Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о слепом

Христос воскресе!  

Дорогие братия и сестры! Последняя Пасхальная радость в этом году — сегодняшний  воскресный день. Сегодня каждого из нас Господь радует особым Своим присутствием и особым милосердием. Пасхальные песнопения, которые звучали сегодня во время Божественной литургии и в её завершении словно отправляли нас на 40 дней назад к этому светлому празднику спасительного Христова Воскресения. Мы с вами — грешные люди, не можем долго носить в своём сердце эту пасхальную радость. Часто бывает так, что сразу после праздника Пасхи проходит день-два, мы возвращаемся к своим обычным земным, житейским делам, и от пасхальной радости ничего не остаётся.

Святые люди, которые жили в Духе Святом, которые были облечены постоянно благодатью Божией, эту радость продлевали для себя, они её всегда носили в своём сердце. Например, наш любимый русский святой Серафим Саровский всегда жил с этой радостью. Независимо от времени года, он каждого приходящего встречал такими словами: «Радость моя, Христос Воскресе». И первые, и вторые слова уникальны. Вы попробуйте каждому человеку так сказать: «Радость моя». Иногда бывает, приходит человек, а ты его видеть не хочешь; по разным причинам: то времени нет, то занят, то он не твоего круга общения, не твоего образования, интеллекта, не твоей нации и т.д. А здесь — «Радость моя», и лицо Серафима Саровского воистину светилось и духовной радостью, и любовью к ближнему. «Христос Воскресе» — и вторая часть его приветствия не менее уникальна и не менее глубока, потому что Воскресение Христово — это смысл всей веры Христианской.

Вера наша Христианская, как на недвижимом камне, утверждается на Христе Воскресшем, потому, что если бы не было Христова Воскресения, то мы с вами были бы жалкими, несчастными людьми. Как говорил апостол Павел, если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, напрасно наше упование. Тогда бы христиане считались за обманщиков и шарлатанов, вера и учение Христово зашли бы в тупик. Это было бы лишь моральным учением с высокими нравственными заповедями, но не вело бы к вечной жизни и к победе над смертью и физической, и духовной.

Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы и дальше в нашей жизни, когда в воскресный день Господь нас собирает в Свой дом, в свой Храм, где Он Хозяин и Распорядитель жизни, мы вспоминали Пасху Христову, помнили всегда, что Христос воскрес ради нас, ради нашего спасения, и нет места унынию и печали в жизни христианина.

Сегодня в последнее воскресенье перед праздником Вознесения  читается особое Евангелие от Иоанна, Евангелие очень пространное, которое в мельчайших подробностях передаёт нам   сюжет об исцелении, которое совершил Христос, исцелив слепорожденного человека.  

Иоанн Богослов писал своё Евангелие самым последним из евангелистов, когда три других Евангелия были уже написаны Марком, Матфеем и Лукой. Они называются синоптическими, похожими, подобными, а вот Евангелие от Иоанна совершенно отличается от трёх остальных. Во- первых, Иоанн Богослов дополнил и написал то, что упустили Евангелисты, писавшие до него. Во-вторых, Евангелие от Иоанна написано совсем с другим смыслом. Иоанн Богослов не напрасно называется Церковью этим высочайшим наименованием, таким титулом, саном  богослова. Он явился первым богословом в Церкви, потому что его Евангелие говорит о Христе как Боге, как Сыне Божием, и начинается оно с таких победоносных слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это Евангелие мы с вами слышали на пасхальной ночной литургии — благовестие о Христе, как Сыне Божием.

Сегодняшнее Евангелие — об исцелении слепорождённого человека. Дорогие братия и сестры, нет возможности всё его передать и пересказать подробно. Христиане должны Евангелие читать дома, к воскресной службе подготовиться, посмотреть в церковный месяцеслов, какое Евангелие будут читать. Вдруг батюшка гугнивый будет читать, ни одного слова не разберёшь, а так человек заранее подготовится, будет знать, о чём идёт речь, заранее настроится на Евангелие, идя в храм, подумает, осмыслит его. И вообще, Евангелие мы с вами должны постоянно читать в нашей жизни, в молитвенном правиле. К сожалению, редко мы это делаем, прости нас, милосердный Господь, редко заглядываем в Твою книгу Божественную, которую Ты оставил и написал Духом Святым через апостолов для нас, грешных.

Есть в этом Евангелии об исцелении слепорождённого уникальные моменты, на которых хотелось бы остановиться. Во-первых, это необычное исцеление, необычный способ исцеления. Когда Христос вместе с учениками проходили мимо слепого человека, они, наверное, знали, что он был слепым от рождения. Ученики задали провокационный вопрос: «Учитель, а кто согрешил — он или его родители, что он родился слепым»? Вопрос, действительно, очень каверзный, вопрос с тенью неверия и упрёка Богу. И Господь отвечает: «Говорю вам, что ни он не согрешил, ни его родители, но родился он слепым для того, чтобы на нём явились дела Божии».

Дорогие братия и сестры, и мы с вами не будем испытывать долготерпение и милосердие Божие, не будем задавать в жизни таких вопросов, адресованных к Богу: а почему так, а почему по-другому. Почему одни рождаются бедными, другие нищими, одни становятся богатыми, другие становятся нищими в одночасье, одни рождаются и живут здоровыми, иные больными от чрева матери, а другие становятся больными и калеками, одни терпят лишения и скорби, а другие живут припеваючи, не зная никаких бед и скорбей.

Эти отличия в жизни человеческой встречаются сплошь и рядом, они бросаются в глаза. Порой, когда мы с вами находимся на гребне волны и счастья земного, то это, может быть, так не чувствуется, а когда  волна опускается, такой морской штиль настаёт в нашей жизни, вот тогда  из глубины человеческого сердца часто эти упрёки бросаются, как камни в небо: почему так, а почему я, а почему сегодня, а почему нельзя было этот момент отнести на более позднее  время.

Дорогие братия и сестры! Бог — Хозяин и Творец жизни человеческой, и Он определяет, кому быть в этой жизни богатым, кому бедным; чтобы богатые имели для себя источник и предмет для милосердия, видя нищих и обездоленных людей, а нищие становятся таковыми или являются в этот мир для того, чтобы эти христианские добродетели милосердия и доброты имели конкретное выражение и чтобы они были своеобразными руками Божьими, которые забирают эти дары милосердия, и через это спасаются и те, и другие.

Нет ни одного состояния в человеческой жизни, которое не было бы спасительным для человека и которое отторгало бы его от вечной жизни. Причина всегда в самом человеке, как он использует обстоятельства жизни, употребляет ли их во благо, благодарит ли Бога за все обстоятельства своей жизни или наоборот, ропщет на Него, восстаёт и идёт против Бога.

 Возвращаясь к этому вопросу, кто согрешил — он или его родители, мы с вами подходим к очень интересной и глубокой теме: взаимосвязи детей и родителей — влияние родителей на детей, влияние предков, рода на следующие поколения. Что можно об этом сказать?

Дорогие братия и сестры! Весь Ветхий Завет был наполнен верой в то, что существует очень жёсткая причинно-следственная связь между поколениями. Пророк Исайя в своей книге Боговдохновенной приводит такие слова: «Родители ели виноград, а у детей на зубах оскомина». Одни ели, а у других оскомина. Это образное сравнение, но оно достаточно понятное, оно говорит, что всё, что делают в жизни родители, как они живут — всё это не проходит бесследно и сказывается на грядущих поколениях.

Дорогие братия и сестры! Действительно, всё в жизни взаимосвязано. Мы неоднократно говорили о том, что добродетели, грехи и страсти влияют по-своему на человеческое общество. Человек, живущий без Бога, ошибочно считает, что жизнь принадлежит только ему и он волен распоряжаться ей так, как хочет. Хочет — грешит, хочет — живёт с Богом, хочет — не живёт. Отнюдь нет, такого права человеку никто не давал. Это наши советские классики, писавшие ещё под псевдонимами, наверное, боялись сказать открыто, они говорили, что человек — это звучит гордо и т.д.. А Христианство поскромнее высказывалось на этот счёт, с большим смирением и преданием себя в руки промысла Божия.

Так вот, человек сотворён Богом свободным, свобода человека абсолютна, но свобода и произвол — это разные вещи. Если человек использует свою свободу воли и живёт так, как ему вздумается — эта свобода перерастает в произвол, и в конце концов такой человек уходит от Бога «на страну далече», впадает в рабство к дьяволу. А человеческая свобода расцветает в человеке, приносит плоды только тогда, когда человек эту свободу возвращает Богу, как некий бесценный дар, данный ему, человеком используемый и с благодарностью возвращаемый Богу через вручение самого себя в руки промысла Божия. Мы пользуемся, освящаем эту свою свободу воли, которую Господь не отнял от нас даже в грехе Адамовом, когда наказывал первых людей, изгоняя их из райских обителей. Свобода осталась, но абсолютно свободны мы с вами воистину только тогда, когда мы эту свободу претворяем в рабство.

 Смотрите, какой парадокс — свобода и рабство, два совершенно противоположных состояния. А в христианстве — это одно состояние, точно так же, как рождение и смерть, когда свобода переходит в рабство Христу, когда мы становимся рабами Божьими в полном, абсолютном смысле этого слова. Раб не имеет ничего своего, у него нет свободы, он шага не может ступить без воли хозяина, без воли своего господина, поэтому всё христианство пронизано духом смирения.

Апостол Павел говорит, уча нас с вами: «Если вы когда исполните что-либо доброе в своей жизни, говорите, как рабы неключимые, которые сотворили то, что должны были сотворить». Нечем человеку гордиться, всё добро, которое он может в жизни сделать – это всё Божественные дары, Божественное воздействие на человека. Ничего мы не имеем в этом мире, ничего не привносим в него; и как нагими вошли в этот мир, так нагими и уйдём, а всё, чем обладаем — это Божьи дары, следы Его милосердия и Его бесконечной любви.

Так вот, дорогие братия и сестры, когда человек живет нравственно, добродетельно, тогда его святая, нравственная жизнь оздоравливает всё вокруг себя, она влияет на самых близких, родных, на живущих рядом, на мужа, жену, детей. Это благодатное освящение, идущее от нравственного человека, от святого, имеет высочайшее значение. Когда Господь выводил Лота из Содома и Гоморры, Он имел такой дерзновенный диалог с Авраамом, когда Авраам испытывал Бога, задавал Ему дерзновенные вопросы. «Господи, если в этом городе осталось 10 праведников, неужели Ты истребишь их вместе с нечестивыми, истребишь весь город»? А Господь отвечает: «Нет, если в этом беззаконном городе есть хотя бы 10 праведников, город будет стоять, или Я выведу этих праведников, тогда город по подобию Содома И Гоморры погибнет». Затем Авраам продолжает дерзновенно вопрошать, уменьшая количество праведников. Из этого диалога становится ясным, что если хотя бы один праведник остаётся в городе — это селение, этот город будет стоять неподвижно.

Вот, дорогие братия и сестры, какое величайшее, мировое, космическое значение имеют святые подвижники. Именно поэтому Серафим Саровский говорил такие слова: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы не помним этого завета, мы пытаемся творить революции, преобразовывать всё вокруг себя, менять подчас правителей, делать всякие реформы, референдумы, чего только не напридумывает человек. А внутренняя суть как была поражена грехом, так и осталась.

Дорогие братия и сестры! Когда человек живёт нечестиво, он всё оскверняет вокруг себя, он вкладывает свой отрицательный вклад в сокровищницу мирового зла, тем самым приближая шаг за шагом пришествие антихриста, конец этого безбожного мира.

Во взаимоотношениях родителей и детей происходит то же самое. Врачи прекрасно знают, как передаются по наследству различные заболевания, заболевания соматические, заболевания внутренних органов. Передаются по наследству и черты характера, и умственные способности или их отсутствие, и способность человека к каким-то деловым действиям или наоборот, когда человек не приспособлен ни к чему, ни к какому труду, ни к какой деятельности, когда живёт, как амеба такая,  поедающая всё, что попадает в её щупальца, и не более того. Всё передаётся, абсолютно всё передается из поколения в поколение.

Дорогие  братия и сестры! Вопиющие грехи тоже имеют своё всесокрушающее значение. Неоднократно замечалось, что тот род, в котором были или убийцы, или творцы революции, или коммунисты, которые уничтожали своими руками христиан, палачи, которые расстреливали приговоренных в годы советской власти, те люди, которые разрушали своими руками храмы или подписывали эти декреты, оскверняли, разрушали храмы Божии — грехи таких людей передаются из рода в род и, конечно, как некое проклятие существует и довлеет над родом человека. Есть такая прекрасная пословица: яблочко от яблони недалеко падает, недалеко катится. Родители, которые совершали в своей жизни грехи, очень часто видят их, к своему ужасу, повторяемые в детях. Родители, которые были повинны в грехах, которые блудили в своей жизни, с ужасом замечают, что дети повторяют их грехи. Может быть, родители уже нашли путь к Богу, нашли путь к Церкви, стали прилежными и воцерковлёнными христианами, и вдруг как шлейф каких-то «хороших» французских духов тянется, иногда, за человеком неотступно, тянется многие и многие годы. В чём причина этого? В школе, в среде, в улице? Да, в этом есть причина, но есть и внутренняя причина больного естества, которое передалось со всеми страстями и грехами через нас, грешных, нашим детям.

Дорогие братия и сестры! Можно сказать, заканчивая эти размышления, что над человеком, который не знает креста, который не живёт жизнью Церкви и не причащается Святых Христовых тайн, эта взаимосвязь поколений действует как Дамоклов меч, совершенно автоматически, как дорожный каток, никуда вы от него не денетесь. Но человек, который нашел Христа, который стал верующим человеком, который стал регулярно причащаться Святых Христовых тайн, он встаёт на верный путь и, постепенно исцеляя себя внутри, свою природу, когда-то поражённую своими преступлениями и грехами, своими ошибками, врачуя эту природу, он изменяет взаимосвязь между поколениями и разрывает с Божьей помощью эту страшную связь последствий грехов родителей, передаваемую детям. Только человек, который желает, который идёт против греха, против течения, по которому плывет безбожный мир, только противостоянием этой взаимосвязи демонической и страшной человек способен с Божьей помощью превозмогать естества чин и победить те отрицательные последствия, которые были заложены в его роде, из которого Господь сподобил произойти ему на этот Божий свет, только с Божьей помощью и с Божьей благодатью.

         Дорогие братия и сестры! Это Евангелие об исцелении слепорождённого человека   напоминает еще несколько моментов. Интересным образом Христос совершает это исцеление: Он плюёт на землю, делает брение, этой влажной землёй помазывает глаза слепорожденного человека и заставляет его ещё идти в купальню Силоамскую, чтобы там умыться, тогда лишь он получил зрение.

Почему Христос совершил чудо таким длительным образом, неужели одним словом Господь не мог исцелить слепорожденного человека? Конечно, мог, но это делалось промыслительно. Во-первых, для того, чтобы вера слепого человека укрепилась, потому что, когда Господь помазал ему глаза, с ними ещё ничего не произошло, он ещё не видел, не ощутил этого чуда исцеления. Он должен был внутри себя обрести веру, чтобы помнить слова Христа и пойти в эту купальню Силоамскую и там умыть своё лицо и умыть глаза для испытания, для укрепления веры. А во-вторых, дорогие братия и сестры, для нас с вами и для тех людей, которые окружали Христа, для Его современников это был высочайший пример того, как Бог когда-то сотворил первого человека, Адама, из персти земной, из праха земного. Господь в раю точно также создал, слепил из земли тело первого человека, дунул в него дыхание жизни и он стал душой живою. Точно так же из этого праха земного Он творит глаза слепому человеку, который родился без глаз. Пустые глазницы были, там вообще глаз не было. И Господь продолжает, показывает эту творческую силу, Божественную энергию, которой Он когда-то сотворил первого человека — Адама. Бог-Творец «где хочет, побеждает естества чин. Творит бо елика хощет».

 Дорогие братия и сестры! В этом необычном способе исцеления Господь укрепляет в нас веру. Мы, подчас, тоже ропщем, а зачем идти в купальню Силоамскую, зачем в храм на горе идти или куда ещё, лучше поспать, лучше ещё куда сходить, развлечься. Зачем эти обряды, наверное, духовенство придумало их, так при советской власти говорилось. Зачем обряды, зачем крестное знамение, зачем поклоны, зачем пост, зачем сухоядение, зачем?  А потому, что всё эти внешние посредства, внешнее подспорье. Они нужны для человека.

Наверное, для каждого понятен такой образ. Гнилой дом, крыша гнилая стоит на подпорках, убери подпорки — крыша на голову свалится. Точно так же в духовной жизни человека   подпорки, на которых стоит человек, это и есть наши обряды, наши внешние действия, через которые доходит благодать Божья до человеческой души и сердца, до внутреннего естества человека.

 И последний момент, очень важный и глубокий. Почему это Евангелие вспоминается в пасхальный период? Исцеляя слепорождённого, Господь нам напоминает о нашей слепоте. Не потому, чтобы вспомнить это необыкновенное чудо, читается это Евангелие, а для того, чтобы углубиться в свою совесть и признаться перед Богом, что мы, как курицы слепые, ничего не видим, не видим следов Божественного водительства в своей жизни, не видим Его знамений, не видим Его руководства. Как слепые от рождения, идем мы, подчас напролом, не замечая близкого присутствия Божественной благодати, её воздействие на свою душу.

Поэтому пусть в этот воскресный день перед праздником Вознесения сердце каждого из нас исполнится духом сокрушения и смирения от множества своих грехов, от своей духовной слепоты. И будем молиться, чтобы Господь даровал нам духовное прозрение, чтобы мы избавлялись и исцелялись от наших грехов и способны были различать Божественный, милующий свет в нашей жизни. Аминь. Христос Воскресе! 

1 июня 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Христос воскресе!  

Дорогие братия и сестры! Последняя Пасхальная радость в этом году — сегодняшний  воскресный день. Сегодня каждого из нас Господь радует особым Своим присутствием и особым милосердием. Пасхальные песнопения, которые звучали сегодня во время Божественной литургии и в её завершении словно отправляли нас на 40 дней назад к этому светлому празднику спасительного Христова Воскресения. Мы с вами — грешные люди, не можем долго носить в своём сердце эту пасхальную радость. Часто бывает так, что сразу после праздника Пасхи проходит день-два, мы возвращаемся к своим обычным земным, житейским делам, и от пасхальной радости ничего не остаётся.

Святые люди, которые жили в Духе Святом, которые были облечены постоянно благодатью Божией, эту радость продлевали для себя, они её всегда носили в своём сердце. Например, наш любимый русский святой Серафим Саровский всегда жил с этой радостью. Независимо от времени года, он каждого приходящего встречал такими словами: «Радость моя, Христос Воскресе». И первые, и вторые слова уникальны. Вы попробуйте каждому человеку так сказать: «Радость моя». Иногда бывает, приходит человек, а ты его видеть не хочешь; по разным причинам: то времени нет, то занят, то он не твоего круга общения, не твоего образования, интеллекта, не твоей нации и т.д. А здесь — «Радость моя», и лицо Серафима Саровского воистину светилось и духовной радостью, и любовью к ближнему. «Христос Воскресе» — и вторая часть его приветствия не менее уникальна и не менее глубока, потому что Воскресение Христово — это смысл всей веры Христианской.

Вера наша Христианская, как на недвижимом камне, утверждается на Христе Воскресшем, потому, что если бы не было Христова Воскресения, то мы с вами были бы жалкими, несчастными людьми. Как говорил апостол Павел, если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, напрасно наше упование. Тогда бы христиане считались за обманщиков и шарлатанов, вера и учение Христово зашли бы в тупик. Это было бы лишь моральным учением с высокими нравственными заповедями, но не вело бы к вечной жизни и к победе над смертью и физической, и духовной.

Поэтому, дорогие братия и сестры, дай Бог, чтобы и дальше в нашей жизни, когда в воскресный день Господь нас собирает в Свой дом, в свой Храм, где Он Хозяин и Распорядитель жизни, мы вспоминали Пасху Христову, помнили всегда, что Христос воскрес ради нас, ради нашего спасения, и нет места унынию и печали в жизни христианина.

Сегодня в последнее воскресенье перед праздником Вознесения  читается особое Евангелие от Иоанна, Евангелие очень пространное, которое в мельчайших подробностях передаёт нам   сюжет об исцелении, которое совершил Христос, исцелив слепорожденного человека.  

Иоанн Богослов писал своё Евангелие самым последним из евангелистов, когда три других Евангелия были уже написаны Марком, Матфеем и Лукой. Они называются синоптическими, похожими, подобными, а вот Евангелие от Иоанна совершенно отличается от трёх остальных. Во- первых, Иоанн Богослов дополнил и написал то, что упустили Евангелисты, писавшие до него. Во-вторых, Евангелие от Иоанна написано совсем с другим смыслом. Иоанн Богослов не напрасно называется Церковью этим высочайшим наименованием, таким титулом, саном  богослова. Он явился первым богословом в Церкви, потому что его Евангелие говорит о Христе как Боге, как Сыне Божием, и начинается оно с таких победоносных слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это Евангелие мы с вами слышали на пасхальной ночной литургии — благовестие о Христе, как Сыне Божием.

Сегодняшнее Евангелие — об исцелении слепорождённого человека. Дорогие братия и сестры, нет возможности всё его передать и пересказать подробно. Христиане должны Евангелие читать дома, к воскресной службе подготовиться, посмотреть в церковный месяцеслов, какое Евангелие будут читать. Вдруг батюшка гугнивый будет читать, ни одного слова не разберёшь, а так человек заранее подготовится, будет знать, о чём идёт речь, заранее настроится на Евангелие, идя в храм, подумает, осмыслит его. И вообще, Евангелие мы с вами должны постоянно читать в нашей жизни, в молитвенном правиле. К сожалению, редко мы это делаем, прости нас, милосердный Господь, редко заглядываем в Твою книгу Божественную, которую Ты оставил и написал Духом Святым через апостолов для нас, грешных.

Есть в этом Евангелии об исцелении слепорождённого уникальные моменты, на которых хотелось бы остановиться. Во-первых, это необычное исцеление, необычный способ исцеления. Когда Христос вместе с учениками проходили мимо слепого человека, они, наверное, знали, что он был слепым от рождения. Ученики задали провокационный вопрос: «Учитель, а кто согрешил — он или его родители, что он родился слепым»? Вопрос, действительно, очень каверзный, вопрос с тенью неверия и упрёка Богу. И Господь отвечает: «Говорю вам, что ни он не согрешил, ни его родители, но родился он слепым для того, чтобы на нём явились дела Божии».

Дорогие братия и сестры, и мы с вами не будем испытывать долготерпение и милосердие Божие, не будем задавать в жизни таких вопросов, адресованных к Богу: а почему так, а почему по-другому. Почему одни рождаются бедными, другие нищими, одни становятся богатыми, другие становятся нищими в одночасье, одни рождаются и живут здоровыми, иные больными от чрева матери, а другие становятся больными и калеками, одни терпят лишения и скорби, а другие живут припеваючи, не зная никаких бед и скорбей.

Эти отличия в жизни человеческой встречаются сплошь и рядом, они бросаются в глаза. Порой, когда мы с вами находимся на гребне волны и счастья земного, то это, может быть, так не чувствуется, а когда  волна опускается, такой морской штиль настаёт в нашей жизни, вот тогда  из глубины человеческого сердца часто эти упрёки бросаются, как камни в небо: почему так, а почему я, а почему сегодня, а почему нельзя было этот момент отнести на более позднее  время.

Дорогие братия и сестры! Бог — Хозяин и Творец жизни человеческой, и Он определяет, кому быть в этой жизни богатым, кому бедным; чтобы богатые имели для себя источник и предмет для милосердия, видя нищих и обездоленных людей, а нищие становятся таковыми или являются в этот мир для того, чтобы эти христианские добродетели милосердия и доброты имели конкретное выражение и чтобы они были своеобразными руками Божьими, которые забирают эти дары милосердия, и через это спасаются и те, и другие.

Нет ни одного состояния в человеческой жизни, которое не было бы спасительным для человека и которое отторгало бы его от вечной жизни. Причина всегда в самом человеке, как он использует обстоятельства жизни, употребляет ли их во благо, благодарит ли Бога за все обстоятельства своей жизни или наоборот, ропщет на Него, восстаёт и идёт против Бога.

 Возвращаясь к этому вопросу, кто согрешил — он или его родители, мы с вами подходим к очень интересной и глубокой теме: взаимосвязи детей и родителей — влияние родителей на детей, влияние предков, рода на следующие поколения. Что можно об этом сказать?

Дорогие братия и сестры! Весь Ветхий Завет был наполнен верой в то, что существует очень жёсткая причинно-следственная связь между поколениями. Пророк Исайя в своей книге Боговдохновенной приводит такие слова: «Родители ели виноград, а у детей на зубах оскомина». Одни ели, а у других оскомина. Это образное сравнение, но оно достаточно понятное, оно говорит, что всё, что делают в жизни родители, как они живут — всё это не проходит бесследно и сказывается на грядущих поколениях.

Дорогие братия и сестры! Действительно, всё в жизни взаимосвязано. Мы неоднократно говорили о том, что добродетели, грехи и страсти влияют по-своему на человеческое общество. Человек, живущий без Бога, ошибочно считает, что жизнь принадлежит только ему и он волен распоряжаться ей так, как хочет. Хочет — грешит, хочет — живёт с Богом, хочет — не живёт. Отнюдь нет, такого права человеку никто не давал. Это наши советские классики, писавшие ещё под псевдонимами, наверное, боялись сказать открыто, они говорили, что человек — это звучит гордо и т.д.. А Христианство поскромнее высказывалось на этот счёт, с большим смирением и преданием себя в руки промысла Божия.

Так вот, человек сотворён Богом свободным, свобода человека абсолютна, но свобода и произвол — это разные вещи. Если человек использует свою свободу воли и живёт так, как ему вздумается — эта свобода перерастает в произвол, и в конце концов такой человек уходит от Бога «на страну далече», впадает в рабство к дьяволу. А человеческая свобода расцветает в человеке, приносит плоды только тогда, когда человек эту свободу возвращает Богу, как некий бесценный дар, данный ему, человеком используемый и с благодарностью возвращаемый Богу через вручение самого себя в руки промысла Божия. Мы пользуемся, освящаем эту свою свободу воли, которую Господь не отнял от нас даже в грехе Адамовом, когда наказывал первых людей, изгоняя их из райских обителей. Свобода осталась, но абсолютно свободны мы с вами воистину только тогда, когда мы эту свободу претворяем в рабство.

 Смотрите, какой парадокс — свобода и рабство, два совершенно противоположных состояния. А в христианстве — это одно состояние, точно так же, как рождение и смерть, когда свобода переходит в рабство Христу, когда мы становимся рабами Божьими в полном, абсолютном смысле этого слова. Раб не имеет ничего своего, у него нет свободы, он шага не может ступить без воли хозяина, без воли своего господина, поэтому всё христианство пронизано духом смирения.

Апостол Павел говорит, уча нас с вами: «Если вы когда исполните что-либо доброе в своей жизни, говорите, как рабы неключимые, которые сотворили то, что должны были сотворить». Нечем человеку гордиться, всё добро, которое он может в жизни сделать – это всё Божественные дары, Божественное воздействие на человека. Ничего мы не имеем в этом мире, ничего не привносим в него; и как нагими вошли в этот мир, так нагими и уйдём, а всё, чем обладаем — это Божьи дары, следы Его милосердия и Его бесконечной любви.

Так вот, дорогие братия и сестры, когда человек живет нравственно, добродетельно, тогда его святая, нравственная жизнь оздоравливает всё вокруг себя, она влияет на самых близких, родных, на живущих рядом, на мужа, жену, детей. Это благодатное освящение, идущее от нравственного человека, от святого, имеет высочайшее значение. Когда Господь выводил Лота из Содома и Гоморры, Он имел такой дерзновенный диалог с Авраамом, когда Авраам испытывал Бога, задавал Ему дерзновенные вопросы. «Господи, если в этом городе осталось 10 праведников, неужели Ты истребишь их вместе с нечестивыми, истребишь весь город»? А Господь отвечает: «Нет, если в этом беззаконном городе есть хотя бы 10 праведников, город будет стоять, или Я выведу этих праведников, тогда город по подобию Содома И Гоморры погибнет». Затем Авраам продолжает дерзновенно вопрошать, уменьшая количество праведников. Из этого диалога становится ясным, что если хотя бы один праведник остаётся в городе — это селение, этот город будет стоять неподвижно.

Вот, дорогие братия и сестры, какое величайшее, мировое, космическое значение имеют святые подвижники. Именно поэтому Серафим Саровский говорил такие слова: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы не помним этого завета, мы пытаемся творить революции, преобразовывать всё вокруг себя, менять подчас правителей, делать всякие реформы, референдумы, чего только не напридумывает человек. А внутренняя суть как была поражена грехом, так и осталась.

Дорогие братия и сестры! Когда человек живёт нечестиво, он всё оскверняет вокруг себя, он вкладывает свой отрицательный вклад в сокровищницу мирового зла, тем самым приближая шаг за шагом пришествие антихриста, конец этого безбожного мира.

Во взаимоотношениях родителей и детей происходит то же самое. Врачи прекрасно знают, как передаются по наследству различные заболевания, заболевания соматические, заболевания внутренних органов. Передаются по наследству и черты характера, и умственные способности или их отсутствие, и способность человека к каким-то деловым действиям или наоборот, когда человек не приспособлен ни к чему, ни к какому труду, ни к какой деятельности, когда живёт, как амеба такая,  поедающая всё, что попадает в её щупальца, и не более того. Всё передаётся, абсолютно всё передается из поколения в поколение.

Дорогие  братия и сестры! Вопиющие грехи тоже имеют своё всесокрушающее значение. Неоднократно замечалось, что тот род, в котором были или убийцы, или творцы революции, или коммунисты, которые уничтожали своими руками христиан, палачи, которые расстреливали приговоренных в годы советской власти, те люди, которые разрушали своими руками храмы или подписывали эти декреты, оскверняли, разрушали храмы Божии — грехи таких людей передаются из рода в род и, конечно, как некое проклятие существует и довлеет над родом человека. Есть такая прекрасная пословица: яблочко от яблони недалеко падает, недалеко катится. Родители, которые совершали в своей жизни грехи, очень часто видят их, к своему ужасу, повторяемые в детях. Родители, которые были повинны в грехах, которые блудили в своей жизни, с ужасом замечают, что дети повторяют их грехи. Может быть, родители уже нашли путь к Богу, нашли путь к Церкви, стали прилежными и воцерковлёнными христианами, и вдруг как шлейф каких-то «хороших» французских духов тянется, иногда, за человеком неотступно, тянется многие и многие годы. В чём причина этого? В школе, в среде, в улице? Да, в этом есть причина, но есть и внутренняя причина больного естества, которое передалось со всеми страстями и грехами через нас, грешных, нашим детям.

Дорогие братия и сестры! Можно сказать, заканчивая эти размышления, что над человеком, который не знает креста, который не живёт жизнью Церкви и не причащается Святых Христовых тайн, эта взаимосвязь поколений действует как Дамоклов меч, совершенно автоматически, как дорожный каток, никуда вы от него не денетесь. Но человек, который нашел Христа, который стал верующим человеком, который стал регулярно причащаться Святых Христовых тайн, он встаёт на верный путь и, постепенно исцеляя себя внутри, свою природу, когда-то поражённую своими преступлениями и грехами, своими ошибками, врачуя эту природу, он изменяет взаимосвязь между поколениями и разрывает с Божьей помощью эту страшную связь последствий грехов родителей, передаваемую детям. Только человек, который желает, который идёт против греха, против течения, по которому плывет безбожный мир, только противостоянием этой взаимосвязи демонической и страшной человек способен с Божьей помощью превозмогать естества чин и победить те отрицательные последствия, которые были заложены в его роде, из которого Господь сподобил произойти ему на этот Божий свет, только с Божьей помощью и с Божьей благодатью.

         Дорогие братия и сестры! Это Евангелие об исцелении слепорождённого человека   напоминает еще несколько моментов. Интересным образом Христос совершает это исцеление: Он плюёт на землю, делает брение, этой влажной землёй помазывает глаза слепорожденного человека и заставляет его ещё идти в купальню Силоамскую, чтобы там умыться, тогда лишь он получил зрение.

Почему Христос совершил чудо таким длительным образом, неужели одним словом Господь не мог исцелить слепорожденного человека? Конечно, мог, но это делалось промыслительно. Во-первых, для того, чтобы вера слепого человека укрепилась, потому что, когда Господь помазал ему глаза, с ними ещё ничего не произошло, он ещё не видел, не ощутил этого чуда исцеления. Он должен был внутри себя обрести веру, чтобы помнить слова Христа и пойти в эту купальню Силоамскую и там умыть своё лицо и умыть глаза для испытания, для укрепления веры. А во-вторых, дорогие братия и сестры, для нас с вами и для тех людей, которые окружали Христа, для Его современников это был высочайший пример того, как Бог когда-то сотворил первого человека, Адама, из персти земной, из праха земного. Господь в раю точно также создал, слепил из земли тело первого человека, дунул в него дыхание жизни и он стал душой живою. Точно так же из этого праха земного Он творит глаза слепому человеку, который родился без глаз. Пустые глазницы были, там вообще глаз не было. И Господь продолжает, показывает эту творческую силу, Божественную энергию, которой Он когда-то сотворил первого человека — Адама. Бог-Творец «где хочет, побеждает естества чин. Творит бо елика хощет».

 Дорогие братия и сестры! В этом необычном способе исцеления Господь укрепляет в нас веру. Мы, подчас, тоже ропщем, а зачем идти в купальню Силоамскую, зачем в храм на горе идти или куда ещё, лучше поспать, лучше ещё куда сходить, развлечься. Зачем эти обряды, наверное, духовенство придумало их, так при советской власти говорилось. Зачем обряды, зачем крестное знамение, зачем поклоны, зачем пост, зачем сухоядение, зачем?  А потому, что всё эти внешние посредства, внешнее подспорье. Они нужны для человека.

Наверное, для каждого понятен такой образ. Гнилой дом, крыша гнилая стоит на подпорках, убери подпорки — крыша на голову свалится. Точно так же в духовной жизни человека   подпорки, на которых стоит человек, это и есть наши обряды, наши внешние действия, через которые доходит благодать Божья до человеческой души и сердца, до внутреннего естества человека.

 И последний момент, очень важный и глубокий. Почему это Евангелие вспоминается в пасхальный период? Исцеляя слепорождённого, Господь нам напоминает о нашей слепоте. Не потому, чтобы вспомнить это необыкновенное чудо, читается это Евангелие, а для того, чтобы углубиться в свою совесть и признаться перед Богом, что мы, как курицы слепые, ничего не видим, не видим следов Божественного водительства в своей жизни, не видим Его знамений, не видим Его руководства. Как слепые от рождения, идем мы, подчас напролом, не замечая близкого присутствия Божественной благодати, её воздействие на свою душу.

Поэтому пусть в этот воскресный день перед праздником Вознесения сердце каждого из нас исполнится духом сокрушения и смирения от множества своих грехов, от своей духовной слепоты. И будем молиться, чтобы Господь даровал нам духовное прозрение, чтобы мы избавлялись и исцелялись от наших грехов и способны были различать Божественный, милующий свет в нашей жизни. Аминь. Христос Воскресе! 

Предыдущая проповедь

28 мая 2008

Неделя о самаряныне
Следующая проповедь

8 июня 2008

Неделя святых отцов I Вселенского Собора

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00