Христос воскресе!
Дорогие братия и сестры! Вновь и вновь мы слышим это пасхальное приветствие, и Господь дает нам ещё, грешным, порадоваться, живя на этой земле, этими жизнеутверждающими, победоносными словами, сокрушающими всё злое вокруг себя, словами победы жизни над смертью. Христос воскресе! До праздника Вознесения осталось ещё немного времени, сегодня и следующее воскресенье мы с вами будем жить особенным воспоминанием Пасхи Христовой. Сегодняшнее Евангелие, сегодняшний день посвящены одной удивительной беседе, одному событию — это беседа Христа с Самарянкой.
Когда, дорогие братия и сестры, мы с вами путешествовали по Святой земле, мы не были в этом Святом месте, в древнем городе Сихарь, где находится этот колодец Иакова. Он сохранился там до сих пор. Господь сподобил меня в прежней поездке там быть. Необыкновенно глубокий колодец, обрамленный, высеченный из камня, паломники до сих пор имеют возможность достать оттуда святую воду. Вы представьте, сколько лет, сколько веков этому колодцу, если ещё ветхозаветный патриарх Иаков за несколько тысяч лет до рождества Христова ископал его, пил сам из этого колодца, его сыновья пили и скот поили и т.д.
И вот Христос, когда пришёл в этот древний город, который находился в окрестностях Самарии, сел у колодца отдохнуть в прохладе дня. Это был полдень, пик солнечной жары, а апостолы ушли в соседний город, чтобы купить хлеба и ещё что-нибудь из продуктов. А Господь остался один. Конечно, Он, как Бог, знал всю необходимость того, чтобы Он остался у этого колодца, потому что к нему спешила женщина-Самарянка из соседнего города за водой. Она пришла с водоносом, чтобы взять этой воды и отнести домой, и Господь попросил у неё: «Дай мне пить». Женщина удивилась, она же видела, что это Иудей, и говорит: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не общаются».
Почему не общаются? Да потому что, дорогие братия и сестры, это была древняя вражда между Иудеями и Самарянами, которая длилась очень долго. Может быть, некий отголосок, не так ярко выраженный, но тем не менее, подобный элемент брезгливости есть у старообрядцев. Когда вы попадёте в какое-нибудь селение, где живут старообрядцы, где сильна их община, хранятся корни старообрядческой религии, попросите попить – попить дадут, а кружку либо разобьют, либо выкинут, либо будут хранить для другого такого же иноверного, такого же нечистого, скверного никонианца.
А у Иудеев и Самарян вражда была гораздо серьёзнее. Дело в том, что когда Иудеи впервые попали в плен к ассирийцам, то на опустевшие земли ассирийскими завоевателями были насильно поселены многие языческие племена. Ассирийцы селились на исконно иудейских землях и, будучи язычниками по своей вере, они смешивались в браках, в жизни такой беспутной и бестолковой, как сейчас у нас живёт большая часть страны, между небом и землей, в блуде, так, наверное, и там начиналось. Иудеи, которые жили рядом с этими язычниками, искусственно поселённые в тех местах, образовали постепенно новый народ, который по своим истокам помнил иудейскую веру и помнил закон Божий. Удивительно, что из этого Евангелия мы узнаём, что Самаряне, так же, как Иудеи, ждали Мессию, но центр религиозной жизни и почитание Бога у них переместился. Самаряне в Иерусалим не ходили, Иудеи не допускали этого, а они построили свой храм на горе Гаризим, позднее он был разрушен, но эта священная гора осталась особым местом паломничества и особым местом обращения к Богу.
Если вы, дорогие братия и сестры, приобретали красочные буклетики с видами Святой Земли, то вы видели, что Самаряне до сих пор существуют. Они как малочисленное племя, народность, живут до сих пор в Иудее, и исполняют свои обряды по-прежнему на своей священной горе. Иудеи ненавидели Самарян, считали их предателями своего народа. Иудеям был разрешен брак только среди своего племени, среди своей нации (правоверные Иудеи до сих пор строго это исполняют). Если Иудеи смешиваются с другими народностями, то в иудейской религии это совсем не поощряется, а тех древних Самарян Иудеи вообще считали изменниками, предателями и по политическому статусу, и предателями своей религии.
У древнего царя Соломона, мудрейшего из всех людей, который получил от Бога эту Божественную мудрость, он её одну просил, а всё остальное приложилось к этому правильно выбранному им дару Божественному, было около 300 жен. Это было в традиции тех времён, считалось признаком особой славы и могущества древних царей, правителей стран и народов. Эти жёны, в основной массе приверженцы язычества, стали его совращать. Соломон держался до поры, до времени, а потом жёны совратили его в свою веру и он стал строить языческие жертвенники в Иерусалиме, и в его окрестностях, сам приносил этим идолам жертвы.
Так же постепенно и с самарянами случилось то же самое, прежняя религия стала заполняться различными языческими вкраплениями, от иудейства остались одни отголоски. Вот почему женщина-Самарянка, которая пришла за водой, удивилась, что Христос, будучи Иудеем, разговаривает с ней совершенно адекватно, совершенно на равных. Этот разговор начинается уважительным тоном. Прозвучала просьба с одной стороны естественная, а с другой необычная: «Дай мне пить». Она засомневалась, как это возможно вообще. Господь говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Он говорил это о благодати Святого Духа, а женщина, конечно, понимала эти слова буквально. В продолжение этого разговора Христос, чтобы побудить её к укреплению веры, говорит: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа».
Господь говорил и спрашивал её о самом сокровенном, и она неправду сказала, что нет у неё мужа, она по-прежнему сожительствовала и жила в блуде. И поэтому Господь говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе».
Представьте, дорогие братия и сестры, что творилось в душе у этой женщины, какой духовный трепет. Каждый из нас в своё время, в час, определенный Богом, окажется на Страшном суде, и все наши дела, явные и тайные, откроются там. Точно так же произошло тогда у колодца, когда самые сокровенные моменты жизни, поступки вот этой женщины открылись перед Богом. Здесь, на земле, мы можем затушеваться, скрыть свои грехи, свои поступки, свою жизнь, она может быть неведома ни для кого, а только для Бога. Даже близкие и родные могут не знать всего о каждом из нас, а Бог всё знает и видит — и не только слова и дела, а и мысли наши.
Поэтому, пусть этот момент каждого из нас заставит задуматься о своей жизни. И пока Господь продлевает её, вовремя и постоянно приносить Богу покаяние. Мы не чувствуем необходимости в этом, живём, как самые заскорузлые грешники, в которых душу покрывает непробиваемый слой греховной пыли. Не чувствуем мы необходимость очищения, привыкаем ко греху, живём с ним, не хотим с ним расставаться. К исповеди относимся формально, подчас как к некоему контрольно-пропускному пункту перед причащением Святых тайн, в общем-то, часто и в причащении особой нужды не чувствуем.
Далее, что ещё мы можем почерпнуть спасительное и полезное для себя и своей души из этого диалога Самарянки со Христом. Женщина, увидев во Христе необычайного Человека, Пророка, задает такой совершенно религиозный, богословский вопрос: «Я вижу, что Ты Пророк, скажи нам, где надо покланяться Богу: в Иерусалиме или на горе Гаризим, где призывают Бога и почитают его Самаряне»? Христос на это отвечает, что настаёт время, когда не только в Иерусалиме, не только на этой горе, но и на всяком другом месте можно будет призывать имя Божие и поклоняться Ему, но спасение — от Иудеев. Господь подчеркнул правильность веры Иудеев как Богооткровенной религии, как религии, которая ведёт ко Христу. Спасение через них, поэтому Мессия пришёл к Богоизбранному народу, этот народ первым был призван ко Христу и первым был призван наследовать спасение вечное. Затем Господь говорит, что Бог есть Дух и поклоняться Ему надо в духе истины.
Прекрасные слова, дорогие братия и сестры, но слова очень интересные и без толкования труднопонимаемые, это излюбленные слова сектантов. Если Бог есть Дух, тогда зачем ходить в храм, ведь Бог в душе. Зачем вы строите Православные храмы? Это излюбленная цитата сектантов, особенно иеговистов. Вот когда вы попадётесь в очередной раз, открыв двери своих квартир непрошенным гостям, или где-нибудь на Всеволожском проспекте столкнётесь с ними — это классический вариант. Зачем же вам в храм ходить? Бог есть Дух, разве это не в вашем Евангелии написано? Приведут вам ещё и место из предсмертной речи архидиакона Стефана, что Бог «не в рукотворенных храмах живет» (Деян.7, 48).
Дорогие братия и сестры! Никогда не надо задерживать своё внимание и терять драгоценное время на эти диалоги с сектантами, никого вы из них не обратите вот так мимолетно и на улице. Откроете свою квартиру и будете пить чай с ним на Святой Библии, а потом не закроете вовек, пока не поставите металлическую, бронированную дверь, иначе не выгоните их никакими путями . У них это всё очень чётко фиксируется, сразу. Малейшее внимание человек оказал, чуть-чуть пошёл на контакт, чуть-чуть открыл рот, чуть-чуть что-то спросил – всё, адрес вашей квартиры уже занесен в американском агентстве, оттуда же истоки этой секты. Вас будут добивать всячески.
Поэтому, дорогие братия и сестры, мы с вами живём в относительно свободное время, мирное, а в духовном плане идёт война за души людские. Война видимая, о которой мы с вами размышляем, и война невидимая, которая инициируется дьяволом. Он ненавидит каждую душу, каждого христианина, который идёт за Христом и который принадлежит Православной Церкви. Об этом можно говорить бесконечно. Во-первых, обратим внимание на слова – «Бог есть дух и поклоняться ему надо в духе и истине». В другом месте Священного Писания Господь прямо говорит — «Я есть путь истины и жизнь». Я есть истина – говорит Христос. Истина – одна, один Христос. Истина и истинная вера может быть только одна. И если она есть в Православной Церкви, то её нет ни у баптистов, ни у католиков. А если она есть у католиков, то её нет ни в Православной Церкви, ни в баптизме, потому что она одна — истинная вера и религия.
Поэтому, дорогие братия и сестры, какое счастье, что мы с вами исповедуем истинную Православную апостольскую веру. Иоанн Богослов, когда был уже немощным старцем, его приносили в общину к верующим и просили дать наставление, а он говорил: «Дети мои, любите друг друга». И постоянно повторял это, хотя его ученики недоумевали, неужели нельзя развить эти мысли далее, сказать что-либо новое, в то время стали появляться секты в христианском мире, какие-то нестроения, а он – «Дети, любите друг друга; если это исполните, то вы всё исполните, а если будете всё исполнять, а любви не будет, то не туда вы идёте, ничего не приобретёте». Старец Николай Залитский точно так же, когда приходили к нему паломники со всего Православного мира, очень часто говорил: «Дети, дорогие вы мои, какие вы счастливые, что вы с Господом, что вы в Православной Церкви». Эта радость, это счастье неизреченное. Мы с вами можем даже не понимать, недооценивать дара, что мы с вами на истинном пути и в Православной Церкви.
Так вот, дорогие братия и сестры, о чём же эти цитаты из Священного Писания, неужели они что-то должны поменять в нашей жизни, в христианском житейском обиходе, о чём они говорят, неужели они уничтожают, убирают, выбрасывают обряды Православной Церкви? Ни в коей мере, дорогие братия и сестры. Человек — двухсоставное существо, и многие Святые истины и благодать Божия прежде, чем она сконцентрируется в душе и дойдет до неё через органы чувств, через тело, которое является Храмом Святого Духа, через него входит эта благодать Божия и почивает на душе. Душа собирает, аккумулирует эту благодать и с нею предстаёт на суд Христов.
Апостол Павел говорил: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий и Дух Божий живет в вас»? Тело христианина — это Храм Духа Святого, и через тело мы получаем освящение и причащаемся Святых Христовых тайн. Мы своим телом, своими устами причащаемся и приобщаемся Телу и Крови Христовых, принимаем крещение, соединяемся со Святой Церковью через Святую воду в крещении, миро Святое — мы получаем эту благодать через наше тело. Оно всё освящается в земной жизни христианина, который живёт в Церкви и который не чужд благодати. Поэтому с таким благоговением Церковь и отпевает усопших, она словно к живому человеку обращается в погребении.
Очень интересно отметить, что когда архиерей умирает, то его дьяконы облачают как живого, как на кафедре. Произносятся те же самые молитвы, потом в руки усопшего архиерея вкладываются зажжённые свечи — дикирий и трикирий, и благословляют руками архиерейскими. Смотрите, какое благоговейное, уважительное отношение к телу христианина, поэтому Церковь Православная не благословляет кремирование. Это не христианский обычай, он возможен лишь в каком-то совершенно чрезвычайном, в каком-то исключительном случае, когда невозможно предать тело христианскому погребению. Но когда многие семьи пытаются экономить деньги на этом и сжигают своих усопших, пытаясь сэкономить лишнюю тысячу рублей, это, конечно, не по-христиански. Нельзя никогда излишне греховно мелочиться. Погребение мёртвых всегда считалось добродетелью, и Господь никогда не оставит, воздаст сторицей. И восполним, и заработаем в десятки раз больше, если мы какие-то средства потратим на христианское погребение наших близких или людей безродных.
Что ещё, дорогие братия и сестры, хотелось бы особенно отметить. Эти Евангельские слова, что Бог есть Дух и поклоняться Ему надо в духе истины, ни в коей мере не отменяют обряды, но они обращают наше внимание на то, чтобы обряды были наполнены духовным содержанием. Эти слова обличают нашу с вами жизнь, потому что мы с вами живём в своей внешней жизни христианской очень часто, как фарисеи. Поклоны, посты, какие-то правила молитвенные, коленопреклонение – всё это делаем часто машинально, исполняем, готовясь к причащению, стоя в храме утруждаем себя, а мысли наши совсем в другом месте, нет у нас гармонии внешнего и внутреннего, подчас внешнее преобладает. Внешнее необходимо, на начальном этапе через него до человека доходит благодать, и здесь мы тоже с вами не должны обращать внимание на какие- то чувства, на настроение. Вот сегодня мне хочется идти в храм, а завтра не хочется, поспать надо или что-то ещё; вот сегодня у меня есть чувство помолиться вечером, а завтра его нет, я лучше в театр схожу или куда-либо в другое место.
Молитва, на которую становится человек дома или в храм Божий приходит — это дисциплинарная вещь. Воины, которые служат царю и Отечеству, или государству, кто у них спрашивает, какое у тебя настроение, когда заступают они на боевой пост, что у тебя там в душе, поел ли, попил ли — это никого не интересует. И в Христианстве должны быть внешняя дисциплина, определённое насилие, работа над собой, особенно на начальном периоде вхождения человека в Церковь. Затем Господь уже будет утешать нас с вами и давать какие-то благодатные переживания, умиротворенность, спокойствие, даст пережить чувство благодати, сопричастности этого чувства нашей душе.
Но это в большей степени уже является Его дарами, Его ответом на наше постоянство в молитве. А вот что в наших силах, дорогие братия и сестры, мы должны стараться эти внешние правила благочестия наполнить содержанием, чтобы мы были не как пустой сосуд какой-нибудь, чайник пустой, в котором нет ни жидкости, ни влаги, никому не нужный, а чтобы наш сосуд был наполнен внутренним содержанием благодати Божией. Мы должны следить за своим вниманием во время молитвы, когда другой человек читает, про себя мысленно произносить Иисусову молитву, потому что она, как якорь, держит мысли человека, как узда у лошади, не даёт выпрыгнуть.
Это проверено, дорогие братия и сестры, сонмом многих миллионов Святых отцов и подвижников. Особенно надо помнить Иисусову молитву во время богослужения, когда молитва произносится не вами, а хором или священнослужителями. Вы не просто должны слушать ушами эту молитву и внимать ей, а Иисусову молитву про себя произносить, потому что иначе тут будет стоять только тело ваше, а мыслями вы будете совершать всё, что угодно. Здесь дьявол действует очень искусно, он знает все слабости человека, на что человек клюёт, как опытный рыболов: на одном озере клюёт на червячка, на другом на хлебушек пойдёт. Как опытный ловитель душ человеческих, он наблюдает со стороны за жизнью каждого из нас. Он знает, что один любит всласть поесть, другой любит поспать после обеда часа 2-3, третьему не проснуться никак утром, четвёртый ещё что-то любит. Дьявол всё это видит со стороны, наблюдая за каждым из нас. У каждого из нас есть свой бес-искуситель, который в бесовском царстве отвечает, погубит он душу человеческую или нет. И он всё делает, анализирует, просчитывает наперёд, как будет вести себя человек, на чём его можно будет поймать, как молитву похитить у него.
Поэтому, дорогие братия и сестры, апостол Павел снова нас предупреждает: «Блюдите, потому что дьявол, как рыкающий лев ходит, ища, кого поглотить». Эта брань духовная ни на минуту не затихает.
Дорогие братия и сестры, эти слова архидиакона Стефана, которые мы с вами вспоминали, что Бог живёт не в рукотворённых храмах, направлены не против храмостроительства и украшения храмов. Сектанты вам не читают контекст этой предсмертной, победоносной речи дьякона Стефана. Там речь идёт об обличении Иудеев, которые говорили, что они дети Авраама и которые ничего не делали святого в жизни, а надеялись, что по своим корням, лишь по происхождению от Авраама, они спасутся. Был храм Иерусалимский, они имели право входить туда. Это было место особого присутствия Бога на земле, пребывания среди них, Иудеев. Архидьякон говорил: «Вы на внешнее не надейтесь, не надейтесь, что вы дети Авраама, не надейтесь, что храм сам по себе вас спасёт, необходим труд, необходимо призывание имени Божия, а внешнее не спасает человека». Именно об этом была основная мысль архидьякона Стефана.
Христос Сам ходил в Иерусалимский храм в Своей земной жизни, тем самым почтив этот второй храм, построенный в Иерусалиме, и в молитвенное собрание, и в синагогу ходил, и первую тайную вечерю перед Своей кончиной и Крестными страданиями Он совершил в сионской горнице, которая стала первым храмом в истории Христианской Церкви. Поэтому строительство всякого храма — это признак особого милосердия Божия, лишь бы это от души, от сердца человеческого происходило, лишь бы не решались через строительство храма чьи-то свои меркантильные интересы, политические страсти, гордыня, тщеславие человеческое.
Сколько сейчас приходится сталкиваться с такими сумасбродными идеями строительства храмов, что не поверите. Каждый месяц ко мне обращаются с просьбами, то у одного дома построй храм, то у другого. Свалку никак не ликвидировать, батюшка, храм построй, свалки не будет. Ведь храм поприятней, вроде, стоит у коттеджа, глаз радует, чем свалка бесхозная. Во что только люди не вкладывают деньги, а как скажешь, помоги ты действующему храму-то, помоги людям съездить в Святое место, в Святую землю. Ой, что вы, и денег нет, и сразу бедным и нищим стал во мгновение. Вот с чем приходится часто сталкиваться в наше время.
Но речь не об этом, дорогие братия и сестры, это всё исключения из нашей беспутной, грешной жизни. Речь должна идти о том, чтобы мы с вами любили Храмы Божии, стремились сюда постоянно, не искали внутри себя такого настроения: «Подумаешь, проспал сегодня, в храм не пойду». Ведь на работу-то не просыпаете. Попробуйте однажды, в понедельничек, проспать и явиться к обеду на работу, а вот с Храмом Божиим такие вещи проходят сплошь и рядом.
Дорогие братья и сестры! Есть такое понятие в церковной, в духовной жизни, которое выражается в том, что христианин должен идти средним путём, этот путь называется царским путём, без всяких излишеств и перегибов на пути следования к жизни вечной. Очень важно советоваться с духовником или с простым приходским священником в тех моментах, которые человек сам не понимает и не может разобраться. Сколько таких примеров сплошь и рядом, когда человек приходит в Церковь, приходит искренне, приходит с таким неофитским жаром, порывом, а гордыня у него та ещё, постсоветская, с которой ещё ничего не сделано. И человека начинает нести в такие дебри, что уже, пожалуй, никто его остановить не может, только Господь, если Он явится каким-то явным образом и вразумит человека. Потому, что такие люди уже никого не слушают: ни духовников, ни архиерея, ни патриарха, никого.
О каких перегибах ещё хотелось бы предупредить вас, дорогие братия и сестры. Мы живём в удивительное время, время свободы Церковной, когда мы можем открыто исповедовать свою веру. Это величайшее счастье, но бывают вот какие излишества. Бывает, люди перебарщивают с в паломническими поездками, когда одного храма не хватает: съездят раз в два-три месяца, а им мало, батюшка обленился. Узнают в другом храме, вот те поехали еще куда-нибудь. И в результате посмотришь на жизнь такого человека, а семья-то у него брошена напрочь: или муж оставлен, брошен, ест не поймешь что, одни помои, может, замороженные полуфабрикаты, а здесь одно «благочестие». И тратятся деньги семейные тысячами на эти поездки. И вот она мужа бросает, бросает без всякого, так сказать, содержания и внимания. А на заработанные мужем кровные денежки она ездит, сорокаусты вручает везде, молится за того же мужа. Так лучше бы ты, миленькая, сидела дома, рядом со своим благоверным, и сторожила бы его, чтобы он в очередной раз не сбегал куда-то, например, в соседний киоск, и быстрее бы спасли душу свою. И муж был бы рядом с тобой в Храме Божием. Вот такие перегибы есть, детей бросают, и детей в школу некому отвести, а они паломничают и другие вещи совершают. Всё должно быть в жизни христианина размеренно, разумно, степенно, не должно быть никакой суеты, только постоянная, плодотворная, целеустремленная работа над собой. И постепенно царским путём, средним, без всяких излишеств и перегибов, должны мы следовать к наследованию жизни вечной.
Аминь. Христос воскресе.
28 мая 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Христос воскресе!
Дорогие братия и сестры! Вновь и вновь мы слышим это пасхальное приветствие, и Господь дает нам ещё, грешным, порадоваться, живя на этой земле, этими жизнеутверждающими, победоносными словами, сокрушающими всё злое вокруг себя, словами победы жизни над смертью. Христос воскресе! До праздника Вознесения осталось ещё немного времени, сегодня и следующее воскресенье мы с вами будем жить особенным воспоминанием Пасхи Христовой. Сегодняшнее Евангелие, сегодняшний день посвящены одной удивительной беседе, одному событию — это беседа Христа с Самарянкой.
Когда, дорогие братия и сестры, мы с вами путешествовали по Святой земле, мы не были в этом Святом месте, в древнем городе Сихарь, где находится этот колодец Иакова. Он сохранился там до сих пор. Господь сподобил меня в прежней поездке там быть. Необыкновенно глубокий колодец, обрамленный, высеченный из камня, паломники до сих пор имеют возможность достать оттуда святую воду. Вы представьте, сколько лет, сколько веков этому колодцу, если ещё ветхозаветный патриарх Иаков за несколько тысяч лет до рождества Христова ископал его, пил сам из этого колодца, его сыновья пили и скот поили и т.д.
И вот Христос, когда пришёл в этот древний город, который находился в окрестностях Самарии, сел у колодца отдохнуть в прохладе дня. Это был полдень, пик солнечной жары, а апостолы ушли в соседний город, чтобы купить хлеба и ещё что-нибудь из продуктов. А Господь остался один. Конечно, Он, как Бог, знал всю необходимость того, чтобы Он остался у этого колодца, потому что к нему спешила женщина-Самарянка из соседнего города за водой. Она пришла с водоносом, чтобы взять этой воды и отнести домой, и Господь попросил у неё: «Дай мне пить». Женщина удивилась, она же видела, что это Иудей, и говорит: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не общаются».
Почему не общаются? Да потому что, дорогие братия и сестры, это была древняя вражда между Иудеями и Самарянами, которая длилась очень долго. Может быть, некий отголосок, не так ярко выраженный, но тем не менее, подобный элемент брезгливости есть у старообрядцев. Когда вы попадёте в какое-нибудь селение, где живут старообрядцы, где сильна их община, хранятся корни старообрядческой религии, попросите попить – попить дадут, а кружку либо разобьют, либо выкинут, либо будут хранить для другого такого же иноверного, такого же нечистого, скверного никонианца.
А у Иудеев и Самарян вражда была гораздо серьёзнее. Дело в том, что когда Иудеи впервые попали в плен к ассирийцам, то на опустевшие земли ассирийскими завоевателями были насильно поселены многие языческие племена. Ассирийцы селились на исконно иудейских землях и, будучи язычниками по своей вере, они смешивались в браках, в жизни такой беспутной и бестолковой, как сейчас у нас живёт большая часть страны, между небом и землей, в блуде, так, наверное, и там начиналось. Иудеи, которые жили рядом с этими язычниками, искусственно поселённые в тех местах, образовали постепенно новый народ, который по своим истокам помнил иудейскую веру и помнил закон Божий. Удивительно, что из этого Евангелия мы узнаём, что Самаряне, так же, как Иудеи, ждали Мессию, но центр религиозной жизни и почитание Бога у них переместился. Самаряне в Иерусалим не ходили, Иудеи не допускали этого, а они построили свой храм на горе Гаризим, позднее он был разрушен, но эта священная гора осталась особым местом паломничества и особым местом обращения к Богу.
Если вы, дорогие братия и сестры, приобретали красочные буклетики с видами Святой Земли, то вы видели, что Самаряне до сих пор существуют. Они как малочисленное племя, народность, живут до сих пор в Иудее, и исполняют свои обряды по-прежнему на своей священной горе. Иудеи ненавидели Самарян, считали их предателями своего народа. Иудеям был разрешен брак только среди своего племени, среди своей нации (правоверные Иудеи до сих пор строго это исполняют). Если Иудеи смешиваются с другими народностями, то в иудейской религии это совсем не поощряется, а тех древних Самарян Иудеи вообще считали изменниками, предателями и по политическому статусу, и предателями своей религии.
У древнего царя Соломона, мудрейшего из всех людей, который получил от Бога эту Божественную мудрость, он её одну просил, а всё остальное приложилось к этому правильно выбранному им дару Божественному, было около 300 жен. Это было в традиции тех времён, считалось признаком особой славы и могущества древних царей, правителей стран и народов. Эти жёны, в основной массе приверженцы язычества, стали его совращать. Соломон держался до поры, до времени, а потом жёны совратили его в свою веру и он стал строить языческие жертвенники в Иерусалиме, и в его окрестностях, сам приносил этим идолам жертвы.
Так же постепенно и с самарянами случилось то же самое, прежняя религия стала заполняться различными языческими вкраплениями, от иудейства остались одни отголоски. Вот почему женщина-Самарянка, которая пришла за водой, удивилась, что Христос, будучи Иудеем, разговаривает с ней совершенно адекватно, совершенно на равных. Этот разговор начинается уважительным тоном. Прозвучала просьба с одной стороны естественная, а с другой необычная: «Дай мне пить». Она засомневалась, как это возможно вообще. Господь говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Он говорил это о благодати Святого Духа, а женщина, конечно, понимала эти слова буквально. В продолжение этого разговора Христос, чтобы побудить её к укреплению веры, говорит: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа».
Господь говорил и спрашивал её о самом сокровенном, и она неправду сказала, что нет у неё мужа, она по-прежнему сожительствовала и жила в блуде. И поэтому Господь говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе».
Представьте, дорогие братия и сестры, что творилось в душе у этой женщины, какой духовный трепет. Каждый из нас в своё время, в час, определенный Богом, окажется на Страшном суде, и все наши дела, явные и тайные, откроются там. Точно так же произошло тогда у колодца, когда самые сокровенные моменты жизни, поступки вот этой женщины открылись перед Богом. Здесь, на земле, мы можем затушеваться, скрыть свои грехи, свои поступки, свою жизнь, она может быть неведома ни для кого, а только для Бога. Даже близкие и родные могут не знать всего о каждом из нас, а Бог всё знает и видит — и не только слова и дела, а и мысли наши.
Поэтому, пусть этот момент каждого из нас заставит задуматься о своей жизни. И пока Господь продлевает её, вовремя и постоянно приносить Богу покаяние. Мы не чувствуем необходимости в этом, живём, как самые заскорузлые грешники, в которых душу покрывает непробиваемый слой греховной пыли. Не чувствуем мы необходимость очищения, привыкаем ко греху, живём с ним, не хотим с ним расставаться. К исповеди относимся формально, подчас как к некоему контрольно-пропускному пункту перед причащением Святых тайн, в общем-то, часто и в причащении особой нужды не чувствуем.
Далее, что ещё мы можем почерпнуть спасительное и полезное для себя и своей души из этого диалога Самарянки со Христом. Женщина, увидев во Христе необычайного Человека, Пророка, задает такой совершенно религиозный, богословский вопрос: «Я вижу, что Ты Пророк, скажи нам, где надо покланяться Богу: в Иерусалиме или на горе Гаризим, где призывают Бога и почитают его Самаряне»? Христос на это отвечает, что настаёт время, когда не только в Иерусалиме, не только на этой горе, но и на всяком другом месте можно будет призывать имя Божие и поклоняться Ему, но спасение — от Иудеев. Господь подчеркнул правильность веры Иудеев как Богооткровенной религии, как религии, которая ведёт ко Христу. Спасение через них, поэтому Мессия пришёл к Богоизбранному народу, этот народ первым был призван ко Христу и первым был призван наследовать спасение вечное. Затем Господь говорит, что Бог есть Дух и поклоняться Ему надо в духе истины.
Прекрасные слова, дорогие братия и сестры, но слова очень интересные и без толкования труднопонимаемые, это излюбленные слова сектантов. Если Бог есть Дух, тогда зачем ходить в храм, ведь Бог в душе. Зачем вы строите Православные храмы? Это излюбленная цитата сектантов, особенно иеговистов. Вот когда вы попадётесь в очередной раз, открыв двери своих квартир непрошенным гостям, или где-нибудь на Всеволожском проспекте столкнётесь с ними — это классический вариант. Зачем же вам в храм ходить? Бог есть Дух, разве это не в вашем Евангелии написано? Приведут вам ещё и место из предсмертной речи архидиакона Стефана, что Бог «не в рукотворенных храмах живет» (Деян.7, 48).
Дорогие братия и сестры! Никогда не надо задерживать своё внимание и терять драгоценное время на эти диалоги с сектантами, никого вы из них не обратите вот так мимолетно и на улице. Откроете свою квартиру и будете пить чай с ним на Святой Библии, а потом не закроете вовек, пока не поставите металлическую, бронированную дверь, иначе не выгоните их никакими путями . У них это всё очень чётко фиксируется, сразу. Малейшее внимание человек оказал, чуть-чуть пошёл на контакт, чуть-чуть открыл рот, чуть-чуть что-то спросил – всё, адрес вашей квартиры уже занесен в американском агентстве, оттуда же истоки этой секты. Вас будут добивать всячески.
Поэтому, дорогие братия и сестры, мы с вами живём в относительно свободное время, мирное, а в духовном плане идёт война за души людские. Война видимая, о которой мы с вами размышляем, и война невидимая, которая инициируется дьяволом. Он ненавидит каждую душу, каждого христианина, который идёт за Христом и который принадлежит Православной Церкви. Об этом можно говорить бесконечно. Во-первых, обратим внимание на слова – «Бог есть дух и поклоняться ему надо в духе и истине». В другом месте Священного Писания Господь прямо говорит — «Я есть путь истины и жизнь». Я есть истина – говорит Христос. Истина – одна, один Христос. Истина и истинная вера может быть только одна. И если она есть в Православной Церкви, то её нет ни у баптистов, ни у католиков. А если она есть у католиков, то её нет ни в Православной Церкви, ни в баптизме, потому что она одна — истинная вера и религия.
Поэтому, дорогие братия и сестры, какое счастье, что мы с вами исповедуем истинную Православную апостольскую веру. Иоанн Богослов, когда был уже немощным старцем, его приносили в общину к верующим и просили дать наставление, а он говорил: «Дети мои, любите друг друга». И постоянно повторял это, хотя его ученики недоумевали, неужели нельзя развить эти мысли далее, сказать что-либо новое, в то время стали появляться секты в христианском мире, какие-то нестроения, а он – «Дети, любите друг друга; если это исполните, то вы всё исполните, а если будете всё исполнять, а любви не будет, то не туда вы идёте, ничего не приобретёте». Старец Николай Залитский точно так же, когда приходили к нему паломники со всего Православного мира, очень часто говорил: «Дети, дорогие вы мои, какие вы счастливые, что вы с Господом, что вы в Православной Церкви». Эта радость, это счастье неизреченное. Мы с вами можем даже не понимать, недооценивать дара, что мы с вами на истинном пути и в Православной Церкви.
Так вот, дорогие братия и сестры, о чём же эти цитаты из Священного Писания, неужели они что-то должны поменять в нашей жизни, в христианском житейском обиходе, о чём они говорят, неужели они уничтожают, убирают, выбрасывают обряды Православной Церкви? Ни в коей мере, дорогие братия и сестры. Человек — двухсоставное существо, и многие Святые истины и благодать Божия прежде, чем она сконцентрируется в душе и дойдет до неё через органы чувств, через тело, которое является Храмом Святого Духа, через него входит эта благодать Божия и почивает на душе. Душа собирает, аккумулирует эту благодать и с нею предстаёт на суд Христов.
Апостол Павел говорил: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий и Дух Божий живет в вас»? Тело христианина — это Храм Духа Святого, и через тело мы получаем освящение и причащаемся Святых Христовых тайн. Мы своим телом, своими устами причащаемся и приобщаемся Телу и Крови Христовых, принимаем крещение, соединяемся со Святой Церковью через Святую воду в крещении, миро Святое — мы получаем эту благодать через наше тело. Оно всё освящается в земной жизни христианина, который живёт в Церкви и который не чужд благодати. Поэтому с таким благоговением Церковь и отпевает усопших, она словно к живому человеку обращается в погребении.
Очень интересно отметить, что когда архиерей умирает, то его дьяконы облачают как живого, как на кафедре. Произносятся те же самые молитвы, потом в руки усопшего архиерея вкладываются зажжённые свечи — дикирий и трикирий, и благословляют руками архиерейскими. Смотрите, какое благоговейное, уважительное отношение к телу христианина, поэтому Церковь Православная не благословляет кремирование. Это не христианский обычай, он возможен лишь в каком-то совершенно чрезвычайном, в каком-то исключительном случае, когда невозможно предать тело христианскому погребению. Но когда многие семьи пытаются экономить деньги на этом и сжигают своих усопших, пытаясь сэкономить лишнюю тысячу рублей, это, конечно, не по-христиански. Нельзя никогда излишне греховно мелочиться. Погребение мёртвых всегда считалось добродетелью, и Господь никогда не оставит, воздаст сторицей. И восполним, и заработаем в десятки раз больше, если мы какие-то средства потратим на христианское погребение наших близких или людей безродных.
Что ещё, дорогие братия и сестры, хотелось бы особенно отметить. Эти Евангельские слова, что Бог есть Дух и поклоняться Ему надо в духе истины, ни в коей мере не отменяют обряды, но они обращают наше внимание на то, чтобы обряды были наполнены духовным содержанием. Эти слова обличают нашу с вами жизнь, потому что мы с вами живём в своей внешней жизни христианской очень часто, как фарисеи. Поклоны, посты, какие-то правила молитвенные, коленопреклонение – всё это делаем часто машинально, исполняем, готовясь к причащению, стоя в храме утруждаем себя, а мысли наши совсем в другом месте, нет у нас гармонии внешнего и внутреннего, подчас внешнее преобладает. Внешнее необходимо, на начальном этапе через него до человека доходит благодать, и здесь мы тоже с вами не должны обращать внимание на какие- то чувства, на настроение. Вот сегодня мне хочется идти в храм, а завтра не хочется, поспать надо или что-то ещё; вот сегодня у меня есть чувство помолиться вечером, а завтра его нет, я лучше в театр схожу или куда-либо в другое место.
Молитва, на которую становится человек дома или в храм Божий приходит — это дисциплинарная вещь. Воины, которые служат царю и Отечеству, или государству, кто у них спрашивает, какое у тебя настроение, когда заступают они на боевой пост, что у тебя там в душе, поел ли, попил ли — это никого не интересует. И в Христианстве должны быть внешняя дисциплина, определённое насилие, работа над собой, особенно на начальном периоде вхождения человека в Церковь. Затем Господь уже будет утешать нас с вами и давать какие-то благодатные переживания, умиротворенность, спокойствие, даст пережить чувство благодати, сопричастности этого чувства нашей душе.
Но это в большей степени уже является Его дарами, Его ответом на наше постоянство в молитве. А вот что в наших силах, дорогие братия и сестры, мы должны стараться эти внешние правила благочестия наполнить содержанием, чтобы мы были не как пустой сосуд какой-нибудь, чайник пустой, в котором нет ни жидкости, ни влаги, никому не нужный, а чтобы наш сосуд был наполнен внутренним содержанием благодати Божией. Мы должны следить за своим вниманием во время молитвы, когда другой человек читает, про себя мысленно произносить Иисусову молитву, потому что она, как якорь, держит мысли человека, как узда у лошади, не даёт выпрыгнуть.
Это проверено, дорогие братия и сестры, сонмом многих миллионов Святых отцов и подвижников. Особенно надо помнить Иисусову молитву во время богослужения, когда молитва произносится не вами, а хором или священнослужителями. Вы не просто должны слушать ушами эту молитву и внимать ей, а Иисусову молитву про себя произносить, потому что иначе тут будет стоять только тело ваше, а мыслями вы будете совершать всё, что угодно. Здесь дьявол действует очень искусно, он знает все слабости человека, на что человек клюёт, как опытный рыболов: на одном озере клюёт на червячка, на другом на хлебушек пойдёт. Как опытный ловитель душ человеческих, он наблюдает со стороны за жизнью каждого из нас. Он знает, что один любит всласть поесть, другой любит поспать после обеда часа 2-3, третьему не проснуться никак утром, четвёртый ещё что-то любит. Дьявол всё это видит со стороны, наблюдая за каждым из нас. У каждого из нас есть свой бес-искуситель, который в бесовском царстве отвечает, погубит он душу человеческую или нет. И он всё делает, анализирует, просчитывает наперёд, как будет вести себя человек, на чём его можно будет поймать, как молитву похитить у него.
Поэтому, дорогие братия и сестры, апостол Павел снова нас предупреждает: «Блюдите, потому что дьявол, как рыкающий лев ходит, ища, кого поглотить». Эта брань духовная ни на минуту не затихает.
Дорогие братия и сестры, эти слова архидиакона Стефана, которые мы с вами вспоминали, что Бог живёт не в рукотворённых храмах, направлены не против храмостроительства и украшения храмов. Сектанты вам не читают контекст этой предсмертной, победоносной речи дьякона Стефана. Там речь идёт об обличении Иудеев, которые говорили, что они дети Авраама и которые ничего не делали святого в жизни, а надеялись, что по своим корням, лишь по происхождению от Авраама, они спасутся. Был храм Иерусалимский, они имели право входить туда. Это было место особого присутствия Бога на земле, пребывания среди них, Иудеев. Архидьякон говорил: «Вы на внешнее не надейтесь, не надейтесь, что вы дети Авраама, не надейтесь, что храм сам по себе вас спасёт, необходим труд, необходимо призывание имени Божия, а внешнее не спасает человека». Именно об этом была основная мысль архидьякона Стефана.
Христос Сам ходил в Иерусалимский храм в Своей земной жизни, тем самым почтив этот второй храм, построенный в Иерусалиме, и в молитвенное собрание, и в синагогу ходил, и первую тайную вечерю перед Своей кончиной и Крестными страданиями Он совершил в сионской горнице, которая стала первым храмом в истории Христианской Церкви. Поэтому строительство всякого храма — это признак особого милосердия Божия, лишь бы это от души, от сердца человеческого происходило, лишь бы не решались через строительство храма чьи-то свои меркантильные интересы, политические страсти, гордыня, тщеславие человеческое.
Сколько сейчас приходится сталкиваться с такими сумасбродными идеями строительства храмов, что не поверите. Каждый месяц ко мне обращаются с просьбами, то у одного дома построй храм, то у другого. Свалку никак не ликвидировать, батюшка, храм построй, свалки не будет. Ведь храм поприятней, вроде, стоит у коттеджа, глаз радует, чем свалка бесхозная. Во что только люди не вкладывают деньги, а как скажешь, помоги ты действующему храму-то, помоги людям съездить в Святое место, в Святую землю. Ой, что вы, и денег нет, и сразу бедным и нищим стал во мгновение. Вот с чем приходится часто сталкиваться в наше время.
Но речь не об этом, дорогие братия и сестры, это всё исключения из нашей беспутной, грешной жизни. Речь должна идти о том, чтобы мы с вами любили Храмы Божии, стремились сюда постоянно, не искали внутри себя такого настроения: «Подумаешь, проспал сегодня, в храм не пойду». Ведь на работу-то не просыпаете. Попробуйте однажды, в понедельничек, проспать и явиться к обеду на работу, а вот с Храмом Божиим такие вещи проходят сплошь и рядом.
Дорогие братья и сестры! Есть такое понятие в церковной, в духовной жизни, которое выражается в том, что христианин должен идти средним путём, этот путь называется царским путём, без всяких излишеств и перегибов на пути следования к жизни вечной. Очень важно советоваться с духовником или с простым приходским священником в тех моментах, которые человек сам не понимает и не может разобраться. Сколько таких примеров сплошь и рядом, когда человек приходит в Церковь, приходит искренне, приходит с таким неофитским жаром, порывом, а гордыня у него та ещё, постсоветская, с которой ещё ничего не сделано. И человека начинает нести в такие дебри, что уже, пожалуй, никто его остановить не может, только Господь, если Он явится каким-то явным образом и вразумит человека. Потому, что такие люди уже никого не слушают: ни духовников, ни архиерея, ни патриарха, никого.
О каких перегибах ещё хотелось бы предупредить вас, дорогие братия и сестры. Мы живём в удивительное время, время свободы Церковной, когда мы можем открыто исповедовать свою веру. Это величайшее счастье, но бывают вот какие излишества. Бывает, люди перебарщивают с в паломническими поездками, когда одного храма не хватает: съездят раз в два-три месяца, а им мало, батюшка обленился. Узнают в другом храме, вот те поехали еще куда-нибудь. И в результате посмотришь на жизнь такого человека, а семья-то у него брошена напрочь: или муж оставлен, брошен, ест не поймешь что, одни помои, может, замороженные полуфабрикаты, а здесь одно «благочестие». И тратятся деньги семейные тысячами на эти поездки. И вот она мужа бросает, бросает без всякого, так сказать, содержания и внимания. А на заработанные мужем кровные денежки она ездит, сорокаусты вручает везде, молится за того же мужа. Так лучше бы ты, миленькая, сидела дома, рядом со своим благоверным, и сторожила бы его, чтобы он в очередной раз не сбегал куда-то, например, в соседний киоск, и быстрее бы спасли душу свою. И муж был бы рядом с тобой в Храме Божием. Вот такие перегибы есть, детей бросают, и детей в школу некому отвести, а они паломничают и другие вещи совершают. Всё должно быть в жизни христианина размеренно, разумно, степенно, не должно быть никакой суеты, только постоянная, плодотворная, целеустремленная работа над собой. И постепенно царским путём, средним, без всяких излишеств и перегибов, должны мы следовать к наследованию жизни вечной.
Аминь. Христос воскресе.
Предыдущая проповедь
28 мая 2008
Следующая проповедь
1 июня 2008
Все проповеди за 2008 год