Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Наставление богатому юноше

Дорогие братия и сестры. Сегодня за воскресной литургией читалось Евангелие, которое имеет прекрасные духовно-нравственные моменты, жизненно необходимые для нашего назидания и духовного преуспения.

Человек некий подошёл к Иисусу и, пав пред Ним на колени, спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19; 16). Обратим внимание на два момента. Во-первых, что это был не просто человек некий, а, как говорят евангелисты Матфей и Марк, человек состоятельный, богатый, имеющий большое имение, но этот человек был молодым по годам жизни своей. Во-вторых, он обратился ко Христу, назвав Его лишь Учителем благим. «Благой» — это термин, относящийся только к Богу, то есть имеющий благодать, благость. И в этом было уже некое лицемерие, несоответствие. Если «учитель», то это только земная категория, а термин «благий» относится только к Богу, и поэтому Господь поправляет его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19; 17). А Бога этот юноша не видел во Христе, как не видят сейчас во Христе Бога иеговисты, мусульмане, муниты, саентологи, буддисты и последователи других более страшных или менее страшных тоталитарных сект, которые просто на сумасшествии человеческом организованы и созданы для земных каких-то корыстных, меркантильных целей или для удовлетворения собственной гордыни их основателей.

Так вот, дорогие братия и сестры, мы напоминаем каждый самому себе, что отличительная черта учения веры православной состоит в признании во Христе Бога. Рождение Богочеловека на земле будем праздновать уже через несколько недель. Сейчас уже идёт Рождественский пост. Кто не знает, кстати, напоминаем, что не все ещё начали поститься. Может, хоть с этого дня сегодняшнего, воскресенья, некоторые верующие найдут в себе нравственные силы и сопричислят себя к традиции христианского народа.

Почитание Христа как Бога, Богочеловека — это главная отличительная черта нашей с вами веры. Святитель Христов Николай именно за это исповедание так пламенел душой, так горячо исповедал это. И поэтому, когда он принимал участие в Первом Вселенском Соборе, от Ария услышал такую чушь и ересь, что Христос —  это лишь высшее Божественное творение, что он не выдержал и сделал соответствующее заушение Арию, совершенно в духе русского характера. Как Арий это перенёс, остался стоять или уже в другом положении был, в горизонтальном, это историки не сообщают нам. Но самое главное, за что выступает свт. Николай — это исповедание Христа как Бога.

Человек, который подошёл ко Христу, не видел в Нём ничего выдающегося, ничего сверхъестественного, а видел лишь земного талантливого Учителя, который учил о чём-то прекрасном и возвышенном. Это, дорогие братия и сестры, является для нас ещё одним полезным напоминанием: если мы хотим быть такими добрыми, хорошими, прекрасными, но без Христа – у нас ничего  не получится. Нравственность, созданная без основания, без Христа, приводит в тупик и терпит поражение. Пример: «моральный кодекс строителя коммунизма» при советской власти — плагиат Евангелия. Украли, списали с Евангелия, а источника нравственности нет. Откуда брать пример? В ком видеть истоки этой нравственности? Почему надо быть нравственным?

Поэтому, дорогие братия и сестры, всегда детей наших надо учить, говоря им об этом аспекте, что есть заповеди, данные Богом. Не просто так, как стихотворения советских классиков: «что такое хорошо и что такое плохо». Что в жизни можно делать, а что не надо делать — нужно объяснять на основе Божественных заповедей, тогда это будет долговечно, тогда это будет убедительно и на всю жизнь.

«Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Дорогие братия и сестры, как редки такие вопрошания. О чем говорит наша молодежь? Что она ищет и что спрашивает? Например, самый классический вопрос: где заработать денег, да чтобы побыстрее, без труда, без последствий. Какие другие вопросы занимают людей? Как сделать карьеру, как быть успешным, чтобы состояться в жизни? Как устроить свою жизнь личную, семейную, но сначала, конечно, попробовать лет до тридцати-тридцати пяти, а потом, наконец-то, понять, что пора детей рожать и создавать семью. 

Вот если бы наши дети, дорогие братия и сестры, основываясь на нашем родительском воспитании, с пелёнок бы, со школы эти вопросы задавали: как жить, чтобы наследовать жизнь вечную? Как бы прекрасна была наша жизнь. Скольких бы родителей слёз она лишила, потому что мы не говорим об этом, не воспитываем в этом своих детей. И абсолютно не обращаем внимания на духовные вещи, на цель их жизни, поэтому потом сами очень тяжко страдаем, когда дети наши живут не так, как хотелось бы нам.

Господь отвечает этому молодому человеку: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19; 17). Какие заповеди? Как будто никогда не слышал, как будто нет Евангелия, как будто нет интернета. В наш ХХI век не можешь узнать, что в Рождественский пост поститься надо? Что есть заповеди о почитании отца и матери? Не знали ничего о Христе? Никто не может оправдаться в ХХI веке, что не знал и не слышал о Христе, и поэтому, в этом смысле, это времена апокалипсические, потому что одним из признаков конца света в Евангелии являются слова: « И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24;14). Разве эти времена не настали сейчас? Наверное, никто из живущих сегодня даже в Индии, в Китае, в других более или менее лишённых цивилизации местах, где-то в пустынях, в лесах не может сказать: «Господи, прости. Язычником родился, язычником умер и ничего не слышал о Тебе». И поэтому, это налагает на нас особую ответственность.

Какие же заповеди этому человеку, который не знал, что их надо соблюдать, напоминает Господь? Он начинает с седьмой заповеди: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельст-вуй, чти отца и мать и так далее. Господь напоминает ему заповеди, которые обязан человек соблюдать по отношению к ближнему. Почему Он начинает с седьмой заповеди? Не с первой, не с четвёртой: «помни день субботний», например, а именно с седьмой? Да потому, дорогие братия и сестры, что перед Ним стоял человек с определённым анамнезом, с определённой историей жизни. Блуд был непреодолённой страстью этого богатого юноши.

Дорогие братия и сестры, не только для современников Христа, а для ХХI-го века вообще в самую точку бьёт это слово Евангелия, потому что блуд внедряется в жизнь наших детей уже лет с пятнадцати, как только гармончики начинают появляться, вырабатываться в организме. Как только перешёл из восьмого или девятого класса либо в ПТУ, либо в техникум – и всё. Общежития все пронизаны блудом. Если бы там видеокамеры показывали, что творится в этих студенческих общежитиях, то, наверное, поседел бы человек от этого ужаса мерзости, которая там творится. Да и нас с вами, уже виды видавших людей и здесь стоящих в храме, и то блудные страсти раздирают и распирают так, что невозможно противостоять. Самое удивительное состоит в том, что человек, который грешит блудом, не чувствует себя блудником. Во-первых, он же грешит по согласию. Во-вторых, оказывается, это жизненная необходимость. Сходите на приём в поликлинику к врачам, к женским или к мужским — не будем конкретизировать, они скажут, что это вам для здоровья надо. «Да ты не замужем? Нет? У тебя женщины нет? Да ты что? Да зачем? Надо завести», как собаку, например.

Дорогие братия и сестры, это же страшная проблема в жизни. Эти советы безбожных врачей настолько убеждают людей, что он приходит потом на исповедь и вообще греха в этом не чувствует. Говорит, врачи так советуют: «Надо, а иначе проблемы будут со здоровьем».   

А как же монахи-то живут? Монахи с юных лет уходят в обители и посвящают себя целожизненному подвигу чистоты и целомудрия. И как нам бороться надо, дорогие братия и сестры, ведь блудные страсти вызывают страшнейшие последствия. Как отречение от Христа надо воспринимать этот блуд, который пронизывает нашу с вами жизнь. Надо избегать всяких предлогов и не смотреть блудные фильмы. А какие фильмы ещё есть? Да кроме новостей там всё блуд сплошной, какой бы канал не включил. А если антенна есть какая-нибудь спутниковая, так вообще сплошь и рядом, с утра и до вечера и реклама будет. Чрезмерное питание человека, и его одежда, внешний вид с нанесённой на физиономию боевой окраской; ресницы, тушью залитые. Всё это свидетельствует о том, что страсти распирают тебя и ждёшь, чтобы кто-нибудь клюнул, и повод ко греху состоялся. 

Дорогие братия и сестры. По примеру этого богатого юноши, как нам следует беречь себя, как следует детей воспитывать в чистоте и целомудрии? А как мы их можем воспитать, когда, например, детей дома нет, а мать блудит? Да дверь закрыта, чтоб дети не вошли внезапно, не позвонив. Ну о чём здесь можно говорить, о какой чистоте и целомудрии, когда сами всё подрубают под корень и когда сами не могут служить правилом нравственной, добродетельной жизни для своих детей. И воистину, тогда сбывается русская пословица, что яблочко от яблони недалеко падает.

И дай Бог, чтобы это размышление над сегодняшним Евангелием побудило нас к ответственности за свою жизнь, потому что блудные грехи, как бумеранг, на наших детях отразятся и перечеркнут их жизнь, сделают несчастными и в жизни семейной, и вообще в жизни общественной. Грех подрубает, как секира, под корень их начинающуюся молодую незрелую жизнь.

Далее, этот юноша говорит Христу: «всё это сохранил я от юности своей; чего ещё недостаёт мне?» (Мф. 19; 20). Наверное, он так же «исповедовался», как мы с вами: «нет грехов, ни в чём не грешен. А если блуд был, то только по согласию; я не виноват, сама приставала». Господь, как бы уходя от полемики, может ли человек исполнить заповеди в духе евангельском, говорит, посмотрев на этого юношу: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф. 19; 21).

Дорогие братия и сестры. Здесь вообще Христос говорит применительно к ХХI-му веку о совершенно нереальных вещах. Кто из нас способен к тому, чтобы продать свою квартиру? Только в долевое участие вступил, и вдруг иди, продай и раздай нищим. С одной стороны, Христос не предлагает это как общее правило, как руководство, реальное для всех. Но ведь, сколько было святых в истории нашей Церкви, которые поступали так в буквальном смысле? Преподобный Антоний Великий, услышав эти же слова: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», всё богатое наследство, оставшееся у него после родителей, раздал нищим и ушёл в монастырь. Наконец, монахи в многочисленных обителях и сейчас таким же образом поступают, и, забывая все материальные блага, уходят в монастырь, отдавая свою жизнь в руки Промысла Божиего.

Наверное, дорогие братия и сестры, эти слова: «иди, продай имение твоё и следуй за Мною», конечно же, о том, что мы с вами должны творить милостыню. И в этом отношении мы все с вами повинны в том, что милосердия нет вообще в нашей жизни. Мы копейки какие-то, гроши даём и в Церкви, и где-то нищим. Эти деньги никак не влияют на нашу жизнь, не ущемляют нас никоим образом. Ну, дал, к примеру, тысячу, а сто тысяч остались дома. Абсолютно незаметно для нашего семейного бюджета.  

Церковь наша современная, и наш приход, в частности, существует благодаря благодетелям, но не благодаря прихожанам. Такой вот парадокс в наше время существует: всё, что делается здесь и строится, это не благодаря христианам, а иногда благодаря язычникам, благодаря мусульманам даже. Это такие вещи, которые других спасают, но это спасение стороной обходит каждого из нас.

Дорогие братия и сестры. Милостыня предполагает по своей сути некий элемент жертвы, когда ты от себя что-то оторвал. Не ту мелочь отдал, которая в кармане тебе мешает, а когда что-то от себя оторвал и в чём-то ущемил себя, что-то не купил себе, а отдал людям. 

Сегодня, например, память святого праведного Филарета Милостивого, который жил в  VIII-ом веке. Он не зря, не случайно заслужил такое наименование: «милостивый». Он всё раздавал, что имел. Он проживал в Малой Азии и был необыкновенно богатым человеком. Когда арабы-мусульмане совершили опустошительный набег на эту землю, они забрали у него всё, оставив лишь несколько животных из домашнего скота: корову, пару волов, несколько ульев пчёл, ещё что-то. И он всё раздал. Отдал корову. Когда он пахал на поле, к нему подошёл крестьянин, у которого вол пал. Святой выпряг одного из своих волов и отдал крестьянину. Потом второго отдал, и так всё раздал. Остались только пчёлы одни, и тогда он мёдом стал делиться. Наконец, когда ничего не осталось, пришёл один нищий человек, которому не во что было одеться, и он половину одежды своей отдал. Дети и жена роптали на него и считали сумасшедшим. Когда его друг прислал ему десять мер пшеницы, то жена, уже негодуя на его милосердие, на его причуды, забрала половину — пять мер, чтобы не умереть с голода. Оставшуюся  ему половину он сразу же раздал. И нечего было ему есть вообще. Тогда пришёл он в дом свой, который помнил времена изобилия, во время обеда, когда жена и дети его что-то ели за столом, и говорит: «дети мои, пустите и меня за стол не как вашего отца, а как нищего, чтобы и я мог подкрепиться немного».

А затем произошло вот что. Его внучка стала женой императора Константина Порфирородного, и былое богатство вернулось в их семью. Когда это богатство снова пришло в их жизнь, Филарет сказал своей супруге, чтобы она приготовила на следующий день обед на двести человек, потому что сам царь хочет прийти к ним. А сам привёл всех нищих из Константинополя, всех увечных, хромых, больных, прокажённых. Весь дом был наполнен этими бомжами, этими отбросами общества. И сам Филарет служил перед ними, как последний раб. И тогда близкие и родные поняли, о каком царе говорил им Филарет, потому что в образе этих нищих Сам Господь пришёл в их дом. И то богатство и изобилие жизни, которое вернулось в их дом, подтвердило это  необыкновенное благочестие и веру святого праведного Филарета. И когда он скончался, то бесноватый исцелился, только прикоснувшись к его гробу. И в этом видели все необыкновенную чистоту и святость его жизни.

Кто из нас, дорогие братия и сестры, способен к этой высоте милосердия, чтобы всё отдать, а самому надеяться на Бога? Мы с вами даже не дорастаем до ветхозаветной заповеди о том, что десятую часть своих доходов надо отдавать на дела милостыни, чтобы творить добрые дела, не говоря уже об этом примере подражания святому праведному Филарету. Мы с вами подобны богатому юноше, который, услышав о том, что нужно продать своё имение и раздать нищим, отошёл от Христа. Мы не знаем, что с ним стало, одумался он или нет. Скорее всего, нет.

А мы с вами тоже принимаем христианство как-то выборочно, чуть-чуть. «Пост – ага, значит, молочко нужно пить, потому что желудок, потому что после сорока лет косточки начинают болеть, им молочко надо. А где молочко, там пошло и мясцо. Ну как же, пришёл в гости, а там салат, например, мясной. Не буду же я обижать хозяев, которые меня позвали, а я специально не предупредил их, что сейчас пост.» И человек со всем усердием наворачивает, чтобы хватило до Рождества Христова, до заговенья. Это показывает, что мы принимаем христианство выборочно, чуть-чуть, немного пускаем Христа в нашу жизнь. Если богослужение — то немного; причащаемся раз в году, каемся через пень-колоду, не поймёшь, в чём; молитв утром и вечером тоже нет; правила ко причащению тоже нет. А зачем? Тяжело и непонятно. И  вот от христианства ничего не остаётся в нашей с вами жизни.

А самое главное, что сказал Христос: «иди, продай имение твоё, раздай нищим и затем следуй за Мною». Раздать мало, можно в такую гордыню впасть, что не выйдешь из неё, с бесами соединишься. «Следуй за Мною» — это самые главные слова сегодняшнего Евангелия. 

Дорогие братия и сестры. Как хорошо было бы, если эти слова Христа мы с вами приложили к себе. Чтобы жизнь наша была подобна Ему; чтобы мы не просто знали одну теорию, а чтобы Христос был в нашей жизни, чтобы Он менял её, чтобы мы все решения, поступки, слова с Ним сверяли и жили со Христом.

Дай Бог нам этой мудрости и верности ко Христу. Аминь.

14 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня за воскресной литургией читалось Евангелие, которое имеет прекрасные духовно-нравственные моменты, жизненно необходимые для нашего назидания и духовного преуспения.

Человек некий подошёл к Иисусу и, пав пред Ним на колени, спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19; 16). Обратим внимание на два момента. Во-первых, что это был не просто человек некий, а, как говорят евангелисты Матфей и Марк, человек состоятельный, богатый, имеющий большое имение, но этот человек был молодым по годам жизни своей. Во-вторых, он обратился ко Христу, назвав Его лишь Учителем благим. «Благой» — это термин, относящийся только к Богу, то есть имеющий благодать, благость. И в этом было уже некое лицемерие, несоответствие. Если «учитель», то это только земная категория, а термин «благий» относится только к Богу, и поэтому Господь поправляет его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19; 17). А Бога этот юноша не видел во Христе, как не видят сейчас во Христе Бога иеговисты, мусульмане, муниты, саентологи, буддисты и последователи других более страшных или менее страшных тоталитарных сект, которые просто на сумасшествии человеческом организованы и созданы для земных каких-то корыстных, меркантильных целей или для удовлетворения собственной гордыни их основателей.

Так вот, дорогие братия и сестры, мы напоминаем каждый самому себе, что отличительная черта учения веры православной состоит в признании во Христе Бога. Рождение Богочеловека на земле будем праздновать уже через несколько недель. Сейчас уже идёт Рождественский пост. Кто не знает, кстати, напоминаем, что не все ещё начали поститься. Может, хоть с этого дня сегодняшнего, воскресенья, некоторые верующие найдут в себе нравственные силы и сопричислят себя к традиции христианского народа.

Почитание Христа как Бога, Богочеловека — это главная отличительная черта нашей с вами веры. Святитель Христов Николай именно за это исповедание так пламенел душой, так горячо исповедал это. И поэтому, когда он принимал участие в Первом Вселенском Соборе, от Ария услышал такую чушь и ересь, что Христос —  это лишь высшее Божественное творение, что он не выдержал и сделал соответствующее заушение Арию, совершенно в духе русского характера. Как Арий это перенёс, остался стоять или уже в другом положении был, в горизонтальном, это историки не сообщают нам. Но самое главное, за что выступает свт. Николай — это исповедание Христа как Бога.

Человек, который подошёл ко Христу, не видел в Нём ничего выдающегося, ничего сверхъестественного, а видел лишь земного талантливого Учителя, который учил о чём-то прекрасном и возвышенном. Это, дорогие братия и сестры, является для нас ещё одним полезным напоминанием: если мы хотим быть такими добрыми, хорошими, прекрасными, но без Христа – у нас ничего  не получится. Нравственность, созданная без основания, без Христа, приводит в тупик и терпит поражение. Пример: «моральный кодекс строителя коммунизма» при советской власти — плагиат Евангелия. Украли, списали с Евангелия, а источника нравственности нет. Откуда брать пример? В ком видеть истоки этой нравственности? Почему надо быть нравственным?

Поэтому, дорогие братия и сестры, всегда детей наших надо учить, говоря им об этом аспекте, что есть заповеди, данные Богом. Не просто так, как стихотворения советских классиков: «что такое хорошо и что такое плохо». Что в жизни можно делать, а что не надо делать — нужно объяснять на основе Божественных заповедей, тогда это будет долговечно, тогда это будет убедительно и на всю жизнь.

«Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Дорогие братия и сестры, как редки такие вопрошания. О чем говорит наша молодежь? Что она ищет и что спрашивает? Например, самый классический вопрос: где заработать денег, да чтобы побыстрее, без труда, без последствий. Какие другие вопросы занимают людей? Как сделать карьеру, как быть успешным, чтобы состояться в жизни? Как устроить свою жизнь личную, семейную, но сначала, конечно, попробовать лет до тридцати-тридцати пяти, а потом, наконец-то, понять, что пора детей рожать и создавать семью. 

Вот если бы наши дети, дорогие братия и сестры, основываясь на нашем родительском воспитании, с пелёнок бы, со школы эти вопросы задавали: как жить, чтобы наследовать жизнь вечную? Как бы прекрасна была наша жизнь. Скольких бы родителей слёз она лишила, потому что мы не говорим об этом, не воспитываем в этом своих детей. И абсолютно не обращаем внимания на духовные вещи, на цель их жизни, поэтому потом сами очень тяжко страдаем, когда дети наши живут не так, как хотелось бы нам.

Господь отвечает этому молодому человеку: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19; 17). Какие заповеди? Как будто никогда не слышал, как будто нет Евангелия, как будто нет интернета. В наш ХХI век не можешь узнать, что в Рождественский пост поститься надо? Что есть заповеди о почитании отца и матери? Не знали ничего о Христе? Никто не может оправдаться в ХХI веке, что не знал и не слышал о Христе, и поэтому, в этом смысле, это времена апокалипсические, потому что одним из признаков конца света в Евангелии являются слова: « И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24;14). Разве эти времена не настали сейчас? Наверное, никто из живущих сегодня даже в Индии, в Китае, в других более или менее лишённых цивилизации местах, где-то в пустынях, в лесах не может сказать: «Господи, прости. Язычником родился, язычником умер и ничего не слышал о Тебе». И поэтому, это налагает на нас особую ответственность.

Какие же заповеди этому человеку, который не знал, что их надо соблюдать, напоминает Господь? Он начинает с седьмой заповеди: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельст-вуй, чти отца и мать и так далее. Господь напоминает ему заповеди, которые обязан человек соблюдать по отношению к ближнему. Почему Он начинает с седьмой заповеди? Не с первой, не с четвёртой: «помни день субботний», например, а именно с седьмой? Да потому, дорогие братия и сестры, что перед Ним стоял человек с определённым анамнезом, с определённой историей жизни. Блуд был непреодолённой страстью этого богатого юноши.

Дорогие братия и сестры, не только для современников Христа, а для ХХI-го века вообще в самую точку бьёт это слово Евангелия, потому что блуд внедряется в жизнь наших детей уже лет с пятнадцати, как только гармончики начинают появляться, вырабатываться в организме. Как только перешёл из восьмого или девятого класса либо в ПТУ, либо в техникум – и всё. Общежития все пронизаны блудом. Если бы там видеокамеры показывали, что творится в этих студенческих общежитиях, то, наверное, поседел бы человек от этого ужаса мерзости, которая там творится. Да и нас с вами, уже виды видавших людей и здесь стоящих в храме, и то блудные страсти раздирают и распирают так, что невозможно противостоять. Самое удивительное состоит в том, что человек, который грешит блудом, не чувствует себя блудником. Во-первых, он же грешит по согласию. Во-вторых, оказывается, это жизненная необходимость. Сходите на приём в поликлинику к врачам, к женским или к мужским — не будем конкретизировать, они скажут, что это вам для здоровья надо. «Да ты не замужем? Нет? У тебя женщины нет? Да ты что? Да зачем? Надо завести», как собаку, например.

Дорогие братия и сестры, это же страшная проблема в жизни. Эти советы безбожных врачей настолько убеждают людей, что он приходит потом на исповедь и вообще греха в этом не чувствует. Говорит, врачи так советуют: «Надо, а иначе проблемы будут со здоровьем».   

А как же монахи-то живут? Монахи с юных лет уходят в обители и посвящают себя целожизненному подвигу чистоты и целомудрия. И как нам бороться надо, дорогие братия и сестры, ведь блудные страсти вызывают страшнейшие последствия. Как отречение от Христа надо воспринимать этот блуд, который пронизывает нашу с вами жизнь. Надо избегать всяких предлогов и не смотреть блудные фильмы. А какие фильмы ещё есть? Да кроме новостей там всё блуд сплошной, какой бы канал не включил. А если антенна есть какая-нибудь спутниковая, так вообще сплошь и рядом, с утра и до вечера и реклама будет. Чрезмерное питание человека, и его одежда, внешний вид с нанесённой на физиономию боевой окраской; ресницы, тушью залитые. Всё это свидетельствует о том, что страсти распирают тебя и ждёшь, чтобы кто-нибудь клюнул, и повод ко греху состоялся. 

Дорогие братия и сестры. По примеру этого богатого юноши, как нам следует беречь себя, как следует детей воспитывать в чистоте и целомудрии? А как мы их можем воспитать, когда, например, детей дома нет, а мать блудит? Да дверь закрыта, чтоб дети не вошли внезапно, не позвонив. Ну о чём здесь можно говорить, о какой чистоте и целомудрии, когда сами всё подрубают под корень и когда сами не могут служить правилом нравственной, добродетельной жизни для своих детей. И воистину, тогда сбывается русская пословица, что яблочко от яблони недалеко падает.

И дай Бог, чтобы это размышление над сегодняшним Евангелием побудило нас к ответственности за свою жизнь, потому что блудные грехи, как бумеранг, на наших детях отразятся и перечеркнут их жизнь, сделают несчастными и в жизни семейной, и вообще в жизни общественной. Грех подрубает, как секира, под корень их начинающуюся молодую незрелую жизнь.

Далее, этот юноша говорит Христу: «всё это сохранил я от юности своей; чего ещё недостаёт мне?» (Мф. 19; 20). Наверное, он так же «исповедовался», как мы с вами: «нет грехов, ни в чём не грешен. А если блуд был, то только по согласию; я не виноват, сама приставала». Господь, как бы уходя от полемики, может ли человек исполнить заповеди в духе евангельском, говорит, посмотрев на этого юношу: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф. 19; 21).

Дорогие братия и сестры. Здесь вообще Христос говорит применительно к ХХI-му веку о совершенно нереальных вещах. Кто из нас способен к тому, чтобы продать свою квартиру? Только в долевое участие вступил, и вдруг иди, продай и раздай нищим. С одной стороны, Христос не предлагает это как общее правило, как руководство, реальное для всех. Но ведь, сколько было святых в истории нашей Церкви, которые поступали так в буквальном смысле? Преподобный Антоний Великий, услышав эти же слова: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», всё богатое наследство, оставшееся у него после родителей, раздал нищим и ушёл в монастырь. Наконец, монахи в многочисленных обителях и сейчас таким же образом поступают, и, забывая все материальные блага, уходят в монастырь, отдавая свою жизнь в руки Промысла Божиего.

Наверное, дорогие братия и сестры, эти слова: «иди, продай имение твоё и следуй за Мною», конечно же, о том, что мы с вами должны творить милостыню. И в этом отношении мы все с вами повинны в том, что милосердия нет вообще в нашей жизни. Мы копейки какие-то, гроши даём и в Церкви, и где-то нищим. Эти деньги никак не влияют на нашу жизнь, не ущемляют нас никоим образом. Ну, дал, к примеру, тысячу, а сто тысяч остались дома. Абсолютно незаметно для нашего семейного бюджета.  

Церковь наша современная, и наш приход, в частности, существует благодаря благодетелям, но не благодаря прихожанам. Такой вот парадокс в наше время существует: всё, что делается здесь и строится, это не благодаря христианам, а иногда благодаря язычникам, благодаря мусульманам даже. Это такие вещи, которые других спасают, но это спасение стороной обходит каждого из нас.

Дорогие братия и сестры. Милостыня предполагает по своей сути некий элемент жертвы, когда ты от себя что-то оторвал. Не ту мелочь отдал, которая в кармане тебе мешает, а когда что-то от себя оторвал и в чём-то ущемил себя, что-то не купил себе, а отдал людям. 

Сегодня, например, память святого праведного Филарета Милостивого, который жил в  VIII-ом веке. Он не зря, не случайно заслужил такое наименование: «милостивый». Он всё раздавал, что имел. Он проживал в Малой Азии и был необыкновенно богатым человеком. Когда арабы-мусульмане совершили опустошительный набег на эту землю, они забрали у него всё, оставив лишь несколько животных из домашнего скота: корову, пару волов, несколько ульев пчёл, ещё что-то. И он всё раздал. Отдал корову. Когда он пахал на поле, к нему подошёл крестьянин, у которого вол пал. Святой выпряг одного из своих волов и отдал крестьянину. Потом второго отдал, и так всё раздал. Остались только пчёлы одни, и тогда он мёдом стал делиться. Наконец, когда ничего не осталось, пришёл один нищий человек, которому не во что было одеться, и он половину одежды своей отдал. Дети и жена роптали на него и считали сумасшедшим. Когда его друг прислал ему десять мер пшеницы, то жена, уже негодуя на его милосердие, на его причуды, забрала половину — пять мер, чтобы не умереть с голода. Оставшуюся  ему половину он сразу же раздал. И нечего было ему есть вообще. Тогда пришёл он в дом свой, который помнил времена изобилия, во время обеда, когда жена и дети его что-то ели за столом, и говорит: «дети мои, пустите и меня за стол не как вашего отца, а как нищего, чтобы и я мог подкрепиться немного».

А затем произошло вот что. Его внучка стала женой императора Константина Порфирородного, и былое богатство вернулось в их семью. Когда это богатство снова пришло в их жизнь, Филарет сказал своей супруге, чтобы она приготовила на следующий день обед на двести человек, потому что сам царь хочет прийти к ним. А сам привёл всех нищих из Константинополя, всех увечных, хромых, больных, прокажённых. Весь дом был наполнен этими бомжами, этими отбросами общества. И сам Филарет служил перед ними, как последний раб. И тогда близкие и родные поняли, о каком царе говорил им Филарет, потому что в образе этих нищих Сам Господь пришёл в их дом. И то богатство и изобилие жизни, которое вернулось в их дом, подтвердило это  необыкновенное благочестие и веру святого праведного Филарета. И когда он скончался, то бесноватый исцелился, только прикоснувшись к его гробу. И в этом видели все необыкновенную чистоту и святость его жизни.

Кто из нас, дорогие братия и сестры, способен к этой высоте милосердия, чтобы всё отдать, а самому надеяться на Бога? Мы с вами даже не дорастаем до ветхозаветной заповеди о том, что десятую часть своих доходов надо отдавать на дела милостыни, чтобы творить добрые дела, не говоря уже об этом примере подражания святому праведному Филарету. Мы с вами подобны богатому юноше, который, услышав о том, что нужно продать своё имение и раздать нищим, отошёл от Христа. Мы не знаем, что с ним стало, одумался он или нет. Скорее всего, нет.

А мы с вами тоже принимаем христианство как-то выборочно, чуть-чуть. «Пост – ага, значит, молочко нужно пить, потому что желудок, потому что после сорока лет косточки начинают болеть, им молочко надо. А где молочко, там пошло и мясцо. Ну как же, пришёл в гости, а там салат, например, мясной. Не буду же я обижать хозяев, которые меня позвали, а я специально не предупредил их, что сейчас пост.» И человек со всем усердием наворачивает, чтобы хватило до Рождества Христова, до заговенья. Это показывает, что мы принимаем христианство выборочно, чуть-чуть, немного пускаем Христа в нашу жизнь. Если богослужение — то немного; причащаемся раз в году, каемся через пень-колоду, не поймёшь, в чём; молитв утром и вечером тоже нет; правила ко причащению тоже нет. А зачем? Тяжело и непонятно. И  вот от христианства ничего не остаётся в нашей с вами жизни.

А самое главное, что сказал Христос: «иди, продай имение твоё, раздай нищим и затем следуй за Мною». Раздать мало, можно в такую гордыню впасть, что не выйдешь из неё, с бесами соединишься. «Следуй за Мною» — это самые главные слова сегодняшнего Евангелия. 

Дорогие братия и сестры. Как хорошо было бы, если эти слова Христа мы с вами приложили к себе. Чтобы жизнь наша была подобна Ему; чтобы мы не просто знали одну теорию, а чтобы Христос был в нашей жизни, чтобы Он менял её, чтобы мы все решения, поступки, слова с Ним сверяли и жили со Христом.

Дай Бог нам этой мудрости и верности ко Христу. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 декабря 2014

Памяти великомученицы Екатерины
Следующая проповедь

28 декабря 2014

Слово о званных на вечерю
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00