Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя по Рождестве Христовом

Дорогие братия и сёстры! Сейчас в Православной Церкви особо радостное время: после праздника Рождества Христова идут Святки, святые дни, которые будут продолжаться до Крещенского сочельника, практически до самого праздника Крещения Господня. Святы эти дни величием и святостью от воспоминания главного события — Рождества Христова. И чтобы мы с вами, грешные и такие плотские люди, почувствовали этот праздник Рождества Христова, Церковь отменяет посты. В период Святок нет поста до Крещения. Для христианина, который старался в меру своих сил более или менее усердно поститься, это тоже маленькое утешение, это тоже маленький праздник.

Дорогие братия и сёстры! Сегодняшнее воскресенье называется неделей по Рождестве Христовом. Всё внимание каждого христианина вновь и вновь обращается  к теме величайшего праздника, пережить, вспомнить который Господь ещё и ещё раз сподобил нас в нашей земной жизни.  Уже  XXI век на пороге, и столько же времени Рождество Христово прославляется в этом мире. Сколько, как говорится, воды утекло, сколько всего прошло за XX веков бытия человеческого рода. Уходили в прошлое, покрывались прахом, забвением и совершенно уничтожались целые культуры, цивилизации, страны, города. Многие гении человечества, которые при жизни и некоторое время спустя после их смерти, были постоянно на слуху у их современников и потомков, уже совершенно забыты. Их статуи и их изображения, которые пользовались таким почётом, уже давно сняты с пьедесталов, покрыты мраком забвения. А вот память о Христе, о Его рождении, вхождении в этот мир так жива, как жива была и в первом, и во втором веках нашей эры, и будет впредь жива не только в XXI веке, а пока этот мир стоит милостью Божьей. Осмысливая эти вечные непреходящие ценности, мы воистину убеждаемся, что, по слову Евангелия, Господь создал Церковь так, что врата адовы никогда не одолеют её.

Дорогие братия и сёстры! Праздник Рождества Христова несёт в себе великую радость. Мы очень внимательно должны анализировать свое духовное состояние, чтобы эта радость присутствовала в нашей жизни, потому что, если радости нет, если она очень скоро теряется после рождественской ночной службы, когда выйдя за порог храма, мы её теряем, значит наша душа слишком чёрствая, значит она подобна камню, который не может ни хранить, ни впитать в себя ничего доброго. Радостью должны быть наполнены дни нашей жизни, особенно в период Святок. Апостол Павел, не ограничиваясь никакими периодами, никакой хронологией, говорит: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь». Поэтому иногда очень непривычно, неестественно видеть среди христиан такие скорбные, совсем запостившиеся, мрачные, суровые, иногда злобные, раздражённые лица, с фарисейским налётом самолюбования, которые никого не хотят видеть вокруг себя.

Так и мы с вами выглядим порой, дорогие братия и сёстры. Не надо домысливать о соседе своём; порой, на каждого из нас посмотришь — и жить не хочется. Подумаешь: «Господи, какая тоска, какая скорбь». А от чего унывать-то? Время мирное, зима на дворе по-прежнему стоит, Господь даёт и здоровье, и силы прийти в храм Божий, и Свои милости преизливает, что вновь сподобил нас встретить Рождество Христово.

Эта радость от праздника ни с чем не сравнима. Можно лишь попытаться как-то её величину  измерить в некоторых земных категориях, хотя бы приблизительно. Я думаю, что каждый  из нас может догадаться, как может радоваться человек, находящийся в темнице, в тюрьме, особенно тот, кого туда незаслуженно посадили: стрелки перевели, крайним сделали.

Это творится каждый день, сплошь и рядом. Кто-то отмылся от суда, а другого посадили. Например, сидит человек в тюрьме за какое-то преступление, вдруг президент меняется, объявляют амнистию, или его дело пересмотрено. И неожиданно его срок, иногда пожизненный, иногда более, чем десятилетний, сглаживается, прощается, и человек выходит на свободу. Как должен радоваться он! Это может представить себе только тот человек, который попадал в те или иные скорбные, затруднительные ситуации.

Другой пример. Какую высочайшую радость может испытывать больной человек, которого поразила неисцельная, тяжелейшая болезнь, которая не лечится ничем, всё лечение сводится лишь к поддержанию жизни человека: снимаются болевые симптомы и всё. А болезнь продолжается, и никто не может помочь. Внезапно такой человек чудом получает исцеление от Бога, милостью Божией. Он уже думал, что дни его сочтены, уже считал недели, может быть, непродолжительные месяцы оставшейся ему жизни. И вот он получает известие, что болезнь прошла, он получил исцеление.

И другой человек, влачивший совершенно жалкое существование, вдруг узнаёт, что ему полагается какое-то несметное богатство, наследство от внезапно объявившихся родственников. Есть ещё многие-многие другие моменты, когда человек подлинно радуется. Может быть, когда у бесплодных родителей, которые долгие десятилетия супружеской жизни ждут чадо, и вот наконец-то грехи их беспутной молодости прощены, и они рождают ребёнка.

Эти радости лишь в некотором подобии сопоставимы с той радостью, которую должны испытывать мы с вами о причастности к празднику Рождества Христова. Бог так возлюбил каждого человека, что Он принял нашу плоть и родился от Девы Марии. Мы с вами должны прекрасно понимать, что означало это воплощение для Бога, что означало для Него принятие человеческой плоти: это было величайшим умалением, величайшим смирением Бога. На греческом языке воплощение, пришествие в мир Бога называется «кенозис» — умаление, совершенное смирение Сына Божия.

Как мы с вами однажды вспоминали, что древние греки считали недопустимым и противоестественным, чтобы языческие божества, их боги приняли человеческую плоть. Они считали это безумием, страшным, недопустимым моментом. И вдруг Бог, создавший весь мир, видимый и невидимый, создавший человека, не возгнушался девической утробы, не возгнушался  принять человеческую плоть ради нашего спасения.

Только христианство исповедует такое воплощение Бога — ради человека, которого сотворил Бог, ради человека, который предал Бога, который отказался жить в послушании Бога, который променял рай на жуткоеземное существование, который забыл Бога. Но Бог не забыл человека! Только христианство исповедует такого Бога и проповедует такую любовь Божию до самоотречения, до самозабвения. Воплощением Христовым Господь действительно оставил 99 верных ему овец, по слову Евангельской притчи, и пошёл искать одну заблудшую овцу — согрешившего человека. Оставил Ангелов, верных Ему, оставил весь сонм небожителей и пошёл искать и спасать человека — одну заблудшую овцу. В процентном отношении эта притча совершенно справедлива, потому что Ангелов несравненно больше, чем согрешивших людей. Господь оставляет их без Своего непосредственного участия и заботы, и эту заботу отдает человеку. Великое чудо происходит.

Апостол Павел, не комментируя, не разъясняя, говорит, что великое благочестие – тайна, что Бог явился во плоти. Он эту тайну даже не пытается раскрыть, как она велика, как она непостижима. Беспомощный Младенец, лежащий на руках у матери, у Девы Марии. Беспомощный, как беспомощен всякий ребенок, рождающийся в этот мир, целиком и полностью зависящий от матери, от её внимания и заботы, от её материнского молока, от её внимания и ласки. В то же время этот беспомощный Младенец и до рождения, когда находился в утробе Девы Марии, и после рождения остаётся Превечным Богом, и так же, как и раньше, управлял всеми судьбами мира и каждым человеком. Он управлял тогда и сейчас жизнью всех своих современников и нас, Его потомков на этой грешной земле. Бог и человек, Богомладенец — это великое чудо, это великая тайна.

Дорогие братия  и сестры, Христос рождается ради нас. Если бы человек не нуждался в этом рождении, если бы человек не погибал в грехах, то Христос бы не родился и не пришёл бы в этот грешный мир. Никто не мог спасти  согрешившего человека: ни гении человечества, ни талантливые личности, ни полководцы, ни цари, ни законодатели, ни святые, которых во множестве знал Ветхий Завет, потому что грех человека обезобразил и исказил его собственную природу, потому что двери райские заключились бесповоротно, и никто из людей не мог открыть их, потому что они открываются только Самим Богом.

И вот Господь ради спасения человека приходит в этот мир, рождается, принимает нашу с вами плоть. Его рождение всесильно, всеспасительно, но в то же время, дорогие братия и сестры, преподобный Антоний Великий говорил: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться». Эти слова говорят о том, что бывают такие состояния, когда Христос оказывается бессильным перед человеком, когда человек, пребывающий в гордыне своего сердца, становится подобен каменной глыбе, неподъемной и тяжелейшей, которую Сам Бог не может сдвинуть с места и поднять. Эта громада человеческой гордыни и самоуспокоенности превышает творческие силы Самого Бога, и это не ошибка богословия, а действительно так, потому что Бог сотворил человека свободным. Он оставил эту свободу человеку, даже согрешившему. Насильно Бог не может спасти ни одного человека.

Христос  всё дал нам с вами в рождестве Своём. Он отверз нам райские двери Своим Крестом и Воскресением, и первым вошёл туда благоразумный разбойник, и двери райские не закрываются ни для кого. Когда мы с вами, по милости Божией, доживём до Пасхи Христовой, то увидим эти открытые царские врата, которые Воскресением Христа разверзлись и всю светлую седмицу будут открыты и будут ждать каждого человека, кто готов воспринять этот призыв Спасителя, кто готов последовать по Его стопам.

Но как часто мы с вами думаем о Христе, но не хотим жить в Его присутствии. Как часто, когда Отец Небесный протягивает к нам Свои милостивые руки, мы бьём по этим рукам, отбрасываем их, не хотим видеть и знать, потому что привыкаем к греховной, самолюбивой свободе, и жизнь в Божьем присутствии кажется для нас тяжёлым испытанием.

Обратите внимание, Христос рождается в Вифлееме под покровом ночи. Кто узнал о воплощении Христа, о Его рождении? Пастухи по откровению Ангелов, затем приходят волхвы, ведомые таинственной звездой, и всё! Больше у яслей Спасителя никого не было. А ведь город Вифлеем и сейчас немаленький, и тогда был не меньшим, и надо сказать, что он весь был полон людьми, которые пришли туда по приказу Ирода, когда была перепись населения. Весь город был заполнен до предела, может быть, он стал миллионным городом на тот момент, и под покровом ночи все спали,  Христос никому был не нужен. Думаете, неизвестно было, никто не ждал? Ничего подобного. Ведь когда явились волхвы в Иерусалим, Евангелие говорит, что весь Иерусалим встревожился, всех жителей облетело это известие: волхвы, туземцы пришли, которые отличались от иудеев по внешнему виду — из Эфиопии, из Персии пришли иностранцы, пришли к Ироду. 

Узнав от волхвов о рождении Христа, узнав о таинственной звезде, Ирод созывает всех книжников, мудрецов и спрашивает у них, где должен родиться Христос. Они безошибочно говорят ему, вспоминая пророчество Малахии: в Вифлееме Иудейском — правильный ответ. Все знали, что мудрецы пришли из далеких стран поклониться Христу, видели, наверняка, эту звезду, которая стояла над дворцом Ирода, пока волхвы беседовали с ним. И когда они ушли из дворца Ирода, эта звезда опять пошла вместе с волхвами. Но никто из Иерусалима не пошёл вслед их, никто не присоединился.

Грустно осознавать, что Христос родился в безвестности, что Он был никому не нужен в момент рождества. Это был прообраз будущего отношения ко Христу всего человеческого рода. Это событие свидетельствовало, что Христа будут почитать истинные, верные последователи Его в лице лишь пастухов и волхвов. Единицы, как было это в момент рождения, так будет это до скончания века. И несмотря на то, что по статистике сейчас около 70% жителей России относят себя к верующим людям, к христианам, но, говоря светским языком, практикующих христиан 2-3% от всего населения нашей страны. 2-3% — это точно так же, как пастухи и волхвы. И всё это, дорогие братия и сестры, продолжается в веках.

Но не будем унывать от этого, потому что с нами Бог. Господь открыл нам двери райские, Он примирил нас с собою. И сегодня, несмотря на светский календарь, в воскресенье в храме есть люди, несмотря на то, что это рабочий день, и люди всё перевернули с ног на голову. Готовы в воскресенье забыть Христа и Его Воскресение, лишь бы продолжить выходные дни.

А Господь призывает своих верных рабов. Поэтому, дорогие братия и сестры, кто-то из вас похож на пастухов, а кто-то и на волхвов. Кто сподобился подольше поучиться и получить то или иное образование, может, уподобиться тем древним персидским волхвам, которые иногда, сбросив ненужную мудрость, в то время мешавшую и отрицавшую Бога, тем не менее, прийти к яслям родившегося Христа. Блаженны вы, и паки блаженны.

Дорогие братия и сестры! Ещё два слова мы должны сказать непосредственно о том событии, которое сегодня вспоминается — бегстве в Египет. Что дальше происходит в Вифлееме? Ирод-царь просил волхвов, чтобы, когда они найдут Христа, вернулись к нему сказать, где Христос. Для чего? Звучало красиво, чтобы пойти поклониться Ему. Он так сказал, а сердце его думало совсем о другом. Он захотел безошибочно узнать, чтобы уничтожить родившегося иудейского Христа-царя, боясь за свой шаткий царский престол. И когда он увидел себя осмеянным волхвами, когда они получили откровение от Ангела не возвращаться к нему, а иным путем уйти в свою землю, он страшно вознегодовал. В приступе ярости издал приказ умертвить всех детей в возрасте до 2 лет. Это время он высчитал с того момента, когда волхвы вышли из своей страны, совершая долгий путь в Иудею, и приказ этот велел привести в исполнение не только в Вифлееме, но и в окрестностях этого города. 14 тысяч младенцев было уничтожено тогда! Кто из вас был в Вифлееме и видел эти косточки младенцев, обратил внимание, что наряду с детскими хрупкими косточками, которые были от силы 10-20см в длину, есть и кости взрослых людей. Это кости матерей, которые держали своих детей на руках и не отдавали их римским солдатам-наемникам; которые также падали от мечей безумных варваров, которые стояли на службе у Ирода. 14 тысяч только младенцев! А сколько погибло матерей, сколько родных, которые спасали своих детей от этого страшного безумия, спасали, как могли, их жизни. Величайшее злодеяние совершил Ирод.

Дорогие братия и сестры! Ирод явился первым антихристом, или первым предтечей антихриста на нашей земле, но не остался одиноким, вслед за ним шли другие антихристы. Их множество было в истории мира и в истории нашей с вами страны. И повторяли, и превосходили эти мнимые «подвиги» Ирода. Руководили этими тиранами, этими антихристами те же самые мотивы, которые двигали и душу Ирода – борьба за свою власть, стремление сохранить эту власть, до которой они дорвались, но которая не принадлежала им ни по праву, ни по роду.

Посмотрите, как дальше всё повторяется в истории. Воистину, по слову премудрого Соломона, нет ничего нового под солнцем. Что дальше делает Ирод? Он понимает, что, когда настанет его смерть, некому будет оплакивать его, поэтому, чувствуя последние дни, он издает приказ, чтобы со всей Иудеи, над которой он царствовал, собрали людей самых знатнейших родов и фамилий, самых выдающихся, талантливых людей. Он закрывает их в одном ипподроме  и всех предает смерти, в то же время он убивает своего собственного сына и жену. И когда Ирод скончался, воистину было кому оплакивать этого тирана, изверга.

 А у нас с вами в России разве не то же самое происходило? Самых талантливых, самых выдающихся людей гноили в тюрьмах, отправляли в лагеря, в ссылки, умертвляли, чтобы сохранить свою власть. Там Ирод, здесь ХХ век, и абсолютно то же самое, абсолютно те же самые мотивы, которые руководили предтечами антихриста и в I, и в ХХ веках. Дай Бог, чтобы эти времена, эти страшнейшие злодеяния больше никогда не повторились на нашей многогрешной и многострадальной земле.

 Далее, Иосиф получает откровение во сне от Ангела, который говорит ему: «Встань, возьми младенца и матерь Его и беги в землю Египетскую, потому что Ирод ищет момента умертвить Его». Здесь ещё ярче проявляется это умаление Бога. Но у всякого человека, который  внимательно читает Евангелие, сразу возникнет вопрос: «Разве Бог не мог защитить себя»? Мы же говорили, что этот беспомощный младенец является предвечным Богом, Который ни на минуту не оставил Своё попечение и о мире земном, и о мире небесном, и о всём творении Божьем. Разве не мог Он обезопасить Себя, Деву Марию, Иосифа — людей верных и близких Ему. Конечно, мог, как говорил Он потом апостолу Петру, который с мечом в руках бросился защищать Его в Гефсиманском саду. «Разве ты не знаешь, что Я могу умолить Отца Моего Небесного, и Он пошлёт более, чем легион Ангелов, и они будут служить Мне», и защищать, и прославлять Меня. Но Господь не применяет силу, Он не защищает Себя, но Он бежит под покровом ночи, бежит, сохраняя Свою жизнь, бежит в Египет.

 Для нас, дорогие братия и сестры, Господь показывает, как мы должны себя вести, когда те или иные опасности могут подстерегать нас: не испытывать свою судьбу, не бросаться в омут приключений, где бы они тебя не ожидали, а подумать, прежде, чем идти в какое-то место в какое-то время,  и где что тебя  может там встретить. Чтобы мы вспоминали эту пословицу: «Бережёного Бог бережёт», и не испытывали милосердие и долготерпение Божие. Кто мы такие с вами, братия и сестры — окаянные грешники, чтобы Господь нас с вами ещё защищал и покрывал от всех бед, в которые мы сами себя ввергаем по своему безумию, по мнимой какой-то храбрости, которая  ни на чём не основана. Будем беречь свою жизнь, жизнь своих детей, будем верны Господу нашему, родившемуся в Вифлееме ради нашего спасения. Аминь.

11 января 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сёстры! Сейчас в Православной Церкви особо радостное время: после праздника Рождества Христова идут Святки, святые дни, которые будут продолжаться до Крещенского сочельника, практически до самого праздника Крещения Господня. Святы эти дни величием и святостью от воспоминания главного события — Рождества Христова. И чтобы мы с вами, грешные и такие плотские люди, почувствовали этот праздник Рождества Христова, Церковь отменяет посты. В период Святок нет поста до Крещения. Для христианина, который старался в меру своих сил более или менее усердно поститься, это тоже маленькое утешение, это тоже маленький праздник.

Дорогие братия и сёстры! Сегодняшнее воскресенье называется неделей по Рождестве Христовом. Всё внимание каждого христианина вновь и вновь обращается  к теме величайшего праздника, пережить, вспомнить который Господь ещё и ещё раз сподобил нас в нашей земной жизни.  Уже  XXI век на пороге, и столько же времени Рождество Христово прославляется в этом мире. Сколько, как говорится, воды утекло, сколько всего прошло за XX веков бытия человеческого рода. Уходили в прошлое, покрывались прахом, забвением и совершенно уничтожались целые культуры, цивилизации, страны, города. Многие гении человечества, которые при жизни и некоторое время спустя после их смерти, были постоянно на слуху у их современников и потомков, уже совершенно забыты. Их статуи и их изображения, которые пользовались таким почётом, уже давно сняты с пьедесталов, покрыты мраком забвения. А вот память о Христе, о Его рождении, вхождении в этот мир так жива, как жива была и в первом, и во втором веках нашей эры, и будет впредь жива не только в XXI веке, а пока этот мир стоит милостью Божьей. Осмысливая эти вечные непреходящие ценности, мы воистину убеждаемся, что, по слову Евангелия, Господь создал Церковь так, что врата адовы никогда не одолеют её.

Дорогие братия и сёстры! Праздник Рождества Христова несёт в себе великую радость. Мы очень внимательно должны анализировать свое духовное состояние, чтобы эта радость присутствовала в нашей жизни, потому что, если радости нет, если она очень скоро теряется после рождественской ночной службы, когда выйдя за порог храма, мы её теряем, значит наша душа слишком чёрствая, значит она подобна камню, который не может ни хранить, ни впитать в себя ничего доброго. Радостью должны быть наполнены дни нашей жизни, особенно в период Святок. Апостол Павел, не ограничиваясь никакими периодами, никакой хронологией, говорит: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь». Поэтому иногда очень непривычно, неестественно видеть среди христиан такие скорбные, совсем запостившиеся, мрачные, суровые, иногда злобные, раздражённые лица, с фарисейским налётом самолюбования, которые никого не хотят видеть вокруг себя.

Так и мы с вами выглядим порой, дорогие братия и сёстры. Не надо домысливать о соседе своём; порой, на каждого из нас посмотришь — и жить не хочется. Подумаешь: «Господи, какая тоска, какая скорбь». А от чего унывать-то? Время мирное, зима на дворе по-прежнему стоит, Господь даёт и здоровье, и силы прийти в храм Божий, и Свои милости преизливает, что вновь сподобил нас встретить Рождество Христово.

Эта радость от праздника ни с чем не сравнима. Можно лишь попытаться как-то её величину  измерить в некоторых земных категориях, хотя бы приблизительно. Я думаю, что каждый  из нас может догадаться, как может радоваться человек, находящийся в темнице, в тюрьме, особенно тот, кого туда незаслуженно посадили: стрелки перевели, крайним сделали.

Это творится каждый день, сплошь и рядом. Кто-то отмылся от суда, а другого посадили. Например, сидит человек в тюрьме за какое-то преступление, вдруг президент меняется, объявляют амнистию, или его дело пересмотрено. И неожиданно его срок, иногда пожизненный, иногда более, чем десятилетний, сглаживается, прощается, и человек выходит на свободу. Как должен радоваться он! Это может представить себе только тот человек, который попадал в те или иные скорбные, затруднительные ситуации.

Другой пример. Какую высочайшую радость может испытывать больной человек, которого поразила неисцельная, тяжелейшая болезнь, которая не лечится ничем, всё лечение сводится лишь к поддержанию жизни человека: снимаются болевые симптомы и всё. А болезнь продолжается, и никто не может помочь. Внезапно такой человек чудом получает исцеление от Бога, милостью Божией. Он уже думал, что дни его сочтены, уже считал недели, может быть, непродолжительные месяцы оставшейся ему жизни. И вот он получает известие, что болезнь прошла, он получил исцеление.

И другой человек, влачивший совершенно жалкое существование, вдруг узнаёт, что ему полагается какое-то несметное богатство, наследство от внезапно объявившихся родственников. Есть ещё многие-многие другие моменты, когда человек подлинно радуется. Может быть, когда у бесплодных родителей, которые долгие десятилетия супружеской жизни ждут чадо, и вот наконец-то грехи их беспутной молодости прощены, и они рождают ребёнка.

Эти радости лишь в некотором подобии сопоставимы с той радостью, которую должны испытывать мы с вами о причастности к празднику Рождества Христова. Бог так возлюбил каждого человека, что Он принял нашу плоть и родился от Девы Марии. Мы с вами должны прекрасно понимать, что означало это воплощение для Бога, что означало для Него принятие человеческой плоти: это было величайшим умалением, величайшим смирением Бога. На греческом языке воплощение, пришествие в мир Бога называется «кенозис» — умаление, совершенное смирение Сына Божия.

Как мы с вами однажды вспоминали, что древние греки считали недопустимым и противоестественным, чтобы языческие божества, их боги приняли человеческую плоть. Они считали это безумием, страшным, недопустимым моментом. И вдруг Бог, создавший весь мир, видимый и невидимый, создавший человека, не возгнушался девической утробы, не возгнушался  принять человеческую плоть ради нашего спасения.

Только христианство исповедует такое воплощение Бога — ради человека, которого сотворил Бог, ради человека, который предал Бога, который отказался жить в послушании Бога, который променял рай на жуткоеземное существование, который забыл Бога. Но Бог не забыл человека! Только христианство исповедует такого Бога и проповедует такую любовь Божию до самоотречения, до самозабвения. Воплощением Христовым Господь действительно оставил 99 верных ему овец, по слову Евангельской притчи, и пошёл искать одну заблудшую овцу — согрешившего человека. Оставил Ангелов, верных Ему, оставил весь сонм небожителей и пошёл искать и спасать человека — одну заблудшую овцу. В процентном отношении эта притча совершенно справедлива, потому что Ангелов несравненно больше, чем согрешивших людей. Господь оставляет их без Своего непосредственного участия и заботы, и эту заботу отдает человеку. Великое чудо происходит.

Апостол Павел, не комментируя, не разъясняя, говорит, что великое благочестие – тайна, что Бог явился во плоти. Он эту тайну даже не пытается раскрыть, как она велика, как она непостижима. Беспомощный Младенец, лежащий на руках у матери, у Девы Марии. Беспомощный, как беспомощен всякий ребенок, рождающийся в этот мир, целиком и полностью зависящий от матери, от её внимания и заботы, от её материнского молока, от её внимания и ласки. В то же время этот беспомощный Младенец и до рождения, когда находился в утробе Девы Марии, и после рождения остаётся Превечным Богом, и так же, как и раньше, управлял всеми судьбами мира и каждым человеком. Он управлял тогда и сейчас жизнью всех своих современников и нас, Его потомков на этой грешной земле. Бог и человек, Богомладенец — это великое чудо, это великая тайна.

Дорогие братия  и сестры, Христос рождается ради нас. Если бы человек не нуждался в этом рождении, если бы человек не погибал в грехах, то Христос бы не родился и не пришёл бы в этот грешный мир. Никто не мог спасти  согрешившего человека: ни гении человечества, ни талантливые личности, ни полководцы, ни цари, ни законодатели, ни святые, которых во множестве знал Ветхий Завет, потому что грех человека обезобразил и исказил его собственную природу, потому что двери райские заключились бесповоротно, и никто из людей не мог открыть их, потому что они открываются только Самим Богом.

И вот Господь ради спасения человека приходит в этот мир, рождается, принимает нашу с вами плоть. Его рождение всесильно, всеспасительно, но в то же время, дорогие братия и сестры, преподобный Антоний Великий говорил: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться». Эти слова говорят о том, что бывают такие состояния, когда Христос оказывается бессильным перед человеком, когда человек, пребывающий в гордыне своего сердца, становится подобен каменной глыбе, неподъемной и тяжелейшей, которую Сам Бог не может сдвинуть с места и поднять. Эта громада человеческой гордыни и самоуспокоенности превышает творческие силы Самого Бога, и это не ошибка богословия, а действительно так, потому что Бог сотворил человека свободным. Он оставил эту свободу человеку, даже согрешившему. Насильно Бог не может спасти ни одного человека.

Христос  всё дал нам с вами в рождестве Своём. Он отверз нам райские двери Своим Крестом и Воскресением, и первым вошёл туда благоразумный разбойник, и двери райские не закрываются ни для кого. Когда мы с вами, по милости Божией, доживём до Пасхи Христовой, то увидим эти открытые царские врата, которые Воскресением Христа разверзлись и всю светлую седмицу будут открыты и будут ждать каждого человека, кто готов воспринять этот призыв Спасителя, кто готов последовать по Его стопам.

Но как часто мы с вами думаем о Христе, но не хотим жить в Его присутствии. Как часто, когда Отец Небесный протягивает к нам Свои милостивые руки, мы бьём по этим рукам, отбрасываем их, не хотим видеть и знать, потому что привыкаем к греховной, самолюбивой свободе, и жизнь в Божьем присутствии кажется для нас тяжёлым испытанием.

Обратите внимание, Христос рождается в Вифлееме под покровом ночи. Кто узнал о воплощении Христа, о Его рождении? Пастухи по откровению Ангелов, затем приходят волхвы, ведомые таинственной звездой, и всё! Больше у яслей Спасителя никого не было. А ведь город Вифлеем и сейчас немаленький, и тогда был не меньшим, и надо сказать, что он весь был полон людьми, которые пришли туда по приказу Ирода, когда была перепись населения. Весь город был заполнен до предела, может быть, он стал миллионным городом на тот момент, и под покровом ночи все спали,  Христос никому был не нужен. Думаете, неизвестно было, никто не ждал? Ничего подобного. Ведь когда явились волхвы в Иерусалим, Евангелие говорит, что весь Иерусалим встревожился, всех жителей облетело это известие: волхвы, туземцы пришли, которые отличались от иудеев по внешнему виду — из Эфиопии, из Персии пришли иностранцы, пришли к Ироду. 

Узнав от волхвов о рождении Христа, узнав о таинственной звезде, Ирод созывает всех книжников, мудрецов и спрашивает у них, где должен родиться Христос. Они безошибочно говорят ему, вспоминая пророчество Малахии: в Вифлееме Иудейском — правильный ответ. Все знали, что мудрецы пришли из далеких стран поклониться Христу, видели, наверняка, эту звезду, которая стояла над дворцом Ирода, пока волхвы беседовали с ним. И когда они ушли из дворца Ирода, эта звезда опять пошла вместе с волхвами. Но никто из Иерусалима не пошёл вслед их, никто не присоединился.

Грустно осознавать, что Христос родился в безвестности, что Он был никому не нужен в момент рождества. Это был прообраз будущего отношения ко Христу всего человеческого рода. Это событие свидетельствовало, что Христа будут почитать истинные, верные последователи Его в лице лишь пастухов и волхвов. Единицы, как было это в момент рождения, так будет это до скончания века. И несмотря на то, что по статистике сейчас около 70% жителей России относят себя к верующим людям, к христианам, но, говоря светским языком, практикующих христиан 2-3% от всего населения нашей страны. 2-3% — это точно так же, как пастухи и волхвы. И всё это, дорогие братия и сестры, продолжается в веках.

Но не будем унывать от этого, потому что с нами Бог. Господь открыл нам двери райские, Он примирил нас с собою. И сегодня, несмотря на светский календарь, в воскресенье в храме есть люди, несмотря на то, что это рабочий день, и люди всё перевернули с ног на голову. Готовы в воскресенье забыть Христа и Его Воскресение, лишь бы продолжить выходные дни.

А Господь призывает своих верных рабов. Поэтому, дорогие братия и сестры, кто-то из вас похож на пастухов, а кто-то и на волхвов. Кто сподобился подольше поучиться и получить то или иное образование, может, уподобиться тем древним персидским волхвам, которые иногда, сбросив ненужную мудрость, в то время мешавшую и отрицавшую Бога, тем не менее, прийти к яслям родившегося Христа. Блаженны вы, и паки блаженны.

Дорогие братия и сестры! Ещё два слова мы должны сказать непосредственно о том событии, которое сегодня вспоминается — бегстве в Египет. Что дальше происходит в Вифлееме? Ирод-царь просил волхвов, чтобы, когда они найдут Христа, вернулись к нему сказать, где Христос. Для чего? Звучало красиво, чтобы пойти поклониться Ему. Он так сказал, а сердце его думало совсем о другом. Он захотел безошибочно узнать, чтобы уничтожить родившегося иудейского Христа-царя, боясь за свой шаткий царский престол. И когда он увидел себя осмеянным волхвами, когда они получили откровение от Ангела не возвращаться к нему, а иным путем уйти в свою землю, он страшно вознегодовал. В приступе ярости издал приказ умертвить всех детей в возрасте до 2 лет. Это время он высчитал с того момента, когда волхвы вышли из своей страны, совершая долгий путь в Иудею, и приказ этот велел привести в исполнение не только в Вифлееме, но и в окрестностях этого города. 14 тысяч младенцев было уничтожено тогда! Кто из вас был в Вифлееме и видел эти косточки младенцев, обратил внимание, что наряду с детскими хрупкими косточками, которые были от силы 10-20см в длину, есть и кости взрослых людей. Это кости матерей, которые держали своих детей на руках и не отдавали их римским солдатам-наемникам; которые также падали от мечей безумных варваров, которые стояли на службе у Ирода. 14 тысяч только младенцев! А сколько погибло матерей, сколько родных, которые спасали своих детей от этого страшного безумия, спасали, как могли, их жизни. Величайшее злодеяние совершил Ирод.

Дорогие братия и сестры! Ирод явился первым антихристом, или первым предтечей антихриста на нашей земле, но не остался одиноким, вслед за ним шли другие антихристы. Их множество было в истории мира и в истории нашей с вами страны. И повторяли, и превосходили эти мнимые «подвиги» Ирода. Руководили этими тиранами, этими антихристами те же самые мотивы, которые двигали и душу Ирода – борьба за свою власть, стремление сохранить эту власть, до которой они дорвались, но которая не принадлежала им ни по праву, ни по роду.

Посмотрите, как дальше всё повторяется в истории. Воистину, по слову премудрого Соломона, нет ничего нового под солнцем. Что дальше делает Ирод? Он понимает, что, когда настанет его смерть, некому будет оплакивать его, поэтому, чувствуя последние дни, он издает приказ, чтобы со всей Иудеи, над которой он царствовал, собрали людей самых знатнейших родов и фамилий, самых выдающихся, талантливых людей. Он закрывает их в одном ипподроме  и всех предает смерти, в то же время он убивает своего собственного сына и жену. И когда Ирод скончался, воистину было кому оплакивать этого тирана, изверга.

 А у нас с вами в России разве не то же самое происходило? Самых талантливых, самых выдающихся людей гноили в тюрьмах, отправляли в лагеря, в ссылки, умертвляли, чтобы сохранить свою власть. Там Ирод, здесь ХХ век, и абсолютно то же самое, абсолютно те же самые мотивы, которые руководили предтечами антихриста и в I, и в ХХ веках. Дай Бог, чтобы эти времена, эти страшнейшие злодеяния больше никогда не повторились на нашей многогрешной и многострадальной земле.

 Далее, Иосиф получает откровение во сне от Ангела, который говорит ему: «Встань, возьми младенца и матерь Его и беги в землю Египетскую, потому что Ирод ищет момента умертвить Его». Здесь ещё ярче проявляется это умаление Бога. Но у всякого человека, который  внимательно читает Евангелие, сразу возникнет вопрос: «Разве Бог не мог защитить себя»? Мы же говорили, что этот беспомощный младенец является предвечным Богом, Который ни на минуту не оставил Своё попечение и о мире земном, и о мире небесном, и о всём творении Божьем. Разве не мог Он обезопасить Себя, Деву Марию, Иосифа — людей верных и близких Ему. Конечно, мог, как говорил Он потом апостолу Петру, который с мечом в руках бросился защищать Его в Гефсиманском саду. «Разве ты не знаешь, что Я могу умолить Отца Моего Небесного, и Он пошлёт более, чем легион Ангелов, и они будут служить Мне», и защищать, и прославлять Меня. Но Господь не применяет силу, Он не защищает Себя, но Он бежит под покровом ночи, бежит, сохраняя Свою жизнь, бежит в Египет.

 Для нас, дорогие братия и сестры, Господь показывает, как мы должны себя вести, когда те или иные опасности могут подстерегать нас: не испытывать свою судьбу, не бросаться в омут приключений, где бы они тебя не ожидали, а подумать, прежде, чем идти в какое-то место в какое-то время,  и где что тебя  может там встретить. Чтобы мы вспоминали эту пословицу: «Бережёного Бог бережёт», и не испытывали милосердие и долготерпение Божие. Кто мы такие с вами, братия и сестры — окаянные грешники, чтобы Господь нас с вами ещё защищал и покрывал от всех бед, в которые мы сами себя ввергаем по своему безумию, по мнимой какой-то храбрости, которая  ни на чём не основана. Будем беречь свою жизнь, жизнь своих детей, будем верны Господу нашему, родившемуся в Вифлееме ради нашего спасения. Аминь.

Предыдущая проповедь

4 января 2009

Родословие Христа
Следующая проповедь

25 января 2009

Попраздненство Крещения Господня

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00