Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя прп. Иоанна Лествичника

Дорогие братия и сестры, сегодняшнее воскресенье посвящено памяти Преподобного Иоанна Лествичника — великого святого подвижника нашей Церкви VI века. Он всю свою сознательную жизнь посвятил монашескому служению. В 16 лет он ушёл от мира на Синайскую гору, и всего себя предал послушанию богомудрым отцам и старцам, подвизавшимся в том монастыре. Более 10 лет он жил в общежитии, и с усердием проходил монашеское послушание. Проводя дни и ночи своей жизни в посте и молитве, Иоанн Лествичник стяжал через это многие добродетели. Затем он уходит из монастыря, и пребывает в пустыне в уединении в течение длительного периода своей жизни. Уже в завершении своей земной жизни по настойчивой просьбе братии, он на несколько лет был призван к игуменскому послушанию в том монастыре, в котором подвизался в юношеские годы.

Таким образом, он приступил к управлению монастырём, будучи уже искусным и опытным подвижником, не понаслышке знавшим путь христианской жизни, путь стяжания добродетелей и соединения с Господом. Когда он стал игуменом Синайского монастыря, игумен Раифского монастыря, соседнего с ним, просил у Иоанна, как у опытного подвижника, написать руководство в духовной жизни для братии своего монастыря. Он желал, чтобы монахи, не имея возможности постоянно общаться с преподобным Иоанном, находясь в своём монастыре, имели практическое руководство для монашеской, христианской жизни.

И преподобный Иоанн увидел в этом волю Божию. Проявляя монашеское послушание, он написал удивительную книгу о практическом благочестии, которая называется «Лествица». Полное её название немного более сложное: «Лествица, возводящая на небо». Но всем она известна и вошла во всеобщее потребление с одним словом – «Лествица». Она состоит из 30 глав, которые означают 30 ступеней. По этим ступеням человек должен взойти на небо, постепенно отрываясь от земли, и приближаясь к Богу, Который является вечной, совершенной Любовью.

Первая ступень — это отречение от мира. Дорогие братия и сестры. Как мы с вами, мирские люди, можем исполнить эту ступень, и подняться на неё в нашей обычной земной жизни? Отречение от мира — это инаковость жизни христианина. Когда он живёт в мире, созданном Богом, но этот мир не господствует и не подавляет его. И ничто мирское не занимает человека и не порабощает его. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». (1 Ин. 2;15-16). «Не любите мира» —  это словосочетание, которое является синонимом любви ко греху, и ко всем удовольствиям, сладостям этой земной жизни. Это всё, что уводит человека от Бога. Поэтому, эта ступень — отречение от мира, означает приоритет духовных ценностей в жизни христианина. Чтобы ничто земное не порабощало его, не господствовало над ним. Чтобы человек принадлежал одному только Богу. «Не можете служить Богу и маммоне». (Мф. 6;24)

Преподобный Иоанн также говорит, чтобы мы больше всего на свете боялись греха. Человек боится чего угодно. Он боится, что вот-вот придёт антихрист, и земная жизнь со всеми удовольствиями и попечениями закончится. Он боится скорбей, панически боится болезней, потери материального благосостояния, потери работы, старости. Боится что в результате этого ухудшится его жизнь. Много от чего человек плачет в своей жизни. От своего оскорбленного самолюбия. От того, что на него никто не обращает внимания и не оказывает должного уважения. Плачет человек оттого, что он такой несчастный, обделенный. Но нет у человека плача о своих грехах.

И Преподобный Иоанн Лествичник нам напоминает простым и лаконичным языком, что самое главное — это плач о грехах. И больше всего надо бояться греха, а не внешних изменений, катаклизмов и катастроф. Самое страшное, что они могут сделать с человеком — это пресечь его земную жизнь. Но после земной жизни начинается жизнь вечная.

А если грех поработит человека, будет господствовать и довлеть над ним, то ничего не поможет. И вечная жизнь будет перечеркнута, и жизнь земная будет не в радость человеку. Потому что грех вызывает пресыщение. Грех вызывает опустошение человеческой души. Грех окончательно закрывает вечность, если нет у человека покаяния. Таким образом, дорогие братия и сестры, прислушаемся к этим советам Преподобного Иоанна Лествичника.

Очень интересно отметить, что и современный старец — Иоанн Крестьянкин, в своём предсмертном завещании говорил всем нам, чтобы мы больше всего боялись греха.  Ведь это самое страшное зло. А больше — ничего не боялись. Потому что человек, живущий с Богом, находится в Его Промысле, в Его особом попечении.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что христианские добродетели достигаются великим трудом, и постоянством человека в молитвенном делание, в совершение поста и других добродетелях. Он говорит такие слова: «В самом начале отречения без сомнения с трудом, понуждением и горестию исполняем добродетели; но преуспевши, перестаем ощущать в них скорбь, или ощущаем, но мало; а когда плотское мудрование наше будет побеждено и пленено усердием, тогда совершаем их уже со всякою радостию и ревностию, с вожделением и Божественным пламенем». (Леств. 6;16)

Эти слова преподобного Иоанна говорят о том, что ко всякому доброму делу, которое возвышает и очищает нашу душу, мы должны понуждать и заставлять себя. Начиная с азов: с утренней и вечерней молитвы. Многие из нас, дорогие братия и сестры, утреннюю молитву вообще игнорируют. Почему? Потому что некогда, потому что спят до последнего мгновения, когда надо от подушки оторваться. И даже завтракать некогда. Иногда человек не завтракает не потому что нечего есть, а потому что лень, и ему хочется спать. Он готов даже гастрит заработать. Готов заехать в любой Макдлональдс, или съесть ещё какую-нибудь гадость в другой забегаловке, лишь бы побольше поспать. Вскочил — и бегом на электричку. Или в машину запрыгнул, предварительно заведя ее из квартиры, если позволяют средства связи. У человека всё рассчитано до минуты, жалко время терять даже на еду, какая уж тут молитва.

Преподобный Иоанн говорит, что причина бездуховности, причина отсутствия добродетели в нашей жизни — это наша лень, и больше ничего.

«О сын и послушник Господень! Обнажай струп свой врачу сему и не стыдись сказать ему: отче, моя язва сия, моя рана сия; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виновен в ней: ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение». (Леств. 4;61)

Этими словами он обличает нашу с вами бездейственность, безразличие, малоделание в христианской жизни. Мы живём по протестантской модели: «Господь всех спасет по своему милосердию». И делать ничего не надо, ведь Господь милостив. Он любит нас, Он пострадал за нас на кресте. Это протестантское богословие – достаточно только обратиться к Нему, призвать Его, посчитать Его личным Спасителем — и в этом всё спасение.

А где же христианский путь жизни, где победа над грехом? Где подвиги поста, молитвы, послушания, самоукорения и плача о грехах? Преподобный Иоанн своей жизнью и этим великим духовным творением показывает нам путь спасения. И поэтому Церковь для нас, пребывающих в Великом Посте, и старающихся придерживаться и исполнять этот пост, показывает, что путь на небо — только один. И Церковь даёт убедительные примеры этого пути. На второй неделе Поста – память Святителя Григория Паламы. Сейчас — Преподобного Иоанна Лествичника. А в следующее воскресенье мы будет вспоминать жизнь Преподобной Марии Египетской.

В жизни всех этих великих подвижников была борьба с грехом длинною в жизнь. В их жизни была необыкновенная молитва, самоотречение, покаяние и постоянное исправление своей жизни и очищение бессмертной души. Это путь христианской жизни. Другого пути на небо нет. Поэтому в Евангелии говорится: «Царство Небесное нудится». (Мф. 11;12) И только употребляющий усилия получает его.

Дай Бог, чтобы мы не ленились. Чтобы, вступив во вторую половину Великого Поста, просили помощи и сил у Господа для того, чтобы достойно исполнить этот пост. И к Пасхе Христовой подойти очищенными, обновленными, с просветленной душой, освобождённой от многих тяжких грехов.

Аминь

10 апреля 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры, сегодняшнее воскресенье посвящено памяти Преподобного Иоанна Лествичника — великого святого подвижника нашей Церкви VI века. Он всю свою сознательную жизнь посвятил монашескому служению. В 16 лет он ушёл от мира на Синайскую гору, и всего себя предал послушанию богомудрым отцам и старцам, подвизавшимся в том монастыре. Более 10 лет он жил в общежитии, и с усердием проходил монашеское послушание. Проводя дни и ночи своей жизни в посте и молитве, Иоанн Лествичник стяжал через это многие добродетели. Затем он уходит из монастыря, и пребывает в пустыне в уединении в течение длительного периода своей жизни. Уже в завершении своей земной жизни по настойчивой просьбе братии, он на несколько лет был призван к игуменскому послушанию в том монастыре, в котором подвизался в юношеские годы.

Таким образом, он приступил к управлению монастырём, будучи уже искусным и опытным подвижником, не понаслышке знавшим путь христианской жизни, путь стяжания добродетелей и соединения с Господом. Когда он стал игуменом Синайского монастыря, игумен Раифского монастыря, соседнего с ним, просил у Иоанна, как у опытного подвижника, написать руководство в духовной жизни для братии своего монастыря. Он желал, чтобы монахи, не имея возможности постоянно общаться с преподобным Иоанном, находясь в своём монастыре, имели практическое руководство для монашеской, христианской жизни.

И преподобный Иоанн увидел в этом волю Божию. Проявляя монашеское послушание, он написал удивительную книгу о практическом благочестии, которая называется «Лествица». Полное её название немного более сложное: «Лествица, возводящая на небо». Но всем она известна и вошла во всеобщее потребление с одним словом – «Лествица». Она состоит из 30 глав, которые означают 30 ступеней. По этим ступеням человек должен взойти на небо, постепенно отрываясь от земли, и приближаясь к Богу, Который является вечной, совершенной Любовью.

Первая ступень — это отречение от мира. Дорогие братия и сестры. Как мы с вами, мирские люди, можем исполнить эту ступень, и подняться на неё в нашей обычной земной жизни? Отречение от мира — это инаковость жизни христианина. Когда он живёт в мире, созданном Богом, но этот мир не господствует и не подавляет его. И ничто мирское не занимает человека и не порабощает его. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». (1 Ин. 2;15-16). «Не любите мира» —  это словосочетание, которое является синонимом любви ко греху, и ко всем удовольствиям, сладостям этой земной жизни. Это всё, что уводит человека от Бога. Поэтому, эта ступень — отречение от мира, означает приоритет духовных ценностей в жизни христианина. Чтобы ничто земное не порабощало его, не господствовало над ним. Чтобы человек принадлежал одному только Богу. «Не можете служить Богу и маммоне». (Мф. 6;24)

Преподобный Иоанн также говорит, чтобы мы больше всего на свете боялись греха. Человек боится чего угодно. Он боится, что вот-вот придёт антихрист, и земная жизнь со всеми удовольствиями и попечениями закончится. Он боится скорбей, панически боится болезней, потери материального благосостояния, потери работы, старости. Боится что в результате этого ухудшится его жизнь. Много от чего человек плачет в своей жизни. От своего оскорбленного самолюбия. От того, что на него никто не обращает внимания и не оказывает должного уважения. Плачет человек оттого, что он такой несчастный, обделенный. Но нет у человека плача о своих грехах.

И Преподобный Иоанн Лествичник нам напоминает простым и лаконичным языком, что самое главное — это плач о грехах. И больше всего надо бояться греха, а не внешних изменений, катаклизмов и катастроф. Самое страшное, что они могут сделать с человеком — это пресечь его земную жизнь. Но после земной жизни начинается жизнь вечная.

А если грех поработит человека, будет господствовать и довлеть над ним, то ничего не поможет. И вечная жизнь будет перечеркнута, и жизнь земная будет не в радость человеку. Потому что грех вызывает пресыщение. Грех вызывает опустошение человеческой души. Грех окончательно закрывает вечность, если нет у человека покаяния. Таким образом, дорогие братия и сестры, прислушаемся к этим советам Преподобного Иоанна Лествичника.

Очень интересно отметить, что и современный старец — Иоанн Крестьянкин, в своём предсмертном завещании говорил всем нам, чтобы мы больше всего боялись греха.  Ведь это самое страшное зло. А больше — ничего не боялись. Потому что человек, живущий с Богом, находится в Его Промысле, в Его особом попечении.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что христианские добродетели достигаются великим трудом, и постоянством человека в молитвенном делание, в совершение поста и других добродетелях. Он говорит такие слова: «В самом начале отречения без сомнения с трудом, понуждением и горестию исполняем добродетели; но преуспевши, перестаем ощущать в них скорбь, или ощущаем, но мало; а когда плотское мудрование наше будет побеждено и пленено усердием, тогда совершаем их уже со всякою радостию и ревностию, с вожделением и Божественным пламенем». (Леств. 6;16)

Эти слова преподобного Иоанна говорят о том, что ко всякому доброму делу, которое возвышает и очищает нашу душу, мы должны понуждать и заставлять себя. Начиная с азов: с утренней и вечерней молитвы. Многие из нас, дорогие братия и сестры, утреннюю молитву вообще игнорируют. Почему? Потому что некогда, потому что спят до последнего мгновения, когда надо от подушки оторваться. И даже завтракать некогда. Иногда человек не завтракает не потому что нечего есть, а потому что лень, и ему хочется спать. Он готов даже гастрит заработать. Готов заехать в любой Макдлональдс, или съесть ещё какую-нибудь гадость в другой забегаловке, лишь бы побольше поспать. Вскочил — и бегом на электричку. Или в машину запрыгнул, предварительно заведя ее из квартиры, если позволяют средства связи. У человека всё рассчитано до минуты, жалко время терять даже на еду, какая уж тут молитва.

Преподобный Иоанн говорит, что причина бездуховности, причина отсутствия добродетели в нашей жизни — это наша лень, и больше ничего.

«О сын и послушник Господень! Обнажай струп свой врачу сему и не стыдись сказать ему: отче, моя язва сия, моя рана сия; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виновен в ней: ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение». (Леств. 4;61)

Этими словами он обличает нашу с вами бездейственность, безразличие, малоделание в христианской жизни. Мы живём по протестантской модели: «Господь всех спасет по своему милосердию». И делать ничего не надо, ведь Господь милостив. Он любит нас, Он пострадал за нас на кресте. Это протестантское богословие – достаточно только обратиться к Нему, призвать Его, посчитать Его личным Спасителем — и в этом всё спасение.

А где же христианский путь жизни, где победа над грехом? Где подвиги поста, молитвы, послушания, самоукорения и плача о грехах? Преподобный Иоанн своей жизнью и этим великим духовным творением показывает нам путь спасения. И поэтому Церковь для нас, пребывающих в Великом Посте, и старающихся придерживаться и исполнять этот пост, показывает, что путь на небо — только один. И Церковь даёт убедительные примеры этого пути. На второй неделе Поста – память Святителя Григория Паламы. Сейчас — Преподобного Иоанна Лествичника. А в следующее воскресенье мы будет вспоминать жизнь Преподобной Марии Египетской.

В жизни всех этих великих подвижников была борьба с грехом длинною в жизнь. В их жизни была необыкновенная молитва, самоотречение, покаяние и постоянное исправление своей жизни и очищение бессмертной души. Это путь христианской жизни. Другого пути на небо нет. Поэтому в Евангелии говорится: «Царство Небесное нудится». (Мф. 11;12) И только употребляющий усилия получает его.

Дай Бог, чтобы мы не ленились. Чтобы, вступив во вторую половину Великого Поста, просили помощи и сил у Господа для того, чтобы достойно исполнить этот пост. И к Пасхе Христовой подойти очищенными, обновленными, с просветленной душой, освобождённой от многих тяжких грехов.

Аминь

Предыдущая проповедь

7 апреля 2016

Благовещение Пресвятой Богородицы
Следующая проповедь

17 апреля 2016

Преподобная Мария Египетская

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00