Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Наставление богатому юноше

Дорогие братия и сестры! В сегодняшний воскресный день на тринадцатой неделе по Пятидесятнице Церковь предлагает нам Евангелие от Матфея, которое повествует об одной удивительной встрече Христа с богатым юношей. Этот юноша был человеком благочестивым, искавшим Бога. Он подошёл ко Христу с очень глубоким религиозным вопросом: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Хотя он называет Христа «учителем благим», но не видит в Нём Бога, а признаёт лишь как мудрого учителя нравственности. Поэтому Господь поправляет его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Если бы юноша назвал простого учителя таким эпитетом, это было бы богохульством, потому что только Богу присуще это наименование, только Он является благим.

Но, тем не менее, сама постановка вопроса этим юношей удивляет своей глубиной, потому что далеко не каждый человек, тем более человек юных лет, вообще задает себе такой вопрос: «Как жить, чтобы наследовать жизнь вечную», то есть, чтобы жизнь твоя была устремлена к Богу, чтобы она привела к счастливой, блаженной вечности с Богом. Если бы каждый человек ставил перед собой такой вопрос, то жизнь наша была бы совершенно другой; и общество, и мир в целом были бы совсем другими. Беда наша состоит в том, что мы очень редко для себя ставим эти вопросы.

Господь на вопрос этого юноши отвечает: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»,  то есть, чтобы он исполнил их в своей жизни. Юноша ожидал другого ответа, точно так же, как, например, многие из нас ожидают какого-то неординарного ответа либо от священника, либо от духовных книг, когда ищут чего-то такого особенного, например, какого-то священнодействия либо особо сильной молитвы. Если у человека что-то случилось в жизни, он приходит и спрашивает: как и кому молиться. То есть, речь не идёт о том, чтобы изменить жизнь, покаяться в грехах, иногда смертных, тяжелейших. Нужно лишь что-то исполнить, что-то совершить, что-то заказать, чтобы сразу, мгновенно, как у колдунов, всё исправилось, а самому при этом меняться не надо.

Этот юноша, наверное,  тоже ожидал какого-то особенного, неизвестного для него ответа от этого необыкновенного Учителя, слава о Котором уже шла по всей Палестине. Но Христос, отвечая ему, напоминает азбучные, элементарные истины, которые каждый иудей с детства должен был знать: соблюди заповеди. Юноша опять не понимает, о чём идёт речь. Он знает прекрасно эти заповеди и думает, что это, может быть, какие-то особенные правила, которые уже впоследствии войдут в иудейский талмуд, и эти десять заповедей перерастут там в сотни других, возможно, в несколько сотен. У иудеев есть более семисот заповедей, которые описывают  мельчайшие правила поведения человека в мире, а особенно исполнение субботнего покоя. Всё конкретно, до мелочей расписано.

Поэтому юноша и спрашивает: «Какие заповеди?» И Господь ему перечисляет: «Не убий, не прелюбы сотвори, не лжесвидетельствуй, не кради, чти отца и мать своих и возлюби ближнего твоего, как сам себя». Интересно отметить то, что Господь напоминает эти заповеди не в обычном  порядке. Если бы мы вспомнили книги «Второзаконие» или «Исход», в которых содержатся эти заповеди, данные Моисею Богом на горе Синайской, то мы бы должны услышать напоминание этих заповедей с других слов: «Аз есмь Господь Бог твой». Сначала идёт заповедь о Боге, потом запрещающая идолов, потом благоговение к имени Божиему  и так далее.

Многих людей смущает такой вопрос, почему Господь даёт этому юноше неправильный порядок заповедей. Святитель Николай Сербский, отвечая на этот вопрос, говорит, что для этого юноши те заповеди, которые напомнил ему Господь, были самыми трудноисполнимыми. Этот юноша, вероятно, где-то витал в облаках. Он был занят каким-то  высоким богословием, но, конечно, в обрядовом исполнении, потому что Господь не напоминает ему заповеди, данные человеку по отношению его к Богу. Он напоминает о заповедях по отношению к человеку, начиная с убийства, потом прелюбодеяния, другие грехи.

Это повествование присутствует и у других евангелистов, не только у Матфея, но и у Луки, и у Марка. И там, и там напоминание заповедей начинается с заповеди седьмой о  прелюбодеянии. Поэтому святитель Николай Сербский отмечает, что для молодости, как ни для какого другого возраста, как раз эта страсть является самой опасной и самой охватывающей всю жизнь человека, когда он становится рабом этой страсти.

Юноша в ответ на напоминание этих заповедей говорит, что всё это он сохранил от юности своей. Но этот ответ юноши можно понимать в двояком смысле. С одной стороны, конечно, в похвальном смысле, что он старался выполнять эти заповеди и знал о них. Но с другой стороны, с точки зрения христианской, конечно, это было самомнение, потому что сказать, что ты исполнил заповеди, никто не может, особенно из членов новозаветной Церкви. Никто из святых никогда бы не дерзнул сказать, что он исполнил заповеди. Только баптисты с улицы Павловской могут сказать, что они приняли  дар покаяния и всё — дело в шляпе, спасение уже совершено. В православной традиции немыслим такой ответ. Это ответ, который сквозит гордыней бесовской, когда человек уже перестаёт думать о своём спасении, когда он в  самоапофеозе уже находится.

 Итак, юноша отвечает таким образом: «Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?» И тогда Господь говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Это не заповедь Божия, такой заповеди нет в числе десяти, данных Моисеем человечеству. Нет заповеди о продаже имения и в новозаветных заповедях: в заповедях блаженств, в нагорной проповеди. Это было лишь пожелание, которое касалось конкретно этого юноши.

Этот совет Христа, данный юноше, показывает, что у этого  конкретного человека страсть к богатству, к имуществу, к обладанию закрывала Бога. У любого из нас это может быть та же самая страсть, а может быть, страсть другая, например, страсть курения, алкоголя, блуда. Почему-то в последнее время я очень часто стал сталкиваться с такой страстью, как  стремление главенства в своей семье. Это очень опасная тенденция.

Однажды к нам в приход приезжал один человек из Петербурга. Он был в храме Димитрия Солунского в Коломягах, и там его не устроили ответы священника на «животрепещущий» вопрос, пришёл сюда искать правды — почему жена его не слушается. «Скажите, что написано у апостола Павла: кто глава семьи — муж или жена?» Хорошо, что батюшка знал катехизис и смог ответить правильно, но если бы ответ был неправильным, то могла возникнуть сложная обстановка, потому что уже в храме никого не было, исповедники ушли по домам. «Понимаете, муж должен быть главой семьи». Да, но это заслужить надо. Во-первых, надо содержать свою семью, как  минимум. А во-вторых, по нравственной высоте быть достойным этого признания главенства в своей семье. И тогда не надо будет выстраивать никакие теории, ни в суд обращаться, ни к журналистам. Этот человек собирался потом к своим проблемам  привлечь общественность, потому что у него жена в храме работает и не слушается его. А такая  ситуация приводит человека в тупик. В конечном итоге, первопричиной возникновения данной ситуации является страсть гордыни, которая обладает человеком и которая заслоняет от него Бога, как и любая другая страсть.

Теперь вернемся к Евангелию.

К богатству люди относились по-разному. Например, в Ветхом Завете богатство считалось благословением Божиим. Вспомните, например, Авраама, Иова Многострадального до его испытания Богом и после, когда его богатство умножилось в десятки раз, царя Давида, Соломона и других ветхозаветных праведников. Взирая на их жизнь, мы видим справедливость этой ветхозаветной морали. Для сектантов, начиная с баптистов, для всей западной культуры характерна именно эта тенденция до сих пор. Если человек богат, значит, на нём благословение Божие, значит, у него всё в порядке.

Дело в том, дорогие братия и сестры, что для православных христиан тоже эта тенденция, имеет место быть. Почему, для чего люди приходят в церковь? Думаете, для вечного спасения? Для своей души? Для вечности? Чтобы пострадать за Христа, пролить за Него кровь? Исполнить его заповеди? Это редчайшее явление. В основном, в церковь, к Богу приходят люди, обуреваемые скорбями, болезнями. Приходят для того, чтобы, если никто не помогает, то хотя бы Бог помог, чтобы в жизни всё наладилось, и достаток появился, и какое-то богатство, более или менее приемлемое. В этом случае Бог становится не целью человеческой жизни, а средством. Это очень опасное, неправильное представление о Боге. Сейчас в современной России богатство тоже стало целью и основной психологией людей. Люди стремятся достичь богатства и достатка в жизни, но к богатым относятся с ненавистью. Эта ненависть питается завистью человеческой, что у тебя нет того, что есть у соседа, и эта ненависть подпитывает собственное желание человека достичь того, чего нет. Поэтому это двоякая страсть. Не надо думать, что бедность сама по себе является некоей добродетелью и неким таким, говоря языком аскетики,  непадательным состоянием — отнюдь нет. И то, и другое состояние несут в себе опасность грехов, опасность того, что эта страсть затмит Бога в жизни человека.

Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы нас отрезвлял пример этого богатого юноши,  который отошёл от Христа с печалью, который бросил Христа, который не захотел менять Христа на блага жизни. Ведь нас никто не заставляет оставлять материальные блага, которые мы с вами имеем. Но если бы это было необходимо, если бы этот вопрос звучал не к какому-то абстрактному юноше, собирательному евангельскому образу, а к каждому из нас; если бы Господь так обратился к нам: «Иди, раба Божия Марфа, продай всё, что у тебя есть, поживи месяц бомжом на трубах «Водотеплоснаба», в подвалах, тогда будешь иметь жизнь вечную». Ринулся бы народ, думаете? Никто бы не пошёл, ни один человек. Я сталкивался с таким интересным отношением к благам цивилизации, когда мы готовили паломническую поездку по древним обителям. Эта обитель звучит в веках, например, возьмём Глинскую пустынь или  иные обители. А что народ спрашивает? «А душ там есть?» Как предки наши: бабушки, прабабушки жили? В лучшем случае, баню имели, которую топили раз в неделю, и вся деревня мылась. Какой душ? Если душа нет, значит, в монастырь народ не едет, потому что без душа, без горячей воды жить не могут. Представляете, как благо незаметно, вещь совершенно безобидная и естественная, которой каждый человек обладает, но как она становится неотъемлемой частью обихода, и человек вне этого минимального комфорта уже не мыслит своей жизни.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы не теряли идеала и цели своей христианской жизни — Христа. Чтобы никакие препятствия, которые сильнее Его, не появлялись в нашей жизни. Аминь.

26 августа 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В сегодняшний воскресный день на тринадцатой неделе по Пятидесятнице Церковь предлагает нам Евангелие от Матфея, которое повествует об одной удивительной встрече Христа с богатым юношей. Этот юноша был человеком благочестивым, искавшим Бога. Он подошёл ко Христу с очень глубоким религиозным вопросом: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Хотя он называет Христа «учителем благим», но не видит в Нём Бога, а признаёт лишь как мудрого учителя нравственности. Поэтому Господь поправляет его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Если бы юноша назвал простого учителя таким эпитетом, это было бы богохульством, потому что только Богу присуще это наименование, только Он является благим.

Но, тем не менее, сама постановка вопроса этим юношей удивляет своей глубиной, потому что далеко не каждый человек, тем более человек юных лет, вообще задает себе такой вопрос: «Как жить, чтобы наследовать жизнь вечную», то есть, чтобы жизнь твоя была устремлена к Богу, чтобы она привела к счастливой, блаженной вечности с Богом. Если бы каждый человек ставил перед собой такой вопрос, то жизнь наша была бы совершенно другой; и общество, и мир в целом были бы совсем другими. Беда наша состоит в том, что мы очень редко для себя ставим эти вопросы.

Господь на вопрос этого юноши отвечает: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»,  то есть, чтобы он исполнил их в своей жизни. Юноша ожидал другого ответа, точно так же, как, например, многие из нас ожидают какого-то неординарного ответа либо от священника, либо от духовных книг, когда ищут чего-то такого особенного, например, какого-то священнодействия либо особо сильной молитвы. Если у человека что-то случилось в жизни, он приходит и спрашивает: как и кому молиться. То есть, речь не идёт о том, чтобы изменить жизнь, покаяться в грехах, иногда смертных, тяжелейших. Нужно лишь что-то исполнить, что-то совершить, что-то заказать, чтобы сразу, мгновенно, как у колдунов, всё исправилось, а самому при этом меняться не надо.

Этот юноша, наверное,  тоже ожидал какого-то особенного, неизвестного для него ответа от этого необыкновенного Учителя, слава о Котором уже шла по всей Палестине. Но Христос, отвечая ему, напоминает азбучные, элементарные истины, которые каждый иудей с детства должен был знать: соблюди заповеди. Юноша опять не понимает, о чём идёт речь. Он знает прекрасно эти заповеди и думает, что это, может быть, какие-то особенные правила, которые уже впоследствии войдут в иудейский талмуд, и эти десять заповедей перерастут там в сотни других, возможно, в несколько сотен. У иудеев есть более семисот заповедей, которые описывают  мельчайшие правила поведения человека в мире, а особенно исполнение субботнего покоя. Всё конкретно, до мелочей расписано.

Поэтому юноша и спрашивает: «Какие заповеди?» И Господь ему перечисляет: «Не убий, не прелюбы сотвори, не лжесвидетельствуй, не кради, чти отца и мать своих и возлюби ближнего твоего, как сам себя». Интересно отметить то, что Господь напоминает эти заповеди не в обычном  порядке. Если бы мы вспомнили книги «Второзаконие» или «Исход», в которых содержатся эти заповеди, данные Моисею Богом на горе Синайской, то мы бы должны услышать напоминание этих заповедей с других слов: «Аз есмь Господь Бог твой». Сначала идёт заповедь о Боге, потом запрещающая идолов, потом благоговение к имени Божиему  и так далее.

Многих людей смущает такой вопрос, почему Господь даёт этому юноше неправильный порядок заповедей. Святитель Николай Сербский, отвечая на этот вопрос, говорит, что для этого юноши те заповеди, которые напомнил ему Господь, были самыми трудноисполнимыми. Этот юноша, вероятно, где-то витал в облаках. Он был занят каким-то  высоким богословием, но, конечно, в обрядовом исполнении, потому что Господь не напоминает ему заповеди, данные человеку по отношению его к Богу. Он напоминает о заповедях по отношению к человеку, начиная с убийства, потом прелюбодеяния, другие грехи.

Это повествование присутствует и у других евангелистов, не только у Матфея, но и у Луки, и у Марка. И там, и там напоминание заповедей начинается с заповеди седьмой о  прелюбодеянии. Поэтому святитель Николай Сербский отмечает, что для молодости, как ни для какого другого возраста, как раз эта страсть является самой опасной и самой охватывающей всю жизнь человека, когда он становится рабом этой страсти.

Юноша в ответ на напоминание этих заповедей говорит, что всё это он сохранил от юности своей. Но этот ответ юноши можно понимать в двояком смысле. С одной стороны, конечно, в похвальном смысле, что он старался выполнять эти заповеди и знал о них. Но с другой стороны, с точки зрения христианской, конечно, это было самомнение, потому что сказать, что ты исполнил заповеди, никто не может, особенно из членов новозаветной Церкви. Никто из святых никогда бы не дерзнул сказать, что он исполнил заповеди. Только баптисты с улицы Павловской могут сказать, что они приняли  дар покаяния и всё — дело в шляпе, спасение уже совершено. В православной традиции немыслим такой ответ. Это ответ, который сквозит гордыней бесовской, когда человек уже перестаёт думать о своём спасении, когда он в  самоапофеозе уже находится.

 Итак, юноша отвечает таким образом: «Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?» И тогда Господь говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Это не заповедь Божия, такой заповеди нет в числе десяти, данных Моисеем человечеству. Нет заповеди о продаже имения и в новозаветных заповедях: в заповедях блаженств, в нагорной проповеди. Это было лишь пожелание, которое касалось конкретно этого юноши.

Этот совет Христа, данный юноше, показывает, что у этого  конкретного человека страсть к богатству, к имуществу, к обладанию закрывала Бога. У любого из нас это может быть та же самая страсть, а может быть, страсть другая, например, страсть курения, алкоголя, блуда. Почему-то в последнее время я очень часто стал сталкиваться с такой страстью, как  стремление главенства в своей семье. Это очень опасная тенденция.

Однажды к нам в приход приезжал один человек из Петербурга. Он был в храме Димитрия Солунского в Коломягах, и там его не устроили ответы священника на «животрепещущий» вопрос, пришёл сюда искать правды — почему жена его не слушается. «Скажите, что написано у апостола Павла: кто глава семьи — муж или жена?» Хорошо, что батюшка знал катехизис и смог ответить правильно, но если бы ответ был неправильным, то могла возникнуть сложная обстановка, потому что уже в храме никого не было, исповедники ушли по домам. «Понимаете, муж должен быть главой семьи». Да, но это заслужить надо. Во-первых, надо содержать свою семью, как  минимум. А во-вторых, по нравственной высоте быть достойным этого признания главенства в своей семье. И тогда не надо будет выстраивать никакие теории, ни в суд обращаться, ни к журналистам. Этот человек собирался потом к своим проблемам  привлечь общественность, потому что у него жена в храме работает и не слушается его. А такая  ситуация приводит человека в тупик. В конечном итоге, первопричиной возникновения данной ситуации является страсть гордыни, которая обладает человеком и которая заслоняет от него Бога, как и любая другая страсть.

Теперь вернемся к Евангелию.

К богатству люди относились по-разному. Например, в Ветхом Завете богатство считалось благословением Божиим. Вспомните, например, Авраама, Иова Многострадального до его испытания Богом и после, когда его богатство умножилось в десятки раз, царя Давида, Соломона и других ветхозаветных праведников. Взирая на их жизнь, мы видим справедливость этой ветхозаветной морали. Для сектантов, начиная с баптистов, для всей западной культуры характерна именно эта тенденция до сих пор. Если человек богат, значит, на нём благословение Божие, значит, у него всё в порядке.

Дело в том, дорогие братия и сестры, что для православных христиан тоже эта тенденция, имеет место быть. Почему, для чего люди приходят в церковь? Думаете, для вечного спасения? Для своей души? Для вечности? Чтобы пострадать за Христа, пролить за Него кровь? Исполнить его заповеди? Это редчайшее явление. В основном, в церковь, к Богу приходят люди, обуреваемые скорбями, болезнями. Приходят для того, чтобы, если никто не помогает, то хотя бы Бог помог, чтобы в жизни всё наладилось, и достаток появился, и какое-то богатство, более или менее приемлемое. В этом случае Бог становится не целью человеческой жизни, а средством. Это очень опасное, неправильное представление о Боге. Сейчас в современной России богатство тоже стало целью и основной психологией людей. Люди стремятся достичь богатства и достатка в жизни, но к богатым относятся с ненавистью. Эта ненависть питается завистью человеческой, что у тебя нет того, что есть у соседа, и эта ненависть подпитывает собственное желание человека достичь того, чего нет. Поэтому это двоякая страсть. Не надо думать, что бедность сама по себе является некоей добродетелью и неким таким, говоря языком аскетики,  непадательным состоянием — отнюдь нет. И то, и другое состояние несут в себе опасность грехов, опасность того, что эта страсть затмит Бога в жизни человека.

Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы нас отрезвлял пример этого богатого юноши,  который отошёл от Христа с печалью, который бросил Христа, который не захотел менять Христа на блага жизни. Ведь нас никто не заставляет оставлять материальные блага, которые мы с вами имеем. Но если бы это было необходимо, если бы этот вопрос звучал не к какому-то абстрактному юноше, собирательному евангельскому образу, а к каждому из нас; если бы Господь так обратился к нам: «Иди, раба Божия Марфа, продай всё, что у тебя есть, поживи месяц бомжом на трубах «Водотеплоснаба», в подвалах, тогда будешь иметь жизнь вечную». Ринулся бы народ, думаете? Никто бы не пошёл, ни один человек. Я сталкивался с таким интересным отношением к благам цивилизации, когда мы готовили паломническую поездку по древним обителям. Эта обитель звучит в веках, например, возьмём Глинскую пустынь или  иные обители. А что народ спрашивает? «А душ там есть?» Как предки наши: бабушки, прабабушки жили? В лучшем случае, баню имели, которую топили раз в неделю, и вся деревня мылась. Какой душ? Если душа нет, значит, в монастырь народ не едет, потому что без душа, без горячей воды жить не могут. Представляете, как благо незаметно, вещь совершенно безобидная и естественная, которой каждый человек обладает, но как она становится неотъемлемой частью обихода, и человек вне этого минимального комфорта уже не мыслит своей жизни.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы не теряли идеала и цели своей христианской жизни — Христа. Чтобы никакие препятствия, которые сильнее Его, не появлялись в нашей жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

22 июля 2012

О молитве
Следующая проповедь

16 сентября 2012

Беседа Христа с законником

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00