Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Крестопоклонная неделя

  «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Сегодня все взоры молящихся в храмах Божиих  обращены к Кресту Христову; все самые глубокие и умилительные песнопения и богослужебные тексты Православной Церкви говорят о значении креста в жизни христианина: они напоминают нам о крестной смерти нашего Господа. Если не считать времени Страстной седмицы, особого периода Великого поста, то сегодня его середина. И как важно бывает в середине пути: жизненного, путешествия или какого-либо дела, обрести вновь силы, утраченные в результате какого-то нашего труда.

Так и в духовной жизни Церковь, как мудрая мать, сегодня каждому из нас даёт утешение, поддержку в подвиге поста, в котором мы с вами пребываем. Может быть, кто-либо уже устал  от поста, изнемогает, ропщет, вспоминает, как говорилось в каноне Андрея Критского, «свиные мяса и котлы» и прочие изысканные блюда. Вот смотрите, евреи вышли из Египта, где 400 лет пребывали в рабстве, а по дороге к Земле Обетованной вспоминали то, что они ели, когда были рабами в Египте. Как дёшево порой продает человек свою честь, достоинство, поистине, говоря словами Священного Писания, за чечевичную похлёбку.

Ко многим из нас, кто уже начинает роптать, что Великий пост неимоверно долог и тяжёл и есть нечего в эпоху кризиса в нашей стране, Церковь даёт зримое утешение и поддержку, износя на середину храма для поклонения животворящий Крест Господень. И износится этот Крест именно для утешения, именно как символ христианской жизни и веры. Ещё не звучит так явственно слово Церкви о страданиях Христа, о Его распятии: эти воспоминания последних мгновений жизни будут позже воспоминаться  в Церкви, в период страстной седмицы. А сегодня внимание Церкви акцентируется на том, какое значение этот Животворящий Крест Христов должен иметь в жизни христианина.

Всякий человек, который изнемогает под бременем собственного жизненного креста, сегодня, взирая на Крест Христов, обретает новые силы, обретает утраченную энергию, получает вдохновение и способен продолжить несение своего жизненного креста, какие бы ни были скорби и тяжёлые обстоятельства, которые образуют наш с вами крест. Как свет маленькой свечи блекнет и становится совершенно незаметным, когда восходит солнце – (при ярком солнечном свете незаметно сияние какой-то маленькой свечи) — так и скорби, и страдания каждого человека, все вместе взятые, блекнут и гаснут, когда мы вспоминаем страдания Христа и когда взираем на Его Животворящий Крест.

Что образует и что является тяжестью жизненного креста? Болезни телесные, порой неисцельные, порой тяжёлые, порой продолжительные, хронические, которые мы можем нести в течение всей своей жизни. И если в таком состоянии жизненного креста мы посмотрим на Крест Животворящий, то увидим висящее на нём бездыханное тело нашего Господа, изъязвленное ранами, изнемогшее от страданий. Какие наши болезни по сравнению с Его предсмертными болезнями? И мы обретём новые силы, оставим ропот и будем продолжать несение нашего жизненного креста, если он в настоящее время образуется из креста болезней, страданий. Если мы терпим какие-либо оскорбления, измены самых близких друзей, то, снова взирая на крест Христов, мы видим там одного Христа распятого, никаких друзей нет — Его все оставили, бежали страха ради иудейского, спасая собственные жизни. Только Божия Матерь и Иоанн Богослов безмолвно стояли  у креста одни: один ученик и Его Матерь, а остальные все разбежались и рассеялись.

Если мы терпим ныне какие-то материальные трудности в жизни, какие-то физические ограничения, неудобства, не имеем материального комфорта, жизненных благ, удобств, то стоит нам посмотреть на крест Христов, и нам стыдно станет за то, что мы ропщем в своей жизни. Однажды несколько человек подошли ко Христу и спрашивали его: «Где Ты живёшь, Учитель?» А Он им на это ответил: «Лисы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где главы подклонить».

После этих слов, после жизни Христа любые условия нашей жизни будут казаться воистину раем на земле. Если мы терпим скорби, страдания, упрёки, обиды, которые причиняют нам самые близкие люди, которые живут с нами: наши дети, любые другие наши близкие или дальние, друзья, которые так были преданы, когда были у нас средства жизни. Когда были деньги, и друзей было множество, а как что-то меняется в нашей жизни, то и друзья предают и оставляют. В таких обстоятельствах жизни мы взираем на крест Христов, и из него исходит надежда, что не всё потеряно, есть надежда на милосердие Божие. Его любовь, Его сила безмерны, и мы всё можем вымолить у Бога, что служит к нашему благу, что служит утверждению христианской жизни, Евангельских принципов на земле.

Мы не найдём ни одного состояния в человеческой жизни, подчас такой тяжёлой и скорбной, что без слёз невозможно вспоминать какие-то этапы горя, страданий, скорбей, что могло бы сравниться с теми лишениями, с тем Крестом, который Христос пронёс ради нашего спасения. Какие-то скорби и страдания мы терпим за наши грехи. Мы несём наш крест и,  порой, бываем сами виноваты в тяжести этого жизненного креста.

А Христос нёс крест наш, согрешивших людей, преступивших заповеди, Им же данные для спасения человека. Наши страдания, наши грехи Он искупил и, пригвоздив на кресте, очистил, освятил и дал возможность для человека спасения и вечной жизни.

Сегодня в Евангелии звучали такие слова: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется себя, и возьмёт крест свой, и следует за Мной». Каждый христианин должен быть крестоносцем. У каждого из нас есть свой жизненный крест, но нести этот крест мы должны с упование на Бога, с приданием себя воле Божией, с выражением покорности воле Божией без ропота, без уныния, без отчаяния, с благодарностью Богу за все моменты нашей жизни.

Этот жизненный крест бывает спасительным для нас тогда, когда мы несём его по- христиански, как говорит Господь, «когда мы отвергнемся себя». Отвергнуться должен христианин всего того, что так приятно и вожделенно бывает для нашей грехолюбивой плоти. Тяжело поститься, но надо делать это по принуждению, заставляя и понуждая себя, отвергнуться излюбленнейшей страсти чревоугодия и объедения. Тяжело воздержаться от празднословия, от осуждения, от зависти, когда глаза всё видят, что надо и не надо, когда они пронизаны осуждением, гордостью, завистью. Тогда нужно пересиливать себя, переламывать и делать то, что не нравится, то, что неудобно для грехолюбивой плоти. Только тогда человек остаётся человеком, несёт именно свой крест, который будет спасительным для человека и приведёт его к дверям Царства Небесного.

«Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит её, а кто погубит душу свою ради Меня или Евангелия, тот обретет её». Кто любит душу свою? Душа здесь употребляется как синоним жизни. То есть, смысл этих Евангельских слов такой: кто любит жизнь свою во всех её проявлениях, во всех её страстях, удовольствиях, пороках, кто хочет жить только для одного себя, для своего удовольствия, или только для своих близких и родных, вне Бога, вне Его заповедей, вне Его Евангелия; кто хочет прожить жизнь в наслаждениях, без скорбей, без страданий, в состоянии какого-то постоянного, немеркнущего счастья, такой человек погубит жизнь свою. Такой человек потеряет жизнь, и в вечной жизни его ничего не ждёт.

Евангелие говорит далее: а кто погубит свою жизнь, т.е. который будет здесь, в этой земной жизни  преодолевать то, что нравится плоти, избегать греховных наслаждений, воздерживаться от  совершения  страшных  грехов:  блудных,  других;  кто  в  скорбях,  в  лишениях,  в  болезнях

проведёт жизнь, или, говоря мирским языком, погубит её, такой человек, который несёт жизненный крест, который живёт Христовыми заповедями, как бы погубляет жизнь для удовольствий, для мира, тот обретёт её, тот спасёт душу свою для вечной жизни.

Ничего нет ценнее в этой жизни и, вообще в мире, Господа и бессмертной человеческой души. Только Бог и бессмертная человеческой душа – а всё остальное не идёт ни в какое сравнение с этими двумя Субстанциями. Всё остальное скоропреходяще, временно, тленно, обманчиво в этом мире. Далее Господь продолжает: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Стыдимся мы нашего Господа, боимся показать веру нашу, боимся, стесняемся креститься, проявляем малодушие, не исповедуем своей веры. Господь предупреждает нас, что это страшный грех, потому что, как мы Его не узнаём, не признаёмся, что мы Его, так и Он не узнает нас, когда придёт на Страшный суд Свой со всеми Ангелами святыми.

 Святитель Николай, архиепископ Сербский говорит, рассуждая над этими словами: ради кого мы стыдимся Христа? Ради каких-то людей, которые рядом с нами, которые по пути где-то рядом встречаются, которых первый раз видим в жизни? И говорит Господь справедливые слова: «перед родом этим прелюбодейным и грешным»; прелюбодейным, потому что основная страсть современного человечества именно в этом состоит. Так перед этими грешниками, блудниками, прелюбодеями, отвергшимися Христа, мы стыдимся Его — Христа, который за нас страдал, за нас проливал кровь Свою, принял нашу плоть и спас нас? Ради кого мы стыдимся Христа? Неужели ради того, кто выше Его? А может ли быть кто выше Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего?

 Дай Бог, чтобы эти слова Евангелия укрепили в нас веру, непоколебимую веру, чтобы они вдохнули в нас силы в несении жизненного креста. Церковь предупреждает нас с вами, чтобы мы смиренно несли по жизни наш жизненный крест, который дан нам Богом, который выражается в нашем положении в обществе, в нашем семейном положении, в нашем здоровье тела, в других кардинальных моментах, которыми отличается наша личность от других. Чтобы мы не взваливали  на себя самодельных крестов, которые пронизаны нашей гордыней, нашими необдуманными, грехолюбивыми поступками.

Сколько этих напрасных бед, напрасного горя, напрасных страданий в нашей жизни, которые, мы думаем, что мы должны нести, а мы сами их взвалили на свои плечи, делая необдуманные  поступки, не спрашивая на них ни у кого ни благословения, ни обращаясь в молитве к Богу, чтобы Он вразумил нас перед тем или иным нашим жизненным шагом. Когда мы как строптивые, непослушные дети, по своей гордыне делаем эти шаги, которые не согласовываются с волей Божией, тогда и усиливается непомерно тяжесть нашего креста. Кто виноват в этом кроме самого человека и его гордыни?

 А когда человек ищет благословение Церкви, подходит к своему духовнику, священнику. Может быть, этот священник не знает вашей жизни, но вы, испрашивая благословение на тот или иной шаг, важный шаг вашей жизни, вручаете свою жизнь воле Божией. Вы смиряете свою гордыню, показываете, что вы хотите услышать волю Божию о себе и своей жизни.

Дай Бог нам быть послушными детьми Божиими, послушными детьми Церкви Христовой, и тогда наши  с вами жизненные кресты, порой такие тяжёлые, облегчатся в десятки и сотни раз и будут радостными  крестами, которыми Господь приводит нас в жизнь вечную. Аминь.

22 марта 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

  «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Сегодня все взоры молящихся в храмах Божиих  обращены к Кресту Христову; все самые глубокие и умилительные песнопения и богослужебные тексты Православной Церкви говорят о значении креста в жизни христианина: они напоминают нам о крестной смерти нашего Господа. Если не считать времени Страстной седмицы, особого периода Великого поста, то сегодня его середина. И как важно бывает в середине пути: жизненного, путешествия или какого-либо дела, обрести вновь силы, утраченные в результате какого-то нашего труда.

Так и в духовной жизни Церковь, как мудрая мать, сегодня каждому из нас даёт утешение, поддержку в подвиге поста, в котором мы с вами пребываем. Может быть, кто-либо уже устал  от поста, изнемогает, ропщет, вспоминает, как говорилось в каноне Андрея Критского, «свиные мяса и котлы» и прочие изысканные блюда. Вот смотрите, евреи вышли из Египта, где 400 лет пребывали в рабстве, а по дороге к Земле Обетованной вспоминали то, что они ели, когда были рабами в Египте. Как дёшево порой продает человек свою честь, достоинство, поистине, говоря словами Священного Писания, за чечевичную похлёбку.

Ко многим из нас, кто уже начинает роптать, что Великий пост неимоверно долог и тяжёл и есть нечего в эпоху кризиса в нашей стране, Церковь даёт зримое утешение и поддержку, износя на середину храма для поклонения животворящий Крест Господень. И износится этот Крест именно для утешения, именно как символ христианской жизни и веры. Ещё не звучит так явственно слово Церкви о страданиях Христа, о Его распятии: эти воспоминания последних мгновений жизни будут позже воспоминаться  в Церкви, в период страстной седмицы. А сегодня внимание Церкви акцентируется на том, какое значение этот Животворящий Крест Христов должен иметь в жизни христианина.

Всякий человек, который изнемогает под бременем собственного жизненного креста, сегодня, взирая на Крест Христов, обретает новые силы, обретает утраченную энергию, получает вдохновение и способен продолжить несение своего жизненного креста, какие бы ни были скорби и тяжёлые обстоятельства, которые образуют наш с вами крест. Как свет маленькой свечи блекнет и становится совершенно незаметным, когда восходит солнце – (при ярком солнечном свете незаметно сияние какой-то маленькой свечи) — так и скорби, и страдания каждого человека, все вместе взятые, блекнут и гаснут, когда мы вспоминаем страдания Христа и когда взираем на Его Животворящий Крест.

Что образует и что является тяжестью жизненного креста? Болезни телесные, порой неисцельные, порой тяжёлые, порой продолжительные, хронические, которые мы можем нести в течение всей своей жизни. И если в таком состоянии жизненного креста мы посмотрим на Крест Животворящий, то увидим висящее на нём бездыханное тело нашего Господа, изъязвленное ранами, изнемогшее от страданий. Какие наши болезни по сравнению с Его предсмертными болезнями? И мы обретём новые силы, оставим ропот и будем продолжать несение нашего жизненного креста, если он в настоящее время образуется из креста болезней, страданий. Если мы терпим какие-либо оскорбления, измены самых близких друзей, то, снова взирая на крест Христов, мы видим там одного Христа распятого, никаких друзей нет — Его все оставили, бежали страха ради иудейского, спасая собственные жизни. Только Божия Матерь и Иоанн Богослов безмолвно стояли  у креста одни: один ученик и Его Матерь, а остальные все разбежались и рассеялись.

Если мы терпим ныне какие-то материальные трудности в жизни, какие-то физические ограничения, неудобства, не имеем материального комфорта, жизненных благ, удобств, то стоит нам посмотреть на крест Христов, и нам стыдно станет за то, что мы ропщем в своей жизни. Однажды несколько человек подошли ко Христу и спрашивали его: «Где Ты живёшь, Учитель?» А Он им на это ответил: «Лисы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где главы подклонить».

После этих слов, после жизни Христа любые условия нашей жизни будут казаться воистину раем на земле. Если мы терпим скорби, страдания, упрёки, обиды, которые причиняют нам самые близкие люди, которые живут с нами: наши дети, любые другие наши близкие или дальние, друзья, которые так были преданы, когда были у нас средства жизни. Когда были деньги, и друзей было множество, а как что-то меняется в нашей жизни, то и друзья предают и оставляют. В таких обстоятельствах жизни мы взираем на крест Христов, и из него исходит надежда, что не всё потеряно, есть надежда на милосердие Божие. Его любовь, Его сила безмерны, и мы всё можем вымолить у Бога, что служит к нашему благу, что служит утверждению христианской жизни, Евангельских принципов на земле.

Мы не найдём ни одного состояния в человеческой жизни, подчас такой тяжёлой и скорбной, что без слёз невозможно вспоминать какие-то этапы горя, страданий, скорбей, что могло бы сравниться с теми лишениями, с тем Крестом, который Христос пронёс ради нашего спасения. Какие-то скорби и страдания мы терпим за наши грехи. Мы несём наш крест и,  порой, бываем сами виноваты в тяжести этого жизненного креста.

А Христос нёс крест наш, согрешивших людей, преступивших заповеди, Им же данные для спасения человека. Наши страдания, наши грехи Он искупил и, пригвоздив на кресте, очистил, освятил и дал возможность для человека спасения и вечной жизни.

Сегодня в Евангелии звучали такие слова: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется себя, и возьмёт крест свой, и следует за Мной». Каждый христианин должен быть крестоносцем. У каждого из нас есть свой жизненный крест, но нести этот крест мы должны с упование на Бога, с приданием себя воле Божией, с выражением покорности воле Божией без ропота, без уныния, без отчаяния, с благодарностью Богу за все моменты нашей жизни.

Этот жизненный крест бывает спасительным для нас тогда, когда мы несём его по- христиански, как говорит Господь, «когда мы отвергнемся себя». Отвергнуться должен христианин всего того, что так приятно и вожделенно бывает для нашей грехолюбивой плоти. Тяжело поститься, но надо делать это по принуждению, заставляя и понуждая себя, отвергнуться излюбленнейшей страсти чревоугодия и объедения. Тяжело воздержаться от празднословия, от осуждения, от зависти, когда глаза всё видят, что надо и не надо, когда они пронизаны осуждением, гордостью, завистью. Тогда нужно пересиливать себя, переламывать и делать то, что не нравится, то, что неудобно для грехолюбивой плоти. Только тогда человек остаётся человеком, несёт именно свой крест, который будет спасительным для человека и приведёт его к дверям Царства Небесного.

«Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит её, а кто погубит душу свою ради Меня или Евангелия, тот обретет её». Кто любит душу свою? Душа здесь употребляется как синоним жизни. То есть, смысл этих Евангельских слов такой: кто любит жизнь свою во всех её проявлениях, во всех её страстях, удовольствиях, пороках, кто хочет жить только для одного себя, для своего удовольствия, или только для своих близких и родных, вне Бога, вне Его заповедей, вне Его Евангелия; кто хочет прожить жизнь в наслаждениях, без скорбей, без страданий, в состоянии какого-то постоянного, немеркнущего счастья, такой человек погубит жизнь свою. Такой человек потеряет жизнь, и в вечной жизни его ничего не ждёт.

Евангелие говорит далее: а кто погубит свою жизнь, т.е. который будет здесь, в этой земной жизни  преодолевать то, что нравится плоти, избегать греховных наслаждений, воздерживаться от  совершения  страшных  грехов:  блудных,  других;  кто  в  скорбях,  в  лишениях,  в  болезнях

проведёт жизнь, или, говоря мирским языком, погубит её, такой человек, который несёт жизненный крест, который живёт Христовыми заповедями, как бы погубляет жизнь для удовольствий, для мира, тот обретёт её, тот спасёт душу свою для вечной жизни.

Ничего нет ценнее в этой жизни и, вообще в мире, Господа и бессмертной человеческой души. Только Бог и бессмертная человеческой душа – а всё остальное не идёт ни в какое сравнение с этими двумя Субстанциями. Всё остальное скоропреходяще, временно, тленно, обманчиво в этом мире. Далее Господь продолжает: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Стыдимся мы нашего Господа, боимся показать веру нашу, боимся, стесняемся креститься, проявляем малодушие, не исповедуем своей веры. Господь предупреждает нас, что это страшный грех, потому что, как мы Его не узнаём, не признаёмся, что мы Его, так и Он не узнает нас, когда придёт на Страшный суд Свой со всеми Ангелами святыми.

 Святитель Николай, архиепископ Сербский говорит, рассуждая над этими словами: ради кого мы стыдимся Христа? Ради каких-то людей, которые рядом с нами, которые по пути где-то рядом встречаются, которых первый раз видим в жизни? И говорит Господь справедливые слова: «перед родом этим прелюбодейным и грешным»; прелюбодейным, потому что основная страсть современного человечества именно в этом состоит. Так перед этими грешниками, блудниками, прелюбодеями, отвергшимися Христа, мы стыдимся Его — Христа, который за нас страдал, за нас проливал кровь Свою, принял нашу плоть и спас нас? Ради кого мы стыдимся Христа? Неужели ради того, кто выше Его? А может ли быть кто выше Христа, Господа и Бога и Спасителя нашего?

 Дай Бог, чтобы эти слова Евангелия укрепили в нас веру, непоколебимую веру, чтобы они вдохнули в нас силы в несении жизненного креста. Церковь предупреждает нас с вами, чтобы мы смиренно несли по жизни наш жизненный крест, который дан нам Богом, который выражается в нашем положении в обществе, в нашем семейном положении, в нашем здоровье тела, в других кардинальных моментах, которыми отличается наша личность от других. Чтобы мы не взваливали  на себя самодельных крестов, которые пронизаны нашей гордыней, нашими необдуманными, грехолюбивыми поступками.

Сколько этих напрасных бед, напрасного горя, напрасных страданий в нашей жизни, которые, мы думаем, что мы должны нести, а мы сами их взвалили на свои плечи, делая необдуманные  поступки, не спрашивая на них ни у кого ни благословения, ни обращаясь в молитве к Богу, чтобы Он вразумил нас перед тем или иным нашим жизненным шагом. Когда мы как строптивые, непослушные дети, по своей гордыне делаем эти шаги, которые не согласовываются с волей Божией, тогда и усиливается непомерно тяжесть нашего креста. Кто виноват в этом кроме самого человека и его гордыни?

 А когда человек ищет благословение Церкви, подходит к своему духовнику, священнику. Может быть, этот священник не знает вашей жизни, но вы, испрашивая благословение на тот или иной шаг, важный шаг вашей жизни, вручаете свою жизнь воле Божией. Вы смиряете свою гордыню, показываете, что вы хотите услышать волю Божию о себе и своей жизни.

Дай Бог нам быть послушными детьми Божиими, послушными детьми Церкви Христовой, и тогда наши  с вами жизненные кресты, порой такие тяжёлые, облегчатся в десятки и сотни раз и будут радостными  крестами, которыми Господь приводит нас в жизнь вечную. Аминь.

Предыдущая проповедь

15 марта 2009

Памяти Григория Паламы
Следующая проповедь

29 марта 2009

ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00