Дорогие братия и сестры.
Это воодушевление, с одной стороны, приятно, но, с другой стороны, преждевременно и наивно, потому что народ охватывает воодушевление, что святая вода появилась и в этом году, её надо быстрее разобрать, чтобы уйти домой. А зачем быстрее? Кому это нужно? Ведь счастье, блаженство и радость могут быть только в храме Божием. А дома-то что хорошего есть? Одно и то же, и так сто лет.
Поэтому, дорогие братия и сестры, давайте стараться, чтобы не было у нас такого перекоса в религиозной жизни. Порой, когда что-то важное в праздники совершается в церкви, например, освящение куличей, яиц, пасхи, новые плоды на Преображение или святая вода, как сегодня, народ весь собирается в храме все традиции исполнить — все, кто считает себя верующим по факту крещения. Но без Христа, без участия в таинстве Евхаристии, без участия в богослужении — это ничто, ни в какое сравнение не идёт и ничего не даёт человеку, который пытается внешними красивыми обрядами выразить своё религиозное отношение к Церкви, к Богу, но не идёт сам к Нему, не участвует в церковной жизни.
Поэтому, придя сегодня за святой водой, нужно, чтобы каждый из нас задумался: а что больше надо-то — вода святая или Христос? Что дороже? И каждый из нас, наверное, по-разному может ответить на этот вопрос, а может, себя оправдывает, как по естественному чувству самосохранения, самолюбования и гордыни, свойственной падшей природе человеческой, думает, что всё у него в порядке, он человек верующий, со Христом у него самые прямые, тесные отношения, но это бывает иллюзией. Распространённое мнение, что «Бог у меня в душе» — это враньё и иллюзия, потому что откуда Ему взяться там, дорогие, если с момента крещения в купели в младенчестве человек больше отродясь в церкви не был, и не причащался, и в грехах не каялся. Да хоть он сто раз в прорубь окунается, всплывёт оттуда или не всплывёт, никакой разницы, никакого значения это не имеет, абсолютно ничего не даст это человеку, кто не живёт церковной жизнью. Чтобы было правильное отношение к крещенским купаниям: они имеют смысл и значение для людей церковных, кто молился за литургией, кто причащался Святых Христовых Тайн, кто имеет такое богатырское здоровье, что может в ледяную прорубь опуститься во исцеление души и тела. А кто так, минуя Церковь, да с комфортом и с излишествами, в этом обряде уже ничего святого и близко нет.
Но речь не об этом, дорогие братия и сестры. Возвратимся к обычным азбучным вещам в отношении святой воды. Набирать её нужно с благоговением. Эта великая святыня по-гречески называется агиасма. Её в древней Церкви давали тем христианам, кто был временно отлучён от причастия в силу совершения каких-то грехов. По канонам Церкви, отлучение за единократный блуд — на семь лет. Но с точки зрения вечности — это временно, конечно, и семь лет пройдёт. В этот период не мог человек причащаться, и тогда, чтобы он окончательно не впал в уныние, чтобы хоть в чём-то чувствовал свою связь с Церковью, она давала эту святую крещенскую воду — великую агиасму, которая хоть в какой-то мере поддерживала в нём духовные силы и благодать Божию.
Когда вы возьмёте эту святую водичку, не забудьте дома покропить жилище своё, земельный участок, кто в своём доме живёт, чтобы благодать Божия присутствовала среди вас, сохраняла и оберегала вас. Крещенская вода должна употребляться натощак, прежде всякой другой пищи, в этом особое почтение, благоговение перед этой святыней, показывающая, что Господь на первом месте, потом всё остальное, самые излюбленные продукты питания и так далее. Только в состоянии болезни, когда человек прикован к постели, он может как лекарство употреблять эту святую воду в любое время, в любом состоянии: после еды, после приёма лекарств. Дай Бог, чтобы святой воды хватило на весь год, можете взять сколько угодно, её можно и нужно разбавить вашей водой, от этого благодать Божия нисколько не уменьшится. Нужно, чтобы хранилась она с благоговением, не покрывались эти бутылки слоем пыли, грязи и чтобы была в постоянном вашем внимании и под присмотром.
Святая вода освящается и сегодня, и вчера она освящалась во всех храмах. Предание Церкви говорит о том, что она вообще во всех водоёмах освящается сама действием силы Божией и сходящего в неё Святого Духа, а в прошедшую ночь перед Крещением с 18 на 19 января в 12 часов ночи освящается вся вода. Если бы этого не было, то мир бы погиб от страшной грязи, разложения и греха, которым пронизана наша жизнь и все стихии. Эта святая вода при освящении сохраняет, казалось бы, прежние свои качества, сохраняет вид, она не становится из ржавой — чистой, она сохраняет химический состав, она сохраняет вкусовые качества, но она становится другой по природе, она становится пронизанной благодатью Божией, и эта благодать Божия сохраняет её.
Святая вода способна храниться многие годы, откуда бы она ни была взята, из какого бы храма, из какого бы места, и это объяснимо только присущей в ней Благодатью Божией. Потому что никакая другая вода, никакие другие условия не способны к такому проявлению чуда. Святой воды боятся бесы, люди, которые одержимы злыми духами в крайних состояниях психических расстройств, которые граничат с духовным заболеванием, с одержимостью, они боятся этой святой воды страшным образом. Опытные психиатры даже проверяют иногда, бесноватый человек перед ним или с типичной шизофренией. Перед ним ставят несколько стаканов со святой водой и один стакан с простой водой. Бесноватый человек никогда в жизни не возьмёт стакан со святой водой: он всё выпьет, только не этот. Это самый простейший опыт, показывающий удивительные свойства этой великой святыни.
Святая вода, как говорят нам ученые-физики или просто наше рядовое наблюдение, если замораживается, то имеет совсем другие кристаллы. Кристаллы эти красивые, благородные, они не такие, как в воде, которая течёт по водопроводным трубам, перекачивается иногда с матом. А вода, которая течёт из крана нашего дома, впитывает ту энергию, которую вложили в неё люди. Но эта вода совсем иная, она пронизана Божественной энергией.
Сегодня, братия и сестры, очень важный праздник в догматическом плане, сегодня — Креще-ние Господне, называется ещё праздником Богоявления — Бог явился. Как явился? Он явился людям видимым образом, во Христе воплотилась полнота Божества телесно. То есть, полнота Божества во Христе была явлена людям, когда Он пришёл на Иордан. Ему было тридцать лет. Достигнув этого возраста, человек в еврейской традиции получал право голоса, его могли слушать, с ним могли считаться — это был зрелый человек. Господь подчинился этой традиции того народа, среди которого Он воплотился. Именно в этом возрасте Христос приходит на Иордан к Иоанну, который ждал Его пришествия. Иоанн Богом был призван на это особое служение — крещение народа, призывая его к покаянию: изменению жизни.
Иоанн Креститель был на шесть месяцев старше Господа в земной жизни. Получив откровение, он пошёл на Иордан и призывал людей к покаянию. Для того, чтобы показать видимый знак этого покаяния, готовности человека изменить жизнь, он погружал их в священные воды Иордана, и они восставали другими.
Крещение Иоанна не прощало грехи, но это был решительный поворотный момент приходящих людей, готовность изменить жизнь свою и стать лучше в нравственном смысле. Обращает внимание желание ветхозаветного народа — современников Господа и Иоанна Крестителя стать лучше. Они, видя жизнь пророка Иоанна Крестителя, слыша его необыкновенную проповедь, понимали, что они живут не так и стремились к этой чистоте, святости, к ангелоподобной жизни, которую вёл Иоанн Креститель и готовы были стать лучше. Для Ветхого Завета это очень удивительное, странное явление, потому что ветхозаветный Израиль был доволен собой, он исполнял в лице представителей общества еврейского всё, предписанное Ветхим Заветом: исполнял заповеди, бесчисленные предписания, омовения и так далее. Это способствовало самоправедности, когда всё в порядке, когда ни к чему и никуда не надо стремиться.
Дорогие братия и сестры, не это ли состояние наше? Когда мы, казалось бы, в ограде Церкви, когда мы считаем себя верующими и, конечно же, христианами, но ни к чему не стремимся в нравственном плане. Какими мы были в прошлое Крещение, такими же и остались в этом году, кто дожил до этого праздника. Какие были вчера, такие и сегодня, может, хуже ещё. Нет стремления, нет борьбы с грехом, нет изменения к лучшему и даже осознания этого. Это типичная сектантская модель религиозной жизни. Все сектанты: и баптисты, и пятидесятники, и евангелисты, и «всякой твари по паре» — они все довольны, Христос их спас раз и навсегда, Он за них пострадал на Кресте, и всё — ничего делать не надо, потому что жертва Христова уникальна, достаточна на все времена и на все народы.
Все это так, но где же отклик человека? Бог насильно спасти не может. Одного желания и согласия на это недостаточно, требуется отклик человека и стремление, а это нравственная работа, это усвоение спасительного подвига Христа, усыновление Богу и борьба с грехом.
Поэтому, дай Бог, чтобы, празднуя Крещение Господне, мы прославляли Святую Троицу, Которая явилась сегодня в мире: в лице Христа крестившегося, когда Бог Отец свидетельство-вал с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3;17) и когда Дух Святой сходил на Него в виде голубя. В этом явлении Святая Троица напоминает нам о нашем крещении во имя Святой Троицы. Когда мы крестились, то сами или устами крестных давали обет Богу, обещание быть верными Ему, не размениваться на грех, а бороться с ним, чтобы быть чистыми, святыми и с Богом жить.
Празднуя Крещение Господне, мы видим, дорогие братия и сестры, что хоть мы крестились во Христа, но в Него не облеклись. Ничего не поменялось, мы не стали лучше, мы не становимся лучше, и эти обеты, которые давались нами при крещении, оказались пустыми словами. И если в человеческом обществе руку не подают тому человеку, кто не держит слово своё, то как же смотрит Бог на нас, когда мы так Его подводим и обманываем из года в год в своей, подчас, многолетней земной жизни.
Поэтому, празднуя это великое событие — Крещение Господа в реке Иордан, которое Он совершил ради нас, мы должны помнить, что Он дал нам пример трепетного отношения к традициям Церкви. Будем и мы стараться трепетно относиться ко всем традициям Церкви, чтобы мы были как послушные дети Матери-Церкви. Господь схождением в Иордан освятил всю стихию водную, которая вбирала в себя грехи кающихся людей. Он, соприкоснувшись с этой водой, принял на Себя это великое множество грехов человеческих, чтобы искупить их, уничтожить и оправдать каждого из нас.
Поэтому будем благодарны Богу за то спасение, которое Он открывает нам в Матери-Церкви, основанной для спасения нашего в этой жизни и в жизни будущей. Аминь.
19 января 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Это воодушевление, с одной стороны, приятно, но, с другой стороны, преждевременно и наивно, потому что народ охватывает воодушевление, что святая вода появилась и в этом году, её надо быстрее разобрать, чтобы уйти домой. А зачем быстрее? Кому это нужно? Ведь счастье, блаженство и радость могут быть только в храме Божием. А дома-то что хорошего есть? Одно и то же, и так сто лет.
Поэтому, дорогие братия и сестры, давайте стараться, чтобы не было у нас такого перекоса в религиозной жизни. Порой, когда что-то важное в праздники совершается в церкви, например, освящение куличей, яиц, пасхи, новые плоды на Преображение или святая вода, как сегодня, народ весь собирается в храме все традиции исполнить — все, кто считает себя верующим по факту крещения. Но без Христа, без участия в таинстве Евхаристии, без участия в богослужении — это ничто, ни в какое сравнение не идёт и ничего не даёт человеку, который пытается внешними красивыми обрядами выразить своё религиозное отношение к Церкви, к Богу, но не идёт сам к Нему, не участвует в церковной жизни.
Поэтому, придя сегодня за святой водой, нужно, чтобы каждый из нас задумался: а что больше надо-то — вода святая или Христос? Что дороже? И каждый из нас, наверное, по-разному может ответить на этот вопрос, а может, себя оправдывает, как по естественному чувству самосохранения, самолюбования и гордыни, свойственной падшей природе человеческой, думает, что всё у него в порядке, он человек верующий, со Христом у него самые прямые, тесные отношения, но это бывает иллюзией. Распространённое мнение, что «Бог у меня в душе» — это враньё и иллюзия, потому что откуда Ему взяться там, дорогие, если с момента крещения в купели в младенчестве человек больше отродясь в церкви не был, и не причащался, и в грехах не каялся. Да хоть он сто раз в прорубь окунается, всплывёт оттуда или не всплывёт, никакой разницы, никакого значения это не имеет, абсолютно ничего не даст это человеку, кто не живёт церковной жизнью. Чтобы было правильное отношение к крещенским купаниям: они имеют смысл и значение для людей церковных, кто молился за литургией, кто причащался Святых Христовых Тайн, кто имеет такое богатырское здоровье, что может в ледяную прорубь опуститься во исцеление души и тела. А кто так, минуя Церковь, да с комфортом и с излишествами, в этом обряде уже ничего святого и близко нет.
Но речь не об этом, дорогие братия и сестры. Возвратимся к обычным азбучным вещам в отношении святой воды. Набирать её нужно с благоговением. Эта великая святыня по-гречески называется агиасма. Её в древней Церкви давали тем христианам, кто был временно отлучён от причастия в силу совершения каких-то грехов. По канонам Церкви, отлучение за единократный блуд — на семь лет. Но с точки зрения вечности — это временно, конечно, и семь лет пройдёт. В этот период не мог человек причащаться, и тогда, чтобы он окончательно не впал в уныние, чтобы хоть в чём-то чувствовал свою связь с Церковью, она давала эту святую крещенскую воду — великую агиасму, которая хоть в какой-то мере поддерживала в нём духовные силы и благодать Божию.
Когда вы возьмёте эту святую водичку, не забудьте дома покропить жилище своё, земельный участок, кто в своём доме живёт, чтобы благодать Божия присутствовала среди вас, сохраняла и оберегала вас. Крещенская вода должна употребляться натощак, прежде всякой другой пищи, в этом особое почтение, благоговение перед этой святыней, показывающая, что Господь на первом месте, потом всё остальное, самые излюбленные продукты питания и так далее. Только в состоянии болезни, когда человек прикован к постели, он может как лекарство употреблять эту святую воду в любое время, в любом состоянии: после еды, после приёма лекарств. Дай Бог, чтобы святой воды хватило на весь год, можете взять сколько угодно, её можно и нужно разбавить вашей водой, от этого благодать Божия нисколько не уменьшится. Нужно, чтобы хранилась она с благоговением, не покрывались эти бутылки слоем пыли, грязи и чтобы была в постоянном вашем внимании и под присмотром.
Святая вода освящается и сегодня, и вчера она освящалась во всех храмах. Предание Церкви говорит о том, что она вообще во всех водоёмах освящается сама действием силы Божией и сходящего в неё Святого Духа, а в прошедшую ночь перед Крещением с 18 на 19 января в 12 часов ночи освящается вся вода. Если бы этого не было, то мир бы погиб от страшной грязи, разложения и греха, которым пронизана наша жизнь и все стихии. Эта святая вода при освящении сохраняет, казалось бы, прежние свои качества, сохраняет вид, она не становится из ржавой — чистой, она сохраняет химический состав, она сохраняет вкусовые качества, но она становится другой по природе, она становится пронизанной благодатью Божией, и эта благодать Божия сохраняет её.
Святая вода способна храниться многие годы, откуда бы она ни была взята, из какого бы храма, из какого бы места, и это объяснимо только присущей в ней Благодатью Божией. Потому что никакая другая вода, никакие другие условия не способны к такому проявлению чуда. Святой воды боятся бесы, люди, которые одержимы злыми духами в крайних состояниях психических расстройств, которые граничат с духовным заболеванием, с одержимостью, они боятся этой святой воды страшным образом. Опытные психиатры даже проверяют иногда, бесноватый человек перед ним или с типичной шизофренией. Перед ним ставят несколько стаканов со святой водой и один стакан с простой водой. Бесноватый человек никогда в жизни не возьмёт стакан со святой водой: он всё выпьет, только не этот. Это самый простейший опыт, показывающий удивительные свойства этой великой святыни.
Святая вода, как говорят нам ученые-физики или просто наше рядовое наблюдение, если замораживается, то имеет совсем другие кристаллы. Кристаллы эти красивые, благородные, они не такие, как в воде, которая течёт по водопроводным трубам, перекачивается иногда с матом. А вода, которая течёт из крана нашего дома, впитывает ту энергию, которую вложили в неё люди. Но эта вода совсем иная, она пронизана Божественной энергией.
Сегодня, братия и сестры, очень важный праздник в догматическом плане, сегодня — Креще-ние Господне, называется ещё праздником Богоявления — Бог явился. Как явился? Он явился людям видимым образом, во Христе воплотилась полнота Божества телесно. То есть, полнота Божества во Христе была явлена людям, когда Он пришёл на Иордан. Ему было тридцать лет. Достигнув этого возраста, человек в еврейской традиции получал право голоса, его могли слушать, с ним могли считаться — это был зрелый человек. Господь подчинился этой традиции того народа, среди которого Он воплотился. Именно в этом возрасте Христос приходит на Иордан к Иоанну, который ждал Его пришествия. Иоанн Богом был призван на это особое служение — крещение народа, призывая его к покаянию: изменению жизни.
Иоанн Креститель был на шесть месяцев старше Господа в земной жизни. Получив откровение, он пошёл на Иордан и призывал людей к покаянию. Для того, чтобы показать видимый знак этого покаяния, готовности человека изменить жизнь, он погружал их в священные воды Иордана, и они восставали другими.
Крещение Иоанна не прощало грехи, но это был решительный поворотный момент приходящих людей, готовность изменить жизнь свою и стать лучше в нравственном смысле. Обращает внимание желание ветхозаветного народа — современников Господа и Иоанна Крестителя стать лучше. Они, видя жизнь пророка Иоанна Крестителя, слыша его необыкновенную проповедь, понимали, что они живут не так и стремились к этой чистоте, святости, к ангелоподобной жизни, которую вёл Иоанн Креститель и готовы были стать лучше. Для Ветхого Завета это очень удивительное, странное явление, потому что ветхозаветный Израиль был доволен собой, он исполнял в лице представителей общества еврейского всё, предписанное Ветхим Заветом: исполнял заповеди, бесчисленные предписания, омовения и так далее. Это способствовало самоправедности, когда всё в порядке, когда ни к чему и никуда не надо стремиться.
Дорогие братия и сестры, не это ли состояние наше? Когда мы, казалось бы, в ограде Церкви, когда мы считаем себя верующими и, конечно же, христианами, но ни к чему не стремимся в нравственном плане. Какими мы были в прошлое Крещение, такими же и остались в этом году, кто дожил до этого праздника. Какие были вчера, такие и сегодня, может, хуже ещё. Нет стремления, нет борьбы с грехом, нет изменения к лучшему и даже осознания этого. Это типичная сектантская модель религиозной жизни. Все сектанты: и баптисты, и пятидесятники, и евангелисты, и «всякой твари по паре» — они все довольны, Христос их спас раз и навсегда, Он за них пострадал на Кресте, и всё — ничего делать не надо, потому что жертва Христова уникальна, достаточна на все времена и на все народы.
Все это так, но где же отклик человека? Бог насильно спасти не может. Одного желания и согласия на это недостаточно, требуется отклик человека и стремление, а это нравственная работа, это усвоение спасительного подвига Христа, усыновление Богу и борьба с грехом.
Поэтому, дай Бог, чтобы, празднуя Крещение Господне, мы прославляли Святую Троицу, Которая явилась сегодня в мире: в лице Христа крестившегося, когда Бог Отец свидетельство-вал с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3;17) и когда Дух Святой сходил на Него в виде голубя. В этом явлении Святая Троица напоминает нам о нашем крещении во имя Святой Троицы. Когда мы крестились, то сами или устами крестных давали обет Богу, обещание быть верными Ему, не размениваться на грех, а бороться с ним, чтобы быть чистыми, святыми и с Богом жить.
Празднуя Крещение Господне, мы видим, дорогие братия и сестры, что хоть мы крестились во Христа, но в Него не облеклись. Ничего не поменялось, мы не стали лучше, мы не становимся лучше, и эти обеты, которые давались нами при крещении, оказались пустыми словами. И если в человеческом обществе руку не подают тому человеку, кто не держит слово своё, то как же смотрит Бог на нас, когда мы так Его подводим и обманываем из года в год в своей, подчас, многолетней земной жизни.
Поэтому, празднуя это великое событие — Крещение Господа в реке Иордан, которое Он совершил ради нас, мы должны помнить, что Он дал нам пример трепетного отношения к традициям Церкви. Будем и мы стараться трепетно относиться ко всем традициям Церкви, чтобы мы были как послушные дети Матери-Церкви. Господь схождением в Иордан освятил всю стихию водную, которая вбирала в себя грехи кающихся людей. Он, соприкоснувшись с этой водой, принял на Себя это великое множество грехов человеческих, чтобы искупить их, уничтожить и оправдать каждого из нас.
Поэтому будем благодарны Богу за то спасение, которое Он открывает нам в Матери-Церкви, основанной для спасения нашего в этой жизни и в жизни будущей. Аминь.
Предыдущая проповедь
25 декабря 2016
Следующая проповедь
22 января 2017
Все проповеди за 2017 год