Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя святых праотец

Сегодня в воскресный день Церковь начинает нас уже готовить к наступающему великому празднику Рождества Христова, до которого осталось ровно две недели.

Это воскресенье посвящено памяти святых праотцев, великих подвижников, святых Ветхого Завета, которые сохранили веру в обетованного Мессию. Начиная с Адама, Авеля, Еноха, который ходил пред Богом, великих пророков Моисея, Илии, Даниила, Исайи,  ветхозаветных  патриархов, родоначальников огромных семейств и родов Иакова, прекрасного, целомудренного Иосифа и многих-многих других великих святых Ветхого Завета, которые жили верой в скорое пришествие Мессии. Будучи изгнанными из рая, удаленные от прямого общения с Богом, они чаяли восстановления этого нарушенного грехом человека союза среди, как правило, развращённых своих современников, например, как Ной, который строил ковчег, получив обетование, предупреждение Божие о том, что скоро настанет потоп. Господь не мог так долго терпеть беззаконие этого мира, и Ной строил ковчег в течение ста двадцати лет. Само строительство было очень убедительной проповедью не словом, а делом, что скоро будет конец этому миру. Никто из его современников не внял этому примеру, предупреждению, все они были погружены в свои беззакония, в свои земные дела, обуреваемые страстями и пороками. Не так ли живет и сейчас современный нам мир?

В неделю праотцев святая Церковь напоминает нам с вами, что Господь призывает всех в Своё Небесное Царство, всех, без всякого исключения. У Него нет избранных и отверженных. Он каждому человеку желает вечного спасения и, как любящий, чадолюбивый Отец, призывает Своих чад, которым Он даровал жизнь, в Своё Небесное Царство. И если не все спасаются, то причина не в Боге, а в человеке. Потому что в это Небесное Царство приглашаются Богом те, кто готов воспринять этот призыв в своей божественной душе. Человека невозможно насильно привести в это Небесное Царство, хотя, казалось бы, это было бы благом для человека. Но для человека, который не готов воспринять это божественное приглашение, нахождение в райских обителях, в Царстве Небесном в том состоянии, когда его душа не готова, будет насилием и мучением. Это должно быть известно родителям, которые, желая блага своим детям, готовы ограничить их свободу, оградить от влияния пагубного мира, закрыть их в доме, в квартире от друзей, которые курят, пьянствуют, предлагают наркотики, совращают, втягивают в другие грехи. Но если душа ребёнка противится этому, никакими цепями и наручниками не решить эту проблему. Казалось бы, закрой его дома на замок, и для него будет благо, будет исключено тлетворное влияние улицы со всеми пороками и страстями. Но если в сердце ребёнка не преодолен грех, то такая изоляция будет насилием над ним, и при первой возможности улизнуть из любящих родительских оков он устремится туда, где привыкло и где хочет пребывать его сердце.

Вот так и Бог. Он готов, Он ищет спасение каждому, но без отклика человека невозможно его спасение. Дело в том, что Господь после грехопадения Адама не все Свои божественные дары, которые Он вложил в человека при его творении, забрал назад. Человек многое потерял: он стал смертным; расстроилась гармония внутри самого человека; дух, душа и тело стали жить своими идеалами, каждая субстанция тянет человека к своим страстям и порокам. Но свобода человека осталась незыблемой – это один из признаков Богоподобия человека, который остался и после греха Адама. Свобода — великий божественный дар, но который, подчас, так преждевременно даруется неочищенному сердцу человека. Без благодати Божией, без Его заповедей она превращается в произвол, во вседозволенность, которая влечет человека не только к гибели тела, но очень часто и к гибели души.

Сегодня Господь в притче рассказывает об этом божественном призвании. Один человек сделал вечерю, богатый обед, на который звал многих. Когда настал этот вечер, те из его друзей, которые были званы, не захотели прийти. Представьте себе, как был оскорблён этот хозяин. Хозяин — это Бог. В подобной ситуации может оказаться любой из нас, когда готовится встретить приближающиеся праздники Рождества Христова, Новый год или день своего рождения, когда зовёт своих самых близких и родных, определившихся уже своих взрослых детей, друзей, а они один за другим говорят, что у них своя жизнь: боулинг клуб на Новый год, ресторан или просто молодежная тусовка. И вот один отказал, второй, третий. Представьте себе своё состояние в этот момент — как минимум уныние, отчаяние, депрессия: никому ты не нужен с твоим вкусным обедом в этот праздничный вечер.

Итак, Господь, устроив эту званную вечерю, получает отказ от Его самых близких, на которых Он больше всего надеялся. Один сослался на то, что только что женился и не может прийти: ему ничего не интересно, кроме молодой жены. Из истории Ветхого Завета известно, что недавно женившихся людей не брали даже на войну. Но это было во времена Ветхого Завета, потому что тогда необходимо было делать скидку на огрубевшее в грехах в похотях человечество. Какой же он будет воин, когда думает только о тех плотских удовольствиях, которые несёт с собою только что состоявшийся брак. Эта причина актуальна и до сих пор, причина, которая уводит человека от Бога и Церкви.

Другой друг Хозяина сказал, что купил землю. В советское время это была совершенно непонятная, неубедительная причина, потому что люди были удалены от земли, оторваны от радости труда на своей земле. Сейчас это постепенно возвращается. Земля, несмотря на кризис, дорожает, и это является сейчас очень веской причиной. Человек, который только что приобрёл участок земли, думает о нём, охраняет, заботится, планирует, что строить и когда строить.

А третий человек сказал, что купил пять пар волов. Сегодня такая причина вряд ли кого заинтересует, отвлечёт от Бога и от Церкви, возможно, лишь фермеров, и то вряд ли. Сейчас скорее можно услышать от современных грешников: «Батюшка, машину купил только что или какую-то обновку». Современные люди больше забавляются на снегоходах, на буранах, потом смотришь, в больницу попал: перевернулся, в дерево врезался. Был такой случай, когда сын одной верующей женщины в Токсово слетел с трассы и на огромной скорости в дерево врезался, половину внутренних органов потерял. Только молитвами своей матери остался жив. Вот к чему приводят эти, так называемые, очень уважительные причины, которые человека отдаляют от Церкви. 

Когда все друзья оказались прийти на вечерю, то Господь приказывает Своим слугам идти на распутье дорог и позвать всех, кого найдут, чтобы все места были заняты, и пир наполнился возлежащими. Он вторично посылает Своих слуг на распутья дорог искать по закоулкам, по самым непривлекательным местам, чтобы все: и нищие, и глухие, и хромые были призваны и пришли на этот пир, приготовленный любовью Хозяина.

Дорогие братия и сестры, нищие, хромые, глухие, обездоленные — это мы с вами. Не те элитные друзья, а эти  нищие, хромые, которых Господь в последний час призвал, которые, может быть, с детских лет никогда не слышали благой вести о Христе, о Его любви. В последние времена перед близким Его вторым пришествием в стране, когда-то просвещённой пророческим словом апостола  Андрея Первозванного, но лишенной многие десятилетия живого слова Божия, таких нас Господь призывает ныне в Своё Царство: нищих, обездоленных, никчемных людей. Этот богатый пир, на который Господь приглашает нас с вами, будет в бесконечные веки проходить в Небесном Царстве. Те люди, которые получат вечное спасение, будут на этом пиру в Царстве Небесном вместе с Богом, любящим Хозяином и Отцом.

Интересно и важно отметить, что приглашения на этот Небесный пир раздаются здесь, в земной жизни. Есть очень верный критерий, как можно понять, прочувствовать, будет ли человек в Небесном Царстве или нет. Если здесь, в Церкви, созданной, основанной  любовью и страданиями Господа ради спасения людей, ради привлечения  их в Небесное Царство, человек приступает к пиру, который в Церкви предлагается, к Евхаристии, если участвует в причащении Святых Тела и Крови Господней, то есть несомненная надежда, что и в Небесном Царстве будет продолжен человеком этот пир, причастником которого он бесчисленное число раз становился в дни своего земного бытия.

Но как часто и здесь столько причин, столько уловок, чтобы отвлечь человека от храма, за которыми стоит дьявол. Иногда человек говорит: «Батюшка, когда стою в храме, появляется желание вновь и вновь посещать этот храм, а как домой приду, так это желание пропадает». Это дьявол отводит: то одно, то другое, то та причина, то другая, то дети, то внуки, то болезни. Классическая причина отсутствия на Божественной литургии для девяноста процентов христиан — не могут проснуться никак. Вот такая детская болезнь. Так спать хочется, ну прямо не разбудить никак. Наши с вами предки, родители вставали всегда ни свет, ни заря. А те, кто был связан с землёй, раньше петухов вставали и были здоровы, жили без таблеток. А сейчас ни в семь, ни в восемь часов никак не проснуться. Утренние молитвы ну никак не прочитать. Спрашиваю, во сколько просыпаешься? Отвечает, в полвосьмого и сразу бегом на работу, даже не завтракая. Какое мучение, лишь бы ещё лишних пять минут поспать. Когда умрёшь, тогда и будешь спать всю вечность, до второго пришествия. Там никто не разбудит раньше Господа, раньше Его страшного пришествия в этот мир. 

Дорогие братия и сестры! Мы должны стремиться в храм Божий, стремиться сюда, как говорил пророк Давид, как олень стремится к потокам водным, так душа должна стремиться к Богу живому, нетленному. «Едино просих  у Господа, то взыщу, чтобы жить мне в доме Господнем и посещать храм святый Его», — говорил пророк Давид. Ведь он жил во дворцах, в золоте, в богатстве немыслимом, а мечтал не об этом, мечтал о храме Божием, чтоб никогда не выходить из него.

Литургия, которая совершается в храмах, является основанием для продолжения жизни мира. Философ Алексей Степанович Хомяков говорил, что тот, кто понимает христианство, тот понимает и ценит литургию. Любимый многими писатель Гоголь говорил такие слова: «Что люди ещё не поедают друг друга, так только потому, что служится ещё Божественная литургия». А другой известный вам актёр после фильма «Остров» Пётр Мамонов сказал следующие слова, когда к нему журналисты пристали, как мухи неотвязчивые, с вопросом: «Что для актёра самое главное»? – «Знаете, если бы попы всего мира договорились в один воскресный день не служить литургию, мир бы рухнул, сразу бы жизнь прекратилась». Святые отцы говорят о том же самом, что служение литургии является осью мира, на котором он стоит. Евхаристия является залогом продолжения жизни на земле. В этой жизни, которая начинается здесь, каждый человек приглашается приступить к этому Небесному пиру, и нельзя лишать себя участия в этой прекрасной вечере.

Дорогие братия и сестры, в преддверии великого праздника Рождества Христова Церковь напоминает нам с вами об этой возможности, которая всегда есть и к которой каждый из нас должен как можно чаще приступать в своей жизни. Аминь.

26 декабря 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня в воскресный день Церковь начинает нас уже готовить к наступающему великому празднику Рождества Христова, до которого осталось ровно две недели.

Это воскресенье посвящено памяти святых праотцев, великих подвижников, святых Ветхого Завета, которые сохранили веру в обетованного Мессию. Начиная с Адама, Авеля, Еноха, который ходил пред Богом, великих пророков Моисея, Илии, Даниила, Исайи,  ветхозаветных  патриархов, родоначальников огромных семейств и родов Иакова, прекрасного, целомудренного Иосифа и многих-многих других великих святых Ветхого Завета, которые жили верой в скорое пришествие Мессии. Будучи изгнанными из рая, удаленные от прямого общения с Богом, они чаяли восстановления этого нарушенного грехом человека союза среди, как правило, развращённых своих современников, например, как Ной, который строил ковчег, получив обетование, предупреждение Божие о том, что скоро настанет потоп. Господь не мог так долго терпеть беззаконие этого мира, и Ной строил ковчег в течение ста двадцати лет. Само строительство было очень убедительной проповедью не словом, а делом, что скоро будет конец этому миру. Никто из его современников не внял этому примеру, предупреждению, все они были погружены в свои беззакония, в свои земные дела, обуреваемые страстями и пороками. Не так ли живет и сейчас современный нам мир?

В неделю праотцев святая Церковь напоминает нам с вами, что Господь призывает всех в Своё Небесное Царство, всех, без всякого исключения. У Него нет избранных и отверженных. Он каждому человеку желает вечного спасения и, как любящий, чадолюбивый Отец, призывает Своих чад, которым Он даровал жизнь, в Своё Небесное Царство. И если не все спасаются, то причина не в Боге, а в человеке. Потому что в это Небесное Царство приглашаются Богом те, кто готов воспринять этот призыв в своей божественной душе. Человека невозможно насильно привести в это Небесное Царство, хотя, казалось бы, это было бы благом для человека. Но для человека, который не готов воспринять это божественное приглашение, нахождение в райских обителях, в Царстве Небесном в том состоянии, когда его душа не готова, будет насилием и мучением. Это должно быть известно родителям, которые, желая блага своим детям, готовы ограничить их свободу, оградить от влияния пагубного мира, закрыть их в доме, в квартире от друзей, которые курят, пьянствуют, предлагают наркотики, совращают, втягивают в другие грехи. Но если душа ребёнка противится этому, никакими цепями и наручниками не решить эту проблему. Казалось бы, закрой его дома на замок, и для него будет благо, будет исключено тлетворное влияние улицы со всеми пороками и страстями. Но если в сердце ребёнка не преодолен грех, то такая изоляция будет насилием над ним, и при первой возможности улизнуть из любящих родительских оков он устремится туда, где привыкло и где хочет пребывать его сердце.

Вот так и Бог. Он готов, Он ищет спасение каждому, но без отклика человека невозможно его спасение. Дело в том, что Господь после грехопадения Адама не все Свои божественные дары, которые Он вложил в человека при его творении, забрал назад. Человек многое потерял: он стал смертным; расстроилась гармония внутри самого человека; дух, душа и тело стали жить своими идеалами, каждая субстанция тянет человека к своим страстям и порокам. Но свобода человека осталась незыблемой – это один из признаков Богоподобия человека, который остался и после греха Адама. Свобода — великий божественный дар, но который, подчас, так преждевременно даруется неочищенному сердцу человека. Без благодати Божией, без Его заповедей она превращается в произвол, во вседозволенность, которая влечет человека не только к гибели тела, но очень часто и к гибели души.

Сегодня Господь в притче рассказывает об этом божественном призвании. Один человек сделал вечерю, богатый обед, на который звал многих. Когда настал этот вечер, те из его друзей, которые были званы, не захотели прийти. Представьте себе, как был оскорблён этот хозяин. Хозяин — это Бог. В подобной ситуации может оказаться любой из нас, когда готовится встретить приближающиеся праздники Рождества Христова, Новый год или день своего рождения, когда зовёт своих самых близких и родных, определившихся уже своих взрослых детей, друзей, а они один за другим говорят, что у них своя жизнь: боулинг клуб на Новый год, ресторан или просто молодежная тусовка. И вот один отказал, второй, третий. Представьте себе своё состояние в этот момент — как минимум уныние, отчаяние, депрессия: никому ты не нужен с твоим вкусным обедом в этот праздничный вечер.

Итак, Господь, устроив эту званную вечерю, получает отказ от Его самых близких, на которых Он больше всего надеялся. Один сослался на то, что только что женился и не может прийти: ему ничего не интересно, кроме молодой жены. Из истории Ветхого Завета известно, что недавно женившихся людей не брали даже на войну. Но это было во времена Ветхого Завета, потому что тогда необходимо было делать скидку на огрубевшее в грехах в похотях человечество. Какой же он будет воин, когда думает только о тех плотских удовольствиях, которые несёт с собою только что состоявшийся брак. Эта причина актуальна и до сих пор, причина, которая уводит человека от Бога и Церкви.

Другой друг Хозяина сказал, что купил землю. В советское время это была совершенно непонятная, неубедительная причина, потому что люди были удалены от земли, оторваны от радости труда на своей земле. Сейчас это постепенно возвращается. Земля, несмотря на кризис, дорожает, и это является сейчас очень веской причиной. Человек, который только что приобрёл участок земли, думает о нём, охраняет, заботится, планирует, что строить и когда строить.

А третий человек сказал, что купил пять пар волов. Сегодня такая причина вряд ли кого заинтересует, отвлечёт от Бога и от Церкви, возможно, лишь фермеров, и то вряд ли. Сейчас скорее можно услышать от современных грешников: «Батюшка, машину купил только что или какую-то обновку». Современные люди больше забавляются на снегоходах, на буранах, потом смотришь, в больницу попал: перевернулся, в дерево врезался. Был такой случай, когда сын одной верующей женщины в Токсово слетел с трассы и на огромной скорости в дерево врезался, половину внутренних органов потерял. Только молитвами своей матери остался жив. Вот к чему приводят эти, так называемые, очень уважительные причины, которые человека отдаляют от Церкви. 

Когда все друзья оказались прийти на вечерю, то Господь приказывает Своим слугам идти на распутье дорог и позвать всех, кого найдут, чтобы все места были заняты, и пир наполнился возлежащими. Он вторично посылает Своих слуг на распутья дорог искать по закоулкам, по самым непривлекательным местам, чтобы все: и нищие, и глухие, и хромые были призваны и пришли на этот пир, приготовленный любовью Хозяина.

Дорогие братия и сестры, нищие, хромые, глухие, обездоленные — это мы с вами. Не те элитные друзья, а эти  нищие, хромые, которых Господь в последний час призвал, которые, может быть, с детских лет никогда не слышали благой вести о Христе, о Его любви. В последние времена перед близким Его вторым пришествием в стране, когда-то просвещённой пророческим словом апостола  Андрея Первозванного, но лишенной многие десятилетия живого слова Божия, таких нас Господь призывает ныне в Своё Царство: нищих, обездоленных, никчемных людей. Этот богатый пир, на который Господь приглашает нас с вами, будет в бесконечные веки проходить в Небесном Царстве. Те люди, которые получат вечное спасение, будут на этом пиру в Царстве Небесном вместе с Богом, любящим Хозяином и Отцом.

Интересно и важно отметить, что приглашения на этот Небесный пир раздаются здесь, в земной жизни. Есть очень верный критерий, как можно понять, прочувствовать, будет ли человек в Небесном Царстве или нет. Если здесь, в Церкви, созданной, основанной  любовью и страданиями Господа ради спасения людей, ради привлечения  их в Небесное Царство, человек приступает к пиру, который в Церкви предлагается, к Евхаристии, если участвует в причащении Святых Тела и Крови Господней, то есть несомненная надежда, что и в Небесном Царстве будет продолжен человеком этот пир, причастником которого он бесчисленное число раз становился в дни своего земного бытия.

Но как часто и здесь столько причин, столько уловок, чтобы отвлечь человека от храма, за которыми стоит дьявол. Иногда человек говорит: «Батюшка, когда стою в храме, появляется желание вновь и вновь посещать этот храм, а как домой приду, так это желание пропадает». Это дьявол отводит: то одно, то другое, то та причина, то другая, то дети, то внуки, то болезни. Классическая причина отсутствия на Божественной литургии для девяноста процентов христиан — не могут проснуться никак. Вот такая детская болезнь. Так спать хочется, ну прямо не разбудить никак. Наши с вами предки, родители вставали всегда ни свет, ни заря. А те, кто был связан с землёй, раньше петухов вставали и были здоровы, жили без таблеток. А сейчас ни в семь, ни в восемь часов никак не проснуться. Утренние молитвы ну никак не прочитать. Спрашиваю, во сколько просыпаешься? Отвечает, в полвосьмого и сразу бегом на работу, даже не завтракая. Какое мучение, лишь бы ещё лишних пять минут поспать. Когда умрёшь, тогда и будешь спать всю вечность, до второго пришествия. Там никто не разбудит раньше Господа, раньше Его страшного пришествия в этот мир. 

Дорогие братия и сестры! Мы должны стремиться в храм Божий, стремиться сюда, как говорил пророк Давид, как олень стремится к потокам водным, так душа должна стремиться к Богу живому, нетленному. «Едино просих  у Господа, то взыщу, чтобы жить мне в доме Господнем и посещать храм святый Его», — говорил пророк Давид. Ведь он жил во дворцах, в золоте, в богатстве немыслимом, а мечтал не об этом, мечтал о храме Божием, чтоб никогда не выходить из него.

Литургия, которая совершается в храмах, является основанием для продолжения жизни мира. Философ Алексей Степанович Хомяков говорил, что тот, кто понимает христианство, тот понимает и ценит литургию. Любимый многими писатель Гоголь говорил такие слова: «Что люди ещё не поедают друг друга, так только потому, что служится ещё Божественная литургия». А другой известный вам актёр после фильма «Остров» Пётр Мамонов сказал следующие слова, когда к нему журналисты пристали, как мухи неотвязчивые, с вопросом: «Что для актёра самое главное»? – «Знаете, если бы попы всего мира договорились в один воскресный день не служить литургию, мир бы рухнул, сразу бы жизнь прекратилась». Святые отцы говорят о том же самом, что служение литургии является осью мира, на котором он стоит. Евхаристия является залогом продолжения жизни на земле. В этой жизни, которая начинается здесь, каждый человек приглашается приступить к этому Небесному пиру, и нельзя лишать себя участия в этой прекрасной вечере.

Дорогие братия и сестры, в преддверии великого праздника Рождества Христова Церковь напоминает нам с вами об этой возможности, которая всегда есть и к которой каждый из нас должен как можно чаще приступать в своей жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

19 декабря 2010

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
Следующая проповедь

7 января 2011

Рождество Христово

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00