Дорогие братия и сестры.
Сегодня день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, икона которой находится у нас в храме за распятием, священномученика Киприана и святой мученицы Иустины. У мощей священномученика Киприана мы были в паломнической поездке в Греции.
Евангелие воскресного дня сегодня содержит отрывок из Нагорной проповеди Христа. Нагорная проповедь Христа — это квинтэссенция всего Евангелия. Самые принципиальные моменты, возвышающие христианскую нравственность над ветхозаветным законом, раскрыты Христом именно в Нагорной проповеди. В этой проповеди также содержатся Заповеди блаженства, которые мы слышим каждую Божественную Литургию. Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны плачущие, блаженны милостивые и так далее. Эти блаженства — Новозаветные заповеди Божии.
Но сегодняшний отрывок очень короткий, он говорит нам о том, чем наша жизнь должна отличаться от жизни незнающих Бога, неверующих людей. Господь говорит в сравнении: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Не так ли и грешники поступают? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6; 32-36).
Дорогие братия и сестры. В этом сравнении мы видим самих себя, потому что, мы порой благодарны только тем, кто нам что-либо даёт. Но даже и эта черта жизни в настоящее время редко встречается. Люди перестали помнить благодарность, иногда воспринимают сделанное им добро как должное. Не в том смысле, что должно выражаться равноценно в материальной благодарности, но часто люди даже забывают спасибо сказать за те благодеяния, которые в их адрес были совершены теми или иными людьми.
Дорогие братия и сестры. Дай Бог, чтобы мы с вами были внимательными. Когда люди помогают нам, непременно нужно не забыть и помолиться о них, и поблагодарить – хотя бы доброе слово сказать: спасибо, потому что это очень важно. Очень болезненная тема денежных займов. Мы с вами даём взаймы порой только тем людям, которые проверены. Тем соседям, которые не отдают, не даём, оправдывая своё нежелание тем, что нечего потакать слабостям, порокам, иждивенчество распространять — пусть сами работают, добывают средства.
А во времена Ветхого Завета иудеи давали взаймы под проценты. Ветхозаветным законом было запрещено давать в долг под проценты своим соплеменникам, а язычникам, всем другим народам давали под проценты. Наверное, тогда ещё, несколько тысяч лет до нашей эры зарождался банковский бизнес, который на этом и строится. Может быть, он в связи с этим имеет израильский характер. А разве не так? Посмотришь: банкиры, владельцы, соучредители, члены правления того или иного банка — все фамилии богоизбранного народа. Вот насколько они, наверное, талантливы и приспособлены к жизни в этом мире.
Но дело не в этом, а вот на чём хотелось бы остановить наше внимание: на последних словах этого отрывка из Нагорной проповеди — «Любите врагов ваших».
Дорогие братия и сестры. О любви к врагам говорит только христианство, ни в каких других религиях и конфессиях нет этого упоминания. В Ветхом Завете, который знал с одной стороны Бога истинного и поклонялся реальному Богу, открытому в Божественном Откровении, была заповедь: «Око за око, и зуб за зуб». Что это означало? Выбили тебе глаз, и ты должен выбить, но не два — один. Всё с математическим расчетом, чётко, выверено; если переборщишь, то будут ответные меры. Эта ветхозаветная заповедь, направленная к необузданному, дикому народу иудейскому, которая, между прочим, ограничивала страшнейшие нравы, которые существовали у язычников. Там не то, что око за око, там никакого выверенного расчёта, там могли убить человека за косой взгляд, за неосторожное слово и так далее. Поэтому, «око за око» — это ещё высокая степень нравственности, данная для ветхозаветных иудеев, которая отличала их от всех прочих язычников.
К сожалению, братия и сестры, заповедь «око за око» породила так называемый «закон о кровной мести». Этот закон сейчас существует на востоке сплошь и рядом, везде и среди мусульманского мира. Но не только у иноверцев, он есть и у христианских народов, в частности, у горцев, у православных грузин, живущих в горах Сванетии. И до сих пор, несмотря на просвещение их светом веры Христовой, кровная месть существует. И ничего с этим поделать не могут ни Церковь, ни выдающиеся иерархи Грузинской Церкви, ни сам католикос, несмотря на неоднократные обращения к руководителям этих племён горцев. Когда мы были в Грузии, нам рассказывали, что специальные грамоты, как клятвенная присяга, были разработаны патриархией, чтобы человек должен был подписать, что он обязуется не проливать кровь, не мстить за причинённые обиды. Но не весь грузинский народ, к сожалению, благоприятно встретил эти меры святейшего патриарха католикоса Илии.
Дорогие братия и сестры. Враги, завистники, недоброжелатели, наверное, есть у каждого человека, и это происходит в силу взаимного греха, в силу присутствия гордыни в жизни нашей и в жизни тех людей, от которых мы терпим какие-то моменты недоброжелательного отношения к нам. А за этими страстями, за гордыней и обидами всегда стоит дьявол, который провоцирует любые конфликты, любые нестроения, любые обиды. И поэтому святые отцы и говорили нам, что ты должен любить грешника, но ненавидеть грех; разделять личность самого человека, который создан по образу и подобию Божию, и понимать, что грех, который он творит, через него входит в мир или через него к нам направлен — это внешнее действие дьявола, которому он поддался. Это не его естественная природная сущность, это сатанинское обольщение, в результате которого человек так или иначе действует. Что враги у нас есть, дорогие, к сожалению, с нашей греховной природой это естественно. Чем выше положение человека, тем врагов и завистников больше. То, что нас не любят те или иные люди — это тоже естественно, в силу опять же греховности нашей. Но мы с вами должны любить всех. По отношению к нам могут быть не любящие нас, могут быть враги, но мы должны любить всех — это заповедь Христа.
Некоторые современные толкователи Священного Писания говорили, что под словом «враги» подразумеваются просто все ближние человека, но это сглаживание остроты евангельского текста совершенно неправильно. Ведь Христос произнёс эту заповедь, обращаясь к рыбакам, которых Он сделал апостолами. Ну, какие враги могут быть у рыбаков: у Петра, у Иакова которые закидывали сети, ловили рыбу — кому они мешали? Но это упрощение евангельского текста, которое исходит из того, что неестественно для падшего человека, невозможно для нашей падшей природы — любить врагов.
Мы подвигаемся к ветхозаветной морали и включается у нас эта заповедь: «око за око». Если мы не мстим физически, не мстим, прибегая к защите закона, суда, порой, испытываем годами чувство недоброжелательности, зависти, ненависти к человеку, который нам творит зло. Но это совершенно не по-христиански. Мы должны понимать, что никакое зло ответным злом никогда не угасишь, как огонь можно потушить только водой, но не подливая в него масло или подкладывая дрова. А всякое зло — это подливание масла в горящий огонь. А когда мы способны простить наших обидчиков и врагов, тогда это зло прекращается. И мы должны брать пример с Самого Господа, Которого распяли за наши грехи на Кресте и Который молился за Своих распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34).
Архидиакон Стефан, которого побивали заживо камнями, повторил и произнес эту же молитву Спасителя, когда летели в его главу, тело камни, несущие смерть, мучительную и страшную: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7;60). И многие другие святые, мученики с первых веков Церкви христианской, отдавшие свои жизни за Христа, за Церковь не умирали в состоянии озлобления, дыша угрозами и местью. Нет, они примирялись со своими врагами, прощали распинателей и воинов, которые казнили их по приказу тех или иных римских властей.
Дорогие братия и сестры. Ну как простить врагов? Теоретически об этом рассуждать легко, но, если каждый вспомнит свою жизнь, свои взаимоотношения, когда один денег не отдал, другой забрал большую часть имущества в результате раздела по наследственным делам, третий на работе подставил; бывают и страшные вещи, когда мужей или жён уводят из семей — разные ситуации разделяют людей и делают их врагами на всю жизнь. А ведь иногда бывает неумышленное убийство в результате аварии, люди сидят срок, потом выходят, или убегают от ответственности и вообще ни за что не отвечают, но прекрасно понимают, что они были причиной аварии и смерти того или иного человека. И порой, многие десятилетия жизни своей, даже избежав правосудия, не могут найти спокойствия и умиротворение своей совести.
Есть универсальное средство, как простить врагов: надо начать молиться за них. Нравится тебе это или не нравится, легко или тяжело — надо молиться за них, молиться усердно в своих личных молитвах, в церковной молитве, поминать их имена в записках на Проскомидии, когда частица из просфоры олицетворяет человека, опускается в Чашу с Кровью Христа и молитвой: отмой, Господи грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей Честной, молитвами святых Твоих. И это поминовение врагов, шаг за шагом, капля за каплей растапливают лёд ненависти в человеческих отношениях.
Надо искать возможность сделать врагу своему доброе дело. Не всегда это возможно, когда общение разорвано. Но если известен телефон, смс сообщение отправить, поздравить с днём рождения. Может, если он тебя не может или не желает видеть, передать знак внимания к памятному дню через другого человека. Эти моменты очень важны, потому что, когда человек, ненавидящий другого, от него принимает какую-либо благодарность, знак внимания, понимает, что сделал шаг к примирению. Редко сердце какого-либо человека, бывшего врага, может устоять в ненависти и обычно следуют ответные шаги, располагающие к примирению и взаимопрощению.
Я думаю, дорогие братия и сестры, каждому из вас известно то состояние души, та необыкновенная лёгкость на сердце, когда ты прощаешь своему обидчику. Прощаешь или какой-то ущерб, или грубость, наглость, оскорбление в свой адрес, или долг финансовый перестаёшь требовать, внутренне полагаясь на волю Божию, отпуская эту ситуацию. Такое умиротворение, когда ты примиришься с врагом, такая лёгкость, такое ангельское состояние, что хочется весь мир обнять.
И дай Бог, чтобы такого радостного состояния было как можно больше в нашей жизни, чтобы мы эту вражду или разделение старались преодолеть. Поэтому, желаю каждому из нас, дорогие братия и сестры, взирая на всепрощающий Лик Христа, распятого на Кресте, и нам с вами не иметь никаких обид и молиться за своих обидчиков и врагов. И дай Бог, чтобы их не было у каждого верующего во Христа. Аминь.
15 октября 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Сегодня день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, икона которой находится у нас в храме за распятием, священномученика Киприана и святой мученицы Иустины. У мощей священномученика Киприана мы были в паломнической поездке в Греции.
Евангелие воскресного дня сегодня содержит отрывок из Нагорной проповеди Христа. Нагорная проповедь Христа — это квинтэссенция всего Евангелия. Самые принципиальные моменты, возвышающие христианскую нравственность над ветхозаветным законом, раскрыты Христом именно в Нагорной проповеди. В этой проповеди также содержатся Заповеди блаженства, которые мы слышим каждую Божественную Литургию. Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны плачущие, блаженны милостивые и так далее. Эти блаженства — Новозаветные заповеди Божии.
Но сегодняшний отрывок очень короткий, он говорит нам о том, чем наша жизнь должна отличаться от жизни незнающих Бога, неверующих людей. Господь говорит в сравнении: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Не так ли и грешники поступают? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6; 32-36).
Дорогие братия и сестры. В этом сравнении мы видим самих себя, потому что, мы порой благодарны только тем, кто нам что-либо даёт. Но даже и эта черта жизни в настоящее время редко встречается. Люди перестали помнить благодарность, иногда воспринимают сделанное им добро как должное. Не в том смысле, что должно выражаться равноценно в материальной благодарности, но часто люди даже забывают спасибо сказать за те благодеяния, которые в их адрес были совершены теми или иными людьми.
Дорогие братия и сестры. Дай Бог, чтобы мы с вами были внимательными. Когда люди помогают нам, непременно нужно не забыть и помолиться о них, и поблагодарить – хотя бы доброе слово сказать: спасибо, потому что это очень важно. Очень болезненная тема денежных займов. Мы с вами даём взаймы порой только тем людям, которые проверены. Тем соседям, которые не отдают, не даём, оправдывая своё нежелание тем, что нечего потакать слабостям, порокам, иждивенчество распространять — пусть сами работают, добывают средства.
А во времена Ветхого Завета иудеи давали взаймы под проценты. Ветхозаветным законом было запрещено давать в долг под проценты своим соплеменникам, а язычникам, всем другим народам давали под проценты. Наверное, тогда ещё, несколько тысяч лет до нашей эры зарождался банковский бизнес, который на этом и строится. Может быть, он в связи с этим имеет израильский характер. А разве не так? Посмотришь: банкиры, владельцы, соучредители, члены правления того или иного банка — все фамилии богоизбранного народа. Вот насколько они, наверное, талантливы и приспособлены к жизни в этом мире.
Но дело не в этом, а вот на чём хотелось бы остановить наше внимание: на последних словах этого отрывка из Нагорной проповеди — «Любите врагов ваших».
Дорогие братия и сестры. О любви к врагам говорит только христианство, ни в каких других религиях и конфессиях нет этого упоминания. В Ветхом Завете, который знал с одной стороны Бога истинного и поклонялся реальному Богу, открытому в Божественном Откровении, была заповедь: «Око за око, и зуб за зуб». Что это означало? Выбили тебе глаз, и ты должен выбить, но не два — один. Всё с математическим расчетом, чётко, выверено; если переборщишь, то будут ответные меры. Эта ветхозаветная заповедь, направленная к необузданному, дикому народу иудейскому, которая, между прочим, ограничивала страшнейшие нравы, которые существовали у язычников. Там не то, что око за око, там никакого выверенного расчёта, там могли убить человека за косой взгляд, за неосторожное слово и так далее. Поэтому, «око за око» — это ещё высокая степень нравственности, данная для ветхозаветных иудеев, которая отличала их от всех прочих язычников.
К сожалению, братия и сестры, заповедь «око за око» породила так называемый «закон о кровной мести». Этот закон сейчас существует на востоке сплошь и рядом, везде и среди мусульманского мира. Но не только у иноверцев, он есть и у христианских народов, в частности, у горцев, у православных грузин, живущих в горах Сванетии. И до сих пор, несмотря на просвещение их светом веры Христовой, кровная месть существует. И ничего с этим поделать не могут ни Церковь, ни выдающиеся иерархи Грузинской Церкви, ни сам католикос, несмотря на неоднократные обращения к руководителям этих племён горцев. Когда мы были в Грузии, нам рассказывали, что специальные грамоты, как клятвенная присяга, были разработаны патриархией, чтобы человек должен был подписать, что он обязуется не проливать кровь, не мстить за причинённые обиды. Но не весь грузинский народ, к сожалению, благоприятно встретил эти меры святейшего патриарха католикоса Илии.
Дорогие братия и сестры. Враги, завистники, недоброжелатели, наверное, есть у каждого человека, и это происходит в силу взаимного греха, в силу присутствия гордыни в жизни нашей и в жизни тех людей, от которых мы терпим какие-то моменты недоброжелательного отношения к нам. А за этими страстями, за гордыней и обидами всегда стоит дьявол, который провоцирует любые конфликты, любые нестроения, любые обиды. И поэтому святые отцы и говорили нам, что ты должен любить грешника, но ненавидеть грех; разделять личность самого человека, который создан по образу и подобию Божию, и понимать, что грех, который он творит, через него входит в мир или через него к нам направлен — это внешнее действие дьявола, которому он поддался. Это не его естественная природная сущность, это сатанинское обольщение, в результате которого человек так или иначе действует. Что враги у нас есть, дорогие, к сожалению, с нашей греховной природой это естественно. Чем выше положение человека, тем врагов и завистников больше. То, что нас не любят те или иные люди — это тоже естественно, в силу опять же греховности нашей. Но мы с вами должны любить всех. По отношению к нам могут быть не любящие нас, могут быть враги, но мы должны любить всех — это заповедь Христа.
Некоторые современные толкователи Священного Писания говорили, что под словом «враги» подразумеваются просто все ближние человека, но это сглаживание остроты евангельского текста совершенно неправильно. Ведь Христос произнёс эту заповедь, обращаясь к рыбакам, которых Он сделал апостолами. Ну, какие враги могут быть у рыбаков: у Петра, у Иакова которые закидывали сети, ловили рыбу — кому они мешали? Но это упрощение евангельского текста, которое исходит из того, что неестественно для падшего человека, невозможно для нашей падшей природы — любить врагов.
Мы подвигаемся к ветхозаветной морали и включается у нас эта заповедь: «око за око». Если мы не мстим физически, не мстим, прибегая к защите закона, суда, порой, испытываем годами чувство недоброжелательности, зависти, ненависти к человеку, который нам творит зло. Но это совершенно не по-христиански. Мы должны понимать, что никакое зло ответным злом никогда не угасишь, как огонь можно потушить только водой, но не подливая в него масло или подкладывая дрова. А всякое зло — это подливание масла в горящий огонь. А когда мы способны простить наших обидчиков и врагов, тогда это зло прекращается. И мы должны брать пример с Самого Господа, Которого распяли за наши грехи на Кресте и Который молился за Своих распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34).
Архидиакон Стефан, которого побивали заживо камнями, повторил и произнес эту же молитву Спасителя, когда летели в его главу, тело камни, несущие смерть, мучительную и страшную: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7;60). И многие другие святые, мученики с первых веков Церкви христианской, отдавшие свои жизни за Христа, за Церковь не умирали в состоянии озлобления, дыша угрозами и местью. Нет, они примирялись со своими врагами, прощали распинателей и воинов, которые казнили их по приказу тех или иных римских властей.
Дорогие братия и сестры. Ну как простить врагов? Теоретически об этом рассуждать легко, но, если каждый вспомнит свою жизнь, свои взаимоотношения, когда один денег не отдал, другой забрал большую часть имущества в результате раздела по наследственным делам, третий на работе подставил; бывают и страшные вещи, когда мужей или жён уводят из семей — разные ситуации разделяют людей и делают их врагами на всю жизнь. А ведь иногда бывает неумышленное убийство в результате аварии, люди сидят срок, потом выходят, или убегают от ответственности и вообще ни за что не отвечают, но прекрасно понимают, что они были причиной аварии и смерти того или иного человека. И порой, многие десятилетия жизни своей, даже избежав правосудия, не могут найти спокойствия и умиротворение своей совести.
Есть универсальное средство, как простить врагов: надо начать молиться за них. Нравится тебе это или не нравится, легко или тяжело — надо молиться за них, молиться усердно в своих личных молитвах, в церковной молитве, поминать их имена в записках на Проскомидии, когда частица из просфоры олицетворяет человека, опускается в Чашу с Кровью Христа и молитвой: отмой, Господи грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей Честной, молитвами святых Твоих. И это поминовение врагов, шаг за шагом, капля за каплей растапливают лёд ненависти в человеческих отношениях.
Надо искать возможность сделать врагу своему доброе дело. Не всегда это возможно, когда общение разорвано. Но если известен телефон, смс сообщение отправить, поздравить с днём рождения. Может, если он тебя не может или не желает видеть, передать знак внимания к памятному дню через другого человека. Эти моменты очень важны, потому что, когда человек, ненавидящий другого, от него принимает какую-либо благодарность, знак внимания, понимает, что сделал шаг к примирению. Редко сердце какого-либо человека, бывшего врага, может устоять в ненависти и обычно следуют ответные шаги, располагающие к примирению и взаимопрощению.
Я думаю, дорогие братия и сестры, каждому из вас известно то состояние души, та необыкновенная лёгкость на сердце, когда ты прощаешь своему обидчику. Прощаешь или какой-то ущерб, или грубость, наглость, оскорбление в свой адрес, или долг финансовый перестаёшь требовать, внутренне полагаясь на волю Божию, отпуская эту ситуацию. Такое умиротворение, когда ты примиришься с врагом, такая лёгкость, такое ангельское состояние, что хочется весь мир обнять.
И дай Бог, чтобы такого радостного состояния было как можно больше в нашей жизни, чтобы мы эту вражду или разделение старались преодолеть. Поэтому, желаю каждому из нас, дорогие братия и сестры, взирая на всепрощающий Лик Христа, распятого на Кресте, и нам с вами не иметь никаких обид и молиться за своих обидчиков и врагов. И дай Бог, чтобы их не было у каждого верующего во Христа. Аминь.
Предыдущая проповедь
8 октября 2017
Следующая проповедь
29 октября 2017
Все проповеди за 2017 год