Дорогие братия и сестры! Сегодня, в четвёртое воскресенье после праздника Святой Пасхи Церковь предлагает нам для духовного назидания Евангелие от Иоанна, которое повествует об исцелении расслабленного человека. Это чудо исцеления произошло в Иерусалиме недалеко от Овечьих ворот в купальне, называемой Вифезда. Она до сих пор существует там. На этом месте были произведены археологические раскопки. Под огромным, поднявшимся на несколько метров культурным слоем, в глубине, в толще земли видна эта купель и пять её притворов, крытых ходов, которые существовали во время земной жизни нашего Господа. Когда многие из вас путешествовали по Святой Земле, мы с вами были на этом месте и вспоминали это евангельское событие.
Это было необыкновенное, чудесное место, потому что однажды в год Ангел Господень входил в эти воды, и вода возмущалась, как бы закипала в это время и приобретала особые целебные, чудодейственные свойства. Первый человек, который смог войти в эти воды в первые мгновения после схождения Ангела, получал исцеление от любой болезни; в Евангелии даже сказано «какою бы ни был одержим болезнью». При этой купели в надежде на исцеление лежало великое множество больных людей: слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, которых не могли исцелить никакие другие усилия существовавшей в то время медицины. Они отдавали себя в руки помощи Божией, Его милосердия и ждали этого чудесного момента, когда Ангел возмутит воду. Но не все могли воспользоваться этим шансом в силу своего состояния: там было много парализованных людей, которые только с посторонней помощью могли войти в эту купель.
Когда Господь подошёл к этой купели, Он увидел одного несчастного человека, который был расслабленным, то есть парализованным, и тридцать восемь лет лежал на этом месте, ожидая исцеления. Без посторонней помощи он никак не мог спуститься первым в воду, но, тем не менее, надежда его не покидала. Господь спрашивает его: «хочешь ли быть здоров?». Больной отвечал Ему: «так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Господь исцеляет его и говорит: «встань, возьми одр свой и ходи; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Когда мы вспоминаем этот евангельский текст, нам кажется, что ничего необыкновенного здесь нет – просто воспоминание об одном из чудес Спасителя. Но обращает на себя внимание состояние и поведение этого больного человека, который был болен не один день, не один год, а тридцать восемь лет. По современным меркам, это почти жизнь человеческая, а у него этой жизни не было: он лежал всё это время, лежал неподвижно, со всеми вытекающими последствиями. Наверняка, это лежание было невыносимо тяжёлым, может быть, соединялось с другими болезнями, характерными для неподвижно лежащего человеческого тела, но, тем не менее, этот человек не потерял надежду на исцеление.
Это для нас с вами пример, который подкрепляет, порой, в нашем малодушии, в неуспехах, в житейских каких-то делах. В любой болезни человек очень легко впадает сразу в уныние, когда посещают его немощи: сразу настроение совершенно грустное, уныние, нежелание жить, такое тонкое саможаление, себялюбие, что вокруг никто нас не любит, не жалеет, появляются помыслы осуждения. А этот больной человек даёт нам пример терпения и мужественного перенесения всех искушений.
Обратим внимание далее на те слова, которые Господь сказал исцелённому Им расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов мы видим, что болезнь была наказанием за грехи его, за неправильное устроение его жизни. Тридцать восемь лет он нёс это наказание Божие, которое должно было исправить, вразумить его, поэтому Господь и сказал так: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Кажется, а что может быть хуже, чем паралич в течение тридцати восьми лет? А хуже может быть, как минимум, геенна огненная, из которой не бывает никакого просвета, никакого выхода, никакого улучшения. Именно это имелось в виду, конечно — вечное наказание, которое вечно по своему, так сказать, определению.
Дорогие братия и сестры, этот болящий расслабленный напоминает нам о том, что когда Господь посещает нас болезнями, порой тяжелыми, может быть, неисцельными — это не самое страшное, что может случиться. Самое страшное — это вечные мучения в аду. А то, что происходит с нами в этой жизни — всё временное. Святые отцы не боялись скорбей, искушений, болезней. Например, блаженный Августин говорил такие слова: «Господи, в этой жизни меня и жги, и режь, (и пусть любые заболевания, любые скорби будут у меня), только пощади в вечности».
Нам очень сложно осознать эти слова, произнести их как свои собственные, потому что, порой, люди приходят к вере и Церкви, наоборот, для обретения безбедной и бесскорбной жизни, когда они молятся Богу о том, чтобы у них всё было благополучно и успешно. Скорби подразумеваются как некая неудача, как что-то неправильное и неестественное в нашей с вами жизни. Но так быть не должно. Наоборот, эти внешние скорби составляют христианский крест. Они являются признаком того, что Бог не забыл какого-то из нас, но через скорби напоминает, что безмерно любит каждого из нас и очень желает, чтобы мы с вами получили вечное спасение, и не напрасно была прожита наша с вами жизнь. Поэтому, дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры, мудрости в искушениях, скорбях и болезнях.
Сегодня также память благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это были сыновья князя Владимира. После принятия таинства крещения князь Владимир совершенно изменил свою жизнь. Он удалил множество жён, которых он имел по традициям того времени, и светом веры были просвещаемы в первую очередь его дети, его близкие, его семья. Его самыми любимыми детьми были Борис и Глеб. Он им дал города, в которых они стали князьями, правителями: Ростов Великий – Борису, а Муром – Глебу.
В 1015 году, когда умирает князь Владимир, то Святополк, старший сын его, захотел наследовать великокняжеский киевский престол вопреки намерению своего отца. Святополк, хотя был старшим сыном, но был очень непослушным, вероломным и восставал на своего отца. Владимир великодушно его простил, но совершенно не думал давать ему великокняжеский престол, что было бы неполезно для Святой Руси. Он мечтал видеть на этом престоле своим преемником князя Бориса.
В то время князь Борис с войском своего отца ходил в поход на печенегов, которые беспокоили южные рубежи Руси. Совершив длительный переход и не найдя врагов нигде в степях, он возвратился ни с чем в пределы государства своего. Здесь встретила его весть о том, что отец его Владимир уже умер, а родной брат Святополк ищет души Бориса для того, чтобы захватить великокняжеский престол. Когда дошла до князя Бориса и его войска эта весть, то все воины пришли к нему и говорили о том, чтобы пойти на Киев и силой взять престол его отца. Всё войско, основная сила страны была с ним, с князем Борисом, но он не захотел силой брать престол и проливать братскую кровь. Он распустил дружину, и когда воины поняли, что он не собирается воевать со своим братом, все они разошлись по своим местам. Князь Борис остался в одиночестве с одним лишь слугой именем Георгий, который верен был ему до смерти.
Вскоре князя Бориса, который в это время молился в своём шатре, настигают наёмные убийцы, посланные Святополком. Служится утреня; при его войске был священник. Князь Борис сам читал шестопсалмие, и во время молитвы убийцы врываются в шатёр и вонзают в него свои ножи. Убийство не было профессиональным. Борис истекал кровью, его завернули в какой-то ковёр и положили на повозку. А когда убийцы обнаружили, что он ещё был жив, нанесли ему дополнительно несколько страшных ударов.
Святой Глеб также погиб от руки Святополка Окаянного. Он был в Смоленске, и его известили о том, что князь Владимир, отец его, умер, и Святополк призывает его приехать в Киев, чтобы проститься с отцом. Это было льстивое предложение, чтобы обманом заманить брата и убить его. Глеб ещё совсем ничего не подозревал, он был совсем молодым юношей. И когда он на лодке переправлялся через реку Альту, то лодка с убийцами, посланными Святополком, настигла их. Убийцы заставили слугу повара зарезать своего господина там же, на лодке, и потом тело Глеба было брошено на берегу реки, и оно более пяти лет, прикрытое каким-то хворостом, пролежало на берегу непогребённым. И только после того, как эти междоусобные брани улеглись, Ярослав, родной брат Бориса и Глеба, обрёл эти мощи, и было прославление князей Бориса и Глеба. Они стали первыми русскими святыми, которые получили всеобщее почитание даже прежде святого равноапостольного князя Владимира.
Юная российская Церковь в лице этих страстотерпцев безукоризненно узнала первых святых, так был впечатляющ их подвиг. Казалось бы, ведь они не страдали за Христа, не были мучениками, как древние мученики нашей Церкви. Они получили свою мучительную смерть от рук христиан же, потому что Святополк тоже был сыном Владимира и был просвещён верой Православной. Но языческие страсти оказались главенствующими в его натуре, поэтому он, христианин, поднял свою руку против родных братьев. И святой Глеб, и, прежде всего, князь Борис могли бы без всякого труда занять престол, захватить власть: это было в порядке вещей того времени. Но они, проникнутые духом христианства, не хотели брать на себя такого греха и проливать братскую кровь. Поэтому эти святые и называются в Церкви страстотерпцами, претерпевшими страсти, страдания, и являются первыми святыми нашей Русской Православной Церкви, первым её украшением, первой мученической кровью, которой обагрилась и освятилась наша Церковь.
Дай Бог, чтобы молитвами благоверных князей Бориса и Глеба Господь нас с вами хранил, чтобы в таких моментах, когда особенно требуется проявить нашу христианскую веру, Господь укреплял нас, умудрял и давал силы проявить мужество и стойкость. В наше время никто не говорит о том, что возможно повторение подвига этих святых, но речь хотя бы о том, чтобы сохранять заповеди Божии, о мужестве, о верности Христу. А такие моменты, когда требуется проявить эту верность, очень часто бывают в жизни каждого человека, порой даже в простых жизненных текущих наших делах и обстоятельствах.
Дай Бог, чтобы молитвами этих князей Господь нас умудрял и укреплял в верности вере Христовой, чтобы духовное расслабление не было характерно для нашей с вами жизни. Аминь.
15 мая 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодня, в четвёртое воскресенье после праздника Святой Пасхи Церковь предлагает нам для духовного назидания Евангелие от Иоанна, которое повествует об исцелении расслабленного человека. Это чудо исцеления произошло в Иерусалиме недалеко от Овечьих ворот в купальне, называемой Вифезда. Она до сих пор существует там. На этом месте были произведены археологические раскопки. Под огромным, поднявшимся на несколько метров культурным слоем, в глубине, в толще земли видна эта купель и пять её притворов, крытых ходов, которые существовали во время земной жизни нашего Господа. Когда многие из вас путешествовали по Святой Земле, мы с вами были на этом месте и вспоминали это евангельское событие.
Это было необыкновенное, чудесное место, потому что однажды в год Ангел Господень входил в эти воды, и вода возмущалась, как бы закипала в это время и приобретала особые целебные, чудодейственные свойства. Первый человек, который смог войти в эти воды в первые мгновения после схождения Ангела, получал исцеление от любой болезни; в Евангелии даже сказано «какою бы ни был одержим болезнью». При этой купели в надежде на исцеление лежало великое множество больных людей: слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, которых не могли исцелить никакие другие усилия существовавшей в то время медицины. Они отдавали себя в руки помощи Божией, Его милосердия и ждали этого чудесного момента, когда Ангел возмутит воду. Но не все могли воспользоваться этим шансом в силу своего состояния: там было много парализованных людей, которые только с посторонней помощью могли войти в эту купель.
Когда Господь подошёл к этой купели, Он увидел одного несчастного человека, который был расслабленным, то есть парализованным, и тридцать восемь лет лежал на этом месте, ожидая исцеления. Без посторонней помощи он никак не мог спуститься первым в воду, но, тем не менее, надежда его не покидала. Господь спрашивает его: «хочешь ли быть здоров?». Больной отвечал Ему: «так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Господь исцеляет его и говорит: «встань, возьми одр свой и ходи; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Когда мы вспоминаем этот евангельский текст, нам кажется, что ничего необыкновенного здесь нет – просто воспоминание об одном из чудес Спасителя. Но обращает на себя внимание состояние и поведение этого больного человека, который был болен не один день, не один год, а тридцать восемь лет. По современным меркам, это почти жизнь человеческая, а у него этой жизни не было: он лежал всё это время, лежал неподвижно, со всеми вытекающими последствиями. Наверняка, это лежание было невыносимо тяжёлым, может быть, соединялось с другими болезнями, характерными для неподвижно лежащего человеческого тела, но, тем не менее, этот человек не потерял надежду на исцеление.
Это для нас с вами пример, который подкрепляет, порой, в нашем малодушии, в неуспехах, в житейских каких-то делах. В любой болезни человек очень легко впадает сразу в уныние, когда посещают его немощи: сразу настроение совершенно грустное, уныние, нежелание жить, такое тонкое саможаление, себялюбие, что вокруг никто нас не любит, не жалеет, появляются помыслы осуждения. А этот больной человек даёт нам пример терпения и мужественного перенесения всех искушений.
Обратим внимание далее на те слова, которые Господь сказал исцелённому Им расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов мы видим, что болезнь была наказанием за грехи его, за неправильное устроение его жизни. Тридцать восемь лет он нёс это наказание Божие, которое должно было исправить, вразумить его, поэтому Господь и сказал так: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Кажется, а что может быть хуже, чем паралич в течение тридцати восьми лет? А хуже может быть, как минимум, геенна огненная, из которой не бывает никакого просвета, никакого выхода, никакого улучшения. Именно это имелось в виду, конечно — вечное наказание, которое вечно по своему, так сказать, определению.
Дорогие братия и сестры, этот болящий расслабленный напоминает нам о том, что когда Господь посещает нас болезнями, порой тяжелыми, может быть, неисцельными — это не самое страшное, что может случиться. Самое страшное — это вечные мучения в аду. А то, что происходит с нами в этой жизни — всё временное. Святые отцы не боялись скорбей, искушений, болезней. Например, блаженный Августин говорил такие слова: «Господи, в этой жизни меня и жги, и режь, (и пусть любые заболевания, любые скорби будут у меня), только пощади в вечности».
Нам очень сложно осознать эти слова, произнести их как свои собственные, потому что, порой, люди приходят к вере и Церкви, наоборот, для обретения безбедной и бесскорбной жизни, когда они молятся Богу о том, чтобы у них всё было благополучно и успешно. Скорби подразумеваются как некая неудача, как что-то неправильное и неестественное в нашей с вами жизни. Но так быть не должно. Наоборот, эти внешние скорби составляют христианский крест. Они являются признаком того, что Бог не забыл какого-то из нас, но через скорби напоминает, что безмерно любит каждого из нас и очень желает, чтобы мы с вами получили вечное спасение, и не напрасно была прожита наша с вами жизнь. Поэтому, дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры, мудрости в искушениях, скорбях и болезнях.
Сегодня также память благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это были сыновья князя Владимира. После принятия таинства крещения князь Владимир совершенно изменил свою жизнь. Он удалил множество жён, которых он имел по традициям того времени, и светом веры были просвещаемы в первую очередь его дети, его близкие, его семья. Его самыми любимыми детьми были Борис и Глеб. Он им дал города, в которых они стали князьями, правителями: Ростов Великий – Борису, а Муром – Глебу.
В 1015 году, когда умирает князь Владимир, то Святополк, старший сын его, захотел наследовать великокняжеский киевский престол вопреки намерению своего отца. Святополк, хотя был старшим сыном, но был очень непослушным, вероломным и восставал на своего отца. Владимир великодушно его простил, но совершенно не думал давать ему великокняжеский престол, что было бы неполезно для Святой Руси. Он мечтал видеть на этом престоле своим преемником князя Бориса.
В то время князь Борис с войском своего отца ходил в поход на печенегов, которые беспокоили южные рубежи Руси. Совершив длительный переход и не найдя врагов нигде в степях, он возвратился ни с чем в пределы государства своего. Здесь встретила его весть о том, что отец его Владимир уже умер, а родной брат Святополк ищет души Бориса для того, чтобы захватить великокняжеский престол. Когда дошла до князя Бориса и его войска эта весть, то все воины пришли к нему и говорили о том, чтобы пойти на Киев и силой взять престол его отца. Всё войско, основная сила страны была с ним, с князем Борисом, но он не захотел силой брать престол и проливать братскую кровь. Он распустил дружину, и когда воины поняли, что он не собирается воевать со своим братом, все они разошлись по своим местам. Князь Борис остался в одиночестве с одним лишь слугой именем Георгий, который верен был ему до смерти.
Вскоре князя Бориса, который в это время молился в своём шатре, настигают наёмные убийцы, посланные Святополком. Служится утреня; при его войске был священник. Князь Борис сам читал шестопсалмие, и во время молитвы убийцы врываются в шатёр и вонзают в него свои ножи. Убийство не было профессиональным. Борис истекал кровью, его завернули в какой-то ковёр и положили на повозку. А когда убийцы обнаружили, что он ещё был жив, нанесли ему дополнительно несколько страшных ударов.
Святой Глеб также погиб от руки Святополка Окаянного. Он был в Смоленске, и его известили о том, что князь Владимир, отец его, умер, и Святополк призывает его приехать в Киев, чтобы проститься с отцом. Это было льстивое предложение, чтобы обманом заманить брата и убить его. Глеб ещё совсем ничего не подозревал, он был совсем молодым юношей. И когда он на лодке переправлялся через реку Альту, то лодка с убийцами, посланными Святополком, настигла их. Убийцы заставили слугу повара зарезать своего господина там же, на лодке, и потом тело Глеба было брошено на берегу реки, и оно более пяти лет, прикрытое каким-то хворостом, пролежало на берегу непогребённым. И только после того, как эти междоусобные брани улеглись, Ярослав, родной брат Бориса и Глеба, обрёл эти мощи, и было прославление князей Бориса и Глеба. Они стали первыми русскими святыми, которые получили всеобщее почитание даже прежде святого равноапостольного князя Владимира.
Юная российская Церковь в лице этих страстотерпцев безукоризненно узнала первых святых, так был впечатляющ их подвиг. Казалось бы, ведь они не страдали за Христа, не были мучениками, как древние мученики нашей Церкви. Они получили свою мучительную смерть от рук христиан же, потому что Святополк тоже был сыном Владимира и был просвещён верой Православной. Но языческие страсти оказались главенствующими в его натуре, поэтому он, христианин, поднял свою руку против родных братьев. И святой Глеб, и, прежде всего, князь Борис могли бы без всякого труда занять престол, захватить власть: это было в порядке вещей того времени. Но они, проникнутые духом христианства, не хотели брать на себя такого греха и проливать братскую кровь. Поэтому эти святые и называются в Церкви страстотерпцами, претерпевшими страсти, страдания, и являются первыми святыми нашей Русской Православной Церкви, первым её украшением, первой мученической кровью, которой обагрилась и освятилась наша Церковь.
Дай Бог, чтобы молитвами благоверных князей Бориса и Глеба Господь нас с вами хранил, чтобы в таких моментах, когда особенно требуется проявить нашу христианскую веру, Господь укреплял нас, умудрял и давал силы проявить мужество и стойкость. В наше время никто не говорит о том, что возможно повторение подвига этих святых, но речь хотя бы о том, чтобы сохранять заповеди Божии, о мужестве, о верности Христу. А такие моменты, когда требуется проявить эту верность, очень часто бывают в жизни каждого человека, порой даже в простых жизненных текущих наших делах и обстоятельствах.
Дай Бог, чтобы молитвами этих князей Господь нас умудрял и укреплял в верности вере Христовой, чтобы духовное расслабление не было характерно для нашей с вами жизни. Аминь.
Предыдущая проповедь
17 апреля 2011
Следующая проповедь
29 мая 2011
Все проповеди за 2011 год