Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о самаряныне

В этот воскресный  день святая Церковь предлагает нам необыкновенный Евангельский отрывок, который повествует о встрече Христа с самарянкой. Эта встреча произошла у колодца Иакова в пределах Самарии, куда Христос пришёл со своими учениками и апостолами. Утрудившись после дневного пути, Господь остался отдохнуть у колодца, а ученики пошли в ближайшее селение, чтобы купить хлеба и что-то для еды. Когда Господь остался один, приходит женщина-самарянка из окрестного селения почерпнуть воды. И происходит этот удивительный разговор, о котором повествует евангелист Иоанн Богослов. Постепенно, начиная с земных тем, разговор переходит на темы богословские и касается пришествия Мессии. Господь просит дать Ему воды, чтобы утолить жажду, а эта женщина с удивлением смотрит на Него, понимая, что перед ней Иудей, а Иудеи не общались  с самарянами, не имели никакого общения: ни бытового, ни хозяйственного, ни даже словесного, они считали это скверной для себя. Почему?

 Потому что жители Самарии во время ассирийского пленения смешались с халдеями, вступая в смешанные браки. Это родство с иноплеменниками, которые были язычниками, пагубным образом сказалось на их религии, которая стала вбирать в себя, заимствовать от этих завоевателей очень многие языческие моменты. В силу этого самаряне уже не приходили в Иерусалим, в храм Соломонов, но установили место своего особенного богопочитания на горе Гаризим. Образовав новый народ, они были в некой изоляции в религиозном отношении, организовали своего рода новую секту, и Иудеи презирали их как богоотступников, как предателей своего народа, и никакого общения между ними не было.

Поэтому эту женщину удивил вопрос Христа и Его просьба дать воды, чтобы утолить жажду. И Христос на ее недоумение говорит ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «Дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». На вопрос женщины, откуда у Него вода живая, Господь отвечает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Женщина ещё не понимает, о чём идёт речь, что здесь Христос говорит не об обычной воде, а о благодати Духа Святого, и в недоумении спрашивает: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его,  и скот его»?  Они почему-то считали патриарха Иакова своим родоначальником, по крайней мере, его особенно почитали, вероятнее всего, ввиду нахождения этого колодца в их пределах. И когда упоминается в Евангелии имя праотца Иакова, то невольно приходится удивляться тому, как с благословения Божия совершаемое дело стоит в веках: ведь этот колодец Иакова существует до сих пор.

Когда мы с нашими прихожанами путешествовали по Святой Земле, не смогли туда поехать, но другие паломнические группы, которые более спокойно путешествуют и большее время могут посвятить паломничеству по Святой Земле, посещают это святое место и даже пьют воду из этого колодца. Он действительно необычайно глубокий, но вода в нём есть до сих пор.

Тот факт, что этот колодец даже не века, а тысячелетия стоит, функционирует и то, что в нём до сих пор есть вода — это необыкновенное чудо, которое подтверждает слова Евангелия, когда Господь говорит о суетной деятельности человека, которое не имеет благословения Божия: «Без Меня не можете творить ничего», а с Его благословения, с Его помощью дело созидается, и оно стоит в веках.

 Далее, самарянка спрашивает Христа, увидев Его пророческий дар, о религиозных моментах: «Скажи, Иудеи говорят, что кланяться Богу надо в Иерусалиме, а мы говорим, что надо кланяться и почитать Его на горе Гаризим». Господь отвечает на этот вопрос: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Этот ответ Христа совершенно необычен для нас, современных христиан. Мы привыкли к агрессии протестантов, прочих сектантов, которые ничего не делают для богоугождения, но твердят, что Бог у них в душе, впрочем, как и у всех советских безбожников, и ничего для этого делать не надо, никакого труда. Слова о почитании Бога в духе и истине не воспринимаются так резко и контрастно в соотнесении с обычным выражением жизни. Вы только представьте, что эти слова означали для Иудеев. Вспомним современный талмуд Иудеев, который охватывает всю жизнь правоверных Иудеев, особенно день субботнего покоя, от количества шагов до автоматических лифтов в субботу в гостиницах, где не надо нажимать на кнопки, и другие  более или менее абсурдные вещи. Всё пронизано обрядом, всё расписано, и кажется важным  соблюдение всех этих внешних предписаний.

А Господь в ответ самарянке говорит, что не это самое главное, что поклоняться Богу надо в духе и истине. Эти слова, конечно, не могли быть сразу восприняты и поняты его современни-ками. Для нас, христиан, эти слова тоже очень многое значат. Они говорят о сути православного почитания Бога. Они, во-первых, говорят, что подлинное почитание Бога возможно только тогда, когда человек хранит истину — истину боговедения, истину богословия и правильное, верное знание о Боге. Эта истина хранится в Православной Церкви.

В прощальной беседе Христа со своими учениками Он говорил: «слово твоё истинна есть». «Азм есмь истина, воскресение и жизнь», говорил Христос, говоря, что есть истина или Кто есть Истина. Истина есть сам Господь и Его божественное Слово, которое хранится в Священном Писании, которое говорит о Нём. Вот Истина богооткровенная, которая, как в богатой и прекрасной сокровищнице, хранится в Православной Церкви. И Православная Церковь хранит её в богатстве или в преломлении через Священное Предание, которое показывает, как правильно надо понимать и использовать эту истину. Потому что без богопросвящённого знания слова Евангелия могут привести к погибели человека, могут быть неправильно поняты и могут увести человека очень далеко от Бога и от Царства небесного.

Когда мы сплошь и рядом слышим слова, что Бог один и всё равно, какую религию исповедовать и к какой принадлежать, то слова Христа, что надо почитать Бога все-таки в духе и истине, напоминают нам, что истина – одна, не может быть много истин. Не может быть одновременно истина и в Православной Церкви, и у мусульман, и у иудеев, и у индуистов, и ещё где-либо в другом месте, в другой конфессии. Истина всегда только одна. Она уникальна и неповторима.

То, что Бог один — это аксиома, это незыблемо. Но то представление о едином Боге, которое предлагает какая-то иная вера, иная религия, может быть совершенно ущербным, может быть ошибочным. Неправильное представление о Боге будет стоять непреодолимой преградой между человеком и Богом. Человек находится в плену этого мнимого образа, который он создаёт в своём уме, благодаря тем религиозным предписаниям, которые он пытается исповедовать. В итоге это может помешать человеку и закрыть ему путь к познанию истинного единого Бога.

Поэтому, дорогие братия и сестры, мы должны бесконечно благодарить Бога, что мы обладаем истиной богопочитания, богословия, богопрославления. Эту истину, которую, как говорил Кирилл Иерусалимский, как в богатую сокровищницу в Церковь Христову вложил Господь. Со времён апостольской Церкви хранится истина неповреждённой и незамутнённой в нашей Православной Церкви.

Далее, дорогие братия и сестры, поклоняться Богу надо в духе и истине. О духовном поклонении Богу говорят эти слова. Они говорят о том, что все эти обряды, все внешние предписания, которые ведут человека к Богу через утруждение его плоти, через внешний подвиг поста, молитв, поклонов значимы, но Церковь предупреждает, что все эти внешние подвиги, обряды должны быть наполнены духом, наполнены внутренним содержанием, иначе они могут быть абсолютно пустыми, могут быть красивыми, правильными, но ничем не заполненными. Они не принесут человеку никакой пользы.

Слова Христа о поклонении Богу в духе и истине не отвергают обрядов и внешних установлений Церкви, потому что внешние обряды подобны какому-то сосуду, в котором хранится благодать. Без этого сосуда, который имеет второстепенное значение, благодать не почерпнёшь, не сохранишь и не возьмёшь этой благодати без внешних обрядов, узаконенных и хранящихся в Церкви. Но самое главное — не внешние сосуды, а то, что находится внутри,   внутреннее содержание. Мы с вами должны обращать внимание, совершая наше молитвенное правило, чтобы не внешнее господствовало, а внутреннее; чтобы мы не ограничивали общение с Богом краткими минутами молитвословия утреннего или вечернего, но чтобы в течение всего дня мы жили с мыслью о Боге, чтобы мы вспоминали о Нём. Чтобы не забывали Иисусову молитву, которая соединяет нас с Богом и помогает нам жить в постоянном Его присутствии, хождении перед Богом.

Помните одного из первых праведников на земле именем Енох? О нём сказано в Библии всего несколько слов: он ходил пред Богом, и потом не стало его, потому что Бог взял его. О его добродетельной жизни сказано в нескольких словах: ходил перед Богом. Казалось бы, а что нам мешает ходить пред Богом в течение всей нашей жизни, в течение всего дня: каждое дело, каждое слово совершать, изрекать с чувством, что Бог видит каждое наше движение, слышит каждое наше слово, знает все наши мысли. Дай Бог, чтобы это поклонение Богу в духе и истине было присуще всей нашей с вами жизни. Эта та  глубина, которая не видна внешнему человеку, который только приближается к Церкви, только увидел богослужения или какие-то таинства, обряды. Он видит только внешнее, а что происходит в глубине души человеческой, знает только Господь и сам человек, когда он ходит пред Богом.

Есть ещё одни очень значимые слова в беседе Христа с самарянкой, когда Господь говорит: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Здесь речь идёт о благодати Духа Святого. Это Сам Господь, который входит в человека в Своих пречистых тайнах Тела и Крови, когда питает душу человеческую словами Божественного Евангелия — вот это нетленная духовная пища, источник воды, текущей в жизнь вечную. Эти слова показывают нам, как важно причащаться и вкушать этой живительной воды, живого духа, предупреждают нас о том, что если человек никогда не вкушал этой живой воды, никогда не причащался Святых Христовых тайн, то в нём нет источника, который бы роднил его с жизнью вечной, который бы его привёл туда.

Мы иногда успокаиваем свою совесть, когда проходит жизнь того или иного человека или кого-то из нас без Церкви, говорим, что это не самое главное, что главное жить по совести, добрые дела делать, и это в очах Божиих имеет большую цену и значение. Но святые отцы думали по-другому. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что добрые дела, совершаемые вне христианства, вне Церкви, не имеют цены перед небом. Очень конкретные строгие, суровые слова, которые говорят, что добрых дел вне Церкви не существует. Как правило, добрые дела, которые творятся вне Церкви, побуждаются чем-то другим: иногда человеческой гордыней, иногда самомнением, иногда работают на публику, на рекламу, кто-то делает себе имя, ещё для чего-то, но, по крайней мере, они не открывают человеку жизнь вечную. Они могут помочь человеку прийти к вере, к Церкви. Но если они не приводят, то сами по себе никакие дела не могут спасти человека и открыть ему двери в Царство Небесное. Ведь если бы было по-другому, тогда не нужен был бы Христос, тогда не надо было бы Его пришествие, тогда не надо было бы Его воплощение и Его заимствование от нас с вами плоти человеческой, если бы добрыми делами человек сам зарабатывал себе вечное спасение. Спасение возможно только в Церкви Христовой. Как говорил Киприан Карфагенский во втором веке, вновь и вновь повторяем его прекрасные слова: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». И дай Бог, чтобы мы этой живительной благодати Святого Духа как можно больше и чаще причащались в Церкви Христовой, в которой в преизобилии проистекает этот источник воды, текущей в жизнь вечную. Аминь.

Христос воскресе.  

17 мая 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В этот воскресный  день святая Церковь предлагает нам необыкновенный Евангельский отрывок, который повествует о встрече Христа с самарянкой. Эта встреча произошла у колодца Иакова в пределах Самарии, куда Христос пришёл со своими учениками и апостолами. Утрудившись после дневного пути, Господь остался отдохнуть у колодца, а ученики пошли в ближайшее селение, чтобы купить хлеба и что-то для еды. Когда Господь остался один, приходит женщина-самарянка из окрестного селения почерпнуть воды. И происходит этот удивительный разговор, о котором повествует евангелист Иоанн Богослов. Постепенно, начиная с земных тем, разговор переходит на темы богословские и касается пришествия Мессии. Господь просит дать Ему воды, чтобы утолить жажду, а эта женщина с удивлением смотрит на Него, понимая, что перед ней Иудей, а Иудеи не общались  с самарянами, не имели никакого общения: ни бытового, ни хозяйственного, ни даже словесного, они считали это скверной для себя. Почему?

 Потому что жители Самарии во время ассирийского пленения смешались с халдеями, вступая в смешанные браки. Это родство с иноплеменниками, которые были язычниками, пагубным образом сказалось на их религии, которая стала вбирать в себя, заимствовать от этих завоевателей очень многие языческие моменты. В силу этого самаряне уже не приходили в Иерусалим, в храм Соломонов, но установили место своего особенного богопочитания на горе Гаризим. Образовав новый народ, они были в некой изоляции в религиозном отношении, организовали своего рода новую секту, и Иудеи презирали их как богоотступников, как предателей своего народа, и никакого общения между ними не было.

Поэтому эту женщину удивил вопрос Христа и Его просьба дать воды, чтобы утолить жажду. И Христос на ее недоумение говорит ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «Дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». На вопрос женщины, откуда у Него вода живая, Господь отвечает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Женщина ещё не понимает, о чём идёт речь, что здесь Христос говорит не об обычной воде, а о благодати Духа Святого, и в недоумении спрашивает: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его,  и скот его»?  Они почему-то считали патриарха Иакова своим родоначальником, по крайней мере, его особенно почитали, вероятнее всего, ввиду нахождения этого колодца в их пределах. И когда упоминается в Евангелии имя праотца Иакова, то невольно приходится удивляться тому, как с благословения Божия совершаемое дело стоит в веках: ведь этот колодец Иакова существует до сих пор.

Когда мы с нашими прихожанами путешествовали по Святой Земле, не смогли туда поехать, но другие паломнические группы, которые более спокойно путешествуют и большее время могут посвятить паломничеству по Святой Земле, посещают это святое место и даже пьют воду из этого колодца. Он действительно необычайно глубокий, но вода в нём есть до сих пор.

Тот факт, что этот колодец даже не века, а тысячелетия стоит, функционирует и то, что в нём до сих пор есть вода — это необыкновенное чудо, которое подтверждает слова Евангелия, когда Господь говорит о суетной деятельности человека, которое не имеет благословения Божия: «Без Меня не можете творить ничего», а с Его благословения, с Его помощью дело созидается, и оно стоит в веках.

 Далее, самарянка спрашивает Христа, увидев Его пророческий дар, о религиозных моментах: «Скажи, Иудеи говорят, что кланяться Богу надо в Иерусалиме, а мы говорим, что надо кланяться и почитать Его на горе Гаризим». Господь отвечает на этот вопрос: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Этот ответ Христа совершенно необычен для нас, современных христиан. Мы привыкли к агрессии протестантов, прочих сектантов, которые ничего не делают для богоугождения, но твердят, что Бог у них в душе, впрочем, как и у всех советских безбожников, и ничего для этого делать не надо, никакого труда. Слова о почитании Бога в духе и истине не воспринимаются так резко и контрастно в соотнесении с обычным выражением жизни. Вы только представьте, что эти слова означали для Иудеев. Вспомним современный талмуд Иудеев, который охватывает всю жизнь правоверных Иудеев, особенно день субботнего покоя, от количества шагов до автоматических лифтов в субботу в гостиницах, где не надо нажимать на кнопки, и другие  более или менее абсурдные вещи. Всё пронизано обрядом, всё расписано, и кажется важным  соблюдение всех этих внешних предписаний.

А Господь в ответ самарянке говорит, что не это самое главное, что поклоняться Богу надо в духе и истине. Эти слова, конечно, не могли быть сразу восприняты и поняты его современни-ками. Для нас, христиан, эти слова тоже очень многое значат. Они говорят о сути православного почитания Бога. Они, во-первых, говорят, что подлинное почитание Бога возможно только тогда, когда человек хранит истину — истину боговедения, истину богословия и правильное, верное знание о Боге. Эта истина хранится в Православной Церкви.

В прощальной беседе Христа со своими учениками Он говорил: «слово твоё истинна есть». «Азм есмь истина, воскресение и жизнь», говорил Христос, говоря, что есть истина или Кто есть Истина. Истина есть сам Господь и Его божественное Слово, которое хранится в Священном Писании, которое говорит о Нём. Вот Истина богооткровенная, которая, как в богатой и прекрасной сокровищнице, хранится в Православной Церкви. И Православная Церковь хранит её в богатстве или в преломлении через Священное Предание, которое показывает, как правильно надо понимать и использовать эту истину. Потому что без богопросвящённого знания слова Евангелия могут привести к погибели человека, могут быть неправильно поняты и могут увести человека очень далеко от Бога и от Царства небесного.

Когда мы сплошь и рядом слышим слова, что Бог один и всё равно, какую религию исповедовать и к какой принадлежать, то слова Христа, что надо почитать Бога все-таки в духе и истине, напоминают нам, что истина – одна, не может быть много истин. Не может быть одновременно истина и в Православной Церкви, и у мусульман, и у иудеев, и у индуистов, и ещё где-либо в другом месте, в другой конфессии. Истина всегда только одна. Она уникальна и неповторима.

То, что Бог один — это аксиома, это незыблемо. Но то представление о едином Боге, которое предлагает какая-то иная вера, иная религия, может быть совершенно ущербным, может быть ошибочным. Неправильное представление о Боге будет стоять непреодолимой преградой между человеком и Богом. Человек находится в плену этого мнимого образа, который он создаёт в своём уме, благодаря тем религиозным предписаниям, которые он пытается исповедовать. В итоге это может помешать человеку и закрыть ему путь к познанию истинного единого Бога.

Поэтому, дорогие братия и сестры, мы должны бесконечно благодарить Бога, что мы обладаем истиной богопочитания, богословия, богопрославления. Эту истину, которую, как говорил Кирилл Иерусалимский, как в богатую сокровищницу в Церковь Христову вложил Господь. Со времён апостольской Церкви хранится истина неповреждённой и незамутнённой в нашей Православной Церкви.

Далее, дорогие братия и сестры, поклоняться Богу надо в духе и истине. О духовном поклонении Богу говорят эти слова. Они говорят о том, что все эти обряды, все внешние предписания, которые ведут человека к Богу через утруждение его плоти, через внешний подвиг поста, молитв, поклонов значимы, но Церковь предупреждает, что все эти внешние подвиги, обряды должны быть наполнены духом, наполнены внутренним содержанием, иначе они могут быть абсолютно пустыми, могут быть красивыми, правильными, но ничем не заполненными. Они не принесут человеку никакой пользы.

Слова Христа о поклонении Богу в духе и истине не отвергают обрядов и внешних установлений Церкви, потому что внешние обряды подобны какому-то сосуду, в котором хранится благодать. Без этого сосуда, который имеет второстепенное значение, благодать не почерпнёшь, не сохранишь и не возьмёшь этой благодати без внешних обрядов, узаконенных и хранящихся в Церкви. Но самое главное — не внешние сосуды, а то, что находится внутри,   внутреннее содержание. Мы с вами должны обращать внимание, совершая наше молитвенное правило, чтобы не внешнее господствовало, а внутреннее; чтобы мы не ограничивали общение с Богом краткими минутами молитвословия утреннего или вечернего, но чтобы в течение всего дня мы жили с мыслью о Боге, чтобы мы вспоминали о Нём. Чтобы не забывали Иисусову молитву, которая соединяет нас с Богом и помогает нам жить в постоянном Его присутствии, хождении перед Богом.

Помните одного из первых праведников на земле именем Енох? О нём сказано в Библии всего несколько слов: он ходил пред Богом, и потом не стало его, потому что Бог взял его. О его добродетельной жизни сказано в нескольких словах: ходил перед Богом. Казалось бы, а что нам мешает ходить пред Богом в течение всей нашей жизни, в течение всего дня: каждое дело, каждое слово совершать, изрекать с чувством, что Бог видит каждое наше движение, слышит каждое наше слово, знает все наши мысли. Дай Бог, чтобы это поклонение Богу в духе и истине было присуще всей нашей с вами жизни. Эта та  глубина, которая не видна внешнему человеку, который только приближается к Церкви, только увидел богослужения или какие-то таинства, обряды. Он видит только внешнее, а что происходит в глубине души человеческой, знает только Господь и сам человек, когда он ходит пред Богом.

Есть ещё одни очень значимые слова в беседе Христа с самарянкой, когда Господь говорит: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Здесь речь идёт о благодати Духа Святого. Это Сам Господь, который входит в человека в Своих пречистых тайнах Тела и Крови, когда питает душу человеческую словами Божественного Евангелия — вот это нетленная духовная пища, источник воды, текущей в жизнь вечную. Эти слова показывают нам, как важно причащаться и вкушать этой живительной воды, живого духа, предупреждают нас о том, что если человек никогда не вкушал этой живой воды, никогда не причащался Святых Христовых тайн, то в нём нет источника, который бы роднил его с жизнью вечной, который бы его привёл туда.

Мы иногда успокаиваем свою совесть, когда проходит жизнь того или иного человека или кого-то из нас без Церкви, говорим, что это не самое главное, что главное жить по совести, добрые дела делать, и это в очах Божиих имеет большую цену и значение. Но святые отцы думали по-другому. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что добрые дела, совершаемые вне христианства, вне Церкви, не имеют цены перед небом. Очень конкретные строгие, суровые слова, которые говорят, что добрых дел вне Церкви не существует. Как правило, добрые дела, которые творятся вне Церкви, побуждаются чем-то другим: иногда человеческой гордыней, иногда самомнением, иногда работают на публику, на рекламу, кто-то делает себе имя, ещё для чего-то, но, по крайней мере, они не открывают человеку жизнь вечную. Они могут помочь человеку прийти к вере, к Церкви. Но если они не приводят, то сами по себе никакие дела не могут спасти человека и открыть ему двери в Царство Небесное. Ведь если бы было по-другому, тогда не нужен был бы Христос, тогда не надо было бы Его пришествие, тогда не надо было бы Его воплощение и Его заимствование от нас с вами плоти человеческой, если бы добрыми делами человек сам зарабатывал себе вечное спасение. Спасение возможно только в Церкви Христовой. Как говорил Киприан Карфагенский во втором веке, вновь и вновь повторяем его прекрасные слова: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». И дай Бог, чтобы мы этой живительной благодати Святого Духа как можно больше и чаще причащались в Церкви Христовой, в которой в преизобилии проистекает этот источник воды, текущей в жизнь вечную. Аминь.

Христос воскресе.  

Предыдущая проповедь

10 мая 2009

НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ
Следующая проповедь

7 июня 2009

День Святой Троицы

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00