Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя Крестопоклонная

       «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

       Сегодня, дорогие братия и сестры, мы словно приближаемся к празднику Святой Пасхи и страстной седмице, потому что, когда речь идет о кресте, мы вспоминаем страдания и крестную смерть нашего Господа. А заключительные слова этого центрального песнопения сегодняшнего дня и праздника, которые говорят о Святом Воскресении, напоминают нам о той конечной цели, куда устремляются сейчас, в период Великого поста, сердце и мысленные взоры каждого христианина, каждого человека, верующего во Христа.

       Почему же сегодня, в середине Великого поста, Церковь износит Святой Крест, полагает его посредине храма для всеобщего поклонения и лобызания? Делает она это ради нас, ради того, чтобы поддержать человека в несении его жизненного креста, чтобы дать человеку утешение и поддержку и вдохновить его и дальше продолжать христианский подвиг, дальше совершать подвиг поста. Может быть, кто-то из нас уже изнемогает под тяжестью поста, может, кто-то постится первый раз в своей жизни – и непривычно, и тяжело, и плоть вспоминает о привычных блюдах и яствах, которыми была приучена многие годы, и дьявол искушает, как искушал Христа, когда он ушел в пустыню после крещения. Вы помните одно из первых искушений, когда дьявол приступил ко Христу: видел, что Он постится, ничего не ест и не пьет, и говорит: «Разве Ты не можешь сказать, чтобы камни эти сделались хлебами? Скажи, не так ли написано в Священном Писании?»

       И вот, дорогие братия и сестры, дьявол искушает каждого человека точно таким же образом, ведь дьявол ничуть не поменялся, наоборот, с годами его «мудрость»  в искушении человека, в совращении его ко греху умножается. Сколько можно встретить таких «благовидных» причин, по которым человеку нельзя поститься: и похудеть можно, и калорий не доберешь, и работаешь ты тяжело, ездишь целый день за рулём и ногами не двигаешь, и т.д.. Каждого человека бес искушает своим образом, ведь он знает слабые струнки человеческой жизни, кто на что попадается.

       Вот поэтому Церковь вдохновляет нас таким живым примером, изнесением Креста Животворящего. Если у кого есть помыслы нарушить пост, ослабить его, разговеться прежде времени, кто-то о мясе мечтает, кто-то молочко любит чрезмерно, а вот посмотрит на крест, на котором распят Господь наш возлюбленный, Спаситель и Учитель, который в течение земной жизни не имел, где главу приклонить, жил без всякой роскоши и довольства, и стыдно нам станет с вами, дорогие братия и сестры, мечтающим о столах, яствах. Может, Господь даст силы и до пасхи дотянем и понесём и дальше скромный наш подвиг ради Христа, Который помогает нам с вами быть людьми, возвыситься над своей телесной природой, помочь своему духу главенствовать над плотью.

       Дорогие братия и сестры! Крест Христов является утешением для каждого человека. Какой бы тяжелой ни была наша жизнь, казалась бы, сил нет больше жить так далее, а взирая на Крест Христов, мы черпаем новые и новые силы. Если кто-либо из нас совсем недавно осиротел в земной жизни и проводил в иной путь близких и родных: детей, мужа или жену, родителей, то взирая на крест Христов, мы увидим, что Господь безмолвными устами говорит и утешает нас с вами, что разлука эта временная: одно мгновение, один миг. Сколько бы ни длилась эта разлука лет, десятилетий, а по сравнению с вечностью это одно мгновение.

       В Священном Писании сказано, что у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Для нас, погрязших в житейской суете, идут дни и годы, тянутся они долго, а для вечности уже не существует времени, одно блаженное и радостное пребывание с Богом. Да и то, дорогие братия и сестры, опытные духовные люди говорят, что время бежит сейчас весьма скоротечно, молниеносно, и порой в этом убеждаешься, глядя на свою жизнь. Окинешь мысленным взором, и уже 10 лет нет, и уже 50 лет прожили, а душа-то не стареет. Как будто только вчера родились и только начали жить, а то новая прядь седых волос появится, то спина не гнётся, то ноги не ходят и т. д.. Святые отцы, духоносные старцы, наблюдая над особыми явлениями, говорят, что в Иерусалиме на Гробе Господнем есть уникальная лампада, которая наполнялась елеем один раз в год, и этого елея хватало до следующего года. Позднее, в наше время горит лампадочка так, что елей остаётся. Молниеносно бежит время, не замечаем мы с вами, как приближаемся к концу своей жизни и к концу бытия всего мира земного.

      Дорогие братия и сестры! Если кто-либо из нас переживает в настоящее время предательство друзей, измену самых близких и родных: жены или мужа, посмотрим на Крест Христов и увидим, что Господь на кресте висит Своим пречистым телом совсем один, оставленный всем миром. Вот когда жил Он на земле и творил чудеса, исцелял и воскрешал мёртвых, толпы народа, многие тысячи людей сопровождали Его, просили хлеба и зрелищ, надеялись получить от Христа исцеление и увидеть чудеса. А когда Христа пригвоздили, то рядом не оказалось никого, никто не разделил с Ним скорбь, ни друзья, ни близкие, одна только Пречистая Преблагословенная Матерь Его,  дева Мария и возлюбленный ученик Иоанн Богослов из всего множества народа. Сколько в Евангелии мы слышим таких описаний, что множество народа окружало Его, и Христос благовествовал и учил народ тайнам царствия Божия.

       Дорогие братия и сестры! Если болезни тяжёлые и неисцельные подступают к нам, то опять, взирая на Крест Христов, мы видим, что тело Его изъязвлено ранами, прободено копьём сотника, который по приказу Пилата убеждался в несомненной смерти распятых на кресте, поруганный, избитый, оплёванный, в терновом венце. А наши болезни ничто по сравнению с Его ранами, нам врачи помогут, обезболят, подлечат, в трудных случаях и жизнь спасут. А Христос, изъязвленный ранами, висит на кресте, и бездыханно Его тело. Если мы внезапно лишились почёта, уважения, славы, должность потеряли, сместили нас, подвинули в жизни, а Христос-то какую славу имел, в итоге распятый на кресте, всеми забытый.

        И вот, дорогие братия и сестры, какое бы обстоятельство жизни мы не взяли, что в жизни бывает с человеком, а Церковь говорит нам, что Христос страдал и нёс Свой Крест намного более величественный и тяжёлый, немыслимый для нас. Церковь говорит, что страдания всего мира, всех людей, вместе взятых, которые сейчас живут, жили раньше и будут жить после нас,  не могут сравниться с теми страданиями Голгофскими, которые терпел Христос, начиная с Гефсиманского сада и до того момента, как Он испустил Дух.

       Сегодня Церковь выносит Крест Животворящий ещё для того, чтобы нас с вами вдохновить к несению своего жизненного креста. Евангелие сегодняшнего дня говорит об этом: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретёт её». О чём эти слова, кто это хочет душу свою потерять прежде смерти? Под душой здесь подразумевается жизнь человека. Кто хочет жизнь свою сберечь, прожить, как незатухающий факел — без всяких скорбей, бед, лишений, без всякого самоограничения, без креста, без внутренней работы над собой, кто хочет жить в своё удовольствие – тот не сохранит душу свою для жизни вечной. Иногда так современные родители напутствуют детей перед вступлением в брак: «да что вы, детки, не надо детей ни  в коем случае, поживите в своё удовольствие, нарожаете ещё, успеете».

       Вот в этих словах: «Пожить в своё удовольствие, взять от жизни всё» скрывается желание сохранить свою жизнь, имея в виду этот Евангельский текст. А Господь говорит, что это опасное увлечение, потому что человек, который живёт для себя, погрязает в удовольствиях, потеряет свою жизнь для жизни вечной, перечеркнёт её. Такого человека ничего не будет ожидать за гробом, только одни мучения, бесконечная, кромешная тьма и пребывание с дьяволом, пребывание без Бога. «А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, кто будет жить, неся свой крест, кто будет терпеть скорби и лишения, кто будет ограничивать потребности своей ненасытной плоти, кто будет жить ради Христа и Евангелия, соблюдая Евангельские законы, которые ограничивают жизнь человека, как некая жесткая ограда, которые держат в узде человека, тот обретет её, тот не напрасно проживёт свою жизнь».

      «Кто хочет идти вслед Меня, да отвержется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядет». Господь призывает человека по его желанию, по его усмотрению, потому что у человека — свободная воля. Не нужны Богу такие рабы неключимые, которые работают за страх наказания, в трепете, в вечных мучениях,  и т.д. Как рабы, которые боятся господина, исполняют то, что он говорит, а в душе ненавидят его, тяготятся этим рабством.  Христос призывает последователей, которые радостно идут вслед Его, потому что невольник — не богомольник. Господь требует и ждет от человека произволения. В Священном Писании есть трогательные слова, в которых Господь умоляет сделать это каждого из нас: «Сыне, дай Мне твоё сердце».  

        Есть очень интересное изображение из Апокалипсиса, когда Христос, как некий бездомный путник, стоит у дверей дома с посохом и стучит в дверь, просит, чтобы открыли. Если вы внимательно посмотрите на эту картину, то эта дверь, перед которой стоит Христос, не имеет ручки, она снаружи не открывается. Можно только снаружи постучать, тогда изнутри, если услышат,  откроют тебе.

       О чем это говорит? Здесь есть глубокий смысл, что Господь не может сам взять и взломать человеческую дверь и войти, вторгнуться, как ураган, в жизнь человека и остановить его безумную жизнь, безумные поступки. Как бы ни жил человек, Бог стучится, взывает к его совести, напоминает о себе, но открыть насильно не может и не желает.

       «Кто хочет идти вслед меня». Дорогие братия и сестры, а мы-то хотим? А как по-другому   ответить, страшно? Неужели не хотим, ведь в этом случае мы нехристи, антихристы воплощённые. А если хотим, то идём ли? Получается парадокс: вроде бы хотим, а не идём. В  итоге, обманываем и себя, и Бога: называемся христианами и вроде бы пытаемся идти, а не идём вслед Христа. А Господь предупреждает нас: «кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда явлюсь со всеми ангелами Моими».  В момент Страшного суда, славного пришествия Христа со всем ангельским миром во славе, Господь тогда постыдится нас, которые стыдились Христа.

       Ведь как прекрасно сказано в Евангелии: «В роде сем прелюбодейном и грешном». Во времена Христа его современники недоумевали: почему Христос выразился столь грубо, бескультурно, недемократично. Посмотришь на «демократический» Запад – устраиваются целые шествия, заседания парламента в защиту геев и лесбиянок. Как прекрасно, современно. А Христос  говорил однозначно и прямо: «В роде сем прелюбодейном и грешном». Уж если во времена Христа эти слова могли звучать как анахронизм, то в наше время как будто про нас сказано: «Род сей прелюбодейный и грешный».

     Вот ведь дожили, братия и сестры, что слова Евангелия и переводить не надо, пересказывать, словно про нашу жизнь сказано. Как от храма спустишься до армянской гостиницы, так блудницы там стоят целыми днями и ночами, зарабатывают на хлеб насущный. Вот дожили-то! Или с той стороны, от Колтушского шоссе до другой гостиницы, кругом обложены блудницами и проститутками. Въезд в город Всеволожск, визитная карточка, как говорится – хотели, как лучше; или за что боролись, то и получили. Как ещё милосердный Господь терпит землю нашу многогрешную: и солнце Своё посылает светить, может, весна-то так долго и не наступает за грехи человеческие.

        «Кто постыдится Меня и словес Моих». Дорогие братия и сестры, давайте вспомним, как мы с вами живём, как Христа исповедуем, как стыдимся. По большей части истоки всех грехов наших берут начало раньше, с советского времени. Мы все с вами жили, кто-то родился, а кто-то раскрывал свои максимальные возможности, работал, преуспевал в годы существования СССР. А как мы помнили о Христе? В лучшем случае хранили иконочки в серванте за глухими ставнями, за дверками, за шторками. У кого-то они лежали в чемоданчике под диваном или в диванчике раскладном: не дай Бог, соседка зайдёт и увидит, что у токаря с завода, у слесаря или у учителя, или у кого-то там ещё иконы висят. Да что вы, какие вы отсталые, какие вы тёмные и никчёмные люди, да как же это можно! Ведь почти у каждого из нас так было, так мы с вами исповедовали веру. А когда детки рождались, наши деды и прадеды настаивали: крестить надо, безбожные, не позволю, пока мать жива! А как крестили-то? Уезжали за 300, за500 километров,  в такую тьму-таракань, что там и советской власти не было. И всё для того, чтоб не видели, нигде не подсмотрели, что какой-то раб Божий приехал крестить своих детей, Богом данных. Вот так стыдились, прятались. Тогда жили в ногу со временем — и пионеры, и комсомольцы, и октябрята, и члены партии на демонстрации ходили и воспринимали эти дни как праздники, с ликованием народным, с воодушевлением кричали и вождей приветствовали.

       Братия и сестры, так это и было отречение от Христа, разве не так? Разве в ногу со Христом шли, разве при этом Его исповедовали? Господи, прости нас, грешных! Сейчас, братия и сестры, свобода веры, в тюрьму уже за религиозную пропаганду не сажают, можно исповедовать веру без опасений. Уже нет уполномоченных по делам религий, уже люди из исполкомов не стоят в храме, а если стоят, то как рабы Божии, верующие во Христа. Завтра нас никто не вызовет на ковёр, никто не уволит с должности.

       Что изменилось? Как христиане исповедуют веру сегодня? Никак! Как стыдились раньше, при советской власти, так и сейчас проходим мимо храмов, проезжаем на своих машинах, на автобусах и даже не посмотрим на храм, отвернёмся и не перекрестимся. И посты нарушаем, и оскверняем плоть свою, и грешим, и всё делаем, а бывает, в компании среди друзей и мясца наедимся  вдоволь и всласть. Когда Христа хулят, мы молчим, не защищаем ни Церковь,ни Христа, отмалчиваемся, стыдимся. Поэтому Господь и говорит нам с вами: «Кто постыдится Меня и Моих словес, того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным».

       Святой Николай Сербский, когда размышлял над этими словами Христа, обращаясь к христианской совести, говорил: «Кого вы стыдитесь, перед кем стыдитесь Христа? Перед вашими друзьями, сверстниками, перед атеистами? Разве эти люди лучше Христа, выше Его?» Конечно, нет. Никто не может сравниться со Христом, Богом, Богочеловеком. Но если вы перед смертными людьми, которые сегодня что-то значат в мире, а завтра они ничто и звать их никак, если перед ними вы стыдитесь Христа — это значит, что у вас нет ничего общего со Христом, с христианской верой.

       Дорогие братия и сестры, Церковь сегодня вот так по-матерински пытается устыдить каждого из нас, усовестить, и с другой стороны, пытается нас вдохновить нести наш жизненный крест до конца. Церковь говорит, что крест мы должны нести добровольно. Кто хочет идти за Христом, должен взять крест и нести его.

       Надо отметить, что кресты как совокупность многоскорбной, многоболезненной жизни есть у каждого, независимо от креста, как детей Адама. Как Рай потеряли, так и началась эта жизнь многоскорбная в болезнях, в скорбях, в страданиях, в лишениях, никто не может этого избежать. Мы часто думаем, что хорошо бы жить бы побогаче, как сосед вот за тем забором, или на какой чудной машине приехал.  

        Дорогие братия и сестры! Но ведь это ошибочное мнение. Посмотришь иногда внимательнее на того человека, которому мы завидуем: не дай Бог такой жизни, иногда и уехать никуда нельзя, потому что нет надежды ни на собак, ни на охрану — столько богатства накоплено, что страшно оставить и уехать. А потом ведь не зря говорят, что богатые тоже плачут. Познакомишься с их жизнью поближе – Господи, сколько забот, сколько проблем,  ни дня свободного, адская, титаническая работа по сохранению материальных благ, для того, чтобы остаться на этом же положении, на этой же ступени. А скорби никуда не денутся, они же и там подбираются: то свои болезни, то утраты детей, то болезни близких, то скорби и страдания, то предательства и измены, то завтра придёт, а ты уже не хозяин и не директор фирмы. Всё в этом мире настолько скоротечно, что не дай Бог никому завидовать.

       Мы с вами, дорогие братия и сестры, должны быть благодарны тем условиям жизни, в которые каждого из нас Господь поместил. Он нам дал прежде необходимые таланты: одному дал таланты, в которых он раскрывается, как деловой человек, предприниматель, способный к управлению людьми, к ведению своего дела. А другой и проснуться вовремя не может, на работу вовремя не может прийти, только книжку читать, ни к чему больше не приспособлен. Бывает так, что человек ропщет, всем недоволен, и сколько этого недовольства своей жизнью льётся в небесные селения. Человек женится, замуж выходит, устраивает свою жизнь. Детей много, скажет, сколько можно рожать, хватит, ропщет человек, много детей — семеро по лавкам, ну как можно прожить, не прокормить ведь. И ропщем опять под тяжестью этого креста. А если детей нет, опять ропщем, опять не так. А ведь Бог не даёт детей за то, что мы недостойны, за то, что грешили, за то, что блудили перед этим. А зачем тебе замуж выходить, когда и так жил? И замужем не была, и без мужа не была — ведь так в жизни бывает. И вот Господь смиряет, жизнь устраивается, а детей нет, потому что всё было перепробовано, как говорится в народной мудрости, и огонь, и вода, и медные трубы — всё пройдено, всё перепробовано, всё истрачено на грех и не из чего произрасти доброму плоду.

        Поэтому, дорогие братия и сестры, Церковь говорит, что Господь о каждом из нас заботится, каждого из нас любит, но любит по-особому, любит индивидуально и неповторимо. Одному даёт то, другому другое. Но счастье состоит не в богатстве, счастье не состоит в безбедной и безскорбной жизни. Не дай Бог такой жизни христианам, хотя мы все молимся об этом: не дай заболеть, не дай того, другого, чтобы всё на работе было благополучно, и народная молва сопровождала такая, как шлейф от французских духов — такая благодатная, такая восторженная.

       А вот что думают святые по этому поводу. В патерике такой случай описывается. Один подвижник, монах, зашёл в храм, видит — женщина у иконы плачет, слезами залила весь пол. Когда она окончила молиться, монах спрашивает: «Милая, что случилось?» — «Ничего не случилось, скорбей нет, меня Господь оставил. Многие годы живу, а скорбей никаких нет, Бог забыл меня». Так удивила эта молитва пустынника, что он возблагодарил Бога за такую высоту христианской жизни.

        Кого любит Господь – наказует, приет же всякого сына, которого приемлет. Многие скорби у праведных, и от всех их избавит Господь. Это очень важно помнить, дорогие братия и сестры, потому что сейчас, когда нет гонений на Церковь, люди приходят ко Христу, наполненные  эгоистическими мотивами, ищут здесь бесскорбной и безболезненной жизни, исцеление и получение благословения Божия на всё внешнее процветание и на благоденствие. Получается, что это вещи второстепенные, потому что Христос не нужен. Христос получается, как некий генератор гуманитарной помощи или доильный аппарат. Дай, дай Господи, дай того, другого, детей туда надо устроить, в армии не надо служить, помоги, отврати и т.д., и всё прочее. Сами не знаем, чего просим. А Христос не нужен. Здесь кроется опасность, потому что когда не получает человек просимого, он впадает в уныние, разочаровывается в вере и отходит от Церкви. В результате получается худшее состояние, чем было до прихода в Церковь. Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть этот момент изнесения древа животворящего укрепит нас в решимости идти вслед за Христом, в укреплении веры и любви к Нему, возлюбленному нашему Господу и Учителю, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

3 марта 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

       «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

       Сегодня, дорогие братия и сестры, мы словно приближаемся к празднику Святой Пасхи и страстной седмице, потому что, когда речь идет о кресте, мы вспоминаем страдания и крестную смерть нашего Господа. А заключительные слова этого центрального песнопения сегодняшнего дня и праздника, которые говорят о Святом Воскресении, напоминают нам о той конечной цели, куда устремляются сейчас, в период Великого поста, сердце и мысленные взоры каждого христианина, каждого человека, верующего во Христа.

       Почему же сегодня, в середине Великого поста, Церковь износит Святой Крест, полагает его посредине храма для всеобщего поклонения и лобызания? Делает она это ради нас, ради того, чтобы поддержать человека в несении его жизненного креста, чтобы дать человеку утешение и поддержку и вдохновить его и дальше продолжать христианский подвиг, дальше совершать подвиг поста. Может быть, кто-то из нас уже изнемогает под тяжестью поста, может, кто-то постится первый раз в своей жизни – и непривычно, и тяжело, и плоть вспоминает о привычных блюдах и яствах, которыми была приучена многие годы, и дьявол искушает, как искушал Христа, когда он ушел в пустыню после крещения. Вы помните одно из первых искушений, когда дьявол приступил ко Христу: видел, что Он постится, ничего не ест и не пьет, и говорит: «Разве Ты не можешь сказать, чтобы камни эти сделались хлебами? Скажи, не так ли написано в Священном Писании?»

       И вот, дорогие братия и сестры, дьявол искушает каждого человека точно таким же образом, ведь дьявол ничуть не поменялся, наоборот, с годами его «мудрость»  в искушении человека, в совращении его ко греху умножается. Сколько можно встретить таких «благовидных» причин, по которым человеку нельзя поститься: и похудеть можно, и калорий не доберешь, и работаешь ты тяжело, ездишь целый день за рулём и ногами не двигаешь, и т.д.. Каждого человека бес искушает своим образом, ведь он знает слабые струнки человеческой жизни, кто на что попадается.

       Вот поэтому Церковь вдохновляет нас таким живым примером, изнесением Креста Животворящего. Если у кого есть помыслы нарушить пост, ослабить его, разговеться прежде времени, кто-то о мясе мечтает, кто-то молочко любит чрезмерно, а вот посмотрит на крест, на котором распят Господь наш возлюбленный, Спаситель и Учитель, который в течение земной жизни не имел, где главу приклонить, жил без всякой роскоши и довольства, и стыдно нам станет с вами, дорогие братия и сестры, мечтающим о столах, яствах. Может, Господь даст силы и до пасхи дотянем и понесём и дальше скромный наш подвиг ради Христа, Который помогает нам с вами быть людьми, возвыситься над своей телесной природой, помочь своему духу главенствовать над плотью.

       Дорогие братия и сестры! Крест Христов является утешением для каждого человека. Какой бы тяжелой ни была наша жизнь, казалась бы, сил нет больше жить так далее, а взирая на Крест Христов, мы черпаем новые и новые силы. Если кто-либо из нас совсем недавно осиротел в земной жизни и проводил в иной путь близких и родных: детей, мужа или жену, родителей, то взирая на крест Христов, мы увидим, что Господь безмолвными устами говорит и утешает нас с вами, что разлука эта временная: одно мгновение, один миг. Сколько бы ни длилась эта разлука лет, десятилетий, а по сравнению с вечностью это одно мгновение.

       В Священном Писании сказано, что у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Для нас, погрязших в житейской суете, идут дни и годы, тянутся они долго, а для вечности уже не существует времени, одно блаженное и радостное пребывание с Богом. Да и то, дорогие братия и сестры, опытные духовные люди говорят, что время бежит сейчас весьма скоротечно, молниеносно, и порой в этом убеждаешься, глядя на свою жизнь. Окинешь мысленным взором, и уже 10 лет нет, и уже 50 лет прожили, а душа-то не стареет. Как будто только вчера родились и только начали жить, а то новая прядь седых волос появится, то спина не гнётся, то ноги не ходят и т. д.. Святые отцы, духоносные старцы, наблюдая над особыми явлениями, говорят, что в Иерусалиме на Гробе Господнем есть уникальная лампада, которая наполнялась елеем один раз в год, и этого елея хватало до следующего года. Позднее, в наше время горит лампадочка так, что елей остаётся. Молниеносно бежит время, не замечаем мы с вами, как приближаемся к концу своей жизни и к концу бытия всего мира земного.

      Дорогие братия и сестры! Если кто-либо из нас переживает в настоящее время предательство друзей, измену самых близких и родных: жены или мужа, посмотрим на Крест Христов и увидим, что Господь на кресте висит Своим пречистым телом совсем один, оставленный всем миром. Вот когда жил Он на земле и творил чудеса, исцелял и воскрешал мёртвых, толпы народа, многие тысячи людей сопровождали Его, просили хлеба и зрелищ, надеялись получить от Христа исцеление и увидеть чудеса. А когда Христа пригвоздили, то рядом не оказалось никого, никто не разделил с Ним скорбь, ни друзья, ни близкие, одна только Пречистая Преблагословенная Матерь Его,  дева Мария и возлюбленный ученик Иоанн Богослов из всего множества народа. Сколько в Евангелии мы слышим таких описаний, что множество народа окружало Его, и Христос благовествовал и учил народ тайнам царствия Божия.

       Дорогие братия и сестры! Если болезни тяжёлые и неисцельные подступают к нам, то опять, взирая на Крест Христов, мы видим, что тело Его изъязвлено ранами, прободено копьём сотника, который по приказу Пилата убеждался в несомненной смерти распятых на кресте, поруганный, избитый, оплёванный, в терновом венце. А наши болезни ничто по сравнению с Его ранами, нам врачи помогут, обезболят, подлечат, в трудных случаях и жизнь спасут. А Христос, изъязвленный ранами, висит на кресте, и бездыханно Его тело. Если мы внезапно лишились почёта, уважения, славы, должность потеряли, сместили нас, подвинули в жизни, а Христос-то какую славу имел, в итоге распятый на кресте, всеми забытый.

        И вот, дорогие братия и сестры, какое бы обстоятельство жизни мы не взяли, что в жизни бывает с человеком, а Церковь говорит нам, что Христос страдал и нёс Свой Крест намного более величественный и тяжёлый, немыслимый для нас. Церковь говорит, что страдания всего мира, всех людей, вместе взятых, которые сейчас живут, жили раньше и будут жить после нас,  не могут сравниться с теми страданиями Голгофскими, которые терпел Христос, начиная с Гефсиманского сада и до того момента, как Он испустил Дух.

       Сегодня Церковь выносит Крест Животворящий ещё для того, чтобы нас с вами вдохновить к несению своего жизненного креста. Евангелие сегодняшнего дня говорит об этом: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретёт её». О чём эти слова, кто это хочет душу свою потерять прежде смерти? Под душой здесь подразумевается жизнь человека. Кто хочет жизнь свою сберечь, прожить, как незатухающий факел — без всяких скорбей, бед, лишений, без всякого самоограничения, без креста, без внутренней работы над собой, кто хочет жить в своё удовольствие – тот не сохранит душу свою для жизни вечной. Иногда так современные родители напутствуют детей перед вступлением в брак: «да что вы, детки, не надо детей ни  в коем случае, поживите в своё удовольствие, нарожаете ещё, успеете».

       Вот в этих словах: «Пожить в своё удовольствие, взять от жизни всё» скрывается желание сохранить свою жизнь, имея в виду этот Евангельский текст. А Господь говорит, что это опасное увлечение, потому что человек, который живёт для себя, погрязает в удовольствиях, потеряет свою жизнь для жизни вечной, перечеркнёт её. Такого человека ничего не будет ожидать за гробом, только одни мучения, бесконечная, кромешная тьма и пребывание с дьяволом, пребывание без Бога. «А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, кто будет жить, неся свой крест, кто будет терпеть скорби и лишения, кто будет ограничивать потребности своей ненасытной плоти, кто будет жить ради Христа и Евангелия, соблюдая Евангельские законы, которые ограничивают жизнь человека, как некая жесткая ограда, которые держат в узде человека, тот обретет её, тот не напрасно проживёт свою жизнь».

      «Кто хочет идти вслед Меня, да отвержется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядет». Господь призывает человека по его желанию, по его усмотрению, потому что у человека — свободная воля. Не нужны Богу такие рабы неключимые, которые работают за страх наказания, в трепете, в вечных мучениях,  и т.д. Как рабы, которые боятся господина, исполняют то, что он говорит, а в душе ненавидят его, тяготятся этим рабством.  Христос призывает последователей, которые радостно идут вслед Его, потому что невольник — не богомольник. Господь требует и ждет от человека произволения. В Священном Писании есть трогательные слова, в которых Господь умоляет сделать это каждого из нас: «Сыне, дай Мне твоё сердце».  

        Есть очень интересное изображение из Апокалипсиса, когда Христос, как некий бездомный путник, стоит у дверей дома с посохом и стучит в дверь, просит, чтобы открыли. Если вы внимательно посмотрите на эту картину, то эта дверь, перед которой стоит Христос, не имеет ручки, она снаружи не открывается. Можно только снаружи постучать, тогда изнутри, если услышат,  откроют тебе.

       О чем это говорит? Здесь есть глубокий смысл, что Господь не может сам взять и взломать человеческую дверь и войти, вторгнуться, как ураган, в жизнь человека и остановить его безумную жизнь, безумные поступки. Как бы ни жил человек, Бог стучится, взывает к его совести, напоминает о себе, но открыть насильно не может и не желает.

       «Кто хочет идти вслед меня». Дорогие братия и сестры, а мы-то хотим? А как по-другому   ответить, страшно? Неужели не хотим, ведь в этом случае мы нехристи, антихристы воплощённые. А если хотим, то идём ли? Получается парадокс: вроде бы хотим, а не идём. В  итоге, обманываем и себя, и Бога: называемся христианами и вроде бы пытаемся идти, а не идём вслед Христа. А Господь предупреждает нас: «кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда явлюсь со всеми ангелами Моими».  В момент Страшного суда, славного пришествия Христа со всем ангельским миром во славе, Господь тогда постыдится нас, которые стыдились Христа.

       Ведь как прекрасно сказано в Евангелии: «В роде сем прелюбодейном и грешном». Во времена Христа его современники недоумевали: почему Христос выразился столь грубо, бескультурно, недемократично. Посмотришь на «демократический» Запад – устраиваются целые шествия, заседания парламента в защиту геев и лесбиянок. Как прекрасно, современно. А Христос  говорил однозначно и прямо: «В роде сем прелюбодейном и грешном». Уж если во времена Христа эти слова могли звучать как анахронизм, то в наше время как будто про нас сказано: «Род сей прелюбодейный и грешный».

     Вот ведь дожили, братия и сестры, что слова Евангелия и переводить не надо, пересказывать, словно про нашу жизнь сказано. Как от храма спустишься до армянской гостиницы, так блудницы там стоят целыми днями и ночами, зарабатывают на хлеб насущный. Вот дожили-то! Или с той стороны, от Колтушского шоссе до другой гостиницы, кругом обложены блудницами и проститутками. Въезд в город Всеволожск, визитная карточка, как говорится – хотели, как лучше; или за что боролись, то и получили. Как ещё милосердный Господь терпит землю нашу многогрешную: и солнце Своё посылает светить, может, весна-то так долго и не наступает за грехи человеческие.

        «Кто постыдится Меня и словес Моих». Дорогие братия и сестры, давайте вспомним, как мы с вами живём, как Христа исповедуем, как стыдимся. По большей части истоки всех грехов наших берут начало раньше, с советского времени. Мы все с вами жили, кто-то родился, а кто-то раскрывал свои максимальные возможности, работал, преуспевал в годы существования СССР. А как мы помнили о Христе? В лучшем случае хранили иконочки в серванте за глухими ставнями, за дверками, за шторками. У кого-то они лежали в чемоданчике под диваном или в диванчике раскладном: не дай Бог, соседка зайдёт и увидит, что у токаря с завода, у слесаря или у учителя, или у кого-то там ещё иконы висят. Да что вы, какие вы отсталые, какие вы тёмные и никчёмные люди, да как же это можно! Ведь почти у каждого из нас так было, так мы с вами исповедовали веру. А когда детки рождались, наши деды и прадеды настаивали: крестить надо, безбожные, не позволю, пока мать жива! А как крестили-то? Уезжали за 300, за500 километров,  в такую тьму-таракань, что там и советской власти не было. И всё для того, чтоб не видели, нигде не подсмотрели, что какой-то раб Божий приехал крестить своих детей, Богом данных. Вот так стыдились, прятались. Тогда жили в ногу со временем — и пионеры, и комсомольцы, и октябрята, и члены партии на демонстрации ходили и воспринимали эти дни как праздники, с ликованием народным, с воодушевлением кричали и вождей приветствовали.

       Братия и сестры, так это и было отречение от Христа, разве не так? Разве в ногу со Христом шли, разве при этом Его исповедовали? Господи, прости нас, грешных! Сейчас, братия и сестры, свобода веры, в тюрьму уже за религиозную пропаганду не сажают, можно исповедовать веру без опасений. Уже нет уполномоченных по делам религий, уже люди из исполкомов не стоят в храме, а если стоят, то как рабы Божии, верующие во Христа. Завтра нас никто не вызовет на ковёр, никто не уволит с должности.

       Что изменилось? Как христиане исповедуют веру сегодня? Никак! Как стыдились раньше, при советской власти, так и сейчас проходим мимо храмов, проезжаем на своих машинах, на автобусах и даже не посмотрим на храм, отвернёмся и не перекрестимся. И посты нарушаем, и оскверняем плоть свою, и грешим, и всё делаем, а бывает, в компании среди друзей и мясца наедимся  вдоволь и всласть. Когда Христа хулят, мы молчим, не защищаем ни Церковь,ни Христа, отмалчиваемся, стыдимся. Поэтому Господь и говорит нам с вами: «Кто постыдится Меня и Моих словес, того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным».

       Святой Николай Сербский, когда размышлял над этими словами Христа, обращаясь к христианской совести, говорил: «Кого вы стыдитесь, перед кем стыдитесь Христа? Перед вашими друзьями, сверстниками, перед атеистами? Разве эти люди лучше Христа, выше Его?» Конечно, нет. Никто не может сравниться со Христом, Богом, Богочеловеком. Но если вы перед смертными людьми, которые сегодня что-то значат в мире, а завтра они ничто и звать их никак, если перед ними вы стыдитесь Христа — это значит, что у вас нет ничего общего со Христом, с христианской верой.

       Дорогие братия и сестры, Церковь сегодня вот так по-матерински пытается устыдить каждого из нас, усовестить, и с другой стороны, пытается нас вдохновить нести наш жизненный крест до конца. Церковь говорит, что крест мы должны нести добровольно. Кто хочет идти за Христом, должен взять крест и нести его.

       Надо отметить, что кресты как совокупность многоскорбной, многоболезненной жизни есть у каждого, независимо от креста, как детей Адама. Как Рай потеряли, так и началась эта жизнь многоскорбная в болезнях, в скорбях, в страданиях, в лишениях, никто не может этого избежать. Мы часто думаем, что хорошо бы жить бы побогаче, как сосед вот за тем забором, или на какой чудной машине приехал.  

        Дорогие братия и сестры! Но ведь это ошибочное мнение. Посмотришь иногда внимательнее на того человека, которому мы завидуем: не дай Бог такой жизни, иногда и уехать никуда нельзя, потому что нет надежды ни на собак, ни на охрану — столько богатства накоплено, что страшно оставить и уехать. А потом ведь не зря говорят, что богатые тоже плачут. Познакомишься с их жизнью поближе – Господи, сколько забот, сколько проблем,  ни дня свободного, адская, титаническая работа по сохранению материальных благ, для того, чтобы остаться на этом же положении, на этой же ступени. А скорби никуда не денутся, они же и там подбираются: то свои болезни, то утраты детей, то болезни близких, то скорби и страдания, то предательства и измены, то завтра придёт, а ты уже не хозяин и не директор фирмы. Всё в этом мире настолько скоротечно, что не дай Бог никому завидовать.

       Мы с вами, дорогие братия и сестры, должны быть благодарны тем условиям жизни, в которые каждого из нас Господь поместил. Он нам дал прежде необходимые таланты: одному дал таланты, в которых он раскрывается, как деловой человек, предприниматель, способный к управлению людьми, к ведению своего дела. А другой и проснуться вовремя не может, на работу вовремя не может прийти, только книжку читать, ни к чему больше не приспособлен. Бывает так, что человек ропщет, всем недоволен, и сколько этого недовольства своей жизнью льётся в небесные селения. Человек женится, замуж выходит, устраивает свою жизнь. Детей много, скажет, сколько можно рожать, хватит, ропщет человек, много детей — семеро по лавкам, ну как можно прожить, не прокормить ведь. И ропщем опять под тяжестью этого креста. А если детей нет, опять ропщем, опять не так. А ведь Бог не даёт детей за то, что мы недостойны, за то, что грешили, за то, что блудили перед этим. А зачем тебе замуж выходить, когда и так жил? И замужем не была, и без мужа не была — ведь так в жизни бывает. И вот Господь смиряет, жизнь устраивается, а детей нет, потому что всё было перепробовано, как говорится в народной мудрости, и огонь, и вода, и медные трубы — всё пройдено, всё перепробовано, всё истрачено на грех и не из чего произрасти доброму плоду.

        Поэтому, дорогие братия и сестры, Церковь говорит, что Господь о каждом из нас заботится, каждого из нас любит, но любит по-особому, любит индивидуально и неповторимо. Одному даёт то, другому другое. Но счастье состоит не в богатстве, счастье не состоит в безбедной и безскорбной жизни. Не дай Бог такой жизни христианам, хотя мы все молимся об этом: не дай заболеть, не дай того, другого, чтобы всё на работе было благополучно, и народная молва сопровождала такая, как шлейф от французских духов — такая благодатная, такая восторженная.

       А вот что думают святые по этому поводу. В патерике такой случай описывается. Один подвижник, монах, зашёл в храм, видит — женщина у иконы плачет, слезами залила весь пол. Когда она окончила молиться, монах спрашивает: «Милая, что случилось?» — «Ничего не случилось, скорбей нет, меня Господь оставил. Многие годы живу, а скорбей никаких нет, Бог забыл меня». Так удивила эта молитва пустынника, что он возблагодарил Бога за такую высоту христианской жизни.

        Кого любит Господь – наказует, приет же всякого сына, которого приемлет. Многие скорби у праведных, и от всех их избавит Господь. Это очень важно помнить, дорогие братия и сестры, потому что сейчас, когда нет гонений на Церковь, люди приходят ко Христу, наполненные  эгоистическими мотивами, ищут здесь бесскорбной и безболезненной жизни, исцеление и получение благословения Божия на всё внешнее процветание и на благоденствие. Получается, что это вещи второстепенные, потому что Христос не нужен. Христос получается, как некий генератор гуманитарной помощи или доильный аппарат. Дай, дай Господи, дай того, другого, детей туда надо устроить, в армии не надо служить, помоги, отврати и т.д., и всё прочее. Сами не знаем, чего просим. А Христос не нужен. Здесь кроется опасность, потому что когда не получает человек просимого, он впадает в уныние, разочаровывается в вере и отходит от Церкви. В результате получается худшее состояние, чем было до прихода в Церковь. Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть этот момент изнесения древа животворящего укрепит нас в решимости идти вслед за Христом, в укреплении веры и любви к Нему, возлюбленному нашему Господу и Учителю, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

Предыдущая проповедь

2 марта 2008

Неделя о страшном суде
Следующая проповедь

9 марта 2008

Воспоминание Адамова изгнания из рая

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00