Дорогие братия и сестры! Сегодня, не считая времени страстной седмицы, — середина Великого Поста. Третье воскресенье Великого Поста Церковь износит на середину храма Животворящий Крест Господень, чтобы, во-первых, напомнить христианам, какой ценой совершилось дело нашего спасения; чтобы, взирая на Крест Христов и видя там распятого за нас Сына Божия, вспоминая Его мучительные страдания, пролитую кровь на кресте, мы с сокрушением в сердце думали о своих грехах, видели причину страданий Господа в нас самих, потому что ради нас, из-за наших грехов Господь страдал, чтобы нас и нашу природу исцелить и спасти, вернуть нам утерянное райское блаженство.
Во-вторых, Церковь износит Животворящий Крест Господень, чтобы поддержать нас с вами в подвиге поста и в несении христианской жизни. Может быть, кто-то из христиан в середине поста уже начал изнемогать от времени постного, начал тосковать о невозможных ныне вкусных яствах, которыми в изобилии пресыщался вне времени поста; о тех удовольствиях, которые могли быть приличными вне постного времени из области светской, рассеянной, душевно-культурной жизни. Церковь, износя Крест Господень, взывает к совести каждого из нас, что не время ещё ослабевать в подвиге, что грядет ещё впереди страстная седмица, которая будет непосредственно посвящена воспоминаниям спасительных страданий Господа, чтобы не стыдно нам было прийти к этому спасительному времени.
И, наконец, в-третьих, Церковь, износя Крест Господень, пытается поддержать и вдохновить каждого христианина. Вдохновить следующим образом: взирая на Крест Христов, мы видим распятого на этом кресте Господа, Который претерпел эту мучительную смерть совершенно незаслуженно, не имея никакой вины, никакого греха, просто по зависти и злобе человеческой. И чтобы всякий человек, который тоже несёт свой крест, порой кажущийся ему самому таким тяжёлым, таким необыкновенно страшным, мучительным, понимал, что какие бы ни были внешние обстоятельства человеческой жизни, которые составляют совокупность земного креста человека, в той или иной степени человек виновен сам в этом кресте. Виновен в том, что, как минимум, является потомком согрешившего Адама, поэтому имеет в силу этого склонность ко греху, поэтому часто не противостоит греху, а совершает его, поддаётся ему при первой к тому возможности. Своими грехами мы сами виновны в тех искушениях и страданиях, которые так обременяют жизнь человека. Господь же не имел никакой вины, никакой причины для страданий и смерти. Ради нас Он пошёл на Голгофу совершенно добровольно ради нашего спасения.
Когда апостол Пётр пытался по пылкости своего характера вмешаться в этот уже начинающийся свершаться беззаконный, несправедливый суд, он выхватил меч свой и ударил по рабу первосвященника, который в числе прочего народа пришёл в Гефсиманский сад, чтобы схватить Христа, взять Его под стражу и отвести к Понтию Пилату. Но на это услышал от Христа такие слова: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»
На горе Фаворской, во время Своего Преображения, Господь показывает ученикам своим божественную славу, которую Он имел прежде создания мира, имел всегда эту божественную славу. Только в обычной Его человеческой жизни, она прикровенно была человеческой природой, «дабы, когда узрели апостолы страдания Его, уразумели, что страдание вольное», как говорится в одном церковном песнопении. Ради любви, ради нашего с вами спасения Господь принимает мучительную для человеческой Его природы, ужасную, самую страшную смерть.
Дорогие братия и сестры! Сегодня каждый из нас обращается к своей жизни и к своему кресту. В очень кратком, лаконичном, как и всё Евангелие от Марка, отрывке из Евангелия, которое сегодня читалось, были такие слова: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это самые главные слова из всего Евангелия, которые говорят о необходимости крестоношения в жизни человека. Господь приглашает последовать за Ним совершенно добровольно, потому что человек имеет свободу воли, которую Господь оставил ему даже после греха: «кто хочет идти за Мною …», кто имеет это желание. Дай Бог, чтобы мы были Христовыми, чтобы это желание было неукоснительно, чтобы мы никогда не теряли этого желания — быть Христовыми учениками и следовать за Ним. «… и возьми крест свой».
Взявший крест свой, должен нести его совершенно сознательно: принимать скорби, искушения, болезни, неприятности. В кресте Христовом ничего приятного нет, никакого удовольствия, никакого земного счастья, никакого успокоения в благах земных. Взирая на крест Христов, на котором Он распят, мы видим там только страдания, мучительную смерть, кровь, слёзы, плач. И к этому жизненному кресту призывается каждый из нас. Если Господь совершил спасение через крест, то никакого другого пути для христианина нет.
Господь каждого из нас наделяет своей мерой жизненного креста. У каждого из нас жизнь разнообразна и не похожа ни на чью другую. В этом проявляется бесконечная божественная любовь. У каждого своя жизнь, у каждого своё её наполнение, свои переживания, свои скорби: в один год одни, в другой год другие. Господь, напоминает, что крест, данный Им каждому из нас, нужно нести добровольно: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Дорогие братия и сестры! Скорби в земной жизни присутствуют не только у христиан. У людей, не верующих в Бога, отрицающих Его, живущих параллельно с Ним, не нуждающихся в Нём, эти скорби и страдания тоже присутствуют. Но если человек не смиряется с этим крестом, не принимает его добровольно и не несёт вслед за Христом, он не имеет спасительной цены. В этом случае скорби и страдания только озлобляют человека, человек пытается всячески избежать их, завуалировать, сгладить, но они не соединяют его со Христом, а наоборот, отводят от Него.
Третье условие, которое сегодня упоминается в Евангелии в отношении крестоношения, обязательном для нас — это следование за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как же человек может отвергнуться себя? Отвергнуться того, что желает грехолюбивая плоть человека. Христианин должен в своей жизни постоянно делать то, что он не хочет, вопреки своей натуре, природе, вопреки склонностям ко греху и призрачной красоте греховных удовольствий. Он должен постоянно отвергать свою грехолюбивую природу и делать не то, что он хочет, а что Бог велит.
Интересно отметить, что таким образом не думают о себе не только христиане. Возьмите, например, пьяницу, наркомана, бомжа (мы имеем ввиду сознательно опустившегося и деградировавшего человека). Разве там есть забота о себе? Конечно, нет. Но это не означает, что для них эта жизнь спасительна в таком безразличии к своему телу, к его потребностям. Нет. Там нет ничего христианского, ничего божественного, там нет никакого спасительного креста. Человек должен отвергаться своей греховной природы ради Христа, ради преодоления греха, ради спасения своей души.
В эту крестопоклонную неделю Церковь, напоминая нам о наших крестах, преследует несколько моментов, совершенно необходимых для нашей правильной духовной жизни. Во-первых, это смиренное принятие жизненного креста без ропота, без противления воле Божией, со смирением, покорностью Его воле.
Современный человек отличается тем, что он всем недоволен: своей жизнью, своими соседями, погодой. «Сегодня мороз 5 градусов. Кошмар, как это может быть 25-ого марта? Это кошмар, невыносимо! Как это может быть? Куда же Господь смотрит? Неужели забыл, что конец марта?» Современный человек — страшно брезгливое существо, он всем недоволен: то политической обстановкой, то властями, то погодой, то атмосферным давлением, то начальником на работе, который ничего не понимает, которого поставили непонятно зачем и так далее.
Дорогие братия и сестры! Это совсем не христианское отношение к жизни. Это бунтарское, революционное отношение, которое роднит человека с дьяволом, но никоим образом не со Христом. Церковь призывает нас к смиренному несению своего креста.
Другой момент, который напоминает нам сегодня Церковь — очень простая истина, что без скорбей не бывает жизни христианина. Мы с вами, к сожалению, избегаем скорбей. Суть христианской жизни, поста и молитвы мы видим в том, чтобы Господь избавил нас от всех скорбей, от всех несчастий, болезней, неприятностей; избавил и даровал нам совершенно спокойную, безбедную и бесскорбную жизнь. Но так не бывает. Если бы мы этого хотели, то нам надо было бы всем уйти, например, в секты баптистов, пятидесятников или дремучих язычников- славян, которые по деревьям лазили и так далее. Но не об этом христианство проповедует и не к этому призывает. Разве было какое-то благоденствие в жизни Христа, в Его земной жизни? Давайте вспомним Евангелие. Когда новые ученики хотели пойти за Ним, они спросили: «учитель, где живёшь, куда пойти с тобой?» А Он им отвечает, что лисы имеют норы, птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где главы подклонить.
Дорогие братия и сестры! В той или иной мере, посильной для нас, жизнь последователей Христовых наполнена скорбями и страданиями. Конечно, нам страшно думать, неприятно думать об этих скорбях, которые должны быть реальностью нашей жизни. К этим скорбям земным должно быть два подхода. С одной стороны, человек не должен храбриться и не должен сам так самоуверенно напрашиваться на эти скорби и на тяжесть своего земного креста, хотя святые иногда просили Бога об этом. Когда в их жизни не было долго скорбей, они проливали слёзы и говорили: «Господи, почему Ты забыл о нас? У нас в этот период абсолютно всё благополучно в нашей жизни». Но так могли молиться только святые. Пусть никто не дерзнёт из нас молиться такими словами — не понести будет.
С другой стороны, человек не должен бояться, не должен избегать скорбей, не должен молиться о том, чтобы Господь совершенно избавил нас от всех неприятностей и даровал тепличные условия нашей земной жизни. Господь может нам дать их, как Он даёт многим, не ведающим Христа. Но тогда, когда явимся мы на тот свет с ответом за прожитую жизнь, Господь скажет: «А мы с тобой в расчёте уже. Ты всё получил в этой жизни. Хотел зарплаты хорошей -получил. Хотел жить в хороших условиях — получил. Хотел ещё чего-то – получил, а чего тебе в Царстве Небесном осталось?» Как в притче о Лазаре и о богаче: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе в твоей жизни…». А святые вслед за блаженным Августином говорили, наоборот, такие слова: «Господи, Ты меня в этой жизни хочешь жги, хочешь режь, подвергай каким угодно мучениям, но только пощади в вечности». Вот об этом мы с вами должны думать. Не напрашиваться на скорби, не просить их, но в то же время и не избегать их и не в этом видеть смысл нашей с вами жизни.
И последний момент, который нам должен быть понятен в несении нашего жизненного креста. У многих из нас в определенные моменты жизни он кажется особенно тяжёлым: то скорби детей, то внешние неприятности, то болезни, то другие скорби. Порой кажется, что руки опускаются, вера охладевает и молитвы совсем нет. В такие минуты мы с вами должны прибегать к исповеди и к покаянию, проанализировать свою жизнь. И при внимательном подходе мы увидим, что не Бог, как суровый деспот, наказывает нас сейчас в эти особенно тягостные минуты, а причина этих скорбей — в наших грехах. Когда-то несколько лет назад или, может быть, несколько десятилетий мы совершали необдуманные поступки. Те грехи, как бумеранг или как маятник, запущенный в одну сторону, непременно качнётся и в другую и ударит тебя со всей силой своего тяготения. Причина — в грехах. То ранняя запретная любовь, то аборты, то измены, блуд, то другие грехи, которые усугубляют тяжесть нашего жизненного креста.
Дай Бог, чтобы мы с вами это понимали, чтобы не бросали в небо камни ропота, а проливали покаянные слёзы. И тогда те обстоятельства, которые усиливают тяжесть нашего креста, по милости Божией, будут изглажены. Церковь сегодня напоминает нам с вами, что молиться мы должны не о лишении своего земного креста, а о том, чтобы Господь дал силы нести его. Чтобы верность ко Христу никогда не покидала нашу жизнь, и мы были верными последователями своего Господа, отдавшего за нас Свою земную жизнь. Аминь.
27 марта 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодня, не считая времени страстной седмицы, — середина Великого Поста. Третье воскресенье Великого Поста Церковь износит на середину храма Животворящий Крест Господень, чтобы, во-первых, напомнить христианам, какой ценой совершилось дело нашего спасения; чтобы, взирая на Крест Христов и видя там распятого за нас Сына Божия, вспоминая Его мучительные страдания, пролитую кровь на кресте, мы с сокрушением в сердце думали о своих грехах, видели причину страданий Господа в нас самих, потому что ради нас, из-за наших грехов Господь страдал, чтобы нас и нашу природу исцелить и спасти, вернуть нам утерянное райское блаженство.
Во-вторых, Церковь износит Животворящий Крест Господень, чтобы поддержать нас с вами в подвиге поста и в несении христианской жизни. Может быть, кто-то из христиан в середине поста уже начал изнемогать от времени постного, начал тосковать о невозможных ныне вкусных яствах, которыми в изобилии пресыщался вне времени поста; о тех удовольствиях, которые могли быть приличными вне постного времени из области светской, рассеянной, душевно-культурной жизни. Церковь, износя Крест Господень, взывает к совести каждого из нас, что не время ещё ослабевать в подвиге, что грядет ещё впереди страстная седмица, которая будет непосредственно посвящена воспоминаниям спасительных страданий Господа, чтобы не стыдно нам было прийти к этому спасительному времени.
И, наконец, в-третьих, Церковь, износя Крест Господень, пытается поддержать и вдохновить каждого христианина. Вдохновить следующим образом: взирая на Крест Христов, мы видим распятого на этом кресте Господа, Который претерпел эту мучительную смерть совершенно незаслуженно, не имея никакой вины, никакого греха, просто по зависти и злобе человеческой. И чтобы всякий человек, который тоже несёт свой крест, порой кажущийся ему самому таким тяжёлым, таким необыкновенно страшным, мучительным, понимал, что какие бы ни были внешние обстоятельства человеческой жизни, которые составляют совокупность земного креста человека, в той или иной степени человек виновен сам в этом кресте. Виновен в том, что, как минимум, является потомком согрешившего Адама, поэтому имеет в силу этого склонность ко греху, поэтому часто не противостоит греху, а совершает его, поддаётся ему при первой к тому возможности. Своими грехами мы сами виновны в тех искушениях и страданиях, которые так обременяют жизнь человека. Господь же не имел никакой вины, никакой причины для страданий и смерти. Ради нас Он пошёл на Голгофу совершенно добровольно ради нашего спасения.
Когда апостол Пётр пытался по пылкости своего характера вмешаться в этот уже начинающийся свершаться беззаконный, несправедливый суд, он выхватил меч свой и ударил по рабу первосвященника, который в числе прочего народа пришёл в Гефсиманский сад, чтобы схватить Христа, взять Его под стражу и отвести к Понтию Пилату. Но на это услышал от Христа такие слова: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»
На горе Фаворской, во время Своего Преображения, Господь показывает ученикам своим божественную славу, которую Он имел прежде создания мира, имел всегда эту божественную славу. Только в обычной Его человеческой жизни, она прикровенно была человеческой природой, «дабы, когда узрели апостолы страдания Его, уразумели, что страдание вольное», как говорится в одном церковном песнопении. Ради любви, ради нашего с вами спасения Господь принимает мучительную для человеческой Его природы, ужасную, самую страшную смерть.
Дорогие братия и сестры! Сегодня каждый из нас обращается к своей жизни и к своему кресту. В очень кратком, лаконичном, как и всё Евангелие от Марка, отрывке из Евангелия, которое сегодня читалось, были такие слова: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это самые главные слова из всего Евангелия, которые говорят о необходимости крестоношения в жизни человека. Господь приглашает последовать за Ним совершенно добровольно, потому что человек имеет свободу воли, которую Господь оставил ему даже после греха: «кто хочет идти за Мною …», кто имеет это желание. Дай Бог, чтобы мы были Христовыми, чтобы это желание было неукоснительно, чтобы мы никогда не теряли этого желания — быть Христовыми учениками и следовать за Ним. «… и возьми крест свой».
Взявший крест свой, должен нести его совершенно сознательно: принимать скорби, искушения, болезни, неприятности. В кресте Христовом ничего приятного нет, никакого удовольствия, никакого земного счастья, никакого успокоения в благах земных. Взирая на крест Христов, на котором Он распят, мы видим там только страдания, мучительную смерть, кровь, слёзы, плач. И к этому жизненному кресту призывается каждый из нас. Если Господь совершил спасение через крест, то никакого другого пути для христианина нет.
Господь каждого из нас наделяет своей мерой жизненного креста. У каждого из нас жизнь разнообразна и не похожа ни на чью другую. В этом проявляется бесконечная божественная любовь. У каждого своя жизнь, у каждого своё её наполнение, свои переживания, свои скорби: в один год одни, в другой год другие. Господь, напоминает, что крест, данный Им каждому из нас, нужно нести добровольно: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Дорогие братия и сестры! Скорби в земной жизни присутствуют не только у христиан. У людей, не верующих в Бога, отрицающих Его, живущих параллельно с Ним, не нуждающихся в Нём, эти скорби и страдания тоже присутствуют. Но если человек не смиряется с этим крестом, не принимает его добровольно и не несёт вслед за Христом, он не имеет спасительной цены. В этом случае скорби и страдания только озлобляют человека, человек пытается всячески избежать их, завуалировать, сгладить, но они не соединяют его со Христом, а наоборот, отводят от Него.
Третье условие, которое сегодня упоминается в Евангелии в отношении крестоношения, обязательном для нас — это следование за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Как же человек может отвергнуться себя? Отвергнуться того, что желает грехолюбивая плоть человека. Христианин должен в своей жизни постоянно делать то, что он не хочет, вопреки своей натуре, природе, вопреки склонностям ко греху и призрачной красоте греховных удовольствий. Он должен постоянно отвергать свою грехолюбивую природу и делать не то, что он хочет, а что Бог велит.
Интересно отметить, что таким образом не думают о себе не только христиане. Возьмите, например, пьяницу, наркомана, бомжа (мы имеем ввиду сознательно опустившегося и деградировавшего человека). Разве там есть забота о себе? Конечно, нет. Но это не означает, что для них эта жизнь спасительна в таком безразличии к своему телу, к его потребностям. Нет. Там нет ничего христианского, ничего божественного, там нет никакого спасительного креста. Человек должен отвергаться своей греховной природы ради Христа, ради преодоления греха, ради спасения своей души.
В эту крестопоклонную неделю Церковь, напоминая нам о наших крестах, преследует несколько моментов, совершенно необходимых для нашей правильной духовной жизни. Во-первых, это смиренное принятие жизненного креста без ропота, без противления воле Божией, со смирением, покорностью Его воле.
Современный человек отличается тем, что он всем недоволен: своей жизнью, своими соседями, погодой. «Сегодня мороз 5 градусов. Кошмар, как это может быть 25-ого марта? Это кошмар, невыносимо! Как это может быть? Куда же Господь смотрит? Неужели забыл, что конец марта?» Современный человек — страшно брезгливое существо, он всем недоволен: то политической обстановкой, то властями, то погодой, то атмосферным давлением, то начальником на работе, который ничего не понимает, которого поставили непонятно зачем и так далее.
Дорогие братия и сестры! Это совсем не христианское отношение к жизни. Это бунтарское, революционное отношение, которое роднит человека с дьяволом, но никоим образом не со Христом. Церковь призывает нас к смиренному несению своего креста.
Другой момент, который напоминает нам сегодня Церковь — очень простая истина, что без скорбей не бывает жизни христианина. Мы с вами, к сожалению, избегаем скорбей. Суть христианской жизни, поста и молитвы мы видим в том, чтобы Господь избавил нас от всех скорбей, от всех несчастий, болезней, неприятностей; избавил и даровал нам совершенно спокойную, безбедную и бесскорбную жизнь. Но так не бывает. Если бы мы этого хотели, то нам надо было бы всем уйти, например, в секты баптистов, пятидесятников или дремучих язычников- славян, которые по деревьям лазили и так далее. Но не об этом христианство проповедует и не к этому призывает. Разве было какое-то благоденствие в жизни Христа, в Его земной жизни? Давайте вспомним Евангелие. Когда новые ученики хотели пойти за Ним, они спросили: «учитель, где живёшь, куда пойти с тобой?» А Он им отвечает, что лисы имеют норы, птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где главы подклонить.
Дорогие братия и сестры! В той или иной мере, посильной для нас, жизнь последователей Христовых наполнена скорбями и страданиями. Конечно, нам страшно думать, неприятно думать об этих скорбях, которые должны быть реальностью нашей жизни. К этим скорбям земным должно быть два подхода. С одной стороны, человек не должен храбриться и не должен сам так самоуверенно напрашиваться на эти скорби и на тяжесть своего земного креста, хотя святые иногда просили Бога об этом. Когда в их жизни не было долго скорбей, они проливали слёзы и говорили: «Господи, почему Ты забыл о нас? У нас в этот период абсолютно всё благополучно в нашей жизни». Но так могли молиться только святые. Пусть никто не дерзнёт из нас молиться такими словами — не понести будет.
С другой стороны, человек не должен бояться, не должен избегать скорбей, не должен молиться о том, чтобы Господь совершенно избавил нас от всех неприятностей и даровал тепличные условия нашей земной жизни. Господь может нам дать их, как Он даёт многим, не ведающим Христа. Но тогда, когда явимся мы на тот свет с ответом за прожитую жизнь, Господь скажет: «А мы с тобой в расчёте уже. Ты всё получил в этой жизни. Хотел зарплаты хорошей -получил. Хотел жить в хороших условиях — получил. Хотел ещё чего-то – получил, а чего тебе в Царстве Небесном осталось?» Как в притче о Лазаре и о богаче: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе в твоей жизни…». А святые вслед за блаженным Августином говорили, наоборот, такие слова: «Господи, Ты меня в этой жизни хочешь жги, хочешь режь, подвергай каким угодно мучениям, но только пощади в вечности». Вот об этом мы с вами должны думать. Не напрашиваться на скорби, не просить их, но в то же время и не избегать их и не в этом видеть смысл нашей с вами жизни.
И последний момент, который нам должен быть понятен в несении нашего жизненного креста. У многих из нас в определенные моменты жизни он кажется особенно тяжёлым: то скорби детей, то внешние неприятности, то болезни, то другие скорби. Порой кажется, что руки опускаются, вера охладевает и молитвы совсем нет. В такие минуты мы с вами должны прибегать к исповеди и к покаянию, проанализировать свою жизнь. И при внимательном подходе мы увидим, что не Бог, как суровый деспот, наказывает нас сейчас в эти особенно тягостные минуты, а причина этих скорбей — в наших грехах. Когда-то несколько лет назад или, может быть, несколько десятилетий мы совершали необдуманные поступки. Те грехи, как бумеранг или как маятник, запущенный в одну сторону, непременно качнётся и в другую и ударит тебя со всей силой своего тяготения. Причина — в грехах. То ранняя запретная любовь, то аборты, то измены, блуд, то другие грехи, которые усугубляют тяжесть нашего жизненного креста.
Дай Бог, чтобы мы с вами это понимали, чтобы не бросали в небо камни ропота, а проливали покаянные слёзы. И тогда те обстоятельства, которые усиливают тяжесть нашего креста, по милости Божией, будут изглажены. Церковь сегодня напоминает нам с вами, что молиться мы должны не о лишении своего земного креста, а о том, чтобы Господь дал силы нести его. Чтобы верность ко Христу никогда не покидала нашу жизнь, и мы были верными последователями своего Господа, отдавшего за нас Свою земную жизнь. Аминь.
Предыдущая проповедь
13 марта 2011
Следующая проповедь
3 апреля 2011
Все проповеди за 2011 год