Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя перед Богоявлением

     Дорогие братия и сестры. Сегодня — неделя перед Богоявлением, завершающий день святок, которые продолжались от Рождества Христова до праздника Крещения. Завтра — сочельник. Это особый день, который приближает нас к самому празднику Крещения Господня. Сочельник — день строгого поста, который готовит нас к трепетному, духовно сосредоточенному отношению и встрече великого праздника Крещения Господня.

     Неделя перед Богоявлением, или перед Просвещением. Мы с вами помним, что Рождество Христово и Крещение праздновалось в древней Церкви до IV века в один день. Но Рождество Христово было выделено из общего, единого праздника, который назывался Богоявлением, по-гречески — Теофания, на двадцать пятое декабря, или седьмое января по новому стилю. Сделано это было в IV веке для того, чтобы противопоставить нечто более важное и ценное тому, что обладало людьми, поклонявшимся солнцу. Эти люди радовались увеличивающемуся дню, новому световому периоду возрастающего солнца. Они оставались язычниками, несмотря на то, что на дворе был IV век — Христианская эпоха, время, когда границы Церкви уже приближались к границам империи, то есть, слова «Церковь» и «империя» употреблялись, как синонимы: Церковь в составе всей империи и империя в составе всей Церкви. Но языческие предрассудки были ещё сильны и выражались в поклонении земным светилам. Такие обычаи существовали в эпоху Иоанна Златоуста. И тогда Церковь приняла соответствующие меры, не прибегая к защите государственной власти. Возможна была эта защита или невозможна во времена после эпохи Константина Великого — сложно сказать. Но мудростью Церкви был предпринят такой шаг, чтобы предоставить нечто более важное и ценное, за которым бы мог пойти народ.

     Это очень важный метод проповеди, апологии, миссионерства, и им пользовались великие святые Церкви, например, апостол Павел. Когда апостол пришёл в Афины, он ужаснулся от великого множества идольских капищ. Среди них он заметил капище, которое было посвящено неведомому богу. Древние римляне, а также и древние греки, следуя им, открывали культы всевозможных богов, которым покланялись покорённые ими народы. Тем самым они создали великий пантеон, это множество богов всех народов. А когда не знали, что же ещё придумать, вдруг что-то упустили, ещё какого-нибудь идола забыли, написали: «неведомому богу», тому, до которого додумаемся позже.

     Апостол Павел заметил это, и этот факт использовал в своей проповеди в Афинах, которая является образцом миссионерской проповеди: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». (Деян.17; 22-23)

    Впоследствии многие миссионеры: и святитель Николай Японский, и епископ Иоанн Шанхайский пользовались этим приёмом апостола Павла. Все они опирались на нечто доброе, минимально ценное, за что можно было ухватиться и что можно было развить. Сначала надо похвалить, а потом уже что-то созидать. Потом уже можно заставлять и работать, и думать, и мыслить самостоятельно. Между прочим, это хороший педагогический приём по отношению к детям. Это совет тем, кто трудится в сфере образования, да и каждому родителю. Мы иногда видим только плохое, мы только ругаем своих деток. А может быть, если бы действовали по примеру апостола Павла, то успех был бы и лучше, и больше. Но речь не об этом.

     Итак, сегодня неделя перед Богоявлением. Богоявление, Рожество Христово — смысл один — пришествие Христа на землю. Богоявление – Бог явился. И в Рождестве, и в Крещении открывается образ Бога. Неделя перед Богоявлением называется словом «просвещение». Какое же просвещение здесь имела в виду Церковь, дорогие братия и сестры?

     Во-первых, это констатация факта, что всякое знание, всякое образование, просвещение и наука распространялись только от Церкви. Это справедливо в отношении любой христианской страны, в том числе и в отношении нашей матушки Святой Руси. Потому что в древности, вплоть до революции, только монастыри были очагами культуры и образования. В монастырях открывались начальные образовательные церковные школы и духовные училища, в монастырях переводились богослужебные книги: апологетические, святоотеческие. Весь свет и науки, и богословия исходил только из монастырей. Перед революцией многие монастыри у нас на Руси, такие, как Оптина Пустынь и другие, имели собственные типографии.

     Во-вторых, праздник Просвещения отмечает явление прославляемого Бога в трёх Лицах. В этот день этот догмат был впервые явлен воочию, явственно, максимально возможно для человека. Когда Сын, вторая Ипостась Святой Троицы, крестился в водах Иордана, Отец громогласно свидетельствовал для всего народа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3;17). А Святой Дух в этот момент спускался в виде голубя. Явлена была Святая Троица.

     Так вот это и есть подлинное просвещение, когда Богооткровенная истина приблизилась к человеку. Об этом прикровенно говорилось и в Ветхом Завете. Когда Моисей по откровению Божию сообщал нам истины о творении мира, он употреблял там глагол «сотворим», еврейский глагол «бара», во множественном числе. И в этом иносказательно, косвенным образом указывалось, что если «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1;26), то это прикровенное свидетельство о тайне Святой Троицы.

     Наконец, явление трёх Ангелов праведному Аврааму у дуба Мамврийского тоже было прикровенное явление Троицы, которая раскрылась в доступном для человека виде. Конечно, не в подлинном Своём Существе — это совершенно невозможно и неполезно для нашего восприятия. В Библии есть такие слова: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». (Исх.33;20) Но максимальное знание, которое доступно для человека, явлено в празднике Крещения.

     Наша Православная вера — настоящая, подлинная. Мы знаем Бога, явившегося в мир, Бога пришедшего, воплотившегося. Откровенная истина стала доступна человеку. Человек стал обладать правильным представлением и знанием о Боге. Это и есть подлинное просвещение. А всякое другое просвещение и образование должно лишь стремиться к этому, стремиться к приведению человека к Богу.

     До революции у нас было министерство просвещения. Министерство образования тоже вещь хорошая, потому что подлинный смысл образования — это образование человека, восстановление его по образу и подобию Божию. Это всё давно забытые истины, но Церковь вкладывает и видит именно этот смысл в любом образовании.

     Дорогие братия и сестры. Сегодня наше преимущественное внимание обращено к великой личности и проповеди Иоанна Крестителя. О нём сегодня читалось Евангелие. Оно начиналось у евангелиста Марка с воспоминания пророчества Исайи: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк.1;2) Этим Ангелом, пришедшим в пустыню иудейскую, который должен был приготовить путь для Мессии, явился Иоанн Креститель — величайший подвижник, анахорет, отшельник.  Он с детских лет остался сиротой после смерти своей матери, праведной Елисаветы. Она убежала с ним в пустыню иудейскую, скрываясь от кровожадных легионеров, посланных Иродом в окрестности Вифлеема и пришедших в Иерусалимский храм, и там убивших Захарию, который не сказал, где скрывается его сын, о рождении которого было известно всем. Ирод специально послал воинов не только в Вифлеем, но и в Иерусалим, потому что о рождении Иоанна Крестителя знали все. Ирод думал, что, возможно, это и есть родившийся Царь, поэтому и хотел нанести этот, как говорится, точечный удар. Но ничего не вышло, потому что Господь хранил Иоанна Предтечу для Своей особой высокой миссии.

     Иоанн Креститель сроднился с жизнью в пустыне. Когда он окреп, когда достиг совершеннолетия, он вышел на проповедь в пустыню иудейскую у берега реки Иордан и совершил Крещение, призывая людей к покаянию, к изменению жизни. Он погружал народ в Иордан в ознаменование этого очищения, в ознаменование готовности человека изменить жизнь свою и преодолеть грех. Конечно, крещение Иоанна Предтечи не прощало грехи, не было на это милости и благоволения Божия, это достоинство Новозаветной Церкви, облагодатство-ванной Святым Духом. Об этом и говорил Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3;11).

     В христианском крещении в Новозаветной Церкви через погружение в воду человеку даруется благодать и дары Святого Духа. И в этом смысле, по сопричастности Святому Духу, Который употребляется как синоним огня — великой стихии, попаляющей грехи человеческие, к этому причастны и мы с вами, живущие в благодати Церкви Новозаветной.

     Иоанн Креститель носил одежды из верблюжьего волоса. Это грубая одежда, которая была обращена шерстью к телу, раздирала всё тело, растирало его. Она служила, конечно же, не для тепла, не для удобства, а для прикрытия наготы. «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3;4). Акриды — это либо дикая саранча, как наши кузнечики, которые могли обитать в пустыне, либо верхушки каких-то пустынных трав, которые могли иметь некую сладость. И такую пищу Иоанн Креститель употреблял много лет, живя в пустыне неотлучно и совершая при этом своё великое дело — призывая людей к покаянию и встрече Мессии.

     Несмотря на это великое служение, он был преисполнен необыкновенного смирения. Он понимал, что его задача — только подготовить людей, что он должен их обратить не к себе, не к почитанию и поклонению себя, и поэтому говорил: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его». Это рабский удел – снимать и чистить обувь, так были воспитаны люди тех времён. А Иоанн Креститель считает себя в этом смысле хуже раба. Он не достоин, потому что настолько велик и славен Тот, Которому он служит и к пришествию Которого готовит он народ, что он считал себя недостойным даже быть последним рабом у Мессии, Который приходит в мир.

     Проповедь Иоанна Крестителя состояла в очень разумных моментах. Это были слова абсолютно лишённые каких-то абстрактных, нереальных вещей. Приходили к нему простые люди, ожидающие от него наставления в жизни духовной, и он говорил им простые истины: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3;11). Воинам говорил: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3;14). Мытари приходили – те, которые грабили народ. Казалось бы, он мог воспылать гневом на этих поработителей, на предателей еврейского народа, потому что они вели себя, как полицаи при немцах, терроризировали собственный народ. А Иоанн Креститель никого не осуждает, говорит им: «не требуйте более определённого вам» (Лк. 3;13).

     В этом, дорогие братия и сестры, правильное руководство к духовной жизни и те ориентиры, которые и мы с вами должны заимствовать. Конечно, нам недоступно подражание всей жизни Иоанна Крестителя. Он был величайшим избранником Божиим. По слову Самого Христа: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя». (Мф.11;11) Это похвала и оценка его жизни и трудов, данная Самим Богом. После Богоматери он второй предстатель и покровитель за нас, грешных. Когда мы видим многоярусный иконостас в каком-либо храме, то во втором ряду этого иконостаса, выше Царских врат, обязательно изображается центральная икона Спасителя с предстоящими Богоматерью и Предтечей. И это предстояние, эта обращённость Богоматери и Иоанна Предтечи ко Христу называется «Деисис». Это греческое слово, которое означает моление. Эти иконы являются центральной композицией иконостаса, они расположены выше Царских врат. Это говорит о том, что войти в Царские врата без покровительства Богоматери, без молитв за нас Иоанна Крестителя невозможно, не откроются врата. Потому что только предстательством этого великого святого и пречистой Богоматери возможно наше с вами спасение.

     Будем подражать Иоанну Крестителю хотя бы в малом, хотя бы в идеях, хотя бы в тех словах, которые он говорил народу, например, в творении дел милосердия. Он был величайшим постником, а мы не можем вместить это, нам в тягость постные дни. Вот на святках — хорошо. Среда, пятница – постные дни, да ещё другие ограничения при подготовке ко Причащению — это мучение для грешников. И это очень весомый аргумент, когда человек не причащается и месяц, и два — поесть любит. Чревоугодие обладает человеком, он не может себя пересилить, не может разобраться, что же для него важнее: Бог или сосиски, или ещё какие-то излюбленные блюда, которые порабощают человека.

     Хотя бы устыдимся, обращая внимание на Иоанна Крестителя, и будем достойно причащаться Святых Христовых Тайн, постясь перед этим. Будем помнить, что завтра сочельник. Будем помнить, что не за горами, в марте, наступит Великий Пост. И может быть, с новыми силами и трудами мы войдем в это спасительное поприще.

     Иоанн Креститель являет нам поразительный образец нестяжания. Дорогие братия и сестры, это тоже для нас нереально. Мы все порабощены материальными вещами, различными имущественными обладаниями, приобретениями, устремляемся и делаем всё для того, чтобы их достичь. Но давайте хотя бы Бога не забывать среди этих наших увлечений, хотя бы читать утренние и вечерние молитвы, хотя бы еженедельно посещать храм, хотя бы раз в месяц причащаться. И если мы это исполним, то хотя бы в малом будем подражать великому подвижнику, который сподобился крестить Господа своей рукой, сподобился дотронуться до Его святой Главы, окуная Его в воды Иорданские.

Святый Иоанн Креститель, Предтеча Господень, не оставь нас в своих молитвах ко Господу.

Аминь!

17 января 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

     Дорогие братия и сестры. Сегодня — неделя перед Богоявлением, завершающий день святок, которые продолжались от Рождества Христова до праздника Крещения. Завтра — сочельник. Это особый день, который приближает нас к самому празднику Крещения Господня. Сочельник — день строгого поста, который готовит нас к трепетному, духовно сосредоточенному отношению и встрече великого праздника Крещения Господня.

     Неделя перед Богоявлением, или перед Просвещением. Мы с вами помним, что Рождество Христово и Крещение праздновалось в древней Церкви до IV века в один день. Но Рождество Христово было выделено из общего, единого праздника, который назывался Богоявлением, по-гречески — Теофания, на двадцать пятое декабря, или седьмое января по новому стилю. Сделано это было в IV веке для того, чтобы противопоставить нечто более важное и ценное тому, что обладало людьми, поклонявшимся солнцу. Эти люди радовались увеличивающемуся дню, новому световому периоду возрастающего солнца. Они оставались язычниками, несмотря на то, что на дворе был IV век — Христианская эпоха, время, когда границы Церкви уже приближались к границам империи, то есть, слова «Церковь» и «империя» употреблялись, как синонимы: Церковь в составе всей империи и империя в составе всей Церкви. Но языческие предрассудки были ещё сильны и выражались в поклонении земным светилам. Такие обычаи существовали в эпоху Иоанна Златоуста. И тогда Церковь приняла соответствующие меры, не прибегая к защите государственной власти. Возможна была эта защита или невозможна во времена после эпохи Константина Великого — сложно сказать. Но мудростью Церкви был предпринят такой шаг, чтобы предоставить нечто более важное и ценное, за которым бы мог пойти народ.

     Это очень важный метод проповеди, апологии, миссионерства, и им пользовались великие святые Церкви, например, апостол Павел. Когда апостол пришёл в Афины, он ужаснулся от великого множества идольских капищ. Среди них он заметил капище, которое было посвящено неведомому богу. Древние римляне, а также и древние греки, следуя им, открывали культы всевозможных богов, которым покланялись покорённые ими народы. Тем самым они создали великий пантеон, это множество богов всех народов. А когда не знали, что же ещё придумать, вдруг что-то упустили, ещё какого-нибудь идола забыли, написали: «неведомому богу», тому, до которого додумаемся позже.

     Апостол Павел заметил это, и этот факт использовал в своей проповеди в Афинах, которая является образцом миссионерской проповеди: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». (Деян.17; 22-23)

    Впоследствии многие миссионеры: и святитель Николай Японский, и епископ Иоанн Шанхайский пользовались этим приёмом апостола Павла. Все они опирались на нечто доброе, минимально ценное, за что можно было ухватиться и что можно было развить. Сначала надо похвалить, а потом уже что-то созидать. Потом уже можно заставлять и работать, и думать, и мыслить самостоятельно. Между прочим, это хороший педагогический приём по отношению к детям. Это совет тем, кто трудится в сфере образования, да и каждому родителю. Мы иногда видим только плохое, мы только ругаем своих деток. А может быть, если бы действовали по примеру апостола Павла, то успех был бы и лучше, и больше. Но речь не об этом.

     Итак, сегодня неделя перед Богоявлением. Богоявление, Рожество Христово — смысл один — пришествие Христа на землю. Богоявление – Бог явился. И в Рождестве, и в Крещении открывается образ Бога. Неделя перед Богоявлением называется словом «просвещение». Какое же просвещение здесь имела в виду Церковь, дорогие братия и сестры?

     Во-первых, это констатация факта, что всякое знание, всякое образование, просвещение и наука распространялись только от Церкви. Это справедливо в отношении любой христианской страны, в том числе и в отношении нашей матушки Святой Руси. Потому что в древности, вплоть до революции, только монастыри были очагами культуры и образования. В монастырях открывались начальные образовательные церковные школы и духовные училища, в монастырях переводились богослужебные книги: апологетические, святоотеческие. Весь свет и науки, и богословия исходил только из монастырей. Перед революцией многие монастыри у нас на Руси, такие, как Оптина Пустынь и другие, имели собственные типографии.

     Во-вторых, праздник Просвещения отмечает явление прославляемого Бога в трёх Лицах. В этот день этот догмат был впервые явлен воочию, явственно, максимально возможно для человека. Когда Сын, вторая Ипостась Святой Троицы, крестился в водах Иордана, Отец громогласно свидетельствовал для всего народа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3;17). А Святой Дух в этот момент спускался в виде голубя. Явлена была Святая Троица.

     Так вот это и есть подлинное просвещение, когда Богооткровенная истина приблизилась к человеку. Об этом прикровенно говорилось и в Ветхом Завете. Когда Моисей по откровению Божию сообщал нам истины о творении мира, он употреблял там глагол «сотворим», еврейский глагол «бара», во множественном числе. И в этом иносказательно, косвенным образом указывалось, что если «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1;26), то это прикровенное свидетельство о тайне Святой Троицы.

     Наконец, явление трёх Ангелов праведному Аврааму у дуба Мамврийского тоже было прикровенное явление Троицы, которая раскрылась в доступном для человека виде. Конечно, не в подлинном Своём Существе — это совершенно невозможно и неполезно для нашего восприятия. В Библии есть такие слова: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». (Исх.33;20) Но максимальное знание, которое доступно для человека, явлено в празднике Крещения.

     Наша Православная вера — настоящая, подлинная. Мы знаем Бога, явившегося в мир, Бога пришедшего, воплотившегося. Откровенная истина стала доступна человеку. Человек стал обладать правильным представлением и знанием о Боге. Это и есть подлинное просвещение. А всякое другое просвещение и образование должно лишь стремиться к этому, стремиться к приведению человека к Богу.

     До революции у нас было министерство просвещения. Министерство образования тоже вещь хорошая, потому что подлинный смысл образования — это образование человека, восстановление его по образу и подобию Божию. Это всё давно забытые истины, но Церковь вкладывает и видит именно этот смысл в любом образовании.

     Дорогие братия и сестры. Сегодня наше преимущественное внимание обращено к великой личности и проповеди Иоанна Крестителя. О нём сегодня читалось Евангелие. Оно начиналось у евангелиста Марка с воспоминания пророчества Исайи: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк.1;2) Этим Ангелом, пришедшим в пустыню иудейскую, который должен был приготовить путь для Мессии, явился Иоанн Креститель — величайший подвижник, анахорет, отшельник.  Он с детских лет остался сиротой после смерти своей матери, праведной Елисаветы. Она убежала с ним в пустыню иудейскую, скрываясь от кровожадных легионеров, посланных Иродом в окрестности Вифлеема и пришедших в Иерусалимский храм, и там убивших Захарию, который не сказал, где скрывается его сын, о рождении которого было известно всем. Ирод специально послал воинов не только в Вифлеем, но и в Иерусалим, потому что о рождении Иоанна Крестителя знали все. Ирод думал, что, возможно, это и есть родившийся Царь, поэтому и хотел нанести этот, как говорится, точечный удар. Но ничего не вышло, потому что Господь хранил Иоанна Предтечу для Своей особой высокой миссии.

     Иоанн Креститель сроднился с жизнью в пустыне. Когда он окреп, когда достиг совершеннолетия, он вышел на проповедь в пустыню иудейскую у берега реки Иордан и совершил Крещение, призывая людей к покаянию, к изменению жизни. Он погружал народ в Иордан в ознаменование этого очищения, в ознаменование готовности человека изменить жизнь свою и преодолеть грех. Конечно, крещение Иоанна Предтечи не прощало грехи, не было на это милости и благоволения Божия, это достоинство Новозаветной Церкви, облагодатство-ванной Святым Духом. Об этом и говорил Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3;11).

     В христианском крещении в Новозаветной Церкви через погружение в воду человеку даруется благодать и дары Святого Духа. И в этом смысле, по сопричастности Святому Духу, Который употребляется как синоним огня — великой стихии, попаляющей грехи человеческие, к этому причастны и мы с вами, живущие в благодати Церкви Новозаветной.

     Иоанн Креститель носил одежды из верблюжьего волоса. Это грубая одежда, которая была обращена шерстью к телу, раздирала всё тело, растирало его. Она служила, конечно же, не для тепла, не для удобства, а для прикрытия наготы. «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3;4). Акриды — это либо дикая саранча, как наши кузнечики, которые могли обитать в пустыне, либо верхушки каких-то пустынных трав, которые могли иметь некую сладость. И такую пищу Иоанн Креститель употреблял много лет, живя в пустыне неотлучно и совершая при этом своё великое дело — призывая людей к покаянию и встрече Мессии.

     Несмотря на это великое служение, он был преисполнен необыкновенного смирения. Он понимал, что его задача — только подготовить людей, что он должен их обратить не к себе, не к почитанию и поклонению себя, и поэтому говорил: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его». Это рабский удел – снимать и чистить обувь, так были воспитаны люди тех времён. А Иоанн Креститель считает себя в этом смысле хуже раба. Он не достоин, потому что настолько велик и славен Тот, Которому он служит и к пришествию Которого готовит он народ, что он считал себя недостойным даже быть последним рабом у Мессии, Который приходит в мир.

     Проповедь Иоанна Крестителя состояла в очень разумных моментах. Это были слова абсолютно лишённые каких-то абстрактных, нереальных вещей. Приходили к нему простые люди, ожидающие от него наставления в жизни духовной, и он говорил им простые истины: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3;11). Воинам говорил: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3;14). Мытари приходили – те, которые грабили народ. Казалось бы, он мог воспылать гневом на этих поработителей, на предателей еврейского народа, потому что они вели себя, как полицаи при немцах, терроризировали собственный народ. А Иоанн Креститель никого не осуждает, говорит им: «не требуйте более определённого вам» (Лк. 3;13).

     В этом, дорогие братия и сестры, правильное руководство к духовной жизни и те ориентиры, которые и мы с вами должны заимствовать. Конечно, нам недоступно подражание всей жизни Иоанна Крестителя. Он был величайшим избранником Божиим. По слову Самого Христа: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя». (Мф.11;11) Это похвала и оценка его жизни и трудов, данная Самим Богом. После Богоматери он второй предстатель и покровитель за нас, грешных. Когда мы видим многоярусный иконостас в каком-либо храме, то во втором ряду этого иконостаса, выше Царских врат, обязательно изображается центральная икона Спасителя с предстоящими Богоматерью и Предтечей. И это предстояние, эта обращённость Богоматери и Иоанна Предтечи ко Христу называется «Деисис». Это греческое слово, которое означает моление. Эти иконы являются центральной композицией иконостаса, они расположены выше Царских врат. Это говорит о том, что войти в Царские врата без покровительства Богоматери, без молитв за нас Иоанна Крестителя невозможно, не откроются врата. Потому что только предстательством этого великого святого и пречистой Богоматери возможно наше с вами спасение.

     Будем подражать Иоанну Крестителю хотя бы в малом, хотя бы в идеях, хотя бы в тех словах, которые он говорил народу, например, в творении дел милосердия. Он был величайшим постником, а мы не можем вместить это, нам в тягость постные дни. Вот на святках — хорошо. Среда, пятница – постные дни, да ещё другие ограничения при подготовке ко Причащению — это мучение для грешников. И это очень весомый аргумент, когда человек не причащается и месяц, и два — поесть любит. Чревоугодие обладает человеком, он не может себя пересилить, не может разобраться, что же для него важнее: Бог или сосиски, или ещё какие-то излюбленные блюда, которые порабощают человека.

     Хотя бы устыдимся, обращая внимание на Иоанна Крестителя, и будем достойно причащаться Святых Христовых Тайн, постясь перед этим. Будем помнить, что завтра сочельник. Будем помнить, что не за горами, в марте, наступит Великий Пост. И может быть, с новыми силами и трудами мы войдем в это спасительное поприще.

     Иоанн Креститель являет нам поразительный образец нестяжания. Дорогие братия и сестры, это тоже для нас нереально. Мы все порабощены материальными вещами, различными имущественными обладаниями, приобретениями, устремляемся и делаем всё для того, чтобы их достичь. Но давайте хотя бы Бога не забывать среди этих наших увлечений, хотя бы читать утренние и вечерние молитвы, хотя бы еженедельно посещать храм, хотя бы раз в месяц причащаться. И если мы это исполним, то хотя бы в малом будем подражать великому подвижнику, который сподобился крестить Господа своей рукой, сподобился дотронуться до Его святой Главы, окуная Его в воды Иорданские.

Святый Иоанн Креститель, Предтеча Господень, не оставь нас в своих молитвах ко Господу.

Аминь!

Предыдущая проповедь

10 января 2016

Неделя по Рождестве Христовом
Следующая проповедь

19 января 2016

Крещение Господне
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00