Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Нагорная проповедь

Дорогие братия и сестры. Сегодня — следующее воскресенье после памяти всех святых, в земле Российской просиявших, и ещё несколько недель после этого будет продолжаться празднование местных святых, региональных. Сегодняшний воскресный день соединяет память многих святых, в различных областях нашей Русской земли просиявших. И какую бы мы область или епархию ни взяли, там есть великий сонм святых самых различных званий, состояний и сословий. На отпусте Божественной литургии мы помянули практически всех основных Санкт-Петербургских святых. И мы видели, что там прославлены и блаженные, и праведные, и преподобные, и отшельники, и святители. И в любой области, какую бы мы ни взяли, мы найдём не менее великий и разнообразный сонм святых.

 Сегодня — память Псковских, Новгородских, Белорусских, Вологодских святых. Осмысливая эти края, области, в которых святые сегодня прославляются, мы с благодарением Богу отмечаем, что какую бы область мы ни взяли, везде с вами были. И мы можем вспоминать, допустим, взяв Вологодскую землю, и Димитрия Прилуцкого, и Пафнутия Боровского, и Кирилла Белоезерского. Псковскую землю, в которой вы были неоднократно — там и князья, начиная с ХI-го века: Всеволод Гавриил, затем Домонт-Тимофей. Блаженные не менее славные, чем в Петербуржской земле: блаженный Николай Салос, который встретил Иоанна Грозного в XVI-том веке, дав ему сало в Великий пост: «На, покушай, государь, мясца сырого». Блаженный Иоанн, затворник Псковский, был местночтимый святой, который жил в крепостной стене, как в келье, всю свою жизнь. Через какое-то время нашли его останки в этой крепостной стене, окружавшей славный город Псков. Преподобные, основатели Печерского монастыря Марк, Иона, матерь Васса. Преподобномученник Корнилий, который пострадал от руки Иоанна Грозного в Печерском монастыре.

Если возьмём собор белорусских святых, то у Ефросиньи Полоцкой мы с вами были, молились в монастыре у её святых мощей. Поклонялись мощам Софии Суздальской в Минском соборе. Через паломничество ко святыням святые становятся не далекими какими-то, пребывающими в неизвестном лике святости, а святые такие родные, близкие для нас, когда мы, вспоминая имя, вспоминаем храм и место их подвигов. Вспоминаем также их краткое житие, чем он «прославил» Бога и какие черты жизни их мы можем с вами и должны взять как пример для подражания в своей собственной жизни.

Апостол Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт» то есть, они будут отвечать за вас, своих духовных чад и, «взирая на кончину их, подражайте вере их» (Евр. 13;17).  

Прославление святых — это не торжественная юбилейная дата, которую вспомнили, осмыслили и забыли. Прославление святых — это всегда пример для нас с вами, который и вдохновляет, и укоряет одновременно. Вдохновляет, потому что их подвиг величественен, необыкновенен, он поражает наше воображение. А с другой стороны, является укорением для каждого из нас, потому что мы ничего с вами не делаем, чтобы подражать жизни святых, чтобы хоть что-то воплотить в нашей с вами жизни.

Сегодняшнее Евангелие продолжает тему Нагорной проповеди. Господь в Евангелии, записанном по воспоминаниям евангелиста Матфея, говорит нам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6;22). О чём эти слова?

Дорогие братия и сестры. В глазах человека по большей части записана или вся его автобиография, или нынешнее его состояние. Посмотрев в глаза тому или иному человеку, мы можем увидеть, какие в данный момент страсти господствуют в этом человеке. Такие страсти: как гнев, раздражение, ненависть видны вообще невооруженным глазом, как говорится. Посмотришь на человека и сразу, если даже он тебе ни слова не сказал, но всё в глазах его написано. Глаза отображают душу человека. В народе говорят: «глаза — зеркало души». Об этом же слова: «душа наша проявляет себя в этом мире через глаза».

Дорогие братия и сестры. Мы с вами должны беречь глаза, как органы чувств, чтобы не смотрели они всё, что попало, что можно увидеть в этом мире, но помнили, что всякое восприятие, которое через глаза входит в нашу жизнь, бесследно не исчезает. Оно остаётся в подсознании, остаётся в душе человека и оскверняет его внутренний мир, душу оскверняет человека. И это духовное осквернение души человеческой видно порой в глазах наших. «Если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Мф. 6;23). Если в глаза человеку невозможно смотреть, так что же говорить о всём его существе, о теле его? Чтобы ещё более представить эту аналогию, о которой говорит Евангелие, посмотрите на рекламные страницы газет, рекламирующих экстрасенсов. Даже не видя лично это чудовище, вы, посмотрев на фотографию, видите, что там только рожек не хватает на голове. Вся бездна ада, ненависть, злоба, источник которой дьявол, отображается в тех, кто профессионально занимается и служит дьяволу: экстрасенсы, бабки, целители, колдуны и прочая нечисть. И меня порой очень удивляют наши прихожане, которые втихаря, иногда проездом в той или иной губернии, заходят к какой-нибудь бабушке, супругу берут, деток.

— Бабушка? Да вы что, у неё же иконы на стенах.

— Ну и что, в музеях тоже иконы есть. Но порой там работают люди, абсолютно не верующие, ненавидящие Церковь. Бывают и всякие исключения. Бывают и глубоко верующие, и музейные работники, и религиоведы, но в подавляющем большинстве, как правило, наоборот.

Не надо прельщаться на этот внешний антураж. Ну и что ж, что иконы. И свечечку зажгут тебе, и ещё тебе скажут что-то такое, спросят, крещёный ты или нет и так далее. Ну, не будьте такими наивными. Годами, десятилетиями, иногда пожизненный след оставляют эти посещения бабок и колдунов, потому что человек своим добровольным приходом туда душу свою уже отдал во власть дьявола.  Добровольно. Дьявол не может сам установить власть над душой человеческой, которая крещена, которая миропомазана, которая пронизана благодатью Божией, обручена со Христом. И ему очень важен этот добровольный приход человека к своим адептам, и тем самым человек, сам того не понимая, душу свою отдаёт от Бога дьяволу на поругание. И дьявол иногда непоправимый вред, вплоть до открытого вселения в этого человека, оставляет, иногда на всю жизнь. Поэтому, берегите себя. Вспоминайте слова пророка Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1;1).

Вспоминая это Евангелие, берегите глаза, чтобы они не всё видели, что в этом свете предлагается для их внимания.

Далее, в этом Евангелии Господь переходит к другой теме. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6;24).

Дорогие братия и сестры. Человек не может даже служить двум людям, которые противоположные взгляды выражают в жизни. Он не может быть одновременно помощником депутата Жириновского и депутата от Единой России, или депутата от коммунистической партии. Ну не может, потому что разные тенденции, разные принципы. Это невозможно. Надо определиться, каким идеалам служить, и каких принципов придерживаться в жизни. Точно так же и в духовной жизни мы должны с вами определиться, выбрать одного Бога и Ему одному служить, Ему одному работать.

Если мы проанализируем свою жизнь, то увидим потрясающие явления, с которыми мы живём годами и десятилетиями. Мы пытаемся, придя в храм, работать Богу и Его не забыть, но в то же время, исполняя традиции и обряды, порой удивляешься, слыша автобиографии людские, когда, например, один из блуда не вылезает. Готовится ко причащению, читает молитвенные правила, покаянные каноны.

— Спрашиваешь, когда блудил?

— Вчера и неделю назад.

И как же так можно служить и Богу, и мамоне?

— Спрашиваешь, обещаешь Богу больше не блудить?

— Нет, не могу дать такое обещание.

Искренне отвечает человек. Так, зачем же к Богу-то пришёл тогда? Зачем же Его искушаешь, обманываешь? Зачем? Определиться надо.

Многие, даже взрослые люди, иногда зайдут в супермаркет и что-то мимо корзиночки берут, посмотрев, что нет камер, муляж стоит. Или что-то съели в супермаркете по дороге к кассе, не говоря уж о детях. Дети сплошь и рядом в этом сознаются: бес попутал. Однажды так один монах оправдывался перед игуменом, который зашёл в его келью во время Великого поста, а тот яйцо жарит на свече восковой. Наместник заметил это и спрашивает: «ты  что делаешь?» А монах отвечает: «бес попутал». Бес в это время вылезает откуда-то из под кровати монашеской и говорит: «ты чего на меня сваливаешь? Я бы не додумался до этого».

Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие — об этом самообмане духовном. Не надо думать, что совместить возможно жизнь святую, богоугодную и чуть-чуть погрешить. Чуть-чуть сегодня. Межу на даче переставить чуть-чуть. Может, сосед не заметит. А дальше всё опять по-прежнему: благочестие, пост до Петра и Павла. Важно, чтобы не было этого лицемерия, раздвоения в нашей жизни.

Далее переходит Господь к другой теме. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6;25).

Дорогие братия и сестры. Что значит: не заботиться, что есть или что пить? Ну, как не заботиться? Открой любой холодильник — там запасы на всё лето. «Не заботьтесь, во что тело одевать». Ну кто же из женщин хоть раз в неделю супермаркет не посетит? Как говорят сейчас, шопинг. Даже если денег вообще нет на покупки, то хотя бы попримерять, перед зеркалом посмотреть, помечтать. И дома в гардеробе, особенно у женщин, да, в общем-то, у каждого из нас столько барахла, что можно одеть великое множество людей. Но какой бы принцип мы с вами избрали? Если что-то приходится новое покупать, или фигура расплывается, ну хоть что-то чем-то делились бы с людьми другими, которые не имеют этой возможности более или менее стильно, прилично одеваться. А в другой раз и подумали бы, а стоит ли покупать. А может, ещё недельку переждать? А может быть, ещё не поехать? А может, в старом в чём-то походить ещё совершенно прилично? И вот, положа руку на сердце, каждый из нас может сказать, что лет десять он может за одеждой в магазин вообще не ходить. Вам на всех старых запасов хватит, и даже никто не заметит, никто не осудит, что человек уже не в той моде оказался и не в том веке.

 «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6;26). Конечно, по заданности, по идеалу, по которому создан человек, он лучше всего тварного мира и даже лучше Ангелов. Но по факту своей жизни он гораздо хуже птицы, хуже скотов бессловесных и бессмысленных и хуже всех млекопитающих. Разве не так? Ну, разве мы можем представить, например, если о птицах речь, чтобы воробьиха какая-нибудь снесла три яичка, а воробей посмотрел и говорит: три яйца снесла – это много, и два выкинул из гнезда, расклевал  и говорит: одно будем растить, хватит нам, иначе не прокормить. Птицы так не поступают. А люди? А люди поступают так сплошь и рядом.

Что касается блудных грехов, то это вещь вообще интересная. Все люди, живущие в ХХI-ом веке, оправдывают себя, что общение полов — это вещь физиологическая, без которой жить невозможно. Когда спрашиваешь, а как же монахи живут?  — пожимают плечами. Наверное, ненормальные. Наверное, скопцы от чрева матери, аморфные, фригидные существа, не имеющие плотских страстей. Но если мы почитаем жизнеописание преподобных, так они иногда закапывали себя живыми в землю, чтобы побороть плотские страсти, настолько сильны они были в них, потому что бес блуда отходит от человека только после смерти, независимо от возраста. А что говорить о возрасте? У нас некоторые умудряются ещё лет в семьдесят пять — восемьдесят ещё жениться во второй или в третий раз. Говорит, не могу один.

«Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6;27). Кто может прожить дольше, чем Господь даёт? Это только по Его воле возможно.

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.» (Мф. 6;28-33). Но мы с вами не хотим искать Царство Небесное. Мы хотим искать и позаботиться сами обо всём, и на Бога вообще не надеемся. И с утра до вечера эта житейская суета обладает человеком полностью и приводит к тому, что Богу вообще в жизни места нет. С утра встал, жалко на Бога время тратить, сразу надо за дела хвататься. Да погружаясь в леность, человек откладывает просыпание и своё вставание с кровати до десяти-пятнадцати минут до того момента, как уже на работу бежать надо. Лучше поспать, чем помолиться. А потом, придя с работы, уже уставший, под впечатлениями, с уже испорченными нервами и что-то поделать надо. Телевизор включил, и молиться вечером опять некогда. Жалко время, поспать лучше бы, потому что устал, и молитвы нет, и Бога нет, и ничего нет, и одна суета, одна житейская забота. И мы живём так, как будто Бога вообще нет, как будто Он не принимает участие в нашей жизни. Мы сами всё решаем, что нам есть, что нам пить, во что одеваться, где жить, что делать, где работать. Но слова-то евангельские не переделать. Если бы Господь говорил: «заботься обо всём на свете, а Царство Небесное Я тебе дам». Но сказано наоборот: «Заботься прежде о Царствии Небесном, а всё остальное Я тебе дам». Но мы не верим этому, что Бог даст. В псалмах Давида есть такие слова на эту тему: «Юным был и состарился, и не видел праведника оставленным или сына его, просящего хлеба» (Пс. 36;25). То есть, Господь не только заботится о праведниках, о тех, кто вверяет Ему свою жизнь, но и о детях его. Дети человека, который доверяет Богу, не будут никогда испытывать чувство голода, никогда хлеба просить не будут. Не только сам человек, но и его дети, говорит Господь в Священном Писании. В этом можно убедиться, познакомившись с историей жизни святых, добродетельных и праведных людей. И поэтому, дай Бог, чтобы эти слова Нагорной проповеди нас подвигли к доверию Богу и жизни с Ним. Аминь.

21 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня — следующее воскресенье после памяти всех святых, в земле Российской просиявших, и ещё несколько недель после этого будет продолжаться празднование местных святых, региональных. Сегодняшний воскресный день соединяет память многих святых, в различных областях нашей Русской земли просиявших. И какую бы мы область или епархию ни взяли, там есть великий сонм святых самых различных званий, состояний и сословий. На отпусте Божественной литургии мы помянули практически всех основных Санкт-Петербургских святых. И мы видели, что там прославлены и блаженные, и праведные, и преподобные, и отшельники, и святители. И в любой области, какую бы мы ни взяли, мы найдём не менее великий и разнообразный сонм святых.

 Сегодня — память Псковских, Новгородских, Белорусских, Вологодских святых. Осмысливая эти края, области, в которых святые сегодня прославляются, мы с благодарением Богу отмечаем, что какую бы область мы ни взяли, везде с вами были. И мы можем вспоминать, допустим, взяв Вологодскую землю, и Димитрия Прилуцкого, и Пафнутия Боровского, и Кирилла Белоезерского. Псковскую землю, в которой вы были неоднократно — там и князья, начиная с ХI-го века: Всеволод Гавриил, затем Домонт-Тимофей. Блаженные не менее славные, чем в Петербуржской земле: блаженный Николай Салос, который встретил Иоанна Грозного в XVI-том веке, дав ему сало в Великий пост: «На, покушай, государь, мясца сырого». Блаженный Иоанн, затворник Псковский, был местночтимый святой, который жил в крепостной стене, как в келье, всю свою жизнь. Через какое-то время нашли его останки в этой крепостной стене, окружавшей славный город Псков. Преподобные, основатели Печерского монастыря Марк, Иона, матерь Васса. Преподобномученник Корнилий, который пострадал от руки Иоанна Грозного в Печерском монастыре.

Если возьмём собор белорусских святых, то у Ефросиньи Полоцкой мы с вами были, молились в монастыре у её святых мощей. Поклонялись мощам Софии Суздальской в Минском соборе. Через паломничество ко святыням святые становятся не далекими какими-то, пребывающими в неизвестном лике святости, а святые такие родные, близкие для нас, когда мы, вспоминая имя, вспоминаем храм и место их подвигов. Вспоминаем также их краткое житие, чем он «прославил» Бога и какие черты жизни их мы можем с вами и должны взять как пример для подражания в своей собственной жизни.

Апостол Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт» то есть, они будут отвечать за вас, своих духовных чад и, «взирая на кончину их, подражайте вере их» (Евр. 13;17).  

Прославление святых — это не торжественная юбилейная дата, которую вспомнили, осмыслили и забыли. Прославление святых — это всегда пример для нас с вами, который и вдохновляет, и укоряет одновременно. Вдохновляет, потому что их подвиг величественен, необыкновенен, он поражает наше воображение. А с другой стороны, является укорением для каждого из нас, потому что мы ничего с вами не делаем, чтобы подражать жизни святых, чтобы хоть что-то воплотить в нашей с вами жизни.

Сегодняшнее Евангелие продолжает тему Нагорной проповеди. Господь в Евангелии, записанном по воспоминаниям евангелиста Матфея, говорит нам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6;22). О чём эти слова?

Дорогие братия и сестры. В глазах человека по большей части записана или вся его автобиография, или нынешнее его состояние. Посмотрев в глаза тому или иному человеку, мы можем увидеть, какие в данный момент страсти господствуют в этом человеке. Такие страсти: как гнев, раздражение, ненависть видны вообще невооруженным глазом, как говорится. Посмотришь на человека и сразу, если даже он тебе ни слова не сказал, но всё в глазах его написано. Глаза отображают душу человека. В народе говорят: «глаза — зеркало души». Об этом же слова: «душа наша проявляет себя в этом мире через глаза».

Дорогие братия и сестры. Мы с вами должны беречь глаза, как органы чувств, чтобы не смотрели они всё, что попало, что можно увидеть в этом мире, но помнили, что всякое восприятие, которое через глаза входит в нашу жизнь, бесследно не исчезает. Оно остаётся в подсознании, остаётся в душе человека и оскверняет его внутренний мир, душу оскверняет человека. И это духовное осквернение души человеческой видно порой в глазах наших. «Если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Мф. 6;23). Если в глаза человеку невозможно смотреть, так что же говорить о всём его существе, о теле его? Чтобы ещё более представить эту аналогию, о которой говорит Евангелие, посмотрите на рекламные страницы газет, рекламирующих экстрасенсов. Даже не видя лично это чудовище, вы, посмотрев на фотографию, видите, что там только рожек не хватает на голове. Вся бездна ада, ненависть, злоба, источник которой дьявол, отображается в тех, кто профессионально занимается и служит дьяволу: экстрасенсы, бабки, целители, колдуны и прочая нечисть. И меня порой очень удивляют наши прихожане, которые втихаря, иногда проездом в той или иной губернии, заходят к какой-нибудь бабушке, супругу берут, деток.

— Бабушка? Да вы что, у неё же иконы на стенах.

— Ну и что, в музеях тоже иконы есть. Но порой там работают люди, абсолютно не верующие, ненавидящие Церковь. Бывают и всякие исключения. Бывают и глубоко верующие, и музейные работники, и религиоведы, но в подавляющем большинстве, как правило, наоборот.

Не надо прельщаться на этот внешний антураж. Ну и что ж, что иконы. И свечечку зажгут тебе, и ещё тебе скажут что-то такое, спросят, крещёный ты или нет и так далее. Ну, не будьте такими наивными. Годами, десятилетиями, иногда пожизненный след оставляют эти посещения бабок и колдунов, потому что человек своим добровольным приходом туда душу свою уже отдал во власть дьявола.  Добровольно. Дьявол не может сам установить власть над душой человеческой, которая крещена, которая миропомазана, которая пронизана благодатью Божией, обручена со Христом. И ему очень важен этот добровольный приход человека к своим адептам, и тем самым человек, сам того не понимая, душу свою отдаёт от Бога дьяволу на поругание. И дьявол иногда непоправимый вред, вплоть до открытого вселения в этого человека, оставляет, иногда на всю жизнь. Поэтому, берегите себя. Вспоминайте слова пророка Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1;1).

Вспоминая это Евангелие, берегите глаза, чтобы они не всё видели, что в этом свете предлагается для их внимания.

Далее, в этом Евангелии Господь переходит к другой теме. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6;24).

Дорогие братия и сестры. Человек не может даже служить двум людям, которые противоположные взгляды выражают в жизни. Он не может быть одновременно помощником депутата Жириновского и депутата от Единой России, или депутата от коммунистической партии. Ну не может, потому что разные тенденции, разные принципы. Это невозможно. Надо определиться, каким идеалам служить, и каких принципов придерживаться в жизни. Точно так же и в духовной жизни мы должны с вами определиться, выбрать одного Бога и Ему одному служить, Ему одному работать.

Если мы проанализируем свою жизнь, то увидим потрясающие явления, с которыми мы живём годами и десятилетиями. Мы пытаемся, придя в храм, работать Богу и Его не забыть, но в то же время, исполняя традиции и обряды, порой удивляешься, слыша автобиографии людские, когда, например, один из блуда не вылезает. Готовится ко причащению, читает молитвенные правила, покаянные каноны.

— Спрашиваешь, когда блудил?

— Вчера и неделю назад.

И как же так можно служить и Богу, и мамоне?

— Спрашиваешь, обещаешь Богу больше не блудить?

— Нет, не могу дать такое обещание.

Искренне отвечает человек. Так, зачем же к Богу-то пришёл тогда? Зачем же Его искушаешь, обманываешь? Зачем? Определиться надо.

Многие, даже взрослые люди, иногда зайдут в супермаркет и что-то мимо корзиночки берут, посмотрев, что нет камер, муляж стоит. Или что-то съели в супермаркете по дороге к кассе, не говоря уж о детях. Дети сплошь и рядом в этом сознаются: бес попутал. Однажды так один монах оправдывался перед игуменом, который зашёл в его келью во время Великого поста, а тот яйцо жарит на свече восковой. Наместник заметил это и спрашивает: «ты  что делаешь?» А монах отвечает: «бес попутал». Бес в это время вылезает откуда-то из под кровати монашеской и говорит: «ты чего на меня сваливаешь? Я бы не додумался до этого».

Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие — об этом самообмане духовном. Не надо думать, что совместить возможно жизнь святую, богоугодную и чуть-чуть погрешить. Чуть-чуть сегодня. Межу на даче переставить чуть-чуть. Может, сосед не заметит. А дальше всё опять по-прежнему: благочестие, пост до Петра и Павла. Важно, чтобы не было этого лицемерия, раздвоения в нашей жизни.

Далее переходит Господь к другой теме. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6;25).

Дорогие братия и сестры. Что значит: не заботиться, что есть или что пить? Ну, как не заботиться? Открой любой холодильник — там запасы на всё лето. «Не заботьтесь, во что тело одевать». Ну кто же из женщин хоть раз в неделю супермаркет не посетит? Как говорят сейчас, шопинг. Даже если денег вообще нет на покупки, то хотя бы попримерять, перед зеркалом посмотреть, помечтать. И дома в гардеробе, особенно у женщин, да, в общем-то, у каждого из нас столько барахла, что можно одеть великое множество людей. Но какой бы принцип мы с вами избрали? Если что-то приходится новое покупать, или фигура расплывается, ну хоть что-то чем-то делились бы с людьми другими, которые не имеют этой возможности более или менее стильно, прилично одеваться. А в другой раз и подумали бы, а стоит ли покупать. А может, ещё недельку переждать? А может быть, ещё не поехать? А может, в старом в чём-то походить ещё совершенно прилично? И вот, положа руку на сердце, каждый из нас может сказать, что лет десять он может за одеждой в магазин вообще не ходить. Вам на всех старых запасов хватит, и даже никто не заметит, никто не осудит, что человек уже не в той моде оказался и не в том веке.

 «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6;26). Конечно, по заданности, по идеалу, по которому создан человек, он лучше всего тварного мира и даже лучше Ангелов. Но по факту своей жизни он гораздо хуже птицы, хуже скотов бессловесных и бессмысленных и хуже всех млекопитающих. Разве не так? Ну, разве мы можем представить, например, если о птицах речь, чтобы воробьиха какая-нибудь снесла три яичка, а воробей посмотрел и говорит: три яйца снесла – это много, и два выкинул из гнезда, расклевал  и говорит: одно будем растить, хватит нам, иначе не прокормить. Птицы так не поступают. А люди? А люди поступают так сплошь и рядом.

Что касается блудных грехов, то это вещь вообще интересная. Все люди, живущие в ХХI-ом веке, оправдывают себя, что общение полов — это вещь физиологическая, без которой жить невозможно. Когда спрашиваешь, а как же монахи живут?  — пожимают плечами. Наверное, ненормальные. Наверное, скопцы от чрева матери, аморфные, фригидные существа, не имеющие плотских страстей. Но если мы почитаем жизнеописание преподобных, так они иногда закапывали себя живыми в землю, чтобы побороть плотские страсти, настолько сильны они были в них, потому что бес блуда отходит от человека только после смерти, независимо от возраста. А что говорить о возрасте? У нас некоторые умудряются ещё лет в семьдесят пять — восемьдесят ещё жениться во второй или в третий раз. Говорит, не могу один.

«Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6;27). Кто может прожить дольше, чем Господь даёт? Это только по Его воле возможно.

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.» (Мф. 6;28-33). Но мы с вами не хотим искать Царство Небесное. Мы хотим искать и позаботиться сами обо всём, и на Бога вообще не надеемся. И с утра до вечера эта житейская суета обладает человеком полностью и приводит к тому, что Богу вообще в жизни места нет. С утра встал, жалко на Бога время тратить, сразу надо за дела хвататься. Да погружаясь в леность, человек откладывает просыпание и своё вставание с кровати до десяти-пятнадцати минут до того момента, как уже на работу бежать надо. Лучше поспать, чем помолиться. А потом, придя с работы, уже уставший, под впечатлениями, с уже испорченными нервами и что-то поделать надо. Телевизор включил, и молиться вечером опять некогда. Жалко время, поспать лучше бы, потому что устал, и молитвы нет, и Бога нет, и ничего нет, и одна суета, одна житейская забота. И мы живём так, как будто Бога вообще нет, как будто Он не принимает участие в нашей жизни. Мы сами всё решаем, что нам есть, что нам пить, во что одеваться, где жить, что делать, где работать. Но слова-то евангельские не переделать. Если бы Господь говорил: «заботься обо всём на свете, а Царство Небесное Я тебе дам». Но сказано наоборот: «Заботься прежде о Царствии Небесном, а всё остальное Я тебе дам». Но мы не верим этому, что Бог даст. В псалмах Давида есть такие слова на эту тему: «Юным был и состарился, и не видел праведника оставленным или сына его, просящего хлеба» (Пс. 36;25). То есть, Господь не только заботится о праведниках, о тех, кто вверяет Ему свою жизнь, но и о детях его. Дети человека, который доверяет Богу, не будут никогда испытывать чувство голода, никогда хлеба просить не будут. Не только сам человек, но и его дети, говорит Господь в Священном Писании. В этом можно убедиться, познакомившись с историей жизни святых, добродетельных и праведных людей. И поэтому, дай Бог, чтобы эти слова Нагорной проповеди нас подвигли к доверию Богу и жизни с Ним. Аминь.

Предыдущая проповедь

14 июня 2015

ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
Следующая проповедь

16 августа 2015

Притча о немилосердном должнике

Все проповеди за 2015 год

декабрь 2015

ноябрь 2015

октябрь 2015

сентябрь 2015

июнь 2015

апрель 2015

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00