Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о расслабленном

Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры. Сегодняшнее воскресенье уже четвёртое после праздника Святой Пасхи, и оно посвящено евангельскому чтению о расслабленном. Многие из вас, кто был в Святой Земле (а кто ещё не был, обязательно съездите, потому что для христианина это цель жизни — побывать на Святой Земле,) помнят, что в Иерусалиме недалеко от того места, где раньше был храм Соломонов, была очень интересная купальня, называемая по-еврейски Вифезда, к которой шло пять крытых галерей. Эта купальня имела техническое предназначение — в ней мыли овец, которых потом приносили в жертву в Соломоновом храме. Соломонов храм — это не наш с вами, дорогие братия и сестры — это две большие, колоссальные разницы. В том храме приносились жертвы. Обстановка напоминала мясокомбинат: непрестанно во дворе храма закалывали животных. В центральную часть, которая напоминает наше с вами собрание, приносились жертвы уже из закланных животных, когда мясо жарилось, и дым валил коромыслом.

Для нас сейчас это непонятно. Мы можем с некоторым недоумением размышлять об этих традициях Ветхого Завета, но они были и имели своё глубокое нравственное содержание. Что такое жертва? Жертва – это когда человек приносил ради Бога или Богу что-либо из того, чем он обладал. Не всё можно было принести в жертву Богу. Обычно приносили в жертву животных: овец, козлов, волов и так далее. Бедные люди приносили в жертву птиц, голубей. Приносились Богу первые плоды с полей, хлеб. Постоянно от двенадцати колен Израилевых приносили двенадцать хлебов. Еженедельно по субботам они менялись на столе, который назывался «стол хлебов предложения». Человек жертвовал часть своего материального достатка ради Бога, приучаясь к доброте, приучаясь к отзывчивости, наконец, к благодарности Богу за свою жизнь и за Его непрестанные благодеяния.

Богу приносилось самое лучшее. Не так, как сейчас народ наш живёт. Например, те или иные люди, находящиеся в той или иной степени приобщения к Церкви, дают обычно Богу самое худшее, что самому не надо, что вот-вот готовы выкинуть на помойку, потому что никому не надо, никто не берёт, по пословице «на Тебе, Боже, что нам не гоже». А чья это пословица, интересно? Какого народа? И ведь сказано-то даже не в ХХ-ом веке, наверное, пораньше. Вот,  оказывается, какие чувства алчности и корыстолюбия проникли и в религиозную систему взаимоотношений человека и Бога.

Но ветхозаветные иудеи приносили Богу самое лучшее. Вы помните первую жертву, описанную в Библии, принесённую Богу Каином и Авелем? Каин принёс от плодов земли своей всё, что самому не надо было, и дым от его жертвы на религиозных картинах стелется по земле, а не идёт к Богу. Этим художники показывали, что его жертва была неугодна Богу.

К сожалению, эти тенденции живы и сейчас, по крайней мере, у нас, православных христиан, верующих, воцерковлённых. Как хотелось бы воспитать всех нас, чтобы для Бога приносилось бы самое лучшее. Один из московских священников, не помню, то ли отец Димитрий Смирнов, то ли кто-то другой, с иронией отзывался о благотворительности современных христиан. Дадут нищему три копейки, но это ни на что в его жизни не повлияло, только пиджачок полегче стал. Ты ни в чём себя не ущемил. Жертва — это не тогда, когда девать некуда, а когда ты от себя отрываешь и даёшь что-то ради ближнего, ради Бога ближнему или приносишь в Церковь Божию.

Дорогие братия и сестры, возвратимся к теме Евангелия. Эта купальня была построена, чтобы омывались овцы, чтобы Богу приносилась чистая жертва. Недопустимо закалывать в жертву таких грязных овечек, как мы с вами в Грузии видели. Помните? Их надо омыть, привести в порядок, чтобы затем можно было в храм Божий завести.

Но эта купальня имела одно чудесное свойство, так Богом было определено. Может быть, это было обусловлено тем, что там омывались именно те овцы, которые затем приносились Богу в жертву. Это был начальный момент жертвоприношения, который человека настраивал на взаимо-отношение с Богом, и от этих высоких религиозных чувств вода в купальне получала такое удивительное свойство и привлекала милость Божию. Один раз в год Ангел Господень невидимо опускался в эти воды, и она начинала бурлить, как бы вскипая. Это был видимый знак, что она наполнена благодатью Божией. И первый человек, который опускался или бросался в эти воды, получал исцеление от любой болезни. Причем это исцеление мог получить только один человек.

Почему так было? Дорогие братия и сестры, мы не знаем. Но, скорее всего, Господь через это подготавливал иудеев к истине об одной универсальной, единственной жертве Христовой, искупительной жертве воплотившегося Сына Божия ради нас с вами. Один Он пострадал, второй Адам, ради нашего с вами спасения.

И в этой купальне был один несчастный человек, который уже тридцать восемь лет был парализован. Предание называет его имя: Иар. Он из года в год жил надеждой, что сможет оказаться первым вошедшим в воду по возмущении её Ангелом. Он лежал неподвижно в одной из крытых галерей и ждал того момента, когда можно было как-то добраться, доползти до этой воды. Но, поскольку он был парализован, это было нереально. Другие люди, которые при болезнях могли передвигаться, либо кто-то им помогал, всякий раз его опережали. И вот Господь приходит в эту купальню и, обратившись к этому больному человеку, спросил его: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6).

Если задать такой вопрос любому из нас, как бы мы ответили с вами? Конечно же, каждый человек мечтает и живёт этой надеждой о здравии, потому что тогда как-то жить легче, и человек может, как правило, реализовать все свои таланты и способности, данные Богом. И этот человек ответил: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). И Господь говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). И он тотчас получил исцеление от своей болезни.

Исцеление это произошло в субботу. Исходя из Евангелия от Иоанна, когда он передаёт нам это повествование о чуде Христа, мы можем сделать предположение, что Господь специально пришёл в эту купальню ради этого несчастного человека. Наверное, больше него никто там не лежал столько лет, и Господь, нисходя к страданию и горю, приходит, чтобы даровать ему исцеление. Он тотчас взял постель свою и пошёл. В субботу этого нельзя было делать — никакого физического труда, никакого передвижения. И сейчас вы ещё можете встретить такие описания об исполнении субботнего покоя у евреев. В настоящее время, кто был в Иерусалиме – видел, что всё закрыто, все магазины, вся жизнь замирает, все общественные места — всё закрыто и только минимум движения, минимум  труда. До какого абсурда доходит там сохранение субботы? Холодильник не открывают, дверей не открывают, когда кто-то приходит в гости,  почти буддийская нирвана. Никаких движений лишних, ничего, чтобы только был минимум, необходимый для жизни или для сохранения жизни животных, которых надо вести на водопой и покормить.

Господь наш Иисус Христос во время земной жизни всё время перевоспитывал иудеев, своих современников и говорил им: «не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2:27), что суббота нужна для того, чтобы о Боге вспомнить, а не для того, чтобы в безделье пребывать.

Иудеи осудили этого исцелённого человека и сказали ему: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5:10), а он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:11). Для него на тот момент послушание Христу было более важно, чем исполнение той традиции, лишённой смысла, уже у современников Христа.

А затем  происходит следующее. Иудеи допытывались у исцелённого: «кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Ин. 5:12). С одной стороны, они это спрашивали из любопытства перед этим удивительным чудом, а с другой стороны, лицемерно затаив злобу, хотели узнать, кто это нарушает субботу, чтобы предать общественному суду и порицанию.

Христос пришёл в Иерусалимский храм, встретил там этого исцелённого человека и сказал ему очень важные слова: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). То есть, из этих слов мы видим, что эта тридцативосьмилетняя болезнь, парализация, была обусловлена грехами человека. Он заслужил и был наказан Богом этой болезнью за свои какие-то вопиющие грехи. «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 

Дорогие братия и сестры. Из этого евангельского отрывка следует, что грехи являются причиной всех болезней. Вы можете спросить, а какие грехи? Мы все с вами живём под тяжестью греха Адамова, который согрешил, первым отказав в повиновении, в послушании Богу, захотев отдельной, автономной, вольготной, как ему казалось, более важной, интересной жизни без Бога. Этот бунт против Бога имел огромные, страшные последствия, которые коснулись не только жизни каждого человека, но и всей земли, и всего космоса. Земля была проклята грехом Адама, из неё стали произрастать волчцы и терние. И жена в болезнях стала рождать чад. И доходит до того, что в наше время рожать не хотят по разным причинам, центры репродукции, планирования семьи в конце ХХ-го века в каждом районе любимого Петербурга появлялись. Во Всеволожске, правда, ещё не появились. Только в женской консультации проводится работа, в которой женщин настойчиво уговаривают: «Зачем тебе беременность? Ты ещё такая молоденькая. Зачем? Поживи ещё для себя. Жизнь такая хорошая, а с другой стороны, так тяжело в наше время детей растить. Сложно будет материально, государство не заботится. А если родишь больного ребёнка? На половине срока беременности патология у тебя. Давай аборт делать». Такие страшные истории происходят сплошь и рядом, это всем вам хорошо известно. Женщины, у которых голова уже на месте, которые постарше, поопытнее, или мамочку больше слушают, правильное решение принимают. А вот молодежь лет восемнадцати-девятнадцати, когда ещё ума нет никакого, часто поддаётся уговорам. Да и замужество случайное, и в результате кровь от абортов льётся рекой, так что наша любимая страна чуть ли не первое место занимает в мире по количеству абортов.

Дорогие братия и сестры, мы коснулись с вами последствий греха Адамова. Но есть ещё такое понятие, как родовой грех. Это грех, который тяготеет над тем или иным родом, над семьёй, тот грех, который когда-то предки совершили, очень страшный, вопиющий грех, например, грех святотатства, грех борьбы со святыней. Когда, может быть, у кого-то в роду были люди, которые чекистами служили, работали после революции, участвовали в расстрелах, сажали людей в тюрьмы, приговоры неправильные подписывали на расстрел, на лагеря, на ссылки, которые непосредственно расстреливали людей. В жизни их потомков происходят страшные вещи: и грехи самоубийства, и страшные болезни, и другие события, более или менее страшные. Противостоять этому родовому греху или проклятию можно только активной и усердной церковной жизнью, которая может приостановить эту силу, силу тяготеющего греха. Через этот грех бесы получают открытый доступ к этим людям. И поэтому противостоять им можно только воцерковлённой жизнью и причащением Святых Христовых Тайн.

Иногда есть грехи, так называемые, коллективные, иногда даже вся страна повинна в этих грехах. В каких? Например, в великой октябрьской социалистической революции, в убийстве царской семьи. Убила царскую семью горстка бандитов, преступников, иудеев, финансируемых из Америки, а страна-то вся где была? Это страшное убийство было совершено при попустительстве всех, при всеобщем молчании — «моя хата с краю».

Интересно отметить, что духовно опытные люди говорят, что всенародного покаяния за цареубийство так и не было. В советское время многие палачи почитались, их имена были во множестве присвоены улицам Петербурга, других городов, начиная с улицы Коллонтай или других аферистов советской эпохи. До сих пор памятники Ленину стоят. Зайдите в кабинет УВД или ФСБ, там Феликса обязательно увидите в каждом кабинете начальника, прародителя их, установившего эту систему.

Вот, дорогие братия и сестры, это и есть коллективный грех. Мы с вами живём в этих страшных условиях, и хотим мы этого или не хотим, попадаем вместе с вами под следствие этого греха.

Наконец, мы сами с вами не боимся грехов. Мы уже вчера с вами говорили, что современные воцерковлённые христиане, привыкшие к Церкви, перестают бояться грехов. Они дают даже такие советы: «Да ты что, миленькая, да согреши ты». Ну как, например, в нашей поликлинике на приеме у гинеколога советуют: «Надо тебе завести мужичка для здоровья, для физиологии». И наши христиане, верующие, воцерковлённые прихожане тоже такие советы раздают. «Ну что ты, миленькая, переживаешь – придёшь, покаешься». А потом какая-нибудь бабушка лет восьмидесяти спросит: «ну как у тебя, получилось?»

Эти вещи вопиющие. Они сплошь и рядом пронизывают нашу жизнь. Это кощунственные проявления нашей жизни, духовной такую жизнь никак не назовёшь – это извращение современной практики церковной жизни. Дорогие братия и сестры, вспоминается русская пословица: «Бог долго терпит, да больно бьёт». В противостоянии греху, во избежание совершения греха, его степени, его тяжести и состоит залог здоровья и долголетия человека.

Наконец, мы сами себя иногда ведём и живём так, что провоцируем болезни. Едим всё подряд. Сейчас сложно найти экологически чистые продукты, без генно-модифицированных добавок, а люди ещё сами добавляют себе отравы, например, БАДами пользуются: то фирмочки «Амвей», то ещё каких-нибудь. Когда аппетита нет, люди БАДы употребляют, вы знаете, как расшифровывается эта аббревиатура. Это же отрава, химия страшнейшая. Ну зачем тебе аппетит? Не хочешь есть, значит, организм твой не берёт в это время, не надо ему. Нет, сыпят для увеличения аппетита и перца, и чеснока, и помните, в Грузии скупали все травку тархун. В одиннадцать часов на рынок пойдёшь, а его уже нет. В Тбилиси всё скуплено, все приправы.

Это же до абсурда доходит. Бабушка приходит, плачет: «Батюшка, внучок не ест, всё — катастрофа. Отощал, как из концлагеря». Ну не покорми его день, два не покорми. Так на третий день съест всё так, что холодильник пустой будет. А то четыре, да пять раз с ложечки, да за папу, за маму, за братика — и получается ожирение с детских лет.

Наш неправильный, малоподвижный образ жизни, обильная, жирная пища провоцируют все болезни: и  диабет, и атеросклероз, и все сердечно-сосудистые заболевания. А когда ещё и алкоголь примешивается сюда, то и  инфаркты, инсульты. Кто в этом виноват? Только сам человек, никто больше.

Премудрый Сирах предупреждает нас ещё в следующих моментах: чтобы мы с вами благодарили Бога и были в радости духовной, а то ведь смотришь на некоторых наших прихожан, сестер и братьев, и тоска берёт. Такое выражение лица, что хоть в морг отправляй. Там и то люди, так сказать, приличней выглядят. Вот Сирах и говорит: «печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость» (Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова, гл 30). Он говорил о тех, кто заботится чрезмерно о земном и старость приводит раньше времени.

Премудрый Соломон говорил: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи, гл 17).

Поэтому, дорогие братия и сестры, грех нам жаловаться. Жизнь-то у нас больно хорошая в наше время. Не такая жизнь, о которой вспоминали мы в день Победы. Те отцы, деды, прадеды, которые воевали, жили в послевоенное время, ничего прекрасного не видели в жизни. Жили трудом, лишениями, но и при этом несли высоко своё звание христианина.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем беречься греха. Будем бегать его, как огня, как страшной заразы, потому что он подрывает саму жизнь человека. Аминь.    

11 мая 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры. Сегодняшнее воскресенье уже четвёртое после праздника Святой Пасхи, и оно посвящено евангельскому чтению о расслабленном. Многие из вас, кто был в Святой Земле (а кто ещё не был, обязательно съездите, потому что для христианина это цель жизни — побывать на Святой Земле,) помнят, что в Иерусалиме недалеко от того места, где раньше был храм Соломонов, была очень интересная купальня, называемая по-еврейски Вифезда, к которой шло пять крытых галерей. Эта купальня имела техническое предназначение — в ней мыли овец, которых потом приносили в жертву в Соломоновом храме. Соломонов храм — это не наш с вами, дорогие братия и сестры — это две большие, колоссальные разницы. В том храме приносились жертвы. Обстановка напоминала мясокомбинат: непрестанно во дворе храма закалывали животных. В центральную часть, которая напоминает наше с вами собрание, приносились жертвы уже из закланных животных, когда мясо жарилось, и дым валил коромыслом.

Для нас сейчас это непонятно. Мы можем с некоторым недоумением размышлять об этих традициях Ветхого Завета, но они были и имели своё глубокое нравственное содержание. Что такое жертва? Жертва – это когда человек приносил ради Бога или Богу что-либо из того, чем он обладал. Не всё можно было принести в жертву Богу. Обычно приносили в жертву животных: овец, козлов, волов и так далее. Бедные люди приносили в жертву птиц, голубей. Приносились Богу первые плоды с полей, хлеб. Постоянно от двенадцати колен Израилевых приносили двенадцать хлебов. Еженедельно по субботам они менялись на столе, который назывался «стол хлебов предложения». Человек жертвовал часть своего материального достатка ради Бога, приучаясь к доброте, приучаясь к отзывчивости, наконец, к благодарности Богу за свою жизнь и за Его непрестанные благодеяния.

Богу приносилось самое лучшее. Не так, как сейчас народ наш живёт. Например, те или иные люди, находящиеся в той или иной степени приобщения к Церкви, дают обычно Богу самое худшее, что самому не надо, что вот-вот готовы выкинуть на помойку, потому что никому не надо, никто не берёт, по пословице «на Тебе, Боже, что нам не гоже». А чья это пословица, интересно? Какого народа? И ведь сказано-то даже не в ХХ-ом веке, наверное, пораньше. Вот,  оказывается, какие чувства алчности и корыстолюбия проникли и в религиозную систему взаимоотношений человека и Бога.

Но ветхозаветные иудеи приносили Богу самое лучшее. Вы помните первую жертву, описанную в Библии, принесённую Богу Каином и Авелем? Каин принёс от плодов земли своей всё, что самому не надо было, и дым от его жертвы на религиозных картинах стелется по земле, а не идёт к Богу. Этим художники показывали, что его жертва была неугодна Богу.

К сожалению, эти тенденции живы и сейчас, по крайней мере, у нас, православных христиан, верующих, воцерковлённых. Как хотелось бы воспитать всех нас, чтобы для Бога приносилось бы самое лучшее. Один из московских священников, не помню, то ли отец Димитрий Смирнов, то ли кто-то другой, с иронией отзывался о благотворительности современных христиан. Дадут нищему три копейки, но это ни на что в его жизни не повлияло, только пиджачок полегче стал. Ты ни в чём себя не ущемил. Жертва — это не тогда, когда девать некуда, а когда ты от себя отрываешь и даёшь что-то ради ближнего, ради Бога ближнему или приносишь в Церковь Божию.

Дорогие братия и сестры, возвратимся к теме Евангелия. Эта купальня была построена, чтобы омывались овцы, чтобы Богу приносилась чистая жертва. Недопустимо закалывать в жертву таких грязных овечек, как мы с вами в Грузии видели. Помните? Их надо омыть, привести в порядок, чтобы затем можно было в храм Божий завести.

Но эта купальня имела одно чудесное свойство, так Богом было определено. Может быть, это было обусловлено тем, что там омывались именно те овцы, которые затем приносились Богу в жертву. Это был начальный момент жертвоприношения, который человека настраивал на взаимо-отношение с Богом, и от этих высоких религиозных чувств вода в купальне получала такое удивительное свойство и привлекала милость Божию. Один раз в год Ангел Господень невидимо опускался в эти воды, и она начинала бурлить, как бы вскипая. Это был видимый знак, что она наполнена благодатью Божией. И первый человек, который опускался или бросался в эти воды, получал исцеление от любой болезни. Причем это исцеление мог получить только один человек.

Почему так было? Дорогие братия и сестры, мы не знаем. Но, скорее всего, Господь через это подготавливал иудеев к истине об одной универсальной, единственной жертве Христовой, искупительной жертве воплотившегося Сына Божия ради нас с вами. Один Он пострадал, второй Адам, ради нашего с вами спасения.

И в этой купальне был один несчастный человек, который уже тридцать восемь лет был парализован. Предание называет его имя: Иар. Он из года в год жил надеждой, что сможет оказаться первым вошедшим в воду по возмущении её Ангелом. Он лежал неподвижно в одной из крытых галерей и ждал того момента, когда можно было как-то добраться, доползти до этой воды. Но, поскольку он был парализован, это было нереально. Другие люди, которые при болезнях могли передвигаться, либо кто-то им помогал, всякий раз его опережали. И вот Господь приходит в эту купальню и, обратившись к этому больному человеку, спросил его: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6).

Если задать такой вопрос любому из нас, как бы мы ответили с вами? Конечно же, каждый человек мечтает и живёт этой надеждой о здравии, потому что тогда как-то жить легче, и человек может, как правило, реализовать все свои таланты и способности, данные Богом. И этот человек ответил: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). И Господь говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). И он тотчас получил исцеление от своей болезни.

Исцеление это произошло в субботу. Исходя из Евангелия от Иоанна, когда он передаёт нам это повествование о чуде Христа, мы можем сделать предположение, что Господь специально пришёл в эту купальню ради этого несчастного человека. Наверное, больше него никто там не лежал столько лет, и Господь, нисходя к страданию и горю, приходит, чтобы даровать ему исцеление. Он тотчас взял постель свою и пошёл. В субботу этого нельзя было делать — никакого физического труда, никакого передвижения. И сейчас вы ещё можете встретить такие описания об исполнении субботнего покоя у евреев. В настоящее время, кто был в Иерусалиме – видел, что всё закрыто, все магазины, вся жизнь замирает, все общественные места — всё закрыто и только минимум движения, минимум  труда. До какого абсурда доходит там сохранение субботы? Холодильник не открывают, дверей не открывают, когда кто-то приходит в гости,  почти буддийская нирвана. Никаких движений лишних, ничего, чтобы только был минимум, необходимый для жизни или для сохранения жизни животных, которых надо вести на водопой и покормить.

Господь наш Иисус Христос во время земной жизни всё время перевоспитывал иудеев, своих современников и говорил им: «не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2:27), что суббота нужна для того, чтобы о Боге вспомнить, а не для того, чтобы в безделье пребывать.

Иудеи осудили этого исцелённого человека и сказали ему: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5:10), а он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:11). Для него на тот момент послушание Христу было более важно, чем исполнение той традиции, лишённой смысла, уже у современников Христа.

А затем  происходит следующее. Иудеи допытывались у исцелённого: «кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Ин. 5:12). С одной стороны, они это спрашивали из любопытства перед этим удивительным чудом, а с другой стороны, лицемерно затаив злобу, хотели узнать, кто это нарушает субботу, чтобы предать общественному суду и порицанию.

Христос пришёл в Иерусалимский храм, встретил там этого исцелённого человека и сказал ему очень важные слова: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). То есть, из этих слов мы видим, что эта тридцативосьмилетняя болезнь, парализация, была обусловлена грехами человека. Он заслужил и был наказан Богом этой болезнью за свои какие-то вопиющие грехи. «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 

Дорогие братия и сестры. Из этого евангельского отрывка следует, что грехи являются причиной всех болезней. Вы можете спросить, а какие грехи? Мы все с вами живём под тяжестью греха Адамова, который согрешил, первым отказав в повиновении, в послушании Богу, захотев отдельной, автономной, вольготной, как ему казалось, более важной, интересной жизни без Бога. Этот бунт против Бога имел огромные, страшные последствия, которые коснулись не только жизни каждого человека, но и всей земли, и всего космоса. Земля была проклята грехом Адама, из неё стали произрастать волчцы и терние. И жена в болезнях стала рождать чад. И доходит до того, что в наше время рожать не хотят по разным причинам, центры репродукции, планирования семьи в конце ХХ-го века в каждом районе любимого Петербурга появлялись. Во Всеволожске, правда, ещё не появились. Только в женской консультации проводится работа, в которой женщин настойчиво уговаривают: «Зачем тебе беременность? Ты ещё такая молоденькая. Зачем? Поживи ещё для себя. Жизнь такая хорошая, а с другой стороны, так тяжело в наше время детей растить. Сложно будет материально, государство не заботится. А если родишь больного ребёнка? На половине срока беременности патология у тебя. Давай аборт делать». Такие страшные истории происходят сплошь и рядом, это всем вам хорошо известно. Женщины, у которых голова уже на месте, которые постарше, поопытнее, или мамочку больше слушают, правильное решение принимают. А вот молодежь лет восемнадцати-девятнадцати, когда ещё ума нет никакого, часто поддаётся уговорам. Да и замужество случайное, и в результате кровь от абортов льётся рекой, так что наша любимая страна чуть ли не первое место занимает в мире по количеству абортов.

Дорогие братия и сестры, мы коснулись с вами последствий греха Адамова. Но есть ещё такое понятие, как родовой грех. Это грех, который тяготеет над тем или иным родом, над семьёй, тот грех, который когда-то предки совершили, очень страшный, вопиющий грех, например, грех святотатства, грех борьбы со святыней. Когда, может быть, у кого-то в роду были люди, которые чекистами служили, работали после революции, участвовали в расстрелах, сажали людей в тюрьмы, приговоры неправильные подписывали на расстрел, на лагеря, на ссылки, которые непосредственно расстреливали людей. В жизни их потомков происходят страшные вещи: и грехи самоубийства, и страшные болезни, и другие события, более или менее страшные. Противостоять этому родовому греху или проклятию можно только активной и усердной церковной жизнью, которая может приостановить эту силу, силу тяготеющего греха. Через этот грех бесы получают открытый доступ к этим людям. И поэтому противостоять им можно только воцерковлённой жизнью и причащением Святых Христовых Тайн.

Иногда есть грехи, так называемые, коллективные, иногда даже вся страна повинна в этих грехах. В каких? Например, в великой октябрьской социалистической революции, в убийстве царской семьи. Убила царскую семью горстка бандитов, преступников, иудеев, финансируемых из Америки, а страна-то вся где была? Это страшное убийство было совершено при попустительстве всех, при всеобщем молчании — «моя хата с краю».

Интересно отметить, что духовно опытные люди говорят, что всенародного покаяния за цареубийство так и не было. В советское время многие палачи почитались, их имена были во множестве присвоены улицам Петербурга, других городов, начиная с улицы Коллонтай или других аферистов советской эпохи. До сих пор памятники Ленину стоят. Зайдите в кабинет УВД или ФСБ, там Феликса обязательно увидите в каждом кабинете начальника, прародителя их, установившего эту систему.

Вот, дорогие братия и сестры, это и есть коллективный грех. Мы с вами живём в этих страшных условиях, и хотим мы этого или не хотим, попадаем вместе с вами под следствие этого греха.

Наконец, мы сами с вами не боимся грехов. Мы уже вчера с вами говорили, что современные воцерковлённые христиане, привыкшие к Церкви, перестают бояться грехов. Они дают даже такие советы: «Да ты что, миленькая, да согреши ты». Ну как, например, в нашей поликлинике на приеме у гинеколога советуют: «Надо тебе завести мужичка для здоровья, для физиологии». И наши христиане, верующие, воцерковлённые прихожане тоже такие советы раздают. «Ну что ты, миленькая, переживаешь – придёшь, покаешься». А потом какая-нибудь бабушка лет восьмидесяти спросит: «ну как у тебя, получилось?»

Эти вещи вопиющие. Они сплошь и рядом пронизывают нашу жизнь. Это кощунственные проявления нашей жизни, духовной такую жизнь никак не назовёшь – это извращение современной практики церковной жизни. Дорогие братия и сестры, вспоминается русская пословица: «Бог долго терпит, да больно бьёт». В противостоянии греху, во избежание совершения греха, его степени, его тяжести и состоит залог здоровья и долголетия человека.

Наконец, мы сами себя иногда ведём и живём так, что провоцируем болезни. Едим всё подряд. Сейчас сложно найти экологически чистые продукты, без генно-модифицированных добавок, а люди ещё сами добавляют себе отравы, например, БАДами пользуются: то фирмочки «Амвей», то ещё каких-нибудь. Когда аппетита нет, люди БАДы употребляют, вы знаете, как расшифровывается эта аббревиатура. Это же отрава, химия страшнейшая. Ну зачем тебе аппетит? Не хочешь есть, значит, организм твой не берёт в это время, не надо ему. Нет, сыпят для увеличения аппетита и перца, и чеснока, и помните, в Грузии скупали все травку тархун. В одиннадцать часов на рынок пойдёшь, а его уже нет. В Тбилиси всё скуплено, все приправы.

Это же до абсурда доходит. Бабушка приходит, плачет: «Батюшка, внучок не ест, всё — катастрофа. Отощал, как из концлагеря». Ну не покорми его день, два не покорми. Так на третий день съест всё так, что холодильник пустой будет. А то четыре, да пять раз с ложечки, да за папу, за маму, за братика — и получается ожирение с детских лет.

Наш неправильный, малоподвижный образ жизни, обильная, жирная пища провоцируют все болезни: и  диабет, и атеросклероз, и все сердечно-сосудистые заболевания. А когда ещё и алкоголь примешивается сюда, то и  инфаркты, инсульты. Кто в этом виноват? Только сам человек, никто больше.

Премудрый Сирах предупреждает нас ещё в следующих моментах: чтобы мы с вами благодарили Бога и были в радости духовной, а то ведь смотришь на некоторых наших прихожан, сестер и братьев, и тоска берёт. Такое выражение лица, что хоть в морг отправляй. Там и то люди, так сказать, приличней выглядят. Вот Сирах и говорит: «печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость» (Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова, гл 30). Он говорил о тех, кто заботится чрезмерно о земном и старость приводит раньше времени.

Премудрый Соломон говорил: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи, гл 17).

Поэтому, дорогие братия и сестры, грех нам жаловаться. Жизнь-то у нас больно хорошая в наше время. Не такая жизнь, о которой вспоминали мы в день Победы. Те отцы, деды, прадеды, которые воевали, жили в послевоенное время, ничего прекрасного не видели в жизни. Жили трудом, лишениями, но и при этом несли высоко своё звание христианина.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем беречься греха. Будем бегать его, как огня, как страшной заразы, потому что он подрывает саму жизнь человека. Аминь.    

Предыдущая проповедь

11 мая 2014

Слово в Неделю о расслабленном
Следующая проповедь

18 мая 2014

Слово в Неделю о самарянке
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00