Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Крестопоклонная неделя

Дорогие братия и сестры. Позади половина подвига великопостного, потому что Страстная седмица — это особый период, посвящённый воспоминанию о страданиях нашего Господа, а Великий Пост продолжается ровно сорок дней до Страстной седмицы. Времени уже порядочно прошло. С одной стороны, оно мимолётно и стремительно бежит вперёд, и уже многие, может быть, устали от постной пищи, от седмичных богослужений, кто их посещает, вообще от такого времени, которое стесняет свободу человека. Уже маленький ропот, бунт может слышаться. И Церковь, как чадолюбивая мать, которая уже миллионы людей воспитала за время своего бытия от основания Церкви на земле, от Пятидесятницы, понимает, что когда народ устаёт, надо пойти ему навстречу. И как спасительное средство она выносит Животворящий Крест Христов на середину храма. Крест всегда в жизни христианина, в его сердце, в богослужебной традиции Церкви Православной. Но, вынося его на середину, Церковь делает акцент именно на поклонение Кресту.

Дорогие братия и сестры. Те, кто изнемогает от поста, кто думает, что скорее бы Пасха Христова, чтобы всё вернулось на круги своя; или те, кто изнемогает под бременем своего тяжёлого жизненного креста — для утешения нашего, ободрения, чтобы мы черпали силы в жизни нашей, взирая на Крест Христов, чтобы мы все приложились к его спасительной и чудодейственной силе. Какой же пример, какое же вдохновение мы можем получить, взирая на Крест Христов?

Дорогие братия и сестры. Если нас с вами болезни докучают, которые похищают жизненные силы, ограничивают энергию, трудоспособность человека, то, взирая на Крест Христов, стыдно изнемогать, стыдно жаловаться, потому что Христос был распят на кресте, а Его руки и ноги были прибиты гвоздями без всякой анестезии, без всякого сожаления. А те, кто изнемогает под бременем, может быть, долгих, неисцельных болезней, пусть взирают на Крест Христов, в нём черпают силы и твердо знают, что ничего в жизни без промысла Божия и Его благой воли не бывает. Значит, на этом жизненном этапе болезни полезны нам, и мы должны лишь задуматься, а в чём смысл? А что Господь хочет сказать нам через эти болезни, что нужно исправить в нашей с вами жизни? Если кто-либо испытывает сейчас тяжелейшее горе, утратив близких и родных, а в нашем приходе тоже есть такие люди, то взирая на Крест Христов, пусть твёрдо знают, что по воле Божией это произошло, чтобы для вечности сохранить души наши, умерших близких и родных наших, чтобы в вечности мы были вместе с Богом и райского блаженства с Ним сподобились. А если мы скорбим об утрате близких и родных, утрате ушедших в мир иной, потому что они не всю полноту земных благ, наслаждений и удовольствий восприняли, пусть знают, что вечные блага, которые Господь уготовил любящим Его, ни в какое сравнение с этими мирскими не идут, и в сотни раз Господь их наградит гораздо большим. Может, кто-то из нас испытывает сейчас предательство друзей, близких и родных, какие-то интриги, подставы в жизни и карьерном росте: кто-то обогнал кого-то, кто-то премию кому-то забыл додать, повысить в должности, пусть, взирая на Крест Христов, устыдится, что думает о таком земном. А так мало надо для жизни нашей с вами, чтобы сохранить её.

Удивительно то, что жизнь наша не зависит даже ни от питания, ни от каких-то других факторов. А это является лишь заботой о Богом дарованном здоровье, но чтобы эта забота не перерастала в страсть и плотоугодие.

Таким образом, дорогие братия и сестры, какие бы скорби и болезни ни обладали нами, ни занимали нас, взирая на Крест Христов, любой человек способен почерпнуть силы, обратясь ко Христу распятому и взирая на Него, умершего, изнемогающего от страшных физических, телесных предсмертных мук, в Нём берёт пример и черпает силы, и с новым вдохновением и с новым взглядом посмотрит на свою жизнь, и будет благодарить Бога за то, что всё не так плохо, как могло бы быть.

Крест Христов выносится на середину храма, наконец, для того, чтобы ещё раз обратить наше внимание, что крест — основа жизни христианина, всё в жизни нашей совершается в духовном мире, что ценно для вечности — всё связано с крестом. Крест венчает храм Православный. Крест стоит на могиле умершего христианина. Крестом все таинства Церкви совершаются от Крещения до Евхаристии, и все молитвы церковные связаны с осенением крестным знамением. Крест выносится всегда в конце богослужения священником для целования и лобызания верных. Крест мы, наконец, носим на груди как спасительное знамение, как символ  распятой любви на нём, как знамение сильное и чудодейственное, которое способно сохранить и оградить человека и сохранить жизнь его временную от тех опасностей, бед и всяких смертельных угроз, которые, порой, рядом с нами по пятам следуют. Крест, наконец, это спасительное и порой единственное средство в борьбе и противостоянии с миром злых духов. Злые духи не оставляют человека, особенно тех, кто впадали в тяжкие, смертные грехи, блудные грехи. Бесы мстят. Иногда они являются воочию и смеются над человеком, который, придя в Церковь, может быть, полгода назад, а до этого всю жизнь, лет тридцать-сорок жил, предаваясь всяческим утехам и радуя дьявола, и думает, что в мгновение бес отстанет от таких людей.

Это целожизненная иногда борьба нужна, чтобы дьявол отстал от человека. Вы помните, как преподобная Мария Египетская, которая семнадцать лет предавалась страшному блудному греху, и в той же мере через семнадцать лет после подвига в пустыне Господь даровал ей совершенное бесстрастие.

Бесы боятся креста. Когда они тяжелейшим, смертельным грузом наваливаются на человека, то блокируют даже движение членов человека, и руку невозможно, порой, поднять, чтобы перекреститься и отогнать от себя эту страшную силу. Может быть, многие из вас испытывали такие страшные наваливающиеся приступы страшной сокрушительной бесовской силы.

Знамение Животворящего Креста спасительно для нас. Почему бесы его боятся? Потому что на кресте совершено спасение наше. Власть дьявола уничтожена, погублена Крестом Христовым. Это жертвенник, на котором Он принёс спасительную жертву ради искупления греха рода человеческого. Крест отверз нам двери рая.

Дорогие братия и сестры. Третий момент, который нам на память приводит крест, вынесенный на середину храма, исходит из евангельского чтения сегодня на литургии. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следует за Мною» (Мф. 16; 24). Что это значит: «отвергнись себя»? Это значит, не смотри на себя, не любуйся на самого себя, такого прекрасного, любимого и великого. Поверни взгляд свой от себя в другую сторону, на Христа смотри, что Ему приятно и ценно в твоей жизни, то делай. А что Христу приятно? А всё, что противоположно греху. Нашей грехолюбивой плоти, склонной ко греху после Адамова согрешения, наоборот, естественно и логично грех творить. И мы с вами подвержены и очень легко поддаёмся всем греховным соблазнам.

В отвержение от своей грехолюбивой плоти, что же означает: утеснять её, делать совершенно противоположное. Например, хочет она изысканно питаться, ну дай ей солёных огурчиков, капусты, картошечки белорусской и хватит ей. Как святые подвижники говорили, для чего питание-то нужно? Чтобы только жизнь поддержать, чтобы ты не отощал от голода. А мы как с вами относимся к питанию? Иногда даже не встать из-за стола. Мы — как древние евреи, которые не сидели за столом, а возлежали. Так спинка откидывается, что тогда желудок принимает другие очертания, диафрагма опускается вниз и с литра до трёх он расширяет свои объемы, и можно до бесконечности туда вкладывать, что угодно. Интересно, что по физиологии, например, насыщение наступает гораздо позже, чем человек съел необходимую пищу. Потом в мозжечке срабатывает рефлекс, и человек понимает, что хватит, наелся. А сначала-то ему не понятно, пока мы сидим с вами за столом.

Что еще хочет наша грехолюбивая плоть? Немножко душевных удовольствий. Уже по театру кто-то соскучился, по Мариинскому, Михайловскому, или ещё по каком-то другому. Или  хочется посетить какие-нибудь светские мероприятия в нашем сельском доме культуры, в праздник восьмое марта, например, или ещё что-нибудь. Грехолюбивая плоть любит поспать и утром вовремя не проснуться. Будильничек выключил и раз, и два, и три, и на молитву утреннюю уже времени не осталось. Всё — надо уже личико помыть и на работу бежать, а то уволят. «И вот так, батюшка, утренних молитв нет, никак не могу. А вечером последние новости посмотрел, по всем каналам пробежался, что там на Украине творится и так далее. А потом на сериальчик попал интересный и не остановиться. А вечерние молитвы? Ну какие молитвы, уже ножки не стоят».

Дорогие братия и сестры, Господь говорит нам: «отвергнись себя», то есть делай всё, что противоположно плоти  твоей. Всё, что ты не хочешь, делай, и это будет жизнь добродетельная, которая связывается Христом. Отвергнись себя, не делай то, что приятно тебе и твоей грехолюбивой плоти, и тогда ты недалёк от спасения, потому что «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк. 8; 35). Что это за слова непонятные? Мы все хотим спасения души своей. Слово «душа» здесь переведена на русский язык как синоним слова «жизнь». То есть, кто хочет жизнь свою сохранить в вольготных, комфортных условиях, в потакании благам, чувственным удовольствиям, тот погубит жизнь свою, напрасно её проживёт, потому что душа погибнет для вечности. А кто погубит душу свою, то есть, жизнь свою будет утеснять «ради Меня и Евангелия», тот обретёт её и спасёт для вечности. И что может человек дать взамен души своей? Какая плата выше ценности души человеческой? А чем она измеряется? Как ее измерить, взвесить? Она же духовная субстанция? Ради спасения души человеческой Христос распят на кресте, и цена души человеческой равна цене Крови Христовой. Кто может измерить эту цену, тот может измерить цену души человеческой, каждой Богом сотворённой личности. Поэтому будем беречь жизнь свою и душу свою бессмертную, чтоб не погубить её для вечности. Аминь.

15 марта 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Позади половина подвига великопостного, потому что Страстная седмица — это особый период, посвящённый воспоминанию о страданиях нашего Господа, а Великий Пост продолжается ровно сорок дней до Страстной седмицы. Времени уже порядочно прошло. С одной стороны, оно мимолётно и стремительно бежит вперёд, и уже многие, может быть, устали от постной пищи, от седмичных богослужений, кто их посещает, вообще от такого времени, которое стесняет свободу человека. Уже маленький ропот, бунт может слышаться. И Церковь, как чадолюбивая мать, которая уже миллионы людей воспитала за время своего бытия от основания Церкви на земле, от Пятидесятницы, понимает, что когда народ устаёт, надо пойти ему навстречу. И как спасительное средство она выносит Животворящий Крест Христов на середину храма. Крест всегда в жизни христианина, в его сердце, в богослужебной традиции Церкви Православной. Но, вынося его на середину, Церковь делает акцент именно на поклонение Кресту.

Дорогие братия и сестры. Те, кто изнемогает от поста, кто думает, что скорее бы Пасха Христова, чтобы всё вернулось на круги своя; или те, кто изнемогает под бременем своего тяжёлого жизненного креста — для утешения нашего, ободрения, чтобы мы черпали силы в жизни нашей, взирая на Крест Христов, чтобы мы все приложились к его спасительной и чудодейственной силе. Какой же пример, какое же вдохновение мы можем получить, взирая на Крест Христов?

Дорогие братия и сестры. Если нас с вами болезни докучают, которые похищают жизненные силы, ограничивают энергию, трудоспособность человека, то, взирая на Крест Христов, стыдно изнемогать, стыдно жаловаться, потому что Христос был распят на кресте, а Его руки и ноги были прибиты гвоздями без всякой анестезии, без всякого сожаления. А те, кто изнемогает под бременем, может быть, долгих, неисцельных болезней, пусть взирают на Крест Христов, в нём черпают силы и твердо знают, что ничего в жизни без промысла Божия и Его благой воли не бывает. Значит, на этом жизненном этапе болезни полезны нам, и мы должны лишь задуматься, а в чём смысл? А что Господь хочет сказать нам через эти болезни, что нужно исправить в нашей с вами жизни? Если кто-либо испытывает сейчас тяжелейшее горе, утратив близких и родных, а в нашем приходе тоже есть такие люди, то взирая на Крест Христов, пусть твёрдо знают, что по воле Божией это произошло, чтобы для вечности сохранить души наши, умерших близких и родных наших, чтобы в вечности мы были вместе с Богом и райского блаженства с Ним сподобились. А если мы скорбим об утрате близких и родных, утрате ушедших в мир иной, потому что они не всю полноту земных благ, наслаждений и удовольствий восприняли, пусть знают, что вечные блага, которые Господь уготовил любящим Его, ни в какое сравнение с этими мирскими не идут, и в сотни раз Господь их наградит гораздо большим. Может, кто-то из нас испытывает сейчас предательство друзей, близких и родных, какие-то интриги, подставы в жизни и карьерном росте: кто-то обогнал кого-то, кто-то премию кому-то забыл додать, повысить в должности, пусть, взирая на Крест Христов, устыдится, что думает о таком земном. А так мало надо для жизни нашей с вами, чтобы сохранить её.

Удивительно то, что жизнь наша не зависит даже ни от питания, ни от каких-то других факторов. А это является лишь заботой о Богом дарованном здоровье, но чтобы эта забота не перерастала в страсть и плотоугодие.

Таким образом, дорогие братия и сестры, какие бы скорби и болезни ни обладали нами, ни занимали нас, взирая на Крест Христов, любой человек способен почерпнуть силы, обратясь ко Христу распятому и взирая на Него, умершего, изнемогающего от страшных физических, телесных предсмертных мук, в Нём берёт пример и черпает силы, и с новым вдохновением и с новым взглядом посмотрит на свою жизнь, и будет благодарить Бога за то, что всё не так плохо, как могло бы быть.

Крест Христов выносится на середину храма, наконец, для того, чтобы ещё раз обратить наше внимание, что крест — основа жизни христианина, всё в жизни нашей совершается в духовном мире, что ценно для вечности — всё связано с крестом. Крест венчает храм Православный. Крест стоит на могиле умершего христианина. Крестом все таинства Церкви совершаются от Крещения до Евхаристии, и все молитвы церковные связаны с осенением крестным знамением. Крест выносится всегда в конце богослужения священником для целования и лобызания верных. Крест мы, наконец, носим на груди как спасительное знамение, как символ  распятой любви на нём, как знамение сильное и чудодейственное, которое способно сохранить и оградить человека и сохранить жизнь его временную от тех опасностей, бед и всяких смертельных угроз, которые, порой, рядом с нами по пятам следуют. Крест, наконец, это спасительное и порой единственное средство в борьбе и противостоянии с миром злых духов. Злые духи не оставляют человека, особенно тех, кто впадали в тяжкие, смертные грехи, блудные грехи. Бесы мстят. Иногда они являются воочию и смеются над человеком, который, придя в Церковь, может быть, полгода назад, а до этого всю жизнь, лет тридцать-сорок жил, предаваясь всяческим утехам и радуя дьявола, и думает, что в мгновение бес отстанет от таких людей.

Это целожизненная иногда борьба нужна, чтобы дьявол отстал от человека. Вы помните, как преподобная Мария Египетская, которая семнадцать лет предавалась страшному блудному греху, и в той же мере через семнадцать лет после подвига в пустыне Господь даровал ей совершенное бесстрастие.

Бесы боятся креста. Когда они тяжелейшим, смертельным грузом наваливаются на человека, то блокируют даже движение членов человека, и руку невозможно, порой, поднять, чтобы перекреститься и отогнать от себя эту страшную силу. Может быть, многие из вас испытывали такие страшные наваливающиеся приступы страшной сокрушительной бесовской силы.

Знамение Животворящего Креста спасительно для нас. Почему бесы его боятся? Потому что на кресте совершено спасение наше. Власть дьявола уничтожена, погублена Крестом Христовым. Это жертвенник, на котором Он принёс спасительную жертву ради искупления греха рода человеческого. Крест отверз нам двери рая.

Дорогие братия и сестры. Третий момент, который нам на память приводит крест, вынесенный на середину храма, исходит из евангельского чтения сегодня на литургии. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следует за Мною» (Мф. 16; 24). Что это значит: «отвергнись себя»? Это значит, не смотри на себя, не любуйся на самого себя, такого прекрасного, любимого и великого. Поверни взгляд свой от себя в другую сторону, на Христа смотри, что Ему приятно и ценно в твоей жизни, то делай. А что Христу приятно? А всё, что противоположно греху. Нашей грехолюбивой плоти, склонной ко греху после Адамова согрешения, наоборот, естественно и логично грех творить. И мы с вами подвержены и очень легко поддаёмся всем греховным соблазнам.

В отвержение от своей грехолюбивой плоти, что же означает: утеснять её, делать совершенно противоположное. Например, хочет она изысканно питаться, ну дай ей солёных огурчиков, капусты, картошечки белорусской и хватит ей. Как святые подвижники говорили, для чего питание-то нужно? Чтобы только жизнь поддержать, чтобы ты не отощал от голода. А мы как с вами относимся к питанию? Иногда даже не встать из-за стола. Мы — как древние евреи, которые не сидели за столом, а возлежали. Так спинка откидывается, что тогда желудок принимает другие очертания, диафрагма опускается вниз и с литра до трёх он расширяет свои объемы, и можно до бесконечности туда вкладывать, что угодно. Интересно, что по физиологии, например, насыщение наступает гораздо позже, чем человек съел необходимую пищу. Потом в мозжечке срабатывает рефлекс, и человек понимает, что хватит, наелся. А сначала-то ему не понятно, пока мы сидим с вами за столом.

Что еще хочет наша грехолюбивая плоть? Немножко душевных удовольствий. Уже по театру кто-то соскучился, по Мариинскому, Михайловскому, или ещё по каком-то другому. Или  хочется посетить какие-нибудь светские мероприятия в нашем сельском доме культуры, в праздник восьмое марта, например, или ещё что-нибудь. Грехолюбивая плоть любит поспать и утром вовремя не проснуться. Будильничек выключил и раз, и два, и три, и на молитву утреннюю уже времени не осталось. Всё — надо уже личико помыть и на работу бежать, а то уволят. «И вот так, батюшка, утренних молитв нет, никак не могу. А вечером последние новости посмотрел, по всем каналам пробежался, что там на Украине творится и так далее. А потом на сериальчик попал интересный и не остановиться. А вечерние молитвы? Ну какие молитвы, уже ножки не стоят».

Дорогие братия и сестры, Господь говорит нам: «отвергнись себя», то есть делай всё, что противоположно плоти  твоей. Всё, что ты не хочешь, делай, и это будет жизнь добродетельная, которая связывается Христом. Отвергнись себя, не делай то, что приятно тебе и твоей грехолюбивой плоти, и тогда ты недалёк от спасения, потому что «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк. 8; 35). Что это за слова непонятные? Мы все хотим спасения души своей. Слово «душа» здесь переведена на русский язык как синоним слова «жизнь». То есть, кто хочет жизнь свою сохранить в вольготных, комфортных условиях, в потакании благам, чувственным удовольствиям, тот погубит жизнь свою, напрасно её проживёт, потому что душа погибнет для вечности. А кто погубит душу свою, то есть, жизнь свою будет утеснять «ради Меня и Евангелия», тот обретёт её и спасёт для вечности. И что может человек дать взамен души своей? Какая плата выше ценности души человеческой? А чем она измеряется? Как ее измерить, взвесить? Она же духовная субстанция? Ради спасения души человеческой Христос распят на кресте, и цена души человеческой равна цене Крови Христовой. Кто может измерить эту цену, тот может измерить цену души человеческой, каждой Богом сотворённой личности. Поэтому будем беречь жизнь свою и душу свою бессмертную, чтоб не погубить её для вечности. Аминь.

Предыдущая проповедь

22 февраля 2015

Адамово изгнание из рая
Следующая проповедь

22 марта 2015

ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00