Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя по Воздвижении

«Слава, Господи, Честному и Животворящему Кресту Твоему». Эти слова сегодня звучат с особенным наполнением и смыслом. Сегодня второй день праздника Воздвижения Креста Господня, этот день называется неделей по Воздвижении. Наши взоры сегодня вновь и вновь обращаются на Крест Христов, который полагается посередине храма, богато, искусно украшается цветами в знак нашего благоговения, преклонения и благодарности перед Крестом Христовым.

Сегодня нет уже смысла вспоминать обстоятельства Воздвижения Креста Господня, об этом мы говорили вчера. Хотелось лишь напомнить, что это великое чудо – явление, обретение Креста  Животворящего, который более 3-х веков скрывался в земле. По окончании эпохи гонений за веру Христову это действительно явилось величайшим чудом и утешением для всех христиан, которые вынесли подчас пытки и гонения, которые, наконец, обрели долгожданную свободу вероисповедания, свободу и возможность совершения беспрепятственных богослужений. Уже не надо было скрываться под страхом смерти ночами где-то в римских катакомбах, уже появлялись первые наземные храмы. Императоры вслед за равноапостольным Константином становились покровителями веры Христовой. Обретение Креста Христова явилось символом непобедимости христианства, потому что сказал Христос: «Я созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её». Эти слова, звучащие в веках, как и всякое слово Божие, которое содержится в Священном Писании, имеет своё непреходящее значение.

Три века, более 300 лет до 313года вера Христианская уничтожалась везде, в пределах всей Римской империи самым жесточайшим образом. Сами императоры вслед за Нероном, Веспассианом, другими императорами возглавляли эти гонения, сами контролировали и следили за ними. Тем не менее, жизнь их самих прошла, так сказать, прахом, память их погибла с шумом, а вера Христова победила их горделивое умствование и желание низложить и победить Христа и Его учение. Так справедливо было в первые века, справедливо это и сейчас, мы с вами являемся свидетелями другой победы Христовой в 20-м веке на примере истории  нашего государства.

 Если вспомнить нашу недавнюю историю, к 1943 году на свободе осталось практически три митрополита: Николай Ярушевич, Алексей Симанский и Сергий Старогородский и всё — из всей многомиллионной русской Церкви, все остальные были расстреляны, сосланы по лагерям, сидели в тюрьмах! Три святителя на свободе, которые под прицелом  КГБ и правящей партии как могли управляли теми епархиями, которые были вверены их попечению. Управляли, несмотря на, казалось бы, полное и тотальное уничтожение всего, что было связано со Христом, не говоря уже о людях. Даже внешние носители веры Христовой: храмы, иконы, колокола, мощи святых, которые 1000 лет назад, может быть, скончались — какую угрозу они представляли? Нет, всё было пропитано духом ненависти и злобы, ко всему, что связано со Христом и что напоминало о Нём. А Христос  и Его Церковь непобедимы, и врата адовы не одолеют её, и так будет до скончания века.

Дорогие братия и сестры! Поэтому праздник Воздвижения Креста Господня вселяет и в нас, грешных и маловерных, оптимизм, укрепляет веру и говорит о том, что Христос всё равно сильнее всех гонителей и диавола со всем его царством, и всякого зла, которое может проистекать, распространяться по лицу земли.

Сегодня наши взоры обращаются на Крест Животворящий, в нём мы черпаем утешение и поддержку своей жизни, несение нашего жизненного креста. Сегодня церковь являет этот Крест как победоносное знамя, как знамя победы Христовой, которое Он совершил над дьяволом, над смертью, которым Он открыл райские двери нам, верующим в Него. Первым Господь ввёл в это Небесное Царство благоразумного разбойника, который сказал всего лишь несколько покаянных слов: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Своё царство» со  своего креста, на котором  он страдал по своим заслугам в жизни, и он стал первым насельником райских обителей.

Крест Христов — великое знамя победы, утешение и поддержка в жизни христианина, поэтому с Крестом  Животворящим связана вся жизнь христианина с момента рождения его и до смерти. Как только человек появляется в этот мир, благочестивая мать крестит его своим крестным знамением. Вскоре он получает крещение, которое совершается силой Креста Животворящего, вся жизнь его проходит под знаменем креста. Христианин носит нательный крест, и благочестивые люди никогда не расстаются с этим знамением Креста. Особенно усердные и благочестивые христиане, особенно старой закалки, даже в бане не снимали крест, а если было невозможно идти с металлическим крестом, имели запасной деревянный крестик на ниточке, не дерзали быть без креста. Как можно быть без креста? Это же ведь колоссальный риск, страшный риск остаться без его защиты и заступления хотя бы несколько минут или часов.

Вот, дорогие братия и сестры, что можно сказать о нашей с вами жизни. Десятки лет без креста на шее прожили мы. Наши благочестивые предки, когда видели какого-то  беззаконника, говорили: «Креста у тебя на шее нет». Это был диагноз, болезнь, которая не поддаётся исцелению, это было уже страшное состояние отступления, когда человека было уже  невозможно исправить. Смотрите, как красиво сказано, как ёмко: креста на шее нет, значит, у человека нет уже ничего святого.

Дорогие братия и сестры! Церковь сегодня возвращает наше благочестивое внимание, трепетное, любовное благоговение к знамению Креста, чтобы мы его всегда носили на груди своей, не стыдились ни при каких обстоятельствах, ни на каких мероприятиях. Иногда венчается невеста, а крестик спрячет, заколет где-нибудь подальше. Цепочка, понимаешь ли, мешает фотографированию. Смотришь — креста нет на шее, какие же это православные люди! А где же крестик? Где-нибудь в кармашке или в сумочке. Это страшное нарушение, пренебрежение верой Христовой.

О чём сегодня Господь нас предупреждает в Евангелии? Эти слова мы слышали, и они как ножом по сердцу резали каждому из нас. «Кто постыдиться Меня или словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда явлюсь с ангелами святыми на Страшном Суде». Перед кем стыдимся мы Христа или Его креста, на котором Он был распят? Не перед кем стыдиться, перед родом прелюбодейным и грешным, перед грешниками явными, а мы стыдимся. Мы должны радоваться, мы должны веру свою нести как на подсвечнике — высоко и бережно, чтобы этот пламень веры никогда не погас. «Кто постыдится Меня и Моих словес, того и Я постыжусь». Господи, прости нас грешных, маловерных, боящихся исповедовать веру в Тебя.

Сколько в нашей жизни было таких моментов в прошлые годы, в прошлые десятилетия нашей безбожной жизни? И сейчас, когда мы уже стали христианами, как мы стыдимся Христа: перекреститься стыдимся, в храм зайти, перекрестить лоб свой, когда проходим или проезжаем мимо храма — тоже стыдимся. Стыдимся в разговоре остановить какого-либо богохульника, когда имя Христово хулится, стыдимся вступиться в разговор, когда требуется и когда совесть подсказывает, что надо сказать что-то в защиту Церкви и веры. Мы молчим, мы уходим и многое-многое другое.

Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы эти слова воззвали сегодня к нашей совести, чтобы мы не стыдились исповедовать веру Христову. Крест Христов является великим знамением победы, его страшатся демоны. Поэтому многие святые, такие, как святитель Кирилл Иерусалимский, говорили, чтобы верующие во Христа всегда прибегали к крестному знамению: вставая утром, в течение дня, провожая кого-либо из своих близких или детей в дорогу — всегда знаменовали их крестом. Чтобы христиане в путешествии, дома, на работе, в любом состоянии всегда прибегали к этому всесильному и спасительному оружию — его страшатся демоны, они далеко отбегают тогда от человека. Многие из нас не читают вечерних молитв, живут так: крестное знамение, поклон во всю кровать и всё, вся молитва на этом оканчивается. А ведь там есть молитва, которая завершается крестным знамением: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». При произнесении этой молитвы человек должен перекрестить свой дом, стены своей комнаты, отходя ко сну, кровать перекрестить, одр свой, ведь он может быть смертным. Есть в вечернем молитвенном правиле и такая молитва: «Владыко  Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем». (Днём, светом дневным). Вот с какими чувствами, с каким полаганием себя на волю Божию христианин отходит ко сну. Ведь сон — это образ смерти, сознание отключается от человека. Включится оно обратно или нет — Бог знает, мы не знаем с вами.

Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы это празднование Воздвижения Креста Животворящего укрепило нас, наши чувства благоговения к знамению Креста. Чтобы мы благоговейно себя осеняли крестным знамением, со страхом Божиим, ровно, с поклоном, а не махали руками, словно мух отгоняем. С благоговением и благодарностью Богу совершали это крестное знамение, всегда благословляли своих детей и близких. Сколько было примеров того, как во время войн люди оставались живы, иногда не веря во Христа, иногда просто имея на груди своей нательный крестик, которым благословляла мать перед отправкой в дорогу, на службу или на войну. Сколько было примеров, когда пули попадали прямо в крест, отлетали, и человек оставался жив. Что, металл такой прочный? Нет, дело не в металле, не в материале, а в Кресте Животворящем, потому что сила его велика.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам о другом грехе, в котором мы все повинны. Оно говорит о том, чтобы мы с вами заботились, прежде всего, о душе своей, потому что какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит; или что даст человек, как выкуп за душу свою.

Однажды преподобному Андрею, Христа ради юродивому, было такое необыкновенное видение. Это был вообще уникальный святой, через него вошел в историю праздник Покрова Божией Матери. Он увидел ангела-хранителя, который держал необыкновенно красивые цветы в своих руках. Андрей, будучи во сне, как наяву, попросил этого ангела подождать немного, чтобы он успел сходить, найти денег и купить эти цветы. У него денег не было, он хотел занять их у кого-то, потому что цветы были необыкновенно красивые. И тогда ангел его остановил и сказал, что даже если ты принесешь мне золото всего мира, то этот цветок с райских обителей превзойдет своей стоимостью и своей ценой все сокровища мира. Вот в таких категориях оценивается и душа человеческая, потому что за неё пролил кровь на кресте Сын Божий. Цена души человеческой — цена крови Сына Божия, а цена крови Его неисчетна, бесценна.

Что человек даст, как выкуп за душу свою, если он приобретет весь мир? Эти слова, которые сказал Христос в 1-ом веке, звучали как некий анахронизм. Не мог человек в то время приобрести весь мир, а в наше время это вполне возможно, такое, наверное, и произойдет во времена антихриста, во времена единого мирового правительства, когда один человек будет управлять всем миром. А что даст человек, как выкуп за душу свою? Об этом мировом богатстве думать — не нашего ума дело.

А вот в чём каждый из нас повинен, дорогие братия и сестры, в том, что мы чрезмерно хлопочем о земном, о земных приобретениях. Одно благо, второе, третье, и для себя, и для мужа,  для детей и внуков, правнуки народятся и для них надо что-то успеть приобрести.  И человек работает и работает: до 70, 80 лет а потом приходит смерть и всё — с работы, от станка и ушел. А когда, где о душе позаботится? Сколько таких несбывшихся иллюзий, такой мечты, когда человек думает, что он пойдет на пенсию и всё, не надо будет тогда работать, не надо ездить куда-то. Пойду тогда в храм. А потом смотришь, он на пенсии и 5 лет и 10 и 20. И как не было человека в храме, так его и нет ни в молодости, ни в старости.

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее Евангелие говорит ещё о более важных вещах. «Если кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мной». Что значит «отвергнуться себя»? Это значит, побороть своё греховное естество, склонность человеческой природы ко греху. Это значит, что человек постоянным нравственным усилием должен делать постоянно противоположное тому, что ему хочется. В этом состоит духовная жизнь: в постоянной борьбе, постоянном противлении человека самому себе. Победа человека над самим собой — это самая главная, самая великая победа, которую отнюдь не каждому удаётся одержать в своей жизни.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами несли свой жизненный крест с покорностью Богу, с благодарностью Ему, не роптали на этом жизненном кресте. Потому что посмотришь порой: да, тяжёлый крест, а начнешь размышлять и разбираться, кто виноват в этом, что крест твой такой тяжёлый? Бог такой суровый? Да ничего подобного, сам ты виноват, сам ты сделал этот крест таким тяжёлым.

Возьмём, к примеру, несколько вариантов, чтобы мы с вами согласились с этой мыслью. Дети не слушаются, грубят, хамят, не обращают внимания ни на мать, ни на отца. Кто виноват? Господь виноват? Крест тяжёлый твой? Да ты сам виноват. Где ж ты был раньше, когда они лежали поперёк кроватки? Был ли ты в церкви в тот момент жизни, когда дети твои ходили в садики и школы. С чем они приходили? С каким злом, с каким багажом они приходили с улицы? Интересовался ли ты? Приходил уставший, раздражённый, озлобленный. «Ваня, не мешай, не ходи под ногами, иди спать, чтоб глаза мои тебя не видели». Вот родительское воспитание! И довоспитывались, что в 20-30 лет сын ни мать, ни отца ни во что не ставит.

Какой ещё можно пример взять? Муж пьет. Да, тяжёлый крест. А когда замуж-то выходила, смотрела на то, может отец его пил? Не обратила внимание? Может, от пьянства и умер. «Нет, мой не такой будет, я ему помогу». А ведь яблочко от яблони недалеко откатывается. Может, где-то упустила, где-то не поддержала, не помогла, не была рядом. Во многом виноваты и жёны в таких ситуациях, в такой жизненном кресте. Болезни подкрадываются — неправильный образ жизни, не заботились о своём здоровье, ели что попало, жили, как хотели, не наблюдали, не заботились о своём здоровье. И многое другое,  любой, какой бы мы не взяли с вами пример. Муж ленивый, как амёба, распластается на диване и лежит вечерами, ничего не делает. Кто виноват? А куда смотрели раньше-то, когда замуж выходили? Видели, что он ни молотка в жизни никогда не держал в руках, ни отвёртки, не приспособлен к жизни. Сама вышла замуж. А сейчас только терпеть надо, крест твой такой. Благодари Бога, что не бьёт каждый день, не поносит, не издевается, а мирненько на диванчик ляжет и лежит, никого не трогает. За всё надо благодарить Бога, в любом горе человеческом, в любом жизненном кресте.

 А когда посещают нас жизненные утраты, этот крест, наверное, самый тяжёлый, и, взирая на животворящий крест Христов, мы и сегодня получаем утешение в этом, потому что Христос умер ради нас, умер для того, чтобы смерть не обладала нами постоянно и вечно. Чтобы эта разлука смерти была временной, а после нашей с вами кончины мы снова встретились с нашими дорогими близкими родными, отцами, матерями и своими детьми. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем благодарить Бога за каждый день нашей жизни. Слава тебе Богу, благодетелю нашему, во веки веков. Аминь.

28 сентября 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

«Слава, Господи, Честному и Животворящему Кресту Твоему». Эти слова сегодня звучат с особенным наполнением и смыслом. Сегодня второй день праздника Воздвижения Креста Господня, этот день называется неделей по Воздвижении. Наши взоры сегодня вновь и вновь обращаются на Крест Христов, который полагается посередине храма, богато, искусно украшается цветами в знак нашего благоговения, преклонения и благодарности перед Крестом Христовым.

Сегодня нет уже смысла вспоминать обстоятельства Воздвижения Креста Господня, об этом мы говорили вчера. Хотелось лишь напомнить, что это великое чудо – явление, обретение Креста  Животворящего, который более 3-х веков скрывался в земле. По окончании эпохи гонений за веру Христову это действительно явилось величайшим чудом и утешением для всех христиан, которые вынесли подчас пытки и гонения, которые, наконец, обрели долгожданную свободу вероисповедания, свободу и возможность совершения беспрепятственных богослужений. Уже не надо было скрываться под страхом смерти ночами где-то в римских катакомбах, уже появлялись первые наземные храмы. Императоры вслед за равноапостольным Константином становились покровителями веры Христовой. Обретение Креста Христова явилось символом непобедимости христианства, потому что сказал Христос: «Я созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её». Эти слова, звучащие в веках, как и всякое слово Божие, которое содержится в Священном Писании, имеет своё непреходящее значение.

Три века, более 300 лет до 313года вера Христианская уничтожалась везде, в пределах всей Римской империи самым жесточайшим образом. Сами императоры вслед за Нероном, Веспассианом, другими императорами возглавляли эти гонения, сами контролировали и следили за ними. Тем не менее, жизнь их самих прошла, так сказать, прахом, память их погибла с шумом, а вера Христова победила их горделивое умствование и желание низложить и победить Христа и Его учение. Так справедливо было в первые века, справедливо это и сейчас, мы с вами являемся свидетелями другой победы Христовой в 20-м веке на примере истории  нашего государства.

 Если вспомнить нашу недавнюю историю, к 1943 году на свободе осталось практически три митрополита: Николай Ярушевич, Алексей Симанский и Сергий Старогородский и всё — из всей многомиллионной русской Церкви, все остальные были расстреляны, сосланы по лагерям, сидели в тюрьмах! Три святителя на свободе, которые под прицелом  КГБ и правящей партии как могли управляли теми епархиями, которые были вверены их попечению. Управляли, несмотря на, казалось бы, полное и тотальное уничтожение всего, что было связано со Христом, не говоря уже о людях. Даже внешние носители веры Христовой: храмы, иконы, колокола, мощи святых, которые 1000 лет назад, может быть, скончались — какую угрозу они представляли? Нет, всё было пропитано духом ненависти и злобы, ко всему, что связано со Христом и что напоминало о Нём. А Христос  и Его Церковь непобедимы, и врата адовы не одолеют её, и так будет до скончания века.

Дорогие братия и сестры! Поэтому праздник Воздвижения Креста Господня вселяет и в нас, грешных и маловерных, оптимизм, укрепляет веру и говорит о том, что Христос всё равно сильнее всех гонителей и диавола со всем его царством, и всякого зла, которое может проистекать, распространяться по лицу земли.

Сегодня наши взоры обращаются на Крест Животворящий, в нём мы черпаем утешение и поддержку своей жизни, несение нашего жизненного креста. Сегодня церковь являет этот Крест как победоносное знамя, как знамя победы Христовой, которое Он совершил над дьяволом, над смертью, которым Он открыл райские двери нам, верующим в Него. Первым Господь ввёл в это Небесное Царство благоразумного разбойника, который сказал всего лишь несколько покаянных слов: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Своё царство» со  своего креста, на котором  он страдал по своим заслугам в жизни, и он стал первым насельником райских обителей.

Крест Христов — великое знамя победы, утешение и поддержка в жизни христианина, поэтому с Крестом  Животворящим связана вся жизнь христианина с момента рождения его и до смерти. Как только человек появляется в этот мир, благочестивая мать крестит его своим крестным знамением. Вскоре он получает крещение, которое совершается силой Креста Животворящего, вся жизнь его проходит под знаменем креста. Христианин носит нательный крест, и благочестивые люди никогда не расстаются с этим знамением Креста. Особенно усердные и благочестивые христиане, особенно старой закалки, даже в бане не снимали крест, а если было невозможно идти с металлическим крестом, имели запасной деревянный крестик на ниточке, не дерзали быть без креста. Как можно быть без креста? Это же ведь колоссальный риск, страшный риск остаться без его защиты и заступления хотя бы несколько минут или часов.

Вот, дорогие братия и сестры, что можно сказать о нашей с вами жизни. Десятки лет без креста на шее прожили мы. Наши благочестивые предки, когда видели какого-то  беззаконника, говорили: «Креста у тебя на шее нет». Это был диагноз, болезнь, которая не поддаётся исцелению, это было уже страшное состояние отступления, когда человека было уже  невозможно исправить. Смотрите, как красиво сказано, как ёмко: креста на шее нет, значит, у человека нет уже ничего святого.

Дорогие братия и сестры! Церковь сегодня возвращает наше благочестивое внимание, трепетное, любовное благоговение к знамению Креста, чтобы мы его всегда носили на груди своей, не стыдились ни при каких обстоятельствах, ни на каких мероприятиях. Иногда венчается невеста, а крестик спрячет, заколет где-нибудь подальше. Цепочка, понимаешь ли, мешает фотографированию. Смотришь — креста нет на шее, какие же это православные люди! А где же крестик? Где-нибудь в кармашке или в сумочке. Это страшное нарушение, пренебрежение верой Христовой.

О чём сегодня Господь нас предупреждает в Евангелии? Эти слова мы слышали, и они как ножом по сердцу резали каждому из нас. «Кто постыдиться Меня или словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда явлюсь с ангелами святыми на Страшном Суде». Перед кем стыдимся мы Христа или Его креста, на котором Он был распят? Не перед кем стыдиться, перед родом прелюбодейным и грешным, перед грешниками явными, а мы стыдимся. Мы должны радоваться, мы должны веру свою нести как на подсвечнике — высоко и бережно, чтобы этот пламень веры никогда не погас. «Кто постыдится Меня и Моих словес, того и Я постыжусь». Господи, прости нас грешных, маловерных, боящихся исповедовать веру в Тебя.

Сколько в нашей жизни было таких моментов в прошлые годы, в прошлые десятилетия нашей безбожной жизни? И сейчас, когда мы уже стали христианами, как мы стыдимся Христа: перекреститься стыдимся, в храм зайти, перекрестить лоб свой, когда проходим или проезжаем мимо храма — тоже стыдимся. Стыдимся в разговоре остановить какого-либо богохульника, когда имя Христово хулится, стыдимся вступиться в разговор, когда требуется и когда совесть подсказывает, что надо сказать что-то в защиту Церкви и веры. Мы молчим, мы уходим и многое-многое другое.

Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы эти слова воззвали сегодня к нашей совести, чтобы мы не стыдились исповедовать веру Христову. Крест Христов является великим знамением победы, его страшатся демоны. Поэтому многие святые, такие, как святитель Кирилл Иерусалимский, говорили, чтобы верующие во Христа всегда прибегали к крестному знамению: вставая утром, в течение дня, провожая кого-либо из своих близких или детей в дорогу — всегда знаменовали их крестом. Чтобы христиане в путешествии, дома, на работе, в любом состоянии всегда прибегали к этому всесильному и спасительному оружию — его страшатся демоны, они далеко отбегают тогда от человека. Многие из нас не читают вечерних молитв, живут так: крестное знамение, поклон во всю кровать и всё, вся молитва на этом оканчивается. А ведь там есть молитва, которая завершается крестным знамением: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». При произнесении этой молитвы человек должен перекрестить свой дом, стены своей комнаты, отходя ко сну, кровать перекрестить, одр свой, ведь он может быть смертным. Есть в вечернем молитвенном правиле и такая молитва: «Владыко  Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем». (Днём, светом дневным). Вот с какими чувствами, с каким полаганием себя на волю Божию христианин отходит ко сну. Ведь сон — это образ смерти, сознание отключается от человека. Включится оно обратно или нет — Бог знает, мы не знаем с вами.

Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы это празднование Воздвижения Креста Животворящего укрепило нас, наши чувства благоговения к знамению Креста. Чтобы мы благоговейно себя осеняли крестным знамением, со страхом Божиим, ровно, с поклоном, а не махали руками, словно мух отгоняем. С благоговением и благодарностью Богу совершали это крестное знамение, всегда благословляли своих детей и близких. Сколько было примеров того, как во время войн люди оставались живы, иногда не веря во Христа, иногда просто имея на груди своей нательный крестик, которым благословляла мать перед отправкой в дорогу, на службу или на войну. Сколько было примеров, когда пули попадали прямо в крест, отлетали, и человек оставался жив. Что, металл такой прочный? Нет, дело не в металле, не в материале, а в Кресте Животворящем, потому что сила его велика.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам о другом грехе, в котором мы все повинны. Оно говорит о том, чтобы мы с вами заботились, прежде всего, о душе своей, потому что какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит; или что даст человек, как выкуп за душу свою.

Однажды преподобному Андрею, Христа ради юродивому, было такое необыкновенное видение. Это был вообще уникальный святой, через него вошел в историю праздник Покрова Божией Матери. Он увидел ангела-хранителя, который держал необыкновенно красивые цветы в своих руках. Андрей, будучи во сне, как наяву, попросил этого ангела подождать немного, чтобы он успел сходить, найти денег и купить эти цветы. У него денег не было, он хотел занять их у кого-то, потому что цветы были необыкновенно красивые. И тогда ангел его остановил и сказал, что даже если ты принесешь мне золото всего мира, то этот цветок с райских обителей превзойдет своей стоимостью и своей ценой все сокровища мира. Вот в таких категориях оценивается и душа человеческая, потому что за неё пролил кровь на кресте Сын Божий. Цена души человеческой — цена крови Сына Божия, а цена крови Его неисчетна, бесценна.

Что человек даст, как выкуп за душу свою, если он приобретет весь мир? Эти слова, которые сказал Христос в 1-ом веке, звучали как некий анахронизм. Не мог человек в то время приобрести весь мир, а в наше время это вполне возможно, такое, наверное, и произойдет во времена антихриста, во времена единого мирового правительства, когда один человек будет управлять всем миром. А что даст человек, как выкуп за душу свою? Об этом мировом богатстве думать — не нашего ума дело.

А вот в чём каждый из нас повинен, дорогие братия и сестры, в том, что мы чрезмерно хлопочем о земном, о земных приобретениях. Одно благо, второе, третье, и для себя, и для мужа,  для детей и внуков, правнуки народятся и для них надо что-то успеть приобрести.  И человек работает и работает: до 70, 80 лет а потом приходит смерть и всё — с работы, от станка и ушел. А когда, где о душе позаботится? Сколько таких несбывшихся иллюзий, такой мечты, когда человек думает, что он пойдет на пенсию и всё, не надо будет тогда работать, не надо ездить куда-то. Пойду тогда в храм. А потом смотришь, он на пенсии и 5 лет и 10 и 20. И как не было человека в храме, так его и нет ни в молодости, ни в старости.

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее Евангелие говорит ещё о более важных вещах. «Если кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мной». Что значит «отвергнуться себя»? Это значит, побороть своё греховное естество, склонность человеческой природы ко греху. Это значит, что человек постоянным нравственным усилием должен делать постоянно противоположное тому, что ему хочется. В этом состоит духовная жизнь: в постоянной борьбе, постоянном противлении человека самому себе. Победа человека над самим собой — это самая главная, самая великая победа, которую отнюдь не каждому удаётся одержать в своей жизни.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами несли свой жизненный крест с покорностью Богу, с благодарностью Ему, не роптали на этом жизненном кресте. Потому что посмотришь порой: да, тяжёлый крест, а начнешь размышлять и разбираться, кто виноват в этом, что крест твой такой тяжёлый? Бог такой суровый? Да ничего подобного, сам ты виноват, сам ты сделал этот крест таким тяжёлым.

Возьмём, к примеру, несколько вариантов, чтобы мы с вами согласились с этой мыслью. Дети не слушаются, грубят, хамят, не обращают внимания ни на мать, ни на отца. Кто виноват? Господь виноват? Крест тяжёлый твой? Да ты сам виноват. Где ж ты был раньше, когда они лежали поперёк кроватки? Был ли ты в церкви в тот момент жизни, когда дети твои ходили в садики и школы. С чем они приходили? С каким злом, с каким багажом они приходили с улицы? Интересовался ли ты? Приходил уставший, раздражённый, озлобленный. «Ваня, не мешай, не ходи под ногами, иди спать, чтоб глаза мои тебя не видели». Вот родительское воспитание! И довоспитывались, что в 20-30 лет сын ни мать, ни отца ни во что не ставит.

Какой ещё можно пример взять? Муж пьет. Да, тяжёлый крест. А когда замуж-то выходила, смотрела на то, может отец его пил? Не обратила внимание? Может, от пьянства и умер. «Нет, мой не такой будет, я ему помогу». А ведь яблочко от яблони недалеко откатывается. Может, где-то упустила, где-то не поддержала, не помогла, не была рядом. Во многом виноваты и жёны в таких ситуациях, в такой жизненном кресте. Болезни подкрадываются — неправильный образ жизни, не заботились о своём здоровье, ели что попало, жили, как хотели, не наблюдали, не заботились о своём здоровье. И многое другое,  любой, какой бы мы не взяли с вами пример. Муж ленивый, как амёба, распластается на диване и лежит вечерами, ничего не делает. Кто виноват? А куда смотрели раньше-то, когда замуж выходили? Видели, что он ни молотка в жизни никогда не держал в руках, ни отвёртки, не приспособлен к жизни. Сама вышла замуж. А сейчас только терпеть надо, крест твой такой. Благодари Бога, что не бьёт каждый день, не поносит, не издевается, а мирненько на диванчик ляжет и лежит, никого не трогает. За всё надо благодарить Бога, в любом горе человеческом, в любом жизненном кресте.

 А когда посещают нас жизненные утраты, этот крест, наверное, самый тяжёлый, и, взирая на животворящий крест Христов, мы и сегодня получаем утешение в этом, потому что Христос умер ради нас, умер для того, чтобы смерть не обладала нами постоянно и вечно. Чтобы эта разлука смерти была временной, а после нашей с вами кончины мы снова встретились с нашими дорогими близкими родными, отцами, матерями и своими детьми. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем благодарить Бога за каждый день нашей жизни. Слава тебе Богу, благодетелю нашему, во веки веков. Аминь.

Предыдущая проповедь

21 сентября 2008

Рождество Пресвятой Богородицы
Следующая проповедь

16 октября 2008

Воскрешение дочери Иаира

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00