Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Канон Андрея Критского. Слово о посте и покаянии

Дорогие братия и сестры. Мы с вами на первой седмице Великого поста в последний раз в этом году читали канон Андрея Критского, великое творение святого мужа. Преподобный Андрей Критский прожил удивительную жизнь. Она началась очень необычно. Будущий святой родился в конце VII-го века в Дамаске у родителей-христиан и родился абсолютно немым. До семи лет он вообще не разговаривал, знаками показывая и выражая свои чувства и впечатления.

А затем случилось удивительное чудо: благочестивые родители его часто причащались Святых Христовых тайн, и однажды после такого причастия, когда ему было 7 лет, он внезапно заговорил, причём не просто заговорил, а у него открылся необычайный дар поэзии, дар слова. Таким образом, будучи ещё маленьким ребёнком, он стал сочинять молитвы. Эти молитвы настолько были необыкновенные, что люди просили его сочинить для них какую-то молитву по особому случаю, по состоянию, переживанию души того или иного человека, и он с радостью это делал. 

Преподобный Андрей Критский прожил в Дамаске до отроческих лет. Этот момент, который мы с вами упомянули, что ребёнок стал говорить после причастия Святых Христовых тайн, очень интересный и важный. Вы, наверное, слышали среди знакомых или прихожан, когда дети не говорят до двух, трёх лет и больше, и непонятно, с чем это вызвано. Людям, которые несут эти переживания и скорби, в том числе и в нашем приходе такие есть, хорошо бы вспомнить этот момент из жизни преподобного Андрея, ему молиться. И очень важно то, что в своей жизни преподобный Андрей видел благочестивый пример своих родителей. Его родители, несомненно, и сами причащались. А в нашем приходе люди, родители, которые несут эти скорби, которые готовы объездить всех врачей-невропатологов, а сами не причащаются. Отец, например, ни ногой не ступает в храм, а мать причащает ребёнка, но сама не причащается годами, а может быть, вообще никогда не причащалась — вот где ответ и причина скорби.

В четырнадцать лет святой уходит в монастырь. Это был подвиг и для него, и для его родителей. Он уходит в знаменитый монастырь прп. Саввы Освященного, в котором многие из вас были во время недавней паломнической поездки с нашим приходом. В этом монастыре, как Вы помните, подвизался и преподобный Иоанн Дамаскин. Вполне вероятно, что они вместе, в одно время там подвизались и усердно молились Богу.

Затем преподобного Андрея заметил Иерусалимский патриарх, в ведении которого находился монастырь, и призвал к себе. Преподобный Андрей помогает патриарху в управлении Церковью, и вместе с ним они были на VI Вселенском Соборе, который был посвящён защите Церкви от ереси монофизитов. 

Затем судьба снова делает определённый поворот в жизни преподобного Андрея, и он попадает из одной столицы в другую, в сам Константинополь и несёт новое послушание в соборе Святой Софии. Его посвящают в сан архидиакона, и он прославляет Бога в Константинопольской Софии, которая связана с жизнью и особым чудом в жизни преподобного Романа-Сладкопевца. Преподобный Андрей Критский пишет много священных текстов, которые употребляются во время богослужений. Но в нагрузку ему дают ещё одно послушание: он становится руководителем социальной деятельности Церкви при Константинопольской Софии. Церковь совершала очень много добрых дел: кормила бедных, нищих, заботилась о вдовах, о престарелых священнослужителях, о бедствующих, монашествующих и так далее. И всей этой деятельностью руководил преподобный Андрей. Можно представить себе, как трудно ему было, потому что он привык к тишине и безмолвию в монастыре, в который женщин не пускают, который живёт по особому укладу.

И в это время его рукополагают в епископа и отправляют на греческий остров Крит. Ещё апостол Павел отмечал, что критяне были необычайно злы, имели злонамеренный нрав и высмеивали пороки ближних. Трудно было там преподобному Андрею Критскому. И уже находясь в преклонных годах, на закате своей жизни, когда ему было около шестидесяти лет, он пишет покаянный канон, который не предназначался для широкого церковного употребления, а это был покаянный вопль его души. В 740 году он скончался, возвращаясь из одного путешествия.

Затем случаются следующие интересные события. В 790 году Константинополь потрясает страшное землетрясение, практически весь город был разрушен до основания, многие тысячи людей погибли в этот год. Монахини одного из женских монастырей, имея в рукописи текст этого канона, вышли из стен своего монастыря, боясь быть погребёнными под его обломками, и прямо на улице в Константинополе стали читать этот канон Андрея Критского. И произошло чудо: весь город был разрушен, а их монастыря это землетрясение не коснулось. Когда люди увидели благодатную силу необыкновенных покаянных слов, содержащихся в сочинении преподобного Андрея, канон постепенно вошёл в общецерковное употребление.

Когда Русь приняла православие от греков, наши предки очень полюбили это творение преподобного Андрея Критского. И то, что мы с вами читаем этот канон на первой неделе поста, это сугубо русская практика. А у греков канон читался только на пятой неделе Великого поста весь целиком.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, сегодня прослушали это канон. Конечно, надо, обратившись к нашей совести, сказать, что многие образы были нам с вами совершенно непонятны. И хорошо было бы нам теперь, устремляющимся уже к 5 седмице Великого поста, когда в день Стояния прп. Марии Египетской мы услышим полный канон, соединённый из четырёх частей первой седмицы, уделить время и разобрать эти места из канона Андрея Критского, которые связаны с воспоминанием персонажей и личностей Ветхого Завета. Если спросить, кто такой Зан, кто такой Иамврий, Финеес, Авессалом, имена которых упоминаются в  текстах этого канона, мы будем иметь с вами бледный вид, не понимать, какую аналогию брал здесь Андрей Критский из реальных исторических личностей и событий, связанных с ними, применяя к своему состоянию души, и какие покаянные мотивы преподобный Андрей Критский вызывал тем самым в себе.

Мы сейчас с вами вступили в особое время Великого поста, в особый период нашей с вами жизни, в который Господь призывает нас с вами измениться. Каждый из нас думает, какую меру поста, воздержания избрать для себя в этом году. Намерения благие есть у каждого из нас. Но, оборачиваясь на свой пройденный жизненный путь, можем сказать справедливо, что сколько было Великих постов в нашей жизни, но они особо ничего не меняли в нашей жизни к лучшему.

Тем не менее, один из вопросов, простых и важных, стоит перед совестью каждого из нас: какую меру воздержания в пище избрать. Например, сколько можно есть, когда можно есть, что можно есть и так далее. Людей всегда волновал этот вопрос. Например, когда преподобному Силуану Афонскому, который был русским крестьянином до монашеской жизни, задали вопрос о мере в пище, о воздержании, он ответил очень просто: ешь, сколько хочешь постной пищи, но один критерий соблюдай, чтобы ты, поев, мог встать на молитву.

Один из молодых монахов с этим же вопросом однажды подошёл к старцу Гавриилу, это грузинский святой, которого очень почитают в Грузии. Монах, который имел, наверное, особую ревность, раз этот вопрос его так интересовал, спрашивает: «что и сколько можно употреблять пищи?». Старец Гавриил, имея от Бога дар прозорливости, не стал отвечать прямо на этот вопрос, а стал пересказывать всю жизнь этого монаха: где он и когда согрешил, в каких деталях, какие скверные мысли он имел, какие злые слова говорил, скольких обманул, предал, какими мыслями, скверными и блудными услаждался и тому подобное. Разговор продолжался долго, молодой монах не мог стоять от позора, весь покраснел, он оказался словно на Страшном суде. И когда преподобный Гавриил закончил это обличение, говорит: «ну, теперь ты ешь». А монах отвечает ему: «отец Гавриил, теперь я не могу вообще есть, ничего в рот не идёт».

Мы с Вами иногда «достаём» священников: можно ли скушать рыбки, кальмаров, креветок и т.д.? Какие ничтожные вопросы занимают нас с вами… В связи с этим, вспоминая пример из жизни Силуана Афонского — ешь ты, что хочешь, только так, чтобы молитву не потерял из своей жизни. Без поста спастись, наверное, можно, ведь есть же больные люди, которым пост вреден, разве для них спасение закрыто? Но без молитвы спасение уж точно невозможно.

Вспоминая другой пример, связанный с грузинским преподобным, мы, прилагая его ответ к своей жизни, должны обратить внимание, что главное не то, что ты будешь есть; главное — это тот ответ, который получил юный монах от опытного подвижника. Вопрос, с которым он пришёл к старцу, ничтожен. А прежде всего нужно смотреть на грехи свои, о грехах своих переживать, изменить себя к лучшему. Об этом изменении, об этой борьбе с грехами и говорит нам канон преподобного Андрея Критского.

Что же нам сказать о своём состоянии душевном? Мы с вами понимаем, что пост установлен Богом для того, чтобы мы каялись, чтобы мы очищались от грехов. Но проблема в том, что мы не чувствуем в этом потребности. У нас есть чувство жажды и голода. Плоть требует своего, но в чём каяться, в чём менять свою жизнь, годами пребывая в Церкви, мы не понимаем. Мы имеем некую защитную реакцию, являющуюся следствием первородного греха Адама, которая закрывает наши духовные очи, и мы не видим своих грехов. Святой Симеон Новый Богослов даёт нам одно средство. Дай Бог, чтобы оно было для нас каким-то ориентиром: тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку его немощи, его человеческие грехи, бесчисленные, как песок морской.

Мы не видим своих грехов, потому что живём, как придётся. Мы катимся по наклонной плоскости и совершаем те или иные поступки каждый день. И грехи, как снежный ком, накапливаются, мы не чувствуем их тяжести, душа превращается в камень. Об этом состоянии говорил преподобный Иоанн Лествичник, называя такое состояние «окамененным нечувствием». Мы не чувствуем этого, потому что не стараемся исполнять заповеди Божии. Ты попробуй, обрати внимание на свои страсти. Не видишь их, спроси у ближнего, на что обратить внимание. Попробуй никого не осуждать, попробуй завтра не гордиться, попробуй не повышать голос, не раздражаться. Попробуй, и когда ты увидишь, что с такими грехами, в нашем понимании ничтожными, которые происходят в мысленной сфере и порой не видны никому, кроме Бога, мы с вами не можем справиться. Поэтому, когда мы увидим эту нашу немощь, что ни один грех мы не можем преодолеть своими силами, и поймём, что нам нужна помощь Божия, Его милость неизреченная, только тогда постепенно это окамененное нечувствие нашей души будет в нас ослабевать, душа будет умягчаться и принесёт Богу покаяние и слезы, о которых говорил преподобный Андрей Критский. Аминь. 

14 марта 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Мы с вами на первой седмице Великого поста в последний раз в этом году читали канон Андрея Критского, великое творение святого мужа. Преподобный Андрей Критский прожил удивительную жизнь. Она началась очень необычно. Будущий святой родился в конце VII-го века в Дамаске у родителей-христиан и родился абсолютно немым. До семи лет он вообще не разговаривал, знаками показывая и выражая свои чувства и впечатления.

А затем случилось удивительное чудо: благочестивые родители его часто причащались Святых Христовых тайн, и однажды после такого причастия, когда ему было 7 лет, он внезапно заговорил, причём не просто заговорил, а у него открылся необычайный дар поэзии, дар слова. Таким образом, будучи ещё маленьким ребёнком, он стал сочинять молитвы. Эти молитвы настолько были необыкновенные, что люди просили его сочинить для них какую-то молитву по особому случаю, по состоянию, переживанию души того или иного человека, и он с радостью это делал. 

Преподобный Андрей Критский прожил в Дамаске до отроческих лет. Этот момент, который мы с вами упомянули, что ребёнок стал говорить после причастия Святых Христовых тайн, очень интересный и важный. Вы, наверное, слышали среди знакомых или прихожан, когда дети не говорят до двух, трёх лет и больше, и непонятно, с чем это вызвано. Людям, которые несут эти переживания и скорби, в том числе и в нашем приходе такие есть, хорошо бы вспомнить этот момент из жизни преподобного Андрея, ему молиться. И очень важно то, что в своей жизни преподобный Андрей видел благочестивый пример своих родителей. Его родители, несомненно, и сами причащались. А в нашем приходе люди, родители, которые несут эти скорби, которые готовы объездить всех врачей-невропатологов, а сами не причащаются. Отец, например, ни ногой не ступает в храм, а мать причащает ребёнка, но сама не причащается годами, а может быть, вообще никогда не причащалась — вот где ответ и причина скорби.

В четырнадцать лет святой уходит в монастырь. Это был подвиг и для него, и для его родителей. Он уходит в знаменитый монастырь прп. Саввы Освященного, в котором многие из вас были во время недавней паломнической поездки с нашим приходом. В этом монастыре, как Вы помните, подвизался и преподобный Иоанн Дамаскин. Вполне вероятно, что они вместе, в одно время там подвизались и усердно молились Богу.

Затем преподобного Андрея заметил Иерусалимский патриарх, в ведении которого находился монастырь, и призвал к себе. Преподобный Андрей помогает патриарху в управлении Церковью, и вместе с ним они были на VI Вселенском Соборе, который был посвящён защите Церкви от ереси монофизитов. 

Затем судьба снова делает определённый поворот в жизни преподобного Андрея, и он попадает из одной столицы в другую, в сам Константинополь и несёт новое послушание в соборе Святой Софии. Его посвящают в сан архидиакона, и он прославляет Бога в Константинопольской Софии, которая связана с жизнью и особым чудом в жизни преподобного Романа-Сладкопевца. Преподобный Андрей Критский пишет много священных текстов, которые употребляются во время богослужений. Но в нагрузку ему дают ещё одно послушание: он становится руководителем социальной деятельности Церкви при Константинопольской Софии. Церковь совершала очень много добрых дел: кормила бедных, нищих, заботилась о вдовах, о престарелых священнослужителях, о бедствующих, монашествующих и так далее. И всей этой деятельностью руководил преподобный Андрей. Можно представить себе, как трудно ему было, потому что он привык к тишине и безмолвию в монастыре, в который женщин не пускают, который живёт по особому укладу.

И в это время его рукополагают в епископа и отправляют на греческий остров Крит. Ещё апостол Павел отмечал, что критяне были необычайно злы, имели злонамеренный нрав и высмеивали пороки ближних. Трудно было там преподобному Андрею Критскому. И уже находясь в преклонных годах, на закате своей жизни, когда ему было около шестидесяти лет, он пишет покаянный канон, который не предназначался для широкого церковного употребления, а это был покаянный вопль его души. В 740 году он скончался, возвращаясь из одного путешествия.

Затем случаются следующие интересные события. В 790 году Константинополь потрясает страшное землетрясение, практически весь город был разрушен до основания, многие тысячи людей погибли в этот год. Монахини одного из женских монастырей, имея в рукописи текст этого канона, вышли из стен своего монастыря, боясь быть погребёнными под его обломками, и прямо на улице в Константинополе стали читать этот канон Андрея Критского. И произошло чудо: весь город был разрушен, а их монастыря это землетрясение не коснулось. Когда люди увидели благодатную силу необыкновенных покаянных слов, содержащихся в сочинении преподобного Андрея, канон постепенно вошёл в общецерковное употребление.

Когда Русь приняла православие от греков, наши предки очень полюбили это творение преподобного Андрея Критского. И то, что мы с вами читаем этот канон на первой неделе поста, это сугубо русская практика. А у греков канон читался только на пятой неделе Великого поста весь целиком.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, сегодня прослушали это канон. Конечно, надо, обратившись к нашей совести, сказать, что многие образы были нам с вами совершенно непонятны. И хорошо было бы нам теперь, устремляющимся уже к 5 седмице Великого поста, когда в день Стояния прп. Марии Египетской мы услышим полный канон, соединённый из четырёх частей первой седмицы, уделить время и разобрать эти места из канона Андрея Критского, которые связаны с воспоминанием персонажей и личностей Ветхого Завета. Если спросить, кто такой Зан, кто такой Иамврий, Финеес, Авессалом, имена которых упоминаются в  текстах этого канона, мы будем иметь с вами бледный вид, не понимать, какую аналогию брал здесь Андрей Критский из реальных исторических личностей и событий, связанных с ними, применяя к своему состоянию души, и какие покаянные мотивы преподобный Андрей Критский вызывал тем самым в себе.

Мы сейчас с вами вступили в особое время Великого поста, в особый период нашей с вами жизни, в который Господь призывает нас с вами измениться. Каждый из нас думает, какую меру поста, воздержания избрать для себя в этом году. Намерения благие есть у каждого из нас. Но, оборачиваясь на свой пройденный жизненный путь, можем сказать справедливо, что сколько было Великих постов в нашей жизни, но они особо ничего не меняли в нашей жизни к лучшему.

Тем не менее, один из вопросов, простых и важных, стоит перед совестью каждого из нас: какую меру воздержания в пище избрать. Например, сколько можно есть, когда можно есть, что можно есть и так далее. Людей всегда волновал этот вопрос. Например, когда преподобному Силуану Афонскому, который был русским крестьянином до монашеской жизни, задали вопрос о мере в пище, о воздержании, он ответил очень просто: ешь, сколько хочешь постной пищи, но один критерий соблюдай, чтобы ты, поев, мог встать на молитву.

Один из молодых монахов с этим же вопросом однажды подошёл к старцу Гавриилу, это грузинский святой, которого очень почитают в Грузии. Монах, который имел, наверное, особую ревность, раз этот вопрос его так интересовал, спрашивает: «что и сколько можно употреблять пищи?». Старец Гавриил, имея от Бога дар прозорливости, не стал отвечать прямо на этот вопрос, а стал пересказывать всю жизнь этого монаха: где он и когда согрешил, в каких деталях, какие скверные мысли он имел, какие злые слова говорил, скольких обманул, предал, какими мыслями, скверными и блудными услаждался и тому подобное. Разговор продолжался долго, молодой монах не мог стоять от позора, весь покраснел, он оказался словно на Страшном суде. И когда преподобный Гавриил закончил это обличение, говорит: «ну, теперь ты ешь». А монах отвечает ему: «отец Гавриил, теперь я не могу вообще есть, ничего в рот не идёт».

Мы с Вами иногда «достаём» священников: можно ли скушать рыбки, кальмаров, креветок и т.д.? Какие ничтожные вопросы занимают нас с вами… В связи с этим, вспоминая пример из жизни Силуана Афонского — ешь ты, что хочешь, только так, чтобы молитву не потерял из своей жизни. Без поста спастись, наверное, можно, ведь есть же больные люди, которым пост вреден, разве для них спасение закрыто? Но без молитвы спасение уж точно невозможно.

Вспоминая другой пример, связанный с грузинским преподобным, мы, прилагая его ответ к своей жизни, должны обратить внимание, что главное не то, что ты будешь есть; главное — это тот ответ, который получил юный монах от опытного подвижника. Вопрос, с которым он пришёл к старцу, ничтожен. А прежде всего нужно смотреть на грехи свои, о грехах своих переживать, изменить себя к лучшему. Об этом изменении, об этой борьбе с грехами и говорит нам канон преподобного Андрея Критского.

Что же нам сказать о своём состоянии душевном? Мы с вами понимаем, что пост установлен Богом для того, чтобы мы каялись, чтобы мы очищались от грехов. Но проблема в том, что мы не чувствуем в этом потребности. У нас есть чувство жажды и голода. Плоть требует своего, но в чём каяться, в чём менять свою жизнь, годами пребывая в Церкви, мы не понимаем. Мы имеем некую защитную реакцию, являющуюся следствием первородного греха Адама, которая закрывает наши духовные очи, и мы не видим своих грехов. Святой Симеон Новый Богослов даёт нам одно средство. Дай Бог, чтобы оно было для нас каким-то ориентиром: тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку его немощи, его человеческие грехи, бесчисленные, как песок морской.

Мы не видим своих грехов, потому что живём, как придётся. Мы катимся по наклонной плоскости и совершаем те или иные поступки каждый день. И грехи, как снежный ком, накапливаются, мы не чувствуем их тяжести, душа превращается в камень. Об этом состоянии говорил преподобный Иоанн Лествичник, называя такое состояние «окамененным нечувствием». Мы не чувствуем этого, потому что не стараемся исполнять заповеди Божии. Ты попробуй, обрати внимание на свои страсти. Не видишь их, спроси у ближнего, на что обратить внимание. Попробуй никого не осуждать, попробуй завтра не гордиться, попробуй не повышать голос, не раздражаться. Попробуй, и когда ты увидишь, что с такими грехами, в нашем понимании ничтожными, которые происходят в мысленной сфере и порой не видны никому, кроме Бога, мы с вами не можем справиться. Поэтому, когда мы увидим эту нашу немощь, что ни один грех мы не можем преодолеть своими силами, и поймём, что нам нужна помощь Божия, Его милость неизреченная, только тогда постепенно это окамененное нечувствие нашей души будет в нас ослабевать, душа будет умягчаться и принесёт Богу покаяние и слезы, о которых говорил преподобный Андрей Критский. Аминь. 

Предыдущая проповедь

13 марта 2019

Слово о посте и молитве
Следующая проповедь

17 марта 2019

Торжество православия

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00