Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Исцеление сына наинской вдовы

 Дорогие братия и сестры. Сегодня за Божественной литургией мы слышали короткое, но очень важное евангельское чтение, где рассказывалось об одном эпизоде из земной жизни нашего Господа.

Однажды Иисус в сопровождении множества народа вошёл в город Наин. Из всех четырёх евангелистов только Лука в своём Евангелии упомянул о пребывании Господа в этом городе. Толкователи Священного Писания делают из этого вывод, что Господь во время Своей земной жизни, служения нашему спасению в течение трёх с половиной лет с момента крещения и выхода на проповедь, был в Наине всего один раз, и что Он пришёл в Наин намеренно для совершения чуда, о котором пойдёт речь. То есть, Он был там не попутно, не случайно, не по чьей-то просьбе, как это было в случае с просьбой Иаира об исцелении своей умирающей дочери. Но здесь Господь Сам идёт, а народ следует за Ним.

И когда они подошли к входным вратам города Наин, навстречу им вышла погребальная процессия. На носилках несли умершего юношу. За ним следовала в безутешном горе, рыданиях и плаче его мать. И весь город вышел сопровождать эту скорбную процессию. И как говорится в Евангелии, эта женщина, мать умершего юноши, была вдовой. Это говорит о том, что горе уже второй раз вошло в её жизнь. Сначала она похоронила мужа, лишившись опоры в жизни, семейного счастья и благоденствия, а теперь хоронит единственного сына.

Предельное горе этой женщины и побудило Господа прийти в город Наин, чтобы изменить, уничтожить это горе – воскресить умершего юношу. Ещё раз обращаем наше общее внимание на то, что никто не просил Господа об этом чуде. Даже тогда, когда Он пришёл в Наин и подошёл к погребальной процессии, никто: ни родственники, ни друзья умершего юноши, ни мать его, которая была убита горем и не могла говорить, не просили Господа ни о чём. Господь Сам знал по Своей Божественной природе, которая неотлучно пребывала с Ним, с Его человеческой природой всегда, с момента Его рождения в Вифлееме о предельном горе этой женщины-матери.

Во Христе нераздельно соединяются две природы: Человеческая и Божественная. Человеческая природа та, которая родилась, которая получила бытие; а Божественная всегда, искони была с Ним. И связаны эти природы неразлучно, нераздельно, неизменно, неслиянно. Поэтому в силу Своего Божественного Всеведения Он, конечно, знал о предельном горе этой женщины, у которой рушилась надежда, уходила почва из-под ног и терялся всякий смысл жизни. Нужно было поддержать её, вернуть радость в её жизнь. Господь приходит в Наин без всякой чьей-либо просьбы, прикасается к погребальным носилкам, останавливает их и, обращаясь к матери, говорит: «не плачь» (Лк.7;13).  Он берёт её сына за руку, поднимает с погребальных носилок живым и здоровым, и отдаёт его матери. И юноша стал говорить, что является верным признаком вернувшейся жизни. Народ восклицал в восхищении и радовался тому, что Великий Пророк пришёл к ним, и Бог посетил народ Свой.

Вот такое краткое Евангелие.

Дорогие братия и сестры. Прежде всего, мы черпаем в этом Евангелии утешение. Мы находим в нём силы в том, что Господь видит всякое страдание человека, видит скорби наши, видит порой, как мы изнемогаем под тяжестью креста, и Ему не надо рассказывать, не надо напоминать, не надо объяснять, как какому-то стороннему человеку, который не знаком с твоей ситуацией, твой скорбью и твоей жизнью. И молитва наша в состоянии скорби – это не напоминание Богу о том, что Он нас забыл, оставил, как-то недосмотрел, и по Его неведению, недосмотру что-то случилось ненужное, плохое, скорбное, тяжёлое и так далее. Молитва – это общение двух любящих сердец: нашего человеческого сердца, любящего Бога, и Бога, Который является любящим нашим Отцом, Который всегда любит нас, любовь Которого никогда не колеблется, никогда не уменьшается. Общение с любимым существом, с любимой личностью приносит счастье, приносит успокоение. Это общение в молитве, соединяя нас с Богом, делает нас причастными Его Божественной благодати. Поэтому молитва никогда не бывает напрасной, не бывает ненужной.

Из этого Евангелия мы имеем ободрение и утешение в том, что Господь знает нашу жизнь, наши скорби, которые, порой, входят в нашу жизнь. Эти скорби многоразличные, выражающиеся в болезнях, неприятностях, бедствиях, неудачах; скорби, которые исходят от утраты близких и родных, которые через смерть уходят в жизнь вечную. И Господь, так же, как утешил эту мать, вдовицу, хоронящую сына своего, утешает всякого человека, который переживает эту тяжёлую скорбь в утрате близких и родных и готов дать не меньшее утешение, не меньшую помощь и поддержку в несении жизненного креста.

Преподобный Амвросий Оптинский, память которого Церковь празднует сегодня, отличался этим особым даром утешения, которым он врачевал души приходящих к нему людей.

Один из известных, маститых священников отец Сергий Четвериков однажды по дороге в Оптину познакомился с одной благочестивой христианкой, которая была уже в преклонных годах. Она рассказала ему, что у неё внезапно умер сын, а сын работал на почте и разносил телеграммы, в том числе и в Оптину Пустынь. Очень часто он приносил и преподобному Амвросию телеграммы, которые приходили со всей России с мольбами о помощи, о молитвенном предстательстве перед Господом. Преподобный Амвросий знал её имя и имя её сына. Она шла к нему, чтобы получить утешение в своей непосильной скорби, у неё это также был единственный сын.  

Когда она пришла к Амвросию, он внимательно выслушал её горестный рассказ о кончине сына и утешил всего несколькими словами.

— Ну что, оборвалась твоя телеграмма?

— Да, батюшка, оборвалась.

От этих простых слов старца, сказанных с таким утешением, с такой любовью сразу на сердце у неё стало легко, и скорбь отступила, и появились надежда и желание жить дальше, и молиться за сына, скоропостижно ушедшего Промыслом Божиим в вечность.

Господь дарует нам всегда утешение, дарует Свою всесильную помощь. Только мы, дорогие братия и сестры, должны помнить, что Господь всегда рядом с нами. Мы должны обращаться, молиться и просить Его заступления, Его помощи, Его утешения. Наша молитва к Нему, мольба о помощи является основой того, что эта Божественная помощь может быть дарована нам, она может быть востребована. Этой помощи, этого утешения желает наше сердце, и для Господа оно открывает путь к скорбящему человеческому сердцу, и Господь утешает и поддерживает нас.

Дорогие братия и сестры! Это Евангелие подводит нас ещё к одной мысли: какие бы тяжёлые скорби мы с вами ни переживали в этой жизни, но эти скорби все временные – и предательство друзей, и заключение в темницу, и клевета, и измена близких и родных, мужа, жены, — всё это вещи временного порядка. Они могут сопровождать нас год, два, десять, двадцать, но рано или поздно они всё равно закончатся, потому что всё в этой жизни временно, а вечен только Бог. И главное в нашей жизни, дорогие, не избегать этих трудностей, тяжести нашего креста, а самое главное, чтобы благоприятная вечность открылась нам после нашей смерти, соединяющая нас с Богом, а не отводящая от Него. На это должны быть направлены все наши силы и всё наше внимание.

Это Евангелие, наконец, дорогие братия и сестры, носит такой прозаический характер, если хотите, совершенно простой, приземлённый. Оно говорит, что все мы умрём. И как несли этого юношу по еврейскому обычаю, хороня не в гробах, а обёрнутого в ткань, на носилках до могилы, так и нас, непременно, понесут когда-то. Дай Бог, чтобы было, кому понести, чтобы мы так жили по отношению к нашим родным и близким, чтобы у них было желание нас хоронить и предать земле по-человечески, с любовью. Это не всегда бывает и далеко не у всех получается, дорогие, в силу разных причин. Мы с вами должны понять, что мы смертны, и нужно готовиться к своей смерти. Потому что смерть – это не просто окончание жизни, когда надо все дела доделать, за всё заплатить, всем всё рассказать, что делать и так далее. А самое главное, что после смерти придётся отвечать за свою жизнь. Надо быть готовыми к этому ответу, потому что мы, к сожалению, живём так, что думаем, что никогда не умрём, что ещё очень долго будем жить, и есть время, возможности за многие годы исправиться, покаяться. Всё это будет потом, попозже, на пенсии, а потом ещё попозже, когда закончим работать, и ещё позже, когда не сможем делать что-то полезное. Вот тогда мы покаемся, и Господь всё простит. Дай Бог, чтобы так было, дорогие, но, искушая долготерпение Божие, откладывая наше исправление, откладывая наше покаяние, не всегда можно так дерзновенно надеяться, что всё так и сложится, и Господь даст нам возможность раскаяться перед смертью. Даже по небольшому опыту священнической практики, каждый священник может убедительно сказать, что Бог даёт возможность раскаяться перед смертью и позволяет причаститься только тому человеку, который в жизни был недалёк от Бога по своим добрым делам, по доброму сердцу, по великим благодеяниям, которые он оказал людям, по какому-то особому смирению, основываясь на добродетелях человека. Если этих добродетелей в жизни не было, то батюшка или не успеет к умирающему человеку, или не успеет причастить, потому что разум отключится, вне сознания нельзя причащаться, потому что только в сознании человек должен встречаться со Христом и осознанно с Ним соединяться. Поэтому этот закон духовной жизни верен и, безусловно, всегда совершается в жизни человека. Кто был не чужд Бога в жизни, тому Господь дарует причаститься. А если жил вне Бога, вне Церкви, даже если был крещён, то один процент из ста, что Господь по желанию родственников даст возможность причаститься человеку перед смертью. Как человек живёт, так и умирает. Примерно такие же слова говорил и преподобный Амвросий Оптинский, память которого мы с вами сегодня празднуем. Конец – всему делу венец, и смерть является окончанием жизни человека в её нравственном аспекте. Если жизнь христианская, то и смерть христианская. Но если жизнь была безбожная, то и смерть будет животная, без покаяния, без Бога, без Причастия, очень часто мгновенная смерть – инсульт или инфаркт. Всё происходит мгновенно: жил человек, и уходит без покаяния, не подготовившись, ничего не поняв, не осознав, не раскаявшись. Так называемая в народе «лёгкая» смерть на самом деле является зловещим признаком, потому что Господь даже не дал человеку раскаяться, так как это раскаяние бесполезно, оно не соответствует характеру жизни человека. Жил без Бога и умер без Бога.

Поэтому, дорогие, дай Бог, чтобы это краткое Евангелие, говорящее нам об этих великих истинах, служило нам верным ориентиром. Это Евангелие показывает нам и то чудо, которое будет в конце истории этого мира, когда Бог воскресит всех мёртвых.

Возвращаясь к этой скорби, которую испытываем мы при утрате родных и близких через их смерть, Господь говорит нам, что это расставание временное, потому что настанет момент, когда Господь всех воскресит. Все умершие восстанут из своих могил, и Господь воссоздаст их тела из праха земного, независимо от того, что случилось с их умершими телами: сожгли ли их безбожные родственники в печах крематория, или останки разложились и сгнили в земле. Для Бога нет ничего невозможного, ничто не может положить предел Его Всемогуществу. Бог воскресит всякого человека, даже несмотря на то, что от его тела, может быть, вообще ничего не осталось: погиб ли человек в пучине морской, в горах, бесследно исчез или что-либо ещё иное случилось – никакого это значения не имеет для Всемогущества Божия. Он всех воскресит.

Эти тела, воскрешённые Богом, будут точно такими же, каким телом обладал человек на земле: точно такого же и размера, и вида, и пола, и узнаваем человек будет непременно. Близкие, родные увидят и узнают друг друга. Только тела эти будут лишены старческих немощей, подпирающих палочек и так далее, будут иметь вид совершенный, потому что будут подготовлены Богом и предназначены для Царствия Небесного, в котором нет никакого несовершенства, никакого уродства, никаких болезней, никакого увечья, никаких очков – ничего такого, что так необходимо нам в нашей жизни, что является нам подспорьем – там всё будет совершенно и безупречно. Но в то же время, тела будут точно такие же, как были на земле. Эти тела уже не будут бояться смерти, разложения. Тела будут материальны, но это будет не та материя, к которой мы с вами сейчас причастны во время нашей земной жизни.

Господь в этом евангельском отрывке показал, как будет проходить воскресение. Он взял юношу за руку и сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!» (Лк. 7;14). Такой же голос Божий и такое же повеление услышат все мёртвые и восстанут из своих могил. Как это радостно. Дорогие, каждый из нас имеет свои переживания, своё осмысление жизни, утраты близких и родных – у одного отца нет уже тридцать лет, у другого матери какой-то период времени, кто-то потерял сына, кто-то дочь, кто-то сестру, кого-то из близких и родных. Чем дольше мы живём, тем времени больше проходит, но любовь от этого не уменьшается, и, конечно, мы ждём встречи с нашими близкими, родными. Как говорится в благодарственном Акафисте «Слава Богу за всё»: «Ты обещал нам желательную встречу с нашими умершими». Эта встреча с нашими близкими и родными непременно состоится. Дай Бог, чтобы она была радостной, соединяющей, объединяющей нас в одних Небесных обителях.

Дорогие братия и сестры. Сколько оптимизма, сколько радости, сколько утешения в этом кратком евангельском отрывке. Не будем скорбеть, не будем унывать. Особенно Господь обращается к тем людям, которые совсем недавно перенесли эту скорбь, такие есть люди из вас, здесь стоящих в храме, и кто сегодня молился и причащался, у которых эта рана очень ещё жива, не заживает. Господь сегодня обращается к вам, как к той скорбящей матери, и говорит и нам, и вам, матерям: «не плачь», потому что усопшие не уходят куда-то в небытие, в какое-то неизвестное пространство – они уходят к Богу и находятся под Его покровом, под Его промышлением. И то, что, может быть, они ушли преждевременно, является Его особой любовью: любовью строгой, тяжёлой, порой, как скальпель хирурга, бескомпромиссной, но в которой есть надежда. А какая надежда? Что оставшиеся органы будут жить. Что это означает применимо к нашей жизни? Что оставшиеся живые: родители, близкие родные, через их молитвы будут спасены. И жизнь прожита будет не зря.

Вот о чём говорит сегодняшнее Евангелие. Поэтому, будем благодарить Господа, так любящего нас и заботящегося о нас. Аминь.  

23 октября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры. Сегодня за Божественной литургией мы слышали короткое, но очень важное евангельское чтение, где рассказывалось об одном эпизоде из земной жизни нашего Господа.

Однажды Иисус в сопровождении множества народа вошёл в город Наин. Из всех четырёх евангелистов только Лука в своём Евангелии упомянул о пребывании Господа в этом городе. Толкователи Священного Писания делают из этого вывод, что Господь во время Своей земной жизни, служения нашему спасению в течение трёх с половиной лет с момента крещения и выхода на проповедь, был в Наине всего один раз, и что Он пришёл в Наин намеренно для совершения чуда, о котором пойдёт речь. То есть, Он был там не попутно, не случайно, не по чьей-то просьбе, как это было в случае с просьбой Иаира об исцелении своей умирающей дочери. Но здесь Господь Сам идёт, а народ следует за Ним.

И когда они подошли к входным вратам города Наин, навстречу им вышла погребальная процессия. На носилках несли умершего юношу. За ним следовала в безутешном горе, рыданиях и плаче его мать. И весь город вышел сопровождать эту скорбную процессию. И как говорится в Евангелии, эта женщина, мать умершего юноши, была вдовой. Это говорит о том, что горе уже второй раз вошло в её жизнь. Сначала она похоронила мужа, лишившись опоры в жизни, семейного счастья и благоденствия, а теперь хоронит единственного сына.

Предельное горе этой женщины и побудило Господа прийти в город Наин, чтобы изменить, уничтожить это горе – воскресить умершего юношу. Ещё раз обращаем наше общее внимание на то, что никто не просил Господа об этом чуде. Даже тогда, когда Он пришёл в Наин и подошёл к погребальной процессии, никто: ни родственники, ни друзья умершего юноши, ни мать его, которая была убита горем и не могла говорить, не просили Господа ни о чём. Господь Сам знал по Своей Божественной природе, которая неотлучно пребывала с Ним, с Его человеческой природой всегда, с момента Его рождения в Вифлееме о предельном горе этой женщины-матери.

Во Христе нераздельно соединяются две природы: Человеческая и Божественная. Человеческая природа та, которая родилась, которая получила бытие; а Божественная всегда, искони была с Ним. И связаны эти природы неразлучно, нераздельно, неизменно, неслиянно. Поэтому в силу Своего Божественного Всеведения Он, конечно, знал о предельном горе этой женщины, у которой рушилась надежда, уходила почва из-под ног и терялся всякий смысл жизни. Нужно было поддержать её, вернуть радость в её жизнь. Господь приходит в Наин без всякой чьей-либо просьбы, прикасается к погребальным носилкам, останавливает их и, обращаясь к матери, говорит: «не плачь» (Лк.7;13).  Он берёт её сына за руку, поднимает с погребальных носилок живым и здоровым, и отдаёт его матери. И юноша стал говорить, что является верным признаком вернувшейся жизни. Народ восклицал в восхищении и радовался тому, что Великий Пророк пришёл к ним, и Бог посетил народ Свой.

Вот такое краткое Евангелие.

Дорогие братия и сестры. Прежде всего, мы черпаем в этом Евангелии утешение. Мы находим в нём силы в том, что Господь видит всякое страдание человека, видит скорби наши, видит порой, как мы изнемогаем под тяжестью креста, и Ему не надо рассказывать, не надо напоминать, не надо объяснять, как какому-то стороннему человеку, который не знаком с твоей ситуацией, твой скорбью и твоей жизнью. И молитва наша в состоянии скорби – это не напоминание Богу о том, что Он нас забыл, оставил, как-то недосмотрел, и по Его неведению, недосмотру что-то случилось ненужное, плохое, скорбное, тяжёлое и так далее. Молитва – это общение двух любящих сердец: нашего человеческого сердца, любящего Бога, и Бога, Который является любящим нашим Отцом, Который всегда любит нас, любовь Которого никогда не колеблется, никогда не уменьшается. Общение с любимым существом, с любимой личностью приносит счастье, приносит успокоение. Это общение в молитве, соединяя нас с Богом, делает нас причастными Его Божественной благодати. Поэтому молитва никогда не бывает напрасной, не бывает ненужной.

Из этого Евангелия мы имеем ободрение и утешение в том, что Господь знает нашу жизнь, наши скорби, которые, порой, входят в нашу жизнь. Эти скорби многоразличные, выражающиеся в болезнях, неприятностях, бедствиях, неудачах; скорби, которые исходят от утраты близких и родных, которые через смерть уходят в жизнь вечную. И Господь, так же, как утешил эту мать, вдовицу, хоронящую сына своего, утешает всякого человека, который переживает эту тяжёлую скорбь в утрате близких и родных и готов дать не меньшее утешение, не меньшую помощь и поддержку в несении жизненного креста.

Преподобный Амвросий Оптинский, память которого Церковь празднует сегодня, отличался этим особым даром утешения, которым он врачевал души приходящих к нему людей.

Один из известных, маститых священников отец Сергий Четвериков однажды по дороге в Оптину познакомился с одной благочестивой христианкой, которая была уже в преклонных годах. Она рассказала ему, что у неё внезапно умер сын, а сын работал на почте и разносил телеграммы, в том числе и в Оптину Пустынь. Очень часто он приносил и преподобному Амвросию телеграммы, которые приходили со всей России с мольбами о помощи, о молитвенном предстательстве перед Господом. Преподобный Амвросий знал её имя и имя её сына. Она шла к нему, чтобы получить утешение в своей непосильной скорби, у неё это также был единственный сын.  

Когда она пришла к Амвросию, он внимательно выслушал её горестный рассказ о кончине сына и утешил всего несколькими словами.

— Ну что, оборвалась твоя телеграмма?

— Да, батюшка, оборвалась.

От этих простых слов старца, сказанных с таким утешением, с такой любовью сразу на сердце у неё стало легко, и скорбь отступила, и появились надежда и желание жить дальше, и молиться за сына, скоропостижно ушедшего Промыслом Божиим в вечность.

Господь дарует нам всегда утешение, дарует Свою всесильную помощь. Только мы, дорогие братия и сестры, должны помнить, что Господь всегда рядом с нами. Мы должны обращаться, молиться и просить Его заступления, Его помощи, Его утешения. Наша молитва к Нему, мольба о помощи является основой того, что эта Божественная помощь может быть дарована нам, она может быть востребована. Этой помощи, этого утешения желает наше сердце, и для Господа оно открывает путь к скорбящему человеческому сердцу, и Господь утешает и поддерживает нас.

Дорогие братия и сестры! Это Евангелие подводит нас ещё к одной мысли: какие бы тяжёлые скорби мы с вами ни переживали в этой жизни, но эти скорби все временные – и предательство друзей, и заключение в темницу, и клевета, и измена близких и родных, мужа, жены, — всё это вещи временного порядка. Они могут сопровождать нас год, два, десять, двадцать, но рано или поздно они всё равно закончатся, потому что всё в этой жизни временно, а вечен только Бог. И главное в нашей жизни, дорогие, не избегать этих трудностей, тяжести нашего креста, а самое главное, чтобы благоприятная вечность открылась нам после нашей смерти, соединяющая нас с Богом, а не отводящая от Него. На это должны быть направлены все наши силы и всё наше внимание.

Это Евангелие, наконец, дорогие братия и сестры, носит такой прозаический характер, если хотите, совершенно простой, приземлённый. Оно говорит, что все мы умрём. И как несли этого юношу по еврейскому обычаю, хороня не в гробах, а обёрнутого в ткань, на носилках до могилы, так и нас, непременно, понесут когда-то. Дай Бог, чтобы было, кому понести, чтобы мы так жили по отношению к нашим родным и близким, чтобы у них было желание нас хоронить и предать земле по-человечески, с любовью. Это не всегда бывает и далеко не у всех получается, дорогие, в силу разных причин. Мы с вами должны понять, что мы смертны, и нужно готовиться к своей смерти. Потому что смерть – это не просто окончание жизни, когда надо все дела доделать, за всё заплатить, всем всё рассказать, что делать и так далее. А самое главное, что после смерти придётся отвечать за свою жизнь. Надо быть готовыми к этому ответу, потому что мы, к сожалению, живём так, что думаем, что никогда не умрём, что ещё очень долго будем жить, и есть время, возможности за многие годы исправиться, покаяться. Всё это будет потом, попозже, на пенсии, а потом ещё попозже, когда закончим работать, и ещё позже, когда не сможем делать что-то полезное. Вот тогда мы покаемся, и Господь всё простит. Дай Бог, чтобы так было, дорогие, но, искушая долготерпение Божие, откладывая наше исправление, откладывая наше покаяние, не всегда можно так дерзновенно надеяться, что всё так и сложится, и Господь даст нам возможность раскаяться перед смертью. Даже по небольшому опыту священнической практики, каждый священник может убедительно сказать, что Бог даёт возможность раскаяться перед смертью и позволяет причаститься только тому человеку, который в жизни был недалёк от Бога по своим добрым делам, по доброму сердцу, по великим благодеяниям, которые он оказал людям, по какому-то особому смирению, основываясь на добродетелях человека. Если этих добродетелей в жизни не было, то батюшка или не успеет к умирающему человеку, или не успеет причастить, потому что разум отключится, вне сознания нельзя причащаться, потому что только в сознании человек должен встречаться со Христом и осознанно с Ним соединяться. Поэтому этот закон духовной жизни верен и, безусловно, всегда совершается в жизни человека. Кто был не чужд Бога в жизни, тому Господь дарует причаститься. А если жил вне Бога, вне Церкви, даже если был крещён, то один процент из ста, что Господь по желанию родственников даст возможность причаститься человеку перед смертью. Как человек живёт, так и умирает. Примерно такие же слова говорил и преподобный Амвросий Оптинский, память которого мы с вами сегодня празднуем. Конец – всему делу венец, и смерть является окончанием жизни человека в её нравственном аспекте. Если жизнь христианская, то и смерть христианская. Но если жизнь была безбожная, то и смерть будет животная, без покаяния, без Бога, без Причастия, очень часто мгновенная смерть – инсульт или инфаркт. Всё происходит мгновенно: жил человек, и уходит без покаяния, не подготовившись, ничего не поняв, не осознав, не раскаявшись. Так называемая в народе «лёгкая» смерть на самом деле является зловещим признаком, потому что Господь даже не дал человеку раскаяться, так как это раскаяние бесполезно, оно не соответствует характеру жизни человека. Жил без Бога и умер без Бога.

Поэтому, дорогие, дай Бог, чтобы это краткое Евангелие, говорящее нам об этих великих истинах, служило нам верным ориентиром. Это Евангелие показывает нам и то чудо, которое будет в конце истории этого мира, когда Бог воскресит всех мёртвых.

Возвращаясь к этой скорби, которую испытываем мы при утрате родных и близких через их смерть, Господь говорит нам, что это расставание временное, потому что настанет момент, когда Господь всех воскресит. Все умершие восстанут из своих могил, и Господь воссоздаст их тела из праха земного, независимо от того, что случилось с их умершими телами: сожгли ли их безбожные родственники в печах крематория, или останки разложились и сгнили в земле. Для Бога нет ничего невозможного, ничто не может положить предел Его Всемогуществу. Бог воскресит всякого человека, даже несмотря на то, что от его тела, может быть, вообще ничего не осталось: погиб ли человек в пучине морской, в горах, бесследно исчез или что-либо ещё иное случилось – никакого это значения не имеет для Всемогущества Божия. Он всех воскресит.

Эти тела, воскрешённые Богом, будут точно такими же, каким телом обладал человек на земле: точно такого же и размера, и вида, и пола, и узнаваем человек будет непременно. Близкие, родные увидят и узнают друг друга. Только тела эти будут лишены старческих немощей, подпирающих палочек и так далее, будут иметь вид совершенный, потому что будут подготовлены Богом и предназначены для Царствия Небесного, в котором нет никакого несовершенства, никакого уродства, никаких болезней, никакого увечья, никаких очков – ничего такого, что так необходимо нам в нашей жизни, что является нам подспорьем – там всё будет совершенно и безупречно. Но в то же время, тела будут точно такие же, как были на земле. Эти тела уже не будут бояться смерти, разложения. Тела будут материальны, но это будет не та материя, к которой мы с вами сейчас причастны во время нашей земной жизни.

Господь в этом евангельском отрывке показал, как будет проходить воскресение. Он взял юношу за руку и сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!» (Лк. 7;14). Такой же голос Божий и такое же повеление услышат все мёртвые и восстанут из своих могил. Как это радостно. Дорогие, каждый из нас имеет свои переживания, своё осмысление жизни, утраты близких и родных – у одного отца нет уже тридцать лет, у другого матери какой-то период времени, кто-то потерял сына, кто-то дочь, кто-то сестру, кого-то из близких и родных. Чем дольше мы живём, тем времени больше проходит, но любовь от этого не уменьшается, и, конечно, мы ждём встречи с нашими близкими, родными. Как говорится в благодарственном Акафисте «Слава Богу за всё»: «Ты обещал нам желательную встречу с нашими умершими». Эта встреча с нашими близкими и родными непременно состоится. Дай Бог, чтобы она была радостной, соединяющей, объединяющей нас в одних Небесных обителях.

Дорогие братия и сестры. Сколько оптимизма, сколько радости, сколько утешения в этом кратком евангельском отрывке. Не будем скорбеть, не будем унывать. Особенно Господь обращается к тем людям, которые совсем недавно перенесли эту скорбь, такие есть люди из вас, здесь стоящих в храме, и кто сегодня молился и причащался, у которых эта рана очень ещё жива, не заживает. Господь сегодня обращается к вам, как к той скорбящей матери, и говорит и нам, и вам, матерям: «не плачь», потому что усопшие не уходят куда-то в небытие, в какое-то неизвестное пространство – они уходят к Богу и находятся под Его покровом, под Его промышлением. И то, что, может быть, они ушли преждевременно, является Его особой любовью: любовью строгой, тяжёлой, порой, как скальпель хирурга, бескомпромиссной, но в которой есть надежда. А какая надежда? Что оставшиеся органы будут жить. Что это означает применимо к нашей жизни? Что оставшиеся живые: родители, близкие родные, через их молитвы будут спасены. И жизнь прожита будет не зря.

Вот о чём говорит сегодняшнее Евангелие. Поэтому, будем благодарить Господа, так любящего нас и заботящегося о нас. Аминь.  

Предыдущая проповедь

2 октября 2016

О любви к Богу и друг к другу
Следующая проповедь

30 октября 2016

Слово о рае

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00