоят, боятся подойти к гробу и нести его, потому что есть такое суеверие, что кто несёт, тот следующим умрёт. Другое суеверие состоит в том, что близкого родственника нельзя погребать самим, должны быть чужие люди, наёмные из ритуального агентства, пусть они будут хоть иноверцы, а двухметровые мужики стоят и не прикоснутся к гробу отца, матери или бабушки.
У нас не за горами праздник Крещения Господня. И, общаясь со своими знакомыми и друзьями, каждый из вас будет слышать вопрос: «Ну, как ты, окунался? Где ты был, понравилось? Как ощущения? Не окунался? Странно. В церкви был? А у меня в привычку вошло, окунаюсь каждый год».
Ещё пример: Пасха Христова… Освящение яиц и куличей, но в храм ни ногой: богослужение непонятно и излишне, пусть молится фанатики. Христос не нужен. Это и есть лицемерие, когда внешнее, которое легко исполнить, присутствует, а сути нет, нет Бога в этих внешних обрядах, в которых погрязает человек.
Так мы говорим, дорогие братия и сестры, не только о нецерковных людях, это лицемерие присутствует и в нашей жизни, потому что это лёгкая модель устава религиозной жизни, когда мы хотим от Бога отгородиться, откупиться: либо свечами, либо записками, либо поклонами, либо постом в той или иной мере, а Господь ждёт изменения и через Рождественский пост, в котором мы находимся, в том числе. Мы думаем, что Церковь так заботится о нашем здоровье, чтобы организм отдохнул и очистился хорошей диетой от мясной пищи. А Бог через это облегчение плоти ждёт нашего с вами очищения, изменения, приближения к Нему — вот главная цель, которую от нас ожидает Бог.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы, свято соблюдая традиции и обряды нашей Церкви, которые составляют её украшение, традицию, мы знали суть каждого обряда, каждой мелочи, знали суть, к чему она должна привести: чтобы мы с вами знали свою веру. Вместе с вами в нашем храме очень многое делается: изучение Священного Писания, проходят занятия по объяснению Божественной Литургии, совершается миссионерская Литургия, проводятся курсы катехизации по изучению основ веры и многое другое для того, чтобы вы знали своё богослужение, как оно развивалось. Но иногда сталкиваешься с тем, что человеку это неинтересно, это не нужно, он сам всё знает. А откуда знаешь, кто сказал? И человек, услышав какую-то ахинею, считает, что в ней вся суть веры и придерживается слепых обрядов, не зная сути.
Пророк и псалмопевец Давид в Ветхом Завете, богослужебная жизнь в котором вся была пронизана обрядами, говорил: «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно» (Пс. 46: 7-8), то есть понимайте всё, что вы произносите: какие молитвы, что поёте за богослужением, что исполняете — исполняйте разумно, понимая значение и смысл.
Один из современных богословов говорил, что, входя в храм, надо снимать шапку, но не голову. Нужно, чтобы мы знали суть своей веры, и когда будем знать, беречь и ценить эти глубины богословского смысла и значение нашей веры, тогда эта вера будет спасительной для нас и соединит с Господом и в этой жизни, и в будущей. Аминь.
Предыдущая проповедь
4 декабря 2018
Следующая проповедь
16 декабря 2018
Все проповеди за 2018 год