Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя о страшном суде

       Дорогие братие и сестры! Сегодня мы вспоминаем одно удивительное Евангельское повествование, которое ещё никогда не исполнилось в истории рода человеческого. Но это повествование и событие настолько уникальное, что можно сказать, что всё Евангелие подводит именно к нему. Евангелие оканчивается Апокалипсисом — книгой Божественного Откровения о последних судьбах мира и человеческого рода. Это повествование о Страшном суде над родом человеческим, о кончине мира, о втором пришествии Христа на землю и о воскресении мёртвых.

       О каждой из этих тем можно говорить часами и целыми днями, а здесь, в этот воскресный день мы с вами должны хотя бы кратко вспомнить об этих важнейших истинах вероучения христианской Церкви.

       Мы с вами оканчиваем пение «Символа веры» за Божественной литургией и в келейном домашнем правиле такими словами: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь». Это событие, грядущее на Вселенную, явилось судьбоносным в выборе исторического пути, которым пошла наша страна. Именно в эпоху князя Владимира слова греческого проповедника-миссионера, который наглядно показал князю сцену Страшного суда, устрашили князя Владимира, тогда язычника и многоженца, подвигнули его узнать подробнее о Православной вере. После того, как он созерцал эту картину Страшного суда, которую понял, то ли с помощью переводчиков и толмачей, то ли просто зрительно, он сказал: «как плохо тем, которые слева от Судьи, от Христа, и какое благо тем, кто одесную Его».

       И отсылаются послы, как соглядатаи Земли Обетованной, в Константинополь, там они приобщаются к небесной красоте Православного богослужения, и Русь принимает веру Христианскую.

       Это событие очень близко нам, особенно русским людям. Эти истоки зарождения Святой Православной Руси зиждутся именно на этом Евангельском повествовании. В Евангелии от Матфея указывается множество признаков конца мира, которые живы, действенны и приложимы были всегда, к любой эпохе, когда бы ни жили христиане, когда бы ни рассматривали они эти признаки Второго пришествия Христа. Но в наши дни, в XXI веке эти признаки  звучат, без сомнения, более ярко, более рельефно и убедительно, чем они звучали в I или во II-м веках.

        В последние времена, как говорится в Евангелии, во многих охладеет любовь, восстанет брат на брата, дети на родителей и убьют их. Будет множество знамений в мире, в окружающей природе, когда солнце померкнет и луна не даст света своего, когда звёзды поколеблются и погаснут. Ив это время явится сын погибели — антихрист, который прельстит многих и уведёт из числа последних избранников, уведёт их от верности ко Христу в страну погибели, в страну противления Богу. Страшные эти признаки: моры по местам, войны, восстание народа на народ, глад великий, землетрясения, наводнения и множество других не менее страшных бедствий, которые из года в год мы слышим по сводкам новостей в том или ином конце света. Таким образом, Господь убедительно, год за годом и день за днём, готовит нас с вами к уяснению простой и убедительно важной истины, что мир, который мы видим, в котором мы живём, не вечен. Однажды настанет конец этому миру, когда земля сгорит, будут новое небо и новая земля,  в которых правда живёт, как говорится в Апокалипсисе.

       В преддверии Страшного суда Христова будет еще одно уникальное событие — воскрешение мёртвых, которые предстанут на суд вместе с теми людьми, которые доживут до этого момента в своей физической природе и плоти. Тела доживших людей до этого времени во мгновение ока изменятся: из материальных и грубых станут воздушными, легкими и более духовными, прекрасными телами. Души умерших людей соединятся со своими телами.

       У пророка Иезекииля есть прекрасное и убедительное о том повествование, которое читается в Великую субботу уже накануне Пасхи, где пророк  проникая в будущее событие говорит, как кости будут соединяться с костями, суставами, обрастать кожей и плотью, и восстанет это великое полчище мертвецов.

       Все народы, которые когда-либо жили, которые ушли в небытие, начиная с эпохи, когда евреи ушли в Землю обетованную — их уже нет в исторической перспективе мира: филистимляне, аморреи, аммонитяне, иессеи и другие, города которых захватывали евреи по пути к счастливой и безбедной жизни. Сколько миллиардов людей вымерло, и все они будут воскрешены Богом, поставлены на суд вместе со своими телами.

       Может встать скептический вопрос, а где же поместится эта армия человеческая? Хватит ли поверхности всего земного шара, чтобы предстал род человеческий на суд перед своим Создателем и Творцом? Не переживайте, дорогие братия и сестры, хватит, где разместиться грешникам.

       Древние философы задавали подобный вопрос: «сколько бесов может поместиться на кончике иглы»? Интересный вопрос. Бесы не обладают материальным телом, и в некоем подобии предстанут и все люди, воскрешённые Богом. Они будут в телах узнаваемых, знакомых, близких, родных — тела эти будут уже нематериальные, которые не будут бояться смерти. Процессы распада, разложения уже не будут свойственны им. Можно представить, какие будут эти тела, по подобию тела воскресшего из мёртвых Христа, когда Он после своего победоносного воскресения являлся Апостолам то в Сионской горнице, то на море Тивериадском, то незаметно пристраивался к путникам, идущим в Эммаус. Также незаметно исчезал через закрытые двери и окна, через глухие стены проникало его воскресшее живоносное тело. И вот такое же тело — материальное по сравнению с Богом, но нематериальное по сравнению с физическим миром, будем иметь и мы с вами, те, кто доживёт до времени Страшного суда и кого воскресит Бог и поставит на этот суд.

        Как будет проходить этот Страшный суд, почему он называется страшным? С одной стороны, это будет день такого всемирного позорища, когда дела каждого человека будут обличены и видимы перед всем миром, как в каком-то необычном короткометражном фильме. Обнажится вся жизнь каждого человека, все самые потаённые и неизвестные даже для самых близких и родных позорные и гнусные моменты: измена, блуд, коварство, ложь, обманы, которые длились иногда годами, лицемерие, враньё на исповеди, отсутствие покаяния, предательство и множество других тайных грехов и подлых дел человеческих. В каком свете тогда дети увидят своего отца или мать, родители — своих детей, иногда таких кротких ангелочков, увидят, что дети творили в их отсутствие, без их ведома и без их воли.

       Это будет день всемирного позорища, поэтому в Евангелии говорится, что грешники будут искать, где скрыться, будут обращаться к горам и просить: «падите на нас, закройте нас», чтобы земля и люди не видели нашего подлинного лица, вопиющих и отъявленных грешников. Церковь об этом Страшном суде говорит в таких словах: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых, како обещаю Бессмертному Царю или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз. Благоутробный Отче, Сыне единородный и Душе Святый, помилуй мя».

      Другой интересный момент состоит в том, что древние христиане не боялись Страшного суда, и самого слова «Страшный суд» нет в Евангелии. Страшный суд часто называется другими словами: «День Господень» — ничего пугающего и ужасного нет в названии. Это название уже повествовательное, уже как оглавление того или иного раздела Священного Писания.

       Вы помните, как древние христиане провожали вместе с апостолами Христа до горы Елеонской? Самые счастливые прихожане из стоящих здесь сподобятся в недалёком будущем побывать на этой горе, сподобятся поклониться тому месту, где отпечаталась Стопа нашего дорогого и любимого Учителя Христа, откуда Он оттолкнулся и вознёсся на небо. И вот, апостолы окружили эту Елеонскую гору и смотрели в небо. День уже клонился к вечеру, а они не хотели уходить оттуда, потому что думали, что Христос сразу придёт за ними, сразу уготовит им место там, у Небесного Отца, сразу придёт за своими детьми. И когда этого не случилось, тотчас по вознесении являются к ним ангелы на горе Елеонской и говорят им, отрезвляя немного тех древних христиан: «Мужи Галилейские, братие! Се, Иисус, Которого вы видели, возносящегося на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его, вознёсшимся на небо».

       Повествование о Страшном суде вдохновляло древних мучеников, они с радостью шли на страдания, мучения, проливали свою кровь, потому что знали, что вот-вот придёт Христос и приблизится их избавление. Памятуя о Страшном суде, древние подвижники, монахи и отшельники водворялись в непроходимых лесах и пустынях и ради оправдания на этом суде несли свой тяжелый жизненный крест и подвиг целожизненный.

       Но вот затем происходит нечто непонятное: христиане уже начинают бояться Страшного суда, начинают называть второе пришествие Христа таким страшным словом. Митрополит Антоний Храповицкий в 1905 годув Исаакиевском соборе очень памятно для нас говорил такие слова в этот день: «Вы-то чего боитесь, христиане, это суд страшен для грешников, для атеистов и безбожников, для нехристей, для врагов Христа. А вы-то чего боитесь?» Страшный суд для вас будет радостный, напрасно там не обвинят вас, как это бывает на судах человеческих, где всё зависит от суммы, данной или адвокату, или прокурору, или судье. Зависит всё и от постановки фактов, в каком ключе, в какой последовательности они будут представлены в том или ином слушании дела. Чего вы боитесь, это не суды человеческие. Бог всё знает о вашей жизни, там никто клеветать не будет на вас, никто ни одного слова напрасного не скажет на вас, наоборот, надо радоваться тому.

       Евангелист Лука говорит: «Восклоните головы ваши, поднимите, потому что близится избавление ваше». Окончатся тогда времена гонений, издевательства над христианами, которые с разной периодичностью, с разным характером от пролития крови, от физического уничтожения христиан до издёвок, насмешничества, когда христиан считали полоумными, недалёкими, глупыми, опасными людьми, которые являются лишними членами общества. Вы помните, после революции их называли «лишенцами», без прав к существованию. Порадуйтесь, что все эти безобразия, вся эта ненависть дьявольская, которая проходила через людей на протяжении земной истории, всё это окончится, и судить вас будет Христос, а не кто- либо иной: ни Магомет, ни Конфуций, ни Будда, ни другие еретики и лживые учителя человечества. Они, как покорные рабы, вместе с нами будут стоять и получать праведное воздаяние за то, что миллионы были соблазнены их неправильным представлением и учением о Боге. Нас будет судить Христос, наш любимейший Учитель и Господь, Который бесконечно любит каждого из нас. Так вот, страшиться-то надо не суда, а своих грехов, которые обличают нас, которые не позволяют явиться со спокойной совестью на этот Страшный суд и получить от Бога похвалу и воздаяние за верность Ему и за свою праведную жизнь на земле.

       Если страшимся мы суда Христова, если время Его второго пришествия является для нас страшным повествованием, то плохие мы христиане, братие и сестры. В нас уже очень мало свойственного Христу. А то, что будет второе пришествие, так же несомненно, как несомненно Его первое пришествие, только первое пришествие носило другой характер: ради нас, ради нашего спасения в образе раба неприметного, малоизвестного, немощного человека Он явился и спас нас, восприняв нашу природу. Второе явление будет во славе, когда явится Христос-победитель, победитель смерти со множеством ангельского воинства, при трубе архангела. Это будет победоносное и торжественное пришествие Христа в мир.

       Некоторые скептики могут обратить внимание на то, что Христос — человеколюбивый и милосердный, всех милует и прощает: разбойника простил на кресте, уже прибитого гвоздями, блудницы целовали Его ноги и получали прощение, становились мироносицами и преподобными – всех прощал. Какой же это Христос, как же Он будет судить и скажет тем, которые слева от Него: «Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»

       Дорогие братие и сестры! Христос так же милосерд и человеколюбив, как и справедлив. Интересно отметить, что Коран особенно подчёркивает это второе свойство Божие, на него обращает внимание. Справедливость Божия требует исполнения, и правда, наконец-то, будет установлена в мире. Древние мученики, пролившие кровь за Христа, как говорится в Апокалипсисе, стоят перед престолом Божиим и вопиют к агнцу Божию: «Доколе, Владыко, долготерпеливый и милостивый, Ты не мстишь за кровь нашу, которую мы пролили на земле, доколе Ты не мстишь?». И вот тогда этот день отмщения, день мздовоздаяния, день справедливого определения о каждом человеке наступит совершенно и бесповоротно.

     Дорогие братие и сестры! Невозможно спасти человека вопреки его желанию, спасти грешника и отправить его в рай, если он не имел ни малейшего понятия ни о  Боге, ни о правде, ни о чём-то святом в жизни. Это будет насилие над душой человека. А Бог, как не проявлял это насилие в жизни земной над человеком, так и не проявит его на Страшном суде, потому что совесть каждого человека поймёт, где его место, будет ли благо человеку со Христом или нет, как сейчас в Храме Божьем мучение для того или иного человека, как не прийти ему сейчас в храм, когда есть другие удовольствия и забавы, которые больше занимают его. Но и на том свете он будет искать то, к чему привык на земле. «Невольник не богомольник» — эти слова справедливы и здесь, и там, в иной, вечной жизни.

     Дорогие братие и сестры, мы должны помнить о последних временах, не думать о том, что 20 веков прошло и не было второго пришествия, но, без сомнения, ХХI век стал ближе, чем был век ХХ, ко второму пришествию. Потому что время идёт только в одном направлении, как заведённые часы к своему концу, который определяется Богом. Мы должны всегда помнить о последних временах, но чтобы у нас не было панического страха, апокалипсической паники. Чтобы мы, как какие-то сыщики в окружающем мире, не изыскивали эти признаки пришествия Христа в каком-то греховном ажиотаже: там антихрист, там ещё один антихрист. И когда скажут: «вот, здесь Христос или там», — не верьте, потому что это лживые слухи. Мы не должны заниматься поисками этих антихристов и лжехристов, потому что Господь говорит, что как явление молнии с неба до земли бывает явно и видимо везде, так будет пришествие Сына Человеческого.    

         Православная Церковь всегда остерегала и оберегала христиан от установления точных дат и сроков второго пришествия. Это сектанты, адвентисты и им подобные пытались диагностировать, установить эту дату, чтобы можно было грешить «во вся тяжкая» до этой даты, а потом успеть переодеться в чистые одежды и встречать Христа. Ничего не получится. Господь говорит в Евангелии: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

       «Не ваше дело знать времена и сроки», вы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми непостыдно предстать перед Страшным судом Христовым и чтобы этот Страшный суд был для нас и стал радостным временем соединения с Богом и получения вечного блаженства. Когда мы услышим вожделенные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте  Царство, уготованное  вам от создания мира». А те, которые слева, услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его».

       Христос разделит всех людей, как пастух отделяет овец от козлов. Кто пас какие-либо стада в жизни, тот знает, о чём идёт речь. Как наглядно говорил Христос проповедникам, стадо пасётся всё вместе, но наступает вечер, и в загон хозяин загоняет животных уже по своим загородочкам: свиней сюда, овечек туда, более приличных животных в более достойные места.

        Смотрите, как прекрасен, как лаконичен наш любимый славянский язык, как он милостиво называет грешников: «козлища». Произнесите по-русски это слово! В переводе на современный русский язык, какое ёмкое, совершенное название грешников, которые так же, как козлики, брыкаются ножками, рожками упираются и не идут ко Христу — такие упёртые, строптивые. Как похоже, как ёмко, справедливо и образно говорил Христос: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

       Неделя о Страшном суде отвечает на вопрос: Что главное в Православии? Христиане, которые недавно воцерковились, думают, что главное – это обряды.  Наступает время Великий поста, будем поститься, мясо не есть, рыбу не есть, про людей ничего не сказано, людей можно поедать поедом и т.д.  Будем поклоны бить, разобьём лоб — все это внешнее, а внутри ничего не меняется, живём, как звери дикие. Внешние подвиги  утверждают человека в гордыне, в фарисейском духе, в самомнении, в самоправедности и самоисключительности. Вот зачем эта притча о Страшном суде перед Великим постом. Не надейтесь на  внешнюю праведность, это всё средства, которые, как машину, которую не могут завести, на буксире тащат к вратам небесным. Это подспорье, а главное — это дела милосердия, о которых говорит Евангелие: будьте людьми, тогда будете христианами, и тогда всех нас спасёт Христос и дарует это Своё вожделенное, радостное и прекрасное Небесное Царство. Аминь.

2 марта 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

       Дорогие братие и сестры! Сегодня мы вспоминаем одно удивительное Евангельское повествование, которое ещё никогда не исполнилось в истории рода человеческого. Но это повествование и событие настолько уникальное, что можно сказать, что всё Евангелие подводит именно к нему. Евангелие оканчивается Апокалипсисом — книгой Божественного Откровения о последних судьбах мира и человеческого рода. Это повествование о Страшном суде над родом человеческим, о кончине мира, о втором пришествии Христа на землю и о воскресении мёртвых.

       О каждой из этих тем можно говорить часами и целыми днями, а здесь, в этот воскресный день мы с вами должны хотя бы кратко вспомнить об этих важнейших истинах вероучения христианской Церкви.

       Мы с вами оканчиваем пение «Символа веры» за Божественной литургией и в келейном домашнем правиле такими словами: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь». Это событие, грядущее на Вселенную, явилось судьбоносным в выборе исторического пути, которым пошла наша страна. Именно в эпоху князя Владимира слова греческого проповедника-миссионера, который наглядно показал князю сцену Страшного суда, устрашили князя Владимира, тогда язычника и многоженца, подвигнули его узнать подробнее о Православной вере. После того, как он созерцал эту картину Страшного суда, которую понял, то ли с помощью переводчиков и толмачей, то ли просто зрительно, он сказал: «как плохо тем, которые слева от Судьи, от Христа, и какое благо тем, кто одесную Его».

       И отсылаются послы, как соглядатаи Земли Обетованной, в Константинополь, там они приобщаются к небесной красоте Православного богослужения, и Русь принимает веру Христианскую.

       Это событие очень близко нам, особенно русским людям. Эти истоки зарождения Святой Православной Руси зиждутся именно на этом Евангельском повествовании. В Евангелии от Матфея указывается множество признаков конца мира, которые живы, действенны и приложимы были всегда, к любой эпохе, когда бы ни жили христиане, когда бы ни рассматривали они эти признаки Второго пришествия Христа. Но в наши дни, в XXI веке эти признаки  звучат, без сомнения, более ярко, более рельефно и убедительно, чем они звучали в I или во II-м веках.

        В последние времена, как говорится в Евангелии, во многих охладеет любовь, восстанет брат на брата, дети на родителей и убьют их. Будет множество знамений в мире, в окружающей природе, когда солнце померкнет и луна не даст света своего, когда звёзды поколеблются и погаснут. Ив это время явится сын погибели — антихрист, который прельстит многих и уведёт из числа последних избранников, уведёт их от верности ко Христу в страну погибели, в страну противления Богу. Страшные эти признаки: моры по местам, войны, восстание народа на народ, глад великий, землетрясения, наводнения и множество других не менее страшных бедствий, которые из года в год мы слышим по сводкам новостей в том или ином конце света. Таким образом, Господь убедительно, год за годом и день за днём, готовит нас с вами к уяснению простой и убедительно важной истины, что мир, который мы видим, в котором мы живём, не вечен. Однажды настанет конец этому миру, когда земля сгорит, будут новое небо и новая земля,  в которых правда живёт, как говорится в Апокалипсисе.

       В преддверии Страшного суда Христова будет еще одно уникальное событие — воскрешение мёртвых, которые предстанут на суд вместе с теми людьми, которые доживут до этого момента в своей физической природе и плоти. Тела доживших людей до этого времени во мгновение ока изменятся: из материальных и грубых станут воздушными, легкими и более духовными, прекрасными телами. Души умерших людей соединятся со своими телами.

       У пророка Иезекииля есть прекрасное и убедительное о том повествование, которое читается в Великую субботу уже накануне Пасхи, где пророк  проникая в будущее событие говорит, как кости будут соединяться с костями, суставами, обрастать кожей и плотью, и восстанет это великое полчище мертвецов.

       Все народы, которые когда-либо жили, которые ушли в небытие, начиная с эпохи, когда евреи ушли в Землю обетованную — их уже нет в исторической перспективе мира: филистимляне, аморреи, аммонитяне, иессеи и другие, города которых захватывали евреи по пути к счастливой и безбедной жизни. Сколько миллиардов людей вымерло, и все они будут воскрешены Богом, поставлены на суд вместе со своими телами.

       Может встать скептический вопрос, а где же поместится эта армия человеческая? Хватит ли поверхности всего земного шара, чтобы предстал род человеческий на суд перед своим Создателем и Творцом? Не переживайте, дорогие братия и сестры, хватит, где разместиться грешникам.

       Древние философы задавали подобный вопрос: «сколько бесов может поместиться на кончике иглы»? Интересный вопрос. Бесы не обладают материальным телом, и в некоем подобии предстанут и все люди, воскрешённые Богом. Они будут в телах узнаваемых, знакомых, близких, родных — тела эти будут уже нематериальные, которые не будут бояться смерти. Процессы распада, разложения уже не будут свойственны им. Можно представить, какие будут эти тела, по подобию тела воскресшего из мёртвых Христа, когда Он после своего победоносного воскресения являлся Апостолам то в Сионской горнице, то на море Тивериадском, то незаметно пристраивался к путникам, идущим в Эммаус. Также незаметно исчезал через закрытые двери и окна, через глухие стены проникало его воскресшее живоносное тело. И вот такое же тело — материальное по сравнению с Богом, но нематериальное по сравнению с физическим миром, будем иметь и мы с вами, те, кто доживёт до времени Страшного суда и кого воскресит Бог и поставит на этот суд.

        Как будет проходить этот Страшный суд, почему он называется страшным? С одной стороны, это будет день такого всемирного позорища, когда дела каждого человека будут обличены и видимы перед всем миром, как в каком-то необычном короткометражном фильме. Обнажится вся жизнь каждого человека, все самые потаённые и неизвестные даже для самых близких и родных позорные и гнусные моменты: измена, блуд, коварство, ложь, обманы, которые длились иногда годами, лицемерие, враньё на исповеди, отсутствие покаяния, предательство и множество других тайных грехов и подлых дел человеческих. В каком свете тогда дети увидят своего отца или мать, родители — своих детей, иногда таких кротких ангелочков, увидят, что дети творили в их отсутствие, без их ведома и без их воли.

       Это будет день всемирного позорища, поэтому в Евангелии говорится, что грешники будут искать, где скрыться, будут обращаться к горам и просить: «падите на нас, закройте нас», чтобы земля и люди не видели нашего подлинного лица, вопиющих и отъявленных грешников. Церковь об этом Страшном суде говорит в таких словах: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых, како обещаю Бессмертному Царю или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз. Благоутробный Отче, Сыне единородный и Душе Святый, помилуй мя».

      Другой интересный момент состоит в том, что древние христиане не боялись Страшного суда, и самого слова «Страшный суд» нет в Евангелии. Страшный суд часто называется другими словами: «День Господень» — ничего пугающего и ужасного нет в названии. Это название уже повествовательное, уже как оглавление того или иного раздела Священного Писания.

       Вы помните, как древние христиане провожали вместе с апостолами Христа до горы Елеонской? Самые счастливые прихожане из стоящих здесь сподобятся в недалёком будущем побывать на этой горе, сподобятся поклониться тому месту, где отпечаталась Стопа нашего дорогого и любимого Учителя Христа, откуда Он оттолкнулся и вознёсся на небо. И вот, апостолы окружили эту Елеонскую гору и смотрели в небо. День уже клонился к вечеру, а они не хотели уходить оттуда, потому что думали, что Христос сразу придёт за ними, сразу уготовит им место там, у Небесного Отца, сразу придёт за своими детьми. И когда этого не случилось, тотчас по вознесении являются к ним ангелы на горе Елеонской и говорят им, отрезвляя немного тех древних христиан: «Мужи Галилейские, братие! Се, Иисус, Которого вы видели, возносящегося на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его, вознёсшимся на небо».

       Повествование о Страшном суде вдохновляло древних мучеников, они с радостью шли на страдания, мучения, проливали свою кровь, потому что знали, что вот-вот придёт Христос и приблизится их избавление. Памятуя о Страшном суде, древние подвижники, монахи и отшельники водворялись в непроходимых лесах и пустынях и ради оправдания на этом суде несли свой тяжелый жизненный крест и подвиг целожизненный.

       Но вот затем происходит нечто непонятное: христиане уже начинают бояться Страшного суда, начинают называть второе пришествие Христа таким страшным словом. Митрополит Антоний Храповицкий в 1905 годув Исаакиевском соборе очень памятно для нас говорил такие слова в этот день: «Вы-то чего боитесь, христиане, это суд страшен для грешников, для атеистов и безбожников, для нехристей, для врагов Христа. А вы-то чего боитесь?» Страшный суд для вас будет радостный, напрасно там не обвинят вас, как это бывает на судах человеческих, где всё зависит от суммы, данной или адвокату, или прокурору, или судье. Зависит всё и от постановки фактов, в каком ключе, в какой последовательности они будут представлены в том или ином слушании дела. Чего вы боитесь, это не суды человеческие. Бог всё знает о вашей жизни, там никто клеветать не будет на вас, никто ни одного слова напрасного не скажет на вас, наоборот, надо радоваться тому.

       Евангелист Лука говорит: «Восклоните головы ваши, поднимите, потому что близится избавление ваше». Окончатся тогда времена гонений, издевательства над христианами, которые с разной периодичностью, с разным характером от пролития крови, от физического уничтожения христиан до издёвок, насмешничества, когда христиан считали полоумными, недалёкими, глупыми, опасными людьми, которые являются лишними членами общества. Вы помните, после революции их называли «лишенцами», без прав к существованию. Порадуйтесь, что все эти безобразия, вся эта ненависть дьявольская, которая проходила через людей на протяжении земной истории, всё это окончится, и судить вас будет Христос, а не кто- либо иной: ни Магомет, ни Конфуций, ни Будда, ни другие еретики и лживые учителя человечества. Они, как покорные рабы, вместе с нами будут стоять и получать праведное воздаяние за то, что миллионы были соблазнены их неправильным представлением и учением о Боге. Нас будет судить Христос, наш любимейший Учитель и Господь, Который бесконечно любит каждого из нас. Так вот, страшиться-то надо не суда, а своих грехов, которые обличают нас, которые не позволяют явиться со спокойной совестью на этот Страшный суд и получить от Бога похвалу и воздаяние за верность Ему и за свою праведную жизнь на земле.

       Если страшимся мы суда Христова, если время Его второго пришествия является для нас страшным повествованием, то плохие мы христиане, братие и сестры. В нас уже очень мало свойственного Христу. А то, что будет второе пришествие, так же несомненно, как несомненно Его первое пришествие, только первое пришествие носило другой характер: ради нас, ради нашего спасения в образе раба неприметного, малоизвестного, немощного человека Он явился и спас нас, восприняв нашу природу. Второе явление будет во славе, когда явится Христос-победитель, победитель смерти со множеством ангельского воинства, при трубе архангела. Это будет победоносное и торжественное пришествие Христа в мир.

       Некоторые скептики могут обратить внимание на то, что Христос — человеколюбивый и милосердный, всех милует и прощает: разбойника простил на кресте, уже прибитого гвоздями, блудницы целовали Его ноги и получали прощение, становились мироносицами и преподобными – всех прощал. Какой же это Христос, как же Он будет судить и скажет тем, которые слева от Него: «Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»

       Дорогие братие и сестры! Христос так же милосерд и человеколюбив, как и справедлив. Интересно отметить, что Коран особенно подчёркивает это второе свойство Божие, на него обращает внимание. Справедливость Божия требует исполнения, и правда, наконец-то, будет установлена в мире. Древние мученики, пролившие кровь за Христа, как говорится в Апокалипсисе, стоят перед престолом Божиим и вопиют к агнцу Божию: «Доколе, Владыко, долготерпеливый и милостивый, Ты не мстишь за кровь нашу, которую мы пролили на земле, доколе Ты не мстишь?». И вот тогда этот день отмщения, день мздовоздаяния, день справедливого определения о каждом человеке наступит совершенно и бесповоротно.

     Дорогие братие и сестры! Невозможно спасти человека вопреки его желанию, спасти грешника и отправить его в рай, если он не имел ни малейшего понятия ни о  Боге, ни о правде, ни о чём-то святом в жизни. Это будет насилие над душой человека. А Бог, как не проявлял это насилие в жизни земной над человеком, так и не проявит его на Страшном суде, потому что совесть каждого человека поймёт, где его место, будет ли благо человеку со Христом или нет, как сейчас в Храме Божьем мучение для того или иного человека, как не прийти ему сейчас в храм, когда есть другие удовольствия и забавы, которые больше занимают его. Но и на том свете он будет искать то, к чему привык на земле. «Невольник не богомольник» — эти слова справедливы и здесь, и там, в иной, вечной жизни.

     Дорогие братие и сестры, мы должны помнить о последних временах, не думать о том, что 20 веков прошло и не было второго пришествия, но, без сомнения, ХХI век стал ближе, чем был век ХХ, ко второму пришествию. Потому что время идёт только в одном направлении, как заведённые часы к своему концу, который определяется Богом. Мы должны всегда помнить о последних временах, но чтобы у нас не было панического страха, апокалипсической паники. Чтобы мы, как какие-то сыщики в окружающем мире, не изыскивали эти признаки пришествия Христа в каком-то греховном ажиотаже: там антихрист, там ещё один антихрист. И когда скажут: «вот, здесь Христос или там», — не верьте, потому что это лживые слухи. Мы не должны заниматься поисками этих антихристов и лжехристов, потому что Господь говорит, что как явление молнии с неба до земли бывает явно и видимо везде, так будет пришествие Сына Человеческого.    

         Православная Церковь всегда остерегала и оберегала христиан от установления точных дат и сроков второго пришествия. Это сектанты, адвентисты и им подобные пытались диагностировать, установить эту дату, чтобы можно было грешить «во вся тяжкая» до этой даты, а потом успеть переодеться в чистые одежды и встречать Христа. Ничего не получится. Господь говорит в Евангелии: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

       «Не ваше дело знать времена и сроки», вы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми непостыдно предстать перед Страшным судом Христовым и чтобы этот Страшный суд был для нас и стал радостным временем соединения с Богом и получения вечного блаженства. Когда мы услышим вожделенные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте  Царство, уготованное  вам от создания мира». А те, которые слева, услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его».

       Христос разделит всех людей, как пастух отделяет овец от козлов. Кто пас какие-либо стада в жизни, тот знает, о чём идёт речь. Как наглядно говорил Христос проповедникам, стадо пасётся всё вместе, но наступает вечер, и в загон хозяин загоняет животных уже по своим загородочкам: свиней сюда, овечек туда, более приличных животных в более достойные места.

        Смотрите, как прекрасен, как лаконичен наш любимый славянский язык, как он милостиво называет грешников: «козлища». Произнесите по-русски это слово! В переводе на современный русский язык, какое ёмкое, совершенное название грешников, которые так же, как козлики, брыкаются ножками, рожками упираются и не идут ко Христу — такие упёртые, строптивые. Как похоже, как ёмко, справедливо и образно говорил Христос: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

       Неделя о Страшном суде отвечает на вопрос: Что главное в Православии? Христиане, которые недавно воцерковились, думают, что главное – это обряды.  Наступает время Великий поста, будем поститься, мясо не есть, рыбу не есть, про людей ничего не сказано, людей можно поедать поедом и т.д.  Будем поклоны бить, разобьём лоб — все это внешнее, а внутри ничего не меняется, живём, как звери дикие. Внешние подвиги  утверждают человека в гордыне, в фарисейском духе, в самомнении, в самоправедности и самоисключительности. Вот зачем эта притча о Страшном суде перед Великим постом. Не надейтесь на  внешнюю праведность, это всё средства, которые, как машину, которую не могут завести, на буксире тащат к вратам небесным. Это подспорье, а главное — это дела милосердия, о которых говорит Евангелие: будьте людьми, тогда будете христианами, и тогда всех нас спасёт Христос и дарует это Своё вожделенное, радостное и прекрасное Небесное Царство. Аминь.

Предыдущая проповедь

24 февраля 2008

Неделя о блудном сыне
Следующая проповедь

3 марта 2008

Неделя Крестопоклонная

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00