Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя сыропустная. Прощенное воскресенье

Дорогие братия и сестры! В последних словах церковного песнопения перед святым причащением мы слышали плач Адамов, те слова, которые говорил Адам перед затворёнными дверями рая, будучи безвозвратно изгнанным оттуда: «Раю мой, раю. К тому твоея сладости не наслаждуся, увы мне, увы. Милостивый Господи, помилуй меня, падшего».

Грехом Адама были заключены двери рая. Как, дорогие братия и сестры, легко и просто совершается грех, но как долго и трудно покаяние в этом грехе. И как порой бывает трудно, иногда невозможно вернуть то, что разрушено грехом человеческим. Мы можем вспомнить страшные примеры того, что творит грех, что он производит в нашей жизни: семейные ссоры, раздоры между родителями и детьми, между родными, братьями, сестрами. Грех, который лежит между этими родственными отношениями, порой не уврачёвывается многие-многие годы, потому что потерять мир, любовь можно одним грубым словом, сказанным с раздражением, ненавистью, словом непримиримым, одним поступком, одним действием. А восстановить этот мир иногда не удаётся и в течение всей жизни человеческой. Сколько горя порождено грехом человеческим, а в основе любого греха лежит гордость человеческая.

Поэтому Игнатий Брянчанинов говорит, что если человек, приходя на исповедь и вспоминая какие-то свои грехи, не кается в гордости, значит, его покаяние не имеет цены, оно неискреннее, потому что человек не увидел самого главного, самого основного, самого ужасного и страшного в своей жизни – греха гордыни. При совершении таинства крещения, когда происходит чин отречения от сатаны, то священник задаёт такие вопросы: «Отрекаешься ли сатаны, всех дел и всех ангелов его, всея гордыни его и всего служения его». Устами либо восприемников, либо крёстных, либо устами взрослого крещаемого человека звучит ответ: отрекаюсь.

Среди множества грехов вспоминается один грех — гордости, который самым прямым образом относится к дьяволу, который характеризует его сущность, который является синонимом самого страшного зла, которое может носить на себе творение Божие.

Мы сегодня вспоминаем грехопадение Адама. Как легко оно совершилось, когда  дьявол в образе змия предстал перед Девой, как существом более слабым, и начал искушать её такими словами: «А правда ли, что Бог сказал вам, что от всех деревьев в раю нельзя вкушать вам плоды?» Какие хитрые, лукавые слова. Ведь дьявол повторяет это искушение в жизни каждого человека, повторяет ежеминутно, пытаясь посеять чувство сомнения в искренности и любви порой самых близких людей по отношению к нам. «А правда ли…»: тот человек либо сказал, либо сделал что-то плохое для вас, либо подумал, либо какую-то сплетню очередную передал о вашей жизни. А дьявол этими словами «а правда ли…» всевает ненависть и злобу в сердце каждого из нас ежечасно, ежеминутно.

И Ева не устояла в этом искушении. Первые слова диавола она отвергает. «Нет, от всех  деревьев разрешил нам Господь вкушать плоды, только от одного древа познания добра и зла не разрешил, потому что сказал, когда вкусите от него, то умрёте». «Смертью умрете», как говорится в славянском переводе Библии. Здесь диавол всевает и дальше недоверие к Богу, как всевает недоверие в наше сердце по отношению к близким, родным. «Ты думаешь, что все так к тебе прекрасно относятся, так тебя любит жена, муж, или дети, или братья, или сёстры, или друг твой. Ты думаешь, что он такой хороший, а на самом деле…  И вспоминаются те или иные вещи, навеваются какие-то, чаще всего, ложные мысли, но которые остаются в сердце человека и которые порождают вражду и ненависть.

 Диавол говорит Еве: «Нет, не умрёте, Бог неправду сказал вам». Диавол говорит так каждому из нас, когда мы намереваемся совершить какой-то грех. «Неправду Господь сказал, не умрёте, ничего страшного, все грешат, ничего вам не будет. Всё пройдёт бесследно, это твоё личное дело, жизнь твоя в твоих руках, человек сам творец своего счастья. Жизнь долгая, покаешься на пенсии, а пока жив, пока полон сил, надо брать от жизни всё и ничего не будет, никакого наказания, никакого вразумления. Грешить можно совершенно безопасно, бесследно». Вот этот бесовский шёпот, влагаемый в уши, в разум, приходящий с этими чуждыми мыслями, он знаком каждому из нас.

И Ева, не устояв при этих искусительных словах, смотрит новыми глазами на давно известные вещи. Она смотрит на плоды древа познания добра и зла, и после этих бесовских слов, подверженная некоему очарованию, искушению, обольщению она смотрит по-новому, что плоды-то уникальные, прекрасные. Как же она не замечала их раньше?

Дорогие братия и сестры! Под этим же бесовским очарованием глаза похотливые смотрят на чужие жизни, на чужую жену, на чужого мужа, на чужие богатства, на чужое имущество. Это чужое кажется таким прекрасным, невероятным, которое должно быть у нас, но не должно быть у других людей. Но когда это желание не может быть реализовано, то появляется зависть, ненависть. Так дьявол искушает каждого человека.

И Ева, не удержавшись от охватившего её очарования, видит, что плоды необыкновенные, и вкушает этот плод и даёт Адаму, и говорит: «Ты раньше не знал, как это хорошо». И даёт ему плод, и он вкушает. Когда они совершили этот грех, нарушив заповедь Божию, им стало, конечно, стыдно и больно, потому что совесть, которая есть у каждого человека, а у первых людей она была более чуткая, потому что раньше не знала никакого греха, она была чистейшей, ангельской совестью, незамутнённым голосом Самого Бога внутри человека.

И когда стыдно стало первым людям, они попытались скрыться от Бога, как пытается скрыться любой грешник, предаваясь греху во тьме ночи. Иногда наши предки, когда грешили в доме, а чувствовали, что нельзя, Бог всё видит, они поворачивали иконы в другую сторону, чтобы Господь, взирающий с икон, не видел то беззаконие, которое творилось в том или ином месте. Совесть всё чувствует: Адам и Ева поспешили спрятаться. А Господь знал, а Господь видел их грех. Как всегда, Он общался с Адамом и Евой в раю в буквальном смысле, об этом говорит Библия, когда Бог ходил в прохладе рая и беседовал с Адамом. Было прямое и самое тесное общение лицом к лицу, самое возвышенное и необыкновенное общение, религия, как связь между человеком и Богом.

 Господь, подойдя к Адаму и Еве, спросил: «Адам, где ты?»  По-славянски это звучит так: «Адаме, где еси?» Господь говорит этим голосом согрешившему человеку, Он и нас с вами одёргивает от греха, когда он совершён уже. Господь этими словами обращается к совести каждого из нас, взывает и побуждает к покаянию. Этого покаяния Бог ждал от Адама. Но  покаяния не произошло! Если бы Адам покаялся сразу в грехе, ещё не будучи изгнанным из рая, а сразу, когда он только увидел Бога и когда Господь спросил его: «Где ты, Адам, что с тобой произошло?» Если бы в эту минуту прозвучало покаяние Адама, то история рода человеческого пошла бы совсем по-другому.

 Адам начал оправдываться, говорить, что мы не можем выйти, потому что мы наги. «Не ел ли ты от плодов, которые Я запретил?» И здесь молчит Адам, но затем он даже обвиняет Бога: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод, и я ел». Вот это уже словеса лукавствия, избавления от которых мы будем просить с вами во время Великого поста: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

Точно так же оправдывается в грехе каждый грешник, ссылаясь на сложные, как нам кажется, обстоятельства жизни. Звучат ссылки на то, что мы с вами живём в такое сложное время, в таких экономических и политических условиях, когда не грешить невозможно, когда все грешат, и если не будешь грешить сам, то и прожить невозможно. И многие-многие другие звучат словеса лукавствия, которые влагает диавол в наши уста. Они и сейчас звучат отзвуком этих слов Адамовых.

И Господь затворяет двери рая. Для согрешивших людей уже нет места в раю, как нет места в раю любым грешникам, которые не приносят покаяние перед Богом, которые чужды Его, которые не хотят встречи с Ним, которые хотят спрятаться от Него, точно так, как Адам спрятался. И сейчас люди прячутся от Бога, от церкви, не хотят ходить в церковь, не хотят видеть и знать Бога, а пребывают где-то там, в кустах и зарослях, где спрятался Адам. Там они пытаются находиться и говорят, что Бог у них в душе: «Ничего не произошло, Церковь нужна для грешников, для лицемеров, для больных, но только не для нас». Так же, как затворились двери рая для первых людей, точно так же они затворяются и для грешников, которые не имеют нужды в Боге и в покаянии, сейчас.

 Но, дорогие братия и сестры, причина-то не в Боге, а в человеке. Согрешившие люди уже не могли пребывать в раю. Даже не видя Бога, они пытались спрятаться, исчезнуть, уйти из этого прекрасного места. Когда Адам был лишён райских обителей, рая земного, когда пламенный Херувим стал на страже рая, не пуская обратно согрешивших людей, вот тогда  Адам понял, чего он лишился.

 Адам прожил много сотен лет, не так, как мы с вами, грешники, вымирающие от грехов людских. Ведь человек сотворен был Богом бессмертным не только душой, но и телом. По телу своему человек никогда не должен был умереть. Поэтому смерть, вторгшаяся в человеческий род, постепенно увеличивала возраст своей власти, пределы своего могущества над родом людским. Адам, в котором ещё витало бессмертие, бессмертие и по телу его, прожил 930 лет. Всю свою оставшуюся жизнь, все эти многие сотни лет он вспоминал о рае, плакал и каялся.

И Господь дал обетование согрешившим людям, что семя жены сотрёт главу змия. Не до конца будет наказание рода человеческого, а придёт Мессия, рождённый от Девы, и спасёт,  исцелит эту природу Адама, которая осквернилась грехом. Многое потерял Адам в результате своего греха: весь космос, вся природа, окружающая человека, обезображена грехом; воздух, вода, земля и все стихии — всё обезображено, всё осквернено. Весь животный мир несёт на себе, мучаясь и стеная, как говорит апостол Павел, следы греха Адамова. Жёны в болезнях  рождают детей, и эти муки рождения настолько сильны, настолько страшны, что иногда даже отодвигают или не дают прочувствовать радость материнства жёнам, которые боятся этих мук рождения, не хотят претерпевать их, не доходят до рождения, прерывают жизни, данные им Богом.

Земля была проклята и, будучи необыкновенно плодоносной и производящей для человека любой плод, она стала нести на себе печать проклятия и производить из себя одни тернии и волчцы. Лишь необыкновенным трудом, в поте лица своего человек обязан был добывать себе хлеб насущный, тогда как ранее он питался без всякого труда, срывая с деревьев, которые росли в раю, любые плоды, удовлетворявшие любой вкус и необыкновенно приятные и сладкие, дающие человеку всё необходимое. Тело человека и его природа обезобразились грехом, он стал подвержен болезням, страданиям. Смерть стала ходить по пятам за каждым человеком, и грех всегда «удобо преклоняет человека» к его совершению. Природа склонна ко греху, она обезображена грехом Адама.

Дорогие братия  и сестры! Вот лишь несколько слов, которые показывают, что имел Адам, и что он потерял. Многие святые нашей Церкви чудом Божиим сподоблялись видеть райские обители. Так, например, апостол Павел был восхищён до третьего неба и слышал там неизреченные глаголы, о которых невозможно передать на человеческом языке. Он ничего не сказал об этом райском уголке, что он видел, что он почувствовал там. Сказал лишь, что никогда  око человека ни видело, ухо не слышало и на сердце человеку никогда не приходило, что уготовал Бог любящим Его.

 Святой Андрей, Христа ради юродивый, также видел райские обители. Ему однажды явился Ангел и принёс чудный цветок из рая, и этот цветок был такой необыкновенной, неземной красоты, что Андрей хотел его приобрести, чтобы он был всегда рядом, потому что преображал невольно всякого смотревшего на него. Ангел сказал на просьбу святого, что если соберёшь золото всего мира, то и его не хватит для того, чтобы соизмерить ценность одного этого райского цветка.

Вот, дорогие братия и сестры, какая сладость неизреченная в райских обителях, которые уготовал Бог любящим Его. Сегодня, когда мы вспоминаем грех Адама, Церковь обращается к сознанию каждого из нас и говорит, что эта жизнь, к которой мы так с вами прилепляемся, временная, не основная. В этой жизни мы с вами должны только подготовиться для жизни вечной. И если подготовимся, если сроднимся с Богом и вечной благодатью, то перед нами раскрываются райские обители, потому, что ради этого, ради нашего спасения Христос сошел с неба и принял нашу с вами плоть адамову обезображенную грехом.

Но как мало людей, которые помнят это. Как мало людей, которые понимают, что есть жизнь вечная; как мало людей, кто расставляет правильно жизненные акценты; как мало людей, кто думает о жизни вечной, о своей бессмертной душе, её питает, её ценностями живёт, молится Богу, общается с Ним в молитве, кается в своих грехах и идёт постепенно путём спасения.

Дорогие братия и сестры! Церковь взывает к совести каждого человека в преддверии Великого поста, надеясь увидеть в нашей жизни покаяние, увидеть изменения, увидеть, что мы думаем о вечной жизни. Мы мечтаем о райских обителях, которые уготовал Господь любящим Его. Дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры,  сподобиться этого вечного спасения и вечной радости в этом раю, потерянном Адамом и приобретённым нашим покаянием. Аминь.

1 марта 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В последних словах церковного песнопения перед святым причащением мы слышали плач Адамов, те слова, которые говорил Адам перед затворёнными дверями рая, будучи безвозвратно изгнанным оттуда: «Раю мой, раю. К тому твоея сладости не наслаждуся, увы мне, увы. Милостивый Господи, помилуй меня, падшего».

Грехом Адама были заключены двери рая. Как, дорогие братия и сестры, легко и просто совершается грех, но как долго и трудно покаяние в этом грехе. И как порой бывает трудно, иногда невозможно вернуть то, что разрушено грехом человеческим. Мы можем вспомнить страшные примеры того, что творит грех, что он производит в нашей жизни: семейные ссоры, раздоры между родителями и детьми, между родными, братьями, сестрами. Грех, который лежит между этими родственными отношениями, порой не уврачёвывается многие-многие годы, потому что потерять мир, любовь можно одним грубым словом, сказанным с раздражением, ненавистью, словом непримиримым, одним поступком, одним действием. А восстановить этот мир иногда не удаётся и в течение всей жизни человеческой. Сколько горя порождено грехом человеческим, а в основе любого греха лежит гордость человеческая.

Поэтому Игнатий Брянчанинов говорит, что если человек, приходя на исповедь и вспоминая какие-то свои грехи, не кается в гордости, значит, его покаяние не имеет цены, оно неискреннее, потому что человек не увидел самого главного, самого основного, самого ужасного и страшного в своей жизни – греха гордыни. При совершении таинства крещения, когда происходит чин отречения от сатаны, то священник задаёт такие вопросы: «Отрекаешься ли сатаны, всех дел и всех ангелов его, всея гордыни его и всего служения его». Устами либо восприемников, либо крёстных, либо устами взрослого крещаемого человека звучит ответ: отрекаюсь.

Среди множества грехов вспоминается один грех — гордости, который самым прямым образом относится к дьяволу, который характеризует его сущность, который является синонимом самого страшного зла, которое может носить на себе творение Божие.

Мы сегодня вспоминаем грехопадение Адама. Как легко оно совершилось, когда  дьявол в образе змия предстал перед Девой, как существом более слабым, и начал искушать её такими словами: «А правда ли, что Бог сказал вам, что от всех деревьев в раю нельзя вкушать вам плоды?» Какие хитрые, лукавые слова. Ведь дьявол повторяет это искушение в жизни каждого человека, повторяет ежеминутно, пытаясь посеять чувство сомнения в искренности и любви порой самых близких людей по отношению к нам. «А правда ли…»: тот человек либо сказал, либо сделал что-то плохое для вас, либо подумал, либо какую-то сплетню очередную передал о вашей жизни. А дьявол этими словами «а правда ли…» всевает ненависть и злобу в сердце каждого из нас ежечасно, ежеминутно.

И Ева не устояла в этом искушении. Первые слова диавола она отвергает. «Нет, от всех  деревьев разрешил нам Господь вкушать плоды, только от одного древа познания добра и зла не разрешил, потому что сказал, когда вкусите от него, то умрёте». «Смертью умрете», как говорится в славянском переводе Библии. Здесь диавол всевает и дальше недоверие к Богу, как всевает недоверие в наше сердце по отношению к близким, родным. «Ты думаешь, что все так к тебе прекрасно относятся, так тебя любит жена, муж, или дети, или братья, или сёстры, или друг твой. Ты думаешь, что он такой хороший, а на самом деле…  И вспоминаются те или иные вещи, навеваются какие-то, чаще всего, ложные мысли, но которые остаются в сердце человека и которые порождают вражду и ненависть.

 Диавол говорит Еве: «Нет, не умрёте, Бог неправду сказал вам». Диавол говорит так каждому из нас, когда мы намереваемся совершить какой-то грех. «Неправду Господь сказал, не умрёте, ничего страшного, все грешат, ничего вам не будет. Всё пройдёт бесследно, это твоё личное дело, жизнь твоя в твоих руках, человек сам творец своего счастья. Жизнь долгая, покаешься на пенсии, а пока жив, пока полон сил, надо брать от жизни всё и ничего не будет, никакого наказания, никакого вразумления. Грешить можно совершенно безопасно, бесследно». Вот этот бесовский шёпот, влагаемый в уши, в разум, приходящий с этими чуждыми мыслями, он знаком каждому из нас.

И Ева, не устояв при этих искусительных словах, смотрит новыми глазами на давно известные вещи. Она смотрит на плоды древа познания добра и зла, и после этих бесовских слов, подверженная некоему очарованию, искушению, обольщению она смотрит по-новому, что плоды-то уникальные, прекрасные. Как же она не замечала их раньше?

Дорогие братия и сестры! Под этим же бесовским очарованием глаза похотливые смотрят на чужие жизни, на чужую жену, на чужого мужа, на чужие богатства, на чужое имущество. Это чужое кажется таким прекрасным, невероятным, которое должно быть у нас, но не должно быть у других людей. Но когда это желание не может быть реализовано, то появляется зависть, ненависть. Так дьявол искушает каждого человека.

И Ева, не удержавшись от охватившего её очарования, видит, что плоды необыкновенные, и вкушает этот плод и даёт Адаму, и говорит: «Ты раньше не знал, как это хорошо». И даёт ему плод, и он вкушает. Когда они совершили этот грех, нарушив заповедь Божию, им стало, конечно, стыдно и больно, потому что совесть, которая есть у каждого человека, а у первых людей она была более чуткая, потому что раньше не знала никакого греха, она была чистейшей, ангельской совестью, незамутнённым голосом Самого Бога внутри человека.

И когда стыдно стало первым людям, они попытались скрыться от Бога, как пытается скрыться любой грешник, предаваясь греху во тьме ночи. Иногда наши предки, когда грешили в доме, а чувствовали, что нельзя, Бог всё видит, они поворачивали иконы в другую сторону, чтобы Господь, взирающий с икон, не видел то беззаконие, которое творилось в том или ином месте. Совесть всё чувствует: Адам и Ева поспешили спрятаться. А Господь знал, а Господь видел их грех. Как всегда, Он общался с Адамом и Евой в раю в буквальном смысле, об этом говорит Библия, когда Бог ходил в прохладе рая и беседовал с Адамом. Было прямое и самое тесное общение лицом к лицу, самое возвышенное и необыкновенное общение, религия, как связь между человеком и Богом.

 Господь, подойдя к Адаму и Еве, спросил: «Адам, где ты?»  По-славянски это звучит так: «Адаме, где еси?» Господь говорит этим голосом согрешившему человеку, Он и нас с вами одёргивает от греха, когда он совершён уже. Господь этими словами обращается к совести каждого из нас, взывает и побуждает к покаянию. Этого покаяния Бог ждал от Адама. Но  покаяния не произошло! Если бы Адам покаялся сразу в грехе, ещё не будучи изгнанным из рая, а сразу, когда он только увидел Бога и когда Господь спросил его: «Где ты, Адам, что с тобой произошло?» Если бы в эту минуту прозвучало покаяние Адама, то история рода человеческого пошла бы совсем по-другому.

 Адам начал оправдываться, говорить, что мы не можем выйти, потому что мы наги. «Не ел ли ты от плодов, которые Я запретил?» И здесь молчит Адам, но затем он даже обвиняет Бога: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод, и я ел». Вот это уже словеса лукавствия, избавления от которых мы будем просить с вами во время Великого поста: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

Точно так же оправдывается в грехе каждый грешник, ссылаясь на сложные, как нам кажется, обстоятельства жизни. Звучат ссылки на то, что мы с вами живём в такое сложное время, в таких экономических и политических условиях, когда не грешить невозможно, когда все грешат, и если не будешь грешить сам, то и прожить невозможно. И многие-многие другие звучат словеса лукавствия, которые влагает диавол в наши уста. Они и сейчас звучат отзвуком этих слов Адамовых.

И Господь затворяет двери рая. Для согрешивших людей уже нет места в раю, как нет места в раю любым грешникам, которые не приносят покаяние перед Богом, которые чужды Его, которые не хотят встречи с Ним, которые хотят спрятаться от Него, точно так, как Адам спрятался. И сейчас люди прячутся от Бога, от церкви, не хотят ходить в церковь, не хотят видеть и знать Бога, а пребывают где-то там, в кустах и зарослях, где спрятался Адам. Там они пытаются находиться и говорят, что Бог у них в душе: «Ничего не произошло, Церковь нужна для грешников, для лицемеров, для больных, но только не для нас». Так же, как затворились двери рая для первых людей, точно так же они затворяются и для грешников, которые не имеют нужды в Боге и в покаянии, сейчас.

 Но, дорогие братия и сестры, причина-то не в Боге, а в человеке. Согрешившие люди уже не могли пребывать в раю. Даже не видя Бога, они пытались спрятаться, исчезнуть, уйти из этого прекрасного места. Когда Адам был лишён райских обителей, рая земного, когда пламенный Херувим стал на страже рая, не пуская обратно согрешивших людей, вот тогда  Адам понял, чего он лишился.

 Адам прожил много сотен лет, не так, как мы с вами, грешники, вымирающие от грехов людских. Ведь человек сотворен был Богом бессмертным не только душой, но и телом. По телу своему человек никогда не должен был умереть. Поэтому смерть, вторгшаяся в человеческий род, постепенно увеличивала возраст своей власти, пределы своего могущества над родом людским. Адам, в котором ещё витало бессмертие, бессмертие и по телу его, прожил 930 лет. Всю свою оставшуюся жизнь, все эти многие сотни лет он вспоминал о рае, плакал и каялся.

И Господь дал обетование согрешившим людям, что семя жены сотрёт главу змия. Не до конца будет наказание рода человеческого, а придёт Мессия, рождённый от Девы, и спасёт,  исцелит эту природу Адама, которая осквернилась грехом. Многое потерял Адам в результате своего греха: весь космос, вся природа, окружающая человека, обезображена грехом; воздух, вода, земля и все стихии — всё обезображено, всё осквернено. Весь животный мир несёт на себе, мучаясь и стеная, как говорит апостол Павел, следы греха Адамова. Жёны в болезнях  рождают детей, и эти муки рождения настолько сильны, настолько страшны, что иногда даже отодвигают или не дают прочувствовать радость материнства жёнам, которые боятся этих мук рождения, не хотят претерпевать их, не доходят до рождения, прерывают жизни, данные им Богом.

Земля была проклята и, будучи необыкновенно плодоносной и производящей для человека любой плод, она стала нести на себе печать проклятия и производить из себя одни тернии и волчцы. Лишь необыкновенным трудом, в поте лица своего человек обязан был добывать себе хлеб насущный, тогда как ранее он питался без всякого труда, срывая с деревьев, которые росли в раю, любые плоды, удовлетворявшие любой вкус и необыкновенно приятные и сладкие, дающие человеку всё необходимое. Тело человека и его природа обезобразились грехом, он стал подвержен болезням, страданиям. Смерть стала ходить по пятам за каждым человеком, и грех всегда «удобо преклоняет человека» к его совершению. Природа склонна ко греху, она обезображена грехом Адама.

Дорогие братия  и сестры! Вот лишь несколько слов, которые показывают, что имел Адам, и что он потерял. Многие святые нашей Церкви чудом Божиим сподоблялись видеть райские обители. Так, например, апостол Павел был восхищён до третьего неба и слышал там неизреченные глаголы, о которых невозможно передать на человеческом языке. Он ничего не сказал об этом райском уголке, что он видел, что он почувствовал там. Сказал лишь, что никогда  око человека ни видело, ухо не слышало и на сердце человеку никогда не приходило, что уготовал Бог любящим Его.

 Святой Андрей, Христа ради юродивый, также видел райские обители. Ему однажды явился Ангел и принёс чудный цветок из рая, и этот цветок был такой необыкновенной, неземной красоты, что Андрей хотел его приобрести, чтобы он был всегда рядом, потому что преображал невольно всякого смотревшего на него. Ангел сказал на просьбу святого, что если соберёшь золото всего мира, то и его не хватит для того, чтобы соизмерить ценность одного этого райского цветка.

Вот, дорогие братия и сестры, какая сладость неизреченная в райских обителях, которые уготовал Бог любящим Его. Сегодня, когда мы вспоминаем грех Адама, Церковь обращается к сознанию каждого из нас и говорит, что эта жизнь, к которой мы так с вами прилепляемся, временная, не основная. В этой жизни мы с вами должны только подготовиться для жизни вечной. И если подготовимся, если сроднимся с Богом и вечной благодатью, то перед нами раскрываются райские обители, потому, что ради этого, ради нашего спасения Христос сошел с неба и принял нашу с вами плоть адамову обезображенную грехом.

Но как мало людей, которые помнят это. Как мало людей, которые понимают, что есть жизнь вечная; как мало людей, кто расставляет правильно жизненные акценты; как мало людей, кто думает о жизни вечной, о своей бессмертной душе, её питает, её ценностями живёт, молится Богу, общается с Ним в молитве, кается в своих грехах и идёт постепенно путём спасения.

Дорогие братия и сестры! Церковь взывает к совести каждого человека в преддверии Великого поста, надеясь увидеть в нашей жизни покаяние, увидеть изменения, увидеть, что мы думаем о вечной жизни. Мы мечтаем о райских обителях, которые уготовал Господь любящим Его. Дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры,  сподобиться этого вечного спасения и вечной радости в этом раю, потерянном Адамом и приобретённым нашим покаянием. Аминь.

Предыдущая проповедь

22 февраля 2009

Неделя о страшном суде
Следующая проповедь

8 марта 2009

Торжество Православия

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00