Дорогие братия и сестры! Сегодня читалось удивительное евангельское повествование -притча о блудном сыне. Святые Отцы, толкователи Священного Писания, называют этот отрывок от Луки Евангелием в Евангелии, которое нагляднее, убедительнее всего передаёт любовь, прежде всего, Бога-Отца к грешному человечеству. Эта любовь Бога выражена в том, что Отец всегда ждёт согрешающих своих детей, словно не помнит ни обид, ни предательства.
В этой притче блудный сын забрал, почти силой вырвал от отца, как ему казалось, следуемую ему по закону часть имения ещё при жизни отца. Обычно родственники об этом задумываются, когда человек находится или при смерти, или вскоре после его смерти. А этот ещё при жизни заявил: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И когда отец разделил своё имение, младший сын забрал свою часть и ушёл в дальнюю сторону и жил там блудно, всё потерял, растратил, расточил имение своё и остался один.
Это очень поучительное евангельское наблюдение: когда у человека есть деньги, вокруг него множество народа, множество женщин, друзей. А когда деньги заканчиваются, никаким блудницам ты не нужен, все от тебя отвернутся. Это надо очень хорошо знать и помнить в преддверии греха и падения, что материальные блага, которые прельщают людей, очень скоро заканчиваются, и когда они кончатся, ты становишься никому не нужным, несмотря на какие-то привлекательные внешние черты и достоинства.
Фактически этот сын предал отца. Он, в общем-то, пожелал ему скорейшей смерти, потому что требовал разделить имение, что прилично было бы просить и ожидать после смерти отца, но не при жизни.
И вот этот сын, предавший отца, изменивший ему, обанкротивший его, наконец, пришёл в себя и захотел возвратиться к своему отцу, потому что вспомнил, испытывая голод, что у отца даже наёмники избыточествуют хлебом. Тогда он встал и сказал: «пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».
Эти слова Евангелия очень примечательны: «когда пришёл в себя». Они показывают, что человек, когда совершает грех, когда подвержен страсти, он вне себя, а если сказать медицинскими терминами, он психически ненормальный. Он вне себя, он не контролирует ни своей жизни, ни поступков, ни слов — ничего. Он больной человек, он находится вне себя, его разум отключен полностью. Он подчинён только животным инстинктам.
Итак, блудный сын возвращается к отцу. Евангелие не говорит, сколько времени он отсутствовал в родительском доме, но учитывая то, что отец был, наверное, человеком богатым, состоятельным и не в один день возможно было промотать такое имущество, может быть, многие годы сын провёл на «стороне далече». Его отец, который превратился за эти годы в дряхлого старца, каждый день, несомненно, выходил из своего дома на распутие дорог и, вглядываясь своими старческими глазами, смотрел, не появится ли знакомый силуэт его блудного, отрекшегося от него сына. Сын отрёкся от отца, а отец от сына нет, никогда, ни на минуту не забывая своё падшее создание.
Наконец, настал момент, когда в каком-то приближающемся силуэте отец, может быть, не увидел, но сердцем почувствовал, что это его грешный сын возвращается к нему. Как можно было бы по-разному поступить в этом случае? Мы, родители, порой поступаем в такие моменты совершенно неправильно, не по-евангельски: вспоминаем сразу все преступления, совершённые детьми или внуками, вычитываем длинные морали, результатом чего являются ссоры, обиды и дальнейшее усугубление отношений вплоть до разрыва. Евангельский Отец ни словом не попрекнул сына, но, будучи, несомненно, уже престарелым человеком, это чувствуется по языку притчи, он побежал, словно молодой, навстречу сыну и первым бросился ему в объятья и целовал его. Тогда сын произносит приготовленную, заученную фразу, которую он твердил всю дорогу, укрепляясь в своем покаянии: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим …». Отец не даёт ему закончить фразу: «… прими меня не как сына, а как наёмника и как раба», прерывает его, потому что принимает его как сына, повелевает своим рабам одеть сына в те одежды, которые носил он, когда жил в родительском доме, одевает перстень на руку — символ восстановления достоинства, обувь на ноги.
Это сейчас одежда ничего не показывает: ни профессии, ни сословия, а в прежние века сразу было видно по одежде, по манерам, по походке человека, какого он сословия, какого рода и так далее. Облачение блудного сына в родительскую одежду – это восстановление его в прежнем сыновнем достоинстве. Далее отец устраивает пир, закалывает лучшего телёнка, дом наполняется ликованием, потому что сын был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
Дорогие братия и сестры! Это евангельское повествование о блудном сыне напоминает нам о тех страшных реалиях жизни, в которых мы с вами живём — блудное время и блудный век; духом блуда пронизана вся жизнь современного нам общества. Все достижения человека, любая область его деятельности, творчества: искусство, культура, телевидение, сфера общения, навыки, привычки, — всё пронизано духом блуда, не говоря о средствах массовой информации, о двусмысленной и порочной рекламе. Невозможно смотреть телевизор. Такого не было никогда. В прежние годы, десятилетия можно было всё-таки не бояться оставлять детей около телевизора, не опасаясь за страшное осквернение от соприкосновения с грехом, чего не скажешь о нашем с вами времени.
Но Господь до поры до времени терпит это страшное беззаконие. Можно вспомнить судьбу древних ветхозаветных городов: Содома, Гоморры, других пяти городов, которые ушли под воду Мёртвого моря, где до сих пор нет никакой жизни ни в воде, ни на берегу этого страшного моря. Это напоминание о тех страшных, блудных, противоестественных грехах, которые творили те далёкие от нас ветхозаветные жители.
Вспомните, когда мы путешествовали с вами по Италии, видели развалины итальянских городов Помпеи, Геркуланума, которые были похоронены под лавой и пеплом вулкана Везувий, жители которых не меньше содомлян отличались таким страшным пороком. Огненная лава прежде адского мучения накрыла грешников ещё в земной жизни. Мы знаем, что и перед пришествием Христа в мир, и в первые годы нашей эры такой неудержимый, всепоглощающий разврат был характерен для римской империи — это времена императоров Нерона, Калигулы, Тиберия, Ирода Великого. Интересно отметить такую характерную деталь: вместе с духом блуда это время было пропитано особой кровожадностью, когда на арены римских амфитеатров сотнями и тысячами отправлялись люди, позже в основном христиане, чтобы дать пищу для глаз пресыщенным римлянам: зрелища животных, преисполненных кровью, страданий и смерти невинных жертв. Блуд, кровь и смерть — это слова-синонимы, как однокоренные слова, хоть и не являются таковыми по законам русского языка.
В наше время, дорогие братия и сестры, мы должны делать всё от нас возможное, чтобы уберечь наших детей от скорого, раннего соприкосновения с духом блуда вопреки обычаям и законам этого мира, когда, начиная чуть ли не с детского сада, но уже со школьной скамьи точно, вводится сексуальное просвещение, это обучение безопасному … — страшно даже произнести с амвона это слово. Но не бывает грех безопасным, это личина дьявола, это обман людей. Как может быть вообще грех блуда безопасным? Этого не может быть никогда. Ни один грех бесследно для человека не проходит, за каждый надо платить очень высокую, порой, цену, иногда расплачиваться всю свою жизнь, и не будет исправления этой ситуации никогда.
Апостол Павел сегодня в своём убедительном послании говорит, что всякий грех, который совершает человек, не касается непосредственно его тела. Любой грех: и гордыня, и тщеславие, и осуждение, и празднословие, и сребролюбие лишь косвенным образом касаются тела человека, но блудник грешит против собственного своего тела. А такого права человеку никто никогда не давал, потому что, как говорит тот же апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Тело ваше должно быть таковым, и «не делайте ваши уды удами блудницы». Апостол Павел настойчиво повторяет: «бегайте блуда». За кривую версту обходите всякое упоминание об этом, потому что невозможно приблизиться, не погрузившись в эту скверну.
Однажды дьявол явился одному грешнику во всём неприглядном своём виде, таким, как его обычно рисуют в страшном воображении: с рогами, с копытами, с хвостом. Явился к грешнику и затыкает нос своими когтями. Грешник спрашивает его: «Чего ты затыкаешь нос?», дьявол отвечает: «Я не могу рядом с тобой стоять, так сильно смердит от тебя». Бес затыкал нос, не мог стоять рядом с грешником, блудником. Представляете, какую энергию излучает такой грешник и кто стоит рядом с человеком, который подвержен этому греху?
Иногда родители сами потворствуют и виноваты в раннем соприкосновении детей своих с духом блуда, особенно люди состоятельные, когда они своим совершеннолетним детям приобретают отдельное жильё. Это сплошь и рядом. Всякий раз при разговоре с молодыми людьми спрашиваешь: «где живёшь, сколько лет?» Смотришь, пришла девица лет семнадцати-восемнадцати, отвечает: «отдельно в Питере живу». — Замужем? – отвечает — нет. Ну какая необходимость, хоть ты до пятидесяти лет живи, а если замуж не выйдешь, с родителями обязана жить. Отдельно можно жить только в случае крайних каких-то обстоятельств, учёбы в другом городе, ещё каких-то чрезвычайных обстоятельств, которые имеют оправдание. А то отдельная работа, иногородние, заграничные командировки, а там гостиницы, там чаевые, там ещё отсюда вытекающее, а потом дети не могут определиться, устроить свои семьи. За грехи-то платить надо.
Апостол Павел предупреждает, что грешник, блудник грешит против собственного тела. Это тело иногда несёт проказу греха многие годы, иногда является причиной смерти. Блудный сын, который сегодня упоминается в Евангелии, ещё легко отделался, так в жизни редко бывает. Красивый сценарий бывает только по молитвам родителей, чтобы детки, наблудившись, нагулявшись, вернулись в родительский дом. Это вымолить надо, стоя многими годами на коленках перед иконами. Чаще всего дело заканчивается СПИДом, другими венерическими заболеваниями, бесплодием. Иногда нагуляются неудержимо, потом смотришь, как блудливый кот, вернулся в семью, а детей-то нет, и иметь не может, потому что уже все лимиты выбраны и Божие терпение окончилось на примере жизни таких грешников.
Поэтому, дорогие братия и сестры, блуд, о котором сегодня предупреждает Церковь, является самым страшным грехом. На языке аскетики он единственный из всех называется падением. Не называется этим словом ни сребролюбие, ни воровство, ни даже убийство — ничто не называется так, только один блуд называется падением. Приехали, дальше идти некуда — это крайняя степень, катастрофа, падение, от которого восстание бывает только милостью Божией и слезными молитвами матерей и отцов.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы, родители, детям своим не давали плохих примеров безнравственной жизни, пропитанной духом блуда и похоти. Поэтому, надо воспитывать своим положительным примером детей, к своему браку относиться как к промыслу Божию, вручённому тебе кресту, а не как к пробе пера, черновику, который пишет писатель и потом в урну бросает.
Как современный мир к женщине относится? Как к мясу. Оно должно быть свежим, парным, здоровым, молодым – стопроцентное приложение к этой похотливой теме, которой пронизан весь современный мир. Такой пример: приходит женщина из молодой семьи, которая в браке прожила не более пяти лет, говорит: «Батюшка, от меня муж ушел. Встретил молодую или на работе загулял, как денежки появились, любовь вспыхнула». Приходит её бывший супруг, говорит: «Не могу дальше так жить, жена забеременела, меня вынудили жениться, а теперь наконец-то настоящую любовь встретил. Я буду помогать своим детям, содержать их, буду отстёгивать им регулярно рублей по сто в месяц». Вот и вся любовь.
Простите, это не любовь, под этим словом подразумеваются животные, скотские страсти, бес такой рогатый, который упоминался в примере его явления блуднику. Не любовь, а похоть, которую надо победить молитвой, постом, а если это касается детей — выпороть их как в детстве, посадить на голодный паёк и никуда они не денутся, потому что без родителей они ничего из себя не представляют порой до двадцати-тридцати лет.
Дорогие братия и сестры, в сегодняшнем чтении Евангелия о блудном сыне нам дано очень серьёзное, убедительное предостережение. Дай Бог, чтобы вся жизнь наша была наполнена целомудрием, чтобы молодые люди, которые вступают в брак, в девстве и целомудрии венчались и не дерзали иначе надевать фату на свою голову. А ведь это практически исчезло из нашей жизни. Помните, ещё древний римский философ Сенека говорил: «Стыдливость и целомудрие исчезли или унеслись на небо, а невинности вообще нет». Так это было сказано ещё до Рождества Христова, что же говорить о наших с вами днях. Хочется напомнить в преддверии Великого поста, что мы скоро будем вспоминать удивительную молитву Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне и детям нашим, Господи».
Аминь.
2 февраля 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодня читалось удивительное евангельское повествование -притча о блудном сыне. Святые Отцы, толкователи Священного Писания, называют этот отрывок от Луки Евангелием в Евангелии, которое нагляднее, убедительнее всего передаёт любовь, прежде всего, Бога-Отца к грешному человечеству. Эта любовь Бога выражена в том, что Отец всегда ждёт согрешающих своих детей, словно не помнит ни обид, ни предательства.
В этой притче блудный сын забрал, почти силой вырвал от отца, как ему казалось, следуемую ему по закону часть имения ещё при жизни отца. Обычно родственники об этом задумываются, когда человек находится или при смерти, или вскоре после его смерти. А этот ещё при жизни заявил: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И когда отец разделил своё имение, младший сын забрал свою часть и ушёл в дальнюю сторону и жил там блудно, всё потерял, растратил, расточил имение своё и остался один.
Это очень поучительное евангельское наблюдение: когда у человека есть деньги, вокруг него множество народа, множество женщин, друзей. А когда деньги заканчиваются, никаким блудницам ты не нужен, все от тебя отвернутся. Это надо очень хорошо знать и помнить в преддверии греха и падения, что материальные блага, которые прельщают людей, очень скоро заканчиваются, и когда они кончатся, ты становишься никому не нужным, несмотря на какие-то привлекательные внешние черты и достоинства.
Фактически этот сын предал отца. Он, в общем-то, пожелал ему скорейшей смерти, потому что требовал разделить имение, что прилично было бы просить и ожидать после смерти отца, но не при жизни.
И вот этот сын, предавший отца, изменивший ему, обанкротивший его, наконец, пришёл в себя и захотел возвратиться к своему отцу, потому что вспомнил, испытывая голод, что у отца даже наёмники избыточествуют хлебом. Тогда он встал и сказал: «пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».
Эти слова Евангелия очень примечательны: «когда пришёл в себя». Они показывают, что человек, когда совершает грех, когда подвержен страсти, он вне себя, а если сказать медицинскими терминами, он психически ненормальный. Он вне себя, он не контролирует ни своей жизни, ни поступков, ни слов — ничего. Он больной человек, он находится вне себя, его разум отключен полностью. Он подчинён только животным инстинктам.
Итак, блудный сын возвращается к отцу. Евангелие не говорит, сколько времени он отсутствовал в родительском доме, но учитывая то, что отец был, наверное, человеком богатым, состоятельным и не в один день возможно было промотать такое имущество, может быть, многие годы сын провёл на «стороне далече». Его отец, который превратился за эти годы в дряхлого старца, каждый день, несомненно, выходил из своего дома на распутие дорог и, вглядываясь своими старческими глазами, смотрел, не появится ли знакомый силуэт его блудного, отрекшегося от него сына. Сын отрёкся от отца, а отец от сына нет, никогда, ни на минуту не забывая своё падшее создание.
Наконец, настал момент, когда в каком-то приближающемся силуэте отец, может быть, не увидел, но сердцем почувствовал, что это его грешный сын возвращается к нему. Как можно было бы по-разному поступить в этом случае? Мы, родители, порой поступаем в такие моменты совершенно неправильно, не по-евангельски: вспоминаем сразу все преступления, совершённые детьми или внуками, вычитываем длинные морали, результатом чего являются ссоры, обиды и дальнейшее усугубление отношений вплоть до разрыва. Евангельский Отец ни словом не попрекнул сына, но, будучи, несомненно, уже престарелым человеком, это чувствуется по языку притчи, он побежал, словно молодой, навстречу сыну и первым бросился ему в объятья и целовал его. Тогда сын произносит приготовленную, заученную фразу, которую он твердил всю дорогу, укрепляясь в своем покаянии: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим …». Отец не даёт ему закончить фразу: «… прими меня не как сына, а как наёмника и как раба», прерывает его, потому что принимает его как сына, повелевает своим рабам одеть сына в те одежды, которые носил он, когда жил в родительском доме, одевает перстень на руку — символ восстановления достоинства, обувь на ноги.
Это сейчас одежда ничего не показывает: ни профессии, ни сословия, а в прежние века сразу было видно по одежде, по манерам, по походке человека, какого он сословия, какого рода и так далее. Облачение блудного сына в родительскую одежду – это восстановление его в прежнем сыновнем достоинстве. Далее отец устраивает пир, закалывает лучшего телёнка, дом наполняется ликованием, потому что сын был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
Дорогие братия и сестры! Это евангельское повествование о блудном сыне напоминает нам о тех страшных реалиях жизни, в которых мы с вами живём — блудное время и блудный век; духом блуда пронизана вся жизнь современного нам общества. Все достижения человека, любая область его деятельности, творчества: искусство, культура, телевидение, сфера общения, навыки, привычки, — всё пронизано духом блуда, не говоря о средствах массовой информации, о двусмысленной и порочной рекламе. Невозможно смотреть телевизор. Такого не было никогда. В прежние годы, десятилетия можно было всё-таки не бояться оставлять детей около телевизора, не опасаясь за страшное осквернение от соприкосновения с грехом, чего не скажешь о нашем с вами времени.
Но Господь до поры до времени терпит это страшное беззаконие. Можно вспомнить судьбу древних ветхозаветных городов: Содома, Гоморры, других пяти городов, которые ушли под воду Мёртвого моря, где до сих пор нет никакой жизни ни в воде, ни на берегу этого страшного моря. Это напоминание о тех страшных, блудных, противоестественных грехах, которые творили те далёкие от нас ветхозаветные жители.
Вспомните, когда мы путешествовали с вами по Италии, видели развалины итальянских городов Помпеи, Геркуланума, которые были похоронены под лавой и пеплом вулкана Везувий, жители которых не меньше содомлян отличались таким страшным пороком. Огненная лава прежде адского мучения накрыла грешников ещё в земной жизни. Мы знаем, что и перед пришествием Христа в мир, и в первые годы нашей эры такой неудержимый, всепоглощающий разврат был характерен для римской империи — это времена императоров Нерона, Калигулы, Тиберия, Ирода Великого. Интересно отметить такую характерную деталь: вместе с духом блуда это время было пропитано особой кровожадностью, когда на арены римских амфитеатров сотнями и тысячами отправлялись люди, позже в основном христиане, чтобы дать пищу для глаз пресыщенным римлянам: зрелища животных, преисполненных кровью, страданий и смерти невинных жертв. Блуд, кровь и смерть — это слова-синонимы, как однокоренные слова, хоть и не являются таковыми по законам русского языка.
В наше время, дорогие братия и сестры, мы должны делать всё от нас возможное, чтобы уберечь наших детей от скорого, раннего соприкосновения с духом блуда вопреки обычаям и законам этого мира, когда, начиная чуть ли не с детского сада, но уже со школьной скамьи точно, вводится сексуальное просвещение, это обучение безопасному … — страшно даже произнести с амвона это слово. Но не бывает грех безопасным, это личина дьявола, это обман людей. Как может быть вообще грех блуда безопасным? Этого не может быть никогда. Ни один грех бесследно для человека не проходит, за каждый надо платить очень высокую, порой, цену, иногда расплачиваться всю свою жизнь, и не будет исправления этой ситуации никогда.
Апостол Павел сегодня в своём убедительном послании говорит, что всякий грех, который совершает человек, не касается непосредственно его тела. Любой грех: и гордыня, и тщеславие, и осуждение, и празднословие, и сребролюбие лишь косвенным образом касаются тела человека, но блудник грешит против собственного своего тела. А такого права человеку никто никогда не давал, потому что, как говорит тот же апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Тело ваше должно быть таковым, и «не делайте ваши уды удами блудницы». Апостол Павел настойчиво повторяет: «бегайте блуда». За кривую версту обходите всякое упоминание об этом, потому что невозможно приблизиться, не погрузившись в эту скверну.
Однажды дьявол явился одному грешнику во всём неприглядном своём виде, таким, как его обычно рисуют в страшном воображении: с рогами, с копытами, с хвостом. Явился к грешнику и затыкает нос своими когтями. Грешник спрашивает его: «Чего ты затыкаешь нос?», дьявол отвечает: «Я не могу рядом с тобой стоять, так сильно смердит от тебя». Бес затыкал нос, не мог стоять рядом с грешником, блудником. Представляете, какую энергию излучает такой грешник и кто стоит рядом с человеком, который подвержен этому греху?
Иногда родители сами потворствуют и виноваты в раннем соприкосновении детей своих с духом блуда, особенно люди состоятельные, когда они своим совершеннолетним детям приобретают отдельное жильё. Это сплошь и рядом. Всякий раз при разговоре с молодыми людьми спрашиваешь: «где живёшь, сколько лет?» Смотришь, пришла девица лет семнадцати-восемнадцати, отвечает: «отдельно в Питере живу». — Замужем? – отвечает — нет. Ну какая необходимость, хоть ты до пятидесяти лет живи, а если замуж не выйдешь, с родителями обязана жить. Отдельно можно жить только в случае крайних каких-то обстоятельств, учёбы в другом городе, ещё каких-то чрезвычайных обстоятельств, которые имеют оправдание. А то отдельная работа, иногородние, заграничные командировки, а там гостиницы, там чаевые, там ещё отсюда вытекающее, а потом дети не могут определиться, устроить свои семьи. За грехи-то платить надо.
Апостол Павел предупреждает, что грешник, блудник грешит против собственного тела. Это тело иногда несёт проказу греха многие годы, иногда является причиной смерти. Блудный сын, который сегодня упоминается в Евангелии, ещё легко отделался, так в жизни редко бывает. Красивый сценарий бывает только по молитвам родителей, чтобы детки, наблудившись, нагулявшись, вернулись в родительский дом. Это вымолить надо, стоя многими годами на коленках перед иконами. Чаще всего дело заканчивается СПИДом, другими венерическими заболеваниями, бесплодием. Иногда нагуляются неудержимо, потом смотришь, как блудливый кот, вернулся в семью, а детей-то нет, и иметь не может, потому что уже все лимиты выбраны и Божие терпение окончилось на примере жизни таких грешников.
Поэтому, дорогие братия и сестры, блуд, о котором сегодня предупреждает Церковь, является самым страшным грехом. На языке аскетики он единственный из всех называется падением. Не называется этим словом ни сребролюбие, ни воровство, ни даже убийство — ничто не называется так, только один блуд называется падением. Приехали, дальше идти некуда — это крайняя степень, катастрофа, падение, от которого восстание бывает только милостью Божией и слезными молитвами матерей и отцов.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы, родители, детям своим не давали плохих примеров безнравственной жизни, пропитанной духом блуда и похоти. Поэтому, надо воспитывать своим положительным примером детей, к своему браку относиться как к промыслу Божию, вручённому тебе кресту, а не как к пробе пера, черновику, который пишет писатель и потом в урну бросает.
Как современный мир к женщине относится? Как к мясу. Оно должно быть свежим, парным, здоровым, молодым – стопроцентное приложение к этой похотливой теме, которой пронизан весь современный мир. Такой пример: приходит женщина из молодой семьи, которая в браке прожила не более пяти лет, говорит: «Батюшка, от меня муж ушел. Встретил молодую или на работе загулял, как денежки появились, любовь вспыхнула». Приходит её бывший супруг, говорит: «Не могу дальше так жить, жена забеременела, меня вынудили жениться, а теперь наконец-то настоящую любовь встретил. Я буду помогать своим детям, содержать их, буду отстёгивать им регулярно рублей по сто в месяц». Вот и вся любовь.
Простите, это не любовь, под этим словом подразумеваются животные, скотские страсти, бес такой рогатый, который упоминался в примере его явления блуднику. Не любовь, а похоть, которую надо победить молитвой, постом, а если это касается детей — выпороть их как в детстве, посадить на голодный паёк и никуда они не денутся, потому что без родителей они ничего из себя не представляют порой до двадцати-тридцати лет.
Дорогие братия и сестры, в сегодняшнем чтении Евангелия о блудном сыне нам дано очень серьёзное, убедительное предостережение. Дай Бог, чтобы вся жизнь наша была наполнена целомудрием, чтобы молодые люди, которые вступают в брак, в девстве и целомудрии венчались и не дерзали иначе надевать фату на свою голову. А ведь это практически исчезло из нашей жизни. Помните, ещё древний римский философ Сенека говорил: «Стыдливость и целомудрие исчезли или унеслись на небо, а невинности вообще нет». Так это было сказано ещё до Рождества Христова, что же говорить о наших с вами днях. Хочется напомнить в преддверии Великого поста, что мы скоро будем вспоминать удивительную молитву Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне и детям нашим, Господи».
Аминь.
Предыдущая проповедь
30 января 2011
Следующая проповедь
6 февраля 2011
Все проповеди за 2011 год