Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя святых отцов I Вселенского Собора

Дорогие братия и сестры! В этот особый церковный период между двумя великими праздниками — Вознесением Господним и праздником Святой Троицы, в сегодняшний воскресный день Церковь вспоминает в своей молитвенной памяти Святых отцов Первого Вселенского Собора. Первый Вселенский Собор происходил в городе Никее в первой половине 4 века, в 325 году. Это было особое, незабываемое время жизни первых христиан, потому что ещё только окончились гонения, которые длились более 3-х веков. Эдиктом Константина Великого о веротерпимости сначала в 311 году, затем в 313 году он издает второй указ, которым Православная вера становится господствующей в Византийской империи и получает полное право на свободное совершение религиозных обрядов и свободное исповедование веры. Перестала литься реками мученическая кровь первых христиан.

И вот смотрите, как дьявол ни минуты не даёт покоя в жизни каждого человека в отдельности, тем более в жизни Церкви. Одно средство испытал он до конца, но оно не принесло никакого результата — дьявол хотел утопить в крови Церковь Христову, хотел уничтожить её физически. Ничего не получилось, потому что Господь сказал, что врата ада не одолеют её. А знаменитый богослов и апологет Церкви второго века Тертуллиан, обращаясь в своих апологиях к римским императорам, говорил, что кровь христиан, проливаемая на мучениях, становится семенем веры, семенем, из которого произрастают новые ростки веры. Кровь становится семенем Христианства и, обильно поливаемая кровью мучеников, Церковь Христова, несмотря на физические гонения и уничтожение, продолжала жить и сияла необыкновенной святостью и чистотой.

И когда дьявол потерпел крах, потерпел поражение в этом открытом нападении на Церковь, он сразу избирает другой путь, более коварный, более незаметный, но не менее губительный и страшный. Это период Вселенских Соборов, период борьбы Церкви с ересями и расколами, когда дьявол пытается исказить учение Церкви. Нам не сразу представляется даже грозившая тогда опасность: подумаешь, одно-два слова не так сформулируют, свобода же Церкви, можно открыто совершать Богослужения, проявлять и выражать свою веру.

 Но, дорогие братия и сестры, дьявол, как коварный и опытнейший враг, знает, куда нападать и во что бить. И сегодня Церковь свидетельствует о том, что правильность и чистота догматического учения Церкви служит залогом спасения. Если вера неправильная, если человек неправильно исповедует веру, это приведёт его к погибели, несмотря иногда на внешнюю принадлежность к Церкви, на внешние дела Богоугождения и исполнения религиозных обрядов. Неправильно исповедуя веру, неправильно мысля и думая о Боге, человек получает отторжение от Бога, и вечная жизнь для него становится закрытой, он погибает своей душой , потому что не так верует, неправильно мыслит о Боге.

Дорогие братия и сёстры! Первый Вселенский Собор видел в своих рядах таких выдающихся святых нашей Церкви, которые составляют её лучшую славу, венец святости. Во-первых, дорогие братия и сестры, для всех нас любимый, незабвенный святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, исповедник, он тоже за Христа страдал, тоже находился в темнице, и Господь удостоил его чести быть участником Вселенского Собора. Любвеобильнейший святитель, необыкновенно любящий и свою паству, и каждого человека, и раздававший всё своё достояние и всё богатство ради спасения людей, он, когда услышал об учении Ария, может быть, словами не всё смог сформулировать, попробуй на витиеватом греческом языке сформулировать это тончайшее Богословие, которое показывает взаимоотношение лиц Святой Троицы об общении естеств во Христе, Божественном и человеческом — это удел только опытнейших, образованнейших богословов. Но святитель Николай, будучи просвещенным и чистым сердцем, по-своему отреагировал на эту неправоту Ария, который неправильно мыслил о Боге, мы коснемся позже его учения, и он дает пощёчину еретику, совершив такой необычный поступок. Представьте, святитель все терпел: поругания, мучения, страдания за Христа, был в темнице, всё терпел, за всё благодарил Бога, а здесь, в присутствии епископов всего мира, где была Церковь Христова, он встаёт и дает пощёчину, бьёт еретика.

Конечно, этот поступок был настолько ошеломляющий, что председательствующий епископ отстраняет святителя от заседаний на этом Соборе и лишает епископской власти. А затем этому старшему епископу в особом откровении, в видении являются Сам Господь наш Иисус Христос и Пречистая Дева Мария, и он видит, что над святителем Николаем, которого они лишили святительских одежд, раздели, лишили омофора, символа архиерейской власти, Сама Дева Мария распростирает, словно покров, омофор епископской власти, а Господь вручает ему Евангелие. Евангелие — это символ деятельности и священника, и епископа.

 Может быть, некоторые из вас видели и знают, что, когда хоронят священника, в руки ему вкладывается Евангелие – это символ и смысл всей его жизни. И вот, Сам Господь и Пречистая Дева Мария как бы восстанавливают справедливость, подсказывают епископам, что святитель  Николай правильно сделал. Потому что бывают, к сожалению, такие моменты, обстоятельства в нашей жизни, когда люди словами не сразу понимают. Господь не осудил святителя Николая за этот поступок, потому что этот поступок был свидетельством  необычайной ревности о славе Божией.

 Дорогие братия и сестры! Мы вспомнили одного святителя Николая, его необыкновенный, дерзновенный поступок на Соборе, который говорит о его ревности о Славе Божией. А как эта ревность о Славе Божией проявляется в нашей жизни, есть ли она у нас, эта ревность.

Дорогие братия и сестры! К сожалению, мы видим себя лишёнными этой христианской добродетели. Мы молчим о нашей вере, когда люди спрашивают о ней. Мы молчим, когда эта вера хулится в нашем присутствии, когда вера или Церковь терпят поругание от лица злых людей, злых языков. Мы иногда слышим это и трусливо молчим, не желая вступать в разговор, не желая защищать Церковь, не желая тратить своё время, не желая прослыть верующими людьми в том или ином обществе т.д. Нет у нас ревности о Славе Божией, о благолепии Храмов Божиих, об их чистоте, об их святости, благолепии. Нет у нас ревности о благовестии веры Христовой среди самых близких и родных, своей семьи. Нет у нас ревности в постижении закона Божия, в изучении веры.

Сейчас, когда мы с вами будем размышлять о значении веры в нашей жизни, то мы с ужасом должны констатировать, что свою веру мы не знаем. Приходим в храм, присутствуем на литургии, молимся, а как Церковь исповедует Бога, как она учит о Святой Троице, чем отличаются эти богословские наименования, почему вот так говорить можно, а по-другому нельзя, как соединяются естества во Христе – не знаем. Ничего мы с вами этого не знаем, к нашему стыду и позору.

Дорогие братия и сестры! Поэтому в этот день мы будем молиться и каяться пред Богом, и святителю Николаю Христову помолимся, чтобы он укрепил нас в вере и хоть бы частичку этой ревности, которую он имел, и нам дал, чтоб мы не чужды были её в нашей христианской жизни. Помимо святителя Николая, на первом Вселенском Соборе был святитель Спиридон Тримифунтский,  не менее любимый и известный святой, которому молятся в житейских делах, в разрешении жилищных вопросов, в проблемах переезда, обмена, покупках. Святитель Спиридон имеет особую благодать помогать людям в житейских проблемах.

Однажды к нему пришел какой-то крестьянин или купец, который не мог отдать долга своего. Спиридон Тримифунтский увидел змею, которая ползла, благословил её, и золота хватило, чтобы тот решил все свои проблемы. А когда решил, принёс золото святителю Спиридону обратно, которое брал в долг у него, он благословил, и опять уползла змея. Поэтому Святитель Спиридон по молитвам верующих людей, тех, которые имеют к нему веру, его просят, и он может благословить и наши скудные запасы; и хватит, Бог даст, на реализацию тех или иных житейских наших проблем.

Святитель Спиридон тоже человек, который стал служить Богу, выйдя из простого народа. И когда Святые отцы разбирали в таких сложных словах и терминах догмат Святой Троицы, он взял кирпич, сжал глину в своих святых руках, огонь вышел кверху из этой плинфы, вещество, глина осталась у него в руках, а водичка потекла вниз, на землю. Вот вам три естества в одном кирпиче, вот как могут быть не три Бога, а один Бог, три лица, но не три Бога, а Бог один во Святей Троице славимый и поклоняемый.

Святитель Иаков Низибийский, который только накануне был освобождён из темницы, пострадавший там за имя Христово и имевший на своём теле следы страданий и следы увечий от нанесенных ран и издевательств от язычников за веру Христову.     

 Афанасий Великий, тогда, на первом Соборе был ещё архидиаконом от Александрийской церкви, предстоятель которой, епископ Александр, был в то время в преклонных годах. Он отправляет тогда уже знаменитого богослова Афанасия, потом он становится епископом, замещает старца после его смерти на Александрийской кафедре, которую занимал в сане епископа 45 лет. Из этих 45 лет 25 лет он был в ссылках: приходил на кафедру, снова гонения, снова его ссылают, снова гонят по проискам ариан, которые находят подход то к одному императору, то к другому. Но, в конце концов, именно благодаря этим святым, особенно Афанасию Великому, Православная вера была утверждена, она победила, и до сих пор мы с вами исповедуем и правильно славим Бога.

Дорогие братия и сестры! Первый Вселенский Собор был созван против ереси Ария. Арий был человеком высочайше образованным, но он, будучи, во-первых, карьеристом, который мечтал о занятии александрийской кафедры, во-вторых, человеком гордым, который не прислушивался к Соборному разуму Церкви, он стал учить по своемыслию о Христе. Он говорил, что Христос не является Богом, не был таковым, а от девы Марии, родился простой человек. Поэтому Божия Матерь должна называться не Богородицей, потому что он считал, что это невозможно, а Христородицей, то есть она родила простого человека, Христа. Лишь затем, после крещения, с течением земной жизни Спасителя, Он становится Сыном Божиим, по благодати, как приложение за Его святую земную жизнь, за Его подвиг спасения человеческого рода. Это звучит, на первый взгляд, красиво, не сразу увидишь ересь.

Но, дорогие братия и сестры, это учение Ария было погибельно для Церкви, оно перечёркивало всё домостроительство спасения, совершённое Христом, оно искажало догмат Святой Троицы, делая Христа тварью, высочайшим творением, ниспровергая и забирая от Него   Божественную природу, которая присуще была Ему: «искони, прежде мир не бысть» – как говорится это в Евангелии от Иоанна Богослова.

 Святые отцы выработали на первом Вселенском Соборе большую часть Символа веры,  8 членов Символа веры, 8 пунктов, которые говорят о Троице и о Сыне Божьем. Первый Вселенский Собор выработал  самый главный богословский термин, который употребляется, чтобы понять взаимоотношения между лицами Святой Троицы: термин «единосущие», они едины по своему существу. Такая богословская победа была одержана на Первом Вселенском Соборе. Она давалась нелегко, арианствующие епископы составляли большинство. Для императора Константина, позднее равноапостольного, задачей которого было сохранение мира в империи и мира в Церкви, эти богословские распри были совершенно чужды и излишни. Он старался содержать мир в своей империи и склонял неугомонных, строптивых Православных христиан к миру и согласию с арианами, чтобы они вступили в евхаристическое общение с Арием.

Призвали однажды Ария в присутствии епископов и императора Константина и потребовали  у него исповедования веры. А этот еретик, что вы думаете, делает? Он под свою одежду прячет своё исповедование веры, бьёт себя в грудь и говорит: «так верую», а как —  там  в его шпаргалке спрятано. Вот так обманывали, таким лукавым путём пытались отстоять свою неправоту. Епископы, чтобы убедить императора в том, что догматическое неправомыслие крайне опасно и гибельно для Церкви, предпринимают такой шаг. Один епископ подходит к императору Константину, который возглавлял первый Вселенский Собор, отдаёт ему знаки почтения, кланяется перед ним, а здесь же, рядом, сын сидит царя Константина, а сына он проигнорировал и даже слегка ударил сына царя. Царь с непониманием, даже с гневом смотрит на этого епископа: чудит старец, а тот говорит: «Ну что же ты, царь, вот ты не потерпел, когда твоего сына по щёчке потрепали, а как Бог-Отец терпит, когда о его Сыне единородном неправильно учат, унижают Его Божественную природу и искажают догмат о Святой Троице». И тогда царь Константин всё понял и старался поддерживать Православных епископов. Ария Господь Сам наказал, когда он пытался в очередной раз обманным путём войти в общение с епископами, лицемерно показав своё мнимое покаяние. Уже остановившись перед входом в собор, он уходит в иное место, где настигает его кара Божия, как и предателя Иуду, который повесился, раскаиваясь, что он предал Христа. Когда Иуда окончил свою жизнь через самоубийство и, как говорит Евангелие, «разселось его чрево» и все внутренности выпали на землю. То же самое случилось и с Арием: внезапно его чрево разверзлось, и он в страшном, в нечистом месте принял свою не менее страшную смерть.

Поэтому мы видим, дорогие братия и сестры, что неправомыслие,  неисповедование веры  приведёт человека к страшным последствиям, и никакое вольномыслие недопустимо в вопросах веры. Первый Вселенский Собор на века оставил для нас с вами Символ веры, одну из самых главных молитв Православной Церкви. Наверное, это вторая по значению после молитвы Господней. Все христиане обязаны знать её наизусть, и мы с вами делаем большую ошибку, когда не произносим этот Символ веры в утренних молитвах, когда мы пропускаем его, когда мы несвоевременно учим детей своих этому Символу веры. Символ веры – это молитва, это не просто какие-то пустые слова, которую человек читает как клятву. Нет, эти слова, которые   отточены, как алмазные грани, которые говорят человеческим языком о Боге.

Мы с вами имеем великое счастье произносить этот Символ веры и молиться им. Митрополит Вениамин Федченков, который погребён в Псково-Печерском монастыре, в своих воспоминаниях делился о том, что он видел старых епископов ещё из дореволюционной России, которые во время служения Божественной литургии и пения Символа веры, (когда архиерей наклоняет свою главу, склоняет её перед престолом, и духовенство веет над его главой воздýхом, который показывает, олицетворяет веяние Святого Духа над Святыми дарами,) вставали со слезами на глазах после слышания этих слов Символа веры, и в слезах благодарили Бога за то, что Господь оставил этот Символ веры, дал его нам и благодарили тех святых отцов, которые смогли так подробно, так точно сформулировать и передать для нас, сохранить веру православную, веру апостольскую, веру отеческую.

Дорогие братия и сестры! В этот особый день между праздниками Вознесения Христова и Троицы Церковь вспоминает и Первый Собор, и его богословское решение о догмате Святой Троицы, именно тогда он был установлен. Поэтому в преддверии праздника Святой Троицы Церковь с благодарностью вспоминает этих отцов, которые утвердили этот догмат Троицы, который мы будем вспоминать, прославлять Троицу единосущную в следующее воскресенье. Церковь благодарит этих отцов за то, что они сохранили и донесли до нас эту веру в Бога, во Святей Троице славимого. Церковь вспоминает это событие после праздника Вознесения, потому что на небо вознеслась человеческая природа Христа. Бог и человек — Христос в едином лице, в двух природах, Божественной и человеческой, Он прославляется и исповедуется в Православной вере, и об этом также Святые отцы размышляли на первом Вселенском Соборе.

 Дорогие братия и сестры! Святые отцы выработали этот богословский термин «единосущие» для лиц Святой Троицы. Однако, этот термин имеет приложение не только к Троической жизни между лицами Божества, но и к нашей с вами обычной жизни. К единству призывает и сегодня нас Господь. Именно сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о первосвященнической молитве Христа, которую Он произнёс перед Своими страданиями: «Отче, молю Тебя, как Мы с Тобой едины, так и они едины да будут».

Отсюда наша с вами основная задача, дорогие братия и сёстры, хранить это единство, единство и нерушимость своей семьи, как жизненного креста, единство Церкви, как общины верующих во Христа людей, хранить единство веры. Святейший патриарх Никон говорил очень глубокие слова, наполненные догматическим смыслом: «Церковь Божия, Христова не в храмах и стенах, а в догматах и канонах». Храмов может не быть, а Церковь Христова может быть. Храмов почти не было в советское время, в некоторых городах-миллионниках вообще не было ни одного храма, а всё равно Церковь была, потому что были верующие во Христа люди. Тело Христово всегда есть и будет по слову Христа, потому что врата ада не одолеют Церковь. Мы с вами должны беречь церковное единство от всяких поползновений, всяких искушений, всяких противостояний по отношению к Церкви, к церковной иерархии и других нестроений. Бежать как от огня, как от заразы от таких людей, из таких приходов, от таких изданий и газет, которые вносят разделение, сумятицу, которые вносят дух ненависти, взаимного озлобления и недоверия  в нашу жизнь. Поэтому, дорогие братия и сёстры, дай Бог, чтобы наша Святая, соборная Церковь жила в веках на нашей земле и в нас, грешных, и славилось достопоклоняемое имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

8 июня 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В этот особый церковный период между двумя великими праздниками — Вознесением Господним и праздником Святой Троицы, в сегодняшний воскресный день Церковь вспоминает в своей молитвенной памяти Святых отцов Первого Вселенского Собора. Первый Вселенский Собор происходил в городе Никее в первой половине 4 века, в 325 году. Это было особое, незабываемое время жизни первых христиан, потому что ещё только окончились гонения, которые длились более 3-х веков. Эдиктом Константина Великого о веротерпимости сначала в 311 году, затем в 313 году он издает второй указ, которым Православная вера становится господствующей в Византийской империи и получает полное право на свободное совершение религиозных обрядов и свободное исповедование веры. Перестала литься реками мученическая кровь первых христиан.

И вот смотрите, как дьявол ни минуты не даёт покоя в жизни каждого человека в отдельности, тем более в жизни Церкви. Одно средство испытал он до конца, но оно не принесло никакого результата — дьявол хотел утопить в крови Церковь Христову, хотел уничтожить её физически. Ничего не получилось, потому что Господь сказал, что врата ада не одолеют её. А знаменитый богослов и апологет Церкви второго века Тертуллиан, обращаясь в своих апологиях к римским императорам, говорил, что кровь христиан, проливаемая на мучениях, становится семенем веры, семенем, из которого произрастают новые ростки веры. Кровь становится семенем Христианства и, обильно поливаемая кровью мучеников, Церковь Христова, несмотря на физические гонения и уничтожение, продолжала жить и сияла необыкновенной святостью и чистотой.

И когда дьявол потерпел крах, потерпел поражение в этом открытом нападении на Церковь, он сразу избирает другой путь, более коварный, более незаметный, но не менее губительный и страшный. Это период Вселенских Соборов, период борьбы Церкви с ересями и расколами, когда дьявол пытается исказить учение Церкви. Нам не сразу представляется даже грозившая тогда опасность: подумаешь, одно-два слова не так сформулируют, свобода же Церкви, можно открыто совершать Богослужения, проявлять и выражать свою веру.

 Но, дорогие братия и сестры, дьявол, как коварный и опытнейший враг, знает, куда нападать и во что бить. И сегодня Церковь свидетельствует о том, что правильность и чистота догматического учения Церкви служит залогом спасения. Если вера неправильная, если человек неправильно исповедует веру, это приведёт его к погибели, несмотря иногда на внешнюю принадлежность к Церкви, на внешние дела Богоугождения и исполнения религиозных обрядов. Неправильно исповедуя веру, неправильно мысля и думая о Боге, человек получает отторжение от Бога, и вечная жизнь для него становится закрытой, он погибает своей душой , потому что не так верует, неправильно мыслит о Боге.

Дорогие братия и сёстры! Первый Вселенский Собор видел в своих рядах таких выдающихся святых нашей Церкви, которые составляют её лучшую славу, венец святости. Во-первых, дорогие братия и сестры, для всех нас любимый, незабвенный святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, исповедник, он тоже за Христа страдал, тоже находился в темнице, и Господь удостоил его чести быть участником Вселенского Собора. Любвеобильнейший святитель, необыкновенно любящий и свою паству, и каждого человека, и раздававший всё своё достояние и всё богатство ради спасения людей, он, когда услышал об учении Ария, может быть, словами не всё смог сформулировать, попробуй на витиеватом греческом языке сформулировать это тончайшее Богословие, которое показывает взаимоотношение лиц Святой Троицы об общении естеств во Христе, Божественном и человеческом — это удел только опытнейших, образованнейших богословов. Но святитель Николай, будучи просвещенным и чистым сердцем, по-своему отреагировал на эту неправоту Ария, который неправильно мыслил о Боге, мы коснемся позже его учения, и он дает пощёчину еретику, совершив такой необычный поступок. Представьте, святитель все терпел: поругания, мучения, страдания за Христа, был в темнице, всё терпел, за всё благодарил Бога, а здесь, в присутствии епископов всего мира, где была Церковь Христова, он встаёт и дает пощёчину, бьёт еретика.

Конечно, этот поступок был настолько ошеломляющий, что председательствующий епископ отстраняет святителя от заседаний на этом Соборе и лишает епископской власти. А затем этому старшему епископу в особом откровении, в видении являются Сам Господь наш Иисус Христос и Пречистая Дева Мария, и он видит, что над святителем Николаем, которого они лишили святительских одежд, раздели, лишили омофора, символа архиерейской власти, Сама Дева Мария распростирает, словно покров, омофор епископской власти, а Господь вручает ему Евангелие. Евангелие — это символ деятельности и священника, и епископа.

 Может быть, некоторые из вас видели и знают, что, когда хоронят священника, в руки ему вкладывается Евангелие – это символ и смысл всей его жизни. И вот, Сам Господь и Пречистая Дева Мария как бы восстанавливают справедливость, подсказывают епископам, что святитель  Николай правильно сделал. Потому что бывают, к сожалению, такие моменты, обстоятельства в нашей жизни, когда люди словами не сразу понимают. Господь не осудил святителя Николая за этот поступок, потому что этот поступок был свидетельством  необычайной ревности о славе Божией.

 Дорогие братия и сестры! Мы вспомнили одного святителя Николая, его необыкновенный, дерзновенный поступок на Соборе, который говорит о его ревности о Славе Божией. А как эта ревность о Славе Божией проявляется в нашей жизни, есть ли она у нас, эта ревность.

Дорогие братия и сестры! К сожалению, мы видим себя лишёнными этой христианской добродетели. Мы молчим о нашей вере, когда люди спрашивают о ней. Мы молчим, когда эта вера хулится в нашем присутствии, когда вера или Церковь терпят поругание от лица злых людей, злых языков. Мы иногда слышим это и трусливо молчим, не желая вступать в разговор, не желая защищать Церковь, не желая тратить своё время, не желая прослыть верующими людьми в том или ином обществе т.д. Нет у нас ревности о Славе Божией, о благолепии Храмов Божиих, об их чистоте, об их святости, благолепии. Нет у нас ревности о благовестии веры Христовой среди самых близких и родных, своей семьи. Нет у нас ревности в постижении закона Божия, в изучении веры.

Сейчас, когда мы с вами будем размышлять о значении веры в нашей жизни, то мы с ужасом должны констатировать, что свою веру мы не знаем. Приходим в храм, присутствуем на литургии, молимся, а как Церковь исповедует Бога, как она учит о Святой Троице, чем отличаются эти богословские наименования, почему вот так говорить можно, а по-другому нельзя, как соединяются естества во Христе – не знаем. Ничего мы с вами этого не знаем, к нашему стыду и позору.

Дорогие братия и сестры! Поэтому в этот день мы будем молиться и каяться пред Богом, и святителю Николаю Христову помолимся, чтобы он укрепил нас в вере и хоть бы частичку этой ревности, которую он имел, и нам дал, чтоб мы не чужды были её в нашей христианской жизни. Помимо святителя Николая, на первом Вселенском Соборе был святитель Спиридон Тримифунтский,  не менее любимый и известный святой, которому молятся в житейских делах, в разрешении жилищных вопросов, в проблемах переезда, обмена, покупках. Святитель Спиридон имеет особую благодать помогать людям в житейских проблемах.

Однажды к нему пришел какой-то крестьянин или купец, который не мог отдать долга своего. Спиридон Тримифунтский увидел змею, которая ползла, благословил её, и золота хватило, чтобы тот решил все свои проблемы. А когда решил, принёс золото святителю Спиридону обратно, которое брал в долг у него, он благословил, и опять уползла змея. Поэтому Святитель Спиридон по молитвам верующих людей, тех, которые имеют к нему веру, его просят, и он может благословить и наши скудные запасы; и хватит, Бог даст, на реализацию тех или иных житейских наших проблем.

Святитель Спиридон тоже человек, который стал служить Богу, выйдя из простого народа. И когда Святые отцы разбирали в таких сложных словах и терминах догмат Святой Троицы, он взял кирпич, сжал глину в своих святых руках, огонь вышел кверху из этой плинфы, вещество, глина осталась у него в руках, а водичка потекла вниз, на землю. Вот вам три естества в одном кирпиче, вот как могут быть не три Бога, а один Бог, три лица, но не три Бога, а Бог один во Святей Троице славимый и поклоняемый.

Святитель Иаков Низибийский, который только накануне был освобождён из темницы, пострадавший там за имя Христово и имевший на своём теле следы страданий и следы увечий от нанесенных ран и издевательств от язычников за веру Христову.     

 Афанасий Великий, тогда, на первом Соборе был ещё архидиаконом от Александрийской церкви, предстоятель которой, епископ Александр, был в то время в преклонных годах. Он отправляет тогда уже знаменитого богослова Афанасия, потом он становится епископом, замещает старца после его смерти на Александрийской кафедре, которую занимал в сане епископа 45 лет. Из этих 45 лет 25 лет он был в ссылках: приходил на кафедру, снова гонения, снова его ссылают, снова гонят по проискам ариан, которые находят подход то к одному императору, то к другому. Но, в конце концов, именно благодаря этим святым, особенно Афанасию Великому, Православная вера была утверждена, она победила, и до сих пор мы с вами исповедуем и правильно славим Бога.

Дорогие братия и сестры! Первый Вселенский Собор был созван против ереси Ария. Арий был человеком высочайше образованным, но он, будучи, во-первых, карьеристом, который мечтал о занятии александрийской кафедры, во-вторых, человеком гордым, который не прислушивался к Соборному разуму Церкви, он стал учить по своемыслию о Христе. Он говорил, что Христос не является Богом, не был таковым, а от девы Марии, родился простой человек. Поэтому Божия Матерь должна называться не Богородицей, потому что он считал, что это невозможно, а Христородицей, то есть она родила простого человека, Христа. Лишь затем, после крещения, с течением земной жизни Спасителя, Он становится Сыном Божиим, по благодати, как приложение за Его святую земную жизнь, за Его подвиг спасения человеческого рода. Это звучит, на первый взгляд, красиво, не сразу увидишь ересь.

Но, дорогие братия и сестры, это учение Ария было погибельно для Церкви, оно перечёркивало всё домостроительство спасения, совершённое Христом, оно искажало догмат Святой Троицы, делая Христа тварью, высочайшим творением, ниспровергая и забирая от Него   Божественную природу, которая присуще была Ему: «искони, прежде мир не бысть» – как говорится это в Евангелии от Иоанна Богослова.

 Святые отцы выработали на первом Вселенском Соборе большую часть Символа веры,  8 членов Символа веры, 8 пунктов, которые говорят о Троице и о Сыне Божьем. Первый Вселенский Собор выработал  самый главный богословский термин, который употребляется, чтобы понять взаимоотношения между лицами Святой Троицы: термин «единосущие», они едины по своему существу. Такая богословская победа была одержана на Первом Вселенском Соборе. Она давалась нелегко, арианствующие епископы составляли большинство. Для императора Константина, позднее равноапостольного, задачей которого было сохранение мира в империи и мира в Церкви, эти богословские распри были совершенно чужды и излишни. Он старался содержать мир в своей империи и склонял неугомонных, строптивых Православных христиан к миру и согласию с арианами, чтобы они вступили в евхаристическое общение с Арием.

Призвали однажды Ария в присутствии епископов и императора Константина и потребовали  у него исповедования веры. А этот еретик, что вы думаете, делает? Он под свою одежду прячет своё исповедование веры, бьёт себя в грудь и говорит: «так верую», а как —  там  в его шпаргалке спрятано. Вот так обманывали, таким лукавым путём пытались отстоять свою неправоту. Епископы, чтобы убедить императора в том, что догматическое неправомыслие крайне опасно и гибельно для Церкви, предпринимают такой шаг. Один епископ подходит к императору Константину, который возглавлял первый Вселенский Собор, отдаёт ему знаки почтения, кланяется перед ним, а здесь же, рядом, сын сидит царя Константина, а сына он проигнорировал и даже слегка ударил сына царя. Царь с непониманием, даже с гневом смотрит на этого епископа: чудит старец, а тот говорит: «Ну что же ты, царь, вот ты не потерпел, когда твоего сына по щёчке потрепали, а как Бог-Отец терпит, когда о его Сыне единородном неправильно учат, унижают Его Божественную природу и искажают догмат о Святой Троице». И тогда царь Константин всё понял и старался поддерживать Православных епископов. Ария Господь Сам наказал, когда он пытался в очередной раз обманным путём войти в общение с епископами, лицемерно показав своё мнимое покаяние. Уже остановившись перед входом в собор, он уходит в иное место, где настигает его кара Божия, как и предателя Иуду, который повесился, раскаиваясь, что он предал Христа. Когда Иуда окончил свою жизнь через самоубийство и, как говорит Евангелие, «разселось его чрево» и все внутренности выпали на землю. То же самое случилось и с Арием: внезапно его чрево разверзлось, и он в страшном, в нечистом месте принял свою не менее страшную смерть.

Поэтому мы видим, дорогие братия и сестры, что неправомыслие,  неисповедование веры  приведёт человека к страшным последствиям, и никакое вольномыслие недопустимо в вопросах веры. Первый Вселенский Собор на века оставил для нас с вами Символ веры, одну из самых главных молитв Православной Церкви. Наверное, это вторая по значению после молитвы Господней. Все христиане обязаны знать её наизусть, и мы с вами делаем большую ошибку, когда не произносим этот Символ веры в утренних молитвах, когда мы пропускаем его, когда мы несвоевременно учим детей своих этому Символу веры. Символ веры – это молитва, это не просто какие-то пустые слова, которую человек читает как клятву. Нет, эти слова, которые   отточены, как алмазные грани, которые говорят человеческим языком о Боге.

Мы с вами имеем великое счастье произносить этот Символ веры и молиться им. Митрополит Вениамин Федченков, который погребён в Псково-Печерском монастыре, в своих воспоминаниях делился о том, что он видел старых епископов ещё из дореволюционной России, которые во время служения Божественной литургии и пения Символа веры, (когда архиерей наклоняет свою главу, склоняет её перед престолом, и духовенство веет над его главой воздýхом, который показывает, олицетворяет веяние Святого Духа над Святыми дарами,) вставали со слезами на глазах после слышания этих слов Символа веры, и в слезах благодарили Бога за то, что Господь оставил этот Символ веры, дал его нам и благодарили тех святых отцов, которые смогли так подробно, так точно сформулировать и передать для нас, сохранить веру православную, веру апостольскую, веру отеческую.

Дорогие братия и сестры! В этот особый день между праздниками Вознесения Христова и Троицы Церковь вспоминает и Первый Собор, и его богословское решение о догмате Святой Троицы, именно тогда он был установлен. Поэтому в преддверии праздника Святой Троицы Церковь с благодарностью вспоминает этих отцов, которые утвердили этот догмат Троицы, который мы будем вспоминать, прославлять Троицу единосущную в следующее воскресенье. Церковь благодарит этих отцов за то, что они сохранили и донесли до нас эту веру в Бога, во Святей Троице славимого. Церковь вспоминает это событие после праздника Вознесения, потому что на небо вознеслась человеческая природа Христа. Бог и человек — Христос в едином лице, в двух природах, Божественной и человеческой, Он прославляется и исповедуется в Православной вере, и об этом также Святые отцы размышляли на первом Вселенском Соборе.

 Дорогие братия и сестры! Святые отцы выработали этот богословский термин «единосущие» для лиц Святой Троицы. Однако, этот термин имеет приложение не только к Троической жизни между лицами Божества, но и к нашей с вами обычной жизни. К единству призывает и сегодня нас Господь. Именно сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о первосвященнической молитве Христа, которую Он произнёс перед Своими страданиями: «Отче, молю Тебя, как Мы с Тобой едины, так и они едины да будут».

Отсюда наша с вами основная задача, дорогие братия и сёстры, хранить это единство, единство и нерушимость своей семьи, как жизненного креста, единство Церкви, как общины верующих во Христа людей, хранить единство веры. Святейший патриарх Никон говорил очень глубокие слова, наполненные догматическим смыслом: «Церковь Божия, Христова не в храмах и стенах, а в догматах и канонах». Храмов может не быть, а Церковь Христова может быть. Храмов почти не было в советское время, в некоторых городах-миллионниках вообще не было ни одного храма, а всё равно Церковь была, потому что были верующие во Христа люди. Тело Христово всегда есть и будет по слову Христа, потому что врата ада не одолеют Церковь. Мы с вами должны беречь церковное единство от всяких поползновений, всяких искушений, всяких противостояний по отношению к Церкви, к церковной иерархии и других нестроений. Бежать как от огня, как от заразы от таких людей, из таких приходов, от таких изданий и газет, которые вносят разделение, сумятицу, которые вносят дух ненависти, взаимного озлобления и недоверия  в нашу жизнь. Поэтому, дорогие братия и сёстры, дай Бог, чтобы наша Святая, соборная Церковь жила в веках на нашей земле и в нас, грешных, и славилось достопоклоняемое имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Предыдущая проповедь

1 июня 2008

Неделя о слепом
Следующая проповедь

6 июля 2008

Владимирской иконы Божией Матери

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00