Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Неделя по Воздвижении.
В сегодняшний день продолжается праздник Воздвижения Креста Господня. По окончании сегодняшней литургии он вносится в алтарь до следующего поклонения Кресту, которое будет уже во время Великого Поста на третьей неделе. Всё это время, — целую неделю, — Церковь жила с особо благоговейным чувством к Животворящему Кресту Господню. Христиане должны были читать в вечерних и утренних молитвах тропарь и кондак этому празднику. Этот тропарь является самым распространенным, самым лёгким тропарем: «Спаси, Господи, люди твоя». И вы все его должны, конечно же, знать и употреблять его в своей личной домашней молитве.
Сегодняшнее Евангелие рассказывало нам об одном из чудес, которые Господь совершил, придя однажды в синагогу в день субботний. Он увидел там больного человека, немого, болезнь которого была связана со вселением в него нечистого духа. Когда Господь вошёл в синагогу, бесы, находившиеся в больном человеке, кричали, также как в случае с гадаринским бесноватым: «оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Лк. 4; 34). Бесы безошибочно узнавали Христа, Сына Божия. Они чувствовали Его Божественную силу, которая полагает предел и конец их власти над родом человеческим.
Почему бесы боялись, что Господь погубит их прежде времени? Что это за время? Это время Страшного Суда над родом человеческим, после которого адские глубины заключатся окончательно, и дьявол получит власть над теми, кто попал туда, так сказать, в его владения. А до этого времени дьявол не имеет такой абсолютной власти над человеком, над живыми и даже над мёртвыми, потому что его власть условна, и человек всегда имеет шанс освободиться от власти дьявола. Как говорится в Священном Писании: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак. 4; 7). А что касается усопших, то пока продолжается история этого мира, все усопшие имеют шанс молитвами Церкви, молитвами близких и родных, которые за них молятся, свою посмертную участь изменить к лучшему.
Сегодня также память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. У нас в конце храма есть небольшая икона этого святителя, она написана усердием наших прихожан. Он жил во второй половине XVII-го – начале XVIII-го века, а родился в 1651году. Родом он был из Малороссии, как и многие его святители-современники, такие, как Стефан Яворский, как Иоанн Тобольский, который написал известный труд «Согласование воли человеческой с волей Божественной». Это все были архиереи родом из Украины. Да и сейчас, в общем-то, в Малороссии вера народа намного сильнее, чем вера русских людей, поколебленных годами советского безбожия.
Святитель Димитрий родился в семье казака. Отец его защищал пределы своей земли от бесконечных польских набегов. Даниил, так звали будущего святителя до монашества, был отдан родителями на обучение в Киевское Братское училище, где он проявил свои яркие способности к учению и стал раскрываться его дар слова. Затем, когда это училище было разгромлено поляками при очередном набеге, он поступил уже в Киевскую семинарию, где продолжил своё духовное образование. Затем несколько лет подвизался в различных монастырях под Киевом, где он начал свой самый главный труд, над которым работал в течение двадцати пяти лет своей жизни. Он собирал Четьи Минеи, описание житий святых, известных всей Церкви: и Древней, и Русской; тех святых, которые были прославлены ранее, до него, и собрал их в единый сборник, под каждое число церковного календаря, в зависимости от дня прославления, от дня кончины того или иного святого. Он собрал этот удивительный труд, двенадцать обширных томов, которые являлись, начиная с XVII-го века, любимейшим чтением русских людей, их духовно-нравственным назиданием. И они до сих пор служат основным источником информации о всех святых, прославленных в Церкви и прославляемых в Русской Церкви.
Причем эта связь святителя Димитрия Ростовского со святыми, жизнеописание которых он составлял, была удивительной. Он совершал этот труд свой в созвучии с Небесной Церковью, с ликом святых. Однажды, утомившись от своих письменных трудов, он уснул и видел в видении, что один мученик ему явился во сне, Орест, если не ошибаюсь, и сказал ему: «Ты мало про меня написал, я гораздо больше пострадал». Он показывает раны на своём теле. «Вот здесь и здесь меня ударили и прокололи руку, сокрушали члены тела моего. Допиши, потому что ты мало и недостоверно написал». Святитель был поражён этим явлением мученика и действительно дополнил его житие новыми страданиями, уже посмертным свидетельством самого мученика. Это удивительное свидетельство о том, насколько труд его был Богоугоден и полезен Церкви.
Святителя Димитрия в 1701 году, когда он был ещё юным архимандритом, представляют императору Петру Великому в Петербурге, и он был определён придворным проповедником, а затем получает назначение в Тобольск, где становится епископом. Это назначение на епископскую кафедру, с одной стороны, было повышением, конечно, и признанием его учёных трудов, но в Сибирь он ехать совсем не хотел. Во-первых, потому что там невозможно было заниматься его учеными трудами. А во-вторых, потому что, будучи слабым по здоровью, он мог преждевременно окончить свои дни и мало принести пользы Церкви. Поэтому он умолял начальство и светское, и духовное это решение изменить, что и было исполнено.
И, не пробыв в Сибири и года, он получает назначение уже в центр России, в город Ростов Великий. Ростов ему пришёлся по душе, сразу полюбился. После молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюсь во век века», то есть, мечтал о том, чтобы погребли его в этом монастыре, что и было впоследствии исполнено.
В Ростове Великом он завершил свои труды по составлению житий святых. Здесь он написал ещё несколько книг, в том числе об обличении старообрядческого раскола. Под Ростовом было очень много раскольников, поэтому святитель посвятил целую книгу в обличение их неправильного учения и о грехе раскола, как противлении Матери-Церкви. Эта книга ещё при его жизни переиздавалась три раза, что подчёркивало её особую востребованность. И Церковь, и светские власти, и император очень ценили этот труд и считали его полезным для преодоления раскола в России.
Святитель Димитрий открыл в Ростове духовное училище для подготовки священнослужителей. Огромное влияние уделял он просвещению, как священнослужителей, так и своей паствы церковным научением и знанием основ веры, всячески обличал невежество. Свидетельствовал о крайне низком уровне духовного и вообще образования своих священнослужителей и старался исправить это. Он говорил, что ему присылали ставленников для хиротоний, но когда святитель давал ему псалтирь читать, часто выяснялось, он по псалтири «едва бредёт», то есть, читать не умеет. А ему из сёл присылали кандидатов в священный сан, чтобы он рукоположил этих ставленников и отправил обратно в их сёла. Для исправления этого невежества святитель Димитрий открыл духовное училище в Ростове и становлению этого училища уделял огромнейшее внимание. Он составлял сам программы, сам преподавал различные предметы церковные, писал духовные канты, сам перелагал их на музыку. Один из кантов наш детский хор постоянно поёт во время богослужения. Прислушайтесь, там есть такие архаичные слова XVII-го века о духовной мудрости в жизни нашей.
В отношении старообрядцев есть одно из крылатых его выражений: «Образ Божий не в бороде». Когда император Пётр 1 повелел брить бороды, то крестьяне воспринимали этот указ как антихристово повеление и готовы были убегать из семей и родных сёл, лишь бы только бороды не брить. Дмитрий Ростовский говорил, что образ Божий — не в бороде, такое вот лаконичное изречение, доходчивое.
К сожалению, жизнь его была краткой. Родился в 1651 году, а уже в 1709 году скончался в возрасте пятидесяти восьми лет. Он очень дружил с митрополитом Стефаном Яворским, этих святителей связывали узы личной дружбы. Стефан Яворский стал местоблюстителем патриаршего престола. Когда в 1700-м году скончался патриарх Адриан, Пётр 1 не разрешил избирать патриарха на Российский престол. И патриарха не было с 1700 года аж по 1918 год, когда был избран святейший патриарх Тихон. Был утверждён Святейший Правительственный Синод, и первым членом в нём был как раз Стефан Яворский, после смерти патриарха Андриана он был блюстителем патриаршего престола. И когда Димитрий получил назначение в Ростов, они договорились между собой вот о чём: кто первый умрёт, второй приезжает на его похороны. Так и случилось. Когда Димитрий скончался, то более недели ждали, когда Стефан Яворский из Петербурга на лошадочках доедет до Ростова Великого. И Димитрий ждал. И тело его не издавало запаха тления, пока его друг не приехал и не возглавил это церковное отпевание. Такого великого святителя прославляет сегодня наша Православная Русская Церковь.
Молитвами святителя Димитрия Господь и хранит и всех нас в крепости веры и любви к Матери-Церкви. Аминь.
4 октября 2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Неделя по Воздвижении.
В сегодняшний день продолжается праздник Воздвижения Креста Господня. По окончании сегодняшней литургии он вносится в алтарь до следующего поклонения Кресту, которое будет уже во время Великого Поста на третьей неделе. Всё это время, — целую неделю, — Церковь жила с особо благоговейным чувством к Животворящему Кресту Господню. Христиане должны были читать в вечерних и утренних молитвах тропарь и кондак этому празднику. Этот тропарь является самым распространенным, самым лёгким тропарем: «Спаси, Господи, люди твоя». И вы все его должны, конечно же, знать и употреблять его в своей личной домашней молитве.
Сегодняшнее Евангелие рассказывало нам об одном из чудес, которые Господь совершил, придя однажды в синагогу в день субботний. Он увидел там больного человека, немого, болезнь которого была связана со вселением в него нечистого духа. Когда Господь вошёл в синагогу, бесы, находившиеся в больном человеке, кричали, также как в случае с гадаринским бесноватым: «оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Лк. 4; 34). Бесы безошибочно узнавали Христа, Сына Божия. Они чувствовали Его Божественную силу, которая полагает предел и конец их власти над родом человеческим.
Почему бесы боялись, что Господь погубит их прежде времени? Что это за время? Это время Страшного Суда над родом человеческим, после которого адские глубины заключатся окончательно, и дьявол получит власть над теми, кто попал туда, так сказать, в его владения. А до этого времени дьявол не имеет такой абсолютной власти над человеком, над живыми и даже над мёртвыми, потому что его власть условна, и человек всегда имеет шанс освободиться от власти дьявола. Как говорится в Священном Писании: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иак. 4; 7). А что касается усопших, то пока продолжается история этого мира, все усопшие имеют шанс молитвами Церкви, молитвами близких и родных, которые за них молятся, свою посмертную участь изменить к лучшему.
Сегодня также память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. У нас в конце храма есть небольшая икона этого святителя, она написана усердием наших прихожан. Он жил во второй половине XVII-го – начале XVIII-го века, а родился в 1651году. Родом он был из Малороссии, как и многие его святители-современники, такие, как Стефан Яворский, как Иоанн Тобольский, который написал известный труд «Согласование воли человеческой с волей Божественной». Это все были архиереи родом из Украины. Да и сейчас, в общем-то, в Малороссии вера народа намного сильнее, чем вера русских людей, поколебленных годами советского безбожия.
Святитель Димитрий родился в семье казака. Отец его защищал пределы своей земли от бесконечных польских набегов. Даниил, так звали будущего святителя до монашества, был отдан родителями на обучение в Киевское Братское училище, где он проявил свои яркие способности к учению и стал раскрываться его дар слова. Затем, когда это училище было разгромлено поляками при очередном набеге, он поступил уже в Киевскую семинарию, где продолжил своё духовное образование. Затем несколько лет подвизался в различных монастырях под Киевом, где он начал свой самый главный труд, над которым работал в течение двадцати пяти лет своей жизни. Он собирал Четьи Минеи, описание житий святых, известных всей Церкви: и Древней, и Русской; тех святых, которые были прославлены ранее, до него, и собрал их в единый сборник, под каждое число церковного календаря, в зависимости от дня прославления, от дня кончины того или иного святого. Он собрал этот удивительный труд, двенадцать обширных томов, которые являлись, начиная с XVII-го века, любимейшим чтением русских людей, их духовно-нравственным назиданием. И они до сих пор служат основным источником информации о всех святых, прославленных в Церкви и прославляемых в Русской Церкви.
Причем эта связь святителя Димитрия Ростовского со святыми, жизнеописание которых он составлял, была удивительной. Он совершал этот труд свой в созвучии с Небесной Церковью, с ликом святых. Однажды, утомившись от своих письменных трудов, он уснул и видел в видении, что один мученик ему явился во сне, Орест, если не ошибаюсь, и сказал ему: «Ты мало про меня написал, я гораздо больше пострадал». Он показывает раны на своём теле. «Вот здесь и здесь меня ударили и прокололи руку, сокрушали члены тела моего. Допиши, потому что ты мало и недостоверно написал». Святитель был поражён этим явлением мученика и действительно дополнил его житие новыми страданиями, уже посмертным свидетельством самого мученика. Это удивительное свидетельство о том, насколько труд его был Богоугоден и полезен Церкви.
Святителя Димитрия в 1701 году, когда он был ещё юным архимандритом, представляют императору Петру Великому в Петербурге, и он был определён придворным проповедником, а затем получает назначение в Тобольск, где становится епископом. Это назначение на епископскую кафедру, с одной стороны, было повышением, конечно, и признанием его учёных трудов, но в Сибирь он ехать совсем не хотел. Во-первых, потому что там невозможно было заниматься его учеными трудами. А во-вторых, потому что, будучи слабым по здоровью, он мог преждевременно окончить свои дни и мало принести пользы Церкви. Поэтому он умолял начальство и светское, и духовное это решение изменить, что и было исполнено.
И, не пробыв в Сибири и года, он получает назначение уже в центр России, в город Ростов Великий. Ростов ему пришёлся по душе, сразу полюбился. После молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюсь во век века», то есть, мечтал о том, чтобы погребли его в этом монастыре, что и было впоследствии исполнено.
В Ростове Великом он завершил свои труды по составлению житий святых. Здесь он написал ещё несколько книг, в том числе об обличении старообрядческого раскола. Под Ростовом было очень много раскольников, поэтому святитель посвятил целую книгу в обличение их неправильного учения и о грехе раскола, как противлении Матери-Церкви. Эта книга ещё при его жизни переиздавалась три раза, что подчёркивало её особую востребованность. И Церковь, и светские власти, и император очень ценили этот труд и считали его полезным для преодоления раскола в России.
Святитель Димитрий открыл в Ростове духовное училище для подготовки священнослужителей. Огромное влияние уделял он просвещению, как священнослужителей, так и своей паствы церковным научением и знанием основ веры, всячески обличал невежество. Свидетельствовал о крайне низком уровне духовного и вообще образования своих священнослужителей и старался исправить это. Он говорил, что ему присылали ставленников для хиротоний, но когда святитель давал ему псалтирь читать, часто выяснялось, он по псалтири «едва бредёт», то есть, читать не умеет. А ему из сёл присылали кандидатов в священный сан, чтобы он рукоположил этих ставленников и отправил обратно в их сёла. Для исправления этого невежества святитель Димитрий открыл духовное училище в Ростове и становлению этого училища уделял огромнейшее внимание. Он составлял сам программы, сам преподавал различные предметы церковные, писал духовные канты, сам перелагал их на музыку. Один из кантов наш детский хор постоянно поёт во время богослужения. Прислушайтесь, там есть такие архаичные слова XVII-го века о духовной мудрости в жизни нашей.
В отношении старообрядцев есть одно из крылатых его выражений: «Образ Божий не в бороде». Когда император Пётр 1 повелел брить бороды, то крестьяне воспринимали этот указ как антихристово повеление и готовы были убегать из семей и родных сёл, лишь бы только бороды не брить. Дмитрий Ростовский говорил, что образ Божий — не в бороде, такое вот лаконичное изречение, доходчивое.
К сожалению, жизнь его была краткой. Родился в 1651 году, а уже в 1709 году скончался в возрасте пятидесяти восьми лет. Он очень дружил с митрополитом Стефаном Яворским, этих святителей связывали узы личной дружбы. Стефан Яворский стал местоблюстителем патриаршего престола. Когда в 1700-м году скончался патриарх Адриан, Пётр 1 не разрешил избирать патриарха на Российский престол. И патриарха не было с 1700 года аж по 1918 год, когда был избран святейший патриарх Тихон. Был утверждён Святейший Правительственный Синод, и первым членом в нём был как раз Стефан Яворский, после смерти патриарха Андриана он был блюстителем патриаршего престола. И когда Димитрий получил назначение в Ростов, они договорились между собой вот о чём: кто первый умрёт, второй приезжает на его похороны. Так и случилось. Когда Димитрий скончался, то более недели ждали, когда Стефан Яворский из Петербурга на лошадочках доедет до Ростова Великого. И Димитрий ждал. И тело его не издавало запаха тления, пока его друг не приехал и не возглавил это церковное отпевание. Такого великого святителя прославляет сегодня наша Православная Русская Церковь.
Молитвами святителя Димитрия Господь и хранит и всех нас в крепости веры и любви к Матери-Церкви. Аминь.
Предыдущая проповедь
4 октября 2014
Следующая проповедь
11 октября 2014