Дорогие братия и сестры! Хотелось бы поздравить всех вас с Новым годом. Видя ваше недоумение, поясню сказанное. Дело в том, что именно сегодня, 14 сентября, а по старому стилю 1 сентября — начало церковного богослужебного года. По этому календарю жила допетровская Россия, жило поколение тех людей, которые несли до нас истинную веру, я имею в виду богоизбранный еврейский народ. И вот сегодня церковный Новый год, безупречная дата, приемлемая абсолютно для всех: и для постящихся, и непостящихся, для тех, которые признают Новый год и тех, кто отрицают его и осуждают других. А сегодня Церковь всемугождает, и ничего невозможно возразить против этого.
К сожалению, дорогие братия и сестры, эта дата малоизвестна и малопочитаема. Так устроена наша жизнь, когда можно о чём-то поспорить, когда можно в дискуссиювступить, в полемику по поводу какой-то даты, праздника – вот это интересно и необходимо! Все нововведения человеческие пользуются большим почитанием и спросом, чем те вещи, которые порой освящены веками и благословлены Богом.
Так вот, 1 сентября — это не просто формальная дата, точка отсчёта, а это великий праздник. Именно это число связано с великими событиями в жизни богоизбранного народа. Достаточно вспомнить такие события, что, например, в этот день Моисей сошёл с Синайской горы и вручил народу скрижали, на которых были высечены заповеди Божии — величайший, судьбоносный день в истории не только еврейского народа. Далее, в этот день произошло освящение первого походного храма Иудеев — скинии, этой походной палатки, храма, который они переносили на пути к обетованной земле. Именно в этот день царь Соломон построил самый величественный храм. Именно в этот день он освящает его и приносит свою благодарственную молитву Богу в этом храме и просит Его, чтобы это место было селением славы Божией, чтобы Господь в этом храме услышал всякого человека, молящегося и обращающегося к Нему. В этот день ковчег, в котором был Ной со своим семейством, остановился на горе Арарат, окончился потоп, впервые появилась суша. Разве это не величайшее чудо и знамение милости Божией? И, наконец, есть ещё одно великое событие, которое из года в год совершалось именно сегодня. Ветхозаветные священники, или, вернее, первосвященник однажды в год входил в Святая Святых. Говоря понятным для нас языком, входил в алтарь, главную святыню храма, один раз в год в традициях ветхозаветного богослужения и освящал жертвенной кровью крышку Завета и каменные скрижали, которые хранились там же. Только один раз в году первосвященник максимально приближался к этому видимому селению Божией славы на земле. И все эти события происходили в начале года, именно в этот день.
Поэтому, дорогие братия и сестры, никакая другая точка отсчета, никакое другое число, которое люди избирают как начало Нового года, начало трудового времяисчисления, никогда не может сравниться с теми духовными, символическими, историческими событиями, которые связаны с сегодняшним праздником.
И сегодня, дорогие братия и сестры, удивительное по своей глубине и сути Евангелие о злых виноградарях. Один хозяин, который был домовит, то есть необычайно хозяйственный человек, рачительный хозяин, устроил виноградник. Насадил его и приготовил всё необходимое для его содержания и эксплуатации: устроил точила, где давился виноград и из него выжимался сок, обнёс оградой, устроил башню, чтобы слуги охраняли этот виноградник. Если посмотреть на это Евангелие в традициях и с точки зрения народов востока, например, после посещения Святой Земли, понимаешь, что люди тогда жили только сельским хозяйством, а Израиль всегда славился своими виноградниками. Поэтому эти образы, которые приводит Христос своим слушателям, жизненны, они чрезвычайно понятны для них.
И вот, когда всё было устроено, хозяин отдал этот виноградник виноградарям, делателям в аренду, а сам отлучился, отошёл в другое место, в другую страну. Когда настало время собирания плодов, он посылает своих слуг, чтобы получить эти плоды, а виноградари не отдают. Видят приходящих слуг и избивают их, некоторых убивают, иных отправляют с позором и ни с чем. Хозяин в недоумении. Он посылает других слуг, больше прежнего, и снова происходит то же самое. Наконец, он предпринимает совершенно неординарный шаг, посылает своего возлюбленного сына в надежде, что, может быть, убоятся и усрамятся сына его, людям станет стыдно, увидят, что сын пришёл, может, не доверяли слугам и т.д. А они, увидев сына, сказали: это наследник этого виноградника, пойдем, убьём его, и наследство будет наше.
Дорогие братия и сестры! Эта притча приложима к российской истории, это 80-е годы, начало перестройки, начало отстрела, передела собственности, разгул бандитизма. Пришел наутро – а ты уже не директор, уже собственность у другого. Злые виноградари уже поработали. Смотрите, как жизненно каждое слово Евангелия, как оно актуально, как оно явственно звучит всякий раз, когда мы берем в руки эту Священную Книгу.
Дорогие братия и сестры! Эта притча буквально исполнилась на ветхозаветном еврейском народе. Господь устроил всё необходимое для них: дал закон, посылал пророков, которые будили совесть народа и возвращали людей к истинному богопочитанию, а они пророков не слушали, избивали, смеялись над ними, убивали самым жесточайшим образом, побивали камнями. Пророка Исайю, например, распилили пополам деревянной пилой — вот как слушали иудеи пророков, как они отдавали эти духовные плоды, которые ждал от них Христос. Когда не было этих плодов, Господь послал им Своего Единородного Сына, а они и Его вывели вон из виноградника, вывели из Иерусалима и вне стен Священного города распяли на кресте.
Когда Господь рассказал эту притчу, Он спросил Своих слушателей — современников: «Как вы думаете, что сделает хозяин, когда придёт сам»? И они ответили совершенно логично, так, как бы поступил любой человек. По-славянски это звучит так: «злых зле погубих», то есть этих злых людей предаст злой и самой лютой смерти.
И они, действительно, правду сказали, потому что это исполнилось в их жизни, когда спустя 40 лет после крестной смерти Господа римские войска императоров Тита и Веспассиана захватили Иерусалим, сравняли его с лицом земли, разрушили храм Иерусалимский. Страшный голод был во время осады. Такой голод, что матери ели своих собственных детей, убивали их и варили это страшное кушанье. Вот как исполнились эти пророческие слова, которые сказали, как некое проклятие, сами иудеи. Помните, когда распинали Христа, они говорили страшные слова: «Кровь Его на нас и на детях наших», или, по слову этой притчи, «злых зле погубих». Ясное, убедительное, пророческое сказание этой притчи.
Дорогие братия и сестры! Здесь речь не только о Ветхом Завете и о тех строптивых иудеях, которые не приняли Христа. Церковь говорит, что злые виноградари — это мы с вами. А что же это за виноградник, который устроил Господь? Дорогие братия и сестры, это, во-первых, наше звание, наше общественное положение, на которое поставил нас Господь, каждого на своё место. Очень интересно отметить, что, когда Господь насадил этот виноградник, когда дал всё необходимое, когда дело было уже начато, Он удалился. О чем эти слова говорят? Они говорят о необычайном доверии Бога к нам, о необычайном Его милосердии. Он всё сделал, а теперь пришло время человеку проявить себя.
Об этом говорится и на первых страницах Библии, когда Господь в течение 6 дней сотворил весь этот видимый мир, а «в день седьмый почил от всех дел Своих». Он оставил мир, уже не так явно творил что-то принципиально новое, но не оставил Своего попечения и Божественного промысла о мире и о каждом человеке. Видимым, явным образом Он уже не вмешивается в этот мир, уже многое совершает сам человек правильного, а в основной своей массе много и ошибок. Льются реки крови, и причина тому не в Боге, а в человеке, который пытается быть абсолютным хозяином на этой грешной земле.
Дорогие братия и сестры! Церковь говорит сегодня, что Господь дал нам всё необходимое, Он одарил каждого из нас многими талантами. У каждого из нас они свои, особые, различные и неповторимые. Точно так же, как внешне по лицу один человек не похож на другого, так же и Господь наделил каждого из нас разными дарованиями, разными талантами и каждого на своё место поставил. С другой стороны, под виноградником, который насадил Бог, некоторые толкователи подразумевают и саму душу человека, жизнь, которую он получил от Бога. Душа человеческая снабжена всем необходимым: она получила омовение, очищение в водах Святого Крещения, благодать Святого Духа в таинстве миропомазания, она получает Божественное освящение через таинство Евхаристии. Этот перечень, эти Божественные дары и благодеяния Божии можно продолжать до бесконечности.
Сегодня Церковь призывает каждого из нас заметить это, обратить на это внимание, чтобы мы своё звание проносили по жизни с благодарностью Богу за всё, что Он дал нам. Дорогие братия и сестры, нет такого состояния у человека, нет такого человека, которому не за что было бы благодарить Бога. Даже если этот человек ничего абсолютно не имел материального, если был он болен или несчастлив, всё равно есть множество таких моментов, за которые следует благодарить Бога, моментов, которыми обладает он и которых не имеют другие люди. Даже если он не имеет никаких земных благ, а может, совесть у него добрая и чистая. Ведь она не покупается; продаваться может, а вот купить её, такую чистую, незапятнанную грехом, ни за какие средства невозможно.
Поэтому всегда есть за что благодарить Бога, и каждый из нас должен питать эти чувства. По слову апостола Павла, за всё благодарите, непрестанно молитесь, всегда радуйтесь и особенно он подчеркивает: за всё благодарите Бога. Поэтому, если вы едите, пьёте или иное что делаете — делайте всё во славу Божию, как бы под Его постоянным всевидящим оком.
Дорогие братия и сестры! Мы часто ропщем на свой жизненный крест, часто недовольны своим жизненным крестом, своим положением. Вроде и так начальник, а нам мало, хочется руководить большим количеством людей, хочется иметь какое-то своё дело, предприятие, иметь дело с большей работой, прибылью. Ведь днём с огнём не сыщешь такого человека, который был бы благодарен Богу за всё: и за радости, и за скорби своей жизни.
Дорогие братия и сестры! Господь ждёт от нас плодов, Он посылает своих слуг, чтобы принесли Ему виноград. Конечно, в первую очередь и в буквальном смысле, момент отчёта и собирания плодов, которые должен дать каждый человек — это момент его смерти, когда бессмертная душа его предстанет перед Богом; и ангелы, и хранители, и Господь будут искать плода добрых дел у этого человека. С другой стороны, дорогие братия и сестры, в каждом возрасте человек должен приносить Богу свои плоды.
Так, например, в юности Бог особенно ждёт от юных сердец дара чистоты и целомудрия до момента определения их в самостоятельной семейной жизни. И бывает крайне стыдно смотреть и взирать на икону Божию, когда молодые люди теряют этот дар, теряют его по глупости, теряют его, пытаясь идти в ногу со временем, потому что все так живут и все блудят кругом. А когда Господь по молитвам и слезам матери сподобит их семейной жизни, одевает невеста фату, символ целомудрия, а целомудрия давно уже нет, уже десятки лет всё потеряно. Какая фата, какой символ целомудрия и чистоты — фуфаечку бы чёрную одеть и так бы повенчать, со страхом Божиим, да ещё на паперти, чтоб храм не оскверняли своею жизнью и грехами.
Далее, в годы зрелости Господь особенно ждёт от человека смирения, потому что когда человек достигает в жизни чего-то, когда он находит своё место в жизни, как часто человека обуревают эти помыслы тщеславия и гордыни, когда он чувствует себя самым великим специалистом в своей области. Или высочайшим электромонтером, или каким-то менеджером, или ещё каким-то американским словечком называется его профессия. Самый-самый опытный. Господь в годы нашей зрелости смотрит, как человек оценивает, как переживает то состояние, которого он достиг опять же с Его, с Божией помощью. А в преклонные годы Господь ждёт от нас степенности, мудрости, взвешенных решений и укоренённости жизни нашей в Боге. Если на этих фазах человеческой жизни Господь не находит плодов, не собирает их, плодов с нашего виноградника, то мы уподобимся бесплодной смоковнице, на которой Господь хотел увидеть плодов, «когда взалкал Сам и которые были с ним», а не было ничего на этой смоковнице. И Он сказал: «Да не будет же впредь от тебя плодов вовек», проклял её.
Не дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы с нами сбылись эти слова. Пусть наша жизнь уподобится тому дереву, которое в притче попалось доброму садовнику. Когда слуги хотели срубить это дерево, чтобы оно не занимало места, а любвеобильный садовник сказал: «Потерпи, пусть годик ещё порастёт, давай навоза положим, удобрим это дерево, может, ещё шанс дадим и будут плоды». Ведь Господь ежегодно так и на нас с вами смотрит. И в начале этого церковного года Господь даёт нам с вами, несомненно, ещё один шанс, чтобы в нашей жизни были плоды.
Часто, дорогие братия и сестры, человек делает коренную ошибку, когда считает, что всё, чем он обладает в жизни, является его непременной и непререкаемой собственностью. Всё: и квартиры, и дома, и машины и здесь, и за границей, всё имущество — это его. А как же иначе, на него всё оформлено, и свидетельство есть, документ с печатью.
Дорогие братия и сестры! Церковь скептически смотрит на эти вещи, потому что говорит, что мы являемся не хозяевами, а лишь пользователями, арендаторами: иногда плохими, иногда хорошими. Ничего мы не внесли в этот мир. Родившись абсолютно голенькими, нагими из чрева матери вышли и такими же уйдём из этого мира. Во что-то оденут нас, так, чтоб украсить немножко мертвенный смрад и всё, ничего более мы не заберем отсюда. А душа переходит из этого мира и забирает всё, что она приобрела, все богатства духовных дарований, все эти плоды, которые ждет Христос. Душа уйдет с ними, а если не будет плодов, тогда и в той жизни нас ничего не ожидает.
Дорогие братия и сестры! Злые виноградари — это мы с вами. В чём их суть, о чём Церковь говорит? Мало того, что они оказались неблагодарны Богу, они захотели присвоить то, что принадлежало Богу. Так живёт тот человек, который живёт только для самого себя, жизнь которого пронизана целиком и полностью эгоизмом. Думаете, где можно найти такого человека, негодяя? Да это ты и есть, каждый из нас, потому что жизнь человека эгоцентрична во всем, присваиваем Божественное состояние себе. И затем, когда видим слуг или самого Сына Божия, говорим эти же слова: пойдём, убьём и достояние будет наше. Ведь это свобода от Бога, когда убивают Его посланника, Его проповедников, которые пытаются собрать с нас какие-нибудь плоды. Человечество всегда тяготилось жизнью с Богом, оно хотело свободы, оно хотело убить Бога, и убило Его. В течение 70 лет у нас в России Он был убит практически окончательно, и сейчас по крупицам воскресает этот Бог в истории Руси и в истории каждого человека. По крупицам собирается это воскрешение святой Руси.
Часто в нашей жизни, если бы мы совершенно правдиво ответили бы, Бог нам не нужен. Когда мы про Него вспоминаем, что значит Он в нашей жизни? Утром не успели проснуться — уже голова наполнена бесконечными делами: в магазин надо, туда надо, постирать белье надо, позвонить надо, билет купить надо и в театр успеть надо. И всё — а молиться уже некогда, потому что встали за пять, за десять минут до работы, до электрички, а дальше пошел житейский поток, суета, где абсолютно нет места Богу. А когда что-либо нам надо испросить у Бога, что не могут дать нам ни врачи, не благодетели, ни друзья — вспоминаем о Боге. Так ведь это корыстное обращение к Богу, когда нужен не Бог, как цель жизни человека, а Его средства, Его дары, Его блага, в чём бы они не выражались: то денег побольше, то здоровья, то ещё чего-либо. Нужны лишь дары Божии, но не сам Бог. Вот так мы и можем, дорогие братия и сестры, всю свою жизнь просить у Бога: дай нам того, другого, третьего, и правителей получше, и ещё кого, а Бога самого и не найдем, и Он оказывается нам не нужен.
О чём ещё, дорогие братия и сестры, хотелось напомнить каждому из нас. Кто же эти слуги, которых посылает Господь? Пророков сейчас не посылает, никто их не убивает, времена не те, о которых говорилось в Евангелии. Суровые времена, о которых говорилось, в таких словах: «Когда вы будете приведены на сонмище и судилище пред цари и владыки, не заботьтесь, что вам говорить, потому что даст вам от Духа Святого, что сказать».
Цари и владыки сейчас сами перекреститься могут, и свечку в руках подержат, и в церковь зайдут. Слава Богу, уже не те времена. А к правителям вызывают уже больше за провинности да за грехи. А слуги – это, дорогие братия и сестры, наши ближние, через которых Господь пытается собрать с нас плоды. Какие это слуги? Да самые обычные. Когда мы бываем в общественном транспорте, кто-то нам наступит на ногу, другой толкнёт, третий как-то косо на нас посмотрит, четвёртый не так поздоровается в храме, буркнет что-то под нос или грубо ответит. Это и есть слуги, через которых Господь проверяет, какими мы являемся христианами. Мы думаем с вами, что христианство состоит в чём-то необыкновенно великом. Настанет такой момент, допустим, придёт антихрист, вот тогда мы проявим себя в полной мере, тогда мы не отречёмся от Христа и будем верны Ему. А сейчас антихриста нет, можно так пожить, немножко сбавив темп и накал христианской жизни.
Дорогие братия и сестры! Если нет христианства сейчас, то когда будут эти времена особые, исключительные, которые потребуют от нас верности Христу, то мы с вами не сможем проявить этой верности. Вот посмотрите, как мученики страдали за Христа: на 99% все из них до их страданий были укоренены в вере, были воцерковлёнными людьми, пламенными христианами. Почему 99% ? Были и исключения. Допустим, среди 40 Севастийских мучеников один язычник во мгновение увидел, что спускается лишний венец, прыгнул в озеро и стал мучеником. Мученик Вонифатий, который от своей блудницы пошел, чтобы принести мощи святых и говорил: «Что будет, если мои мощи принесут тебе»? От греха пошёл и стал святым, но это исключение, это 1% из 100, а все остальные мученики были воцерковлены, они жили с Богом всегда.
А мы с вами не живём так, мы растворяемся в этой массе мира и живём, как звери дикие, не видно по нам, что мы христиане. Часто мы пытаемся в чём-то внешнем доказать, что мы христиане, допустим, только хождением в храм, а живем, как звери: в семье непрестанная ругань между женой и мужем, между детьми и родителями, или ещё что-либо. Или ходим в храм и блудим, ходим в храм, молимся, причащаемся, а сами погрязаем в таких страстях, как курение, пьянство. Даже женщины иногда отличаются: пивцо втихаря попивают. Как это может быть совместимо? По слову Евангелия, мы отцеживаем комара через тонкое сито, чтоб не пролез, а верблюда поглощаем. Иногда мы можем первую седмицу многодневного поста без еды прожить, иногда без рыбы, без масла попостимся в день постный или во время многодневных постов, а на другой день такие вопиющие грехи совершаем, что диву даешься. Так не поступают язычники, не то что христиане. Вот какими перекосами наполнена наша жизнь.
Дорогие братия и сестры! Господь напоминает, что в жизни каждого из нас Он ждет плоды, Он ждет верности Себе в самых мелочах нашей жизни, в каждом дне, в каждом поступке. Мы приходим на исповедь, нам не в чем каяться. Мы вспоминаем то 105 статью, то ещё какую-то: убийство, изнасилование воровство, блуд. Ну, вроде, в 2-х заповедях не упрекнёшь, не в чём каяться. А если с другой стороны посмотреть, Господь ждёт от нас добрых дел. Подходя к исповеди, посмотри за неделю или месяц, что не причащался, а что ты доброго сделал для Бога, для того, чтобы Его законы распространялись на земле, для того, чтобы твои родные и близкие больше узнали о Боге. А они посмотрят на тебя и никогда в жизни в церковь не придут, и подумают: да неужели же христиане все такие.
Дорогие братия и сестры! Вот на это нам стоит в первую очередь обратить внимание. И дай Бог, чтобы эти слова Священного Писания были девизом нашей жизни: «Верный в малом и во многом верен будет». Аминь.
14 сентября 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Хотелось бы поздравить всех вас с Новым годом. Видя ваше недоумение, поясню сказанное. Дело в том, что именно сегодня, 14 сентября, а по старому стилю 1 сентября — начало церковного богослужебного года. По этому календарю жила допетровская Россия, жило поколение тех людей, которые несли до нас истинную веру, я имею в виду богоизбранный еврейский народ. И вот сегодня церковный Новый год, безупречная дата, приемлемая абсолютно для всех: и для постящихся, и непостящихся, для тех, которые признают Новый год и тех, кто отрицают его и осуждают других. А сегодня Церковь всемугождает, и ничего невозможно возразить против этого.
К сожалению, дорогие братия и сестры, эта дата малоизвестна и малопочитаема. Так устроена наша жизнь, когда можно о чём-то поспорить, когда можно в дискуссиювступить, в полемику по поводу какой-то даты, праздника – вот это интересно и необходимо! Все нововведения человеческие пользуются большим почитанием и спросом, чем те вещи, которые порой освящены веками и благословлены Богом.
Так вот, 1 сентября — это не просто формальная дата, точка отсчёта, а это великий праздник. Именно это число связано с великими событиями в жизни богоизбранного народа. Достаточно вспомнить такие события, что, например, в этот день Моисей сошёл с Синайской горы и вручил народу скрижали, на которых были высечены заповеди Божии — величайший, судьбоносный день в истории не только еврейского народа. Далее, в этот день произошло освящение первого походного храма Иудеев — скинии, этой походной палатки, храма, который они переносили на пути к обетованной земле. Именно в этот день царь Соломон построил самый величественный храм. Именно в этот день он освящает его и приносит свою благодарственную молитву Богу в этом храме и просит Его, чтобы это место было селением славы Божией, чтобы Господь в этом храме услышал всякого человека, молящегося и обращающегося к Нему. В этот день ковчег, в котором был Ной со своим семейством, остановился на горе Арарат, окончился потоп, впервые появилась суша. Разве это не величайшее чудо и знамение милости Божией? И, наконец, есть ещё одно великое событие, которое из года в год совершалось именно сегодня. Ветхозаветные священники, или, вернее, первосвященник однажды в год входил в Святая Святых. Говоря понятным для нас языком, входил в алтарь, главную святыню храма, один раз в год в традициях ветхозаветного богослужения и освящал жертвенной кровью крышку Завета и каменные скрижали, которые хранились там же. Только один раз в году первосвященник максимально приближался к этому видимому селению Божией славы на земле. И все эти события происходили в начале года, именно в этот день.
Поэтому, дорогие братия и сестры, никакая другая точка отсчета, никакое другое число, которое люди избирают как начало Нового года, начало трудового времяисчисления, никогда не может сравниться с теми духовными, символическими, историческими событиями, которые связаны с сегодняшним праздником.
И сегодня, дорогие братия и сестры, удивительное по своей глубине и сути Евангелие о злых виноградарях. Один хозяин, который был домовит, то есть необычайно хозяйственный человек, рачительный хозяин, устроил виноградник. Насадил его и приготовил всё необходимое для его содержания и эксплуатации: устроил точила, где давился виноград и из него выжимался сок, обнёс оградой, устроил башню, чтобы слуги охраняли этот виноградник. Если посмотреть на это Евангелие в традициях и с точки зрения народов востока, например, после посещения Святой Земли, понимаешь, что люди тогда жили только сельским хозяйством, а Израиль всегда славился своими виноградниками. Поэтому эти образы, которые приводит Христос своим слушателям, жизненны, они чрезвычайно понятны для них.
И вот, когда всё было устроено, хозяин отдал этот виноградник виноградарям, делателям в аренду, а сам отлучился, отошёл в другое место, в другую страну. Когда настало время собирания плодов, он посылает своих слуг, чтобы получить эти плоды, а виноградари не отдают. Видят приходящих слуг и избивают их, некоторых убивают, иных отправляют с позором и ни с чем. Хозяин в недоумении. Он посылает других слуг, больше прежнего, и снова происходит то же самое. Наконец, он предпринимает совершенно неординарный шаг, посылает своего возлюбленного сына в надежде, что, может быть, убоятся и усрамятся сына его, людям станет стыдно, увидят, что сын пришёл, может, не доверяли слугам и т.д. А они, увидев сына, сказали: это наследник этого виноградника, пойдем, убьём его, и наследство будет наше.
Дорогие братия и сестры! Эта притча приложима к российской истории, это 80-е годы, начало перестройки, начало отстрела, передела собственности, разгул бандитизма. Пришел наутро – а ты уже не директор, уже собственность у другого. Злые виноградари уже поработали. Смотрите, как жизненно каждое слово Евангелия, как оно актуально, как оно явственно звучит всякий раз, когда мы берем в руки эту Священную Книгу.
Дорогие братия и сестры! Эта притча буквально исполнилась на ветхозаветном еврейском народе. Господь устроил всё необходимое для них: дал закон, посылал пророков, которые будили совесть народа и возвращали людей к истинному богопочитанию, а они пророков не слушали, избивали, смеялись над ними, убивали самым жесточайшим образом, побивали камнями. Пророка Исайю, например, распилили пополам деревянной пилой — вот как слушали иудеи пророков, как они отдавали эти духовные плоды, которые ждал от них Христос. Когда не было этих плодов, Господь послал им Своего Единородного Сына, а они и Его вывели вон из виноградника, вывели из Иерусалима и вне стен Священного города распяли на кресте.
Когда Господь рассказал эту притчу, Он спросил Своих слушателей — современников: «Как вы думаете, что сделает хозяин, когда придёт сам»? И они ответили совершенно логично, так, как бы поступил любой человек. По-славянски это звучит так: «злых зле погубих», то есть этих злых людей предаст злой и самой лютой смерти.
И они, действительно, правду сказали, потому что это исполнилось в их жизни, когда спустя 40 лет после крестной смерти Господа римские войска императоров Тита и Веспассиана захватили Иерусалим, сравняли его с лицом земли, разрушили храм Иерусалимский. Страшный голод был во время осады. Такой голод, что матери ели своих собственных детей, убивали их и варили это страшное кушанье. Вот как исполнились эти пророческие слова, которые сказали, как некое проклятие, сами иудеи. Помните, когда распинали Христа, они говорили страшные слова: «Кровь Его на нас и на детях наших», или, по слову этой притчи, «злых зле погубих». Ясное, убедительное, пророческое сказание этой притчи.
Дорогие братия и сестры! Здесь речь не только о Ветхом Завете и о тех строптивых иудеях, которые не приняли Христа. Церковь говорит, что злые виноградари — это мы с вами. А что же это за виноградник, который устроил Господь? Дорогие братия и сестры, это, во-первых, наше звание, наше общественное положение, на которое поставил нас Господь, каждого на своё место. Очень интересно отметить, что, когда Господь насадил этот виноградник, когда дал всё необходимое, когда дело было уже начато, Он удалился. О чем эти слова говорят? Они говорят о необычайном доверии Бога к нам, о необычайном Его милосердии. Он всё сделал, а теперь пришло время человеку проявить себя.
Об этом говорится и на первых страницах Библии, когда Господь в течение 6 дней сотворил весь этот видимый мир, а «в день седьмый почил от всех дел Своих». Он оставил мир, уже не так явно творил что-то принципиально новое, но не оставил Своего попечения и Божественного промысла о мире и о каждом человеке. Видимым, явным образом Он уже не вмешивается в этот мир, уже многое совершает сам человек правильного, а в основной своей массе много и ошибок. Льются реки крови, и причина тому не в Боге, а в человеке, который пытается быть абсолютным хозяином на этой грешной земле.
Дорогие братия и сестры! Церковь говорит сегодня, что Господь дал нам всё необходимое, Он одарил каждого из нас многими талантами. У каждого из нас они свои, особые, различные и неповторимые. Точно так же, как внешне по лицу один человек не похож на другого, так же и Господь наделил каждого из нас разными дарованиями, разными талантами и каждого на своё место поставил. С другой стороны, под виноградником, который насадил Бог, некоторые толкователи подразумевают и саму душу человека, жизнь, которую он получил от Бога. Душа человеческая снабжена всем необходимым: она получила омовение, очищение в водах Святого Крещения, благодать Святого Духа в таинстве миропомазания, она получает Божественное освящение через таинство Евхаристии. Этот перечень, эти Божественные дары и благодеяния Божии можно продолжать до бесконечности.
Сегодня Церковь призывает каждого из нас заметить это, обратить на это внимание, чтобы мы своё звание проносили по жизни с благодарностью Богу за всё, что Он дал нам. Дорогие братия и сестры, нет такого состояния у человека, нет такого человека, которому не за что было бы благодарить Бога. Даже если этот человек ничего абсолютно не имел материального, если был он болен или несчастлив, всё равно есть множество таких моментов, за которые следует благодарить Бога, моментов, которыми обладает он и которых не имеют другие люди. Даже если он не имеет никаких земных благ, а может, совесть у него добрая и чистая. Ведь она не покупается; продаваться может, а вот купить её, такую чистую, незапятнанную грехом, ни за какие средства невозможно.
Поэтому всегда есть за что благодарить Бога, и каждый из нас должен питать эти чувства. По слову апостола Павла, за всё благодарите, непрестанно молитесь, всегда радуйтесь и особенно он подчеркивает: за всё благодарите Бога. Поэтому, если вы едите, пьёте или иное что делаете — делайте всё во славу Божию, как бы под Его постоянным всевидящим оком.
Дорогие братия и сестры! Мы часто ропщем на свой жизненный крест, часто недовольны своим жизненным крестом, своим положением. Вроде и так начальник, а нам мало, хочется руководить большим количеством людей, хочется иметь какое-то своё дело, предприятие, иметь дело с большей работой, прибылью. Ведь днём с огнём не сыщешь такого человека, который был бы благодарен Богу за всё: и за радости, и за скорби своей жизни.
Дорогие братия и сестры! Господь ждёт от нас плодов, Он посылает своих слуг, чтобы принесли Ему виноград. Конечно, в первую очередь и в буквальном смысле, момент отчёта и собирания плодов, которые должен дать каждый человек — это момент его смерти, когда бессмертная душа его предстанет перед Богом; и ангелы, и хранители, и Господь будут искать плода добрых дел у этого человека. С другой стороны, дорогие братия и сестры, в каждом возрасте человек должен приносить Богу свои плоды.
Так, например, в юности Бог особенно ждёт от юных сердец дара чистоты и целомудрия до момента определения их в самостоятельной семейной жизни. И бывает крайне стыдно смотреть и взирать на икону Божию, когда молодые люди теряют этот дар, теряют его по глупости, теряют его, пытаясь идти в ногу со временем, потому что все так живут и все блудят кругом. А когда Господь по молитвам и слезам матери сподобит их семейной жизни, одевает невеста фату, символ целомудрия, а целомудрия давно уже нет, уже десятки лет всё потеряно. Какая фата, какой символ целомудрия и чистоты — фуфаечку бы чёрную одеть и так бы повенчать, со страхом Божиим, да ещё на паперти, чтоб храм не оскверняли своею жизнью и грехами.
Далее, в годы зрелости Господь особенно ждёт от человека смирения, потому что когда человек достигает в жизни чего-то, когда он находит своё место в жизни, как часто человека обуревают эти помыслы тщеславия и гордыни, когда он чувствует себя самым великим специалистом в своей области. Или высочайшим электромонтером, или каким-то менеджером, или ещё каким-то американским словечком называется его профессия. Самый-самый опытный. Господь в годы нашей зрелости смотрит, как человек оценивает, как переживает то состояние, которого он достиг опять же с Его, с Божией помощью. А в преклонные годы Господь ждёт от нас степенности, мудрости, взвешенных решений и укоренённости жизни нашей в Боге. Если на этих фазах человеческой жизни Господь не находит плодов, не собирает их, плодов с нашего виноградника, то мы уподобимся бесплодной смоковнице, на которой Господь хотел увидеть плодов, «когда взалкал Сам и которые были с ним», а не было ничего на этой смоковнице. И Он сказал: «Да не будет же впредь от тебя плодов вовек», проклял её.
Не дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы с нами сбылись эти слова. Пусть наша жизнь уподобится тому дереву, которое в притче попалось доброму садовнику. Когда слуги хотели срубить это дерево, чтобы оно не занимало места, а любвеобильный садовник сказал: «Потерпи, пусть годик ещё порастёт, давай навоза положим, удобрим это дерево, может, ещё шанс дадим и будут плоды». Ведь Господь ежегодно так и на нас с вами смотрит. И в начале этого церковного года Господь даёт нам с вами, несомненно, ещё один шанс, чтобы в нашей жизни были плоды.
Часто, дорогие братия и сестры, человек делает коренную ошибку, когда считает, что всё, чем он обладает в жизни, является его непременной и непререкаемой собственностью. Всё: и квартиры, и дома, и машины и здесь, и за границей, всё имущество — это его. А как же иначе, на него всё оформлено, и свидетельство есть, документ с печатью.
Дорогие братия и сестры! Церковь скептически смотрит на эти вещи, потому что говорит, что мы являемся не хозяевами, а лишь пользователями, арендаторами: иногда плохими, иногда хорошими. Ничего мы не внесли в этот мир. Родившись абсолютно голенькими, нагими из чрева матери вышли и такими же уйдём из этого мира. Во что-то оденут нас, так, чтоб украсить немножко мертвенный смрад и всё, ничего более мы не заберем отсюда. А душа переходит из этого мира и забирает всё, что она приобрела, все богатства духовных дарований, все эти плоды, которые ждет Христос. Душа уйдет с ними, а если не будет плодов, тогда и в той жизни нас ничего не ожидает.
Дорогие братия и сестры! Злые виноградари — это мы с вами. В чём их суть, о чём Церковь говорит? Мало того, что они оказались неблагодарны Богу, они захотели присвоить то, что принадлежало Богу. Так живёт тот человек, который живёт только для самого себя, жизнь которого пронизана целиком и полностью эгоизмом. Думаете, где можно найти такого человека, негодяя? Да это ты и есть, каждый из нас, потому что жизнь человека эгоцентрична во всем, присваиваем Божественное состояние себе. И затем, когда видим слуг или самого Сына Божия, говорим эти же слова: пойдём, убьём и достояние будет наше. Ведь это свобода от Бога, когда убивают Его посланника, Его проповедников, которые пытаются собрать с нас какие-нибудь плоды. Человечество всегда тяготилось жизнью с Богом, оно хотело свободы, оно хотело убить Бога, и убило Его. В течение 70 лет у нас в России Он был убит практически окончательно, и сейчас по крупицам воскресает этот Бог в истории Руси и в истории каждого человека. По крупицам собирается это воскрешение святой Руси.
Часто в нашей жизни, если бы мы совершенно правдиво ответили бы, Бог нам не нужен. Когда мы про Него вспоминаем, что значит Он в нашей жизни? Утром не успели проснуться — уже голова наполнена бесконечными делами: в магазин надо, туда надо, постирать белье надо, позвонить надо, билет купить надо и в театр успеть надо. И всё — а молиться уже некогда, потому что встали за пять, за десять минут до работы, до электрички, а дальше пошел житейский поток, суета, где абсолютно нет места Богу. А когда что-либо нам надо испросить у Бога, что не могут дать нам ни врачи, не благодетели, ни друзья — вспоминаем о Боге. Так ведь это корыстное обращение к Богу, когда нужен не Бог, как цель жизни человека, а Его средства, Его дары, Его блага, в чём бы они не выражались: то денег побольше, то здоровья, то ещё чего-либо. Нужны лишь дары Божии, но не сам Бог. Вот так мы и можем, дорогие братия и сестры, всю свою жизнь просить у Бога: дай нам того, другого, третьего, и правителей получше, и ещё кого, а Бога самого и не найдем, и Он оказывается нам не нужен.
О чём ещё, дорогие братия и сестры, хотелось напомнить каждому из нас. Кто же эти слуги, которых посылает Господь? Пророков сейчас не посылает, никто их не убивает, времена не те, о которых говорилось в Евангелии. Суровые времена, о которых говорилось, в таких словах: «Когда вы будете приведены на сонмище и судилище пред цари и владыки, не заботьтесь, что вам говорить, потому что даст вам от Духа Святого, что сказать».
Цари и владыки сейчас сами перекреститься могут, и свечку в руках подержат, и в церковь зайдут. Слава Богу, уже не те времена. А к правителям вызывают уже больше за провинности да за грехи. А слуги – это, дорогие братия и сестры, наши ближние, через которых Господь пытается собрать с нас плоды. Какие это слуги? Да самые обычные. Когда мы бываем в общественном транспорте, кто-то нам наступит на ногу, другой толкнёт, третий как-то косо на нас посмотрит, четвёртый не так поздоровается в храме, буркнет что-то под нос или грубо ответит. Это и есть слуги, через которых Господь проверяет, какими мы являемся христианами. Мы думаем с вами, что христианство состоит в чём-то необыкновенно великом. Настанет такой момент, допустим, придёт антихрист, вот тогда мы проявим себя в полной мере, тогда мы не отречёмся от Христа и будем верны Ему. А сейчас антихриста нет, можно так пожить, немножко сбавив темп и накал христианской жизни.
Дорогие братия и сестры! Если нет христианства сейчас, то когда будут эти времена особые, исключительные, которые потребуют от нас верности Христу, то мы с вами не сможем проявить этой верности. Вот посмотрите, как мученики страдали за Христа: на 99% все из них до их страданий были укоренены в вере, были воцерковлёнными людьми, пламенными христианами. Почему 99% ? Были и исключения. Допустим, среди 40 Севастийских мучеников один язычник во мгновение увидел, что спускается лишний венец, прыгнул в озеро и стал мучеником. Мученик Вонифатий, который от своей блудницы пошел, чтобы принести мощи святых и говорил: «Что будет, если мои мощи принесут тебе»? От греха пошёл и стал святым, но это исключение, это 1% из 100, а все остальные мученики были воцерковлены, они жили с Богом всегда.
А мы с вами не живём так, мы растворяемся в этой массе мира и живём, как звери дикие, не видно по нам, что мы христиане. Часто мы пытаемся в чём-то внешнем доказать, что мы христиане, допустим, только хождением в храм, а живем, как звери: в семье непрестанная ругань между женой и мужем, между детьми и родителями, или ещё что-либо. Или ходим в храм и блудим, ходим в храм, молимся, причащаемся, а сами погрязаем в таких страстях, как курение, пьянство. Даже женщины иногда отличаются: пивцо втихаря попивают. Как это может быть совместимо? По слову Евангелия, мы отцеживаем комара через тонкое сито, чтоб не пролез, а верблюда поглощаем. Иногда мы можем первую седмицу многодневного поста без еды прожить, иногда без рыбы, без масла попостимся в день постный или во время многодневных постов, а на другой день такие вопиющие грехи совершаем, что диву даешься. Так не поступают язычники, не то что христиане. Вот какими перекосами наполнена наша жизнь.
Дорогие братия и сестры! Господь напоминает, что в жизни каждого из нас Он ждет плоды, Он ждет верности Себе в самых мелочах нашей жизни, в каждом дне, в каждом поступке. Мы приходим на исповедь, нам не в чем каяться. Мы вспоминаем то 105 статью, то ещё какую-то: убийство, изнасилование воровство, блуд. Ну, вроде, в 2-х заповедях не упрекнёшь, не в чём каяться. А если с другой стороны посмотреть, Господь ждёт от нас добрых дел. Подходя к исповеди, посмотри за неделю или месяц, что не причащался, а что ты доброго сделал для Бога, для того, чтобы Его законы распространялись на земле, для того, чтобы твои родные и близкие больше узнали о Боге. А они посмотрят на тебя и никогда в жизни в церковь не придут, и подумают: да неужели же христиане все такие.
Дорогие братия и сестры! Вот на это нам стоит в первую очередь обратить внимание. И дай Бог, чтобы эти слова Священного Писания были девизом нашей жизни: «Верный в малом и во многом верен будет». Аминь.
Предыдущая проповедь
7 сентября 2008
Следующая проповедь
21 сентября 2008
Все проповеди за 2008 год