Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя перед Богоявлением

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день уже готовит нас к празднику Богоявления. Ещё совсем недавно мы с вами были полны радости о родившемся в мир нашем Господе и Спасителе, а сегодня уже воскресный день называется неделей перед Богоявлением, и в Евангельском чтении мы слышали уже слова евангелиста Матфея о проповеди Иоанна Крестителя на реке Иордан.

Сегодня память пророка Малахии. Это ветхозаветный пророк, один из малых пророков.   Толкователями Священного Писания он назывался «печатью пророков», печатью, потому что является последним пророком Ветхого Завета. Если бы вы открыли Библию, то по оглавлению увидели бы среди пророческих книг его последнюю книгу, которой заканчиваются пророческие книги Священного Писания. Немного он оставил нам после себя письменного наследия и пророческих слов, но, тем не менее, совпадение памяти его с сегодняшним воскресным днём совершенно не случайно. Именно пророк Малахия как раз и говорил о явлении необыкновенного вестника и Ангела, который приготовит путь Мессии, который  сделает возможным Его пришествие. Давайте повторим, какими словами говорит этот пророк о тех событиях, которые мы будет праздновать вскоре: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета,  Которого вы желаете; вот, Он идёт, — говорит Господь Саваоф.  И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий; и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда будет благоприятна Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемников, притесняют вдову и сироту,  и отталкивают пришельца, и Меня не боятся», — говорит Господь Саваоф.

Вот такие пророческие слова говорил пророк Малахия, которые он обращал к своим современникам. Он жил уже после возвращения  иудеев из вавилонского плена, и в общем-то времена были тогда страшные. Религиозный энтузиазм, который был по возращении в дни деятельности Ездры, знаменитого иудейского священника, уже прошёл, и народ снова стал забывать об истинном Боге, Единственном, Которому они обещали верность, ещё выходя из египетского рабства. В таком обществе при общем оскудении веры и забвении Бога пророк Малахия напоминает о пришествии Мессии и о том, что перед этим великим событием Он пошлёт Ангела Своего, который уготовит путь перед Ним. Эти пророческие слова мы услышим ещё в чтениях праздника Крещения Господня.

Здесь обращают внимание на себя слова пророка о деятельности Иоанна Крестителя. «Он, как огонь расплавляющий, как щёлок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро и очистит сынов Левии и переплавит их». В Евангелии мы слышали сегодня напоминание о том, что основной мыслью и основным содержанием проповеди Иоанна Крестителя был призыв к покаянию людей: «Покайтесь, приблизилось бо к вам Царствие Небесное». Это приближение Царства Небесного через пришествие Мессии напоминало современникам Иоанна Крестителя, что уже больше откладывать покаяние невозможно, это очень опасно и рискованно, самонадеянно для человека.

Дорогие братия и сестры, как часто и мы с вами, задумываясь или нет над этим, но откладываем покаяние: иногда до того момента, как выйдем на пенсию; иногда, когда уже все дела земные совершим и тогда кажется уже будет время для того, чтобы и в храм ходить, и покаяться за всю свою жизнь и так далее. Но опыт Церкви показывает, что откладывание такого покаяния очень самонадеянно и рискованно, потому что смерть абсолютно неожиданно приходит к тому человеку, который никогда и не помышляет о ней. И как важно уйти из этого мира с чистой совестью, чтобы не стыдно было взглянуть в очи Самого Господа.

Например, в житии Панфутия Боровского, у мощей которого мы с вами были со многими прихожанами, есть такой интересный случай в его житии. Однажды он раньше всех подошёл к храму и, стоя на паперти, как бы встречал приходящих и монахов из братии, и паломников, которые  приходили молиться в его монастырь. И вот, в некотором тонком видении он увидел покойного великого князя Георгия Васильевича, который входил в храм. Панфутий говорит ему: «Чадо моё, ты же уже скончался». – «Да, отец мой». – «Как тебе там?» —  «Твоими молитвами, хорошо себя там чувствую, особенно потому, что хорошо покаялся тебе перед тем, как идти с битвой на Агарян». Это свидетельствует о том, что душе великого князя было прекрасно чувствовать себя в вечности. Это блаженное состояние было обусловлено его искренней исповедью перед тем, как он уходил на битву с врагами, которые теснили Отечество наше. Позже Панфутий говорил что Георгий, великий князь, рассказывал ему, что всякий раз, когда он приходил на исповедь к старцу Панфутию, у него от страха коленки дрожали от обилия грехов и от величия этого момента покаяния.

Вот как каялись наши русские великие князья на исповеди у старца в монастыре, который был облагодетельствован его дарами. Он, великий князь, приходил со страхом так, что ноги тряслись. А  мы с вами как подходим к покаянию? Есть ли у нас такое чувство с вами, дорогие братия и сестры? Другой человек скажет, а в чём смысл покаяния, разве Бог не знает наших грехов? Это типично протестантская уловка. Бог, конечно, всё знает, Он даже знает, когда ты умрёшь, сколько тебе осталось жить, может, совсем недолго. Он всё знает, от Него ничего не сокрыто. Этим вопросом ещё в древности занимались, этот вопрос обладал умами людей. Например, преподобный  Ефрем Сирин, современник Василия Великого, память которого мы недавно праздновали, в IV веке приводил такие слова: «Бог, конечно, знает всё о твоих грехах, о которых ты скажешь на исповеди и не скажешь. Он всё знает. Но Богу так угодно, — говорит преподобный, — чтобы ты о своих грехах сам сказал на исповеди священнику, сам раскаялся в них».

Разве, дорогие братия и сестры, родители не знают о грехах своих детей, особенно малолетних? Все знают, но отец или мать ждут покаяния от сына, ждут, когда он сам придёт и скажет то, что давно известно его родителям. Так же и Бог от нас ждёт этого проговорения греха, осознания его. Это очень важно для человека, и милосердие Божие тогда покрывает  кающегося грешника.

Дорогие братия и сестры, дай Бог нам этого внимания к своей духовной жизни, дай Бог нам видения своих грехов. Очень часто человек не знает, в чём каяться. Святые отцы, например, святой Иоанн Златоуст, говорил: «Ты не знаешь своих грехов потому, что ещё не возненавидел их. Ты ещё не хочешь расстаться с ними, поэтому ты их и не видишь». А когда человек возненавидит свой грех, тогда он и стремится изгладить его покаянием на исповеди перед священником. И дай Бог, чтобы напоминание о скором празднике Крещения Господня, о проповеди Иоанна Крестителя всех нас побудило к искреннему, усердному покаянию перед Богом в наших грехах, чтобы грехи мы с вами видели, замечали, противостояли греху. Фиксировать грех — это полдела. Задача христианина — попытаться не совершать его, хотя бы уменьшить его количество в жизни, как можно дольше оттянуть это время совершения греха, время борьбы с грехом, противостояния ему. В этом состоит духовная жизнь каждого из нас.

Далее, пророк Малахия ещё говорит очень удивительные слова, которые нам могут быть полезны. Он говорит о различии между праведником и нечестивым человеком, говорит о том извечном соблазне, который обладает умами людей, когда они начинают жить по-христиански. У них вызывает недоумение и соблазн, когда они ходят в Церковь, а жизнь не становится легче. А неверующие во Христа, отвергающие Церковь и Бога, живут совершенно беззаботно и ни о чём не думают. Где же здесь справедливость, где же Бог? Пророк Малахия за  несколько тысяч лет до Рождества Христова отвечает на это недоумение так: «Дерзостны предо Мною слова ваши, — говорит Господь. — Вы говорите, тщетно служение Богу. Что пользы, что мы соблюдаем постановление Его и ходим в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа. И ныне мы считаем надменных счастливыми. Лучше устраивают себя делающие беззаконие, и хотя искушают Бога, но остаются целы. Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтящих имя Его. И они будут Моими, — говорит Господь Саваоф, — собственностью Моею в тот день, который Я соделаю. И буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведниками и нечестивыми, между служащими Богу и не служащими Ему».

То есть, не надо соблазняться тем, что путь нечестивых и беззаконных людей иногда, с нашей точки зрения, так успешен в этом мире. Во-первых, наш суд и наши знания об этом успехе могут быть очень поверхностными и глубоко ошибочными. При более близком знакомстве с тем или иным неверующим человеком часто становится жалко его. Никогда и никому не пожелаешь такой жизни, как у него, потому что многие скорби, которые он несёт, страшные скорби, лишения известны одному ему и сокрыто от глаз внешних. Но через пророка Малахию Господь предупреждает, что даже если этого нет, если жизнь нечестивых совершенно благополучна и безбедна, то в этом нет никакого смысла, потому что грядёт день Господень, день суда, на котором восстановлена будет справедливость в этом мире, и каждому будет воздано по его делам. Поэтому никогда не будем соблазняться этим, а будем радоваться оттого, что Господь нас призвал к вере истинной, православной, что Господь призвал к Церкви Своей   как верный залог того, что и в будущей жизни мы также будем в Его царствии, в Его Церкви небесной, торжествующей на небе. Аминь.

16 января 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодняшний воскресный день уже готовит нас к празднику Богоявления. Ещё совсем недавно мы с вами были полны радости о родившемся в мир нашем Господе и Спасителе, а сегодня уже воскресный день называется неделей перед Богоявлением, и в Евангельском чтении мы слышали уже слова евангелиста Матфея о проповеди Иоанна Крестителя на реке Иордан.

Сегодня память пророка Малахии. Это ветхозаветный пророк, один из малых пророков.   Толкователями Священного Писания он назывался «печатью пророков», печатью, потому что является последним пророком Ветхого Завета. Если бы вы открыли Библию, то по оглавлению увидели бы среди пророческих книг его последнюю книгу, которой заканчиваются пророческие книги Священного Писания. Немного он оставил нам после себя письменного наследия и пророческих слов, но, тем не менее, совпадение памяти его с сегодняшним воскресным днём совершенно не случайно. Именно пророк Малахия как раз и говорил о явлении необыкновенного вестника и Ангела, который приготовит путь Мессии, который  сделает возможным Его пришествие. Давайте повторим, какими словами говорит этот пророк о тех событиях, которые мы будет праздновать вскоре: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета,  Которого вы желаете; вот, Он идёт, — говорит Господь Саваоф.  И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий; и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда будет благоприятна Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемников, притесняют вдову и сироту,  и отталкивают пришельца, и Меня не боятся», — говорит Господь Саваоф.

Вот такие пророческие слова говорил пророк Малахия, которые он обращал к своим современникам. Он жил уже после возвращения  иудеев из вавилонского плена, и в общем-то времена были тогда страшные. Религиозный энтузиазм, который был по возращении в дни деятельности Ездры, знаменитого иудейского священника, уже прошёл, и народ снова стал забывать об истинном Боге, Единственном, Которому они обещали верность, ещё выходя из египетского рабства. В таком обществе при общем оскудении веры и забвении Бога пророк Малахия напоминает о пришествии Мессии и о том, что перед этим великим событием Он пошлёт Ангела Своего, который уготовит путь перед Ним. Эти пророческие слова мы услышим ещё в чтениях праздника Крещения Господня.

Здесь обращают внимание на себя слова пророка о деятельности Иоанна Крестителя. «Он, как огонь расплавляющий, как щёлок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро и очистит сынов Левии и переплавит их». В Евангелии мы слышали сегодня напоминание о том, что основной мыслью и основным содержанием проповеди Иоанна Крестителя был призыв к покаянию людей: «Покайтесь, приблизилось бо к вам Царствие Небесное». Это приближение Царства Небесного через пришествие Мессии напоминало современникам Иоанна Крестителя, что уже больше откладывать покаяние невозможно, это очень опасно и рискованно, самонадеянно для человека.

Дорогие братия и сестры, как часто и мы с вами, задумываясь или нет над этим, но откладываем покаяние: иногда до того момента, как выйдем на пенсию; иногда, когда уже все дела земные совершим и тогда кажется уже будет время для того, чтобы и в храм ходить, и покаяться за всю свою жизнь и так далее. Но опыт Церкви показывает, что откладывание такого покаяния очень самонадеянно и рискованно, потому что смерть абсолютно неожиданно приходит к тому человеку, который никогда и не помышляет о ней. И как важно уйти из этого мира с чистой совестью, чтобы не стыдно было взглянуть в очи Самого Господа.

Например, в житии Панфутия Боровского, у мощей которого мы с вами были со многими прихожанами, есть такой интересный случай в его житии. Однажды он раньше всех подошёл к храму и, стоя на паперти, как бы встречал приходящих и монахов из братии, и паломников, которые  приходили молиться в его монастырь. И вот, в некотором тонком видении он увидел покойного великого князя Георгия Васильевича, который входил в храм. Панфутий говорит ему: «Чадо моё, ты же уже скончался». – «Да, отец мой». – «Как тебе там?» —  «Твоими молитвами, хорошо себя там чувствую, особенно потому, что хорошо покаялся тебе перед тем, как идти с битвой на Агарян». Это свидетельствует о том, что душе великого князя было прекрасно чувствовать себя в вечности. Это блаженное состояние было обусловлено его искренней исповедью перед тем, как он уходил на битву с врагами, которые теснили Отечество наше. Позже Панфутий говорил что Георгий, великий князь, рассказывал ему, что всякий раз, когда он приходил на исповедь к старцу Панфутию, у него от страха коленки дрожали от обилия грехов и от величия этого момента покаяния.

Вот как каялись наши русские великие князья на исповеди у старца в монастыре, который был облагодетельствован его дарами. Он, великий князь, приходил со страхом так, что ноги тряслись. А  мы с вами как подходим к покаянию? Есть ли у нас такое чувство с вами, дорогие братия и сестры? Другой человек скажет, а в чём смысл покаяния, разве Бог не знает наших грехов? Это типично протестантская уловка. Бог, конечно, всё знает, Он даже знает, когда ты умрёшь, сколько тебе осталось жить, может, совсем недолго. Он всё знает, от Него ничего не сокрыто. Этим вопросом ещё в древности занимались, этот вопрос обладал умами людей. Например, преподобный  Ефрем Сирин, современник Василия Великого, память которого мы недавно праздновали, в IV веке приводил такие слова: «Бог, конечно, знает всё о твоих грехах, о которых ты скажешь на исповеди и не скажешь. Он всё знает. Но Богу так угодно, — говорит преподобный, — чтобы ты о своих грехах сам сказал на исповеди священнику, сам раскаялся в них».

Разве, дорогие братия и сестры, родители не знают о грехах своих детей, особенно малолетних? Все знают, но отец или мать ждут покаяния от сына, ждут, когда он сам придёт и скажет то, что давно известно его родителям. Так же и Бог от нас ждёт этого проговорения греха, осознания его. Это очень важно для человека, и милосердие Божие тогда покрывает  кающегося грешника.

Дорогие братия и сестры, дай Бог нам этого внимания к своей духовной жизни, дай Бог нам видения своих грехов. Очень часто человек не знает, в чём каяться. Святые отцы, например, святой Иоанн Златоуст, говорил: «Ты не знаешь своих грехов потому, что ещё не возненавидел их. Ты ещё не хочешь расстаться с ними, поэтому ты их и не видишь». А когда человек возненавидит свой грех, тогда он и стремится изгладить его покаянием на исповеди перед священником. И дай Бог, чтобы напоминание о скором празднике Крещения Господня, о проповеди Иоанна Крестителя всех нас побудило к искреннему, усердному покаянию перед Богом в наших грехах, чтобы грехи мы с вами видели, замечали, противостояли греху. Фиксировать грех — это полдела. Задача христианина — попытаться не совершать его, хотя бы уменьшить его количество в жизни, как можно дольше оттянуть это время совершения греха, время борьбы с грехом, противостояния ему. В этом состоит духовная жизнь каждого из нас.

Далее, пророк Малахия ещё говорит очень удивительные слова, которые нам могут быть полезны. Он говорит о различии между праведником и нечестивым человеком, говорит о том извечном соблазне, который обладает умами людей, когда они начинают жить по-христиански. У них вызывает недоумение и соблазн, когда они ходят в Церковь, а жизнь не становится легче. А неверующие во Христа, отвергающие Церковь и Бога, живут совершенно беззаботно и ни о чём не думают. Где же здесь справедливость, где же Бог? Пророк Малахия за  несколько тысяч лет до Рождества Христова отвечает на это недоумение так: «Дерзостны предо Мною слова ваши, — говорит Господь. — Вы говорите, тщетно служение Богу. Что пользы, что мы соблюдаем постановление Его и ходим в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа. И ныне мы считаем надменных счастливыми. Лучше устраивают себя делающие беззаконие, и хотя искушают Бога, но остаются целы. Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтящих имя Его. И они будут Моими, — говорит Господь Саваоф, — собственностью Моею в тот день, который Я соделаю. И буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведниками и нечестивыми, между служащими Богу и не служащими Ему».

То есть, не надо соблазняться тем, что путь нечестивых и беззаконных людей иногда, с нашей точки зрения, так успешен в этом мире. Во-первых, наш суд и наши знания об этом успехе могут быть очень поверхностными и глубоко ошибочными. При более близком знакомстве с тем или иным неверующим человеком часто становится жалко его. Никогда и никому не пожелаешь такой жизни, как у него, потому что многие скорби, которые он несёт, страшные скорби, лишения известны одному ему и сокрыто от глаз внешних. Но через пророка Малахию Господь предупреждает, что даже если этого нет, если жизнь нечестивых совершенно благополучна и безбедна, то в этом нет никакого смысла, потому что грядёт день Господень, день суда, на котором восстановлена будет справедливость в этом мире, и каждому будет воздано по его делам. Поэтому никогда не будем соблазняться этим, а будем радоваться оттого, что Господь нас призвал к вере истинной, православной, что Господь призвал к Церкви Своей   как верный залог того, что и в будущей жизни мы также будем в Его царствии, в Его Церкви небесной, торжествующей на небе. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 января 2011

Рождество Христово
Следующая проповедь

19 января 2011

Богоявление

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00