Дорогие братия и сестры! Церковь Христова ныне живёт в ожидании великого, радостного праздника – Рождества Христова. По неизреченной милости Божией, мы с вами вступили в так называемые подготовительные недели перед праздником Рождества Христова. Их две: первая, в это воскресенье, называется неделей праотцев, вторая, в следующий воскресный день уже перед самим Рождеством – неделей Святых отцов.
В сегодняшний день православная Церковь вспоминает всех ветхозаветных праведников, от плоти и крови которых родился Христос. Церковь предлагает нашему вниманию почтить память великого сонма ветхозаветных праведников, чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть одну простую, но великую истину: Христос родился на земле, воистину воплотился, принял нашу плоть, стал истинным, подлинным, т.е. настоящим человеком, родившись от Девы Марии. Его вхождение в этот мир не было чем-то совершенно внезапным, неизвестным, каким-то инородным вторжением в человеческий род. Это было событие, которое люди ждали веками, тысячелетиями. Мы сегодня вспоминаем всех праведников, которые жили верой в скорое пришествие обетованного Мессии, начиная от Адама, Авеля, Еноха, Евера, родоначальника еврейского народа; затем ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова; их праведных жён Лии, Рахили, Ревеки. Вспоминаем ветхозаветных и иных великих мужей, таких, как праведный Иов многострадальный и многих- многих других. Их всех объединяет одно общее свойство и качество — это пламенная вера в пришествие Мессии.
Сохранить эту веру было крайне сложно и сейчас, и тогда, и в любое время. Из истории ветхозаветного Израиля мы можем видеть, что не все люди жили этой верой, не для всех она служила жизненным ориентиром. Например, когда праотец Ной строил ковчег, причём строил его 120 лет, это было такое большое время, такой огромный промежуток времени, намеренно отпущенный Богом, как время покаяния, как время, данное Богом согрешившим людям, как шанс изменить свою жизнь при наглядном примере, предупреждающем, что так долго беззаконие и жизнь в грехах не может продолжаться. Ной строил ковчег на глазах у всего тогда существовавшего человечества и строил не один день, как сейчас на каком-нибудь современном конвейере, а строил его в течение многих лет. И что вы думаете, дорогие братия и сестры, кроме его семейства и семей его детей никто не вошёл в ковчег. Не потому, что там были ограничены места и никого туда не пускали, а потому, что никто не верил в существование Бога и в то, что грехи не могут совершаться безнаказанно. Никто не хотел этого спасения и не помышлял о нём.
Мы можем упомянуть другой пример из истории Ветхого Завета, когда обезумевшее человечество стало строить вавилонскую башню в надежде достичь небес, достичь как бы самого Бога и сравняться с Ним. Сколько этих вавилонских башен строилось в мире, в том числе и в нашем Отечестве: всякие дворцы съездов на месте разрушенных храмов, другие сооружения, более или менее грандиозные. Сколько было этих безумных, горделивых устремлений человеческого разума, отрекшегося от Бога.
Святые отцы говорят, что во время строительства той первой вавилонской башни лишь один праведник, именем Евер, который стал родоначальником еврейского народа, не участвовал в этом беззаконном строительстве. Один из многих тысяч людей, которые с известным нам из прошлых лет энтузиазмом устремлялись на многие-многие стройки прошлых десятилетий. Всё это строительство пошло прахом. А те Ветхозаветные праведники, которые видели смысл своей жизни в иных делах: в делах Богоугождения, в делах прославления Бога, живы в памяти народа и в памяти Церкви до сего дня. Как говорил Христос о той жене-грешнице, которая возливала миро на ноги Его: там, где будет проповедано Евангелие, скажется и о них, о всех этих ветхозаветных людях и праведниках, до последних минут бытия этого мира.
Мы не можем не упомянуть ещё одного великого праведника Ветхого Завета, близкого к Адаму, именем Енох, о котором кратко сказано в книге Бытия: он ходил пред Богом, и не стало его. Вот и вся жизнь человека, одно совершенно краткое предложение, но как оно о многом говорит! Енох ходил пред Богом, т.е. всю свою жизнь: все дела, слова, поступки он совершал перед очами Божьими, и поэтому был по неизреченной милости Божией живым взят на небо, и не стало его. Он избежал смерти точно так же, как и другой великий праведник и пророк Ветхого Завета — пророк Илия. Эти два праведника, избегшие смерти: Енох и Илия, ещё явятся в этот мир определением Божиим, будут проповедовать и обращать взоры отрекшихся людей, забывших Бога, указывать им на антихриста и призывать их познать и славословить истинного Бога. Все эти великие люди Ветхого Завета, которые прославляются, как святые и в новозаветной Церкви, они все слышали Божественный зов, призывающий их к иной, лучшей жизни, призывающий к Богу, и они были верны этому Божественному призыву.
Сегодня в созвучии с этой памятью Ветхозаветных праотцев Церковь предлагает нам в Евангелии притчу о званных на брачный пир. Те из счастливых паломников, прихожан нашего храма, кто были в Финляндии, слышат её уже во второй раз. Как это хорошо во второй раз через пару недель услышать эту притчу — точно дойдёт до ума, до сознания, до сердца каждого из нас. Финская Православная церковь, как и многие другие поместные Православные церкви, уже праздновала Рождество Христово по новому стилю, и за две недели до сегодняшнего дня праздновала и день памяти праотцев. А мы с вами, дорогие братия и сестры, будучи верными чадами нашей Православной родной Церкви, мы сегодня вспоминаем эту притчу.
Один некий хозяин устроил вечерю и звал многих. Святитель Игнатий Брянчанинов уже в этих первых словах, которые как бы ни о чём не говорят, которые могут являться лишь некоей преамбулой к какому-то далее следующему разговору, видит великие тайны и великий смысл. Некий хозяин, значит, какой-то неизвестный хозяин. Если мы понимаем, что под этим хозяином подразумевается Бог, если этот Бог «некий» и «неизвестный» для большинства людей, какой горечью могут звучать тогда эти слова. Бог — любящий Отец, Который устраивает вечерю, званный, прекрасный обед; Его не знают люди, не называется Его имя. Это говорит о страшном развращении человеческого рода, это говорит о том, что люди в последние времена не будут знать Бога. И то, что Хозяин приглашает их не на обед, а на ужин — это тоже о многом говорит, потому что ужин происходит перед сном, в конце уходящего дня. Этот уходящий день — конец этого видимого мира, это напоминание о Страшном Суде, это напоминание о нашей смерти, которая будет в вечере нашей жизни. С какой грустью, с каким смыслом звучат эти слова, что в конце жизни, в конце бытия мира люди не будут знать Бога, они отвернутся от Него, будут Его игнорировать и презирать. Поэтому, тогда зазвучат с особым смыслом слова Евангелия: «Придя, найду ли веру на земле»?
Когда исполнятся эти слова? Трудно сказать. По слову Евангелия, мы не должны прогнозировать эти судьбоносные дни и часы, потому что о дне и часе том никто не знает, только Отец наш Небесный. А мы с вами должны постоянно жить в готовности непостыдно встретить Христа.
Когда этот ужин был готов, Господин посылает своего раба звать званных на брачный пир, сказать, что уже всё готово. Этот раб, которого послал Бог-Отец звать людей, имеющих приглашение — Господь наш Иисус Христос, который воплотился от Девы Марии и пришёл, действительно, в образе смиренного раба, чтобы звать согрешившее человечество на вечную Небесную вечерю, чтобы напомнить им о Своём Небесном Отечестве. Как встретили люди этого Раба, вы все прекрасно знаете, и животворящий крест Христов, который есть в каждом храме, является ответом на то, как люди встретили Христа, как они ждали Его и как Он был нужен им, пришедший в мир Мессия.
Но на этом не приходит конец. Когда люди отвергли Христа, Бог не отверг их. Он посылает апостолов, Он посылает пророков, Он посылает других людей и говорит, чтобы они шли на распутья дорог, по длинным улицам и перекресткам, искали там всех, кого смогут найти: нищих, хромых, увечных, глухих, косых, больных — всех звали, чтобы праздник и пир был наполнен возлежащими. И они сделали это, и Господь вторично отправляет их, чтобы вся трапеза была наполнена людьми, которые как бы совершенно случайно пришли на этот пир. Кто эти нищие, глухие, больные, хромые? Этот список можно продолжать дальше.
Дорогие братия и сестры, это мы с вами, как бы это необычно ни звучало, не было бы так сложно к восприятию. А почему? Да потому, что званные – это, прежде всего, богоизбранный народ израильский, который Господь звал через Священное Писание, через пророков, Моисея, великого пророка, давшего закон этому народу, других пророков. Вот они, званные! А мы с вами, русские люди, пришли в Церковь Христову уже в новозаветное время. Русская Церковь была приобщена к живоносному древу Христову лишь в Х веке, а до Х века в истории нашего государства был период язычества, и только в Х веке вслед за многими древними Церквями Русь, которая станет впоследствии Святой Русью на краткое время, будет призвана и просвещена светом Христовым, о котором пророчествовал святой апостол Андрей Первозванный, воздвигая крест на киевских горах.
А кто же эти званные, кто ещё под ними подразумевается? В притче говорится о трёх состояниях людей, которые отказались явиться на этот прекрасный пир. Первый, который отказывался, сказал, что он землю купил. Второй сказал, что купил пять пар волов, ему нужно испытать их, не может он прийти. А третий сказал: жену поял, т.е. женился, ему нет дела до этих небесных радостей и какого-то духовного торжества. Смотрите, были изложены три причины, они были такие ёмкие и понятные современникам Христа, а сейчас в наше время они становятся ещё более понятными. Вот представьте себе, что кто-то из современных людей ссылается на эту причину: землю купил. Вы попробуйте купить земельку в окрестностях мегаполиса, тогда будете представлять, что это такое. При этом многие тысячи гектаров земли заброшены в нашей стране, в каких-то глубинках России: в Новгородской, Вологодской, Псковской и иных областях — тысячи гектаров, никому не нужных, заброшенных, поросших сорными травами. И вот в этом наша правда жизни.
Эти житейские заботы, которые подразумеваются под этой первой причиной, что человек землю купил — некий собирательный образ, любое имущественное стяжание, приобретение, над которым человек думает в своей жизни, и эти думы целиком охватывают его.
Вторая причина: пять пар волов купил. Волов-то сейчас мало кто покупает, они мало кому нужны в современной жизни. Но это тоже образ, образ труда. Волов покупают для того, чтобы работать на них. Это образ того, когда работа переходит в страсть, когда человек всю жизнь свою отдаёт работе в надежде заработать всё больше и больше денег, решить те или иные проблемы, улучшить какие-то условия своей жизни и т.п. Решаются одни проблемы, появляются другие, и человек становится рабом обстоятельств.
А вот третья причина, когда человек «жену поял» — причина веская. Мало кто может с лёгкостью и с радостью решить эти проблемы и порадоваться своей состоявшейся семейной жизнью. Между прочим, в Ветхом Завете кто только женился, даже на войну не брали, считалось убедительной причиной, чтобы семья жила, чтобы род продолжался, чтобы население страны умножалось. А вот сейчас Россия наша вымирает.
Дорогие братия и сестры, здесь под видом семейных забот не подразумеваются какие-то вещи жертвенного характера. Допустим, кто-то не пришел в храм, потому что ночь не спал, ребенка укачивал, кормил. Да не об этом речь! А речь идёт о грехах, которые являются препятствиями в делах духовных, речь идёт о греховных удовольствиях, о наслаждениях, которые подразумеваются под образом брака: любые наслаждения, любые удовольствия, любые пристра-стия. При внимательном рассмотрении этих причин, дорогие братия и сестры, мы видим в них каждый самого себя. Как мы видим иначе причины, которые нас уводят от Бога, которые становятся более важными, более вескими и значимыми для нас.
Действительно, посмотрим, чем живёт современный человек, что его интересует, что он смотрит, какие новости его привлекают: новости политики, спорт, матчи «Зенита» или других клубов, новости, касающиеся денег, вкусов, валют, путешествий, моды, блуда, который почему- то сегодня называется любовью, и другие вещи и всё. Ещё один-два пункта можно дополнить – вот вам и весь круг вопросов, которые интересуют современного человека. А когда человек услышит о Евангелии, о Царстве Небесном, об Ангелах, о Вечном Суде — он отворачивается от этих известий, как от чего-то пугающего, страшного, что мешает человеку жить беззаботно в этом мире.
Дорогие братия и сестры! Церковь предупреждает нас с вами не погрязнуть в этих житейских заботах, потому что Христос скоро приходит на нашу землю и рождается от Девы Марии ради нашего спасения. Церковь ставит перед нами вопросы, а зачем это происходит, зачем Христос нам нужен, зачем Он рождается, что нам даёт, чего нам не хватает в жизни и что может дать только Христос; чтобы мы задумались об этом, искали Христа, не отворачивались от него, подобно древним Гадаринцам, которые, увидев чудеса Христа, сказали: «Выйди от нас, уйди от пределов наших». И мы с вами так гоним Христа, гоним Его из своей жизни, когда забываем о храме, не посещаем его в воскресные и праздничные дни, когда неделями и долгими месяцами не причащаемся святых Христовых Тайн. А Царство Небесное — это Небесная вечеря, она начинается ещё здесь, на земле. Причащаясь Тела Христова, человек становится из званного избранным членом этого Царства. А игнорируя участие в Божественном мире и в Евхаристии, человек игнорирует и вечную жизнь, и наслаждения там, в Небесном Царстве, и приобщения самому Христу. Будем помнить об этом, дорогие братия и сестры, будем ценить и беречь нашу веру, стараться всегда жить со Христом и спешить в храм Божий, и пребывание в нём считать самыми лучшими, блаженными минутами нашей жизни, которые прожиты воистину не зря. Аминь.
28 декабря 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Церковь Христова ныне живёт в ожидании великого, радостного праздника – Рождества Христова. По неизреченной милости Божией, мы с вами вступили в так называемые подготовительные недели перед праздником Рождества Христова. Их две: первая, в это воскресенье, называется неделей праотцев, вторая, в следующий воскресный день уже перед самим Рождеством – неделей Святых отцов.
В сегодняшний день православная Церковь вспоминает всех ветхозаветных праведников, от плоти и крови которых родился Христос. Церковь предлагает нашему вниманию почтить память великого сонма ветхозаветных праведников, чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть одну простую, но великую истину: Христос родился на земле, воистину воплотился, принял нашу плоть, стал истинным, подлинным, т.е. настоящим человеком, родившись от Девы Марии. Его вхождение в этот мир не было чем-то совершенно внезапным, неизвестным, каким-то инородным вторжением в человеческий род. Это было событие, которое люди ждали веками, тысячелетиями. Мы сегодня вспоминаем всех праведников, которые жили верой в скорое пришествие обетованного Мессии, начиная от Адама, Авеля, Еноха, Евера, родоначальника еврейского народа; затем ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова; их праведных жён Лии, Рахили, Ревеки. Вспоминаем ветхозаветных и иных великих мужей, таких, как праведный Иов многострадальный и многих- многих других. Их всех объединяет одно общее свойство и качество — это пламенная вера в пришествие Мессии.
Сохранить эту веру было крайне сложно и сейчас, и тогда, и в любое время. Из истории ветхозаветного Израиля мы можем видеть, что не все люди жили этой верой, не для всех она служила жизненным ориентиром. Например, когда праотец Ной строил ковчег, причём строил его 120 лет, это было такое большое время, такой огромный промежуток времени, намеренно отпущенный Богом, как время покаяния, как время, данное Богом согрешившим людям, как шанс изменить свою жизнь при наглядном примере, предупреждающем, что так долго беззаконие и жизнь в грехах не может продолжаться. Ной строил ковчег на глазах у всего тогда существовавшего человечества и строил не один день, как сейчас на каком-нибудь современном конвейере, а строил его в течение многих лет. И что вы думаете, дорогие братия и сестры, кроме его семейства и семей его детей никто не вошёл в ковчег. Не потому, что там были ограничены места и никого туда не пускали, а потому, что никто не верил в существование Бога и в то, что грехи не могут совершаться безнаказанно. Никто не хотел этого спасения и не помышлял о нём.
Мы можем упомянуть другой пример из истории Ветхого Завета, когда обезумевшее человечество стало строить вавилонскую башню в надежде достичь небес, достичь как бы самого Бога и сравняться с Ним. Сколько этих вавилонских башен строилось в мире, в том числе и в нашем Отечестве: всякие дворцы съездов на месте разрушенных храмов, другие сооружения, более или менее грандиозные. Сколько было этих безумных, горделивых устремлений человеческого разума, отрекшегося от Бога.
Святые отцы говорят, что во время строительства той первой вавилонской башни лишь один праведник, именем Евер, который стал родоначальником еврейского народа, не участвовал в этом беззаконном строительстве. Один из многих тысяч людей, которые с известным нам из прошлых лет энтузиазмом устремлялись на многие-многие стройки прошлых десятилетий. Всё это строительство пошло прахом. А те Ветхозаветные праведники, которые видели смысл своей жизни в иных делах: в делах Богоугождения, в делах прославления Бога, живы в памяти народа и в памяти Церкви до сего дня. Как говорил Христос о той жене-грешнице, которая возливала миро на ноги Его: там, где будет проповедано Евангелие, скажется и о них, о всех этих ветхозаветных людях и праведниках, до последних минут бытия этого мира.
Мы не можем не упомянуть ещё одного великого праведника Ветхого Завета, близкого к Адаму, именем Енох, о котором кратко сказано в книге Бытия: он ходил пред Богом, и не стало его. Вот и вся жизнь человека, одно совершенно краткое предложение, но как оно о многом говорит! Енох ходил пред Богом, т.е. всю свою жизнь: все дела, слова, поступки он совершал перед очами Божьими, и поэтому был по неизреченной милости Божией живым взят на небо, и не стало его. Он избежал смерти точно так же, как и другой великий праведник и пророк Ветхого Завета — пророк Илия. Эти два праведника, избегшие смерти: Енох и Илия, ещё явятся в этот мир определением Божиим, будут проповедовать и обращать взоры отрекшихся людей, забывших Бога, указывать им на антихриста и призывать их познать и славословить истинного Бога. Все эти великие люди Ветхого Завета, которые прославляются, как святые и в новозаветной Церкви, они все слышали Божественный зов, призывающий их к иной, лучшей жизни, призывающий к Богу, и они были верны этому Божественному призыву.
Сегодня в созвучии с этой памятью Ветхозаветных праотцев Церковь предлагает нам в Евангелии притчу о званных на брачный пир. Те из счастливых паломников, прихожан нашего храма, кто были в Финляндии, слышат её уже во второй раз. Как это хорошо во второй раз через пару недель услышать эту притчу — точно дойдёт до ума, до сознания, до сердца каждого из нас. Финская Православная церковь, как и многие другие поместные Православные церкви, уже праздновала Рождество Христово по новому стилю, и за две недели до сегодняшнего дня праздновала и день памяти праотцев. А мы с вами, дорогие братия и сестры, будучи верными чадами нашей Православной родной Церкви, мы сегодня вспоминаем эту притчу.
Один некий хозяин устроил вечерю и звал многих. Святитель Игнатий Брянчанинов уже в этих первых словах, которые как бы ни о чём не говорят, которые могут являться лишь некоей преамбулой к какому-то далее следующему разговору, видит великие тайны и великий смысл. Некий хозяин, значит, какой-то неизвестный хозяин. Если мы понимаем, что под этим хозяином подразумевается Бог, если этот Бог «некий» и «неизвестный» для большинства людей, какой горечью могут звучать тогда эти слова. Бог — любящий Отец, Который устраивает вечерю, званный, прекрасный обед; Его не знают люди, не называется Его имя. Это говорит о страшном развращении человеческого рода, это говорит о том, что люди в последние времена не будут знать Бога. И то, что Хозяин приглашает их не на обед, а на ужин — это тоже о многом говорит, потому что ужин происходит перед сном, в конце уходящего дня. Этот уходящий день — конец этого видимого мира, это напоминание о Страшном Суде, это напоминание о нашей смерти, которая будет в вечере нашей жизни. С какой грустью, с каким смыслом звучат эти слова, что в конце жизни, в конце бытия мира люди не будут знать Бога, они отвернутся от Него, будут Его игнорировать и презирать. Поэтому, тогда зазвучат с особым смыслом слова Евангелия: «Придя, найду ли веру на земле»?
Когда исполнятся эти слова? Трудно сказать. По слову Евангелия, мы не должны прогнозировать эти судьбоносные дни и часы, потому что о дне и часе том никто не знает, только Отец наш Небесный. А мы с вами должны постоянно жить в готовности непостыдно встретить Христа.
Когда этот ужин был готов, Господин посылает своего раба звать званных на брачный пир, сказать, что уже всё готово. Этот раб, которого послал Бог-Отец звать людей, имеющих приглашение — Господь наш Иисус Христос, который воплотился от Девы Марии и пришёл, действительно, в образе смиренного раба, чтобы звать согрешившее человечество на вечную Небесную вечерю, чтобы напомнить им о Своём Небесном Отечестве. Как встретили люди этого Раба, вы все прекрасно знаете, и животворящий крест Христов, который есть в каждом храме, является ответом на то, как люди встретили Христа, как они ждали Его и как Он был нужен им, пришедший в мир Мессия.
Но на этом не приходит конец. Когда люди отвергли Христа, Бог не отверг их. Он посылает апостолов, Он посылает пророков, Он посылает других людей и говорит, чтобы они шли на распутья дорог, по длинным улицам и перекресткам, искали там всех, кого смогут найти: нищих, хромых, увечных, глухих, косых, больных — всех звали, чтобы праздник и пир был наполнен возлежащими. И они сделали это, и Господь вторично отправляет их, чтобы вся трапеза была наполнена людьми, которые как бы совершенно случайно пришли на этот пир. Кто эти нищие, глухие, больные, хромые? Этот список можно продолжать дальше.
Дорогие братия и сестры, это мы с вами, как бы это необычно ни звучало, не было бы так сложно к восприятию. А почему? Да потому, что званные – это, прежде всего, богоизбранный народ израильский, который Господь звал через Священное Писание, через пророков, Моисея, великого пророка, давшего закон этому народу, других пророков. Вот они, званные! А мы с вами, русские люди, пришли в Церковь Христову уже в новозаветное время. Русская Церковь была приобщена к живоносному древу Христову лишь в Х веке, а до Х века в истории нашего государства был период язычества, и только в Х веке вслед за многими древними Церквями Русь, которая станет впоследствии Святой Русью на краткое время, будет призвана и просвещена светом Христовым, о котором пророчествовал святой апостол Андрей Первозванный, воздвигая крест на киевских горах.
А кто же эти званные, кто ещё под ними подразумевается? В притче говорится о трёх состояниях людей, которые отказались явиться на этот прекрасный пир. Первый, который отказывался, сказал, что он землю купил. Второй сказал, что купил пять пар волов, ему нужно испытать их, не может он прийти. А третий сказал: жену поял, т.е. женился, ему нет дела до этих небесных радостей и какого-то духовного торжества. Смотрите, были изложены три причины, они были такие ёмкие и понятные современникам Христа, а сейчас в наше время они становятся ещё более понятными. Вот представьте себе, что кто-то из современных людей ссылается на эту причину: землю купил. Вы попробуйте купить земельку в окрестностях мегаполиса, тогда будете представлять, что это такое. При этом многие тысячи гектаров земли заброшены в нашей стране, в каких-то глубинках России: в Новгородской, Вологодской, Псковской и иных областях — тысячи гектаров, никому не нужных, заброшенных, поросших сорными травами. И вот в этом наша правда жизни.
Эти житейские заботы, которые подразумеваются под этой первой причиной, что человек землю купил — некий собирательный образ, любое имущественное стяжание, приобретение, над которым человек думает в своей жизни, и эти думы целиком охватывают его.
Вторая причина: пять пар волов купил. Волов-то сейчас мало кто покупает, они мало кому нужны в современной жизни. Но это тоже образ, образ труда. Волов покупают для того, чтобы работать на них. Это образ того, когда работа переходит в страсть, когда человек всю жизнь свою отдаёт работе в надежде заработать всё больше и больше денег, решить те или иные проблемы, улучшить какие-то условия своей жизни и т.п. Решаются одни проблемы, появляются другие, и человек становится рабом обстоятельств.
А вот третья причина, когда человек «жену поял» — причина веская. Мало кто может с лёгкостью и с радостью решить эти проблемы и порадоваться своей состоявшейся семейной жизнью. Между прочим, в Ветхом Завете кто только женился, даже на войну не брали, считалось убедительной причиной, чтобы семья жила, чтобы род продолжался, чтобы население страны умножалось. А вот сейчас Россия наша вымирает.
Дорогие братия и сестры, здесь под видом семейных забот не подразумеваются какие-то вещи жертвенного характера. Допустим, кто-то не пришел в храм, потому что ночь не спал, ребенка укачивал, кормил. Да не об этом речь! А речь идёт о грехах, которые являются препятствиями в делах духовных, речь идёт о греховных удовольствиях, о наслаждениях, которые подразумеваются под образом брака: любые наслаждения, любые удовольствия, любые пристра-стия. При внимательном рассмотрении этих причин, дорогие братия и сестры, мы видим в них каждый самого себя. Как мы видим иначе причины, которые нас уводят от Бога, которые становятся более важными, более вескими и значимыми для нас.
Действительно, посмотрим, чем живёт современный человек, что его интересует, что он смотрит, какие новости его привлекают: новости политики, спорт, матчи «Зенита» или других клубов, новости, касающиеся денег, вкусов, валют, путешествий, моды, блуда, который почему- то сегодня называется любовью, и другие вещи и всё. Ещё один-два пункта можно дополнить – вот вам и весь круг вопросов, которые интересуют современного человека. А когда человек услышит о Евангелии, о Царстве Небесном, об Ангелах, о Вечном Суде — он отворачивается от этих известий, как от чего-то пугающего, страшного, что мешает человеку жить беззаботно в этом мире.
Дорогие братия и сестры! Церковь предупреждает нас с вами не погрязнуть в этих житейских заботах, потому что Христос скоро приходит на нашу землю и рождается от Девы Марии ради нашего спасения. Церковь ставит перед нами вопросы, а зачем это происходит, зачем Христос нам нужен, зачем Он рождается, что нам даёт, чего нам не хватает в жизни и что может дать только Христос; чтобы мы задумались об этом, искали Христа, не отворачивались от него, подобно древним Гадаринцам, которые, увидев чудеса Христа, сказали: «Выйди от нас, уйди от пределов наших». И мы с вами так гоним Христа, гоним Его из своей жизни, когда забываем о храме, не посещаем его в воскресные и праздничные дни, когда неделями и долгими месяцами не причащаемся святых Христовых Тайн. А Царство Небесное — это Небесная вечеря, она начинается ещё здесь, на земле. Причащаясь Тела Христова, человек становится из званного избранным членом этого Царства. А игнорируя участие в Божественном мире и в Евхаристии, человек игнорирует и вечную жизнь, и наслаждения там, в Небесном Царстве, и приобщения самому Христу. Будем помнить об этом, дорогие братия и сестры, будем ценить и беречь нашу веру, стараться всегда жить со Христом и спешить в храм Божий, и пребывание в нём считать самыми лучшими, блаженными минутами нашей жизни, которые прожиты воистину не зря. Аминь.
Предыдущая проповедь
21 декабря 2008
Следующая проповедь
1 января 2009
Все проповеди за 2008 год