Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Крещение Господне

Дорогие братия и сестры! Батюшка будет говорить ещё тише. Есть такой ораторский приём: когда хочешь, чтобы народ тебя слышал, надо говорить очень тихо.

С одной стороны, это Ваше воодушевление очень приятно. Но с другой стороны, оно преждевременно и наивно. Народ охватывает воодушевление, потому  что появилась Святая вода, и её надо как можно скорее набрать, чтобы быстрее уйти домой.

А зачем торопиться? Кому это надо, для чего это нужно? Ведь радость, блаженство и счастье – быть в Божием храме. А что хорошего от пребывания дома? Ведь там одно и тоже, и сто лет еще так будет.

Дорогие братия и сестры, необходимо чтобы у нас с вами не было перекоса в религиозной жизни. Очень часто это происходит,  когда в Церкви совершается какое-то священнодействие, например, перед Пасхой освящаются яйца, куличи, или новые плоды на праздник Преображения Господне, или как сегодня – освящается вода. В такие дни весь народ,  как  по-славянски  говорится – «срищется», т.е. собираются те, кто к Православию относится только по факту своего крещения. Тот, кто в Храм приходит только по традиции, чтобы что-то освятить и получить.

Но без Христа, без участия в таинстве Евхаристии, без участия в богослужении – все это ничего не даёт человеку, который пытается вот этими красивыми, внешними обрядами выразить, так сказать, религиозное отношение к Церкви, к Богу. Но при этом сам человек не идёт к Нему, не участвует в Церковной жизни.

Придя сегодня за Святой водой, каждый из нас должен задуматься: что человеку нужно больше: вода Святая или Христос? Что ему дороже?

Каждый из нас по-разному может ответить на это вопрос. Может быть, оправдывая себя по естественному чувству самосохранения, самолюбования и гордыни, свойственной падшей природе человеческой, человек думает, что у него всё в порядке: он человек верующий, так сказать, со Христом у него самые прямые и тесные отношения. Но это бывает иллюзией.

Когда человек говорит: «Бог у меня в душе» — это враньё и самообман. Откуда же Ему там взяться, дорогие мои, если с момента крещения в купели ещё в младенчестве, человек отродясь в Церкви не был, не причащался и в грехах не каялся? Да хоть он 100 раз в прорубь окунётся, всплывёт оттуда – это никакой разницы, никакого значения не придаст человеку, который не живёт церковной жизнью.

В связи с этим, должно быть правильное отношение к крещенским купаниям. Этот обряд не имеет какого-то обязательного значения для человека церковного. Кто молился за Литургией, кто причащался Святых Христовых Таин, и кто имеет богатырское здоровье, тот может в ледяную прорубь опуститься во исцеление души и тела. А кто окунётся, минуя Церковь, да с комфортом, да ещё с излишествами — то ничего святого и близко нет в таком обряде.

Но речь не об этом, дорогие братия и сестры. Вернёмся к началу, к простым, азбучным вещам – к отношению к Святой воде. Набирать её надо с благоговением. Это великая святыня, по-гречески называется «агиасма». Её в Древней Церкви давали тем христианам, которые были временно отлучены от Причастия в силу совершения каких-то грехов.

А как это – временно? Каноны Церкви предписывают следующее. За блуд единократный — на семь лет положено отстранить от Причастия. Но с точки вечности — это временно, конечно. Семь лет мигом пролетят. А в этот период человек не мог причащаться. И  чтобы он окончательно не впал в уныние, в отчаяние, чтобы он мог почувствовать свою связь с Церковью, ему давали эту Святую Крещенскую воду — великую агиасму, которая в какой то мере поддерживала в нём духовные силы и благодать Божию.

Когда вы возьмёте эту Святую Воду, не забудьте дома покропить своё жилище, кто в доме живёт – свой дом и участок. Чтобы благодать Божия присутствовала среди вас и вас сохраняла и оберегала. Крещенская вода должна употребляться натощак, прежде всякой другой пищи. В этом особое почтение, благоговение перед этой святыней, показывающее, что для нас на первом месте – Господь, а потом все самые излюбленные продукты питания и всё остальное. Только в состоянии болезни, когда человек прикован к постели, он может употреблять эту Святую воду в любое время как лекарство, в любом состоянии: после еды, после приёма лекарств и так далее. Дай Бог, чтобы у вас этой Святой воды хватило на весь год. Можете взять её сколько угодно. Её можно и нужно разбавить вашей водой, от этого благодать Божия нисколько не уменьшиться. Необходимо чтобы она хранилась с благоговением: чтобы эти бутылки не покрывались слоем пыли, грязи. Чтобы она всегда была под постоянным вашим вниманием и присмотром.

Святая вода освящалась вчера и сегодня во всех рамах. Предание Церкви говорит о том, что в водоёмах вода освящается сама под действием силы Божией и сходящего на неё Святого Духа. В прошедшую ночь перед Крещением с 18 на 19 января в 12 часов ночи освящается в природе вся вода. Если бы этого не было, то мир бы погиб от страшного разложения, грязи и греха, которым пронизана вся наша жизнь и все стихии.

Святая вода при освящении сохраняет свои прежние качества. Она сохраняет вид, она не отчищается от ржавчины, она сохраняет химический состав, она сохраняет вкусовые качества. При этом  она становится другой по природе. Она проникается Благодатью Божией. Эта Божия Благодать сохраняет её. Святая вода способна храниться многие годы, откуда бы она не была взята: с какого либо храма, с какого либо источника. Это объяснимо только присутствием в ней Благодати Божией. Потому что никакая другая вода, ни в каких условиях не способна к проявлению такого чуда.

Святой воды боятся бесы. Люди, которые одержимы злыми духами или которые находятся в крайнем состояние психического расстройства, граничащим с духовным заболеванием страшно боятся Святой воды. Опытные психиатры порой проверяют: бесноватый перед ними человек, или человек с обычной шизофренией. Перед человеком ставят несколько стаканов с простой водой, а среди них — стакан со Святой водой. Бесноватый человек никогда в жизни не возьмёт стакан со Святой водой. Он возьмёт и выпьет воду из всех стаканов, только не эту. Это самый простейший способ, показывающий внутренне состояние больного человека.

Святая вода, как говорят нам учёные-физики, если замораживается, то имеет совсем другие кристаллы. И это мы можем сами наблюдать. Кристаллы эти красивые, они благородные, они не такие, как в воде, которая течёт  по трубам. Вода, которая течёт в наших домах, несёт ту энергию, которую вложили в неё люди. Святая же вода пронизана Божественной энергией.

Дорогие братия и сестры, сегодня очень важный праздник в догматическом плане. Сегодня Крещение Господне. Так же этот день называется Богоявлением. В этот день человечеству явился Господь. Как же Он явился?

Во-первых, людям явился Бог видимым образом. Во Христе проявилась полнота Божества телесно, то есть полнота Божества во Христе была явлена людям, когда он пришёл во Иордан. Ему было 30 лет. Именно достигнув этого возраста, человек в еврейской традиции получал права голоса, его могли слушать, с ним могли считаться. Это был уже зрелый человек. Господь, подчиняясь этой традиции народа, среди которого Он пришёл в этот мир, именно в этом возрасте приходит на Иордан к Иоанну.

Иоанн Креститель, несомненно, ожидал пришествия Христа. Он был Богом призван на это особое служение – крещение народа. Иоанн призывал народ к покаянию и изменению жизни. Иоанн Креститель был на 6 месяцев старше Господа по земной жизни. Получив от Бога особое призвание, он пошёл на Иордан и призывал людей к покаянию. Видимым знаком этого покаяния – готовности человека изменить жизнь, было погружение его в священные воды Иордана, люди восставали другими.

Крещение Иоанна не прощало грехи, но это был решительный, поворотный момент для  людей, которые приходили к нему. Это показывало их готовность изменить свою жизнь и стать лучше в нравственном смысле.

Дорогие братия и сестры, обращает на себя внимание это желание ветхозаветного народа, современников Христа и Иоанна Крестителя стать лучше. Люди видели жизнь пророка Иоанна Крестителя. Они слышали его необыкновенную проповедь. Они понимали, что живут не так, и стремились к чистоте, к святости, к ангелоподобной жизни, к которой вёл Иоанн Креститель. И люди были готовы стать лучше.

Для Ветхого Завета  это очень удивительное, даже странное явление. Потому что ветхозаветный Израиль был доволен собой. В лице лучших представителей еврейского общества,  он исполнял всё предписанное Ветхим Заветом: исполнял заповеди, исполнял бесчисленные предписания: омовения, обряды, молитвы и т.д. Люди всё это беспрекословно исполняли.  Исполнение всех предписанных законов человеком способствует появлению самоправедности. У человека появляется ощущение, что в его жизни всё в порядке, ему никуда не надо стремиться.

Дорогие братия и сестры! Не наше ли это состояние? Казалось бы, мы в ограде Церкви, мы считаем себя верующими людьми и, конечно же, христианами. При этом, мы ни к чему не стремимся в нравственном плане. Какие мы были в прошлое Крещение, такими остались и в этом году, кто дожил до этого праздника. Какие были вчера, такие и сегодня. Может, хуже ещё стали.… Нет в нас стремления к Богу, нет борьбы с грехом, нет изменения к лучшему, и даже нет осознания необходимости этого. Это типичная сектантская модель в религиозной жизни. Все сектанты, к  каким бы вы не пошли: и баптисты, и пятидесятники, и евангелисты, которых «каждой твари по паре» — все довольны. Все в один голос твердят: «Христос нас спас раз и навсегда. Он за нас пострадал на кресте». И всё. Больше ничего делать не надо, потому что жертва Христа уникальна. Эта жертва достаточна на все времена и для всех народов.

Всё это так, но где же отклик человека? Бог нас насильно спасти не может. И для этого недостаточного одного желания и согласия человека. Нужен ответ человека, должно быть стремление и нравственная работа. Должно быть усвоение спасительного подвига Христа. Должно быть стремление к соединению с Богом и борьба с грехом.

Сегодня, празднуя Крещение Господне, мы прославляем Святую Троицу, которая явилась сегодня в мире в Иордане, Христа крестили в Иордане, Бог-отец свидетельствовал с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3;17). Дух же Святой «сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3;16).

Это явление Святой Троицы напоминает нам о нашем крещении во имя Святой Троицы. Когда мы крестились, то либо сами, либо устами крёстных, мы давали обет Богу быть верными Ему. Мы обещали не размениваться на грех, а бороться с ним, быть чистыми, святыми, и жить с Богом. Празднуя Крещение Господне, мы видим, дорогие братия и сестры, что хоть мы и крестились во Христа, но в него не облеклись. Ничего не поменялось в нашей жизни. Мы не стали лучше и не становимся лучше. Обеты, которые давались нами при крещении, оказались пустыми словами. Если в человеческом обществе руку не подают тому человеку, который не держит слово своё, то, как же смотрит на нас Бог? Ведь мы так его обманываем и подводим из года в год в своей, подчас, уже многолетней жизни.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем велико событие – Крещение Господа в реке Иордан, которое он совершил ради нас. Он дал нам пример важного, трепетного отношения ко всем традициям Церкви, призывая нас к послушанию. Чтобы мы, как послушные дети, внимали словам матери-Церкви. Господь вхождением в Иордан освящает всю водную стихию, которая вбирала в себя грехи кающихся людей. Соприкоснувшись с этой водой, Он принимает и поднимает на себя это великое множество человеческих грехов, чтобы искупить, уничтожить и оправдать каждого из нас.

Поэтому, будем благодарны Богу за то спасение, которое Он открывает нам в Церкви, основанной для нашего спасения в этой жизни и в жизни будущей.

Аминь!

19 января 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Батюшка будет говорить ещё тише. Есть такой ораторский приём: когда хочешь, чтобы народ тебя слышал, надо говорить очень тихо.

С одной стороны, это Ваше воодушевление очень приятно. Но с другой стороны, оно преждевременно и наивно. Народ охватывает воодушевление, потому  что появилась Святая вода, и её надо как можно скорее набрать, чтобы быстрее уйти домой.

А зачем торопиться? Кому это надо, для чего это нужно? Ведь радость, блаженство и счастье – быть в Божием храме. А что хорошего от пребывания дома? Ведь там одно и тоже, и сто лет еще так будет.

Дорогие братия и сестры, необходимо чтобы у нас с вами не было перекоса в религиозной жизни. Очень часто это происходит,  когда в Церкви совершается какое-то священнодействие, например, перед Пасхой освящаются яйца, куличи, или новые плоды на праздник Преображения Господне, или как сегодня – освящается вода. В такие дни весь народ,  как  по-славянски  говорится – «срищется», т.е. собираются те, кто к Православию относится только по факту своего крещения. Тот, кто в Храм приходит только по традиции, чтобы что-то освятить и получить.

Но без Христа, без участия в таинстве Евхаристии, без участия в богослужении – все это ничего не даёт человеку, который пытается вот этими красивыми, внешними обрядами выразить, так сказать, религиозное отношение к Церкви, к Богу. Но при этом сам человек не идёт к Нему, не участвует в Церковной жизни.

Придя сегодня за Святой водой, каждый из нас должен задуматься: что человеку нужно больше: вода Святая или Христос? Что ему дороже?

Каждый из нас по-разному может ответить на это вопрос. Может быть, оправдывая себя по естественному чувству самосохранения, самолюбования и гордыни, свойственной падшей природе человеческой, человек думает, что у него всё в порядке: он человек верующий, так сказать, со Христом у него самые прямые и тесные отношения. Но это бывает иллюзией.

Когда человек говорит: «Бог у меня в душе» — это враньё и самообман. Откуда же Ему там взяться, дорогие мои, если с момента крещения в купели ещё в младенчестве, человек отродясь в Церкви не был, не причащался и в грехах не каялся? Да хоть он 100 раз в прорубь окунётся, всплывёт оттуда – это никакой разницы, никакого значения не придаст человеку, который не живёт церковной жизнью.

В связи с этим, должно быть правильное отношение к крещенским купаниям. Этот обряд не имеет какого-то обязательного значения для человека церковного. Кто молился за Литургией, кто причащался Святых Христовых Таин, и кто имеет богатырское здоровье, тот может в ледяную прорубь опуститься во исцеление души и тела. А кто окунётся, минуя Церковь, да с комфортом, да ещё с излишествами — то ничего святого и близко нет в таком обряде.

Но речь не об этом, дорогие братия и сестры. Вернёмся к началу, к простым, азбучным вещам – к отношению к Святой воде. Набирать её надо с благоговением. Это великая святыня, по-гречески называется «агиасма». Её в Древней Церкви давали тем христианам, которые были временно отлучены от Причастия в силу совершения каких-то грехов.

А как это – временно? Каноны Церкви предписывают следующее. За блуд единократный — на семь лет положено отстранить от Причастия. Но с точки вечности — это временно, конечно. Семь лет мигом пролетят. А в этот период человек не мог причащаться. И  чтобы он окончательно не впал в уныние, в отчаяние, чтобы он мог почувствовать свою связь с Церковью, ему давали эту Святую Крещенскую воду — великую агиасму, которая в какой то мере поддерживала в нём духовные силы и благодать Божию.

Когда вы возьмёте эту Святую Воду, не забудьте дома покропить своё жилище, кто в доме живёт – свой дом и участок. Чтобы благодать Божия присутствовала среди вас и вас сохраняла и оберегала. Крещенская вода должна употребляться натощак, прежде всякой другой пищи. В этом особое почтение, благоговение перед этой святыней, показывающее, что для нас на первом месте – Господь, а потом все самые излюбленные продукты питания и всё остальное. Только в состоянии болезни, когда человек прикован к постели, он может употреблять эту Святую воду в любое время как лекарство, в любом состоянии: после еды, после приёма лекарств и так далее. Дай Бог, чтобы у вас этой Святой воды хватило на весь год. Можете взять её сколько угодно. Её можно и нужно разбавить вашей водой, от этого благодать Божия нисколько не уменьшиться. Необходимо чтобы она хранилась с благоговением: чтобы эти бутылки не покрывались слоем пыли, грязи. Чтобы она всегда была под постоянным вашим вниманием и присмотром.

Святая вода освящалась вчера и сегодня во всех рамах. Предание Церкви говорит о том, что в водоёмах вода освящается сама под действием силы Божией и сходящего на неё Святого Духа. В прошедшую ночь перед Крещением с 18 на 19 января в 12 часов ночи освящается в природе вся вода. Если бы этого не было, то мир бы погиб от страшного разложения, грязи и греха, которым пронизана вся наша жизнь и все стихии.

Святая вода при освящении сохраняет свои прежние качества. Она сохраняет вид, она не отчищается от ржавчины, она сохраняет химический состав, она сохраняет вкусовые качества. При этом  она становится другой по природе. Она проникается Благодатью Божией. Эта Божия Благодать сохраняет её. Святая вода способна храниться многие годы, откуда бы она не была взята: с какого либо храма, с какого либо источника. Это объяснимо только присутствием в ней Благодати Божией. Потому что никакая другая вода, ни в каких условиях не способна к проявлению такого чуда.

Святой воды боятся бесы. Люди, которые одержимы злыми духами или которые находятся в крайнем состояние психического расстройства, граничащим с духовным заболеванием страшно боятся Святой воды. Опытные психиатры порой проверяют: бесноватый перед ними человек, или человек с обычной шизофренией. Перед человеком ставят несколько стаканов с простой водой, а среди них — стакан со Святой водой. Бесноватый человек никогда в жизни не возьмёт стакан со Святой водой. Он возьмёт и выпьет воду из всех стаканов, только не эту. Это самый простейший способ, показывающий внутренне состояние больного человека.

Святая вода, как говорят нам учёные-физики, если замораживается, то имеет совсем другие кристаллы. И это мы можем сами наблюдать. Кристаллы эти красивые, они благородные, они не такие, как в воде, которая течёт  по трубам. Вода, которая течёт в наших домах, несёт ту энергию, которую вложили в неё люди. Святая же вода пронизана Божественной энергией.

Дорогие братия и сестры, сегодня очень важный праздник в догматическом плане. Сегодня Крещение Господне. Так же этот день называется Богоявлением. В этот день человечеству явился Господь. Как же Он явился?

Во-первых, людям явился Бог видимым образом. Во Христе проявилась полнота Божества телесно, то есть полнота Божества во Христе была явлена людям, когда он пришёл во Иордан. Ему было 30 лет. Именно достигнув этого возраста, человек в еврейской традиции получал права голоса, его могли слушать, с ним могли считаться. Это был уже зрелый человек. Господь, подчиняясь этой традиции народа, среди которого Он пришёл в этот мир, именно в этом возрасте приходит на Иордан к Иоанну.

Иоанн Креститель, несомненно, ожидал пришествия Христа. Он был Богом призван на это особое служение – крещение народа. Иоанн призывал народ к покаянию и изменению жизни. Иоанн Креститель был на 6 месяцев старше Господа по земной жизни. Получив от Бога особое призвание, он пошёл на Иордан и призывал людей к покаянию. Видимым знаком этого покаяния – готовности человека изменить жизнь, было погружение его в священные воды Иордана, люди восставали другими.

Крещение Иоанна не прощало грехи, но это был решительный, поворотный момент для  людей, которые приходили к нему. Это показывало их готовность изменить свою жизнь и стать лучше в нравственном смысле.

Дорогие братия и сестры, обращает на себя внимание это желание ветхозаветного народа, современников Христа и Иоанна Крестителя стать лучше. Люди видели жизнь пророка Иоанна Крестителя. Они слышали его необыкновенную проповедь. Они понимали, что живут не так, и стремились к чистоте, к святости, к ангелоподобной жизни, к которой вёл Иоанн Креститель. И люди были готовы стать лучше.

Для Ветхого Завета  это очень удивительное, даже странное явление. Потому что ветхозаветный Израиль был доволен собой. В лице лучших представителей еврейского общества,  он исполнял всё предписанное Ветхим Заветом: исполнял заповеди, исполнял бесчисленные предписания: омовения, обряды, молитвы и т.д. Люди всё это беспрекословно исполняли.  Исполнение всех предписанных законов человеком способствует появлению самоправедности. У человека появляется ощущение, что в его жизни всё в порядке, ему никуда не надо стремиться.

Дорогие братия и сестры! Не наше ли это состояние? Казалось бы, мы в ограде Церкви, мы считаем себя верующими людьми и, конечно же, христианами. При этом, мы ни к чему не стремимся в нравственном плане. Какие мы были в прошлое Крещение, такими остались и в этом году, кто дожил до этого праздника. Какие были вчера, такие и сегодня. Может, хуже ещё стали.… Нет в нас стремления к Богу, нет борьбы с грехом, нет изменения к лучшему, и даже нет осознания необходимости этого. Это типичная сектантская модель в религиозной жизни. Все сектанты, к  каким бы вы не пошли: и баптисты, и пятидесятники, и евангелисты, которых «каждой твари по паре» — все довольны. Все в один голос твердят: «Христос нас спас раз и навсегда. Он за нас пострадал на кресте». И всё. Больше ничего делать не надо, потому что жертва Христа уникальна. Эта жертва достаточна на все времена и для всех народов.

Всё это так, но где же отклик человека? Бог нас насильно спасти не может. И для этого недостаточного одного желания и согласия человека. Нужен ответ человека, должно быть стремление и нравственная работа. Должно быть усвоение спасительного подвига Христа. Должно быть стремление к соединению с Богом и борьба с грехом.

Сегодня, празднуя Крещение Господне, мы прославляем Святую Троицу, которая явилась сегодня в мире в Иордане, Христа крестили в Иордане, Бог-отец свидетельствовал с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3;17). Дух же Святой «сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3;16).

Это явление Святой Троицы напоминает нам о нашем крещении во имя Святой Троицы. Когда мы крестились, то либо сами, либо устами крёстных, мы давали обет Богу быть верными Ему. Мы обещали не размениваться на грех, а бороться с ним, быть чистыми, святыми, и жить с Богом. Празднуя Крещение Господне, мы видим, дорогие братия и сестры, что хоть мы и крестились во Христа, но в него не облеклись. Ничего не поменялось в нашей жизни. Мы не стали лучше и не становимся лучше. Обеты, которые давались нами при крещении, оказались пустыми словами. Если в человеческом обществе руку не подают тому человеку, который не держит слово своё, то, как же смотрит на нас Бог? Ведь мы так его обманываем и подводим из года в год в своей, подчас, уже многолетней жизни.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем велико событие – Крещение Господа в реке Иордан, которое он совершил ради нас. Он дал нам пример важного, трепетного отношения ко всем традициям Церкви, призывая нас к послушанию. Чтобы мы, как послушные дети, внимали словам матери-Церкви. Господь вхождением в Иордан освящает всю водную стихию, которая вбирала в себя грехи кающихся людей. Соприкоснувшись с этой водой, Он принимает и поднимает на себя это великое множество человеческих грехов, чтобы искупить, уничтожить и оправдать каждого из нас.

Поэтому, будем благодарны Богу за то спасение, которое Он открывает нам в Церкви, основанной для нашего спасения в этой жизни и в жизни будущей.

Аминь!

Предыдущая проповедь

17 января 2016

Неделя перед Богоявлением
Следующая проповедь

24 января 2016

Неделя по Богоявлении

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00