Дорогие братия и сестры! Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня и воспоминанием великого события — крещения нашей страны. Это произошло 1025 лет назад. В этом выборе веры православной князем Владимиром, конечно, осуществился промысл Божий о нашей земле, который предвидел святой апостол Андрей Первозванный, когда он был на киевских горах, благословил их крестом и своими молитвами и предсказал просвещение земли сей светом веры Христовой. Он также предсказал, что многие храмы будут воздвигнуты и многие святые угодники Божии будут прославлены на этой земле. Великая святыня Православной Церкви — крест апостола Андрея Первозванного, который посетил многие города нашей центральной России, сегодня находится в городе Киеве, и это очень символично. Мы можем сегодня перенестись своей мыслью на двадцать веков назад в те апостольские времена, когда Андрей Первозванный посетил нашу тогда языческую страну и предсказал просвещение её верой Христовой.
Конечно, это величайшая милость Божия, что мы с вами являемся наследниками равноапостольного князя Владимира, что мы родились в вере православной, в православной стране, и мы призваны ко спасению. Мы обладаем бесценным сокровищем, бесценным бисером, который должен обрести каждый человек. Об этом мы читали в Евангелии, и иносказательно Господь говорил, что Царство Небесное подобно купцу, который нашёл одну жемчужину и ради неё идёт и продаёт всё, что имеет, только бы её приобрести. Бесценная жемчужина, бесценный бисер — это сокровище веры Христовой — это Сам Христос. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы не теряли это огромное, бесценное сокровище, потому что оно дороже всего мира.
Когда мы восхваляем князя Владимира в прекрасной молитве, которая читалась ему, Церковь недоумевала, как он сделал этот выбор. Он не был современником Христа, не видел апостолов, не видел чудес святых. Он лишь был поражен сценой Страшного Суда, которую показал ему греческий миссионер, и он понял, что хорошо быть тем, кто справа от Господа, те же, кто слева, кто будут подвержены мучениям, им будет очень тяжко и невыносимо. И послы его, которые пошли в разные страны посмотреть, как славится вера их на местах, когда пришли из Константинопольской Софии, сказали ему, что не помнили, где были: на земле или на небе от благолепия православного служения. Красота веры, красота церкви, красота богослужения через эстетическое восприятие человеком является одним из сильнейших факторов воздействия на душу человеческую.
Это не наша заслуга в этом, дорогие братия и сестры, а в большей степени равноапостольного князя Владимира, наших с вами благочестивых предков. Они были приобщены к вере православной, они сохранили её и передали, донесли до нас и нас приобщили к великому сокровищу Вселенского Православия. Очень символично и трогательно то, что сегодня в Киеве на торжествах присутствуют предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Они приехали по приглашению патриарха Кирилла и Русской Церкви для того, чтобы разделить эту радость с Русской Православной Церковью и тем самым засвидетельствовать её необыкновенное современное огромное, колоссальное влияние на судьбы всего мира и всего Вселенского Православия. Наверное, им сложно с этим смиряться, соглашаться. Я думаю, что они увидят в Киеве несметные толпы верующих людей. И это торжество будет победой веры Христовой, и в огромной степени, я думаю, оно будет содействовать и уменьшению раскола, в том числе на Украине, когда жители этой богохранимой страны увидят силу Вселенского Православия, которое свидетельствует о святости и силе Православной Русской Поместной Церкви.
Сегодня, дорогие братия и сестры, за божественной литургией читалось особое Евангелие, которое мы не можем обойти своим вниманием, чтобы не порассуждать над некоторыми его абсолютными истинами — это Евангелие о Гадаринских бесноватых. То, что оно очень важно для Церкви, для нас, свидетельствует тот факт, что три евангелиста, кроме Иоанна Богослова, говорят об этом чуде в своих Евангелиях. Казалось бы, например, Марк писал Евангелие тогда, когда у Матфея оно было уже написано, и он знал, и читал его, и видел, что Матфей написал об этом чуде, но посчитал важным дополнить описание некоторыми деталями. А апостол и евангелист Лука, имея уже, наверное, два Евангелия под руками, не преминул в своём евангельском благовествовании снова об этом написать для верующих людей.
Вы знаете, что когда мы с вами жили в советское время, всё делалось для того, чтобы убедить человека, что нет никакого духовного мира: нет ни Ангелов, ни, тем более, демонов никаких не существует, это всё иллюзии психически больных людей. И признаки беснования, порой яркие, выдающиеся, скрывались под признаками психических болезней, и лечили таких людей психотропными препаратами, превращая их в конечных инвалидов и заглушая те симптомы, которыми они могли проявлять какие-то признаки адекватной человеческой личности. Но для верующего человека абсолютной истиной является то, что бесы существуют. Для бесов выгодно бесконечно убеждать человека, что их нет. Бесы маскируют своё присутствие в этом мире и обладание некрещеными людьми, живущими вне Церкви. Они даже не показывают своих человеконенавистнических проявлений, порой, обладая жизнью и телом человека, являющегося бесноватым. И лишь в какие-то, казалось бы, случайные для человека моменты соприкосновения со святыней с ним происходят какие-то непонятные вещи, когда люди начинают издавать из себя нечеловеческие вопли, и лаять, и мяукать, и рычать и кричать, и говорить всякими звериными голосами. Женщины говорят грубыми мужскими голосами всё, что вы можете помыслить — самое страшное и ужасное. Возможно, кто-то из вас имел такой опыт соприкосновения с бесноватыми людьми, будучи в монастырях, может быть, в паломнических поездках и сейчас, а особенно в прежние времена, когда в монастырях открыто происходили так называемые отчитки бесноватых, например, в Псково-Печерском монастыре Псковской губернии, Троице-Сергиевой лавре и в некоторых других местах. Это зрелище не для слабонервных. Редко какой человек мог выдержать то, что творилось там.
Протоиерей Валентин Мордасов, который служил в старом Изборске, потом в деревне Камно Псковской области, это святое место многие из вас посещали на пути к Печерскому монастырю, в советское время изгонял злых духов из людей. Приезжало к нему великое множество людей со всего Советского Союза, и это обилие бесноватых, больных людей поражало воображение, потому что совершенно неожиданно для них открывались вопиющие, страшные формы одержимости. Сейчас, с одной стороны, по милости Божией, мы не видим таких ярких форм беснования. С другой стороны, бесы маскируются, потому что в их задачу входит максимально продлить время своего господства над душой и телом человека. И таким образом, сохранив это господство в течение земной жизни человека, бесы получают власть над душой и после его смерти. Потому что, находясь в таком близком соприкосновении непосредственно с человеком, вселяясь в его существо, бесы же не просто паразитируют на теле человека, как на некоем извозчике, который перемещает их по этому миру, они же воздействуют самым непосредственным образом на душу человека, на его сознание. Может ли каждый из нас отличить в своей жизни голос Ангела-хранителя, побуждающего каждого из нас к добрым делам, и вслед за этим звучащий голос искусителя, который говорит человеку, чтобы он не совершал добрые дела, проигнорировал их или совершил какие-то злые поступки: отомстил и прочее. Если негативное воздействие характерно для каждого человека, то в одержимом человеке это влияние злых духов усугубляется в неимоверной степени.
Сегодняшнее Евангелие о Гадаринских бесноватых как раз и говорит нам об этой страшной силе бесовской. Евангельский гадаринский бесноватый, которого люди не могли терпеть в своём обществе, был очень опасен для людей. Его сковывали цепями, связывали путами, оковами, но он разрывал их как нитки. Жил он в гробах, жил вне человеческого общества и всегда, ночью и днём, в горах и гробах, он бился о камни и изрекал страшные вопли, от которых мурашки по телу бегали у жителей соседних городов Десятиградия. Когда Господь вступил на Гергесинскую землю, Его встретили два бесноватых человека, хотя Марк-евангелист говорит об одном. В чём здесь несоответствие? Да просто из этих двух бесноватых один был самым свирепым, по сравнению с которым второй мог казаться кротким ягнёнком, поэтому Марк и выделяет одного. А Матфей и Лука говорят о двух бесноватых.
Итак, они вышли навстречу Господу и, поклонившись Ему, закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас». Поражает, дорогие братия и сестры, это исповедование бесовское — они исповедуют Христа Сыном Божиим. На страницах Евангелия от Матфея это первое исповедование Христа как Бога. Ещё Пётр не произносил своё исповедование, когда Господь спрашивал апостолов, за кого они почитают Его. Пётр тогда ответил: «Ты – Христос, сын Бога Живаго». Но это было позже. А сначала апостолы и все, кто окружал Христа, услышали из уст дьявола именно это исповедование Христа Богом и Сыном Божиим. Это было величайшее, яркое, удивительное, необыкновенное свидетельство, которое, конечно, поразило всех, слышавших эти слова. Воистину, когда мы вспоминаем об этом, мы вспоминаем слова апостола, что бесы веруют и трепещут. Они, несомненно, знают, что Христос — Сын Божий, и когда-то, между прочим, будучи светлыми ангелами, были в близком предстоянии к Нему до момента своего отпадения.
Почему же бесы говорят, что Спаситель прежде времени пришёл мучить их? Кто же может указать Богу время, указать, своевременно Он пришёл или нет? Надо сказать, дорогие братия и сестры, что в первой новозаветной Церкви хранилась вера в близкое пришествие Христа, которое будет соединено и со Страшным Судом над родом человеческим. И с другой стороны, эти слова: «прежде времени будешь мучить нас» — это то время, когда адские глубины будут окончательно закрыты, и грешники вместе с дьяволом и нечистыми духами будут окончательно заключены там, тогда они никогда уже выйти не смогут. Далее Господь спрашивает их: «как тебе имя?» И он сказал в ответ: «легион». Что же такое легион? Это великое множество людей. Десятки тысяч воинов по подобию устройства римских войск могли входить в легион. Вот сколько бесов может вселиться в одного человека. Древние философы, если вы помните, задавали такой, несколько глупый вопрос: «Сколько бесов может поместиться на кончике иглы?» И это Евангелие отвечает, что хоть всё бесовское царство, потому что бесы не занимают места в пространстве, они духи бесплотные.
Господь исцеляет этих бесноватых. Бесы умоляют Его, почувствовав, что пришёл конец владычеству их над этими людьми: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней», которое паслось здесь поблизости. Господь повелел им, и всё свиное стадо бросилось с крутизны в море и погибло.
В этом отрывке показана разрушительная, страшная сила бесовская. Они всё создание, весь космос, весь мир и самого человека, конечно, хотят уничтожить, истребить и физически, и духовно. Вот почему так опасно заигрывание с бесами, так опасна мнимая дружба с ними, на которую они, между прочим, провоцируют человека, обещая ему, порой, многие иллюзорные блага: и обладание миром, и творение чудес, и богатство, и власть, и силу, и многие другие страшные бесовские вещи, которые совершенно реально могут твориться людьми, продавшими свои души дьяволу.
Дорогие братия и сестры! Встаёт естественный вопрос, а как же противостоять дьяволу? Как можно бороться с ним? Прежде всего, призыванием имени Божия. В Евангелии от Марка сказано: «Именем Моим бесы ижденут». Боятся бесы и силы Честнаго Животворящего Креста. Об этом неоднократно говорится в священных текстах и богослужебных молитвах. Вся традиция Православной Церкви свидетельствует о том, как знамение креста палит бесовскую силу, и они покидают и оставляют того человека. Может быть, кто-то из вас испытывал в своей жизни такие приступы особого нашествия тёмной силы, когда она наваливается после каких-то греховных искушений, и человек парализуется, не может даже поднять руку, чтобы перекреститься, и лишь призвав имя Божие, освобождается от этой сильнейшей власти бесовской.
С бесами нельзя заигрывать, нельзя шутить. Очень опасно для души человеческой смотрение мультфильмов с упоминанием бесовской силы: с чертями и со всякой нечистью; чтение литературы по демонологии; чтение заговоров, заклинаний. Любое призывание имени нечистой силы бесследно не проходит для человека. Бесы сразу являются, получив словно приглашение, и обладают таким человеком. Кроме открытых форм беснования, может быть, каждый из нас соприкасался в своей жизни с приступами разового обладания нечистой силы — приступа одержимости, когда человек находится в гневе, ярости.
Очень часто провоцируют такое состояние алкогольные возлияния, наркотики или другие какие-то грехи. Очень редкое явление, когда алкоголь воздействует умиротворяющее на человека, когда он становится таким добродушным, что из него веревки можно вить, всё выпросить и прочее. Это редчайшее, уникально явление, один случай из миллиона. А в основном, в большинстве случаев алкоголь воздействует катастрофически. Человек впадает в агрессию, становится невыносимым для окружающих. И когда он приходит в себя, когда деньги кончились, похмелье проходит, и человек с ужасом понимает, что им кто-то обладал, не сам собой он был в тот момент.
И, наконец, третий род воздействия бесовской силы на человека — через греховные мысли. За мысли никто не судит из земных властей. Они незаметны, неизвестны окружающему миру. Но дьявол маскируется, за мысли человека пытается убедить, что это его собственное изобретение, до которого он сам додумался. Но стоит только человеку обратиться к молитве, перекрестить себя крестным знамением, призвать имя Божие, и эти пагубные, чёрные мысли: ненавистнические, скверные, блудные внезапно оставляют человека, и мы понимаем, что они имели такой пришлый, сторонний характер.
Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие побуждает нас к бдительности. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Поэтому, дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры, помощи Божией в противостоянии дьявольским искушениям, чтобы мы не оставляли бодрствования своей души. Потому что, когда мы оставляем на самотёк нашу духовную жизнь, то подпадаем сразу под власть дьявола, который с лёгкостью входит в душу нашу и руководит нашими мыслями, а затем и поступками, и делами.
Молитвами всех святых, в земле российской просиявших, благодатью и божественной силой нашего Господа Господь да хранит нас от бесовской нечистой силы. Аминь.
28 июля 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня и воспоминанием великого события — крещения нашей страны. Это произошло 1025 лет назад. В этом выборе веры православной князем Владимиром, конечно, осуществился промысл Божий о нашей земле, который предвидел святой апостол Андрей Первозванный, когда он был на киевских горах, благословил их крестом и своими молитвами и предсказал просвещение земли сей светом веры Христовой. Он также предсказал, что многие храмы будут воздвигнуты и многие святые угодники Божии будут прославлены на этой земле. Великая святыня Православной Церкви — крест апостола Андрея Первозванного, который посетил многие города нашей центральной России, сегодня находится в городе Киеве, и это очень символично. Мы можем сегодня перенестись своей мыслью на двадцать веков назад в те апостольские времена, когда Андрей Первозванный посетил нашу тогда языческую страну и предсказал просвещение её верой Христовой.
Конечно, это величайшая милость Божия, что мы с вами являемся наследниками равноапостольного князя Владимира, что мы родились в вере православной, в православной стране, и мы призваны ко спасению. Мы обладаем бесценным сокровищем, бесценным бисером, который должен обрести каждый человек. Об этом мы читали в Евангелии, и иносказательно Господь говорил, что Царство Небесное подобно купцу, который нашёл одну жемчужину и ради неё идёт и продаёт всё, что имеет, только бы её приобрести. Бесценная жемчужина, бесценный бисер — это сокровище веры Христовой — это Сам Христос. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы не теряли это огромное, бесценное сокровище, потому что оно дороже всего мира.
Когда мы восхваляем князя Владимира в прекрасной молитве, которая читалась ему, Церковь недоумевала, как он сделал этот выбор. Он не был современником Христа, не видел апостолов, не видел чудес святых. Он лишь был поражен сценой Страшного Суда, которую показал ему греческий миссионер, и он понял, что хорошо быть тем, кто справа от Господа, те же, кто слева, кто будут подвержены мучениям, им будет очень тяжко и невыносимо. И послы его, которые пошли в разные страны посмотреть, как славится вера их на местах, когда пришли из Константинопольской Софии, сказали ему, что не помнили, где были: на земле или на небе от благолепия православного служения. Красота веры, красота церкви, красота богослужения через эстетическое восприятие человеком является одним из сильнейших факторов воздействия на душу человеческую.
Это не наша заслуга в этом, дорогие братия и сестры, а в большей степени равноапостольного князя Владимира, наших с вами благочестивых предков. Они были приобщены к вере православной, они сохранили её и передали, донесли до нас и нас приобщили к великому сокровищу Вселенского Православия. Очень символично и трогательно то, что сегодня в Киеве на торжествах присутствуют предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Они приехали по приглашению патриарха Кирилла и Русской Церкви для того, чтобы разделить эту радость с Русской Православной Церковью и тем самым засвидетельствовать её необыкновенное современное огромное, колоссальное влияние на судьбы всего мира и всего Вселенского Православия. Наверное, им сложно с этим смиряться, соглашаться. Я думаю, что они увидят в Киеве несметные толпы верующих людей. И это торжество будет победой веры Христовой, и в огромной степени, я думаю, оно будет содействовать и уменьшению раскола, в том числе на Украине, когда жители этой богохранимой страны увидят силу Вселенского Православия, которое свидетельствует о святости и силе Православной Русской Поместной Церкви.
Сегодня, дорогие братия и сестры, за божественной литургией читалось особое Евангелие, которое мы не можем обойти своим вниманием, чтобы не порассуждать над некоторыми его абсолютными истинами — это Евангелие о Гадаринских бесноватых. То, что оно очень важно для Церкви, для нас, свидетельствует тот факт, что три евангелиста, кроме Иоанна Богослова, говорят об этом чуде в своих Евангелиях. Казалось бы, например, Марк писал Евангелие тогда, когда у Матфея оно было уже написано, и он знал, и читал его, и видел, что Матфей написал об этом чуде, но посчитал важным дополнить описание некоторыми деталями. А апостол и евангелист Лука, имея уже, наверное, два Евангелия под руками, не преминул в своём евангельском благовествовании снова об этом написать для верующих людей.
Вы знаете, что когда мы с вами жили в советское время, всё делалось для того, чтобы убедить человека, что нет никакого духовного мира: нет ни Ангелов, ни, тем более, демонов никаких не существует, это всё иллюзии психически больных людей. И признаки беснования, порой яркие, выдающиеся, скрывались под признаками психических болезней, и лечили таких людей психотропными препаратами, превращая их в конечных инвалидов и заглушая те симптомы, которыми они могли проявлять какие-то признаки адекватной человеческой личности. Но для верующего человека абсолютной истиной является то, что бесы существуют. Для бесов выгодно бесконечно убеждать человека, что их нет. Бесы маскируют своё присутствие в этом мире и обладание некрещеными людьми, живущими вне Церкви. Они даже не показывают своих человеконенавистнических проявлений, порой, обладая жизнью и телом человека, являющегося бесноватым. И лишь в какие-то, казалось бы, случайные для человека моменты соприкосновения со святыней с ним происходят какие-то непонятные вещи, когда люди начинают издавать из себя нечеловеческие вопли, и лаять, и мяукать, и рычать и кричать, и говорить всякими звериными голосами. Женщины говорят грубыми мужскими голосами всё, что вы можете помыслить — самое страшное и ужасное. Возможно, кто-то из вас имел такой опыт соприкосновения с бесноватыми людьми, будучи в монастырях, может быть, в паломнических поездках и сейчас, а особенно в прежние времена, когда в монастырях открыто происходили так называемые отчитки бесноватых, например, в Псково-Печерском монастыре Псковской губернии, Троице-Сергиевой лавре и в некоторых других местах. Это зрелище не для слабонервных. Редко какой человек мог выдержать то, что творилось там.
Протоиерей Валентин Мордасов, который служил в старом Изборске, потом в деревне Камно Псковской области, это святое место многие из вас посещали на пути к Печерскому монастырю, в советское время изгонял злых духов из людей. Приезжало к нему великое множество людей со всего Советского Союза, и это обилие бесноватых, больных людей поражало воображение, потому что совершенно неожиданно для них открывались вопиющие, страшные формы одержимости. Сейчас, с одной стороны, по милости Божией, мы не видим таких ярких форм беснования. С другой стороны, бесы маскируются, потому что в их задачу входит максимально продлить время своего господства над душой и телом человека. И таким образом, сохранив это господство в течение земной жизни человека, бесы получают власть над душой и после его смерти. Потому что, находясь в таком близком соприкосновении непосредственно с человеком, вселяясь в его существо, бесы же не просто паразитируют на теле человека, как на некоем извозчике, который перемещает их по этому миру, они же воздействуют самым непосредственным образом на душу человека, на его сознание. Может ли каждый из нас отличить в своей жизни голос Ангела-хранителя, побуждающего каждого из нас к добрым делам, и вслед за этим звучащий голос искусителя, который говорит человеку, чтобы он не совершал добрые дела, проигнорировал их или совершил какие-то злые поступки: отомстил и прочее. Если негативное воздействие характерно для каждого человека, то в одержимом человеке это влияние злых духов усугубляется в неимоверной степени.
Сегодняшнее Евангелие о Гадаринских бесноватых как раз и говорит нам об этой страшной силе бесовской. Евангельский гадаринский бесноватый, которого люди не могли терпеть в своём обществе, был очень опасен для людей. Его сковывали цепями, связывали путами, оковами, но он разрывал их как нитки. Жил он в гробах, жил вне человеческого общества и всегда, ночью и днём, в горах и гробах, он бился о камни и изрекал страшные вопли, от которых мурашки по телу бегали у жителей соседних городов Десятиградия. Когда Господь вступил на Гергесинскую землю, Его встретили два бесноватых человека, хотя Марк-евангелист говорит об одном. В чём здесь несоответствие? Да просто из этих двух бесноватых один был самым свирепым, по сравнению с которым второй мог казаться кротким ягнёнком, поэтому Марк и выделяет одного. А Матфей и Лука говорят о двух бесноватых.
Итак, они вышли навстречу Господу и, поклонившись Ему, закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас». Поражает, дорогие братия и сестры, это исповедование бесовское — они исповедуют Христа Сыном Божиим. На страницах Евангелия от Матфея это первое исповедование Христа как Бога. Ещё Пётр не произносил своё исповедование, когда Господь спрашивал апостолов, за кого они почитают Его. Пётр тогда ответил: «Ты – Христос, сын Бога Живаго». Но это было позже. А сначала апостолы и все, кто окружал Христа, услышали из уст дьявола именно это исповедование Христа Богом и Сыном Божиим. Это было величайшее, яркое, удивительное, необыкновенное свидетельство, которое, конечно, поразило всех, слышавших эти слова. Воистину, когда мы вспоминаем об этом, мы вспоминаем слова апостола, что бесы веруют и трепещут. Они, несомненно, знают, что Христос — Сын Божий, и когда-то, между прочим, будучи светлыми ангелами, были в близком предстоянии к Нему до момента своего отпадения.
Почему же бесы говорят, что Спаситель прежде времени пришёл мучить их? Кто же может указать Богу время, указать, своевременно Он пришёл или нет? Надо сказать, дорогие братия и сестры, что в первой новозаветной Церкви хранилась вера в близкое пришествие Христа, которое будет соединено и со Страшным Судом над родом человеческим. И с другой стороны, эти слова: «прежде времени будешь мучить нас» — это то время, когда адские глубины будут окончательно закрыты, и грешники вместе с дьяволом и нечистыми духами будут окончательно заключены там, тогда они никогда уже выйти не смогут. Далее Господь спрашивает их: «как тебе имя?» И он сказал в ответ: «легион». Что же такое легион? Это великое множество людей. Десятки тысяч воинов по подобию устройства римских войск могли входить в легион. Вот сколько бесов может вселиться в одного человека. Древние философы, если вы помните, задавали такой, несколько глупый вопрос: «Сколько бесов может поместиться на кончике иглы?» И это Евангелие отвечает, что хоть всё бесовское царство, потому что бесы не занимают места в пространстве, они духи бесплотные.
Господь исцеляет этих бесноватых. Бесы умоляют Его, почувствовав, что пришёл конец владычеству их над этими людьми: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней», которое паслось здесь поблизости. Господь повелел им, и всё свиное стадо бросилось с крутизны в море и погибло.
В этом отрывке показана разрушительная, страшная сила бесовская. Они всё создание, весь космос, весь мир и самого человека, конечно, хотят уничтожить, истребить и физически, и духовно. Вот почему так опасно заигрывание с бесами, так опасна мнимая дружба с ними, на которую они, между прочим, провоцируют человека, обещая ему, порой, многие иллюзорные блага: и обладание миром, и творение чудес, и богатство, и власть, и силу, и многие другие страшные бесовские вещи, которые совершенно реально могут твориться людьми, продавшими свои души дьяволу.
Дорогие братия и сестры! Встаёт естественный вопрос, а как же противостоять дьяволу? Как можно бороться с ним? Прежде всего, призыванием имени Божия. В Евангелии от Марка сказано: «Именем Моим бесы ижденут». Боятся бесы и силы Честнаго Животворящего Креста. Об этом неоднократно говорится в священных текстах и богослужебных молитвах. Вся традиция Православной Церкви свидетельствует о том, как знамение креста палит бесовскую силу, и они покидают и оставляют того человека. Может быть, кто-то из вас испытывал в своей жизни такие приступы особого нашествия тёмной силы, когда она наваливается после каких-то греховных искушений, и человек парализуется, не может даже поднять руку, чтобы перекреститься, и лишь призвав имя Божие, освобождается от этой сильнейшей власти бесовской.
С бесами нельзя заигрывать, нельзя шутить. Очень опасно для души человеческой смотрение мультфильмов с упоминанием бесовской силы: с чертями и со всякой нечистью; чтение литературы по демонологии; чтение заговоров, заклинаний. Любое призывание имени нечистой силы бесследно не проходит для человека. Бесы сразу являются, получив словно приглашение, и обладают таким человеком. Кроме открытых форм беснования, может быть, каждый из нас соприкасался в своей жизни с приступами разового обладания нечистой силы — приступа одержимости, когда человек находится в гневе, ярости.
Очень часто провоцируют такое состояние алкогольные возлияния, наркотики или другие какие-то грехи. Очень редкое явление, когда алкоголь воздействует умиротворяющее на человека, когда он становится таким добродушным, что из него веревки можно вить, всё выпросить и прочее. Это редчайшее, уникально явление, один случай из миллиона. А в основном, в большинстве случаев алкоголь воздействует катастрофически. Человек впадает в агрессию, становится невыносимым для окружающих. И когда он приходит в себя, когда деньги кончились, похмелье проходит, и человек с ужасом понимает, что им кто-то обладал, не сам собой он был в тот момент.
И, наконец, третий род воздействия бесовской силы на человека — через греховные мысли. За мысли никто не судит из земных властей. Они незаметны, неизвестны окружающему миру. Но дьявол маскируется, за мысли человека пытается убедить, что это его собственное изобретение, до которого он сам додумался. Но стоит только человеку обратиться к молитве, перекрестить себя крестным знамением, призвать имя Божие, и эти пагубные, чёрные мысли: ненавистнические, скверные, блудные внезапно оставляют человека, и мы понимаем, что они имели такой пришлый, сторонний характер.
Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие побуждает нас к бдительности. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Поэтому, дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры, помощи Божией в противостоянии дьявольским искушениям, чтобы мы не оставляли бодрствования своей души. Потому что, когда мы оставляем на самотёк нашу духовную жизнь, то подпадаем сразу под власть дьявола, который с лёгкостью входит в душу нашу и руководит нашими мыслями, а затем и поступками, и делами.
Молитвами всех святых, в земле российской просиявших, благодатью и божественной силой нашего Господа Господь да хранит нас от бесовской нечистой силы. Аминь.
Предыдущая проповедь
2 июня 2013
Следующая проповедь
29 сентября 2013
Все проповеди за 2013 год